Научная статья на тему 'Социально-философский аспект к социальнокультурному развитию личности'

Социально-философский аспект к социальнокультурному развитию личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / ENCULTURATION / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / SOCIAL AND CULTURAL VALUES / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна

Проанализировано понятие «социокультурное развитие личности» с позиции социально-философского подхода, где рассмотрены составляющие компоненты этого понятия. Предложены перспективные направления, имеющие социокультурное значение для развития личности, связанные с развитием самосознания, общения и включением личности в социокультурную деятельность. Подчеркнуто значение приобретения опыта социокультурных отношений личностью, обусловленные философскими предпосылками воспитания и развития личности в социокультурном пространстве как социальной системе отношений. Раскрыто значение исторического, социокультурного и личностно-деятельностного подхода как базовых в решении проблем социокультурного развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECT OF SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY

The concept of “social and cultural development” is analyzed within social and philosophical approach to consider the components of the concept. Promising directions that have social and cultural importance for personality development and linked with selfawareness, communication and personal involvement in social and cultural activities are proposed. The importance of gaining personal social and cultural experiences determined by the philosophical preconditions of education and development of personality in social and cultural space as a system of social relations. The meaning of historical, socio-cultural and personal activity approaches is revealed to be basic in solving the problems of social and cultural development of personality.

Текст научной работы на тему «Социально-философский аспект к социальнокультурному развитию личности»

УДК 37.013.42 ББК 74.66

DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-2-143-150

Р.А. Литвак

(Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия)

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ К СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ

Проанализировано понятие «социокультурное развитие личности» с позиции социально-философского подхода, где рассмотрены составляющие компоненты этого понятия. Предложены перспективные направления, имеющие социокультурное значение для развития личности, связанные с развитием самосознания, общения и включением личности в социокультурную деятельность. Подчеркнуто значение приобретения опыта социокультурных отношений личностью, обусловленные философскими предпосылками воспитания и развития личности в социокультурном пространстве как социальной системе отношений. Раскрыто значение исторического, социокультурного и личностно-деятельностного подхода как базовых в решении проблем социокультурного развития личности.

Ключевые слова: социокультурное развитие личности, социализация, инкультура-ция, социокультурные ценности, социокультурная деятельность.

о о

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECT OF SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY

The concept of "social and cultural development" is analyzed within social and philosophical approach to consider the components of the concept. Promising directions that have social and cultural importance for personality development and linked with self-awareness, communication and personal involvement in social and cultural activities are proposed. The importance of gaining personal social and cultural experiences determined by the philosophical preconditions of education and development ofpersonality in social and cultural space as a system of social relations. The meaning of historical, socio-cultural and personal activity approaches is revealed to be basic in solving the problems of social and cultural development of personality.

Keywords: social and cultural development of personality, socialization, enculturation, social and cultural values, social and cultural activities.

R.A. Litvak

(Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia)

CP

о

X

CP

^

£ о

X _D

ГО S

J

О о

о го

о -&

о о о с;

о

X _0

го s J о О

Проблема социокультурного развития личности является сложной и многомерной, она включает две составляющие. Обратимся к сущности первой из них, т.е. понятию «социализация личности».

Понятие «социализация» происходит от латинского слова socialis, означающего принадлежность к обществу, общественному. Само понятие отражает все, что имеет отношение к общественной жизни человека, к обществу, общению, к межличностным отношениям.

Понятие «социализация» в философии раскрывается как с содержательной, так и с процессуальной стороны. В данном случае нас интересует содержательная сторона социализации личности, в частности, - социокультурный аспект.

Процесс социализации рассматривается как инкультурация (часть процесса индивидуального освоения) и включает: во-первых, ориентацию на социокультурные ценности; во-вторых, приобретение опыта социокультурных отношений; в-третьих, развитие социокультурных потребностей; в-четвертых, формирование установки на трансляцию социокультурных ценностей.

Остановимся на каждой из названных позиций подробнее.

1. Содержание образования, которое призвано приобщить личность к культурным и, прежде всего, к социокультурным ценностям. Здесь социализация выступает как процесс индивидуального осмысления и присвоения культурных ценностей.

Ориентация на социокультурные ценности - коренная проблема культура-ции личности. В содержательном плане она включает:

а) развитие общения, имеющее социокультурную направленность. Общение выступает как социальное явление, как диалог культур на межличностном, межсоциальном и * межнациональном уровнях; общение

| позволяет обмениваться социальной

^ информацией, расширять круг ис-

□ь точников информации, помогает лич-

ности сориентироваться в социокультурных ценностях; в инкультурации важная роль принадлежит коммуникативной стороне общения; с ее помощью происходит обмен и передача информации, ориентация личности в информационных ценностях;

б) развитие самосознания выступает как процесс инкультурации личности; самосознание связано с самоосознанием самого себя как ценности, с формированием я-концепции, с ориентацией личности в социокультурных ценностях как рефлексивном процессе; в инкультурации важная роль принадлежит рефлексивной деятельности личности, поскольку рефлексия есть осознание индивидом того, как он воспринимается другими людьми (в частности, партнерами по общению, деловому взаимодействию), как они оценивают его поведение, отношения, практическую деятельность;

в) включение личности в социокультурную деятельность есть процесс инкультурации, развития творческих сил личности; деятельность личности как социокультурный процесс выступает в форме взаимодействия с другими личностями, социальными группами, как процесс создания социокультурных ценностей духовного и материального характера, как процесс вхождения в социум.

2. Приобретение опыта социокультурных отношений - один из ведущих элементов социализации личности, ее инкультурации. Не случайно В.Н. Мяси-щев и А.А. Бодалев развитие личности, а следовательно, и ее социализацию связывают с отношениями личности: «самое главное и определяющее личность - ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями» [10]. Отношения, их формирование составляют важную содержательную часть социализации личности.

Личность выступает, следовательно, не только как социальное, но и как соци-

окультурное явление. Поэтому в содержательном плане необходимо подготовить личность:

во-первых, к выполнению соответствующих социальных ролей, формированию статуса личности как одной из важнейших задач социокультурного развития личности;

во-вторых, к овладению и передаче общественных, т.е. социокультурных, ценностей подрастающим поколениям: без связи поколений, без преемственного развития общества и личности мы не сможем сформировать культурную личность;

в-третьих, к самообразованию, непрерывному самосовершенствованию, развитию творческого потенциала: личность должна развиваться с установкой на непрерывное самообразование, самостоятельность;

в-четвертых, к непрерывному обогащению и расширению опыта социокультурных отношений: необходимо научиться передавать общественный опыт подрастающим поколениям.

3. Социализация связана с формированием и развитием социокультурных потребностей личности. Потребности во многом зависят от ценностных ориента-ций. Ценностные ориентации позволяют удовлетворить потребности личности. Особенностью образовательной деятельности россиян является необходимость приоритета духовных ценностей, так как в нынешней ситуации наблюдается дезориентация молодежи в нравственных, т.е. социокультурных ценностях. По данным социологического опроса, свыше 45% молодых людей считает, что не следует соблюдать нравственные ценности, т.е. налицо деформация ценностных ори-ентаций. На первое место большинство опрошенных (43,8%) поставили деньги и только на четвертое место (23,9%) - образование [11]. Следовательно, необходима ориентация молодежи, особенно учащейся, на социокультурные ценности.

4. По мнению Г.П. Щедровицкого, социокультурная деятельность выпол-

няет функцию трансляции и реализации культуры [14]. Основная задача социализации - межпоколенная трансляция культуры, выступающая основой развития человеческого общества. В индивидуальном плане социализация выступает как вхождение личности в культуру своего народа. М. Херсовиц, который ввел понятие инкультурации, отмечает, что без вхождения в культуру человек не может существовать как член общества.

Поэтому, по мнению Э. Фромма, необходимо культивировать уникальность развития личности: «Уважение к уникальности, культивирование уникальности каждого человека - это ценнейшее достижение человеческой культуры. И именно этому достижению сегодня грозит опасность» [16].

Д.Н. Узнадзе социализацию личности и ее развитие связывает с наличием установки. Сама установка, ее формирование детерминированы целостным восприятием личностью реальностей социального мира и наличием соответствуюших ситуаций, в условиях которых она приобретает конкретный характер [12].

Следовательно, в содержательном плане социализация должна быть подчинена развитию целостной личности. Поэтому А.Н. Леонтьев считает, что реальный базис развития личности человека - «совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных дея-тельностей» [5].

Основным фактором воспитания в процессе социализации личности выступает социокультурная среда, с которой личность взаимодействует. Само взаимодействие осуществляется в нескольких формах:

1) в форме совокупности социальных статусов и ролей, предлагаемых обществом и государственной властью;

2) в форме участия в работе социальных институтов, общественных организаций, социумов, позволяющих лич-

о о

с; 2

го

0

1

^

£

0

1 _0

го s J

о о

о го

о -&

о о о с;

0

1 _0

го s J о О

ности реализовать свои социальные функции;

3) в форме приобщения личности к ценностям социокультурной среды и исходя из потребностей общества;

4) в форме включения личности в процесс по созданию и передаче культурных образцов, ценностей, норм;

5) в форме ориентации личности в социокультурных ценностях, способствующих развитию общественной активности;

6) в форме социальной адаптации личности, проявляющейся как взаимодействие с социокультурной средой, как согласование поведения и отношений для выполнения личностью своих социальных ролей. Воспитание является одной из целенаправленных форм социализации, осуществляется обществом с целью обеспечения большой надежности, гаранти-рованности процесса, включения личности в социальные связи [9].

Социализация личности выступает как база и методологическая основа, как предпосылка нравственно-патриотического воспитания молодежи, так как включает в себя присвоение общественных норм, правил поведения и отношений, социокультурных ценностей, проявление патриотической активности, формирование ответственного отношения к обществу и государству, Родине и Отечеству при реализации своих прав и обязанностей.

Рассмотрим философские предпосылки воспитания и развития личности в социокультурном пространстве.

Само воспитание по своей сути многогранно, поэтому должно рассматриваться не только с общефилософских, социально-философских позиций, но и с позиции философии культуры.

Общефилософский подход требует обращения к данной проблеме воспитания, исходя из логико-исторического * принципа, т.е. из исторического развития | государственно-правовых отношений.

^ Социально-философский подход рас-<

□ь сматривает воспитание как социальную

систему и отношение к ней. Поэтому в основу исследования необходимо положить принцип системности. Исходя из философии культуры, проблему следует рассматривать с позиции ценностных ориентаций, присвоения культурных ценностей, т.е. социализации личности.

Исторический подход (историзм) выступает как общефилософская предпосылка изучения и организации воспитания и развития молодежи и требует изучения данного феномена, исходя из уровня развития цивилизации, характера государственного устройства и управления государственными институтами. Исторический подход позволяет развить историческую память общества; удовлетворить познавательные потребности, связанные с самоутверждением и развитием личности и социума; установить преемственность между поколениями; социализацию подрастающих поколений; приобщить молодежь к общественно-государственной деятельности с учетом исторически сложившихся традиций.

Социокультурный подход в социализации личности выступает как принцип и как способ организации и управления педагогическим процессом, при этом выполняет интегративную функцию.

Социокультурная интеграция выступает как единство трех процессов: практическое и информационное взаимодействие между участниками социокультурного процесса; согласованность содержания образования между культурными традициями, национальными формами культуры и новыми достижениями культуры; утверждение единой системы общественных ценностей.

Проблема социокультурного подхода состоит во вхождении личности в социокультурное пространство, в процесс социализации личности. Само социокультурное развитие личности осуществляется на основе расширения социокультурного пространства.

Социокультурный подход акцентирует внимание на исторически сформированных и устойчивых социаль-

но-ценностных структурах, выявляет ценностные основания культуры. При этом приоритет отдается социокультурным ценностям, нравственным идеалам и их созидательной роли в развитии общества и личности.

Социокультурный подход следует рассматривать как педагогический принцип и способ изучения и организации процесса социально-культурного развития личности в социокультурном образовательном пространстве, ее социализации.

Методологические подходы исследования направлены на разработку методов познания, исходных положений теории и практики и регулируются принципами и закономерностями познавательной и практической деятельности личности, указывают на такие интегративные аспекты личности как:

Из приведенного анализа системного подхода следует, что системный подход к социально-культурному развитию личности указывает на такие интегративные аспекты, как:

1) активная позиция личности;

2) взаимосвязь субъектов общения и

установление связей между ними;

3) выявление особенностей развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

личности.

Личность в контексте социально-культурного развития выступает как активный деятель и созидатель своего значимого культуросообразного феномена. Феноменологическое представление о личности отражено в философии М. Ше-лера, Н. Лобковица и др., которые заметили, что умение рационально и разумно мыслить - это неполные качественные характеристики личности. Человек находится в чувственной земной жизни и проявляет собственную Волю [9, с. 55]. В более широком диапазоне понимания рассматривает личность К.Д. Ушин-ский, который в своём труде «Человек как предмет воспитания» писал, что для человека значимо умственное развитие, моральное совершенство, воспитание воли, эстетическое развитие и физическое здоровье [13].

Полагаем, что в этом случае развитие личности, благодаря своей социально-культурной направленности на удовлетворение потребностей в социокультурной адаптации с окружающей средой, следует рассматривать, по утверждению Л.А. Беляевой и М.А. Беляевой, как систему [1]. Специфику такой системы будут составлять ее деятельностные структурные элементы: субъекты, объекты, цели, функции, условия и т.д., которые тесно связаны между собой. Поэтому системный подход здесь приобрел существенную роль в контексте характеристики социальнокультурного развития.

Современные ученые (А.Я. Флиер, М.В. Демин и др.), обобщая теории личности, приходят к выводу, что личность представляет собой автономную структуру со смешанными уровнями: ценности, жизненные ориентации, интересы, способности в самосознании и общении с другими людьми [14].

Тогда зададимся вопросом, что делает человека личностью? Анализ классических трудов Л.С. Выготского, Л.И. Бо-жович, А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева и др. показал, что они обращались, во-первых, к внутренней активности человека, отвечая на этот вопрос. Длительный поиск ответа приводит к выводу, что, социализируясь в обществе, через общение и деятельность человек творит себя, познает себя, одновременно демонстрируя свои собственные характеристики, а социальная среда представляет ему возможность для проявления активности, наделяя его соответствующим статусом [2].

Взаимодействие общества и личности через предметную деятельность -исходная проблема методологического характера. «Влияние общества на личность и личности на общество есть процесс диалектический. Как общественные отношения формируют человека, так и человек своей деятельностью изменяет общественные отношения. Но определяющее значение остается за социальной средой» [3]. Правомерно ли такое категоричное утверждение? Чтобы ответить

о о

с; 2

го

0

1

^

£

0

1 _0

го

о о

о го

о -&

о о о с;

0

1 _0

го

о О

го

CG

< □L

на этот вопрос, необходимо иметь в виду условия, т.е. обстоятельства, в которых находится человек, а также социокультурную интеграцию личности в общество, которая включает три процесса:

1) практическое и информационное взаимодействие между участниками социокультурного процесса;

2) согласованность содержания образования между культурными традициями, национальными формами культуры и новыми достижениями культуры;

3) утверждение единой системы общественных ценностей, которые позволяют активное вхождение личности в социокультурное пространство в процессе социализации.

С учетом исторически сформированных и устойчивых социально-ценностных структурах, фундаментом которых являются ценностные основания культуры, приоритет отдается социокультурным ценностям, нравственным идеалам и их созидательной роли в развитии общества и личности.

Обобщая теорию и педагогическую практику, можно выделить особенности социокультурного развития личности:

1) социально-адаптирующая - развитие компетенций личности, помогающих войти в общество, преодолеть проблемы, сложные ситуации, умело реагировать на меняющиеся социально-экономические условия;

2) ранняя профессионализация личности, направленная на знакомство с различными специальностями, что способствует проявлению качеств и способностей личности и более раннему выбору целей жизнедеятельности;

3) этнокультурная самоидентификация личности, способствующая возрождению культурных традиций, стремлению к духовно-нравственному совершенствованию, где доминантой социокультурного развития личности является поддержка реальных и возможных потребностей ребенка, обеспечивая ситуацию успеха, повы-

шая статус личности в соответствии с его способностями и личностному интересу.

Библиографический список:

1. Беляева Л.А., Беляев М.А. Социально-культурная деятельность: стур-ктурно-функциональная модель // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. №1 (3). С. 68-74.

2. Выготский Л.С. Проблема возраста. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 108 с.

3. Демин М.В. Проблемы теории личности. - М., 1997. - 240 с.

4. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). -М., 1974. - 327 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

6. Литвак Р.А., Дуранов М.Е. Социокультурное образование и развитие личности будущего специалиста: теория и практика: монография. - М.: Владос, 2009. - 242 с.

7. Литвак Р.А. Социокультурный подход к процессу социализации личности молодого специалиста // Педагогическое образование в России. 2014. №1. С. 165-167.

8. Литвак Р.А. Социально-педагогическая деятельность как социально-культурный феномен социокультурного образования и развития личности // Проблемы педагогики социально-культурной деятельности: монография. - Челябинск, 2015. -С. 66-85.

9. Лобковиц Н.И. Что такое личность // Вопросы философии. 1998. №2. С. 54-64.

10. Новый философский словарь / сост. А.А. Грицанов. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

11. Российская газета. 2007. №51 // [Электронный ресурс]: www.rg.ru.

12. Социальная педагогика / под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2000. - 416 с.

13. Узнадзе Д.Н. Теория установки. - М.; Воронеж: МОЖЭК, 1997. - 448 с.

14. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / под ред. А.И. Писку-нова. - М.: Педагогика, 1974. - 584 с.

15. Флиер А.Я. Образование // Культурология. XX век. - СПб., 1997.

16. Фромм Э. Бегство от свободы. Догмат о Христе. - М.: Олимп, 1998. - 416 с.

17. Щедровицкий Г.П. О системе педагогических исследований // Оптимизация процесса обучения в высшей и средней школе. - Душанбе: ДГУ, 1970. С. 106-133.

18. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: монография. - М.: МГУКИ, 2000. - 204 с.

Поступила 23.04.16

Об авторе:

Литвак Римма Алексеевна, заведующая кафедрой педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный институт культуры» (Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 36-а), доктор педагогических наук, профессор, kaf-ped@chgaki.ru

Для цитирования: Литвак Р.А. Социально-философский аспект к социальнокультур-ному развитию личности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2. С. 143-150. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-143-150

References:

1. Belyaeva L.A., Belyaev M.A. Social and cultural activities: structural and functional model // Vestnik Chelyab. Gos. Akad. Kultury i iskusstv. 2013. №1 (3). P. 68-74. [in Russian]

2. Vygotsky L.S. Age problem. Psikhologia. M.: EKSMO-Press, 2000. [in Russian] s

3. Demin M.V. Problems of personality theory. M., 1997. [in Russian] k

4. Kagan M.S. Human activities (an experience of system analysis). M., 1974. [in Russian] |

5. Leontien A.N. Activities. Consciousness. Personality. M.: Politizdat, 1975. [in Russian] ^

6. Litvak R.A., Duranov M.E. Social and cultural education of future specialist personality: | theory and practice. M.: Vlados, 2009. [in Russian] |

7. Litvak R.A. Social and cultural approach to the process of young specialist personality £ socialization // Pedagogicheskoie obrazovanie v Rossii. 2014. №1. P. 165-167. [in Russian]

8. Litvak R.A. Social pedagogical activities as a social and cultural phenomenon of social and cultural education and personality development. Problemy pedagogiki sotsialno-kulturnoi deiatelnosti. Chelyabinsk, 2015, P. 66-85. [in Russian]

9. Lobkovits N.I. What is personality // Voprosy filosofii. 1998. №2. P. 54-64. [in Russian]

10. New Philosophy Dictionary. Minsk: Knizhnyi Dom, 2003. [in Russian]

11. Rossiskaia gazeta. 2007. 14 March. №51 // [Electronic resource]: www.rg.ru

12. Social pedagogy. M.: Vlados, 2000. [in Russian]

13. Uznadze D.N. Attitude theory. M., Voronezh. MOZhEK, 1997. [in Russian]

14. Ushinsky K.D. Man as the object of education. An experience ofpedagogical anthropology. M.: Pedagogika, 1974. [in Russian]

15. Flier A.Ya. Education. Culturology. 20th century. St. Petersburg, 1997.

16. Fromm E. Escape from freedom. The dogma of Christ. M.: Olimp, 1998. [in Russian]

17. Shchedrovitsky G.P. On the system of pedagogical research. Optimiztsia protsessa obuchenia v srednei shkole. Dushanbe: DGU, 1970. P. 106-133. [in Russian]

18. Yaroshenko N.N. Social and cultural activities: paradigms, methodology, theory. M.: MGUKI, 2000. [in Russian]

о -&

о о о с;

о О

About the author:

Litvak Rimma Alekseevna, Head, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Institute of Culture (Russia, Chelyabinsk, Str. Ordzhonikidze, 36-a), Doctor of Sciences (Education), Professor, kaf-ped@chgaki.ru

For citation: Litvak R.A. Social and philosophical aspect of social and cultural development of personality // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. No. 2. P. 143-150. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-143-150

^

CO CD H

s <

CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.