Научная статья на тему 'Социально-гигиенические факторы риска онкологических заболеваний'

Социально-гигиенические факторы риска онкологических заболеваний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
214
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-гигиенические факторы риска онкологических заболеваний»

социально-гигиенические факторы риска онкологических заболеваний

С.В. ЮДИН, П.ф. кику

Владивостокский государственный медицинский университет НИИ медицинской климатологии и восстановительного лечения, г. Владивосток

Онкологическая патология в комплексе социальных и психологических проблем сегодня вышла уже за рамки только медицинской. В Приморского крае состоит на учете около 25000 больных со злокачественными новообразованиями, что составляет более 1,2% населения. В течение каждого года выявляют около 7000 новых случаев онкологических заболеваний, при этом диагноз подтвержден морфологически в 72,8% случаев. Кумулятивный показатель распространенности онкопатологии (болезненность) составил в крае 1203,3 на 100 тыс. населения.

Цель исследования - анализ медикоэкономических критериев бедности населения как социально-гигиенических факторов риска онкологических заболеваний.

Оценивали социально-экономический статус онкологических больных посредством характеристики потребительских возможностей их семей. Эту группу составили больные онкологического стационара - 1320 человек. Методы исследования - социологический и информационно-аналитический.

Материальные и финансовые возможности онкологических больных как потребителей медицинских услуг определяли по ответам, которые позволили сгруппировать потребительские возможности респондентов следующими уровнями: 1) 539 (40,8±1,3%) респондентов ответили, что приходится ограничивать себя даже в покупке продуктов питания; 2) 517 (39,2±1,3%) - денег хватает только на ежедневные расходы; 3) 264 (20,0±1,1%) - денег хватает на все, но без излишеств. Сами больные определили свой уровень дохода как низкий - 747 (56,6±1,3%) респондентов, как средний - 385 (29,2±1,2%) и как высокий - 188 (14,2±0,9%) опрошенных пациентов.

Ответы онкологических больных о подушевых доходах семьи нами были сгруппированы

следующим образом. Группу пациентов с доходами от 1000 до 2000 руб. на 1 члена семьи составили 396 (30,0±1,2%) онкологических больных, подушевые доходы от 2000 до 3000 руб. - 594 (45,0±1,3%) опрошенных, от 3000 до 5000 руб. - 121 (9,2±0,7%) респондентов, от 5000 до 10.000 руб. - 132 (10,0±0,8%); свыше 10.000 руб. - 77 (5,8±0,6%) опрошенных онкобольных. Таким образом, больные с подушевым доходом ниже уровня прожиточного минимума - 3394 руб., 2004 г., так называемые бедные граждане, составили 990 (75,0±1,2%) от всего числа опрошенных онкологических больных, получивших лечение в онкологическом стационаре.

Социально-экономические условия, в частности низкий доход, могут быть важным фактором, влияющим на уровень рака различной локализации. Граждане с низкими доходами имеют низкие потребительские возможности, что, безусловно, является социально-экономическим фактором риска заболеваемости и выживаемости онкологических больных. В частности, состояние питания населения, как недостаточное и несбалансированное, принято считать причиной около 1/3 случаев рака. Анализ фактического питания населения Приморского края за 2002-2006 гг. выявил недостаточное потребление молока и молочных продуктов, яиц, мяса и мясных продуктов, овощей и фруктов (в т.ч. картофеля), сахара и недостаточное содержание пантотеновой, фолиевой кислот, холина, кальция, магния, йода, цинка, селена, фтора в продуктовых наборах.

Бедность населения как побочный результат проводимых масштабных реформ и затяжной социальный стресс в обществе представляют собой важный социально-гигиенический фактор риска онкологических заболеваний.

СИБИРСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2009. Приложение № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.