Научная статья на тему 'Социально-коммуникативное развитие детей с легкой умственной отсталостью'

Социально-коммуникативное развитие детей с легкой умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1026
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL ADAPTATION / MENTAL RETARDATION / COMMUNICATIVE ACTIVITY / COMMUNICATION / SIMULATION OF REAL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыкова-Унковская Екатерина Сергеевна, Галкина Вера Александровна

В настоящее время актуальность проблемы социализации детей с легкой умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования приобретает чрезвычайную важность. В общеобразовательных организациях значительно возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых отмечается снижение коммуникативно-познавательной потребности в общении, стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, что создает существенные барьеры в межличностном взаимодействии. Представлены результаты теоретического изучения проблемы социально-коммуникативного развития, описаны особенности коммуникативной деятельности детей с легкой умственной отсталостью. Подчеркивается необходимость целенаправленной коррекционно-педагогической помощи в формировании коммуникативной деятельности посредством моделирования реальных ситуаций в сюжетно-ролевых играх, которые могут быть включены в коррекционную работу модулей, способствующих социальной адаптации детей данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лыкова-Унковская Екатерина Сергеевна, Галкина Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH MILD MENTAL RETARDATION

Currently, the urgency of the problem of socialization of children with special educational needs in an inclusive education is becoming extremely important. In education organizations, the number of children with disabilities significantly increases, who have a decrease in the communicative-cognitive need for communication, persistent violations of all parts of the communicative act, which creates significant barriers to interpersonal interaction. In the educational practice of children with special educational needs, the key concept is their successful social adaptation, which is the inclusion of the individual in society, as a result of which the individual's self-awareness and role behavior, the ability to self-service and interact with others are formed. And only in the process of social adaptation does an individual become a person who possesses the necessary life competencies for a full-fledged existence in society. The article presents the results of a theoretical study of the problems of social and communicative development, the possibilities of communicative activity of children with mild mental retardation. The necessity of targeted corrective and pedagogical assistance in the formation of communicative activities based on identifying real situations in role-playing games that can be included in the corrective work of modules that contribute to the social adaptation of children in this category as a whole is emphasized.

Текст научной работы на тему «Социально-коммуникативное развитие детей с легкой умственной отсталостью»

Лыкова-Унковская Е. С., Галкина В. А. Социально-коммуникативное развитие детей...

УДК 376. 3

РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-6-17-22

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Е. С. Лыкова-Унковская, В. А. Галкина

Московский государственный областной университет, Мытищи

В настоящее время актуальность проблемы социализации детей с легкой умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования приобретает чрезвычайную важность. В общеобразовательных организациях значительно возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых отмечается снижение коммуникативно-познавательной потребности в общении, стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, что создает существенные барьеры в межличностном взаимодействии. Представлены результаты теоретического изучения проблемы социально-коммуникативного развития, описаны особенности коммуникативной деятельности детей с легкой умственной отсталостью. Подчеркивается необходимость целенаправленной коррекционно-педагогической помощи в формировании коммуникативной деятельности посредством моделирования реальных ситуаций в сюжетно-ролевых играх, которые могут быть включены в коррекционную работу модулей, способствующих социальной адаптации детей данной категории.

Ключевые слова: социальная адаптация, умственная отсталость, коммуникативная деятельность, коммуникация, моделирование реальных ситуаций, социализация, социально-коммуникативное развитие.

В практике специального образования детей с легкой умственной отсталостью ключевым понятием считается их благополучная социальная адаптация, представляющая собой включение индивида в социум, в результате чего формируется самосознание и ролевое поведение индивида, способность к самообслуживанию и взаимодействию с окружающими [1]. И только в процессе социальной адаптации индивид становится личностью, владеющей необходимыми жизненными компетенциями для полноценного существования в обществе [2].

Именно влияние окружающей среды учит индивида взаимодействию в коллективах, общению, приобщает его к общественным отношениям, участию к общественной жизни и пониманию культуры, а также к выполнению различных социальных функций и ролей [3].

Но стоит отметить, что, несмотря на законодательное принятие инклюзивного образования и активное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группу нормально развивающихся сверстников, для детей это является непростой задачей и усугубляет социальную и межличностную тревожность. Ведь в условиях инклюзивного образования нормально развивающиеся дети не всегда готовы принимать «особенности» своих сверстников [4]. В данном контексте проблема социализации детей с умственной отсталостью и их межличностного взаимодействия приобретает особую актуальность.

О. К. Агавелян, И. Б. Агаева, И. М. Бгажнокова, А. Н. Гамаюнова, В. В. Гладкая, Н. П. Павлова и др., изучая особенности коммуникативной деятельности умственно отсталых детей, пришли к выводу, что в отличие от нормально развивающихся сверстников, которые приобретают коммуникативные навыки в результате общения с окружающими во время игр, при выполнении домашних обязанностей, при помощи средств массовой ин-

формации и т. д., дети с умственной отсталостью имеют большие сложности в формировании коммуникативной деятельности в силу ограничений, наложенных дефектом.

У умственно отсталых детей с трудом формируется моделирование отношений. Они плохо понимают друг друга из-за нарушенного речевого развития и других особенностей, в связи с чем не проявляют активности для совместной деятельности, они не способны договариваться, поддерживать беседу и практически не бывают инициаторами диалога. Именно речь может повлиять на поведение человека в целом, его самооценку и личностные качества [5-7]. Незаинтересованность окружающим, снижение потребности в речи, пассивность - все это замедляет обогащение словарного запаса, мешает выстраиванию межличностных отношений, общению в целом. Кроме того, дети с умственной отсталостью эмоционально неустойчивы, часто конфликтуют и проявляют агрессию по отношению друг к другу.

Изучение различных источников по данной проблеме, а также практический опыт показали, что в целом для благополучной социальной адаптации детей в первую очередь необходим поиск оптимальных условий для формирования коммуникативной деятельности детей с легкой умственной отсталостью.

Коммуникативная деятельность часто рассматривается учеными как синоним общения. Коммуникация необходима при организации совместной деятельности, развитии межличностных отношений, в познании друг друга и т. д. [8]. Так, А. В. Аверкин выделяет когнитивный, коммуникативно-деятельностный, социально-поведенческий и ценностный компоненты социальной адаптации [9]; А. В. Асмолов — коммуникативный, личностный, регулятивный и познавательный [10]; С. В. Левшина и А. И. Синицына определяют когнитивно-рефлексивный, коммуникативный, практический и ценностно-смысловой компоненты социальной адаптации [11].

В связи с тем что в проведенном исследовании коммуникативной деятельности детей с легкой умственной отсталостью была выявлена наименее сформированная группа навыков — навыков межличностного взаимодействия на бытовом уровне [12, 13], мы, учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей с легкой умственной отсталостью, пришли к выводу о необходимости целенаправленной коррекционно-педагогической помощи в формировании коммуникативной деятельности посредством моделирования реальных ситуаций в сюжетно-ролевых играх. Ведь в разыгрывании реальных ситуаций дети приобретают жизненно важные навыки общения, умения строить свои отношения с другими людьми и соблюдать правила социального поведения. Игровая деятельность — одна из форм усвоения окружающего мира и одно из основных условий развития личности ребенка. В игре происходит межличностное взаимодействие детей, а в вымышленных ситуациях дети действуют как в реальных.

Итак, социально-коммуникативное развитие осуществляется во взаимодействии, а в случае с детьми с умственной отсталостью такое взаимодействие должно быть не стихийно, а специально организовано. При моделировании реальных ситуаций ребенок должен действовать не так, как ему вздумается, а так, как этого предполагает его роль, следуя социальным нормам и правилам поведения, которые лучше всего прививать детям в игре. Основное время на занятиях должно отводиться активизации речи детей в условиях специально разработанных ситуаций. Игровые элементы при моделировании отношений привлекают внимание детей к речи, ее эмоциональной окраске, ответным реакциям и способствуют эффективному созданию образцов речевых конструкций и действий в общении.

Занятия в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется организовывать, ориентируясь на следующую структуру:

Лыкова-Унковская Е. С., Галкина В. А. Социально-коммуникативное развитие детей.

1. Мотивация к познанию окружающей действительности.

2. Подведение обучающихся к формулировке темы занятия, осознанию целей и задач, необходимости применения полученных знаний в повседневной жизни и их связи с реальностью (необходимо стимулировать и поддерживать инициативу детей в нужном направлении, поощрять умение выражать свои мысли и стремление к сотрудничеству, взаимодействию с педагогом).

3. Выявление индивидуальных затруднений в рамках изучаемой темы (например, при изучении темы «Покупки в продовольственном магазине» во время непринудительной беседы педагог выясняет, какие правила поведения в магазине известны детям, напоминает некоторые из них, а также актуализирует знания о продуктах питания, профессии продавца и т. д., делая акцент на выявленных пробелах).

4. Практическая работа (например, в рамках той же темы с помощью наводящих вопросов обучающиеся рассказывают о посещении магазина вместе с родителями, вспоминают ситуации, с которыми сталкивались при выборе определенного товара, составляют список покупок на заранее обговоренную сумму и т. п.).

5. Моделирование реальных ситуаций (например, могут разбираться разнообразные проблемные ситуации: а) бабушка написала список продуктов и попросила внука купить все необходимое, внук с радостью согласился, но при оплате оказалось, что не хватает денег; б) мама, встав в очередь, вспомнила, что забыла взять яйца и попросила сына принести десяток, но уже на кассе обнаружила, что пара яиц разбита и др.).

6. Подведение итогов (необходимо не только выяснить, насколько хорошо обучающиеся усвоили материал, но и стимулировать осуществление рефлексии: обучать детей находить причины затруднений в решении проблемных ситуаций и анализировать их).

На результативность работы в данном направлении, на адекватный перенос детьми отрепетированных действий в реальность также влияет артистизм педагога и умение продумывать «реальные ситуации».

Важно соблюдать определенные требования, способствующие эффективному руководству игрой умственно отсталых детей:

- создавать положительные образы и желание подражать им (герои, профессионалы разных областей и т. д.);

- заранее планировать реквизит для сюжетно-ролевой игры, организацию пространства, распределение ролей;

- продумывать реальные ситуации таким образом, чтобы каждый ребенок мог оценить свою роль в ней, а также роли других участников и значимость взаимодействия;

- способствовать формированию положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, что в целом является основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка;

- побуждать ребенка к активному межличностному взаимодействию в игре, в которой для выполнения игрового действия необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком и детей между собой, в зависимости от уровня речевого развития;

- контролировать соблюдение определенных правил, заданных педагогом;

- поощрять за активное включение в сюжетно-ролевую игру.

Таким образом, моделирование реальных ситуаций в сюжетно-ролевой игре - форма занятия, способствующая социально-коммуникативному развитию умственно отсталых детей, предполагающая общение как со взрослым, так и между детьми. В процессе межличностного взаимодействия участники включаются в предложенную педагогом «реальную ситуацию», что способствует формированию новых типов отношений между сверстниками,

решению значимых проблемных ситуаций и их анализу, приобщению детей к общепринятым нормам взаимоотношения. Данная форма занятия способствует проявлению собственной активности, позволяет умственно отсталому ребенку наиболее полно самореализоваться в доступных ему видах деятельности. С учетом сниженной мотивации коммуникативной деятельности у детей данной категории важно, что при таком подходе они получают возможность реализовать усвоенные речевые умения непосредственно после их приобретения не только в общеобразовательной организации, но и в повседневной жизни [14].

Список литературы

I. Коноплева А. Н . Образовательная интеграция и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями как социальная и психолого-педагогическая проблема: пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями / руковод . А. Н . Коноплева; ред . Т . Л . Лещинская . Минск: Национальный институт образования, 2005. 260 с .

2 . Андреева Г . М . Социальная психология . М . : Просвещение, 1996 . 423 с .

3 . Мудрик А . В . Социализация человека: учеб . пособие . М . : Академия, 2004. 304 с .

4 . Баранова Э . А. , Арсентьева Н . И . К вопросу о социальной компетентности младших школьников, обучающихся в усло-

виях инклюзивного образования // Современные концепции научных исследований: сб . науч . работ V Междунар . науч-но-практ . конф . : в 6 ч . М . : Евразийский союз ученых (ЕСУ), 2014 . Ч . 2 . С . 16-18 .

5 . Галкина В . А. Технология формирования готовности к самоконтролю у младших школьников с легкой умственной от-

сталостью: автореф . дис .. . . канд . пед . наук. М . , 2016 . 21 с .

6 . Галкина В . А. Технология формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в

процессе обучения // Вестник Ленинградского гос . ун-та им . А. С . Пушкина . 2014 . Т. 3, № 4 . С . 66-75.

7 . Галкина В .А . , Дмитриев А .А .Теоретические основы формирования регулятивных базовых учебных действий у млад-

ших школьников с интеллектуальными нарушениями // Инновационные проекты и программы в образовании . 2017 . № 2 . С . 20-26 .

8 . Змушко А. М . Коммуникативная компетенция как важная составляющая социальной адаптации детей с интеллектуаль-

ной недостаточностью // Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями: пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями / руковод А Н Коноплева; ред . Т . Л . Лещинская . Минск: Национальный институт образования, 2005. С . 54-66.

9 . Аверкин А. В . Развитие компонентов социальной компетентности у подростков с детским церебральным параличом в

условиях инклюзивного образования: автореф . дис .... канд . психол . наук. Н . Новгород, 2012 . 23 с .

10 . Асмолов А. Г . , Бурменская Г . В . , Володарская И . А. и др . Как проектировать универсальные учебные действия в на-

чальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред . А. Г . Асмолова . М . : Просвещение, 2008. 151 с .

II. Левшина С . В . , Синицына А . И . Развитие социальных компетенций младших школьников как проблема исследования // Педагогические исследования и современная культура: сб . науч . ст . Всероссийской интернет-конф . с междунар . участием / под ред . Т. Б. Алексеева, И . В . Гладкой, Е . Н . Глубокова, И . Н . Кондракова, Н . М . Федорова . СПб . : Изд-во РГПУ им . А. И . Герцена, 2014. 322 с .

12 . Лыкова-Унковская Е . С . Технология формирования социально-бытовой компетентности младших школьников с легкой

умственной отсталостью в условиях взаимодействия семьи и школы: автореф . дис .. . . канд . пед . наук. М . , 2016 . 25 с .

13 . Лыкова-Унковская Е . С . Исследование социальной компетенции младших школьников с речевыми нарушениями //

Междунар . научно-исследоват. журн . 2018 . № 1-4 (67) . С . 52-55.

14 . Лыкова-Унковская Е . С . К вопросу о социализации детей с особыми образовательными потребностями // Непрерыв-

ное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы: материалы VI Всерос . с междунар . участием научно-практ. конф . М . , 2019 . С . 306-309 .

Лыкова-Унковская Екатерина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет (ул. Веры Волошиной, 24, Мытищи, Россия, 141014). E-mail: es_unkovskaya@mail.ru

Галкина Вера Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет (ул. Веры Волошиной, 24, Мытищи, Россия, 141014). E-mail: Veragalkina12@gmail.com

Материал поступил в редакцию 20.08.2019

Лыкова-Унковская Е. С., Галкина В. А. Социально-коммуникативное развитие детей... DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-17-22

SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH MILD MENTAL RETARDATION

E. S. Lykova-Unkovskaya, V. A. Galkina

Moscow Region State University, Mytishi, Russian Federation

Currently, the urgency of the problem of socialization of children with special educational needs in an inclusive education is becoming extremely important. In education organizations, the number of children with disabilities significantly increases, who have a decrease in the communicative-cognitive need for communication, persistent violations of all parts of the communicative act, which creates significant barriers to interpersonal interaction. In the educational practice of children with special educational needs, the key concept is their successful social adaptation, which is the inclusion of the individual in society, as a result of which the individual's self-awareness and role behavior, the ability to self-service and interact with others are formed. And only in the process of social adaptation does an individual become a person who possesses the necessary life competencies for a full-fledged existence in society. The article presents the results of a theoretical study of the problems of social and communicative development, the possibilities of communicative activity of children with mild mental retardation. The necessity of targeted corrective and pedagogical assistance in the formation of communicative activities based on identifying real situations in role-playing games that can be included in the corrective work of modules that contribute to the social adaptation of children in this category as a whole is emphasized.

Keywords: social adaptation, mental retardation, communicative activity, communication, simulation of real situations.

References

1. Konopleva A . N . Obrazovatel'naya integratsiya i sotsial'naya adaptatsiya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami kak sotsial'nayaipsikhologo-pedagogicheskayaproblema. Rukovod .A . N . Konopleva; red . T L . Leshchinskaya [Educational integration and social adaptation of children with disabilities as a social and psychological-pedagogical problem . Head A. N . Konopleva; ed . T L . Leshchinskaya] . Minsk, National Institute of Education Publ . , 2005. 260 p . (in Russian) .

2 . Andreyeva G . M . Sotsial'naya psikhologiya [Social psychology] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 1996 . 423 p . (in Russian) .

3 . Mudrik A. V. Sotsializatsiya cheloveka: uchebnoye posobiye [Socialization of man: a textbook] . Moscow, Akademiya Publ . ,

2004 304 p (in Russian)

4 . Baranova E . A. , Arsent'yeva N . I. K voprosu o sotsial'noy kompetentnosti mladshikh shkol'nikov, obuchayushchikhsya v uslovi-

yakh inklyuzivnogo obrazovaniya [On the issue of social competence of junior schoolchildren studying in conditions of inclusive education] . Sovremennyye kontseptsii nauchnykh issledovaniy: sbornik nauchnykh rabot V Mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii [Modern concepts of scientific research: a collection of scientific works of the V International scientific-practical conference] . Moscow, 2014 . Pp . 16-18 . (in Russian) .

5 . Galkina V. A . Tekhnologiya formirovaniya gotovnosti k samokontrolyu u mladshikh shkol'nikov s legkoy umstvennoy otstalost'yu.

Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Technology of formation of readiness for self-control in primary school students with mild mental retardation .Abstract of thesis of cand . of ped . sci . ] . Moscow, 2016 . 21 p . (in Russian) .

6 . Galkina V. A . Tekhnologiya formirovaniya samokontrolya u mladshikh shkol'nikov s legkoy umstvennoy otstalost'yu v protsesse

obucheniya [Technology of formation of self-control in primary school children with mild mental retardation in the learning process] . Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina - Vestnik of Pushkin Leningrad State University, 2014, vol . 3, no . 4, pp . 66-75 (in Russian) .

7 . Galkina V A . , Dmitriev A . A . Teoreticheskiye osnovy formirovaniya regulyativnykh bazovykh uchebnykh deystviy u mladshikh

shkol'nikov s intellektual'nymi narusheniyami [Theoretical foundations of forming the regulatory base of the educational actions of Junior schoolchildren with intellectual disabilities] . Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii - Innovative Projects and Programs in Education, 2017, no . 2, pp . 20-26 (in Russian) .

8 . Zmushko A. M . Kommunikativnaya kompetentsiya kak vazhnaya sostavlyayushchaya sotsial'noy adaptatsii detey s

intellektual'noy nedostatochnost'yu [Communicative Competence as an Important Component of Social Adaptation of Children with Intellectual Insufficiency] . Obrazovatel'naya integratsiya i sotsial'naya adaptatsiya its s ogranichennymi vozmozhnostya-mi: posobiye dlya uchiteley, psikhologov i roditeley detey s ogranichennymi vozmozhnostyami [Educational Integration and Social Adaptation of Persons with Disabilities: A Handbook for Teachers, Psychologists and Parents of Children with Disabilities] . Minsk, National Institute of Education Publ . , 2005. Pp . 54-66 (in Russian) .

9 . Averkin A . V. Razvitiye komponentov sotsial'noy kompetentnosti u podrostkov s detskim tserebral'nym paralichom v usloviyakh

inklyuzivnogo obrazovaniya. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Development of components of social competence in adolescents with infantile cerebral palsy in conditions of inclusive education . Abstract of thesis cand . of psychol . sci . ] . Nizhni Novgorod, 2012 . 23 p . (in Russian) .

10 . Asmolov A . G . , Burmenskaya G . V , Volodarskaya I. A. i dr. Kakproyektirovat'universal'nyye uchebnyye deystviya vnachal'noy

shkole: ot deystviya k mysli: posobiye dlya uchitelya. Pod red . A. G . Asmolova [How to design universal educational activities in primary school: from action to thought: manual for a teacher. Ed . by A. G . Asmolov] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 2008. 151 p . (in Russian) .

11. Levshina S .V. , Sinitsyna A . I. Razvitiye sotsial'nykh kompetentsiy mladshikh shkol'nikov kak problema issledovaniya [Development of social competencies of younger schoolchildren as a research problem] . Pedagogicheskiye issledovaniya i sovremen-naya kul'tura: sb. nauch. st. Vserossiyskoy internet-konferentsii s mezhdunar. uchastiyem [Pedagogical studies and modern culture: collection of scientific articles of the Russian National Internet Conference with International Participation] . Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia Publ . , 2014. 322 p . (in Russian) .

12 . Lykova-Unkovskaya E . S . Tekhnologiya formirovaniya sotsialno-bytovoy kompetentnosti mladshikh shkol'nikov s legkoy umst-

vennoy otstalostyu v usloviyakh vzaimodeystviya sem'i i shkoly. Avftoref. dis. kand. ped. nauk [Technology of formation of social and domestic competence of junior schoolchildren with easy mental retardation in the conditions of interaction of family and school . Abstract of thesis of cand . ped . sci . ] . Moscow, 2016 . 25 p . (in Russian) .

13 . Lykova-Unkovskaya E . S . Issledovaniye sotsial'noy kompetentsii mladshikh shkol'nikov s rechevymi narusheniyami [A study of

the social competence of primary schoolchildren with speech impairments] . Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhur-nal - International Research Journal, 2018, no . 1 (67), pp . 52-55 (in Russian) .

14 . Lykova-Unkovskaya E . S . K voprosu o sotsializatsii detey s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami [On the issue of social-

ization of children with special educational needs] . Nepreryvnoye obrazovaniye v sovremennom mire: istoriya, problemy, per-spektivy: materialy VI Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiyem [Continuing education in the modern world: history, problems, prospects: materials of the VI Russian national scientific-practical conference with international participation] . Moscow, 2019 . Pp . 306-309 (in Russian) .

Lykova-Unkovskaya E. S., Moscow Region State University (ul. Very Voloshinoy, 24, Mytishi, Russian Federation, 141014). E-mail: es_unkovskaya@mail.ru

Galkina V. A., Moscow Region State University (ul. Very Voloshinoy, 24, Mytishi, Russian Federation, 141014). E-mail: veragalkina12@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.