Научная статья на тему 'Социально-философский анализ влияния идеологии экономического либерализма на институт семьи'

Социально-философский анализ влияния идеологии экономического либерализма на институт семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
439
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ / СЕМЬЯ / ЦЕННОСТИ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / IDEOLOGY / ECONOMIC LIBERALISM / FAMILY / VALUES / MARKET RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Глушкова Анна Евгеньевна

В настоящее время институт семьи испытывает на себе влияние изменений различных сфер жизнедеятельности человека. Смена государственных режимов, системы ценностных мировоззрений, общественно-экономических формаций все это является причинным толчком к изменению первоестественной формы семьи. В этих условиях одной из актуальнейших и важнейших проблем для современной науки становится анализ влияния рыночных ценностей на сущность и содержание семейно-брачных отношений в условиях трансформирующегося российского общества. Автором статьи предпринята попытка раскрыть характер влияния идеологии экономического либерализма на институт семейно-брачных отношений в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Philosophical Analysis of the Influence of Economic Liberalism Ideology on Family Institution

Nowadays the family institution experiences the influence of the changes in various spheres of a human beings life. Changes in the state regimes, system of value outlooks and socioeconomic structures are all the factors causing the transformation of the traditional forms of a family. Under the circumstances one of the most urgent and major problems for modern science becomes the analysis of the influence of market values on the essence of family-marital relations in the conditions of a transformed Russian society. The author of the article makes an attempt to reveal the character of the influence of economic liberalism ideology on the institution of family-marital relations in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Социально-философский анализ влияния идеологии экономического либерализма на институт семьи»

Философия

УДК 152.2 ББК Ю956

А. Е. Глушкова

г. Чита

Социально-философский анализ влияния идеологии экономического либерализма на институт семьи

В настоящее время институт семьи испытывает на себе влияние изменений различных сфер жизнедеятельности человека. Смена государственных режимов, системы ценностных мировоззрений, общественно-экономических формаций - все это является причинным толчком к изменению первоестественной формы семьи. В этих условиях одной из актуальнейших и важнейших проблем для современной науки становится анализ влияния рыночных ценностей на сущность и содержание семейно-брачных отношений в условиях трансформирующегося российского общества. Автором статьи предпринята попытка раскрыть характер влияния идеологии экономического либерализма на институт семейно-брачных отношений в современной России.

Ключевые слова: идеология, экономический либерализм, семья, ценности, рыночные отношения.

A. Ye. Glushkova

Chita

Social and Philosophical Analysis of the Influence of Economic Liberalism Ideology on Family Institution

Nowadays the family institution experiences the influence of the changes in various spheres of a human being’s life. Changes in the state regimes, system of value outlooks and socioeconomic structures - are all the factors causing the transformation of the traditional forms of a family. Under the circumstances one of the most urgent and major problems for modern science becomes the analysis of the influence of market values on the essence of family-marital relations in the conditions of a transformed Russian society. The author of the article makes an attempt to reveal the character of the influence of economic liberalism ideology on the institution of family-marital relations in modern Russia.

Keywords: ideology, economic liberalism, family, values, market relations.

Рыночные отношения - это суть экономического либерализма, отношения «купли-продажи», реализующиеся через здоровую конкуренцию, с доминирующей целью - получение прибыли. Эти процессы влияют на ценностные ориентации личности неоднозначно. С одной стороны, они, бесспорно. пробуждают инициативу, активность, энергию людей, расширяют возможности для развития способностей и творчества личности.

Следует обратить внимание и на вторую сторону влияния ценностей рынка на формирование ценностей личности. Она состоит в том, что развитие экономического либерализма и конкуренции может привести к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические фрустрации, неврозы и т. д. Можно сказать, что ценности личности трансформируются под влиянием

ценностей рынка и приобретают характер рыночных ценностей. Не только материальная, но и духовная жизнь общества и личности строятся по законам рыночных отношений и экономического обмена.

Кроме того, наряду с духовными, социальными и экономическими трудностями семья переживает психоэмоциональное расстройство и психические фрустрации в контексте рыночных отношений.

Представительница философско-

психологической мысли XX в. Карен Хорни исследует влияние изменений культуры на развитие личности [11]. Одним из объектов исследований К. Хорни выступает семья, которая, избегая своей социальной деструкции, выполняет психотерапевтическую функцию в условиях рыночной экономики, способствует выздоровлению индивида от приобретенных

неврозов. В исследовании института семьи К. Хорни делает акцент на психоневрологической функции семьи как одной из самых важных в условиях трансформирующегося общества и реализации принципов идеологии экономического либерализма.

Так, рассуждая о современном обществе, Хорни анализирует процесс развития экономического либерализма и конкуренции и его глубинное влияние на индивида. Она обнаружила трудности, связанные с социальной адаптацией, с несоответствием культурных норм, что приводит к психическим отклонениям. Одной из главных причин неврозов Хорни считает неспособность человека реализоваться в конкретном обществе с характерной системой ценностей, которая вступает в противоречие с системой ценностей индивида.

Хорни отмечает культурный аспект как наиболее важный. Различные психические фрустрации возникают под воздействием культурного давления или культурного несоответствия. В том числе рыночная культура является одним из факторов возникновения и развития неврозов в современных обществах. Эти неврозы распространяются на все сферы жизнедеятельности человека, включая и семейное бытие. К. Хорни рассматривает власть и престиж как «побочные» явления рыночных отношений. Исследовательница выделяет два способа их достижения: получение по праву наследования, либо в результате деятельности человека, который обладает определенными качествами, ценимыми в его культурной группе, такими, как смелость, ловкость, талант и т. п. Как отмечает исследователь, в современной культуре наследование общественного положения и богатства определенно играет некоторую роль. Однако если власть, престиж и состояние приходится приобретать собственными усилиями, то человек вынужден вступать в соревнование и борьбу с другими [11, с. 287-293].

Рождаясь в сфере экономики, соперничество распространяется на все другие виды деятельности и пронизывает сферу любовных, семейных отношений, межличностные связи. Соперничество в «рыночной игре» осуществляется по строгим правилам либеральной экономики, где проигравший теряет все. Поэтому Хорни приходит к выводу о

том, что одной из главных проблем рыночной культуры является соревнование, порождающее конфликт личности.

Таким образом, учитывая социокультурную атмосферу в обществе, развитие и полное распространение принципов рыночной экономики на все сферы жизнедеятельности человека, включая и институт семьи, значительная часть людей, согласно Хорни, обречена на невроз, что становится типичным для современного общества. Следует отметить, что Хорни рассматривает сугубо негативные последствия влияния идеологии экономического либерализма, не учитывая позитивные свойства рыночных ценностей

Американский социолог Джеральд Селенг, анализируя влияние ценностей либеральной экономики в США, вводит понятие синдром «отягощения собственностью», который характерен для стран с развитой экономикой и господством рыночных отношений [4, с. 178-181]. Он поясняет, что большая часть людей в погоне за обогащением находятся в постоянном состоянии «сверхнапряжения», не имея в своей жизни никакого резерва времени, никакого жизненного пространства для отдыха, расслабления, размышлений. «Они демонстрировали симптомы стресса в наиболее острой его форме». Следствием этих разрушительных процессов могут быть как физиологические синдромы, так и эмоциональные проблемы, такие, как депрессия, тревожность, бессонница, раздражительность. В результате «между материализмом и семейными ценностями существуют напряженные отношения. Синдром потребительства - это семейная проблема» [4, с. 97].

Порожденные рынком ценности в виде эгоизма, постоянной жажды удовольствий, непрекращающегося чувства неудовлетворенности и непрерывного потребления оказались диаметрально противоположными тем ценностям, которые большинство родителей хочет привить своим детям.

Рыночные отношения и относящаяся к ним система ценностей не должны иметь первостепенное значение для личности, т. е. выступать как высшие ценности. Ценности рыночной экономики должны способствовать развитию личностных качеств индивида, таких как инициативность, креативность

мышления, мобильность, но не выступать смыслообразующими ценностями.

Следует отметить, что ценности экономического либерализма оказывают воздействие на внутренний мир индивида. В работах современных отечественных исследователей рассматривается феномен одиночества как одного из последствий влияния социальноэкономических процессов рыночных отношений. Так, Н. П. Романова анализирует процесс обеднения населения, распространения массовой безработицы, рост преступности в тесной взаимосвязи с общим падением нравственности, что в свою очередь способствует развитию отчаяния и одиночества людей [3, с. 123]. Человек отчуждается от общества и от самого себя: «Идет процесс, который философы называют болезнью нашего времени: это процесс тотального отчуждения и «ато-мизации» индивидов, когда каждый живет и умирает в одиночку» [3, с. 124].

Как отмечает Э. Фромм, процессы «тотального отчуждения» характерны для обществ, где господствуют рыночные отношения. Идеология экономического либерализма оказывает влияние не только на функции семьи, но и на сущность семейно-брачных отношений, их природу.

В книге «Иметь или быть?» [7] Э. Фромм разоблачает стремление людей «владеть любовью наподобие владения всякими вещами», что особенно характерно для «законных супругов». Здесь философ описывает типичный случай деградации ценностей в семейных отношениях, которые, к сожалению, характерны не только для Западной цивилизации, но и для российского общества. Вступая на «путь потребления», человек забывает, что отсутствие созидательных семейных отношений рано или поздно приведет к распаду семьи или ее деструкции.

Необходимо заметить, что существует диаметрально противоположный взгляд на рыночные ценности и семейное бытие, где рыночные отношения рассматриваются как необходимые условия для реализации свободы и личностных инициатив индивида. Ф. Фукуяма в книге «Великий разрыв» [8] убедительно показал созидательный характер зависимости рынка от семьи. Фукуяма объясняет это тем, что любые ценности превращаются в капитал не иначе, как вследствие

функционирования социального капитала. Только тогда, когда между людьми существуют устойчивые социальные связи, становится возможным какой-либо обмен ценностями между людьми. Ценности, пущенные в оборот и прирастающие в результате обращения, и есть капитал. Человеческие ценности - человеческий капитал; имущество - финансовый и промышленный капитал. Социальные связи, способствующие функционированию человеческого и финансово-промышленного капиталов, составляют суть социального капитала. Здесь Фукуяма связывает способность человека создавать, удерживать и развивать социальные связи (социальный капитал) с семейным опытом, приобретенным индивидом в процессе жизнедеятельности.

Объясняя процессы влияния рынка на семейно-брачные отношения, Фукуяма обращается к теории экономического либерализма. Говоря о России, исследователь анализирует принципы центрального планирования, которые использовались в экономике Советского Союза и способствовали экономической деградации страны. Вследствие этих процессов и с реализацией демократических реформ в 90-е гг. XX в. российскую экономику реанимировали политикой экономического либерализма. В своем исследовании Фукуяма отмечает, что демократические преобразования невозможны без либерализации экономики [9]. Исследователь приходит к выводу о том, что только процессы рыночной либерализации, включающие рыночную конкуренцию и свободу выбора, могут привести государство к оздоровлению социальных структур.

Фукуяма убежден, что рынок не разрушает семьи, он есть условие обмена ценностями. Однако разрушительным бывает поведение людей на рынке. Конкуренция (в переводе с английского - стечение, схождение вместе) не обязательно должна приводить к вражде, но может приводить и к партнерству.

Фукуяма анализирует общества с развитой системой рыночных отношений, которые одновременно культивируют институт семьи. Среди таких обществ он называет Китай, Южную Корею, страны Латинской Америки [9]. Для обществ такого типа характерен высокий уровень социального капитала внутри семьи и относительный недостаток социального капитала вне родственного круга. Здесь

же исследователь отмечает Японию, одну из самых богатых стран, где рыночные отношения господствуют не один десяток лет; при этом семья не потеряла своей значимости, функций или ценности.

Резюмируя идеи ученого, можно говорить о том, что в Российском государстве наряду с реализацией демократических преобразований происходит деформация принципов идеологии экономического либерализма. Российское общество в настоящее время испытывает на себе деструктивные последствия деформированных ценностей либеральной экономики, которые имеют пагубное влияние на семейный быт, разрушают его, превращая семьи в примитивные формы «сожительства».

Рыночные отношения не всегда способствуют разрушению системы ценностей. Ценности рынка могут способствовать сохранению и консервации традиционных ценностей, включая семейные. Так С. Хантингтон, размышляя об экономическом прорыве стран Восточной Азии в XX в., делает акцент на утверждении культурной идентичности Японии и Китая, которые, реализуя политику рыночной экономики, не разрушали традиционные основы азиатской культуры, а опирались на ее уникальные ценности [10, с. 157-159]. Хантингтон считает необходимым «превосходство групповых интересов группы над индивидуальными». Он отмечает, что «рабочая этика родилась из философии о том, что группа и страна важнее, чем отдельная личность» [10, с. 160].

Анализируя идеи Хантингтона, можно сделать вывод о том, что азиатские ценности могут быть универсальными ценностями для любого государства, потому как своим примером страны Азии продемонстрировали возможность продуктивного сосуществования ценностей рыночной экономики и модернизированных коллективистских ценностей.

Судьба любой концепции или идеологии зависит от ее понимания, трактования и характера воплощения. Даже самые созидательные идеи могут принести вред при неадекватном их понимании. В своих заметках К. С. Гаджиев указывает на то, что «зачастую важнее оказываются не столько те или иные идеи, взятые сами по себе, сколько то, как и в каком контексте, для каких целей они трак-

туются и используются» [1, с. 14]. Так, автор подчеркивает, что одни и те же идеи могут использоваться и реализовываться как для созидательных целей, так и для разрушительных. Например, ценности, принципы и установки прав и свобод человека, гражданского общества и т. д., выдвинутые мыслителями Нового времени и составившие основу либерализма, сыграли определяющую роль в развитии экономического прогресса [1, с. 14]. Однако некоторые из данных принципов и свобод были изъяты из общего контекста и превратно истолкованы в процессе реализации политики экономического либерализма в некоторых странах, среди которых можно назвать и Российское государство.

Говоря о метаморфозах либеральных ценностей в рыночной экономике российского общества, Гаджиев констатирует факт кардинальных трансформаций в последние десятилетия сферы духовной деятельности людей, что, несомненно, связано, как считает исследователь, с усилением влияния рыночных ценностей и приоритетов.

Тем не менее, следует выделить в научном дискурсе две позиции, касающиеся влияния ценностей либеральной экономики на специфику современного института семьи. В первом случае либеральная экономика, построенная на рыночных отношениях, рассматривается как разрушающая «мегасила», способная поглотить семейное бытие, приводящая к различным деструктивным последствиям, включающим физиологические и духовно-нравственные симптомы (как пример берутся Соединенные Штаты Америки).

Противоположная позиция, высказанная Ф. Фукуяма, основана на опыте некоторых обществ (Япония, Китай), где сверхразвитая рыночная экономика является средством обогащения семьи без угрозы ее существования. Скорее наоборот, здоровая семья питает либеральную экономику, становясь ее субъектом.

Таким образом, либеральные реформы, включающие в себя и рыночные преобразования, осуществляются в современной России и находятся в стадии реализации. Тем не менее, можно говорить о пребывании Российской Федерации в переходном состоянии, характеризующимся смешением патриархальных (патерналистских) и либеральных (индивидуалистических) ценностей со своеобразной интерпретацией последних. Неодно-

значное понимание либеральных ценностей, противоречивость этих пониманий приводит к необъективному отношению к ценностям экономического либерализма.

Следовательно, современное российское общество пребывает в стадии болезненной адаптации к принципам и ценностям экономического либерализма, среди которых основополагающими являются: индивидуальность, конкуренция, свобода выбора, многообразие, инициативность, ограничение вмешательства государства. Под влиянием этих принципов происходит трансформация всех социальных отношений, что в полной мере затрагивает семейно-брачную сферу. Российская семья, являясь субъектом социально-экономических отношений, становится носителем ценностей идеологии экономического либерализма, что, в свою очередь обусловливает процесс заме-

ны ими таких традиционных семейных ценностей, как коллективизм, престиж родительства, семейный досуг и т. д.

Однако эти процессы повлияли на формирование новой системы социальных ценностей, в основе которой лежат нормы нравственности. Среди них можно выделить основополагающие: уважение к личности, признание права собственности, осуществление самореализации и самоидентификации, право на социальную и правовую защищенность. Отсюда возникает дуализм влияния идеологии экономического либерализма на сущность семейных отношений, выражающийся, с одной стороны, в трансформации социальных ценностей общества, и с другой стороны, изменением роли семьи в обществе, что влечет за собой появление новых форм организации семейно-брачных отношений.

Список литературы

1. Гаджиев К. С. Заметки о метаморфозах либеральных ценностей / / Вопросы философии, 2008. № 5. С. 14-31.

2. Лавриненко В. Н. Философия. М.: Юристъ, 2001. 516 с.

3. Романова Н. П. Социальный статус одинокой женщины. Чита: ЧитГУ, 2005. 369 с.

4. Селенг Д. Ценности либерализма. М.: АСТ, 2001. С. 178-181.

5. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Из-во инс-та психотерапии, 2002. 240 с.

6. Фромм Э. Искусство любить. М.: Азбука-классика, 2008. 224 с.

7. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Айрис-Пресс, 2004. 384 с.

8. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: АСТ, 1994. 494 с. ; Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/FUKUYAMA/konec_istorii.tx (Дата обращения: 20.10.2010).

9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 603 с.

10. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Айрис-пресс, 2004. 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.