Научная статья на тему 'Социально-философский портрет бедных людей'

Социально-философский портрет бедных людей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1537
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОРТРЕТ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / КУЛЬТУРА БЕДНОСТИ / ДУХОВНАЯ БЕДНОСТЬ / POVERTY / SOCIALLY-PHILOSOPHICAL IMAGE / WORLD OUTLOOK / MODEL OF BEHAVIOR / POVERTY CULTURE / SPIRITUAL POVERTY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калмыкова Ольга Александровна

У людей, которые живут в бедности, с течением времени формируется свой социально-философский портрет. В статье изучены психологическая, культурная и духовная составляющие социально-философского портрета бедных граждан, а также дано определение понятия «социально-философский портрет бедных людей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and philosophical image of poor people

People living in poverty in the cours of time can form their special social and philosophical image. Psychological, cultural and spiritual components of the socially-philosophical image of poor citizens are studied in that article. Besides, the author gives the definition of a social and philosophical image of poor people.

Текст научной работы на тему «Социально-философский портрет бедных людей»

5. Кобылянский В. А. Философия экологии. М.: Академический проект, 2010. 632 с.

6. Мамедов Н. М. Экология: новые направления в традиционной науке // Взаимодействие общества и природы. М.: Наука, 1986. 258 с.

7. Минц А. А., Преображенский В. С. Актуальные и дискуссионные проблемы системной ориентации в географии // Известия АНСССР. Сер.: Геогр. 1971. № 6. С. 111-129.

8. Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. М. : Просвещение, 1993. 205 с.

9. Субботина Н. Д. Социальное в естественном. Естественное в социальном. М.: Прометей, 2001. 193 с.

10. Трусов Ю. П. Экологический подход и проблемы становления ноосферы. Пущино, 1980. 245 с.

11. Урсул А. Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс // Философия экологического образования / под общ. ред. И. К. Лисеева. М. : Прогресс-Традиция, 2001. С. 53-70.

уДК 129

ББК Ю 6

О. А. Калмыкова

г. Чита

социально-философский портрет бедных людей1

У людей, которые живут в бедности, с течением времени формируется свой социально-философский портрет. В статье изучены психологическая, культурная и духовная составляющие социально-философского портрета бедных граждан, а также дано определение понятия «социально-философский портрет бедных людей».

Ключевые слова: бедность, социально-философский портрет, мировоззрение, модель поведения, культура бедности, духовная бедность.

O. A. Kalmikova

Chita

Social and philosophical image of poor people

People living in poverty in the cours of time can form their special social and philosophical image. Psychological, cultural and spiritual components of the socially-philosophical image of poor citizens are studied in that article. Besides, the author gives the definition of a social and philosophical image of poor people.

Key words: poverty, socially-philosophical image, world outlook, model of behavior, poverty culture, spiritual poverty.

Социально-философский портрет людей, длительное время живущих в бедности, может состоять из нескольких компонентов, к которым, на наш взгляд, целесообразно отнести: психологический, культурный и духовный.

Изучение бедных, с точки зрения психологии, дает возможность обнаружить у них наличие особых характеристик, к которым относятся потребности, установки, мотивы, принципы, ценности, идеалы, устойчивые модели поведения, передающиеся из поколения в поколение и способствующие постоянству бедности.

На протяжении многих лет ученые -психологи говорили о потребностях человека как о нуждах и запросах, которые занимают достаточно значимое место в его жизни. Они называли потребности силой, беспокой-

ством, движущим фактором человеческих страстей, волей, умственной активностью и т. д. Понятие «потребность» в большинстве случаев трактуется как «осознанные человеком объективно обусловленные запросы или нужды в чем-либо реально необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом» [10, с. 59].

Представитель гуманистической психологии, автор теории мотивационнопотребительской сферы личности А. Мас-лоу в своей книге «Мотивация и личность» говорил о том, что полноценное функционирование человека в обществе возможно в том случае, если удовлетворены его базовые потребности. К базовым потребностям Мас-лоу относил физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность

1 Работа выполняется при поддержке ФЦП (проект НК72П/32 «Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке»).

в принадлежности и любви, потребность в признании и самоактуализации [9].

Маслоу указывал на то, что самыми мощными и самыми насущными являются физиологические потребности. Если человек живет в состоянии бедности, при этом не испытывая всех радостей жизни, он будет движим в первую очередь потребностями физиологического уровня. Если у человека нет средств для удовлетворения потребностей в еде, то он окажется не заинтересованным и неспособным воплощать в жизнь какие-либо желания, например, писать стихи, изучать историю и т. д. «Длительная неудовлетворенность базовых потребностей приводит к депривации, которая проявляется в виде стрессов, неврозов, регресса потребностей» [10, с. 31].

Таким образом, согласно теории Маслоу, человек с неудовлетворенными первичными потребностями не может обладать высокой мотивацией, достигать хороших результатов в самореализации и чувствовать себя комфортно и безопасно в обществе. Следовательно, бедные граждане из-за отсутствия материальных ресурсов, которые необходимы им для удовлетворения базовых потребностей, постоянно испытывают ощущение дискомфорта, который влечет за собой стресс и неврозы.

Надо отметить, что длительное неудовлетворение базовых жизненных потребностей, а также потребностей более высокого порядка может привести к ситуации социальной напряженности. «Социальная напряженность - это острая противопоставленность личностных и межгрупповых интересов» [12, с. 213]. Ситуации социальной напряженности могут отличаться длительностью психологического воздействия на человека. Так, проблема бедности относится к длительной ситуации социальной напряженности, что проявляется в изматывающем, изнуряющем воздействии на индивида, а также приводит к ослаблению мотивации, к сопротивлению и провоцированию состояния безысходности.

В условиях ситуации социальной напряженности все граждане, в том числе и бедные, выбирают различные модели поведения, а именно дезадаптивное и адаптивное поведение. Дезадаптивное поведение проявляется как внешняя агрессия и смирение. «Внешняя агрессия - это аддиктивная форма снятия напряжения путем словесной (вербальной) или физической агрессии вовне» [12, с. 224]. Бедные граждане проявляют агрессию, которая выражается как обвинения, оскорбления, нападение и враждебность. Другими словами,

бедные во всех своих бедах и страданиях по поводу отсутствия денег и достойных условий существования обвиняют политику, экономику и государство в целом. Кроме того, сдерживая свое агрессивное поведение, направленное на более сильного противника, они проявляют агрессию по отношению к другому, менее сильному.

Противоположным способом реагирования является смирение. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова понятие «смирение» трактуется как «отсутствие гордости, готовности подчиняться чужой воли» [11, с. 734]. Смирение представляет собой пассивное принятие трудной жизненной ситуации гражданином, и оно также как и агрессия влечет за собой социально-психологическую напряженность.

Наиболее адекватной моделью поведения, которая реализуется в форме активного воздействия на факторы среды ради превращения неблагоприятной ситуации в ситуацию благоприятную, является адаптивное поведение.

Социолог Н. Бондаренко выделяет четыре типа адаптации бедных граждан к стремительно изменяющимся социальноэкономическим условиям.

К первому типу относятся семьи с установками пассивных получателей. Они свыклись с имеющимся положением, живут в постоянном ожидании финансовой помощи от государства, которая в первую очередь нужна им для оплаты самых необходимых расходов, например, на лечение, приобретение лекарств.

Ко второму типу относятся семьи, которые активно используют свой имеющийся потенциал для того, чтобы заработать, обеспечивая себе, по их представлениям, терпимую жизнь. Но без помощи государства, ближайшего окружения они не могут решить свои серьезные материальные проблемы.

К третьему типу относятся семьи, неудовлетворенные уровнем доходов, которые не отказались бы получить помощь извне в поиске работы, дополнительного заработка. Этим семьям, прежде всего, нужна психологическая помощь и помощь в получении дополнительной информации. Они мотивированы на то, чтобы занять достойное положение в обществе, которое помогло бы обеспечить лучшее будущее как им самим, так и их детям. Важной особенностью в данном случае является стремление дать детям хорошее образование.

К четвертому типу адаптации относятся те семьи, члены которых смогли занять достаточно устойчивое положение в обществе. Они считают, что вполне реализовались и удовлетворены своей жизнью, не нуждаются во внешней помощи. Среди основных проблем в этих семьях преобладают не финансовые, а социально-психологические, например, переутомление, недостаток свободного личного времени [2, с. 53].

Таким образом, процесс адаптации к бедным условиям существования проходит достаточно сложно и затрагивает практически все сферы человеческой жизни: семью, образование, профессиональную и досуговую деятельность. Но неимущие граждане благодаря своему терпению, воле к жизни смогли за многие столетия не только адаптироваться к нищете и постоянной нужде, но и выработать свою философию бедности. Основной и самой главной чертой данной философии является идеализация бедности в восприятии ее как высшего блага.

В условиях России философия бедности делилась на «барскую» и «простонародную», им обеим свойственна идеализация бедности, правда осуществлялась она по-разному у бар и простолюдинов. Бедность, согласно этой философии, не несчастье, а тяжелое до чрезвычайности бремя, но которое можно преодолеть, а при необходимости и потерпеть. В бедности граждане видели источник душевных сил и относились к ней не как к врагу, а как к испытанию, за которым чувствовали благую Волю Божью [1].

Неимущие выработали особое отношение к бедности и сумели сделать ее средством воспитания. В процессе первичной социализации терпимое отношение к бедности передавалось из поколения в поколение и приводило к наследованию бедности. И нищенство в этот период считалось не пороком общества, не экономическим бременем для народа, а, как писал В. О. Ключевский в своей статье «Добрые люди Древней Руси», «одним из главных средств нравственного воспитания народа, стоящим при Церкви практическим институтом благонравия» [6, с. 260]. Древнерусское общество не могло обходиться без бедных, т. к. они нужны были для того, чтобы прививать и воспитывать в людях умения и навыки любви, уважения и заботы о ближних.

Наличие определенных психологических особенностей у бедных людей могут явиться основными причинами проблемы бедности. Так, О. Дейнека выделяет три группы причин бедности: первая группа - струк-

туральные причины: ответственность за бедственное положение граждан возлагается на общество: управленческий аппарат, экономику. Вторая группа - индивидуалистические (личностные) причины: ответственность за бедность семей возлагается на ее членов, а именно на их поведение. Третья группа - фаталистические причины: бедность возникает из-за отсутствия удачи и поворотов судьбы [3, с. 10-24].

Однако, согласно многочисленным проведенным статистическим исследованиям, многие благополучные российские семьи не согласны с фаталистическим подходом к проблеме бедности: они высказывают мнение, что люди сами виноваты в том, что они бедные. Бедные же семьи, напротив, считают, что причина их трудной жизненной ситуации заложена не в собственной несостоятельности, а в несовершенстве социума, в неэффективной социальной политике государства. Такие личностные установки зависят от локус контроля, который дает возможность различать людей по следующему критерию: кому они склонны приписывать ответственность за собственные действия. Понятие «ло-кус контроль» ввел в научный оборот в 1954 г. американский психолог Джулиан Роттер, и употребляется оно: «для обозначения воспринимаемого источника управления собственным поведением» [8, с. 418].

Существует два крайних типа локуса контроля: внутренний (интернальный) и внешний (экстернальный). Интерналы убеждены, что все события, происходящие в их жизни, зависят только от их личностных качеств, таких, как целеустремленность, упорство, профессионализм, компетентность, усидчивость, уровень способностей и т. д. Экстерналы, напротив, считают, что их успехи и неудачи являются следствием внешних обстоятельств, к которым можно отнести: случайность, невезение, удачу, рок судьбы, окружающую социальную среду и т. к.

Что же касается бедных категорий граждан, то большая их часть принадлежит к внешнему локусу контроля, т. к. они считают, что все события, происходящие в их жизни, управляются случаем, удачей, более сильными индивидами, которые не подвластны их пониманию и не обусловлены их собственным поведением. Кроме того, многие бедные уверены, что богатство не способно заменить любовь, дружбу, счастье, крепкую семью, и тем самым не стремятся обеспечить себе достойный уровень жизни.

Для бедных материальный достаток является средством выживания, единственным способом обеспечить себе более или менее сносный уровень существования, а важнейшей сферой человеческой жизни выступает не профессиональная деятельность, а семья, забота о ней, о ее благополучии. Многие из них вынуждены устраиваться на низкооплачиваемую работу для того, чтобы совмещать производственные и семейные роли, принимать решение об увольнении, если это необходимо для семейного благополучия. В данном случае ценность работы как источника самореализации имеющихся способностей оказывается очень низкой.

Кроме того, у бедных граждан достаточно слабо выражено стремление к успеху, нет преобладания «мотива достижения» над «мотивом избегания неудачи» (люди больше боятся поражений, разочарований, чем желают успеха). Присутствует также заниженная самооценка, отсутствуют чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Большое количество работающих, но проживающих в бедности людей испытывают страх потери работы, здоровья, роста жилищнокоммунальных платежей, повышения цен на продукты питания, что, в свою очередь, влечет за собой недостаток денежных средств. Многие оценивают перспективы на будущее достаточно пессимистично, считая, что в ближайшие годы их материальное положение будет скорее ухудшаться, чем улучшаться.

Специалисты в области психологии утверждают, что, однажды устав от хронического безденежья, бедные семьи и отдельно проживающие граждане перестают сопротивляться, наступает смирение, и тогда они легко могут опуститься «на дно». В свои права вступает бедность духовная, нравственная, которая не менее опасна. Семья с низким уровнем потребления становится благодатной почвой для распространения всевозможных пороков. Помочь такой семье, как утверждают специалисты, гораздо сложнее, чем поддержать ее в момент кризиса, побудить к действиям, содействовать адаптации к новой жизненной реальности [5, с. 9].

Для исследования социально-философского портрета бедных людей необходимо затронуть его культурную составляющую. В социологическом знании существует концепция «культуры (субкультуры) бедности», разработанная О. Льюисом. Она связывает появление бедности с особой культурой в среде бедного населения, которая основана на смирении, неумении планировать и стро-

ить свое будущее [14]. Под культурой бедности следует понимать: «совокупность ценностей, взглядов и оценок, которых придерживается большинство населения относительно самого явления бедности и отношения к слою бедняков» [4, с. 129]. Культурологическое объяснение бедности использует также понятие «культура зависимости», которое называет источником появления нищеты само государство с его программами социального обеспечения и поддержки. Другими словами, именно эти программы приводят к тому, что бедные граждане перестают полагаться на свои собственные силы и надеяться на помощь от государства и общества в целом. Приверженцы культурного объяснения феномена бедности выступают за поддержание и развитие у граждан таких личностных качеств, как упорство, трудолюбие, бережливость и честолюбие.

Но бедность - это не только культура, а еще и «особый образ и стиль жизни, передающий из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии» [7, с. 565]. Поэтому многие ученые говорят о бедности как об особой субкультуре, под которой следует понимать «совокупность норм, определяющих поведение отдельных групп индивидов, которые противопоставляют себя обществу и отличаются специфическими привычками, образом жизни и поведением» [13].

Субкультура бедности присуща тем обществам, в которых существует хроническая бедность, «так как накопление специфических традиций и обычаев, ценностей и стереотипов поведения происходит по прошествии довольно длительного времени и передается от поколения к поколению» [7, с. 131]. Характерными чертами субкультуры бедности является высокая агрессивность и озлобленность на весь мир, наличие культа силы и равенства, склонность к различным авантюрам и риску, особое понимание успеха в жизни. В то же время бедные точно так же, как и богатые, мечтают о лучшей жизни, но разница в том, что первые слабо верят в осуществимость своей мечты в отличие от вторых.

Духовная составляющая социальнофилософского портрета бедных граждан значительно отличается от двух предыдущих. Если психологический и культурный компонент позволяют изучать потребности, модели поведения, ценности, мотивы, стереотипы, обычаи бедных, то духовный компонент позволяет раскрыть их внутренний

мир. Наиболее доступной формой духовного самосовершенствования, стержнем духовной жизни общества является религия. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова термин «религия» определяется как «одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения» [11, с. 674].

Вера в бога позволяет бедным отвлечься от повседневной суеты, связанной с добыванием средств к существованию, помогает преодолеть горести и страдания, легко адаптироваться к трудностям и находить силы для борьбы с неудачами и злом. Религия оказывается той духовной силой, которая объединяет всех членов общества независимо от того, бедный он или богатый. Она напоминает человеку о высших ценностях и идеалах, поэтому многие люди, живущие в бедности, уверены, что счастье, любовь, сочувствие, заботу, уважение невозможно приобрести за деньги.

Кроме того, многие верующие граждане целенаправленно противостоят богатству, считая его источником пороков и гордыни. Следуя этому принципу, прибегают к добровольной бедности, которая позволяет демонстрировать «какие-то очень важные жизненные ценности, например, отречение от вещизма, земной суеты, греховной плоти» [4, с. 149].

Таким образом, социально-философский портрет бедных людей - это образ, состоящий из психологического, культурного и духовного компонентов, которые направлены на изучение мировоззренческих особенностей бедных граждан. Социально-философский портрет более полный, чем составляющие его частные портреты, это целостный образ бедного человека. Без учета выделенных компонентов невозможно понять истинные причины бедности, роль, которую играет бедный слой населения в развитии общества, и оказать качественную, специализированную помощь людям, которые долгие годы проживают в бедности, передавая по наследству искаженные нормы, ценности, идеалы, накопленные другими поколениями.

Список литературы

1. Башилов Б. Московская Русь до проникновения масонов. Русская история и интелегентский вымысел. URL: http: // lib. ru / POLITOLOG / ov/ before. htm (дата обращения: 15.05. 2010).

2. Бондаренко Н. Особенности адаптации бедных и состоятельных семей // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2006. № 1. С. 50-57.

3. Дейнека О. Константы бедности // Адресная книга взаимопомощи. 2002. № 37. С. 10-24.

4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Стратификация и мобильность // Фундаментальная социология: в 15 т. М.: ИНФРА-М, 2007. Т. 15. 1030 с.

5. Карелова Г. Помочь - это позволить заработать // Аргументы и факты. 2003. № 46.

6. Ключевский В. О. Литературные портреты / сост., вступ. ст. А. Ф. Смирнова. М.: Современник, 1991. 463 с.

7. Кравченко А. И. Социология. Общий курс: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2000. 640 с.

8. Локус контроля / Большой толковый психологический словарь / пер. с. англ. М.: АСТ; Вечер, 2001. Т. 1 (А-О). 592 с.

9. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб., 1999. 479 с.

10. Мерзлякова И. В. Социальное благополучие населения региона. Чита, 2009. 204 с.

11. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1990. 917 с.

12. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / сост. Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева. Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2001. 408 с.

13. Ярошенко С. С. Синдром бедности // Социологический журнал. 1994. № 2.

14. Lewis O. The culture of poverty // Poverty in America // Ed. By L / Ferman, I. Konblun, A. Haber. University of Michigan press, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.