Н.В.ЛОПАТИНА СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ И ПРОСВЕЩЕНИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
Статья представляет основные понятия теории социально-информационных технологий Н.А. Слядневой и ее последователей и показывает ее перспективность для научно-исследовательской и практической деятельности в области духовного просвещения. Доказывается преемственность книжной и электронной культуры в духовном просвещении. Поднимается вопрос о критериях эффективности деятельности православных библиотек.
Ключевые слова: библиотека, православная библиотека, социально-информационные технологии, духовное просвещение.
Social and information technologies in spiritual development and education: past, present, future
The article presents the basic concepts of the theory of social and information technologies by N.Slyadneva and her followers and shows its prospects for research and practice in the field of spiritual enlightenment. They prove the continuity of printed book culture and e- culture in spiritual enlightenment. It raises the question on the criteria of the effectiveness of orthodox libraries.
Keywords: library, Orthodox library, social and information technology, spiritual enlightenment.
Н.В.ЛОПАТИНА СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ И ПРОСВЕЩЕНИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
26 января 2016 года в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений прошла научно-практическая конференция «Просвещение через книгу. Социально-информационные технологии в православной библиотеке». Тема конференции была выбрана в ходе совместной работы Издательского совета РПЦ и кафедры библиотековедения и книговедения МГИК.
Конференция ввела в оборот православных библиотек новое понятие - социально-информационные технологии. Понятие сложное, не сводимое только к тому, что в первую очередь ловит наш слух - к информационным технологиям, к новым средствам передачи информации. Научная школа Н.А. Слядневой (МГИК), определяет социально-информационные технологии как совокупность методов и средств информационного воздействия на общество с целью получения определенного социального результата. А именно такое понимание позволяет нам говорить и о библиотечном деле, и о многих других привычных для нас явлениях как о социально-информационных технологиях. В этой связи более корректно было бы говорить о социально-информационных технологиях в православном мире, в духовном развитии и просвещении.
Наталия Андриановна Сляднева - известный российский библиографовед и автор теории социально-информационных технологий - включает в содержание этого понятия совокупность
во-первых, контента: информационных сообщений, смыслов, ключевых императивов, с помощью которых воздействуют на людей с целью получения запланированных реакций,
во-вторых, социально-информационной инфраструктуры, то есть системы средств трансляции аудитории этого контента, этих ключевых императивов. Данная система может включать в себя как традиционные или технически новые каналы распространения информации, так и социальные институты, учреждения, организующие процессы информационного взаимодействия.
В наши дни социально-информационные технологии стали приоритетными инструментами социального управления в силу возможности оперативного глобального охвата аудитории (множества социальных субъектов) единым информационным контентом. Но возможность результативного влияния на личность, на массы информационными средствами была открыта и применена на практике далеко не сегодня. Социально-информационные технологии лежат в основе функционирования ряда базовых социальных институтов, в том числе и образования, и библиотеки, и религии.
Церковь объединяет православный мир посредством именно средств информационной природы - информации духовного содержания, «слова», наполненного особого ценностного смысла, которые транслируются всем, кому они необходимы, с помощью информационных каналов, пронизывающих социум в определенные исторические эпохи. Когда-то это происходило только с помощью устной коммуникации и рукописной книги, затем к ним прибавилось книгопечатание, позже весьма результативно этот круг дополнили радио и телевидение, а сегодня к ним присоединяется Интернет.
И именно этот процесс - появление новых информационно-коммуникативных форматов -вызывает самые большие опасения у тех, кто посвящает себя духовному просвещению, развитию молодого поколения, сохранению и продвижению гуманитарных ценностей.
В этой связи целесообразно говорить о существовании фундаментального закона развития информационной среды и информационных коммуникаций - закона сохранения всех форм и средств информационной деятельности, методов и приемов оперирования информацией, когда-либо изобретенных человеком.
Сегодня все чаще речь идет о том, что компьютер и Интернет вытеснят книгу, и духовное просвещение и развитие станут невозможны. Давайте вспомним, сколько существовало православие без печатной книги - намного дольше, чем с ней. Книгопечатание как технология трансляции информации в пространстве, кумуляции и сохранения общественного знания появилось в ответ на потребности именно религии как социального института в недорогом и массовом распространении библейских текстов, которые стали необходимы в условиях Реформации. Печатная книга как новый для того времени информационный формат был принят не только другими конфессиями, но и другими социальными институтами - образованием, наукой, политикой, оставаясь доминирующим информационным форматом в течение нескольких веков. Доминирующим, но не единственным - разве печатная книга вывела из культурных и повседневных практик не тиражируемую письменность? Разве смогла книга заменить живое слово, проповедь, общение?
«Каждая новая стадия, опирающаяся на тот или иной доминирующий тип тиражирования, фиксации и трансляции информации, не отрицает, а вбирает в себя все предшествующие типы коммуникации» (1, с.59) - об этом стоит помнить в момент появления новых способов трансляции информации духовного содержания. В силу совершенно естественных причин мы опасаемся нового, мы достаточно часто с моими студентами пробуем реконструировать настроения, отношения, эмоциональную окраску, которые сопровождали переход от книги рукописной, которая создается человеком, когда рукой правит душа, к книге печатной.
Древнейшие виды информационных коммуникаций (миметика, пластика, идеографическое и иероглифическое письмо) и более поздние (устное общение, рукописное и т.п.) не только не исчезли из человеческого обихода, вытесненные актуальными и доминантными способами информационного обмена, но и нашли свои ниши в современной информационной среде. Они сохраняются «не только и не столько в информационной среде социума, сколько в индивидуальном сознании, мыслях и действиях человека». (2) И это - важнейший фактор духовного развития и просвещения, который оказался невероятно значимым в условиях гонений на церковь.
Давайте вспомним, что большинство из нас постигали основы православной культуры в устной коммуникации, ибо в те годы книжная культура не могла играть значительной роли в духовном развитии и просвещении. Для моего поколения - тех, кому сейчас немного за 40 - основным источником информации духовного содержания было общение с бабушками и нянями, многие из которых не умели читать и писать, но сохраняли в своей памяти и передавали из поколения в поколение то, что сегодня называют «нематериальное культурное наследие». Этот формат не исчез и сегодня. Мы читаем нашим детям и внукам замечательные книги, которые Издательский совет Русской православной церкви выпускает для них, но «Отче наш» и другие свои первые молитвы, они, также как и мы, разучивают «на слух», с наших слов, до того, как учатся читать.
Изменяются информационно-коммуникативные форматы - то, с помощью чего мы транслируем в мир, в социальное пространство неизменный контент: духовные ценности, смыслы, образы, канонические тексты, интерпретации, объяснения. И главное - не то, какой используется способ фиксации и тиражирования информации, а то Слово достигло того, кому оно направлено. И наша задача - содействовать этому, поэтому библиотекаря важно понимание преемственности современных информационно-коммуникативных форматов и тех, что существовали в «до-информатизационную эпоху», понимание целевого, концептуального, структурно-функционального единства новых явлений и привычных форм в информационном поведении человека.
Это особенно важно сегодня - на новом этапе взаимодействия православной церкви и библиотечного дела, на этапе, для которого характерны продуманность, профессионализм, содружество. Приоритетен в нашей деятельности результат, который мы хотим получить, распространяя информацию духовного содержания. Результатом любой социально-информационной технологии всегда выступает планируемые изменение человека, отдельных коллективов и социальных групп: их взглядов, ценностей, моделей поведения, потребностей, целей и мотивов, ориентиров жизнедеятельности.
К сожалению, современное государственное управление - не только в России, но и в большинстве стран мира - ориентировано не на результат, а на процесс функционирования социальных институтов и учреждений их формирующих - библиотек, школ, музеев и т.д. Не случайно, в работе современных учреждений культуры оценивается только посещаемость, и не анализируется уровень обогащения человека знанием, результативность его эмоционального и эстетического развития, возможность гармонизация системы индивидуальных и общественных ценностей, установление гуманитарных приоритетов, снятие социальной напряжённости и многое другое. Восторг вызывает очередь людей, желающих посетить выставку работ великого художника, но не представляет интерес, с
чем они вышли оттуда? что вынесли в своей душе и голове? испытали ли катарсис, либо весь результат сводится только к селфи, размещённым в социальных сетях?
Прикладное значение теории социально-информационных технологий заключается в том, что эти и другие подобные вопросы ставятся во главу угла. Православные библиотеки не отягощены необходимостью следовать формальным нормативам, и все силы и все возможности подчинены единой цели - и декларируемой, и реальной - духовному просвещению и развитию человека. И мы с открытой душой и огромным желанием и радостью принимать профессиональное участие в этом замечательном деле, сохраняя традиционные и создавая новые формы работы с православным читателем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сляднева Н.А. Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: опыт системно-деятельностного анализа: Монография. - М.: Изд-во МГИК, 1993.
2. Сляднева Н.А. Ното шЮтайсш - человек эпохи информатизации// Научно-техническая информация. Сер.1.- 1999.- № 3.- С.9-13
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Лопатина Наталья Викторовна - доктор педагогических наук, заведующий кафедры библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры