Научная статья на тему 'Социально-гигиенические аспекты качества жизни детей младенческого возраста'

Социально-гигиенические аспекты качества жизни детей младенческого возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
157
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ДЕТИ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА / QUALITY OF LIFE / SOCIAL-HYGIENIC FACTORS / INFANTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гиздатуллина К. Х., Амирова В. Р., Рыбалко О. В.

Проведено изучение качества жизни (КЖ) 294 детей младенческого возраста с помощью международного опросника QUALIN. Установлено, что родители оценивают КЖ детей в целом выше, чем врачи. К социально-гигиеническим факто-рам, влияющим на КЖ детей младенческого возраста, относятся: отношение женщины к беременности, образовательный уровень родителей, жилищно-бытовые условия и экономический статус семьи, характер внутрисемейных отношений, ка-чество ухода за ребенком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гиздатуллина К. Х., Амирова В. Р., Рыбалко О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-HYGIENIC ASPECTS OF LIFE QUALITY IN INFANTS

Life quality studies of 294 infants have been conducted using the International QUALIN questionnaire. The parents were gen-erally found to have a slightly higher assessment of their children's quality of life compared to the physicians'. Women's attitude toward pregnancy, parental educational level, living conditions and economic status of the family, family relationship, nursing care quality were identified as the social-hygienic factors influencing the infants' life quality.

Текст научной работы на тему «Социально-гигиенические аспекты качества жизни детей младенческого возраста»

УДК 614.2-053.3:613-058

© К.Х. Гиздатуллина, В.Р. Амирова, О.В. Рыбалко, 2012

К.Х. Гиздатуллина, В.Р. Амирова, О.В. Рыбалко СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Уфа

Проведено изучение качества жизни (КЖ) 294 детей младенческого возраста с помощью международного опросника QUALIN. Установлено, что родители оценивают КЖ детей в целом выше, чем врачи. К социально-гигиеническим факторам, влияющим на КЖ детей младенческого возраста, относятся: отношение женщины к беременности, образовательный уровень родителей, жилищно-бытовые условия и экономический статус семьи, характер внутрисемейных отношений, качество ухода за ребенком.

Ключевые слова: качество жизни, социально-гигиенические факторы, дети младенческого возраста.

K.Kh. Gizdatullina, V.R. Amirova, O.V. Rybalko SOCIAL-HYGIENIC ASPECTS OF LIFE QUALITY IN INFANTS

Life quality studies of 294 infants have been conducted using the International QUALIN questionnaire. The parents were generally found to have a slightly higher assessment of their children’s quality of life compared to the physicians’. Women’s attitude toward pregnancy, parental educational level, living conditions and economic status of the family, family relationship, nursing care quality were identified as the social-hygienic factors influencing the infants’ life quality.

Key words: quality of life, social-hygienic factors, infants.

В последние десятилетия понятие «качество жизни» (КЖ) прочно вошло в теоретическую и практическую педиатрию [1,4]. В зарубежной педиатрии показатель КЖ широко используется в популяционных исследованиях для разработки возрастно-половых нормативов, осуществления мониторинга различных контингентов детей, оценки эффективности профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

Несмотря на мировую практику, в России проблема исследования КЖ детей остается недостаточно изученной. Практически не проводились медико-социальные исследования, в частности определение возрастнополовых нормативов КЖ, выявление факторов, влияющих на этот показатель, региональных особенностей КЖ, изучение возможностей применения показателя КЖ как параметра оценки состояния здоровья детской популяции. Особый интерес представляет изучение КЖ в раннем детском возрасте. Однако работы отечественных исследователей по данной проблеме единичны [2,3,5]. Внедрение современных инструментов оценки КЖ детей данной возрастной группы в педиатрическую практику расширило возможности по использованию показателя КЖ в качестве дополнительного критерия оценки состояния здоровья ребенка и эффективности применяемых медицинских технологий [2].

Целью исследования явилась оценка КЖ детей младенческого возраста и влияния на него некоторых социально-гигиенических факторов.

Материал и методы

В исследование было включено 294 ребенка первого года жизни. В городской местности проживало 209 (71,1%) детей, в сельской - 85 (28,9%) детей. Среди обследованных мальчиков было 149 (50,7%), девочек - 145 (49,3%). В возрасте 3-6 месяцев жизни было 94 (31,9%) ребенка, в возрасте 6-9 месяцев - 114 (38,8%) детей, в возрасте 9-12 месяцев - 86 (29,3%) детей. Критериями включения в исследование являлись: возраст ребенка на момент обследования 3-12 месяцев жизни, наличие информированного согласия родителей. Критериями исключения являлись: отказ родителей от участия в исследовании, наличие у ребенка соматических и/или нервнопсихических заболеваний в стадии субкомпенсации/ декомпенсации.

Инструментом оценки КЖ детей младенческого возраста послужил общий опросник QUALIN [6]. Русская версия опросника разработана в лаборатории проблем медицинского обеспечения и КЖ детского населения Научного центра здоровья детей РАМН в соответствии со стандартной международной методологией. Опросник для родителей детей в возрасте 3 месяцев - 1 года содержит 33 вопроса и разделен на формы для заполнения родителями и наблюдающими ребенка педиатрами. Инструмент описывает следующие аспекты: «поведение и общение» (13 вопросов), «способность оставаться одному» (5 вопросов), «семейное окружение» (4 вопроса), «нервно-психическое развитие и физическое здоровье» (11 вопросов), а также суммарную шкалу (общий балл). После перекодировки

ответов проводится вычисление среднего балла по каждой шкале в отдельности и общего балла КЖ по 6-балльной системе (от 0 до 5 баллов).

Статистическую обработку полученных данных осуществляли с помощью программы «8ТЛТ18Т1СЛ 6.0». Оценка достоверности различий полученных данных проводилась с применением методов непараметрической статики: Т-критерия Вилкоксона для сравнения зависимых выборок и и-критерия Манна-Уитни для сравнения независимых выборок. Результаты рассматривали как статистически значимые при р<0,05.

Результаты и их обсуждение

Проведенное исследование установило, что как родители, так и педиатры наиболее высоко оценивали такие параметры КЖ детей, как «поведение и общение» и «семейное окружение»; несколько ниже оценивались «нервно-психическое развитие и физическое здоровье» и, особенно, «способность оставаться одному» (табл. 1). При этом родители выше, чем педиатры, оценивали КЖ по шкале «поведение и общение», а также по суммарному баллу.

Таблица 1

Показатели качества жизни детей младенческого возраста (баллы)__________________

Шкала дИЛЬШ Родители (п=294) Педиатры (п=294) р

Поведение и общение 4,8(4,6-5,0) 4,8(4,2-5,0) <0,001

Способность оставаться одному 3,2(2,8-3,6) 3,2(2,8-3,6) >0,05

Семейное окружение 4,8(4,3-5,0) 4,8(4,3-5,0) >0,05

Нервно-психическое развитие и физическое здоровье 4,5(4,0-4,8) 4,5(4,0-4,8) >0,05

Общий балл 4,4(4,2-4,6) 4,4(4,0-4,6) 0,016

Изучение показателей КЖ в зависимости от состава семьи показало, что по данным родителей и педиатров дети, проживающие в полных семьях, имели более высокие показатели по шкале «семейное окружение», чем дети из неполных семей, - соответственно 4,8 (4,3-5,0) против 4,5 (4,0-4,9) (р=0,049) и 4,8 (4,3-5,0) против 4,5 (4,0-4,8) (р=0,008).

Немаловажным представляется изучение показателей КЖ детей младенческого возраста в зависимости от отношения женщины к данной беременности (табл.2). По оценке родителей и педиатров дети от желанной беременности имеют более высокие показатели КЖ, чем дети от нежеланной беременности. Достоверные различия между показателями КЖ были получены по шкалам «поведение и общение», «семейное окружение», «нервнопсихическое развитие и физическое здоровье», а также по суммарному баллу КЖ.

Таблица 2

Показатели качества жизни детей младенческого возраста

в зависимости от отношения матери к бе ременности (баллы)

Шкала дИЛЬМ Желанная (п=282) Нежеланная (п=12) р

По оценке родителей

Поведение и общение 4,8 (4,6-5,0) 4,5 (3,65-4,9) 0,013

Способность оставаться одному 3,2 (2,8-3,6) 3,1 (2,8-3,2) >0,05

Семейное окружение 4,8 (4,3-5,0) 4,35 (3,25-4,8) 0,014

Нервно-психическое развитие и физическое здоровье 4,5 (4,0-4,8) 3,7 (3,4-4,25) 0,002

Общий балл 4,4 (4,2-4,6) 3,95 (3,5-4,3) 0,002

По оценке педиатров

Поведение и общение 4,8 (4,2-5,0) 4,0 (3,85-4,9) 0,049

Способность оставаться одному 3,2 (2,8-3,6) 3,0 (2,8-3,4) >0,05

Семейное окружение 4,8 (4,3-5,0) 4,4 (4,0-5,0) >0,05

Нервно-психическое развитие и физическое здоровье 4,5 (4,0-4,8) 4,05 (3,6-4,55) 0,049

Общий балл 4,4 (4,0-4,6) 3,85 (3,7-4,5) 0,045

Выявлены различия показателей КЖ детей младенческого возраста в зависимости от образовательного уровня матери (табл.3).

Таблица 3

Показатели качества жизни детей младенческого возраста

в зависимости от образования матери (баллы)

Шкала дИЛЬМ Образование матери

среднее (п=69) среднее специ- альное (п=142) высшее (п=83) 1 2 Р -Р 2 3 Р -Р 13 Р -Р

По оценке родителей

Поведение и общение ,0) 00 ^ (4, 4,9 (4,7-5,0) 4,8 (4,7-4,9) >0,05 >0,05 >0,05

Способность оставаться одному 3,2 (3,0-3,6) 3,0 (2,6-3,4) 3,2 (2,8-3,4) 0,019 >0,05 >0,05

Семейное окружение ,0) ,8 -5, (4, 4,8 (4,3-5,0) 4,8 (4,3-5,0) >0,05 >0,05

Нервнопсихическое развитие и физическое здоровье 4,3 (3,8-4,6) 4,5 (4,1-4,8) 4,5 (4,1-4,8) 0,013 >0,05 0,049

Общий балл 4,3 (4,14,5) 4,5 (4,24,6) 4,4 (4,34,6) >0,05 >0,05 >0,05

По оценке педиатров

Поведение и общение ,0) С~- 1/^ (3, 4,8 (4,3-5,0) ,0) ОО, (4, 0,041 >0,05 >0,05

Способность оставаться одному 3,2 (2,8-3,4) 3,2 (2,8-3,6) 3,0 (2,8-3,6) >0,05 >0,05 >0,05

Семейное окружение ,8) (4, 4,8 (4,3-5,0) 4,8 (4,5-5,0) 0,003 >0,05 >0,05

Нервнопсихическое развитие и физическое здоровье 4,3 (3,9-4,7) 4,5 (4,0-4,8) 4,5 (4,1-4,7) 0,024 >0,05 0,004

Общий балл ,5) ГО ^ (3, 4,5 (4,1-4,6) 4,4 (4,0-4,6) 0,009 >0,05 0,045

Примечание: р:-р2 - достоверность различий при среднем и среднем специальном образовании, р2-р3 - достоверность различий при среднем специальном и высшем образовании, р1-р3 -достоверность различий при среднем и высшем образовании.

По данным родителей у детей от матерей со средним образованием регистрировались наиболее низкие показатели КЖ по шкале «нервно-психическое развитие и физическое здоровье». В то же время по данным педиатров дети от матерей со средним образованием имели наиболее низкие показатели не

только по шкале «нервно-психическое разви-

тие и физическое здоровье», но и по шкалам «поведение и общение», «семейное окружение». В целом по оценке педиатров суммарный балл КЖ тем выше, чем выше уровень образования матери.

Как показало проведенное исследование, по оценке родителей КЖ детей младенческого возраста не зависит от уровня образования отца. В то же время по данным педиатров при наличии у отца среднего образования регистрируются наиболее низкие показатели КЖ у детей по шкалам «поведение и общение» (4,65 (3,9-5,0)) и «семейное окружение» (4,5 (4,0-4,8)).

Определено влияние характера жилищно-бытовых условий на показатели КЖ детей младенческого возраста (табл.4). Установлено, что КЖ детей зависит от размера жилой площади на одного члена семьи, а не от типа жилья. По данным педиатров показатели КЖ по шкале «нервно-психическое развитие и физическое здоровье» и суммарный балл были тем выше, чем больше размер жилой площади на одного члена семьи (табл. 4).

Таблица 4

Показатели качества жизни детей младенческого возраста в зависимости от размера жилой площади на одного члена семьи (баллы)

Примечание: р^р2- достоверность различий при жилой площади менее 6 м2 и 6-9 м2, р2-р3- достоверность различий при жилой площади 6-9 м2 и более 9 м2, р^р3- достоверность различий при жилой площади менее 6 м2 и более 9 м2.

Достоверные различия между показателями КЖ детей в семьях с разным доходом отмечались только по данным родителей. Так, от уровня доходов семьи зависели показатели

шкал «поведение и общение» и «семейное окружение». В целом суммарный балл КЖ детей был тем выше, чем выше доходы семьи: 4,4 (4,1-4,5) в семьях с низким доходом против 4,5 (4,2-4,6) в семьях со средним и высоким доходами (р<0,033).

В процессе исследования была выявлена зависимость КЖ детей младенческого возраста от характера внутрисемейных отношений (табл.5). Так, по оценке родителей и педиатров при наличии проблем во внутрисемейных отношениях дети имеют более низкие показатели КЖ по шкале «нервнопсихическое развитие и физическое здоровье», чем дети в благополучных семьях. Кроме того, по данным педиатров у детей из семей с проблемными, конфликтными отношениями регистрируются более низкие показатели по шкалам «поведение и общение» и «семейное окружение». Показатели суммарного балла КЖ, полученные при анкетировании как родителей, так и педиатров, свидетельствовали о существенном влиянии взаимоотношений в семье на КЖ детей младенческого возраста (табл. 5).

Таблица 5

Показатели качества жизни детей младенческого возраста

в зависимости от характера взаимоотношений в семье (баллы)

Шкала дИЛЬМ Взаимоотношения в семьн

спокойные (п=209) проблемные, конфликтные (п=85) Р

По оценке родителей

Поведение и общение 4,8 (4,6-5,0) 4,8 (4,5-4,9) >0,05

Способность оставаться одному 3,2 (2,6-3,6) 3,0 (2,8-3,4) >0,05

Семейное окружение 4,8 (4,3-5,0) 4,8 (4,3-5,0) >0,05

Нервно-психическое развитие и физическое здоровье 4,5 (4,0-4,8) 4,2 (3,9-4,5) <0,001

Общий балл 4,5 (4,2-4,6) 4,4 (4,1-4,5) 0,029

По оценке педиатров

Поведение и общение 4,8 (4,2-5,0) 4,6 (3,9-5,0) 0,031

Способность оставаться одному 3,2 (2,8-3,6) 3,2 (2,8-3,4) >0,05

Семейное окружение 4,8 (4,3-5,0) 4,5 (4,0-4,8) 0,005

Нервно-психическое развитие и физическое здоровье 4,5 (4,1-4,8) 4,2 (3,8-4,7) 0,017

Общий балл 4,45 (4,0-4,6) 4,2 (3,8-4,5) 0,025

Проведенное исследование установило, что по данным родительского опросника дети, получающие соответствующий возрасту уход, имеют более высокие показатели КЖ, чем дети без такового, по шкалам «семейное окружение», «нервно-психическое развитие и физическое здоровье» (табл.6). По данным педиатров дети, имеющие надлежащий уход, также демонстрируют высокие показатели КЖ по шкале «нервно-психическое развитие и физическое здоровье». Высокие показатели суммарного балла по оценке родителей и педиатров в семьях, обеспечивающих соответ-

Шкала дИЛЬМ Размер жилой площади на одного члена семьи

менее 6 м2 (п=99) 6-9м2 (п=93) более 9м2 (п=102) 1 2 Р -Р 2 3 Р -Р 13 Р -Р

По оценке родителей

Поведение и общение 4,8 (4,5-4,9) 4,9 (4,6-5,0) 4,9 (4,7-5,0) >0,05 >0,05 >0,05

Способность оставаться одному ,6) ,2 -3, ГО ЧО (2, 3,0 (2,8-3,4) 3,2 (2,8-3,6) >0,05 >0,05 >0,05

Семейное окружение ,0) 00 (4, ,0) ОО, (4, 4,8 (4,3-5,0) >0,05 >0,05 >0,05

Нервно-психическое развитие и физическое здоровье 4,4 (3,7-4,7) 4,5 (4,0-4,8) 4,5 (4,1-4,7) >0,05 >0,05 >0,05

Общий балл ,6) (4, 4,5 (4,1-4,6) ,6) (4, >0,05 >0,05 >0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По оценке педиатров

Поведение и общение 4,8 (4,1-5,0) ,0) С~- (4, ,0) о, ^ (4, >0,05 0,011 >0,05

Способность оставаться одному 3,2 (2,8-3,6) 3,2 (2,8-3,4) 3,2 (2,8-3,6) >0,05 >0,05 >0,05

Семейное окружение 4,8 (4,5-5,0) 4,5 (4,0-5,0) 4,8 (4,5-5,0) 0,014 0,011 >0,05

Нервно-психическое развитие и физическое здоровье 4,4 (3,9-4,7) 4,3 (3,9-4,8) 4,5 (4,3-4,8) >0,05 0,015 0,008

Общий балл ,5) (3, ,4) (3, 4,5 (4,1-4,6) >0,05 0,005 0,036

ствующий возрасту уход за ребенком, свидетельствуют о позитивном влиянии указанного фактора на КЖ детей младенческого возраста (табл. 6).

Таблица 6

Показатели качества жизни детей младенческого возраста в зависимости от ухода за ребенком (баллы)

Шкала QUALIN Уход за ребенком

соответ- ствующий (n=259) несоответ- ствующий (n=35) р

По оценке родителей

Поведение и общение 4,8 (4,7-5,0) 4,8 (4,1-5,0) >0,05

Способность оставаться одному 3,2 (2,8-3,6) 3,0 (2,6-3,4) >0,05

Семейное окружение 4,8 (4,3-5,0) 4,5 (4,0-5,0) 0,004

Нервно-психическое развитие и физическое здоровье 4,5 (4,1-4,8) 4,1 (3,7-4,5) 0,004

Общий балл 4,5 (4,2-4,6) 4,3 (3,8-4,5) 0,007

По оценке педиатров

Поведение и общение 4,8 (4,2-5,0) 4,6 (3,9-4,9) >0,05

Способность оставаться одному 3,2 (2,8-3,6) 3,0 (2,6-3,4) >0,05

Семейное окружение 4,8 (4,3-5,0) 4,5 (4,0-5,0) >0,05

Нервно-психическое развитие и физическое здоровье 4,5 (4,0-4,8) 4,1 (3,8-4,6) 0,016

Общий балл 4,4 (4,0-4,6) 4,2 (3,8-4,5) 0,023

Внедрение в педиатрическую практику современных инструментов оценки КЖ открывает новые возможности в комплексной оценке здоровья и биопсихосоциального благополучия детей. Изучение КЖ и его социально-гигиенических аспектов у детей младенческого возраста с помощью международного опросник QUALIN в Республике Башкортостан проведено нами впервые.

В младенческом возрасте опрос родителей и врачей является единственной возможностью оценить физическое, эмоциональное и социальное благополучие ребенка. Полученные нами результаты оценки КЖ детей младенческого возраста свидетельствуют о сопоставимости восприятия вопросов и оценки большинства аспектов жизнедеятельности родителями и педиатрами. Высокие показате-

ли по шкалам «поведение и общение» и «семейное окружение» и низкие показатели по шкале «способность оставаться одному», по-видимому, объясняются возрастными особенностями этих детей и согласуются с данными Винярской [2], Н.Л.Рыбкиной и соавт. [5]. В то же время по нашим данным родители выше, чем педиатры, оценивают КЖ детей по шкале «поведение и общение» и по суммарному баллу, что отличается от результатов, приводимых другими авторами [3]. Указанные различия в оценке КЖ между родителями и педиатрами можно объяснить, с одной стороны, большей осведомленностью родителей о социальном функционировании своего ребенка, с другой - недостаточно адекватным представлением родителей о различных аспектах жизнедеятельности детей младенческого возраста. Проведенное исследование позволило определить ряд оциально-гигиенических факторов, влияющих на КЖ детей младенческого возраста [2].

Таким образом, как родители, так и педиатры наиболее высоко оценивают такие параметры КЖ детей младенческого возраста, как «поведение и общение» и «семейное окружение», наиболее низко - «способность оставаться одному». В целом родители оценивают КЖ детей выше, чем врачи. К значимым факторам, определяющим показатели КЖ детей младенческого возраста, относятся: отношение женщины к беременности, образовательный уровень родителей, жилищнобытовые условия и экономический статус семьи, характер внутрисемейных отношений, качество ухода за ребенком. Полученные в ходе исследования данные позволят обосновать комплекс мероприятий, направленных на повышение КЖ детей младенческого возраста.

Сведения об авторах статьи:

Г издатуллина Клара Хакимьяновна - заочный аспирант кафедры госпитальной педиатрии с курсом поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России.

Амирова Виктория Радековна - д.м.н., профессор кафедры госпитальной педиатрии с курсом поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России.Адрес: 450000, г.Уфа, ул.Ленина,3. E-mail: victoria_amirova@mail.ru Рыбалко Ольга Владимировна - врач-педиатр, E-mail: rybalko_dy@mail.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов, А.А. [и др.]. Итоги, задачи и перспективы изучения качества жизни в отечественной педиатрии /А.А.Баранов, В.Ю.Альбицкий, И.В.Винярская [и др.] //Вопросы современной педиатрии. - 2007. - Т.6, №3. - С.6-8.

2. Винярская, И.В. Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) : автореф.дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2008. - 50 с.

3. Нечаева, Н.В. Состояние здоровья и качество жизни детей раннего возраста из семей мигрантов: автореф.дис. ... канд.мед.наук. - М., 2007. - 24 с.

4. Новик, А.А., Ионова, Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2007. - 314с.

5. Рыбкина, Н.Л. Показатели качества жизни детей младенческого возраста, проживающих в Республике Татарстан/Н.Л.Рыбкина, И.В.Винярская, В.В.Черников //Вопросы современной педиатрии. - 2007. - Т.6, N°6. - С.10-12.

6. Evaluation of the quality of life of infants and very young children: validation of a questionnaire. Multicenter European study / S.Manificat, A.Dazord, J.Langue et al. // Arch. Pediatr. - 2000. - V.7. - N°6. - P.605-614.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.