Научная статья на тему 'Социально-гуманитарный императив интеграционных процессов в ЕАЭС'

Социально-гуманитарный императив интеграционных процессов в ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
125
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / SOCIAL AND HUMANITARIAN PROBLEMS / ПРОТИВОРЕЧИЯ СТАНОВЛЕНИЯ / THE CONTRADICTIONS OF THE FORMATION / ПРИНЦИПЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / PRINCIPLES OF EURASIAN INTEGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осадчая Галина Ивановна

В статье на основе данных международных и российских социологических исследований, анализа статистики, публикаций СМИ дана характеристика социально-гуманитарных проблем и противоречий становления нового интеграционного объединения, обоснованы предложения по повышению эффективности ЕАЭС за счет включения в повестку интеграции решения социально-гуманитарных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-humanitarian imperative of the integration processes in the EAEU

Based on international and Russian sociological research data and analysis of media publications, statistics, the article gives the characteristic of social and humanitarian problems and contradictions of the formation of a new integration association, substantiates proposals for improving the efficiency of the EAEU by including in the agenda of integration solutions of social and humanitarian tasks.

Текст научной работы на тему «Социально-гуманитарный императив интеграционных процессов в ЕАЭС»

Евразийская интеграция: социально-политические и социально-культурные процессы развития —

Г.И. ОСАДЧАЯ доктор социологических наук, профессор, заместитель директора ИСПИ РАН по научной работе, руководитель Центра методологии

исследования социально-политических процессов евразийской интеграции ИСПИ РАН*

Социально-гуманитарный императив интеграционных процессов в ЕАЭС

Экономический спад, неблагоприятная внешняя конъюнктура 2015 г., возникновение дополнительных экономических барьеров для развития торгово-экономических отношений (прежде всего, в связи с падением курса рубля) внутри стран Евразийского экономического союза не исключают, а, наоборот, усиливают значение социально-гуманитарного взаимодействия этих стран. Известно, что социальные риски присущи любым экономическим, политическим процессам. Но в условиях экономического кризиса, попыток внешних сил не допустить объединения стран на евразийском пространстве вокруг России они могут превратиться в социальные угрозы: снижение доверия к власти, рост социальной неудовлетворенности, напряженности, и в итоге дестабилизировать социальную ситуацию в России, в других странах ЕАЭС, вызвать раскол элит.

Напомним, по данным мониторинга интеграционных предпочтений населения стран постсоветского пространства, реализуемого Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития, более половины населения в каждой из стран Союза в целом поддерживает его создание (Армения -

* Осадчая Галина Ивановна, e-mail: osadchaya111@gmail.com

56%, Беларусь - 60%, Казахстан - 80%, Кыргызстан - 86%, Россия - 78%)1. Сколько останется сторонников интеграции в 2016 г., зависит от социальной выверенности интеграционных действий Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета.

Безусловно, экономические задачи интеграционного объединения по формированию единых рынков в ключевых секторах, особенно единого рынка лекарственных средств и

медицинских изделий, поставленные перед ЕАЭС в 2016 г.,

2

имеют социальное значение , но не решают задач по включению интеллектуального, духовного, трудового потенциала людей, формированию сплоченности населения государств-членов ЕАЭС.

Дальнейшее расширение и углубление интеграции мы видим в привлечении внимания руководителей и специалистов к этой проблеме, выстраивании системы работы ЕЭК в этом направлении. Социальные результаты ЕАЭС, несмотря на кажущееся внеэкономическое содержание, имеют решающее значение для будущего успешного развития Союза, обладают способностью стимулировать процесс модернизации в государствах-членах.

Анализ первых итогов становления Евразийского экономического союза позволяет выделить ряд проблем, важных для строительства ЕАЭС.

Социальные ориентации и социальная сплоченность населения государств-членов ЕАЭС

Мониторинг интеграционных настроений на постсоветском пространстве фиксирует неопределенное и многовекторное «интеграционное позиционирование России при сохраняющемся небольшом превышении предпочтений СНГ и стран «остального мира» (особенно - Китая), высокий уровень «автономистских настроений», существенный рост «автономистских настроений» за последний год в Беларуси3.

К проблемным моментам следует отнести дифференциацию интеграционных настроений по возрастным характеристикам. В молодежной среде, по сравнению со старшими возрастными когортами, меньше доля тех, кто поддерживает

1 См.: Интеграционный барометр ЕАБР. 2015. СПб., 2015, с. 162.

2 См.: Евразийский межправительственный совет обсудил вопросы формирования единых рынков в ключевых секторах экономики. URL: http://izvestia.ru/news/609873. (Дата обращения 15 апреля 2016 г.).

3 См.: Интеграционный барометр ЕАБР. 2015, с. 134.

евразийский интеграционный проект. Среди них почти 40% тех, кто относится к нему безразлично или отрицательно. Заметная доля российской и белорусской молодежи ориентирована на Европейский союз. Недооценка значения евразийской интеграции молодежью на следующем этапе его становления может повлечь негативные экономические и политические последствия.

Население государств-членов ЕАЭС плохо осведомлено о том, как идут интеграционные процессы в Евразийском экономическом союзе. Имеет место недопонимание специфики его функционирования и существа евразийской интеграции в целом. Так, по данным мониторинга интеграционных предпочтений населения стран постсоветского пространства, далеко не все граждане готовы к созданию общих институтов (валюта, армия, законодательство, органы управления). На вопрос «Как Вы считаете, нужны ли Союзу - ОБЩИЕ ЗАКОНЫ?» ответили «скорее нужны» от 39% до 48%, «скорее не нужны» - от 40% до 44%, а на вопрос «Как Вы считаете, нужен ли Союзу - ОБЩИЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ?» ответили «скорее нужен» от 37 до 47% и «скорее не нужен» - от 38 до 44% в зависимости от страны ЕАЭС1. И это при том, что Евразийская экономическая комиссия действует, является реальным наднациональным органом управления, выполняя функции правительства Евразийского экономического союза, без которого были бы невозможны те шаги, в том числе по согласованию нормативной базы экономического сотрудничества, которые уже сделаны по пути экономической интеграции.

Примером недопонимания сути интеграционных процессов являются завышенные ожидания от интеграции, иждивенческие настроения. Анализ СМИ позволяет говорить о неоправданных представлениях у некоторых граждан стран ЕАЭС, что само по себе вступление в ЕАЭС принесет республике одномоментное процветание. Люди не понимают, что присоединение к любому союзу дает лишь шанс. А как использовать его - зависит уже от того, насколько умело конкретная страна сможет распорядиться им.

Не может не беспокоить фиксируемый факт снижения уровня ожиданий от интеграции. По данным нашего иссле-

1 См.: Интеграционный барометр ЕАБР. 2015, с. 162.

дования , за прошедшие два года существенно снизилось количество россиян, ожидающих позитивных изменений от создания Евразийского экономического союза. Если в 2014 г. был положительный баланс оценок (+ 27 п.), то в 2016 г. он стал отрицательным (- 11 п.) (см. табл. 1). Изменение социальных ожиданий населения может привести к сокращению социальной базы евразийского интеграционного объединения.

Таблица 1

Как Вы считаете, приведет ли создание Евразийского экономического союза к позитивным изменениям в Вашей жизни? (в % от опрошенных)

Всего

Октябрь 2014 г. Февраль 2016 г.

Да; Скорее да, чем нет 55 36

+ 27 - 11

Скорее нет, чем да; Нет 28 47

Затрудняюсь ответить 17 17

Снижение числа сторонников Евразийской интеграции отмечают эксперты государств-членов ЕАЭС. Трудовой потенциал Евразийского союза Препятствует активному включению в единый рынок труда незавершенность нормативно-правового регулирования. Еще ведется разработка нормативно-правовой базы в сфере пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов, сближения законодательств государств-членов в сфере трудовой миграции. Требует внимания реализация достигнутых договоренностей по единым условиям налогообложения доходов физических лиц - граждан государств-членов с первых дней работы по найму.

Необходима реализация на практике прав детей работающих на посещение дошкольных учреждений и получение образования. На повестке дня стоят вопросы защиты закон-

1 Здесь и далее используются данные двух опросов, проведенных ИСПИ РАН по теме «Социально-политическое измерение евразийской интеграции» (Рук. проекта Г.И. Осадчая) в октябре 2014 г. и в феврале 2016 г. Было опрошено 1500 человек (от 18 лет), постоянно проживающих в 9 федеральных округах, 41 субъекте РФ, 105 населенных пунктах.

ных прав мигрантов. Остаются нерешенными проблемы легализации трудовой деятельности мигрантов. Так, по оценкам зам. главы Госслужбы по миграции Кыргызстана А. Асан-баева, в России незаконно находятся около 100 тыс. его соотечественников. Эти граждане приехали в Россию до вступления Кыргызстана в ЕАЭС1. По мнению экспертов, миграционная политика в ЕАЭС хаотична и раздроблена2. О проблемах трудовых мигрантов-нелегалов, въехавших в РФ до вступления Армении в ЕАЭС, также заявляли эксперты АР.

Следует отметить, что несмотря на сокращение миграционного прироста России в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 12,3% вектор миграции, связанной с переездом на постоянное место жительства, а также трудовой миграции по-прежнему был направлен из государств-членов ЕАЭС в Россию. А от 32,0% до 52,0% респондентов, по данным нашего исследования, не поддерживают или скорее не поддерживают трудовую миграцию внутри Евразийского экономического союза. При этом чем длиннее культурная дистанция, тем менее желательны мигранты. А в самых заманчивых для мигрантов городах - Москве и Санкт-Петербурге -количество жителей, выступающих против трудовой миграции в рамках ЕАЭС, выше в 1,5 раза (см. табл. 2).

Таблица 2

Поддерживаете ли Вы трудовую миграцию в рамках ЕАЭС? (в % от опрошенных)

Да; Скорее да Скорее нет; Нет Затрудняюсь ответить

Из Беларуси в Россию? 60 32 8

Из Армении в Россию? 49 43 8

Из Казахстана в Россию? 48 44 8

Из Кыргызстана в Россию? 44 48 8

Из Таджикистана в Россию? 39 52 9

1 Число кыргызских мигрантов в России увеличилось после вступления КР в ЕАЭС http://rus.azattyk.org/archive/ky_News_in_Russian_ru/20160225/-4795/4795. html?id=27573288] (Дата обращения 15 января 2016 г.)

2 См.: Бактыгулов Ш. Нехватка информации порождает стереотипы о мигрантах. URL: http://regnum.ru/news/society/2067725.html. (Дата обращения 29 января 2016 г.)

И это ощущают все мигранты из государств-членов ЕАЭС. Более других не удовлетворены своей занятостью в Москве, условиями проживания, доступностью медицинской страховки приезжие из Кыргызстана. Они чаще, нежели другие мигранты из стран ЕАЭС, отмечают недружественное или враждебное отношение к себе москвичей и властей, испытывают дискомфорт во время проживания в московском мегаполисе. Положение мигрантов из Кыргызстана усугубляется плохим знанием русского языка по сравнению с армянами, белорусами, казахами, меньшей подготовленностью к жизни в большом городе1.

Опыт интеграционных объединений свидетельствует об особом характере решаемых задач на каждом этапе интеграции. Принципиально важно, чтобы социально-гуманитарное взаимодействие стран было имманентно присуще каждому из них, а социальные механизмы, его углубляющие, вписаны как в долгосрочную, так и в среднесрочную стратегию интеграции. На каждом этапе должны быть свои социальные программы и показатели социальной эффективности интеграции, причем единые для всех стран ЕАЭС.

Создание единого социально-гуманитарного пространства требует формирования соответствующего социального и политического мышления, прежде всего лидеров государств-членов ЕАЭС, затем управленческой и бизнес-элиты. С них начинается понимание, что без этого углубление интеграции будет идти более сложно, станет тормозиться. Важно работать над обновлением и консолидацией элит, их ориентацией на идеи евразийской интеграции, особенно в молодежной среде, где поддержка этой идеи ниже, нежели в старших группах населения стран ЕАЭС.

Боясь политической интеграции, руководители стран не решаются институционализировать общее социальное и культурное пространство - создать наднациональные органы, которые будут решать эти вопросы. Очевидно, что сегодня для решения задач углубления интеграционных процессов в ЕАЭС состав евразийских институтов недостаточен. Необходимы внесение изменений в структуру наднациональ-

1 Опрос проведен в июне 2015 г. в рамках реализации проекта «Мигранты из государств-членов ЕАЭС на московском рынке труда» (Руководители проекта Г.И. Осадчая и Т.Н. Юдина). Опрошено по 100 мигрантов, отобранных методом снежного кома по одному признаку - мигранты из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, прибывшие в Москву после 2000 г.

ного органа, с учетом социальных и гуманитарных аспектов взаимодействия, передача ЕЭК полномочий по инициированию и принятию решений, полноценное бюджетное планирование всесторонней деятельности наднационального органа.

ЕАЭС нуждается в поддержке СМИ, научно-экспертного сообщества и общества в целом. Важно формировать позитивное мнение вокруг идеи интеграции. Необходима единая для всех стран программа медийной поддержки проекта евразийской интеграции, которая может включать информацию о преимуществах интеграции для людей, подкрепленную реальными действиями; позитивную информацию о соседях по Союзу на основе использования современных методов и инструментов информационного продвижения идей: социальных сетей, экспертного сообщества, образования и т.п. Идеальным инструментом здесь могут стать совместные образовательные проекты, потенциал которых сегодня не используется или используется очень плохо. Информационная среда интеграции должна быть интересной и конкурентоспособной.

На региональном уровне предстоит развивать механизмы саморегулирования в области трудовой миграции, которые включают в себя: формирование сети рекрутинговых агентств (государственных, частно-государственных или частных) для поиска работы, трудоустройства, обеспечения информацией по социальной защите, консультаций по законодательству для трудовых мигрантов; создание общей информационной базы по вопросам занятости населения и вакансий рабочих мест в странах ЕЭП; о потребностях в рабочей силе с разбивкой по регионам, отраслям и специальностям, квалификационным характеристикам (в потенциальной стране приема), а также предложения рабочей силы (в странах исхода); Необходимо создавать социально-экономические и культурные условия для адаптации приезжих, формировать этнокомплементарные отношения в российском социуме, толерантность в отношениях различных групп населения. Важно не допустить межэтнических конфликтов.

Следует подумать о важнейшей составляющей евразийского интеграционного процесса - общих системах образования, профессиональной подготовки кадров и общих механизмах подготовки людей для единого рынка труда. Учитывая новые возможности и вектор движения рабочей силы в ЕАЭС, важно в рамках социальной политики

провести дополнительные мероприятия с целью улучшения знания русского языка, усилить внимание к билингвальной языковой подготовке.

Очень часто в среде специалистов говорят об отсутствии ценностей евразийской интеграции, понятных и притягательных для всех людей, которые составят основу строительства Союза, его экономической, социальной и культурной политики. Нам представляется, что такие ценностные установки есть, их назвали россияне в ходе нашего исследования. Это - повышение благосостояния населения каждой из стран ЕАЭС; обеспечение прав человека в ЕАЭС и коллективной безопасности Евразийского экономического союза. Именно они обеспечивают общественную поддержку региональной интеграции (см. табл. 3).

Таблица 3

Как Вы полагаете, какие ценностные установки должны лежать в основе интеграционных процессов ЕАЭС? (в % от опрошенных, множественный вопрос)

Всего

Повышение благосостояния населения каждой из стран ЕАЭС 45

Обеспечение прав человека в ЕАЭС 33

Обеспечение коллективной безопасности Евразийского экономического союза 32

В основе создания Евразийского экономического союза лежат новые принципы сотрудничества и взаимоотношений стран. Это «общественный договор» по поводу путей развития, опирающийся на согласованные цели и общие интересы, учитывающий культурно-исторические особенности стран, их опыт и возможности. Именно поэтому дальнейшее строительство Союза связано с принципами социально-гуманитарного взаимодействия, сотрудничества, взаимной поддержки и доверия, социальной солидарности народов и стран.

Осадчая Г.И. Социально-гуманитарный императив интеграционных процессов в ЕАЭС. В статье на основе данных международных и российских социологических исследований, анализа статистики, публикаций СМИ дана характеристика социально-гуманитарных проблем и противоречий становления нового интеграционного объединения, обоснованы предложения по повыше-

нию эффективности ЕАЭС за счет включения в повестку интеграции решения социально-гуманитарных задач.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, социально-гуманитарные проблемы, противоречия становления, принципы евразийской интеграции.

Osadchaya G.I. Socio-humanitarian imperative of the integration processes in the EAEU. Based on international and Russian sociological research data and analysis of media publications, statistics, the article gives the characteristic of social and humanitarian problems and contradictions of the formation of a new integration association, substantiates proposals for improving the efficiency of the EAEU by including in the agenda of integration solutions of social and humanitarian tasks.

Key words: Eurasian Economic Union, social and humanitarian problems, the contradictions of the formation, principles of Eurasian integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.