Научная статья на тему 'Социально-инфраструктурное обеспечение сельских поселений региона'

Социально-инфраструктурное обеспечение сельских поселений региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
149
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ДЕТИ / ДЕТСКИЕ САДЫ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / ЖИЛЬЁ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Омарова Камила Абдурашидовна

Необходимость разработки и реализации стратегии развития каждого района республики обуславливает анализ обеспечения социальной инфраструктурой, обеспеченности жильем и его благоустройства, доступности образования, медицины и других социальных составляющих, требующихся для нормальной жизни населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Омарова Камила Абдурашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-инфраструктурное обеспечение сельских поселений региона»

Омарова Камила Абдурашидовна

Социально-инфраструктурное обеспечение

1

сельских поселении региона

1

К.э.н., доцент ДГУ kamusya@list.ru

Аннотация: необходимость разработки и реализации стратегии развития каждого района республики обуславливает анализ обеспечения социальной инфраструктурой, обеспеченности жильем и его благоустройства, доступности образования, медицины и других социальных составляющих, требующихся для нормальной жизни населения

Ключевые слова: сельские территории, социальная инфраструктура, дети, детские сады, общеобразовательные школы, жильё

Omarova K.A. Social and infrastructural support of the rural settlements in the region

Abstract: need of development and realization of strategy of development of each area of the republic causes the analysis of providing with social infrastructure, security with housing and its improvement, availability of education, medicine and other social components which are required for normal life of the population competitiveness of the organization

Key words: rural territories, social infrastructure, children, kindergartens, comprehensive schools, housing

Характер трансформационных преобразований социально-экономической системы России в условиях кризиса с еще большей актуальностью выдвигает проблемы обеспечения государственных гарантий перед гражданами.

В этом контексте необходим анализ функционирования институтов, посредством которых государство реализует свои социальные функции на различных территориях.

Исторически сложившийся факт, что население Российской Федерации неравномерно распределено по различным муниципальным образованиям. Наиболее ярко это представлено на примере сельских поселений, которых в Российской Федерации - 18954 или 82,2% от общего количества муниципальных образований, еще 7 % муниципальных образований составляют муниципальные районы. Иначе говоря, 90 % муниципальных образований связано с селом, они охватывают 2/3 территории и 27% населения России [1].

Ежегодно исчезает до 3 тыс. сел и деревень, 700 тыс. человек мигрируют из села, выбывают из оборота миллионы гектаров сельскохозяйственных земель. Разрушаются уклад жизни сельского населения, его история, культура и нравственность. Все это имеет серьезные негативные последствия для страны в целом, поэтому проблема возрождения и устойчивого развития села приобретает сегодня приоритетное значение и общенациональный масштаб[2].

Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя:

- мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;

- мероприятия поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.

Роль социальной инфраструктуры определяется участием ее отраслей и видов деятельности в создании условий, обеспечивающих воспроизводство человеческого капитала, рабочей силы, личности. Развитие отраслей социальной инфраструктуры направлено на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. Социальная инфраструктура призвана решать проблемы обеспеченности населения качественным жильем; создавать социокультурную сферу жизнедеятельности человека; улучшать экологические условия жизни и труда; повышать профессиональный уровень работников как базу роста производительности труда, объемов товаров и услуг; осуществлять социальную защищенность населения. В современных условиях развитие социальной инфраструктуры выступает важнейшим условием улучшения социально-экономической обстановки и повышения качества жизни населения.

1 Исследование выполнено по программе Президиума РАН «Фундаментальные проблемы модернизации полиэтничного региона в условиях роста напряженности»

Между тем уровень ее развития значительно отстает от современных требований. Остро эта проблема стоит и в сельской местности таких депрессивных регионах как Республика Дагестан.

Развитие социальной инфраструктуры сельских поселений Дагестана хотелось бы раскрыть на примере горных районов республики, которые характеризуются особенно сложной ситуацией.

Большинство проблем горных территорий обусловлено их географическим положением, сложным рельефом местности, особенностями сложившегося уклада жизни населения.

Низкий уровень развития инфраструктуры, разница в качестве жизни с другими регионами республики неблагоприятно сказываются на развитии экономики, являются причиной высокой безработицы и, как следствие, оттока населения (и особенно молодежи). Редко в каких горных сельских поселениях Дагестана имеет место прирост населения, в большинстве селах численность жителей уменьшается. Это серьезная проблема. Бюджеты горных муниципальных образований глубоко дота-ционны. Расходы растут год от года, а налоговые доходы продолжают оставаться на низком уровне. Проблемы горных районов традиционно находятся в центре внимания всех органов республиканской власти. Принимались программы развития горных территорий. Сейчас за счет республиканского бюджета строится сотни километров дорог, мостов, вводятся новые школы и больницы, продолжаются газификация и электрификация населенных пунктов. Ежегодно в развитие горной зоны республики в рамках инвестиционной программы вкладывается в среднем по 1,2-1,3 млрд. рублей, что составляет 25-30 % всех капитальных вложений. Это немалые средства, но, этого недостаточно.

Отставание горных районов практически по всем социальным и экономическим показателям сохраняется. Об этом свидетельствуют результаты проведенной в 2010 г. комплексной оценки уровней социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов республики. В группу районов с крайне низким уровнем развития (депрессивные районы) попала половина горных муниципальных районов: Ахвахский, Рутульский, Цунтинский, Агульский, Цумадинский, Тляратин-ский, Курахский, Докузпаринский, Ахтынский, Шамильский районы.

Значительный интерес представляют данные по инфраструктуре дошкольного образования в некоторых горных районах республики. Межрайонная дифференциация в значениях различных показателей довольна существенна.

В целом, число детей дошкольного возраста по горным районам за последние 10 лет уменьшилось. В Гунибском, Дахадаевском и Докузпаринском районах этот показатель снизился на 28%; 43,1%; 52%. Лишь незначительно увеличилось число детей дошкольного возраста в Гергебильском, Левашинском и Хунзахском районах. Общее число дошкольных учреждений по горным районам за период с 2000 по 2008 гг. увеличилось на 12,6% (со 130 до 156), а число мест в них на 23,4% (с 6682 до 8245), что свидетельствует о положительных тенденциях в обеспечении инфраструктурой дошкольного образования. Особенно активный процесс строительства объектов дошкольного образования демонстрируют Тляратинский, Хунзахский и Цунтинский районы.

В настоящее время существует практика открытия новых малокомплектных детских садов в небольших горных селах, где раньше система дошкольного образования полностью отсутствовала.

Основной задачей местных властей в данном случае является не столько общее увеличение мест в детских садах, сколько их перераспределение таким образом, чтобы инфраструктурой дошкольного образования были охвачены дети даже маленьких населенных пунктов. Примером данного факта может служить Гергебильский район, где число детских садов возросло на 11%, а реальное число мест уменьшилось на 4,4%.

Говоря об обеспеченности местами в общеобразовательных школах, необходимо обратить внимание на то, что значение данного показателя за исследуемый период в целом по всем горным районам снизился на 15,7%.

Проанализировав показатели количественной характеристики инфраструктуры общего образования в горной части Дагестан можно сделать выводы, что значительные изменения перетерпела инфраструктура большинства районов.

Более динамичную картину изменения в учебно-воспитательном секторе инфраструктурного комплекса горных районов раскрывает перед нами анализа качественных характеристик. Так, например, лишь 81,9% от общего числа ученических мест в общеобразовательных учреждениях горных районов располагаются в типовых школах.

По сравнению с другими территориями Дагестана для горных районов характерна более острая ситуация с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы учреждений образо-

вания.

В целом по всем горным районам число школ нуждающихся в капитальном ремонте в 2008 году достигало 212 единиц. Это на 12,8% больше, чем в 2000 г. Наиболее неблагоприятная ситуация наблюдается в Левашинском, Цунтинском, Шамильском районах

Из вышеприведенного анализа видно, что в горных районах население изначально находится в худших условиях с более низким развитием инфраструктуры в производственной и бытовой сферах. Острейшей остается проблема оказания скорой медицинской помощи жителям небольших населенных пунктов вследствие удаленности их от основных лечебно-диагностических учреждений, отсутствия коммуникаций и телефонной связи, недостаточной оснащенности ЛПУ в сельской местности лечебной и диагностической аппаратурой, новым современным медицинским оборудованием.

Из вышеприведенного анализа видно, что в сельских районах население изначально находится в худших условиях с более низким развитием инфраструктуры в производственной и бытовой сферах. Острейшей остается проблема оказания скорой медицинской помощи жителям небольших населенных пунктов вследствие удаленности их от основных лечебно-диагностических учреждений, отсутствия коммуникаций и телефонной связи, недостаточной оснащенности ЛПУ в сельской местности лечебной и диагностической аппаратурой, новым современным медицинским оборудованием.

Отдельно хотелось бы представить анализ социальной инфраструктуры МО «Левашинский район». В состав МО «Левашинский район» входит 26 сельских поселений, объединяющих 68 населенных пунктов. Постоянное население района на 1 января 2011 года составило 72,930 тыс. человек.

Районный центр - село Леваши.

На 2010 г. в Левашинском районе имеется 5 детских садов и 45 общеобразовательных школ, из них 8 начальных, 10 основных и 27 средних школ с охватом более 10 тыс. учащихся (по данным т.г.). В этом году открывается также вечерняя общеобразовательная школа. Действует СПТУ в селе Цудахар. На территории района открыт филиал Московской современной гуманитарной академии.

В последние годы заметный размах получило религиозное обучение. На 1.01.2009 г. в районе зарегистрировано 15 исламских учебных заведений (14 медресе и 1 филиал дагестанского исламского университета им. И. Шафии).

Функционирует 8 спортивных школ, из которых 2 подведомственны Министерству физической культуры и спорта, остальные 6 подведомственны МО «Левашинский район», Дом детского творчества. В общем числе в систему дополнительного образования (спортивные школы и ДДТ) вовлечены 5212 учеников.

На 2010 г. успешно функционируют 11 учреждений здравоохранения; доврачебную помощь оказывают 33 фельдшерских пунктов.

В районе насчитывается свыше 30 библиотек, 33 клубных учреждений. Функционирует 18 музеев. Имеются 8 эстрадных коллектива, 12 фольклорных коллективов, из которых 3 со званием «Народный», 3 ансамбля национальных инструментов, 3 «Народных» театра, 2 вокальные группы, 4 школы искусств, 17 филиалов и мн. др.

Если говорить подробней о проблемах сельских учреждений культуры, то можно их раскрыть на примере Детской школы искусств с. Мекеги, открытой в 2002 году. С самого открытия ею руководит Адзиева Патимат Адзиевна. На сегодняшний день школа имеет 3 филиала в селах Зуримахи, Джангамахи и Аялакаб. В самой школе (с. Мекеги) идут занятия по вокалу и хореографии. Коллектив школы искусств включает в себя 21 преподавателя, среди которых 2 заслуженных работника культуры РД и 1 лауреат различных российских и международных конкурсов. На ответственности всего педагогического состава школы лежит воспитание и развитие таланта 171 ученика. В процессе общения с преподавателями данной школы все они жаловались на плохие условия, в которых им приходится проводить занятия. Кривой пол, на котором «в течение 2-х недель рвутся чешки», плохое освещение, обшарпанные стены, сломанные окна - такая обстановка в которой преподаватель Газимагомед Ид-рисов проводит занятия по танцам с детьми.

В целом, ситуацию с социальным развитием данного района можно оценивать как положительную, но имеет место ряд серьезных проблем с обеспеченностью детскими дошкольными учреждениями и учреждениями здравоохранения, в частности ФАП.

Важнейшей особенностью горных населенных пунктов является мелкодисперсный характер расселения, что обуславливает измельченность и рассредоточенность объектов социальной инфраструктуры, в том числе системы здравоохранения. В горных районах в целом работает 81 ме-

дицинское учреждение, в том числе 8 больниц и 73 врачебных амбулаторий. Кроме того, функционируют 607 фельдшерско-акушерских пунктов. Обеспеченность коечным фондом и кадрами в здравоохранении горной территории пока ниже, чем региона в целом. По обеспеченности врачами горные районы отстают от среднереспубликанских более чем в 2 раза, а по остальным показателям -незначительно.

Обеспеченность горных районов врачами в настоящее время в целом с показателем 17,5 врача на 10000 человек населения составляет 42,7% от нормативно необходимой численности. Более высокие показатели (свыше 50%) наблюдаются в районах Ахвахском, Ахтынском, Гергебельском, Кулинском, Хунзахском, Чародинском и Шамильском. Наименьшая обеспеченность врачами (менее 30%) имеется в Акушинском, Рутульском, Тляратинском и Цун- тинском районах, где на 10000 человек населения приходится примерно 10 врачей. В плохом положении находится также Ботлихский район - 31,5%.

Обеспеченность горных районов средним медицинским персоналом значительно выше, по сравнению с обеспеченностью врачами, но ниже общереспубликанского уровня и составляет 61,6%. Однако в некоторых районах наблюдается сверхвысокая численность среднего медицинского персонала, обеспечивающая превышение норматива - Агульский(121,2%), Ахвахский (143, 2%), Кулинский (118,6%). В то же время имеется район, где на 10000 человек населения приходится всего 14,7 медицинского персонала среднего уровня, что составляет лишь 12,9% нормативно необходимой численности. Ниже уровня 50% обеспеченности находятся также районы Ахтынский, Рутульский и Тляратинский.

Что касается обеспеченности больничными койками, то в целом по горной зоне этот показатель составляет 44,5% при республиканском - 50,6%. Тем не менее имеются районы, где по данному показателю уровень значительно выше республиканского. К ним относятся районы Агульский, Гергебильский, Кулинский, Унцукульский, Цумадинский, Чародинский, Шамильский. Меньше чем на одну треть обеспечены больничными койками такие районы, как Акушинский, Ахвахский, Ахтынский, Ботлихский, Докузпаринский, Лакский, Рутульский, Тляратинский и Цунтинский. Здесь на 10000 населения приходится не более 45 больничных коек.

Таким образом, по обеспеченности медицинскими кадрами и больничными койками, что является наиболее информативными показателями уровня развития здравоохранения, на высоких позициях находятся районы Агульский, Ахвахский, Гергебильский, Кулинский, Чародинский и Шамильский. В этих районах, по всем основным показателям, характеризующим состояние здравоохранения, наблюдаются относительно высокие уровни. В наихудшем положении находится Акушинский район, где по численности врачей, среднего медицинского персонала и больничных коек отмечаются самые низкие показатели. На низком уровне развития находится также здравоохранение в Ахтынском, Ботлихском, Докузпаринском, Рутульском, Тляратинском и Цунтинском районах.

В горных районах Дагестана культурно-спортивная инфраструктура характеризуется различными тенденциями. В целом по всем горным районам показатель обеспеченности библиотеками во много раз превосходит нормативно необходимую потребность. Такую тенденцию можно рассматривать как положительную. Неудовлетворительное положение наблюдается в горных районах по уровню обеспеченности музеями. Хотя по сравнению с 2000 годом это положение улучшилось. И связано это с тем, что в Дахадаев-ском и Унцукульском районах открылись музеи. Так, только в половине горных районов имеются музеи.

В 2008 г. по сравнению с 2000 г. число клубов увеличилось на 30 единиц. Это связано с тем, что в 10 из 14 районов открылись новые клубы. Особенно положительный пример можно наблюдать в Ахтынском, Докузпаринском, Тляратинском, Цунтинском и в ряде других районов, где число клубов увеличилось на 5 единиц. В остальных районах данный показатель остался неизменным.

Развитие спортивной инфраструктуры горных районов за исследуемый период демонстрируют положительную тенденцию. В целом по всем горным районам число спортивных залов увеличилось на 68,4%. Практически все горные районы демонстрируют такую же положительную динамику. Необходимо также отметить, что в Лакском районе, где в 2000 г. полностью отсутствовали спортзалы в 2008 г. их стало 20. Не менее благоприятная ситуация наблюдается в Дахадаевском, Тляратинском, Унцукульском и Хунзахском районах[3].

Жилищная проблема является одной из наиболее острых проблем в горных районах Республики Дагестан. К настоящему времени не все семьи обеспечены собственным жильем.

Проблема усугубляется еще тем, что ежегодно создается новые семьи, которые также нуждаются в собственном благоустроенном жилье.

Для решения проблемы полной обеспеченности населения благоустроенным жильем необходимо принятие комплексной программы, предусматривающей создание в районе крупных специализированных строительномонтажных организаций и предприятий по производству строительных материалов, возобновление строительства жилья для своих работников хозяйствами и предприятиями района, развитие ипотечного кредитования и других форм финансовой поддержки индивидуального строительства, развитие коммуникаций, инженерных сетей и жилищной инфраструктуры.

Количество вводимых в действие домов за последние годы стабильно растет. Всего по горным районам строится 100-150 тыс. квадратных метров в год. В 2009 году всего по горной зоне введено в действие около 390 квадратных метров жилья в расчете на 1000 человек населения. Превышается этот уровень только в некоторых районах: Гергебильском, Гунибском, Унцу- кульском и Шамильском. Несмотря на высокие показатели строительства жилья (10-20 тыс. квадратных метров в год), в Акушинском, Ботлихском, Левашинском районах показатель ввода в действие жилых помещений за счет всех источников финансирования на душу населения остается ниже среднего уровня по горным районам в целом. Несоизмеримо малое количество жилья как в абсолютных значениях, так и относительно численности населения вводится в действие в Агульском, Ахвахском, Докузпаринском, Рутульском, Тляратинском районах.

Вообще, развитию горных территорий нужно уделять особое внимание, создавать условия для возникновения здесь производства, решая тем самым проблемы безработицы.

Принят закон Республики Дагестан от 16 декабря 2010 №72 «О горных территориях Республики Дагестан». В нем отражены основные принципы, цели, меры и приоритеты в развитии горных территорий республики. В настоящее время правительством Республики Дагестан ведется работа по разработке нормативных правовых актов по его реализации.

Уровень и качество жизни населения являются абсолютными приоритетами как для региона в целом, так и для муниципальных образований. Существующие в настоящее время территориальные различия в уровнях доходов, обеспеченности жильем и его благоустройстве, доступности образования, медицины и других социальных составляющих, требующихся для нормальной жизни населения, обуславливают необходимость разработки и реализации стратегии развития каждого района республики.

Список литературы

1.Адуков Р.Х., Адукова А.Н., Миндрин А.С. Местное самоуправление на селе: состояние, проблемы и пути развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. №9.

2.Артамонов А. Д., Бетин О. И. и др. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. Тамбов, 2005.

3.Деневизюк Д.А., Омарова К.А., Елисеева Е.М. Состояние, проблемы и направления развития социальной инфраструктуры сельских поселений Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 295-304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.