БАСТЫ МАКАЛАЛАР
УДК 610.21
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
А.Т. Махмутов, К.З. Сакиев, Т.С. Сергалиев, Ш.Д. Джакетаева, К.Т. Абдрахманов, М.М. Сыздыков, Ж.А. Алданова, А.М. Сергалиев, Н.У. Шинтаева
РГП на ПХВ «Карагандинский государственный медицинский университет»
МЗСР РК, г. Караганда РГКП «Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний»
МЗСР РК, г. Караганда
Травматизм является одной из важнейших медико-социальных проблем современности не только в Казахстане, но и во всем мире. Сегодня в экономически развитых странах мира травмы занимают третье место среди причин смерти населения, причем травмы чаще уносят жизни людей наиболее молодого, трудоспособного возраста. Причиной четверти всех смертей от травм в мире является дорожно-транспортный травматизм.
Ключевые слова: травматизм, переломы конечностей, здоровье, здоровый образ жизни, межсекторальное взаймодействие
Дорожно-транспортный травматизм является одной из важнейших проблем общественного здравоохранения и основной причиной смертности и травматизма во всем мире. В дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) ежегодно погибают более 1,2 миллиона человек и 50 миллионов получают травмы или остаются инвалидами, в результате чего ДТП являются основной причиной смерти детей и молодых людей [1-5].
Казахстан находится в центре Евразийского материка, по площади земель республика занимает девятое место в мире и второе место по территории среди государств СНГ. Геополитическая роль Казахстана как транзитного моста между Европой и Азией определяет его значительный транзитный потенциал, предоставляя азиатским странам географически безальтернативную наземную транспортную связь с Россией и Европой.
В Казахстане получили развитие все виды транспорта, однако основным востребованным видом транспорта является автомобильный, которым пользуются 85% пассажиров.
Медико-социальная ситуация по травматизму в Республике Казахстан характеризуется ростом частоты и тяжести травм. Основными травмоопасными пе-
ISSN 1727-9712
Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016
риодами являются осень и зима, когда происходит до 47% травм. В дневное время суток повышается риск смертельных случаев при дорожно-транспортных происшествиях до 93%, а доля тяжело пострадавших составляет 22% [6,7].
Травмы и несчастные случаи являются ведущей причиной смерти детей старше 3 лет. Травмы у детей не только в ряде случаев заканчиваются инвалидностью, что приводит затем к ограничению в выборе профессии, но и отрицательно сказываются и на здоровье, трудоспособности и морально-психологическом состоянии родителей.
«В ДТП Казахстане в 2014 году погибли более 2,5 тысячи человек», передает корреспондент Tengrinews.kz со ссылкой на Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры республики.
Всего за год было зарегистрировано 20 378 ДТП в Казахстане, в них погибли и были ранены 28 527 человек. По данным комитета, из 2,5 тысячи погибших -1,9 тысячи мужчин и 679 женщин, в том числе 232 несовершеннолетних.
Наибольшее количество погибших в ДТП зарегистрировано в Алматин-ской области - 468, Южно-Казахстанской - 432, Карагандинской - 210 и Жамбыл-ской - 203. В населенных пунктах совершено около 16 тысяч аварий, на дорогах международного, республиканского значения - 1887, областного, районного значения - 1048.
«Самыми аварийными являются дороги Алматы, где произошло 5588 ДТП, повлекших гибель или ранение людей, в Южно-Казахстанской области - 3370, Алматинской - 1834, Восточно-Казахстанской - 1463 и Жамбылской - 1293. В ДТП в Казахстане участвовало 29 219 транспортных средств, из которых 25 574 -легковые автомобили, 1124 - автобусы, 1042 - грузовой транспорт. Из общего количества транспорта - 1139 автомобилей с правосторонним рулем», - говорится в сообщении комитета [8,9].
Вместе с тем отмечается, что причины дорожных аварий не меняются. По-прежнему большинство ДТП в Казахстане происходят по вине водителей, которые грубо нарушают правила дорожного движения. Так, по вине водителей совершены 18 923 аварии, сказали в ведомстве.
Между тем по сравнению с 2013 годом количество происшествий снизилось на 14%, число погибших в них граждан уменьшилось на 15%, что свидетельствует о результатах планомерной профилактической работы в сфере безопасности дорожного движения. Ранее сообщалось, что Казахстан вошел в список стран, где наиболее часто случаются смертельные аварии. Более детальную информацию о совершенных ДТП в Казахстане можно узнать по карте аварийности [10,11].
Выявлена четкая закономерность увеличения показателя обращаемости по поводу несчастных случаев и травм с возрастом детей, при этом пик детского травматизма приходится на 10-14 лет, несчастные случаи и травмы наблюдаются у 40% дошкольников и у 60% - школьников.
ISSN 1727-9712
Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016
Уровень детского травматизма достаточно высок, причем ведущее место занимают бытовые травмы, на долю которых приходится 55-60% всех травм и несчастных случаев у детей. Почти половину всех бытовых травм дети получают в то время, когда они находятся без присмотра взрослых.
Высокая актуальность проблемы дорожно-транспортного травматизма принимается во внимание Правительством Республики Казахстан, всеми заинтересованными министерствами, ведомствами и государственными органами и отражена в Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», в Государственной программе «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 гг., целью которой является снижение дорожно-транспортного травматизма и смертности от него.
Дорожно-транспортный травматизм в значительной степени предсказуем и предотвратим. В целях повышения правового сознания и предупреждения опасного поведения участников дорожного движения планируется активизировать пропаганду среди населения с участием всех СМИ здорового образа жизни и норм безопасности жизнедеятельности человека; повысить эффективность профилактики и информационной работы с населением по соблюдению норм и правил в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; совершенствовать надзор за дорожным движением за счет внедрения автоматизированных систем фиксации нарушений Правил дорожного движения; устранять аварийно-опасные участки автомобильных дорог; оборудовать дороги республиканского значения интеллектуальными транспортными системами управления дорожным движением; обучать население приемам само- и взаимопомощи при травмах [12,13].
Проблема предотвращения дорожно-транспортного травматизма является Национальной политикой государства, решение которой возможно путем межсекторального взаимодействия [14,15].
О состоянии дорожной аварийности и травматизма в Казахстане за 7 месяцев 2015 года.
Так, на дорогах страны произошло 10187 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадало 14278 человек, тогда как за 7 месяцев прошлого года зафиксировано 10621 ДТП, повлекших последствия для жизни и здоровья 14737 человек.
Анализ исследований изменений ограничения скорости движения транспорта показал, что при средней скорости выше 50 км/час ее снижение на 1 км/час дает уменьшение числа аварий на 2% [8-10].
В Казахстане основной причиной ДТП является несобюдение водителями транспортных средств установленного скоростного режима движения. По этой причине зарегистрировано каждое пятое ДТП (21,1% или 2530 ДТП), в результате которых погибли 813 человека и 2895 - получили ранения (таблица 1).
ISSN 1727-9712
Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016
Таблица 1 - Распределение ДТП по основным причинам их возникновения
Причина совершения ДТП ДТП Погибли, человек Ранены человек Доля от общего числа ДТП,%
Несоблюдение 2530 813 2895 21,1
скоростного режима
Нарушение правил 1147 48 1468 9,5
проезда перекрестков
Выезд на полосу 1132 566 1952 9,4
встречного движения
Нарушение правил 1009 119 1230 8,4
маневрирования
Результаты исследования и анализ литературных источников показал, что проблема дорожно-транспортного травматизма, в частности смертности, до сих пор остается актуальной для нашей страны. По данным Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан, за последние 10 лет в Казахстане произошло свыше 127 тысяч дорожно-транспортных происшествии, в которых погибли свыше 30 тысяч и получили ранения более 151 тысячи человек.
Литература
1. Концепция перехода Казахстана к устойчивому развитию на 2007-2024 гг. Утверждена Указом Президента РК от 14 ноября 2006г.
2. Доклад ВОЗ о дорожно-транспортном травматизме. - 2004.
3. Бекирова А. Травматизм остается одной из важнейших медико-социальных проблем Казахстана [Электрон. ресурс]. - Алматы, 2011. URL: http://i-news kz/2011/01/14/39935591-travmatizm ostaeetsea odnoi iz vazneishi.html (дата обращения: 20.01.2016)
4. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2008 года 55-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения».
5. Абдуразаков У.А. Проблемы организации травматологической помощи при политтравме в Республике Казахстан // Матер. Казахстанско-Германского симпозиума. - Астана, 2007. - С.6-17.
6. Предупреждение травматизма в Европе. От международного сотрудничества к реализации на местах. Всемирная организация здравоохранения. - 2010.
7. Теодорис К.А. Медико-социальные аспекты дорожных мототранспортных несчастных случаев в России: Автореф. ... док. мед. наук. - М., 2011. - С.40.
8. Батпенов Н.Д., Джаксыбекова Г.К. Медико-социальные аспекты травматизма в Республике Казахстан м меры по его снижению // Травматология и ортопедия. - 2009. - №2. - С.7-15.
ISSN 1727-9712 Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016
9. Ганжурова Б.Ц. Совершенствование медико-организационных мероприятий оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. - Санкт-Петербург, 2009. - 17 с.
10. Гриб М.Н. Комплексное социально-гигиеническое исследование дорожно-транспортного травматизма (на примере Нижегородской области): Дис. ... канд. мед. наук. - Рязань, 2009. - 171 с.
11. Думанян Г.Д., Давидянц В.А. Дорожно-транспортные происшествия: последствия для общественного Ер. - 2008. - 100 с.
12. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма: перспективы здравоохранения в Европе / под ред. Ф.Рачиоли и соав. - ВОЗ, 2014.
13.Фридман Л.М. Материалы к судебно-медицинскому установлению механизма автомобильной травмы: Автореф. ... канд. мед. наук. - 2008. - 33 с.
14. Винокурова С.Е. Диагностика и экспертные критерии травмы от переезда колесом в случаях автомобильных происшествий: Автореф. . док. мед. наук. - М., 2007. - 50 с.
15. Козлов С.В. Совершенствование организации работы службы судебно-медицинской экспертизы по случаям дорожно-транспортных происшествии со смертельным исходом: Автореф. ... канд. мед. наук. - 2007. - 33 с.
Тужырым
Жаракаттанушылык тек ^азакстанда гана емес, сондай-ак 6y^ элемде к;аз1рп замангы езекп медицинальщ-элеуметпк проблема болып отыр. ^аз1рп тавда, элемнщ экономикасы дамыган елдершде халыктыц жаракаттануы Yшiншi орында тур, оныц iшiнде ецбекке жарамды жастагы адамдардыц жаракаттан кайтыс болуы жиi кездеседь Элемдегi жаракаттан болган барлы; елiм-жiтiмнщ терттен бiр белiгiн жол-келiк жаракаты курайды.
TYwndi свздер: жаракаттанушылык, аяк-кол сыныгы, денсаулык, салауатты ем1р салты, сектораралык езара эрекеттестш
Summary
Road accidents in our country and in other countries is increasing from year to year. The primary cause of that is an increasing of transports, the second cause is a decreasing of the quality of motor roads during the Soviet Union.In addition except these two reasons bad weather conditions, and low culture with a violation of the rules of the driversis the reason.
Key words: injuries, broken limbs, health, healthy lifestyle, multisectoral cooperation
ISSN 1727-9712
Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016