Игорь БАЖИН, Максим ЗАХАРОВ
СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ
В статье исследованы особенности реализации современных концептуальных позиций избирательных кампаний. Приводится модель информационного сопровождения ключевых идей предвыборной кампании в системе гуманитарных технологий с опорой на социальную ценность информации.
The features of modern conceptual positions of election campaigns are studied in the article. The model of information maintenance of the key ideas of pre-election campaign in the system of humanitarian technologies based on social value of information is given.
Ключевые слова:
социально-информационные технологии, индивидуальная информационная культура, ключевые идеи, социальная ценность информации; social and information technologies, personal information culture, key ideas, social value of information.
БАЖИН
Игорь
Иванович — д.тех.н., д.соц.н., профессор кафедры управления социальными и экономическими процессами Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС [email protected]
ЗАХАРОВ Максим Валерьевич — старший преподаватель кафедры управления инноватикой и менеджмента качества ИПК руководящих работников и специалистов, г. Нижний Новгород
Современные научные подходы в сфере применения социально - информационных технологий в избирательных кампаниях имеют весьма широкий спектр. Это социальный психоанализ, социально - психологический, ситуативный, мани -пулятивный, социологический подходы и др. Вне зависимости от приверженности авторов тому или иному подходу, в практике управления избирательными процессами без сбора информации об электорате невозможна разработка эффективной стратегии той или иной предвыборной кампании.
Практика российских региональных выборов наглядно демон -стрирует, что на современном этапе развития политической системы страны актуальным становится решение комплекса про блем применения современного «технологичного» социологиче -ского подхода к изучению избирательных региональных процес сов, поскольку он предполагает комплексное изучение социально -политических отношений и социальной реальности. Такой подход способен наиболее полно и объективно устанавливать множество отличий и особенностей субъективных и объективных взаимосвя -зей в избирательных процессах с учетом социальных, политиче -ских, духовных, экономических и иных факторов, определяющих жизнедеятельность социальных групп и общностей. К преимуще -ствам социологического подхода следует отнести относительно доступную и потому «технологичную» формализацию процесса сбора первичной информации, а также имеющуюся возможность фиксировать социальные явления с использованием наработан ного понятийного аппарата. И в дальнейшем, в процессе наблю -дения за развитием того или иного явления общественной жизни, корректировать созданные концепции, успешно проектируя или прогнозируя разноплановые социально политические процессы.
В то же время современная российская практика региональных избирательных кампаний выявила к настоящему времени ряд опре -деленных ограничений, свойственных социологическому подходу. Партийная система России пребывает в стадии динамического формирования с весьма размытой социальной базой многопар -
тийности. Кроме того, на эффективное использование методологии, конкрет ных методик и разнообразного социо логического инструментария в процессе управления избирательной кампанией негативно влияет отсутствие сформиро ванной, устоявшейся, имеющей опреде ленные традиции политической инфор мационной культуры в российском обще стве. Этими же недостатками обладает и социально психологический подход с основным принципом партийной иденти фикации, доминирующий в ряде научных школ при прогнозировании электораль -ного поведения.
Поскольку избирательная кампания как значимая часть избирательного процесса является в определенном смысле само стоятельным социальным проектом, для получения эффективного управленче ского результата к ее разработке следует применять все существующие методы социального проектирования. В связи с изложенным сегодня весьма остро встает вопрос о развитии научных подходов к разработке и эффективному внедрению в региональные избирательные процессы социально информационных технологий и об адаптации разработанных методик к региональным особенностям.
Ранее нами был описан и проанализи рован комплекс информационных ком понентов современного политического маркетинга, пока еще не в полной мере используемый в социальных техноло гиях российских региональных изби рательных кампаний1. Недостаточно активное внедрение в избиратель ный процесс комплекса социально информационных технологий приводит к целому ряду негативных для обще ственной жизни эффектов. Во первых, результаты достигнутой политической победы весьма скептически восприни маются значительной частью общества и ведут к влиянию маргинальных полити -ческих конструкций на массовое созна ние. Во - вторых (что является еще более тревожным симптомом с точки зрения формирования гражданского общества), ненаучный, а следовательно непрофес сиональный взгляд на массовое созна ние как на конституционно навязанный инструмент для «победы любой ценой»
1 Арсеньева Т.И., Захаров М.В. Использование социальных технологий в управлении избиратель -ной кампанией // Власть, 2011, № 8.
ведет к трансформации убеждающей политической коммуникации в комму -никацию суггестивную, направленную на нестабильный и колеблющийся сег -мент российского электората в регионах.
Именно поэтому в научной среде не прекращается дискуссия о границах поня тий «социальные технологии» и «манипу лятивные технологии» в избирательных кампаниях как о пределах социально без опасных границ гуманитарного влияния в целом. Мы придерживаемся точки зрения, изложенной в работах В.Г. Афанасьева, о том, что основное отличие социальной технологии от манипулятивной связано со свойствами информации, наполняю щей ту или иную публичную социальную коммуникацию. Информация в процес сах социальных технологий, в отличие от манипуляций, несет определенную соци альную и индивидуальную, отвечающую потребностям и интересам человека цен ность2.
Кроме того, комплекс социальноинформационных технологий в условиях формирования и развития информаци -онного общества в России уже не может пониматься как массированное односто роннее воздействие на целевые группы социума вплоть до получения заплани -рованного победного результата в изби рательной кампании. Распространение социальных сетевых технологий в урба -нистической среде ведет к обязательной концептуальной позиции избирательной кампании — наличию диалога, действен -ной обратной связи с избирателями. Только таким образом в резко меняю щемся мире можно обеспечить подлин ную свободу выбора и вызвать желание граждан реализовать предоставленную им Конституцией РФ свободу волеизъ -явления. Безусловно, в таком подходе кроется определенная опасность потери ведущих властных позиций для сложив шейся административно политической элиты, однако без конкурентного раз вития политической сферы, в первую очередь — без социально ответственной избирательной борьбы, страну, по опре делению, может ожидать не эффектив ная модернизация, а эффектная, «зре лищная», разрушающая пока еще весьма
2 Афанасьев В.Г. Системность и общество. — М. : Изд-во политической литературы, 1980.
хрупкие российские социальные инсти туты революция.
Следовательно, современный взгляд на эффективность социально инфор мационных технологий неотделим от вве дения в концепцию избирательной кам пании методик фиксирования и анализа ответной реакции со стороны целевых электоральных групп. Эффективность социально информационных техно логий во многом зависит не только от качества их разработки и оценки особен ностей массового сознания и социально политических установок целевых групп, но и от способности социума в целом к адекватному восприятию такого рода тех нологий.
Тем самым, наиболее активная фаза избирательного процесса неотделима от социально ответственной деятельности органов власти в межвыборные периоды по формированию определенной социо культурной среды региона, в первую оче редь — информационной среды. В резуль -тате такого рода деятельности создаются и закрепляются четкие нравственные, орга низационные и правовые правила и тра диции, способные обеспечить всесторон нюю социальную защищенность избира теля и дать ему объективную возможность для проявления индивидуальной свободы воли при голосовании.
Использование социальноинформационных технологий при разра ботке концепции избирательной кампа нии не исключает необходимости учета и таких факторов электорального выбора, как социальный интерес или ситуативная реакция избирателей на те или иные явле -ния общественно политической и эконо мической жизни региона.
Опыт авторов по разработке и эффективному практическому применению концепций избирательных кампаний, содержащих в своей основе социально информационные технологии, может быть проиллюстрирован примерами из практики ряда региональных выборов, в т.ч. в Нижегородском регионе и Красноярском крае. Под стратегией кампании мы пони -маем систему действий, содержащую анализ и обоснование основных усло-вий и принципиальных путей достиже ния победы в предвыборной кампании. Стратегия кампании основана на систе мообразующих факторах региональной ситуации, которые являются определяю
щими в течение периода всей кампании с учетом дополнительных обстоятельств (как это осуществлялось, например, в 2002 г. во время избирательной кампании одного из кандидатов на пост губернатора Красноярского края).
1. Учитывая существенную территориальную специфику районов и городов края, стратегия должна адаптироваться к ситуации каждого отдельного территори ального образования.
2. Стратегия поверяется и может под вергаться корректировке в ходе кампании по результатам срезовых социологических исследований, позволяющих отслеживать эффективность ее реализации в ситуации предвыборной борьбы.
Описываемая стратегия кампании содержала следующие основные блоки:
— описание факторов, определяющих предвыборную ситуацию, структуру электорального поля и предварительную оценку шансов кандидата на пост губер натора края;
— основные стратегические линии кам -пании и прогноз электоральной ситуа -ции;
— стратегический имидж кандидата: мотивация к участию в выборах, струк тура стержневых элементов имиджа кан дидата;
— основные тезисы направления кам -пании кандидата в случае необходимости ведения контрпропаганды и защиты от информационного манипулирования;
— этапы проведения кампании;
— основные тезисы тактики ведения кампании.
Предварительный анализ ситуации и результаты диагностического исследова -ния позволили нам сформулировать клю -чевые идеи социально - информационной работы в рамках предвыборной борьбы с учетом одного из концептуальных основа ний гуманитарных технологий — социаль -ной ценности информации: «Наступает новый этап в жизни Красноярского края
— этап созидания»; «Красноярскому краю нужен губернатор созидатель, способный объединить край и поднять экономику».
Выбранные идеи имели прочные осно вания, связанные с качествами личности и репутацией кандидата. Во - первых, кан -дидат, единственный из всех претендентов на пост губернатора Красноярского края, обладал реальным опытом эффектив -ного управления субъектом РФ; он сумел
добиться эффективного и быстрого воз рождения одного из крупнейших пред приятий края и наладить жизнь целого региона как успешный антикризисный менеджер. Во вторых, серьезным дово дом для целевых групп избирателей должно было стать намерение кандидата возглавить неблагополучный на ту пору Красноярский край и оставить пост губер натора Таймырского округа, выведенного командой кандидата в свое время в число благополучных регионов.
Описанные ключевые идеи с учетом масштаба данного регионального избира тельного проекта и необходимости четкой организации работы на этапе его реализа ции были дополнены тремя вспомогатель ными идеями с не менее значимым для регионального электората социальным и индивидуально ценностным информаци онным компонентом.
1. Идея распространения глобального социально экономического кризиса и необходимости привлечения максималь ных ресурсов для выхода из ситуации, угрожающей жизнеобеспечению прак тически каждого жителя Красноярского края.
Кризисное положение, в котором ока зался Красноярский край к 2002 г., во многом можно было связать с опасным сочетанием конфликтности, непрофесси онализма и нерешительности представи телей прежней политической элиты. Был сформулирован объективный информа ционный посыл: жизненно важно выбрать того кандидата, который сможет реально привлечь инвестиции в местную эконо мику.
2. Идея патриотизма, объединения края.
Исследование электоральных настрое ний свидетельствовало о наличии у значи мой части избирателей недоверия к кан дидату, основанное на приписывавшемся ему намерении «отобрать Норильск». В этой связи часть ресурса социально информационных технологий предпола -галось направить на смену сложившихся стереотипов и создание нового убеждения в том, что и администрация Таймыра, и кандидат персонально всегда полностью выполняли свои обязательства перед кра -евым бюджетом. Следовательно, именно в борьбе за целевое использование бюджет ных средств и состоит глубинный патри отизм претендента на должность главы
исполнительной власти края. Для усиле -ния объединяющей социальной темы пла -нировалась активизация информацион -ного сопровождения участия Норникеля и Таймыра в жизни края: «инвестиции в будущее».
3. Идея позитивной самостоятельности.
Данная идея должна была работать на усиление электоральных ожиданий при -хода к власти губернатора, который, с одной стороны, знает специфику края, а с другой — не связан с всевозмож -ными полукриминальными структурами. Отсюда появлялась возможность влиять на рациональный выбор в пользу канди дата, способного проводить самостоятель ную политику, в т.ч. через защиту интере -сов края в федеральном центре. Подобная стратегия позиционирования позволяла создать образ, отвечающий двум базовым признакам имиджа «идеального губернатора»: «свой» и «самостоятельный».
Таким образом, ориентация на выбран -ные социально значимые идеи как на основные социально информационные послания позволяла создать и реализо -вать предвыборный имидж, адекватный электоральным ожиданиям населения Красноярского края.
Концепция данной избирательной кампании в ходе ее реализации подвер галась корректировке с учетом ситуации, складывающейся в процессе борьбы 4 полноценных претендентов на высшую выборную должность края. Необходимо отметить, что корректировка такого рода не была строго ситуативной, ее плановые параметры и «особые точки» были наме чены еще на этапе создания данного изби -рательного социально политического проекта. В частности, поддерживаемый нами кандидат X, по результатам исследо -ваний, на момент старта кампании зани мал 4 - ю позицию всего с 9%. Прогноз электоральной динамики показал, что для выхода во 2 - й тур за 2,5 недели кампа -нии нужно повысить рейтинг кандидата X в крае в 5 раз, а для победы во 2 - м туре
— в 10 раз. Эта сложнейшая задача могла быть решена парадоксальным образом — через внешне проигрышное положение кандидата с относительно малой извест ностью в 46% и уровнем доверия в 38% от числа знающих кандидата граждан. Из этого следовало, что непосредственно против кандидата X было настроено всего не более 15% избирателей, что являлось
наилучшим показателем среди всей чет верки участников. Такого рода резерв роста был использован для достижения контрольных цифр к концу 1 го этапа с уровнем известности около 78% и приро -стом рейтинга минимум до 14%, в резуль -тате чего был создан необходимый задел для победы во 2 - м туре.
Завершение 2 - го этапа должно было при -вести к росту рейтинга до уровня в 18—20%. На этом этапе основной акцент был сделан на социально - информационную работу в районах, в которых общий настрой по отношению к кандидату опреде лялся как нейтральный или нейтрально положительный. Фактически на 2 м этапе собственный электоральный ресурс кан дидата и ресурс не определившихся, как и предполагалось, оказался фактически исчерпанным. Поэтому тактической зада чей 3- го этапа стал отбор необходимой части голосов (5—10%) у основных кон -курентов. Тем самым прогнозировался выход во 2 - й тур с 25—28% голосов по тер -ритории края без учета северных районов.
Очевидно, что политические соперники
также с большим или меньшим успехом реализовывали свои избирательные стра тегии, в т.ч. путем использования имев -шегося в их арсенале административного ресурса. Наш опыт и победный результат еще раз показывают, что интеллектуаль -ный потенциал и точная методология в со -четании с социально информационными технологиями способны преобразовать слабые исходные параметры кандидата в преимущества.
Таким образом, концептуальные пози ции избирательных кампаний на основе социально- информационных техноло -гий должны учитывать не только и не столько электоральную культуру как часть политической культуры общества, сколько возрастающую роль информа ционной культуры. В современных усло -виях информационная культура является определяющим компонентом успешно сти и эффективности социальных техно логий с их всеобъемлющим информаци онным взаимодействием региональных общественных структур и социальных институтов российского общества.