Научная статья на тему 'Социально - гигиеническая Характеристика образа жизни и двигательной активности лиц трудоспособного возраста (на примере педагогов)'

Социально - гигиеническая Характеристика образа жизни и двигательной активности лиц трудоспособного возраста (на примере педагогов) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ / ТРУДОСПОСОБНЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федоткина С.А., Хугаева Э.В.

Последнее время значительное число исследований направлено на формирование мотивации к здоровому образу жизни, как к культурной ценности. Работники образования разного уровня являются активным звеном в реализации политики государства по формированию здорового образа жизни у детей и подростков. Однако сама профессия педагога относятся к потенциальной группе риска развития артериальной гипертензии, в связи с этим нами было проведено медико социальное исследование образа жизни и состояния здоровья лиц трудоспособного возраста образования. Была оценена распространённость АГ, выявлены факторы риска, а также проанализирована самооценка состоянии здоровья респондентов. По полученным данным основная доля трудоспособного населения в нашем исследовании составила возрастная группа 31-40 и 41-50 лет в СОШ и ДОУ. А в возрасте 18-30 лет респондентов в 2 раза меньше. В возрастных группах СОШ и ДОУ респонденты одинаково оценили свой образ жизни здоровым. Нам удалось выяснить, что во всех возрастных категориях у работников СОШ и ДОУ в 19% имеется установленный диагноз ГБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федоткина С.А., Хугаева Э.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально - гигиеническая Характеристика образа жизни и двигательной активности лиц трудоспособного возраста (на примере педагогов)»

256 с.

7. Кривцова, С.В. Шкала экзистенции (Existenzskala) А.Лэнгле и К. Орглер / С.В. Кривцова, А. Лэнгле, К. Орглер // Экзистенциальный анализ. - 2009. - № 1. - С. 141-170. [24].

8. Улюкин, И.М. Фундаментальные жизненные мотивации и предпосылки их реализации у мужчин молодого возраста / И.М. Улюкин [и др.] // Вестн. Росс. воен.-мед. акад. - 2018. - № 1 (61). - С. 154-159.

9. Совет Европы. Конвенция о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных. - 2-е изд., доп. - СПб.: Гражданский контроль, 2002. - 36 с.

10. Юнкеров, В.И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований / В.И. Юнкеров, С.Г. Григорьев, М.В. Резванцев. -СПб.: ВМА, 2011. - 318 с.

УДК 614.2

С.А. Федоткина' Э.В. Хугаева

СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА ЖИЗНИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЦ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА

(на примере педагогов)

гФГВОУ ВО Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург; safedotkina@mail. ru, hugaeva_elza@mail. ru

Аннотация.

Последнее время значительное число исследований направлено на формирование мотивации к здоровому образу жизни, как к культурной ценности.

Работники образования разного уровня являются активным звеном в реализации политики государства по формированию здорового образа жизни у детей и подростков. Однако сама профессия педагога относятся к потенциальной группе риска развития артериальной гипертензии, в связи с этим нами было проведено медико - социальное исследование образа жизни и состояния здоровья лиц трудоспособного возраста образования. Была оценена распространённость АГ, выявлены факторы риска, а также проанализирована самооценка состоянии здоровья респондентов.

По полученным данным основная доля трудоспособного населения в

183

нашем исследовании составила возрастная группа 31-40 и 41-50 лет в СОШ и ДОУ. А в возрасте 18-30 лет респондентов в 2 раза меньше. В возрастных группах СОШ и ДОУ респонденты одинаково оценили свой образ жизни здоровым. Нам удалось выяснить, что во всех возрастных категориях у работников СОШ и ДОУ в 19% имеется установленный диагноз ГБ. Ключевые слова: здоровый образ жизни, артериальная гипертензия, психоэмоциональное перенапряжение, трудоспособный возраст, педагог;

Abstract.

Fedotkina S.A., Hugaeva E.V. Socio-hygienic characteristics of lifestyle and motor activity of persons of working age (for example, teachers).

Recently, a significant number of studies aimed at the formation of motivation for a healthy lifestyle as a cultural value.

Education workers of different levels are an active link in the implementation of the state policy on the formation of a healthy lifestyle in children and adolescents. However, the profession of a teacher relate to the potential risk of development of arterial hypertension, in this regard, we have conducted a medico - social study of lifestyle and health status of persons of working age education. The prevalence of hypertension was assessed, risk factors were identified, and self-assessment of respondents ' health was analyzed.

According to the data obtained, the main share of the working-age population in our study was the age group 31-40 and 41-50 years in the school and DOW. And at the age of 18-30 there are 2 times less respondents. In the age groups of the school and the DOE respondents are equally appreciated your lifestyle is healthy. We were able to find out that in all age categories of employees of school and DOE in 19% there is an established diagnosis of GB.

Keywords: healthy lifestyle, hypertension, psychoemotional overstrain, working age; teacher.

Введение (Introduction).

Активная политика государства осуществляется межсекторальным взаимодействием по контролю и профилактике неинфекционных заболеваний с целью создания необходимых условий для ведения здорового образа жизни населения. Но, несмотря на активную политику государства, многие граждане нашей страны не имеют достаточной мотивации к ведению здорового образа жизни [8,9,15]. Работники образования разного уровня являются активным

184

звеном в реализации политики государства по формированию здорового образа жизни у детей и подростков. Однако сами педагоги подвержены влиянию факторов, способствующих развитию хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ).

Впервые о факторах риска ХНИЗ стало известно в 60-х годах прошлого столетия после первых опубликованных результатов исследований. В них описаны модифицируемые, которые подвергаются коррекции т.е. поведенческие: курение, нездоровое питание, низкая физическая активность, избыточное потребление алкоголя, хроническое психоэмоциональное напряжение и немодифицируемые факторы риска (биологические, такие как пол, возраст, генетические заболевания). [1,5,14].

Немодифицируемые факторы человеком не регулируются, а модефицируемые факторы любой человек может повлиять собственным поведением.

Одной из главных общекультурных задач педагогов - формирование мотивации к здоровому и активному образу жизни у детей и подростков. В свою очередь, успешность педагогической деятельности по созданию здоровьесберегающей среды зависит от состояния собственного физического и духовного здоровья [16-18].

Однако, профессиональная деятельность учителей предполагает эмоциональную напряжённость и наличие факторов, способствующих развитию стресса [19], что в свою очередь ведёт к повышению артериального давления (АД) и развитию артериальной гипертензии [6,12,13,15].

Артериальная гипертензия относиться к неинфекционным заболеваниям и вносит основной вклад (около 42 %) в структуру заболеваемости болезней системы кровообращения, при этом ранняя выявляемость артериальной гипертензии в рутинной практике остается невысокой. Распространенность артериальной гипертензии в мире среди взрослого населения составляет от 450 до 900 млн (30-40%), а в России - более 40 млн человек (39% мужчин и 41% женщин). Более того, наблюдаются рост заболеваемости среди трудоспособного населения и омоложение этой патологии [2,3,11].

Важную роль в формировании негативного влияния психоэмоционального

стресса на сердечно-сосудистую систему играет наблюдаемое на популяционном

уровне изменение образа жизни, в числе которых - гиподинамия.

Исследователями описана эффективность регулярных адаптированных

физических нагрузок, как метода снижения психоэмоционального напряжения

185

[4,5,7].

Впервые в Санкт-Петербурге нами было проведено медико - социальное исследование образа жизни и состояния здоровья лиц трудоспособного возраста разных профессий, которые относятся к потенциальной группе риска развития артериальной гипертензии. Была оценена распространённость АГ, выявлены факторы риска, а также проанализирована самооценка состоянии здоровья респондентов.

Материалы и методы (Materials and Methods).

Для достижения цели нашего исследования была разработана специальная анкета из 20 вопросов. Условно все вопросы можно разделить на четыре части: паспортную; часть, направленную на выяснение факторов риска; на самооценку своего образа жизни и оценку мотивации к ЗОЖ; на выяснение базовых знаний о собственном состоянии здоровья.

В данной статье проанализированы обобщённые результаты опроса педагогов среднеобразовательных школьных (СОШ) и дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в нескольких районах г. Санкт-Петербург по специально разработанной анкете.

В исследовании приняли участие 55 женщин разного возраста, которые были разделены на четыре группы (рис.1). Результаты и обсуждение.

Первую группу 18-30 лет составили 5 (9,2%) человек из которых 2 работники СОШ, 3-ДОУ; вторую группу 31-40 лет составили 14 (20,6%) человек из которых 7 работники СОШ и 7 работники ДОУ; третью группу - 41-50 лет 21 (52,5%) человека из которых10 являются работниками СОШ и 11 работников ДОУ; четвертую группу 51-65 лет составили 10(18,4%) человек из которых 3 работника ДОУ и 7 - СОШ. По полученным данным основная доля трудоспособного населения в нашем исследовании составила возрастная группа 31-40 и 41-50 лет. в СОШ и ДОУ. А в возрасте 18-30 лет респондентов в 2 раза меньше.

Структура выборки позволила выделить две группы респондентов: с установленным диагнозом гипертоническая болезнь и без установленного диагноза, но с выявленными факторами риска.

В нашей анкете представляет нам интерес вопрос об самооценке здорового образа жизни и мотивации к нему.

Рис 1. Характеристика педагогов по возрасту и месту работы.

Этим вопросом мы изучили способность наших респондентов к критической оценке своего образа жизни (Рис. 2).

Респонденты СОШ с дагнозом ГБ

его можно

назвать

здоровым

он не совсем здоровый

до здорового образа жизни мне далеко

Респонденты ДОУ с диагнозом ГБ

7 Его можно назвать здоровым

к Он не совсем здоровый

Респонденты без диагноза ГБ СОШ

Его можно

назвать

здоровым

Респонденты ДОУ без диагноза ГБ

Его

можно назвать здоров ым

Рис 2. Характеристика самооценки образа жизни педагогов

по месту работы и наличию у них гипертонической болезни.

На данный вопрос мы респондентов всех возрастных групп разделили на четыре группы: работники СОШ с установленным диагнозом ГБ (12,5%); работники ДОУ с диагнозом ГБ (6,5%). Работников СОШ без диагноза (39,5%); работники ДОУ без диагноза (34%). Достоверных различий в ответах между группами с установленным диагнозом ГБ и без установленного диагноза нет. Ответы в данном случае распределились таким образом, что большинство опрошенных всех возрастных категорий в обоих группах (86,5%) считают свой образ жизни здоровым. Респонденты в группе с установленным диагнозом считают свой образ не совсем здоровым (1%) в СОШ, работники в ДОУ (2,3%); без диагноза работники СОШ (6%); работники ДОУ (3%). До здорового образа мне далеко работники без диагноза СОШ считают (1%); работники ДОУ без диагноза (1,5%). Респонденты с группы без диагноза в СОШ (1%) и работников ДОУ без диагноза-0%. Таким образам мы получили, что работники ДОУ всех возрастных категорий считают свой образ более здоровым, чем работники СОШ. Вероятно это потому, что в возрастных категориях имеются отличия. В ДОУ работают более молодой контингент населения.

В ходе нашей работы, нас интересовала не только умение респондентов оценить свой образ жизни, но также наличие навыка корректировки своего образ жизни. Поэтому мы оценили еще один значимый аспект здорового образа жизни - это двигательная активность.

В нашем исследовании под оптимальным двигательным режимом мы понимаем совокупность систематических занятий физическими упражнениями и спортом, укрепляющих здоровье и способствующие профилактике возрастных изменений организма.

Нами была проведена качественная и количественная оценка двигательной активности респондентов по шкале регулярности выполнения физических упражнений: «Регулярно», «Иногда» и «Никогда» (Рис.3).

(Рис. 3) Характеристика самооценки двигательной активности педагогов по месту работы и наличию у них гипертонической болезни.

В результате обработки данных выяснилось, что подавляющее большинство опрошенных в группах преподавателей СОШ и ДОУ с установленным диагнозом ГБ отметили, что вообще не занимаются физическими упражнениями 76%, причём во всех возрастных категориях. Регулярно занимаются физическими упражнениями 14% респондентов, а не регулярно -10%. Как выяснилось, в группе без установленного диагноза ГБ преподавателей СОШ и ДОУ при обработке данных достоверно различимых ответов не было, регулярно занимаются 7,2%, иногда 12,6% , а не занимающихся физическими упражнениями 3,5%. Таким образом, мы выяснили, что респонденты без установленного диагноза более активны в ДОУ, чем в СОШ. Возможно это связано с графиком режима труда.

Это говорит о том, что в силу разных объективных и субъективных причин большинство опрошенных педагогов имеют в модифицированный фактор риска развития ГБ - гиподинамию.

Заключение (Conclusion). От уровня здоровья и самочувствия работников образования разного уровня зависит качество профессиональной деятельности. Кроме того, педагог должен быть не только носителем информации, но и образцом для подражания учащимися по сохранению и укреплению здоровья. Наличие таких модифицируемых факторов риска развития артериальной гипертензии, как хроническое психоэмоциональное напряжение и гиподинамия, играют ключевую роль в формировании прогностически неблагоприятного её течения.

В нашем исследовании нам удалось выяснить, что среди педагогов СОШ и ДОУ есть понимание, что их образ жизни является здоровым. В возрастных

группах СОШ и ДОУ респонденты одинаково оценили свой образ жизни здоровым. Мы получили данные, что работники ДОУ всех возрастных категорий считают свой образ более здоровым, чем работники СОШ. Вероятно это связанно с тем, что в возрастных категориях имеются отличия. В ДОУ работают более молодой контингент населения.

В ходе нашей работы, нам удалось выяснить, что во всех возрастных категориях у работников СОШ и ДОУ в 19% имеется установленный диагноз ГБ, однако можно выделить, что у работников СОШ в возрастной категории 51 -65 встречается чаще. Эти лица знают о факторах риска, имеют гиподинамию (76%), оценивают свой образ жизни как здоровый.

Правильно подобранный режим труда и отдыха создает наилучшие условия для работы и восстановления организма.

При строгом и четком соблюдении режима дня вырабатывается правильный ритм функционирования организма, который является залогом здоровья.

Список использованной литературы

1. Коченко Э.В., Астрейко Н.Н. Актуальные проблемы образа жизни молодёжи и пути их решения // Сборник научных статей по материалам I Республиканской научно-практической конференции с международным участием. Минск. 2017. С. 266-269.

2. Бойцов С.А., Вылегжанин С.В., Гилева Ф.А., Гулин А.Н., Ипатов П.В., Калинина А.М., Линчак Р.М., Пономарева Е.Г. Совершенствование профилактики хронических неинфекционных заболеваний в учреждениях здравоохранения // Профилактическая Медицина. 2013. № 2. С. 3-12.

3. Калинина А.М., Бойцов С.А., Кушунина Д.В. и др. Артериальная гипертензия в реальной практике здравоохранения // Артериальная гипертензия. 2017. №23(1). С. 6-16.

4. Штарик С.Ю., Песковец Р.Д., Евсюков А.А. Физическая активность и артериальная гипертензия среди взрослого населения крупного промышленного центра восточной Сибири. // Успехи современного естествознания. 2015. № 1 (8). С. 1291-1295

5. Ушаков А.В., Иванченко В.С., Гагарина А.А. Особенности суточного профиля артериального давления и вариабельности сердечного ритма у больных артериальной гипертензией в зависимости от уровня физической активности и психоэмоционального напряжения. // Российский кардиологический журнал. 2017. 4 (144). С. 23-28

6. Решетников А.В., Решетников В.А., Козлов В.В., Роюк В.В. Социальный портрет больного с артериальной гипертензией // Социология медицины. 2016. № 15 (2) с. 80-87

7. Федоткина С.А., Иванова А.А., Яковлева Т.В. Здоровьесберегающая деятельность в образовательных и высших учебных заведениях России // Вестник РГМУ. 2012. № 3. С. 68 -71.

8. Дэбэева Т.Б. Влияние социальной рекламы на процесс формирования здорового образа жизни молодежи // VI Международная научно-практическая конференция «Экология, здоровье, спорт». Чита 2015. С 107-113.

9. Федоткина С.А., Яцковская Л.Н. Готовность к изменению образа жизни среди студентов и учащихся колледжей // Современные исследования социальных проблем. 2012. №3. С. 9-12.

10. Воробьева И.Н. Здоровый образ жизни как индикатор для определения базового стиля жизни // Материалы межвузовского сборника научных работ VIII Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности». 2017. С. 301-303

11. Итоги комплексного наблюдения условий жизни населения, проведенного Росстатом в 2016 г. URL: http: //www. gks. ru/free_doc/new_site/KOUZ 16/index. html

12. Стратегия странового сотрудничества Всемирной организации здравоохранения и Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2014-2020 годы. Копенгаген: Всемирная организация здравоохранения. 2014. С. 53.

13. Кришталь Т.Ю., Моисеева И.Е. Первичная профилактика сердечнососудистых заболеваний в общей врачебной практике // Российский семейный врач. 2015. № 4. С. 4-19.

14. Эмберсон Д., Уинкан П., Моррис Р. Популяционная стратегия // Журнал РМЖ № 20 С. 1320.

15. European Detailed Mortality Database. URL: http://data.euro.who.int/dmdb/(Дата обращения 15 мая 2018

16. Руденко Е. А. // Начальная школа плюс до и после. 2004. № 12. С. 16-18.

17. Короткова М.О., Павлова Е.Ю., Насыбулина Г.М. Образ жизни учителей и их роль в гигиеническом воспитании учащихся. // Журнал Профилактика

заболеваний и укрепление здоровья. 2007. № 4(10). С. 27-30.

191

18. Кенебас А.Г., Щербинина И.А. Личный пример семьи и педагога как метод формирования здорового образа жизни среди студентов. Здоровьесберегающие технологии в современном образовании. Сборник материалов II Всероссийской научно - практической конференции с международным участием. 2017. С 42-45.

19. Кулганов В. А. Психоэмоциональное напряжение и утомление учителя: механизмы, диагностика и профилактика. // Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. И. Герцена. 2009. №100. С. 131-142.

УДК: 61.616.1

Л.П.Хорошинина1, Н.О. Гончар2

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ В ДЕТСТВЕ И БОЛЕЗНИ В СТАРОСТИ 1

1 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург, Россия, solt54@mail.ru 2Городская Мариинская больница, Санкт-Петербург, Россия

Резюме : В этой статье речь идет речь о состоянии здоровья людей старших возрастных групп, переживших в детстве блокаду Ленинграда. Изучались причины смерти, особенности атеросклеротического поражения аорты, коронарных и мозговых артерий, частота некоторых сердечно-сосудистых заболеваний.

Ключевые слова: блокада Ленинграда, голод, неблагоприятные социальные условия, отдалённые последствия, атеросклероз аорты, атеросклероз коронарных артерий, атеросклероз мозговых артерий, частота сердечнососудистых заболеваний

Summary:

1Khoroshinina L.P., 2 Gonchar N.O. Hostile social conditions in childhood and diseases in old age.

This article deals with the state of health of people of older age groups who survived the blockade of Leningrad in childhood. The causes of death, the characteristics of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.