Научная статья на тему 'Социально-исторические смыслы, историческая память и индивидуальная смысложизненная рефлексия: проблема взаимосвязи'

Социально-исторические смыслы, историческая память и индивидуальная смысложизненная рефлексия: проблема взаимосвязи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
278
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ / СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / БЫТИЕ / СУЩЕСТВОВАНИЕ / «БЫТЬ СРЕДИ ДРУГИХ» / «Я ПО ОТНОШЕНИЮ» / "ТО / РАДИ ЧЕГО» / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ОСМЫСЛЯЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ / “ TO BE AMONG OTHERS" / “ME RELATED TO" / “WHAT FOR" / MEANING OF LIFE / SOCIAL AND HISTORICAL MEANINGS / IDENTITY / SOCIAL IDENTITY / BEING / EXISTENCE / HISTORICAL MEMORY / CONCEPTUALIZED THINKING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронов Василий Михайлович

В статье современное мировоззренческое состояние определяется как ситуация кризиса смыслов. Причины связаны с господством новоевропейской аналитической мировоззренческой установки. «Исчисляющий» подход к действительности блокирует возможность обретения жизненных смыслов, осмысляющее мышление прокладывает к ним путь. Индивидуальные жизненные смыслы определяются социальноисторическим характером бытия человека, социальные атрибутивным онтологическим условием существования человека: «быть среди других». Основанием, формирующим и поддерживающим коллективные смыслы, являются ценностные представления об общем прошлом. Социально-исторические смыслы определяются как ценности и значения, связанные с существующими социальными общностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-HISTORICAL MEANINGS, HISTORICAL MEMORY AND INDIVIDUAL REFLEXION ON MEANING OF LIFE: PROBLEM OF CORRELATION

The article considers the modern value system as a crisis of meanings. The crisis reasons are attributed to the dominance of the neo-European worldview. The quantifiable approach to the reality blocks the possibility of finding the life meanings. The conceptualized thinking is a method of discovering of such meanings. The individual values are determined by social and historical features of a person’s life. Relevance of the social values is determined by attributive ontological condition of the human being existence to be among other people. The foundation developing and keeping the collective meanings is value representations of the common past. The socio-historical meanings are defined as values and meanings associated with current social communities.

Текст научной работы на тему «Социально-исторические смыслы, историческая память и индивидуальная смысложизненная рефлексия: проблема взаимосвязи»

УДК 101.1 : 316

Воронов Василий Михайлович

кандидат философских наук,

доцент кафедры философии, политологии и права

Мурманского государственного гуманитарного

университета

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ [1]

Voronov Vasiliy Mikhaylovich

PhD,

Assistant Professor of the Department for Philosophy, Political Science and Law, Murmansk State Liberal Arts University

SOCIO-HISTORICAL MEANINGS, HISTORICAL MEMORY AND INDIVIDUAL REFLEXION ON MEANING OF LIFE: PROBLEM OF CORRELATION [1]

Аннотация:

В статье современное мировоззренческое состояние определяется как ситуация кризиса смыслов. Причины связаны с господством новоевропейской аналитической мировоззренческой установки. «Исчисляющий» подход к действительности блокирует возможность обретения жизненных смыслов, осмысляющее мышление прокладывает к ним путь. Индивидуальные жизненные смыслы определяются социальноисторическим характером бытия человека, социальные - атрибутивным онтологическим условием существования человека: «быть - среди других». Основанием, формирующим и поддерживающим коллективные смыслы, являются ценностные представления об общем прошлом. Социально-исторические смыслы определяются как ценности и значения, связанные с существующими социальными общностями.

Ключевые слова:

жизненные смыслы, социально-исторические смыслы, идентичность, социальное самосознание, бытие, существование, «быть - среди других», «Я - по отношению», «то, ради чего», историческая память, осмысляющее мышление.

Summary:

The article considers the modern value system as a crisis of meanings. The crisis reasons are attributed to the dominance of the neo-European worldview. The quantifiable approach to the reality blocks the possibility of finding the life meanings. The conceptualized thinking is a method of discovering of such meanings. The individual values are determined by social and historical features of a person’s life. Relevance of the social values is determined by attributive ontological condition of the human being existence - to be among other people. The foundation developing and keeping the collective meanings is value representations of the common past. The socio-historical meanings are defined as values and meanings associated with current social communities.

Keywords:

meaning of life, social and historical meanings, identity, social identity, being, existence, “ to be among others", “me related to", “what for", historical memory, conceptualized thinking.

Определение современности в качестве эпохи мировоззренческого кризиса является своего рада «общим местом» для мыслителей, отстаивающих совершенно разные идейнотеоретические позиции. Наша интерпретация этого кризиса солидарна с концепциями, связывающими его с утратой веры в возможность нахождения смысла жизни. Современные люди все чаще оказываются неспособными придать своей жизни «смысл и содержание» [2, с. 5-6].

Вопрос о смысле выражает «меру человеческого в человеке». Избегая размышлений об этом вопросе, мы оказываемся «выпавшими» из рефлексии и, как следствие, «впавшими» в своего рода «автоматизированное» существование. Социум отличается от сообществ животных рациональным переустройством всех естественных жизненных практик. Развивая различные структуры, поддерживающие наше существование (экономику, политику, право и т.п.), и не решая при этом проблему смысла жизни, мы оказываемся в парадоксальной ситуации рационализации всех проявлений жизни при забвении вопроса о смысле самого феномена. Соглашаясь с мыслью экзистенциалистов, надо признать, что постоянная актуальность вопроса о смысле индивидуального бытия обусловлена осознанием собственной временности. Ужас перед неизбежной смертью должен придавать значимость жизни. Повторяя слова Х.Л. Борхеса, можно сказать, что «у смертных все имеет ценность, невозвратимую и роковую». Развивая идеи экзистенциалистов, необходимо отметить, что, хотя осознание конечности, временности собственного существования является условием нахождения смысла жизни, оно само по себе не может наполнить ее ценностью и значимостью. Человек может прекрасно осознавать свою конечность, но существование может восприниматься как надоевшее бремя или рутина. В качестве примеров такого пессимистического мировоззрения можно указать философские идеи А. Шопенгауэра и поэтические творения Ш. Бодлера. Смысл жизни необходимо понимать как «то,

ради чего стоит жить», как формируемую личностью мировоззренческую установку, позволяющую преодолеть и осознание смертности, и представления о бессмысленности существования.

Размышления над проблемой смысла жизни вообще становятся возможными в результате приписывания жизни таких предикативных свойств как целостность и формальность. Однако существование человека нельзя рассматривать вне контекста его содержательного, повседневного наполнения. Индивидуальная повседневность - это совокупность единичных действий и претерпеваний (действия других людей по отношению к человеку), которые объединяются в рамках определенных жизненных практик. Человек придает смыслы таким сериям действий и взаимоотношений, исходя из самоидентификации себя в тех или иных социальных общностях. При выполнении этой процедуры (самоидентификации), индивид совершает переход от ситуации чистого «Я-сознания» к ситуации соотнесенности. Мы можем понять эту ситуацию при обращении к категории «соотнесенное» или «отношение», которая впервые была введена Аристотелем («Категории»). Таким образом, можно говорить о смысловой наполняемости жизни, основанной на идентичности «Я - по отношению». В качестве базовых мы рассматриваем отношения, связывающие индивида со значимыми другими людьми, с существенными для него видами деятельности. Это связано с такими фундаментальными характеристиками-условиями человеческого бытия как «быть - среди других» и «быть - занятым делом».

Индивид, придавая смыслы жизненным практикам, то есть отвечая на вопрос «ради чего, вообще, Я это делаю или претерпеваю», тем самым привносит определенные смыслы в собственную жизнь, которые не конструируются субъектом произвольно, а во многом создаются наличествующими социокультурными общностями и коллективными идентичностями. Необходимо говорить не об одном индивидуальном смысле жизни, а о различных жизненных смыслах, которые конституируются коллективными общностями. В результате рефлексивного раздумья человек может как отбрасывать социально обусловленные смыслы в качестве чего-то внешнего, ситуативного, не имеющего отношения к внутреннему, подлинному «Я», так и, напротив, принимать их в качестве личностно значимых. Придание коллективным смыслам личностной значимости означает переход от индивидуального к социальному самосознанию. Социальное самосознание не означает утрату «Я» в «мы», оно означает скорее переход от чистого абстрактнологического «Я» к конкретному и определенному индивидуальному сознанию, «Я - по отношению». Социокультурные ценности и значения, которые становятся важными и актуальными для индивида в результате процедуры самоидентификации, определяются нами в качестве «социально-исторических смыслов», социально-исторический характер которых обусловлен тем, что возможным социальное самосознание делает совокупность представлений об общем прошлом.

Самоидентификация себя по отношению к чему бы то ни было возможна только в акте мышления. Обретение смысла в результате самоидентификации возможно при опоре на особый тип мышления, который был определен М. Хайдеггером в качестве «осмысляющего раздумья» [3, с. 75-76]. Типичная для современности ситуация утраты смыслов связана с господством аналитической калькуляции, которая по своей сути прямо противоположна осмыслению. Суть господства аналитического расчета находит удачное выражение в термине М. Хайдеггера - по-став (де-э1е11) [4, с. 55]. Постав (дез1в!1) - это не просто новоевропейская мировоззренческая установка, то есть не просто своеобразная априорная трансцендентальная призма, через которую человек воспринимает мир, - это особый способ раскрытия непотаенности бытия и, одновременно, сущностный источник бытийствования техники. Можно выделить следующие ключевые черты того способа раскрытия непотаенности бытия мира, который связан с поставом и начинает утверждаться в Новое время: во-первых, понимание человека в качестве субъекта, а мира в качестве совокупности объектов; во-вторых, уверенность в «исчисляемом» характере объектов; в-третьих, прагматическое отношение к реальности и ее познанию. Следует заметить, что исчисление необходимо понимать не в узком аспекте использования количественных операций, а как общий метод «брать что-либо в расчет, принимать в рассмотрение, рассчитывать на что-либо, то есть ждать от него результата» [5, с. 76]. Эти базисные мировоззренческие принципы лежат в основе технократического могущества современного человечества, и именно они в конечном итоге являются истоком мировоззренческого кризиса. Эту мысль можно проиллюстрировать следующим примером: современный человек, смотря на реку, преимущественно воспринимает ее в качестве прагматично исчисляемого объекта (места для личного отдыха, судоходной артерии, ресурса для строительства водохранилищ и электростанций и т.п.), в то время как ценностно-смысловое отношение становится отчужденным и малопонятным для него (как например, образ Волги-матушки). Господство по-става означает постепенное размывание смыслополагающего отношения во всех сферах общественной жизни.

Последовательное воплощение новоевропейской установки в итоге привело к ситуации тесного переплетения и взаимозависимости науки, техники и экономики. Экономика становится

«материальной» и «целевой» причиной научно-технического прогресса. В свою очередь, поддержание глобальной экономики, как это было показано в работах представителей франкфуртской школы, невозможно без формирования определенной идеологии, утверждающей ценности материального потребления в качестве ведущих, определяющих индивидуальные мотивации и установки человека. Неутилитарные смыслы, «плохо стыкующиеся» с прагматичными, «исчисляемыми» ценностями глобальной идеологии, становятся помехой, которую нужно преодолеть. Девальвации подвергаются жизненные цели и ценности, связанные с семейным, региональным и этногосударственным уровнями социально-исторических смыслов. Семья в современном обществе все чаще начинает восприниматься в качестве своего рода предприятия, которое может быть как помехой, так и средством для построения карьеры и достижения социального успеха, а, значит, в конечном итоге, достижения более высокого уровня потребления. Конкретный регион утрачивает значение Родины, в которой находятся «корни» человека, а становится только местом проживания, оцениваемым по тем или иным «объективным критериям». Место, где проживает индивид, начинает восприниматься в качестве простой территории (place, локус) и теряет значение земли, то есть значимого жизненного пространства (land, топос). Этногосудар-ственное измерение социально-исторических смыслов также подвергается подобной девальвации. Яркими маркерами, иллюстрирующими этот процесс, являются популярные в сетевом пространстве выражения: «Рашка», «эта страна». В контекстах употребления этих эпитетов просматривается утрата понимания ряда онтических параметров понятия «Родина» и сведения его к параметрам политического режима и социально-экономического пространства.

Социально-исторические смыслы являются своеобразными мировоззренческими скрепами, соединяющими индивидов. В случае отсутствия таких смыслов общество становится прагматическим союзом индивидов, ориентированных на поддержание материального существования и выполняющих для этого определенные социальные функции. Таким образом, можно говорить о начале трансформации общества в простую территориальную агрегацию. В ситуации предельно прагматичного отношения к социальным общностям человек легко может выбирать те общности, в которых он будет находиться. Мировоззренческая привлекательность внутренней или внешней миграций является проявлением такой социально-прагматичной установки. Незначимость социально-исторических смыслов для индивида может существенно затруднить любые модернизационные проекты как на региональном, так и на национальногосударственном уровнях. Эффективная модернизация возможна в случае присутствия в общественном сознании установки на готовность совершения действий, приложения усилий и понимание необходимости временных затрат.

Проблема связана с «вторжением» новоевропейской мировоззренческой установки в сферу гуманитарного знания. В философской мысли данная проблема, как правило, анализируется в гносеологическом ракурсе. Между тем она имеет и социально-философский аспект. Традиционные предметы социогуманитарного познания начинают рассматриваться так же, как и объекты естествознания, то есть в качестве аналитически «рассчитываемых», «калькулируемых» величин. Логическим следствием такой установки являются идеи об их конструируемости. В результате, как сама картина общезначимого прошлого, так и смыслы и идентичности с ней связанные, воспринимаются в качестве искусственных конструктов, создаваемых властными элитами с целью воздействия на общественное сознание. В качестве примера такой концептуальной позиции можно указать социологию знания П. Бурдье и мир-системный подход Им. Валлерстайна.

В результате обесценивания неутилитарных социально-исторических смыслов и утверждения в общественном сознании утилитарно-прагматических ценностей в качестве превалирующих, постепенно утрачивается «то, что делает человека человеком». Такое положение дел очень точно схватывается в метафоре Э. Фромма - «люди с рыночным характером» [6, с. 169171]. Серьезной проблемой для современного человека является чувство внутренней пустоты, то есть «экзистенциального вакуума», преодоление которого принципиально невозможно путем достижения все новых и новых материальных благ [7, с. 7-9; 8, с. 193-194]. На наш взгляд, ясное понимание этой ситуации достигается при интерпретации знаменитой метафоры Ф. Ницше и М. Хайдеггера - «расширяющейся пустыни». «Пустыня» - пространство бессмысленности, которое означает наступление постава, поскольку если я могу все рассчитать и проанализировать, то не остается ничего, в чем бы мог заключаться смысл. Возможной реакцией на обессмысливание существования является «попытка к бегству» из «пустыни», например: погружение в виртуальную реальность или уход в различные контр- или субкультурные практики; такие «прибежища» становятся некими «оазисами» смысла. В худшем случае попытка к бегству оказывается, одномоментно, попыткой самоубийства. «Опустынивание» хуже, чем просто разрушение, поскольку оно «парализует будущий рост и не допускает никакого созидания» [9, с. 48].

«Пустыню» нельзя рассматривать только как социокультурное явление, необходимо также осознавать наличие такого пространства бессмысленности в жизненном мире каждого или почти каждого современного человека. Таким образом, уход от социальных смыслов - это и уход от себя, от необходимости поддержания внутренне значимых ценностей, связанных с социальным контекстом. Обретение жизненных смыслов связанно с жизненной установкой, принципиально отличной от установок, господствующих в современном обществе. Имеется в виду установка, которая ориентировала бы индивида не на удовлетворение всевозрастающих материальных потребностей, а также не на стремление ко все большему высвобождению свободного времени, которое затем впустую растрачивается, а на обретение себя. Обретение себя связано не с закрытием и отрешением от социального контекста, а с нахождением значений, придающих различным жизненным практикам смысловую наполненность.

«Выход» из мировоззренческой ситуации современности возможен в результате реабилитации осмысления. Именно в результате о-смь/сляющего раздумья человек может обретать те или иные смыслы. Связанность индивидуального смысла жизни и коллективных социальноисторических смыслов проясняется через призму мыслеобраза «укоренненость» М. Хайдеггера [10, с. 104-107]. Примечательно, что «утрата корней» объясняется немецким философом отказом от размышления и акцентом на аналитическое освоение мира. Напротив, укоренненость в нашей человеческой сущности - то есть в мышлении, делает возможным обретение корней в конкретной социально-исторической почве. Рассматривать Родину именно в качестве Родины, а не просто в качестве благоприятной или неблагоприятной территории проживания, возможно только в горизонте мысли. Речь не идет о привычном для нас понимании рационального мышления, которое раскрывается как рассудочное оперирование понятиями, анализ и расчет. Здесь необходимым является осмысление характеристик личностного бытия в тех параметрах, в которых оно пребывает, и в тех условиях, в которых оно возможно. Размышляя подобным образом, человек может ясно и отчетливо увидеть различные онтические измерения связи между самим собой и социальными общностями, в границах которых он пребывает. Здесь имеется в виду историческое, языковое, природное, культурное и другое измерение этой связи.

Следует заметить, что хотя мышление в форме осмысляющего раздумья является необходимым, «стартовым» условием для нового обретения смыслов, однако оно не является единственно достаточным. Большое значение имеет и определенная перестройка жизненных практик личности, а также трансформация социокультурных институтов. Ретранслятором ценностносмыслового отношения к миру выступала традиционная культура. Традиция не только закрепляла привычные образцы деятельности и материальной культуры, но также конституировала жизненные цели и ценности индивидов. Современная массовая культура, напротив, нацелена, за вычетом редких исключений, на формирование аналитико-прагматического отношения к действительности. Соответственно, необходимым становится частичное реформирование образовательных практик. Следует заметить, что образование предполагает не только овладение профессиональными и общекультурными компетенциями, но и создание образа самого человека. Формируемый образ не должен «парить» в безвоздушном пространстве, а, напротив, должен быть связан с тем социокультурным пространством, в рамках которого он моделируется. Особое значение приобретает историческая составляющая среднего и высшего образования.

Здесь необходимо коротко остановиться на историческом измерении связи личностного бытия человека и социокультурных общностей в параметрах, в которых он пребывает. Смыслы, связывающие индивида с другими людьми, могут быть определены как социально-исторические. Как уже упоминалось, их характер обусловлен тем, что поддержание социальных идентичностей, связанных с этими смыслами, во многом основывается на ценностных представлениях об общезначимом прошлом. Возможность социального самосознания на любом уровне обуславливается совокупностью представлений об общем прошлом, то есть исторической памятью. Идентификация «мы - здесь» основывается на идентификации «мы - во времени». Историческое знание, в отличие от индивидуального памятования, должно являться общезначимым [11, с. 141145] и не основываться на имманентных отдельному человеку способах сохранения и репрезентации информации. Уже в рамках элементарной устойчивой социальной общности, семьи, необходимым становятся обращение к рассказам как общезначимой форме репрезентации и опора на те или иные свидетельства прошлого: вещи, письменные источники, фотографии и т.п. Рассказываемые истории для слушателей становятся источником знания о прошлом, запоминание - методом познания. Безусловно, с точки зрения научного исторического знания речь здесь идет о некой «квазиистории». В пространстве современной институциональной исторической науки и системы образования превалирующим оказывается этногосударственное измерение прошлого, а основной функцией - поддержание этногосударственной идентичности. Особенностями исторической

памяти, отличающими ее от «объективного» (научного и учебного) знания о прошлом, являются избирательность и эмоционально-ценностная «нагруженность».

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Из современного мировоззренческого кризиса он может быть связан, в том числе и с восстановлением значимости в общественном сознании социально-исторических смыслов. Социальное становится своеобразной средой потенциальных смыслов, которые могут быть актуализированы индивидом в параметрах его жизни. Это возможно при обращении к такому способу мышления как осмысляющее раздумье, которое кардинально отличается от аналитической калькуляции, которая нацелена на бездумное овладение миром и является порожденной господством постава. Ценностная связанность с социальным контекстом позволяет человеку обрести себя в определенном соотношении с другими. Таким образом достигается связь внешне направленного понимания, то есть осмысления мира (в данном случае социального) и внутренней рефлексии индивида. Восстановление и поддержание значимости социально-исторических смыслов также связано с акцентом на формировании в рамках образовательных практик не количественно исчисляемого объективного знания о прошлом, а ценностно нагруженной исторической памяти.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Мурманской области в рамках проекта проведения научных исследований («Историческая память и социально-исторические смыслы в сознании молодежи Кольского Севера: проблемы взаимосвязи и сохранения (на примере учащейся молодежи г. Мурманска)»), проект № 13-13-51003.

2. Швейцер А. Я родился в период духовного упадка человечества // Кризис сознания: сб. работ по «философии кризиса». М., 2009.

3. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Новая технократическая волна на Западе: сб. ст. М., 1986.

4. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе: сб. ст. М., 1986.

5. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Новая технократическая волна на Западе: сб. ст. М., 1986.

6. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

7. Франкл В. Страдание от бессмысленности жизни. Актуальные проблемы психотерапии. Новосибирск, 2011.

8. Франкл В. Основы логотерапии. Психиатрия и религия. СПб., 2000.

9. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? М., 2007.

10. Хайдеггер М. Отрешенность // Разговор на проселочной дороге: сб. М., 1991.

11. Мегилл А. Историческая эпистемология / пер. с англ. М.А. Кукарцевой. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.