Научная статья на тему 'Социально-гигиеническая и психолого-педагогическая адаптация студентов'

Социально-гигиеническая и психолого-педагогическая адаптация студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / STUDENT / OPTIMIZATION OF EDUCATION / ADAPTATION / LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннибаев Т. Ш., Мельниченко П. И., Архангельский В. И., Прохоров Н. И., Тимошенко К. Т.

В статье рассмотрены актуальные гигиенические вопросы совершенствования обучения и адаптации студентов старших курсов (IV курс) на медико-профилактическом факультете медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миннибаев Т. Ш., Мельниченко П. И., Архангельский В. И., Прохоров Н. И., Тимошенко К. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOHYGIENIC, PSYCHOLOGICAL, AND PEDAGOGICAL ADAPTATION IN STUDENTS

The paper considers the topical hygienic aspects of education and adaptation improvement in senior (fourth-year) medical students from the Faculty of Medical Prevention.

Текст научной работы на тему «Социально-гигиеническая и психолого-педагогическая адаптация студентов»

[гиена и санитария 1/2012

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.96:378

Т. Ш. Миппибаев, П. И. Мельниченко, В. И. Архангельский, Н. И. Прохоров, К. Т. Тимошенко, Г. А. Гончарова

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ

ГОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова

В статье рассмотрены актуальные гигиенические вопросы совершенствования обучения и адаптации студентов старших курсов (IVкурс) на медико-профилактическом факультете медицинского вуза.

Ключевые слова: студент, оптимизация обучения, адаптация, образ жизни

Т. Sh, Minnibayev, Р. I. Melnichenko, V. I. Arkhangelsky, N. I. Prokhorov, К. T. Timoshenko, G. A. Goncharova — SOCIOHYGIENIC, PSYCHOLOGICAL, AND PEDAGOGICAL ADAPTATION IN STUDENTS

I. M. Sechenov First Moscow State Medical University

The paper considers the topical hygienic aspects of education and adaptation improvement in senior (fourth-year) medical students from the Faculty of Medical Prevention.

Key words: student; optimization of education; adaptation; lifestyle

Адаптация к образовательному процессу в вузе -сложное междисциплинарное динамическое явление. На протяжении всего периода обучения в вузе студент многократно приспосабливается к новым условиям, содержанию, формам, методам обучения, организации своей жизнедеятельности, формированию перспективы своей профессиональной карьеры, что, естественно, начинается со студенческих лет. Сегодня усилия научнопедагогических коллективов в этой области направлены на достижение тех целей, которые сформулированы в докладе ректора Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова члена-корреспондента Российской академии медицинских наук проф. П. В. Глыбочко “Основные направления деятельности образовательных учреждений по совершенствованию системы подготовки медицинских кадров” на заседании коллегии Минздравсоцразвития России, посвященной итогам работы Министерства в 2010 г. и задачам в 2011 г. [3]. Среди важных перспективных задач по совершенствованию подготовки медицинских кадров, в частности, отмечается, что современная система подготовки врача должна формировать у них потребность в самостоятельном непрерывном овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками в течение всей жизни, основы которых, естественно, закладываются в годы обучения в университете. Адаптация к учебному процессу в вузе происходит не только на младших курсах, но и на протяжении всего периода обучения. При всей общности принципов и подходов к организации обучения каждая кафедра имеет свою специфику не только по содержанию, но и организации, формам, методам проведения занятий, учебно-методическим требованиям, предъявляемым к обучаемым. Преподаватель инди-

Миннибаев Т. Ш. - д-р мед. наук, проф., зав. лаб. проблем университетской гигиены (minnibaev@mma.ru); Мельниченко П. И. -д-р мед. наук, проф., зав. каф. общей гигиены (melnichenko mma. ru); Прохоров Н. И. - д-р мед. наук, проф. каф. общей гигиены (Prochorov.Nikolay@yandex.ru); Архангельский В. И. - канд. мед. наук, доц. каф. общей гигиены (arkhangelskij@yandex.ru); Тимошенко К. Т. - канд. мед. наук, вед. науч. сотр. лаб. проблем университетской гигиены (Camilla_t@rambler.ru); Гончарова Г. А. - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. проблем университетской гигиены (Goncharovaga@mail.ru).

видуален в изложении материала, построении занятий, формам контроля усвоения учебного материала. Студент постоянно оказывается в относительно новых условиях и ему приходится адаптироваться не только по вертикали с I по IV курс, но и по горизонтали при переходе от одной кафедры к другой на протяжении семестра и учебного курса. В отечественной гигиенической литературе социально-гигиенические и психолого-педагогические аспекты адаптации студентов старших курсов освещены недостаточно. Отдельные работы посвящены анализу показателей адаптации студентов IV-V курсов лечебного и стоматологического факультетов. Характер и степень влияния факторов среды обитания на здоровье и успешность обучения студентов мало изучены. Особенно актуальны и необходимы физиолого-гигиенические и социологические исследования среди студентов медикопрофилактического факультета в связи с существенными изменениями и преобразованиями, которые произошли в последнее десятилетие в системе здравоохранения в целом и санитарной службе в частности.

Материалы и методы

Проводились комплексный анализ показателей педагогической успеваемости по результатам текущего, рубежного и итогового контроля знаний, умений и профессиональных навыков студентов; индивидуальное собеседование со студентами по специально разработанной программе (условия обучения в вузе, обитания, перспективы профессиональной карьеры, отношение к своему здоровью и т. п.); социологическое анкетирование по характеристике условий обучения, проживания, режима дня, структуры суточного бюджета времени, самостоятельной работы, а также самооценке состояния здоровья. Исследования проводились в соответствии с методологией и методическими принципами, разработанными в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН [1]. Под наблюдением находились 115 студентов (32 юноши и 83 девушки) IV курса медико-профилактического факультета в возрасте от 19 до 25 лет. Полученные материалы сравнивались с результатами аналогичных исследований, проведенных в 2000 г. (150 человек). Всего обследовано 265 студентов, что составляло более 90% численного состава курса в каждом обследовании.

48

Результаты и обсуждение

С гигиенических позиций в качестве главных результатов обучения в вузе мы рассматриваем показатели образования и здоровья обучаемых. Они формируются под влиянием комплекса факторов различного генеза, связанных с учебным процессом на кафедрах, познавательной деятельностью субъекта познания, условиями его жизни, быта, питания - всеми теми факторами, которые составляют образ жизни студента.

Учебно-педагогический процесс постоянно совершенствуется в соответствии с обновлением содержания, развитием форм и методов обучения, контроля знаний студентов. На медико-профилактических факультетах существенные системные изменения в учебном процессе были начаты еще с 2004 г., когда в соответствии с указом Президента Российской Федерации вместо Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ). К традиционно сложившимся задачам санитарно-эпидемиологической службе были переданы важнейшие функции по надзору в сфере потребительского рынка, которые до этого выполнялись другими органами государственной власти. Эти изменения привели к пересмотру некоторых основополагающих актов, регламентирующих деятельность санитарно-эпидемиологической службы, и к перестройке структуры ее органов. Соответственно и в учебный процесс высшей школы внесены необходимые изменения, дополнения, новое содержание, формы занятий. Разработка методологии оптимизации содержания, форм и методов обучения, совершенствование научнометодических, психолого-педагогических и физиологогигиенических основ организации и управления учебной деятельностью студентов были осуществлены и динамично продолжаются по настоящее время. Увеличились инновационное составляющее в образовании, объем учебной информации, педагогическая нагрузка в целом. Целенаправленные изменения в этом плане осуществлялись на фоне общего преобразования системы высшего медицинского образования, обусловленного вхождением России в европейское образовательное пространство (Болонский процесс). Развиваются инновационные процессы освоения новой образовательной парадигмы. Основные направления оптимизации обучения и конкретные материалы преобразований в педагогическом процессе были представлены и рассмотрены на заседаниях Межвузовской научно-практической конференции ”125 лет кафедре общей гигиены ММА им. И. М. Сеченова, Москва. 2009 г”. В настоящее время идет внедрение в учебный процесс государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Осуществляется переход на кредитно-модульное обучение, принципы системы менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001:2008.

При психолого-педагогической и физиолого-гигиенической оценке процессов адаптации студентов мы учитывали динамику учебной нагрузки, трудовую занятость и успеваемость студентов на фоне свершившихся изменений в нормативно-законодательной базе и прогнозируемых изменениях в образовательном процессе на ближайшую перспективу. Сравнительные ис-

следования показали, что студенты - это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся на этапе завершения морфофункционального развития и формирования социальной и психофизиологической зрелости. Вместе с тем в силу возрастных, психологических, учебно-трудовых особенностей студенты подвержены высокому риску нарушений в состоянии здоровья. Это специфическая группа учащейся молодежи, которая испытывает наибольшее отрицательное воздействие факторов окружающей среды, так как процесс завершения их морфофункционального развития совпадает с периодом повышенной социальной активности, нарастанием высоких умственно-эмоциональных нагрузок. Одним из важных направлений совершенствования учебного процесса в новых условиях является увеличение доли самостоятельной работы студентов, что также увеличивает общую суммарную интеллектуальную нагрузку и свидетельствует о положительных сдвигах в развитии учебно-методической работы. В новых условиях процесс обучения требует значительного напряжения функциональных систем организма, различных видов памяти, концентрации и устойчивости внимания. По физиологогигиенической характеристике с учетом хронометраж-ных данных учебный труд студентов по степени тяжести относится к первой категории (легкий), а по степени напряженности - к четвертой категории (очень напряженный труд). Постоянно внедряемые в учебный процесс инновационные формы и методы обучения связаны с интенсификацией учебной деятельности и реализуются на фоне не всегда благополучных показателей состояния здоровья учащихся [2, 4]. Важно отметить, что негативные физиологические сдвиги, вызванные влиянием факторов окружающей среды, прежде всего обнаруживаются в молодом организме. Немаловажное значение для здоровья и формирования устойчивой адаптации студентов имеют бытовые условия проживания и влияние неблагоприятных факторов окружающей среды по месту их жительства. Анализ полученных материалов показал, что большинство (60,9%) респондентов условия окружающей среды по месту жительства оценивают как неблагоприятные, а 39,1% - как благоприятные. По совокупности величин загрязнений атмосферного воздуха, воды, почвы, уровням радиационного фона, шума, электромагнитного излучения и вибрации степень экологической напряженности (СЭН) различается в различных районах города. Максимальный уровень данного показателя (24 балла) встречается крайне редко. Обследованные группы студентов в указанных районах не проживали. Величина СЭН в большинстве жилых районов составляла от 16,1 до 17,3 усл. ед. Анализ анкетных данных показал, что в качестве неблагоприятных факторов окружающей городской среды по месту проживания 30,4% респондентов указали на состояние атмосферного воздуха, 50,4% - на шумовой фактор.

Подавляющее большинство (80,8%) студентов проживают в отдельной благоустроенной квартире. В общежитии проживают 11,3%, на съемных квартирах

- 7% и в съемных комнатах коммунальных квартирах

- 0,9% опрошенных. Индивидуальный анализ оценки жилищных условий показал, что 2/3 (66,9%) опрошенных условия проживания оценили как хорошие и очень хорошие, 31,4% - как удовлетворительные и лишь 1,7%

- как неудовлетворительные.

Для успешного обучения и сохранения здоровья важное значение имеет рациональное планирование и

49

[гиена и санитария 1/2012

использование суточного фонда времени. По результатам проведенного анкетирования установлено, что в будни на учебный процесс 68,7% студентов затрачивают от 7 до 9 ч в день. При этом в выходные дни 2/3 респондентов на выполнение учебной работы затрачивают от 3 до 6 ч. Время, связанное с обучением (переезды в течение учебного дня, поездки в вуз и обратно, в библиотеку и т. п.), увеличивает суммарное учебное время студентов. В будни 70,5% студентов затрачивают на дорогу от 1 до 3 ч, 29,5% - от 4 до 7 ч.

За последние годы по сравнению с результатами предыдущих исследований в суточном бюджете времени большинства студентов увеличивается доля самостоятельной работы, что является одним из важнейших показателей активизации их учебно-профессиональной деятельности.

Нахозяйственно-бытовые дела большинство (82,6%) опрошенных студентов в будние дни затрачивают от 2,5 до 5 ч в день. В выходные дни доля времени на хозяйственно-бытовые нужды увеличивается. Так, 44,4% респондентов на эти цели отводят в среднем 4 ч, а 52,1% - более 5 ч в сутки.

Важным показателем рациональной организации учебного процесса и культуры поведения является наличие свободного времени и структура его использования. У большинства (72,1%) обследованных студентов доля свободного времени в будни составляет от 1 до 3 ч, у 78,2% респондентов - в выходные дни (от 1 до 6 ч).

С гигиенических позиций важное значение для сохранения здоровья, высокой умственной работоспособности и успешности обучения имеет продолжительность ночного сна. Результатами исследований установлено, что в будние дни у 18,3% юношей и девушек ночной сон составляет 6 ч, у 62,5% студентов - 7 ч, у 19,1% опрошенных сон длится 8 ч. В выходные дни продолжительность сна увеличивается в среднем на 2-3 ч. Полученные результаты социологического опроса в этой части следует расценивать как соответствующие гигиеническим рекомендациям с учетом возраста и характера основной деятельности обследованных - учеба в университете.

Наряду с этим важным критерием здорового образа жизни является режим питания. Его особенности связаны со многими факторами: уровнем материального благосостояния учащихся, организацией общественного питания, расписанием занятий, поведенческим фактором индивидуума. Проведенная нами оценка расчета индекса массы тела показала, что у 53,2% юношей и 65,1% девушек отмечается обычный (нормальный) пищевой статус, у 28,1% юношей и у 24,1% девушек -недостаточный. Избыточный пищевой статус отмечен у 18,7% юношей и у 10,8% девушек. Таким образом, у значительной части (40,8%) студентов отмечается недостаточный или избыточный пищевой статус. Эти данные необходимо учитывать как при разработке индивидуальных программ оптимизации режима и структуры питания, так и при диспансеризации студентов. Основными принципами физиологически обоснованного режима питания являются: кратность, регулярность и интервалы питания в течение суток. При изучении кратности питания студентов установлено, что абсолютное большинство обследованных юношей (90,6%) и девушек (85,9%) имеют 3-5-разовое питание, что также свидетельствует о здоровом типе образа жизни обследованного контингента студентов.

Анализ анкетных данных свидетельствует, что пода-

вляющее большинство студентов завтракают и ужинают дома (соответственно 91,1 и 96,5%), обедают в пунктах общественного питания (75,7%). И лишь 14,7% студентов обед приносят с собой. Кроме того, следует также отметить, что в разные дни недели большинство обучаемых пользуются продуктами, относящимися к категории fast-food (бутерброды, пироги, блины, хотдоги и т. п.). Специфика режима обучения с учетом расписания и графиков занятий не всегда позволяет студентам соблюдать необходимые интервалы в приеме пищи. В большинстве дней недели они оказываются разными по времени. Материалы опроса студентов показали, что нередко бывают длительные перерывы в приеме пищи с массивной последующей пищевой нагрузкой в вечернее время. Об этом свидетельствуют материалы по оценке времени ужина студентов в разные дни недели. Обращает на себя внимание тот факт, что 68,8% юношей ужинают в промежутке 21-23 ч и лишь 1/3 студентов - до 21 ч. У 55,4% девушек время ужина приходится на период от 19 до 20 ч.

Анализ данных субъективной оценки состояния здоровья показал, что к концу занятий чувствуют усталость: ежедневно 38,3%, редко 33% респондентов. Ощущение вялости студенты испытывают редко (38,3%). К концу учебных занятий головную боль отмечают 31,3% юношей и 56,2% девушек, а боли в области сердца чувствуют 59,1 и 68,8% учащихся соответственно. Эти данные можно рассматривать как результат комплексного влияния на организм студентов учебного процесса и факторов среды обучения, развития утомления у обследованных. При этом следует особо подчеркнуть, что при субъективной оценке состояния своего здоровья большинство студентов (65,6% юношей и 61,5% девушек) отнесли себя к группе практически здоровых. Соответственно 18,8 и 24,1% респондентов отнесли себя ко 2-й группе здоровья - функциональные отклонения и нарушения в состоянии здоровья. При этом почти у всех студентов к началу следующего учебного дня показатели работоспособности восстанавливаются и учебный процесс проходит в обычном режиме.

Таким образом, новая организация и методическая перестройка учебного процесса на базе развития Роспотребнадзора РФ обеспечили необходимый уровень подготовки специалистов. В учебный процесс внесены новые содержание, формы и методы обучения. У большинства студентов при новой форме обучения отмечаются высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, формирование основ здорового образа жизни.

Литер атура

1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Намазова-Варанова Л. С. Стратегия ’’Здоровье и развитие подростков России” (Г армонизация европейского и российского подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). - М., 2010.

2. Блинова Е. Г. // Уральск. мед. журн. - 2008. - № 6 (46). - С. 73-75.

3. Глыбочко П. В. Основные направления деятельности образовательных учреждений по совершенствованию системы подготовки медицинских кадров. Доклад на расширенном заседании Коллегии Минздравразвития РФ ”Об итогах работы Минздравсоцразвития России в 2010 году и задачах на 2011 год”. - М., 2011.

4. Миннибаев Т. Ш., Тимошенко К. Т. // Вестн. РАМН. - 2010. -№ 11. - С. 16-21.

Поступила 13.04.11

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.