Научная статья на тему 'Социально-коммуникативная компетентность как предмет исследования'

Социально-коммуникативная компетентность как предмет исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5615
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилова Е. А.

В статье отражены некоторые аспекты формирования и диагностики социально-коммуникативной компетентности. На основании рассмотренных понятий «компетентность», «компетенция», «социальная компетентность», «коммуникативная компетентность» раскрывается содержание понятия «социально-коммуникативная компетентность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-коммуникативная компетентность как предмет исследования»

ББК 88.53:60.5

УДК 151.8:301

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Е.А. Шумилова ЧГПУ

В статье отражены некоторые аспекты формирования и диагностики социально-коммуникативной компетентности. На основании рассмотренных понятий «компетентность», «компетенция», «социальная компетентность», «коммуникативная компетентность» раскрывается содержание понятия «со-циально-коммуникативная компетентность».

Недостаточность знаниевого подхода в организации образовательного процесса обусловила появление в последние годы в педагогике компетентностного подхода. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [5, с. 260].

В настоящее время отмечается тенденция введения компетентностного подхода не только в нормативную, но и в практическую составляющую образования, обосновывается и уточняется номенклатурный перечень, разрабатывается описание содержательных характеристик результирующих единиц содержания образования (компетентности, компетенции, ключевые квалификации) [4].

По мнению Г.К. Селевко, «компетентно-стный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационного и коммуникационно насыщенного пространства» [6, с. 138].

Анализ зарубежной и отечественной пси-холого-педагогической литературы по проблеме компетентностного подхода показыва-

ет, что единого толкования данного подхода нет, в связи с чем нет и общепринятых определений основных конструктов: базовых навыков, компетенций, ключевых квалификаций, ключевых навыков [I].

Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. В сфере профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, ключевая (общеобразовательная) компетентность проявляется как определенный уровень функциональной грамотности [4].

Анализ опубликованных материалов по проблеме модернизации образования показывает, что в качестве основных (главных) единиц обновления содержания образования рассматриваются компетентности и компетенции.

Соответственно, к терминологии компетентностного подхода относятся понятия: «компетентность» и «компетенция». Рассмотрим их.

Начальным понятием, «точкой отсчета» является понятие «компетенция». Это понятие определяют следующим образом.

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним [8].

Понятие «компетенция» чаще применяется для обозначения «образовательного результата, выражающегося в подготовленно-

сти, «оспособленности» выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами; такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды» [6, с. 139].

Термин «компетенция» используется в настоящее время достаточно широко, при этом следует отметить неоднозначность толкования понятий «компетентность» и «компетенция». А.В. Хуторской рассматривает компетенцию в системе общего образования как совокупность взаимосвязанных качеств личности, отражающих заданные требования к образовательной подготовке выпускников, а компетентность - как обладание человеком соответствующей компетенцией [7]. Применительно к профессиональному образованию

Э.Ф. Зеер констатирует, что компетентность человека определяют его знания, умения и опыт. Способность мобилизовывать эти знания, умения и опыт в конкретной социальнопрофессиональной ситуации характеризует компетенцию профессионально успешной личности [4].

Итак, компетенция трактуется как уровень развития личности или как образовательный результат.

Трудности научного толкования данных терминов определяются также тем, что в нормативных документах отсутствует однозначная трактовка результата образования: в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010,года» речь идет о ключевых компетенциях, а в «Стратегии модернизации школьного образования» - о ключевых компетентностях.

Понятие «компетентность» также рассмотрено в педагогической литературе. Исследователи отмечают, что суффикс «-ность» означает степень овладения качеством [6], поэтому «компетентность» - производное, вторичное по отношению к «компетенции» понятие. А.В. Хуторской отмечает, что компетенция представляет собой норму, требование к образовательной подготовке ученика, в то время как компетентность - уже состоявшееся личностное качество в совокупности с минимальным опытом деятельности в заданной сфере [7].

«Словарь иностранных слов» раскрывает понятие «компетентный» как обладающий компетенцией - кругом должностных полномочий. В «Стратегии модернизации школьного образования» под компетентностью понимается спо-

собность обучаемых осуществлять сложные культуросообразные виды действий на основе опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов - знаний, опыта осуществления способов деятельности по образцу в форме умений, опыта творческой деятельности в форме умения принимать решения в проблемных ситуациях [1].

Современные социально-профессиональ-ные условия таковы, что все более востребованной становится способность специалиста реализовывать свою образованность в конкретной практической деятельности. Анализируя данные понятия, ряд авторов отмечает, что компетентность представляет собой результат научения или обученность, в то время как компетенция - это то, что порождает умение, действие. Ее можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для решения проблемы.

Рассмотрим взгляды некоторых исследователей на понимание социальной компетентности. Проблема социальной компетентности в разных аспектах рассматривалась практически всеми философскими и педагогическими течениями новейшего времени. Термин «социальный» понимается как «общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе». Тогда сугубо лингвистически социальную компетентность можно было бы определить как осведомленность, знания, авторитетность в области, связанной с жизнью, отношениями людей в обществе.

В отечественной науке понятие социальной компетентности впервые было употреблено в совместной публикации А.П. Ветошкина и С.В. Гончарова. Социальная компетентность трактуется данными авторами как «понимание целевого назначения социальных институтов, норм и отношений и умения лично осуществлять социальные технологии».

Социальная компетентность личности в социальной психологии рассматривается с позиции методологического принципа субъекта и, по мнению ряда авторов, это новое понятие концептуализирует высший уровень социальной активности личности - освоения и развития социальной действительности, достигаемый в процессе деятельности, поведения, общения, созерцания и т.д., благодаря гармонизации осознания социальных проблем и ценностных ориентации.

Отечественные исследователи трактуют социальную компетентность как развитие и интеграцию психологических и социальнопсихологических проблем социального познания, социальных представлений, социальной логики, памяти, чувств и т. д. Она определяется ими как высший уровень освоения действительности посредством сознания. Понятие социальной компетентности в данном случае представляет собой характеристику личности, владеющей механизмами гармонизации процесса осознания социальных проблем и ценностных ориентаций на общественное благо. Многие зарубежные авторы предлагают рассматривать социальную компетентность как способность индивида эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается. В их исследованиях социальная компетентность раскрыта как повседневная эффективность индивида во взаимодействии со своим окружением и рассмотрена как достижение соответствующих социальных целей в специфических социальных условиях с использованием соответствующих средств [2].

Обобщая взгляды данных авторов, социальную компетентность можно определить как способность достигать личных целей в социальном взаимодействии, постоянно поддерживая хорошие отношения с другими людьми во всех ситуациях.

В отечественной педагогике понятие социальной компетентности стало исследоваться в дискуссии о качестве образования, о том, каким должен быть обучающийся. В восьмидесятые годы прошлого века разными исследователями последовательно формируется две взаимодополняющие модели социальной компетентности и ее развития. Первая модель представляет ее как набор связанных между собой умений в решении межличностных проблем. В более поздней, «улучшенной» модели социальной компетентности упор делается на работу с информацией.

В исследованиях проблемы социальной компетентности С.Н. Силина делает аргументированные выводы, что социальная компетентность личности проявляется в различных формах как зрелость (компетентность), духовная, гражданская, профессиональная. Но во всех этих проявлениях она всегда предстает как ориентация личности на сотрудничество, на кооперацию совместных усилий, на гармоничное, справедливое сочетание интересов. Такая ориентация столь устойчива, что

пронизывает все сферы жизнедеятельности людей. Исходя из этого, по мнению автора, социальная компетентность предполагает знания, умения, навыки человека, достаточные для выполнения обязанностей, присущих жизненному периоду, в котором этот человек находится [6].

В.Н. Куницына выделяет в составе социальной компетентности шесть компонентов: коммуникативную компетентность, вербальную, социально-психологическую компетентность, межличностную ориентацию, эгокомпетентность и собственно социальную компетентность.

Приведенные позиции исследователей, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что структура социальной компетентности представляет собой, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и именно названные составляющие выступают основой социальной компетентности.

Проблема коммуникаций и коммуникативной компетентности личности стоит на стыке социальной психологии и гуманистической педагогики. Коммуникативная компетентность педагога во многом определяет социально-психологическую атмосферу в образовании, состояние общественной морали, успех педагогической деятельности [4].

Межличностное коммуникативное взаимодействие обусловлено профессиональным владением лингвистическими, паралингвис-тическими средствами, механизмами психологического воздействия, многообразием воспитательных средств, приемов, методов и форм работы и осознанием индивидуальных экспрессивных возможностей - речевых, мимических, жестикуляционных, пантомимических.

Коммуникативная компетентность рассматривается многими авторами в связи с характеристикой взаимодействия людей; знаниями и умениями в области межличностных отношений; как личностное качество, проявляющееся в отношении с людьми; как коммуникативные и организаторские умения (связанные со взаимным обменом информации и познанием людьми друг друга; с формированием межпер-сональных взаимоотношений; с управлением собственным поведением и поведением других, организацией деятельности) [4].

Коммуникативная компетентность, по мнению Ф.Э. Зеера, есть цель и результат

процесса профессиональной подготовки, овладения знаниями в определенной области и способность обмена ими во взаимодействии, обеспечивающего субъекту эффективность общения [4].

Коммуникативная компетентность выражается также гуманистической направленностью, способностью чувствовать другого, адекватно воспринимать его, быть готовым сотрудничать, взаимодействовать, быть лично заинтересованным в благе других, т.е. в проявлении эмпатии.

Коммуникативная компетентность личности раскрывается в отношении к людям, к самому себе, особенностях взаимоотношений между людьми, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою позицию и проявляется в умении моделировать личность собеседника, добиваться реализации коммуникативной интенции с помощью вербальных и невербальных средств и технологий, т.е. продуктивно выходить из конфликтной ситуации.

Основными показателями и признаками социально-коммуникативной компетентности принято считать степень сформированности ее основных структурных компонентов: теоретических знаний в области коммуникативных дисциплин; коммуникативных и организаторских умений; коммуникативного самоконтроля; умения продуктивно выходить из конфликтной ситуации; коммуникативных качеств речи; эмпатии.

Социально-коммуникативная компетенция включает в себя следующие компоненты:

- знания в области коммуникативных дисциплин (владение необходимыми языками, знания в области педагогики и психологии, конфликтологии, логики, риторики, культуры речи и др.);

- коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, оказывать психологическое воздействие на основе адекватного восприятия и понимания своеобразия личности, активно взаимодействовать в совместной деятельности с окружающими и удаленными людьми);

- способность к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого, осуществлять психотерапию словом);

-способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, моделировать собеседника, нахо-

дить продуктивные способы реагирования в конфликтных ситуациях, инициировать благоприятный психологический климат, прогнозировать развитие межсубъектных отношений);

- культура вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, риторическими приемами, техникой аргументации и ведения спора, соблюдение профессионально-педагогического этикета, целесообразное использование понятийно-категориального аппарата, соблюдение речевой дисциплины, использование невербальных средств) [4].

В диагностике социально-коммуникативной компетентности принято выделять пять составляющих: социально-коммуникативную адаптивность; стремление к согласию; толерантность; оптимизм; фрустрационную толерантность.

Таким образом, социально-коммуникатив-ная компетентность отражает особенности организации знаний относительно системы общественных отношений, социума, в котором живет человек, и межличностного взаимодействия. Именно социально-коммуникативная компетентность позволяет ориентироваться в любой социальной ситуации, адекватно ее оценивать, принимать верные решения и достигать поставленных целей [4].

Литература

1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме /

В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. -2003. -№ 10. - С. 8-15.

2. Дуранов, М.Е. Управление профессиональным образованием будущего специалиста в высшей школе (социокультурный аспект) / М.Е. Дуранов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2006. -337 с.

3. Запесоцтй, А. С. Система оценки качества российского образования / А. С. Запесоц-кий // Педагогика. - 2006. -№ 1. — С. 22—32.

4. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, Ф.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. -М.: Изд-во Моск. пст.-соц. института, 2005. -216 с.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: офиц. текст // Народное образование. - 2002. -№ 4. - С. 254-268.

6. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко // Народное образование. -2004. -№ 4.- С. 138-144.

7. Силина, С.Н. Профессиографический мониторинг подготовки специалиста в образовательном процессе педагогического вуза (История и теория) / С.Н. Силина. - М.: Национальный центр стандартов мониторинга образования, 2001. - 245 с.

8. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентирован-

ной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. -

С. 58-65.

9. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Ка-пельней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.