Научная статья на тему 'Социально-культурная политика государства - важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности'

Социально-культурная политика государства - важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3339
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL POLICY / STATE / THE MOST IMPORTANT CONDITION OPERATION / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жарков Анатолий Дмитриевич

В статье рассматривается социально-культурная политика государства как важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности. Автор анализирует социально-культурную политику государства, которая определяет и регулирует деятельность центральных правительственных и муниципальных учреждений, комитетов, комиссий, а также общественных и коммерческих организаций, в своей работе ориентированных на цели, которые перед ними ставятся прямо или косвенно и затрагивают интересы всех слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the socio-cultural policy of the state as the most important condition of the operation of socio-cultural activities. The author analyzes the socio-cultural policy of the state, which defines and regulates the activities of the central government and local government agencies, committees, commissions, as well as public and commercial organizations in their work focused on the goals that are set before them, directly or indirectly affect the interests of all segments of the population.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная политика государства - важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

социально-культурная политика государства - важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности

Анатолий Дмитриевич ЖАРКОВ,

доктор педагогических наук, профессор,заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности МГУКИ, заслуженный работник культуры РФ [email protected]

В статье рассматривается социально-культурная политика государства как важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности. Автор анализирует социально-культурную политику государства, которая определяет и регулирует деятельность центральных правительственных и муниципальных учреждений, комитетов, комиссий, а также общественных и коммерческих организаций, в своей работе ориентированных на цели, которые перед ними ставятся прямо или косвенно и затрагивают интересы всех слоев населения.

Ключевые слова: социально-культурная политика, государство, важнейшее условие, функционирование, социально-культурная деятельность.

The article deals with the socio-cultural policy of the state as the most important condition of the operation of socio-cultural activities. The author analyzes the socio-cultural policy of the state, which defines and regulates the activities of the central government and local government agencies, committees, commissions, as well as public and commercial organizations in their work focused on the goals that are set before them, directly or indirectly affect the interests of all segments of the population.

Key words: socio-cultural policy, state, the most important condition operation, socio-cultural activities.

Социально-культурная политика государства является высшей иерархической структурой в инфраструктуре социально-культурной деятельности.

Разработка основ и поэтапная реализация государственной социально-культурной политики является необходимым условием успешного продвижения по пути культурного воспитания населения страны, гарантией всестороннего развития членов демократического общества, построения нового гражданского общества на основе мировых и национальных культурных ценностей.

Термином «социально-культурная политика» обозначаются государственные и социальные функции, осуществляемые по отношению к гражданам страны. Социально-культурная политика включает в свою сферу определенный круг функций, затрагивающих жизненные интересы всего населения, регулирует деятельность центральных правительственных и муниципальных учреждений, комитетов, комиссий, а также общественных и коммерческих организаций, в своей работе ориентированных на цели, которые перед ними ставятся прямо или косвенно и затрагивают интересы всех слоев населения.

При всей сложности периода экономических реформ, проходящих в нашей стране, в том числе и в сфере культуры, все же, на наш взгляд, можно отметить и положительные тенденции в социально-культурной политике. Модернизация и оптимизация государственной системы управления и контроля за исполнением культурных программ безусловно оказывает эффективное воздействие на всю социально-культурную инфраструктуру.

Различное толкование термина «социально-культурная политика» создает определенные сложности при решении теоретических, законотворческих и практических задач, которые приводят либо к сужению содержания этого вида социальной политики, либо к его «размыванию» в других социальных, экономических и культурных проблемах.

Классическое определение политики состоит в том, что она понимается как определенный способ отношений между классами, группами, слоями населения, а также представителями (юридическими и физическими лицами) этих общностей. Эти отношения определяются коренными (экономическими, правовыми, культурологическими и др.) интересами и тесно связаны с социальным статусом той или иной общности (группы), с качеством ее жизни. Государственная политика - это, прежде всего, проявление отношения государства и общества, а также различных его частей (слоев, групп, институтов) к подрастающему поколению как особенной демографической и социальной группе населения, которое, в свою очередь, выступает как показатель качества проводимой политики, в основе которой лежат ценностные ориентации.

Когда четко скоординированы многосложные и разнообразные связи и взаимоотношения различных социальных слоев в обществе, их социальный статус, качество и образ мыслей и действий становятся определяющими в механизме влияния социально-культурной политики на все слои общества, свидетельством ее продуктивности или контрпродуктивности.

На сегодняшний день трудно утверждать о наличии и реальном воплощении государственной, системной социально-культурной политики. Не сформулирована материальная, духовная и организационная база для ее реализации. Требуют переосмысления и научные подходы к решению этой проблемы на новом историческом этапе и в новых социально-экономических условиях. За последние 10

лет проводилось очень мало полномасштабных комплексных исследований, в которых изучались бы реальные социально-культурные интересы населения, с одной стороны, и различных социальных институтов, социальных групп и слоев по отношению к населению, ее социальному статусу, качеству жизни - с другой. А результаты и рекомендации, полученные учеными в ходе исследований этих лет, не нашли достаточного отражения в государственных социально-культурных программах.

Государственные институты пока не оперируют объективными научными данными о том, как относятся люди к различным группам общества, институтам власти, проводимым преобразованиям, каково реальное материальное и статусное положение большинства людей в стране и отдельного региона, в частности, какие проблемы являются наиболее актуальными, перспективными или социально обостренными. Зачастую при принятии политических, экономических и организационных решений правительственные, законодательные органы не учитывают ценностных досуговых предпочтений у населения. Применение имеющегося ценностно-смыслового и технологического подхода, предполагающего обоснование эффективного использования его творческого, педагогического и анимационного потенциала в современной социально-культурной деятельности, с помощью инноваций для возрождения досуговых предпочтений может быть реализовано только при системной социально-культурной политике.

Научное исследование, осмысление, прогнозирование и планирование социально-культурной политики приобретает особый политический смысл и значение в современных условиях мирового финансового и экономического кризиса. Поэтому от того, насколько верный курс, адекватно отражающий запросы общества и времени, будет избран, зависит и будущее нашей страны, и то, каких граждан завтрашнего общества и государства воспитаем мы сегодня.

Исследуя особенности и намечая пути развития социально-культурной политики необходимо помнить, что это своего рода педагогический аспект государственной (общенациональной) или муниципальной (региональной) социально-экономической политики.

Эта специфическая система мер по «завоеванию», удержанию (экономического, политического, правового, этнического и т.д.) статуса группы каждой социальной прослойки или класса, оказавшихся в трудном, ущемленном положении по сравнению с другими группами (слоями) населения, не в состоянии улучшить их положение. Социально-культурная деятельность может эффективно способствовать стабилизации общества, сглаживанию внутренних и внешних противоречий.

Поэтому современная государственная социально-культурная политика - это интегрирование различных программ и проектов, касающихся всех слоев населения, в единое целое при усилении регулирующей роли современного общества.

Однако на практике в условиях региона при разработке и реализации социально-культурных программ и проектов координация и интегрирование их в соответствии с государственной стратегией осуществляются недостаточно оперативно, без учета запросов населения, интересов государства на текущий момент и на перспективу, достижений мирового опыта. Отсюда и эффективность их невысока.

В ряде стран Запада социально-культурная политика рассматривается как со-

ставная часть стратегии социально-экономического развития, причем речь идет не только о расходах на конкретные социально-культурные программы, а об инвестициях, направленных на подготовку новой рабочей силы, на развитие производительных сил в целом.

Социально-культурная политика нашего государства разрабатывается и реализуется в основном в социально-культурном контексте и не может не учитывать специфические особенности региона, его демографическую ситуацию, наличие рабочей силы, подготовки и переподготовки безработных.

Социально-культурной особенностью нашей страны является большая концентрация духовных и эстетических ценностей, а значит - и потенциальных возможностей населения приобщаться к этим ценностям. Однако в действительности возможности зачастую просто не реализуются, что фактически приводит к социально-культурной дискриминации большей части населения.

За неимением научной концепции и соответствующих методик процесса формирования социально-культурной политики она остается вне сферы воздействия властных структур во всех отношениях, кроме налогового. При общей ориентации на формирование рыночной экономики в стране они пока не смогли создать нормальных основ для активного развития рынка подлинно социально-культурных услуг. Нет признаков того, чтобы структура средств их развития в стране претерпела изменения, соответствующие общим переменам, а те изменения, которые произошли, скорее свидетельствуют об упадке культуры.

Сегодня необходимо понимать, что если в социально-культурной сфере как низкодоходной, или частично вообще бездоходной (экономически дотируемой), профессиональными специалистами становились люди, мыслящие преимущественно в категории гуманистической этики. Поэтому при условии развития альтернативного, коммерческого пути социально-культурной деятельности она начнет абсорбировать немалое число тех, кто мыслит в категории доходности, текущей выгоды, а вовсе не в категориях высокой духовности.

Поэтому одной из актуальных задач социально-культурной политики государства сегодня является создание комплекса оптимальных условий для достижения нового качества социально-культурной жизни населения страны, формирования и удовлетворения духовных запросов, значительного улучшения и углубления контактов различных социально-демографических и национальных групп с ценностями культуры, искусства на основе народных традиций, активизации досу-говой деятельности населения и повышения ее масштаба до социально целесообразного уровня, организации полноценного, разнообразного досуга, развития художественного самодеятельного и технического творчества.

Следует назвать два взаимно дополняющих друг друга процесса обеспеченности населения соответствующими видами социально-культурных услуг. Это: соответствующие государственные законодательные акты, обеспечивающие государственную поддержку социально-культурной деятельности; интенсификация использования имеющихся возможностей учреждений и предприятий культуры, творческого потенциала, трудовых, материальных и экономических ресурсов.

Анализ социально-культурной политики государства прежде всего требует исследования законодательной базы, источников и методов финансирования, официальных заявлений властей, намерений как открытых, так и скрытых, определяющих то или иное ее направление, цели и задачи. Анализ предполагает

точное описание самой социально-культурной реальности, которая далеко не всегда соответствует декларациям, а в ряде случаев отстоит от них чрезвычайно далеко. Оценка этих перемен не может быть однозначной. Однако в целом ситуация может оцениваться как сложная.

Игнорирование принципов контроля в социально-культурной политике приводит к тому, что в целом снижаются результаты работы в каждом направлении, чему мы и являемся свидетелями. Вместе с тем надо учитывать, что контроль - не панацея от безответственности или неспособности эффективно управлять. Если принимаются неверные управленческие решения, то контроль теряет свою эффективность. В ситуации сложившейся в сфере социально-культурной политики возможно проследить всю цепочку ложных, неэффективных, заведомо наносящих вред управленческих решений, сыгравших роковую роль в ее современном состоянии.

В настоящее время принципы контроля со стороны высших эшелонов власти практически преданы забвению, хотя потребность в них в условиях кризиса резко возросла. Государственные службы всех уровней могут быть одновременно и субъектом, и объектом контроля. Однако в настоящее время мы находимся в состоянии контрольного нигилизма. Эффективность деятельности контрольных структур всех уровней достаточно низкая, что является результатом сдерживания позитивных процессов общественного развития, заложенных в социально-культурной политике.

Объективная оценка социально-культурной политики, соответствующая реальной действительности, обоснованность предложений и намеченных мер обеспечиваются лишь тогда, когда за основу берутся данные, отражающие точную объективную картину. А это невозможно без участия в этом процессе ученых, способных оценить проблемную социально-культурную ситуацию объективно, исходя из понимания и с учетом глобальных процессов, происходящих в мире и в России, основных целей и задач социально-культурной политики, а не из сиюминутных конъюнктурных или узких ведомственных или групповых интересов.

Как отмечает Л.С. Жаркова: «Смысложизненность есть подлинная природа человека. Предмет деятельности, обозначаемый им (детонат, или десигнат), есть система взаимообосновывающего знания, составляющего его смыслы, которые в значительной степени субординированы в соответствии со значимостью содержащихся в них целей» (1).

Отсутствие системного взаимодействия ученых и управленцев ведет к глобальным и локальным ошибкам и потерям в развитии социально-культурной политики. Так будет продолжаться до тех пор, пока теория, методика и организация социально-культурной деятельности как наука не займет своего основополагающего места в иерархии управления и организации социально-культурной сферы, пока организация и управление не приобретут научно обоснованный характер.

Следовательно, основными целями и приоритетами современной государственной социально-культурной политики должны стать:

- всестороннее развитие системы социально-культурных ценностных ориен-таций человека и общества, творчески соотносящей исторический социальный опыт и национальное культурное наследие с задачами демократизации и модернизации России;

- помощь населению в становлении адекватных новым условиям социально-политической, социально-экономической и социально-культурной идентичности форм государственного самоопределения и самовыражения, общественного и индивидуального сознания;

- всемерное развитие духовно-ценностной компоненты во всех проявлениях социально-культурных интересов и потребностей людей;

- приобщение людей ко всему многообразию культур человечества, преодоление национальной, конфессиональной и политической отчужденности;

- воспитание демократического и плюралистического миропонимания того, что будущее человечества определяется гармоничным сочетанием личной свободы (как условия самореализации каждого) с социально-культурной деятельностью как универсальным способом согласования интересов всех;

- содействие процессам социально-культурной дифференциации и иерархи-зации, большей специализации отдельных пластов в соответствии с потребностями различных слоев населения, так как многослойность социально-культурной деятельности - важнейший признак ее зрелости;

- поддержание субкультур в состоянии «открытых систем» с размытыми границами, способных к свободному взаимообмену социально-культурными формами и инновациями;

- создание объективных условий для цивилизованного социально-культурного становления и развития населения как объекта социально-культурной политики;

- обеспечение благоприятных условий для инновационной самостоятельной деятельности различных слоев общества и в интересах самого общества;

- практическая отработка новых общественных отношений и форм социальной жизнедеятельности населения как субъекта социально-культурной политики.

Все остальные цели являются производными или обеспечивающими реализацию этих основополагающих.

Сформулированные подобным образом цели социально-культурной политики представляются несколько завышенными ориентирами, не подкрепленными сегодняшними возможностями для их осуществления. В более общем и приемлемом виде цели социально-культурной политики декларируются как сохранение, создание, распространение, освоение духовных ценностей социальной общности, нации, народа, государства - в зависимости от субъекта социально-культурной деятельности.

В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» четко прописаны функции государственной политики: защитная функция - сохранение культуры; конструктивная функция - создание культурных ценностей; функция их распространения и пропаганды; функция оценки и установления иерархии культурных ценностей, явлений и фактов; функция общественного контроля всего процесса развития культуры.

Современные исследователи особое внимание обращают на стимулирование ускоренного развития общества в том естественном направлении, в котором оно само по себе объективно движется, не навязывая обществу умозрительных моделей его эволюции. Отсюда первый и наиважнейший принцип культурной политики: не вступать в противоречие с историей, чутко улавливать основные тенденции и направление объективных процессов развития общества, ориентируясь на уже известные, вести неустанный поиск еще не изведанных законов со-

циально-культурной эволюции и искусственными мерами лишь помогать обществу в устойчивом движении в необходимом направлении.

Субъектом и объектом социально-культурной политики является само общество, лишь корректируемое государственными инстанциями, и оно действует как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся социально-культурная система, непрерывно адаптируясь к изменяющимся условиям бытия.

Постепенное содержательное воздействие социально-культурной политики на общественное сознание, нравы, ценностные приоритеты и ориентиры престижности могут выражаться не только в организационных действиях, но и в комплексе технологий формального характера.

Поэтому необходимо сохранить самобытность, особый колорит национальных черт содержания социально-культурной деятельности, ее национального или религиозного своеобразия как уникального синтеза черт и форм различного происхождения, межкультурное взаимодействие как основное условие органичного развития культуры всякого народа.

Исходя из всего вышесказанного очевидно, что наступило время для серьезного пересмотра существующих подходов к формированию региональной социально-культурной политики. В этой связи на передний план выходит проблема разработки ее новых механизмов на всех уровнях, что требует глубокого и всестороннего анализа множества факторов, отражающих социально-культурный потенциал региона, приоритетные направления социально-культурной деятельности.

Значит, социально-культурная деятельность федерального уровня должна быть:

- неотъемлемой частью всех без исключения направлений государственной политики в целом, отражая ее духовно-ценностный и нравственно-нормативный аспекты;

- важнейшей составляющей государственной политики, которая в современных условиях может быть лишь комплексной;

- образовывать собственно социально-культурную политику (в узком смысле) как особое направление государственной и общественной деятельности по стимулированию духовно-ценностных и социально-нормативных проявлений личности.

Отсюда, цели и задачи социально-культурной политики на региональном уровне созвучны общегосударственным как необходимое стимулирование процессов самоорганизации жизни, создание условий для саморазвития культуры путем оптимального использования экономических механизмов, духовного потенциала, материальных и человеческих ресурсов региона.

Важнейшей проблемой социально-культурной политики в регионе в настоящее время является отсутствие иерархии духовных потребностей на макро- и микроуровнях, по источникам обеспечения (государственным, региональным, местным, коммерческим, различным формам самообеспечения), по институциональным уровням управления и регулирования.

Понятие «духовные потребности личности» включает в себя широкий диапазон отношений между субъективным и объективным мирами, отражающий состояние социально-культурной жизни данного общества.

По данным нашего исследования, в настоящее время наблюдается дифференциация потребностей и интересов населения в зависимости от возрастных и

гендерных особенностей. Если молодежь высказывает пожелание о расширении спектра предоставляемых культурных услуг в части интерактивных, состязательных, зрелищных, массовых форм, то большинство населения среднего возраста хочет видеть в учреждении культуры не развлекательные программы, а удовлетворяющие их практические нужды. Например, в учреждении культуры можно было бы получать консультации по юридическим вопросам (40,0% респондентов), медицинским вопросам (33,9%), цветоводства и садоводства (28,6%) и др. (2).

Духовные потребности являются регулятивным механизмом формирования и развития личности, побуждают ее к активной деятельности по усвоению уже существующих и созданию новых ценностных ориентаций.

Изучение духовных потребностей и интересов личности необходимо для разработки целенаправленной социально-культурной политики, которая была бы рассчитана на удовлетворение различных духовных потребностей населения, проживающего в регионе. В современной социально-культурной ситуации культурные интересы и потребности личности меняются весьма быстро, изучить их особенности, факторы, оказывающие влияние на формирование потребностей и интересов, - важное направление таких исследований. Недостаточно изученными оказываются в настоящее время такие элементы, как досуговые приоритеты, ценностные ориентиры при выборе форм социально-культурной деятельности, хобби, кумиры молодежи и др. Отсутствуют сравнительные исследования критериев социально-культурной деятельности различных социально-демографических, социально-образовательных слоев, сословий, групп, коллективов.

Список источников

1. Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры. Учебник. М.: МГУКИ, 2010. С. 9.

2. Жаркова А.А. Методологические основы парадигмального подхода к развитию личности. Монография. М.: МГУКИ, 2009. С. 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.