Научная статья на тему 'Социально-информационные технологии как основа концептуальных позиций региональных избирательных кампаний'

Социально-информационные технологии как основа концептуальных позиций региональных избирательных кампаний Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
354
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / SOCIAL AND INFORMATION TECHNOLOGIES / PERSONAL INFORMATION CULTURE / KEY IDEAS / SOCIAL VALUE OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бажин Игорь Иванович, Захаров Максим Валерьевич

В статье исследованы особенности реализации современных концептуальных позиций избирательных кампаний. Приводится модель информационного сопровождения ключевых идей предвыборной кампании в системе гуманитарных технологий с опорой на социальную ценность информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of modern conceptual positions of election campaigns are studied in the article. The model of information maintenance of the key ideas of pre-election campaign in the system of humanitarian technologies based on social value of information is given.

Текст научной работы на тему «Социально-информационные технологии как основа концептуальных позиций региональных избирательных кампаний»

Игорь БАЖИН, Максим ЗАХАРОВ

СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ

В статье исследованы особенности реализации современных концептуальных позиций избирательных кампаний. Приводится модель информационного сопровождения ключевых идей предвыборной кампании в системе гуманитарных технологий с опорой на социальную ценность информации.

The features of modern conceptual positions of election campaigns are studied in the article. The model of information maintenance of the key ideas of pre-election campaign in the system of humanitarian technologies based on social value of information is given.

Ключевые слова:

социально-информационные технологии, индивидуальная информационная культура, ключевые идеи, социальная ценность информации; social and information technologies, personal information culture, key ideas, social value of information.

БАЖИН

Игорь

Иванович — д.тех.н., д.соц.н., профессор кафедры управления социальными и экономическими процессами Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС bazhinigor@yandex.ru

ЗАХАРОВ Максим Валерьевич — старший преподаватель кафедры управления инноватикой и менеджмента качества ИПК руководящих работников и специалистов, г. Нижний Новгород

Современные научные подходы в сфере применения социально - информационных технологий в избирательных кампаниях имеют весьма широкий спектр. Это социальный психоанализ, социально - психологический, ситуативный, мани -пулятивный, социологический подходы и др. Вне зависимости от приверженности авторов тому или иному подходу, в практике управления избирательными процессами без сбора информации об электорате невозможна разработка эффективной стратегии той или иной предвыборной кампании.

Практика российских региональных выборов наглядно демон -стрирует, что на современном этапе развития политической системы страны актуальным становится решение комплекса про блем применения современного «технологичного» социологиче -ского подхода к изучению избирательных региональных процес сов, поскольку он предполагает комплексное изучение социально -политических отношений и социальной реальности. Такой подход способен наиболее полно и объективно устанавливать множество отличий и особенностей субъективных и объективных взаимосвя -зей в избирательных процессах с учетом социальных, политиче -ских, духовных, экономических и иных факторов, определяющих жизнедеятельность социальных групп и общностей. К преимуще -ствам социологического подхода следует отнести относительно доступную и потому «технологичную» формализацию процесса сбора первичной информации, а также имеющуюся возможность фиксировать социальные явления с использованием наработан ного понятийного аппарата. И в дальнейшем, в процессе наблю -дения за развитием того или иного явления общественной жизни, корректировать созданные концепции, успешно проектируя или прогнозируя разноплановые социально политические процессы.

В то же время современная российская практика региональных избирательных кампаний выявила к настоящему времени ряд опре -деленных ограничений, свойственных социологическому подходу. Партийная система России пребывает в стадии динамического формирования с весьма размытой социальной базой многопар -

тийности. Кроме того, на эффективное использование методологии, конкрет ных методик и разнообразного социо логического инструментария в процессе управления избирательной кампанией негативно влияет отсутствие сформиро ванной, устоявшейся, имеющей опреде ленные традиции политической инфор мационной культуры в российском обще стве. Этими же недостатками обладает и социально психологический подход с основным принципом партийной иденти фикации, доминирующий в ряде научных школ при прогнозировании электораль -ного поведения.

Поскольку избирательная кампания как значимая часть избирательного процесса является в определенном смысле само стоятельным социальным проектом, для получения эффективного управленче ского результата к ее разработке следует применять все существующие методы социального проектирования. В связи с изложенным сегодня весьма остро встает вопрос о развитии научных подходов к разработке и эффективному внедрению в региональные избирательные процессы социально информационных технологий и об адаптации разработанных методик к региональным особенностям.

Ранее нами был описан и проанализи рован комплекс информационных ком понентов современного политического маркетинга, пока еще не в полной мере используемый в социальных техноло гиях российских региональных изби рательных кампаний1. Недостаточно активное внедрение в избиратель ный процесс комплекса социально информационных технологий приводит к целому ряду негативных для обще ственной жизни эффектов. Во первых, результаты достигнутой политической победы весьма скептически восприни маются значительной частью общества и ведут к влиянию маргинальных полити -ческих конструкций на массовое созна ние. Во - вторых (что является еще более тревожным симптомом с точки зрения формирования гражданского общества), ненаучный, а следовательно непрофес сиональный взгляд на массовое созна ние как на конституционно навязанный инструмент для «победы любой ценой»

1 Арсеньева Т.И., Захаров М.В. Использование социальных технологий в управлении избиратель -ной кампанией // Власть, 2011, № 8.

ведет к трансформации убеждающей политической коммуникации в комму -никацию суггестивную, направленную на нестабильный и колеблющийся сег -мент российского электората в регионах.

Именно поэтому в научной среде не прекращается дискуссия о границах поня тий «социальные технологии» и «манипу лятивные технологии» в избирательных кампаниях как о пределах социально без опасных границ гуманитарного влияния в целом. Мы придерживаемся точки зрения, изложенной в работах В.Г. Афанасьева, о том, что основное отличие социальной технологии от манипулятивной связано со свойствами информации, наполняю щей ту или иную публичную социальную коммуникацию. Информация в процес сах социальных технологий, в отличие от манипуляций, несет определенную соци альную и индивидуальную, отвечающую потребностям и интересам человека цен ность2.

Кроме того, комплекс социальноинформационных технологий в условиях формирования и развития информаци -онного общества в России уже не может пониматься как массированное односто роннее воздействие на целевые группы социума вплоть до получения заплани -рованного победного результата в изби рательной кампании. Распространение социальных сетевых технологий в урба -нистической среде ведет к обязательной концептуальной позиции избирательной кампании — наличию диалога, действен -ной обратной связи с избирателями. Только таким образом в резко меняю щемся мире можно обеспечить подлин ную свободу выбора и вызвать желание граждан реализовать предоставленную им Конституцией РФ свободу волеизъ -явления. Безусловно, в таком подходе кроется определенная опасность потери ведущих властных позиций для сложив шейся административно политической элиты, однако без конкурентного раз вития политической сферы, в первую очередь — без социально ответственной избирательной борьбы, страну, по опре делению, может ожидать не эффектив ная модернизация, а эффектная, «зре лищная», разрушающая пока еще весьма

2 Афанасьев В.Г. Системность и общество. — М. : Изд-во политической литературы, 1980.

хрупкие российские социальные инсти туты революция.

Следовательно, современный взгляд на эффективность социально инфор мационных технологий неотделим от вве дения в концепцию избирательной кам пании методик фиксирования и анализа ответной реакции со стороны целевых электоральных групп. Эффективность социально информационных техно логий во многом зависит не только от качества их разработки и оценки особен ностей массового сознания и социально политических установок целевых групп, но и от способности социума в целом к адекватному восприятию такого рода тех нологий.

Тем самым, наиболее активная фаза избирательного процесса неотделима от социально ответственной деятельности органов власти в межвыборные периоды по формированию определенной социо культурной среды региона, в первую оче редь — информационной среды. В резуль -тате такого рода деятельности создаются и закрепляются четкие нравственные, орга низационные и правовые правила и тра диции, способные обеспечить всесторон нюю социальную защищенность избира теля и дать ему объективную возможность для проявления индивидуальной свободы воли при голосовании.

Использование социальноинформационных технологий при разра ботке концепции избирательной кампа нии не исключает необходимости учета и таких факторов электорального выбора, как социальный интерес или ситуативная реакция избирателей на те или иные явле -ния общественно политической и эконо мической жизни региона.

Опыт авторов по разработке и эффективному практическому применению концепций избирательных кампаний, содержащих в своей основе социально информационные технологии, может быть проиллюстрирован примерами из практики ряда региональных выборов, в т.ч. в Нижегородском регионе и Красноярском крае. Под стратегией кампании мы пони -маем систему действий, содержащую анализ и обоснование основных усло-вий и принципиальных путей достиже ния победы в предвыборной кампании. Стратегия кампании основана на систе мообразующих факторах региональной ситуации, которые являются определяю

щими в течение периода всей кампании с учетом дополнительных обстоятельств (как это осуществлялось, например, в 2002 г. во время избирательной кампании одного из кандидатов на пост губернатора Красноярского края).

1. Учитывая существенную территориальную специфику районов и городов края, стратегия должна адаптироваться к ситуации каждого отдельного территори ального образования.

2. Стратегия поверяется и может под вергаться корректировке в ходе кампании по результатам срезовых социологических исследований, позволяющих отслеживать эффективность ее реализации в ситуации предвыборной борьбы.

Описываемая стратегия кампании содержала следующие основные блоки:

— описание факторов, определяющих предвыборную ситуацию, структуру электорального поля и предварительную оценку шансов кандидата на пост губер натора края;

— основные стратегические линии кам -пании и прогноз электоральной ситуа -ции;

— стратегический имидж кандидата: мотивация к участию в выборах, струк тура стержневых элементов имиджа кан дидата;

— основные тезисы направления кам -пании кандидата в случае необходимости ведения контрпропаганды и защиты от информационного манипулирования;

— этапы проведения кампании;

— основные тезисы тактики ведения кампании.

Предварительный анализ ситуации и результаты диагностического исследова -ния позволили нам сформулировать клю -чевые идеи социально - информационной работы в рамках предвыборной борьбы с учетом одного из концептуальных основа ний гуманитарных технологий — социаль -ной ценности информации: «Наступает новый этап в жизни Красноярского края

— этап созидания»; «Красноярскому краю нужен губернатор созидатель, способный объединить край и поднять экономику».

Выбранные идеи имели прочные осно вания, связанные с качествами личности и репутацией кандидата. Во - первых, кан -дидат, единственный из всех претендентов на пост губернатора Красноярского края, обладал реальным опытом эффектив -ного управления субъектом РФ; он сумел

добиться эффективного и быстрого воз рождения одного из крупнейших пред приятий края и наладить жизнь целого региона как успешный антикризисный менеджер. Во вторых, серьезным дово дом для целевых групп избирателей должно было стать намерение кандидата возглавить неблагополучный на ту пору Красноярский край и оставить пост губер натора Таймырского округа, выведенного командой кандидата в свое время в число благополучных регионов.

Описанные ключевые идеи с учетом масштаба данного регионального избира тельного проекта и необходимости четкой организации работы на этапе его реализа ции были дополнены тремя вспомогатель ными идеями с не менее значимым для регионального электората социальным и индивидуально ценностным информаци онным компонентом.

1. Идея распространения глобального социально экономического кризиса и необходимости привлечения максималь ных ресурсов для выхода из ситуации, угрожающей жизнеобеспечению прак тически каждого жителя Красноярского края.

Кризисное положение, в котором ока зался Красноярский край к 2002 г., во многом можно было связать с опасным сочетанием конфликтности, непрофесси онализма и нерешительности представи телей прежней политической элиты. Был сформулирован объективный информа ционный посыл: жизненно важно выбрать того кандидата, который сможет реально привлечь инвестиции в местную эконо мику.

2. Идея патриотизма, объединения края.

Исследование электоральных настрое ний свидетельствовало о наличии у значи мой части избирателей недоверия к кан дидату, основанное на приписывавшемся ему намерении «отобрать Норильск». В этой связи часть ресурса социально информационных технологий предпола -галось направить на смену сложившихся стереотипов и создание нового убеждения в том, что и администрация Таймыра, и кандидат персонально всегда полностью выполняли свои обязательства перед кра -евым бюджетом. Следовательно, именно в борьбе за целевое использование бюджет ных средств и состоит глубинный патри отизм претендента на должность главы

исполнительной власти края. Для усиле -ния объединяющей социальной темы пла -нировалась активизация информацион -ного сопровождения участия Норникеля и Таймыра в жизни края: «инвестиции в будущее».

3. Идея позитивной самостоятельности.

Данная идея должна была работать на усиление электоральных ожиданий при -хода к власти губернатора, который, с одной стороны, знает специфику края, а с другой — не связан с всевозмож -ными полукриминальными структурами. Отсюда появлялась возможность влиять на рациональный выбор в пользу канди дата, способного проводить самостоятель ную политику, в т.ч. через защиту интере -сов края в федеральном центре. Подобная стратегия позиционирования позволяла создать образ, отвечающий двум базовым признакам имиджа «идеального губернатора»: «свой» и «самостоятельный».

Таким образом, ориентация на выбран -ные социально значимые идеи как на основные социально информационные послания позволяла создать и реализо -вать предвыборный имидж, адекватный электоральным ожиданиям населения Красноярского края.

Концепция данной избирательной кампании в ходе ее реализации подвер галась корректировке с учетом ситуации, складывающейся в процессе борьбы 4 полноценных претендентов на высшую выборную должность края. Необходимо отметить, что корректировка такого рода не была строго ситуативной, ее плановые параметры и «особые точки» были наме чены еще на этапе создания данного изби -рательного социально политического проекта. В частности, поддерживаемый нами кандидат X, по результатам исследо -ваний, на момент старта кампании зани мал 4 - ю позицию всего с 9%. Прогноз электоральной динамики показал, что для выхода во 2 - й тур за 2,5 недели кампа -нии нужно повысить рейтинг кандидата X в крае в 5 раз, а для победы во 2 - м туре

— в 10 раз. Эта сложнейшая задача могла быть решена парадоксальным образом — через внешне проигрышное положение кандидата с относительно малой извест ностью в 46% и уровнем доверия в 38% от числа знающих кандидата граждан. Из этого следовало, что непосредственно против кандидата X было настроено всего не более 15% избирателей, что являлось

наилучшим показателем среди всей чет верки участников. Такого рода резерв роста был использован для достижения контрольных цифр к концу 1 го этапа с уровнем известности около 78% и приро -стом рейтинга минимум до 14%, в резуль -тате чего был создан необходимый задел для победы во 2 - м туре.

Завершение 2 - го этапа должно было при -вести к росту рейтинга до уровня в 18—20%. На этом этапе основной акцент был сделан на социально - информационную работу в районах, в которых общий настрой по отношению к кандидату опреде лялся как нейтральный или нейтрально положительный. Фактически на 2 м этапе собственный электоральный ресурс кан дидата и ресурс не определившихся, как и предполагалось, оказался фактически исчерпанным. Поэтому тактической зада чей 3- го этапа стал отбор необходимой части голосов (5—10%) у основных кон -курентов. Тем самым прогнозировался выход во 2 - й тур с 25—28% голосов по тер -ритории края без учета северных районов.

Очевидно, что политические соперники

также с большим или меньшим успехом реализовывали свои избирательные стра тегии, в т.ч. путем использования имев -шегося в их арсенале административного ресурса. Наш опыт и победный результат еще раз показывают, что интеллектуаль -ный потенциал и точная методология в со -четании с социально информационными технологиями способны преобразовать слабые исходные параметры кандидата в преимущества.

Таким образом, концептуальные пози ции избирательных кампаний на основе социально- информационных техноло -гий должны учитывать не только и не столько электоральную культуру как часть политической культуры общества, сколько возрастающую роль информа ционной культуры. В современных усло -виях информационная культура является определяющим компонентом успешно сти и эффективности социальных техно логий с их всеобъемлющим информаци онным взаимодействием региональных общественных структур и социальных институтов российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.