Научная статья на тему 'Социально-философский анализ традиционной культуры малых народов Сибири в сопоставлении с русской'

Социально-философский анализ традиционной культуры малых народов Сибири в сопоставлении с русской Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
204
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СИБИРИ / РУССКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зыкин А.В.

А.В. Зыкин Социально-философский анализ традиционной культуры малых народов Сибири в сопоставлении с русской Традиционная культура, духовная культура, коренные народы Сибири, русская культура В настоящей работе рассматривается своеобразие мировоззрения и понимания мироустройства таких коренных народов Южной Сибири, как алтайцы, хакасы, тувинцы и шорцы. Кроме того, проводится сопоставительный анализ картины мира вышеуказанных народов с русским этносом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-философский анализ традиционной культуры малых народов Сибири в сопоставлении с русской»

УДК 101.1 Канд. филол. наук А.В. ЗЫКИН

(СПбГАУ, zykinalex@mail.ru)

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МАЛЫХ НАРОДОВ СИБИРИ В СОПОСТАВЛЕНИИ С РУССКОЙ

Традиционная культура, духовная культура, коренные народы Сибири, русская культура

Культура с позиции социальной философии выступает способом бытия человека и общества. Человеческое бытие связанно с миром материальных и духовных ценностей, которые создаются в процессе деятельности как индивида, так и общества в целом. Деятельностный подход к культуре (в данном контексте мы понимаем деятельностный подход как процесс порождения смысла понятий и людских представлений через характер социальной и культурной деятельности) поэтому выступает ведущим в социальной философии, посколько характеризует культуру как универсальное свойство общественной жизни. Современный философ и культуролог А.Я. Флиер [1] утверждает, что процесс культурогенеза связан с адаптацией человеческих сообществ к природным и историческим условиям своего существования, к результатам технологической деятельности. Это свойственно для всех этапов развития культуры, в том числе оно характерно и для первобытной (традиционной культуры).

Вопросы, связанные с понятием «традиционная культура», неоднократной обсуждались в научной литературе (А.С. Тимощук, 2007; А.А. Белик, 1998; Ю.В. Бромлей, 1983). Мы вслед за Э.С. Маркаряном считаем, что в основе определения традиционной культуры как элемента социальной жизни лежит принцип деятельности [2]. В соответствии с данной методологией под традиционной культурой мы понимаем ту сферу культуры человечества, которая возникла в рамках и в результате особых, специфических способов человеческой деятельности, а именно: оседло-земледельческой, кочевническо-скотоводческой, охотничье-рыболоведческо-собирательской или их сочетания [3]. Эта сфера человеческой культуры представляет собою феномен, самостоятельную часть человеческой культуры в целом. Традиционная культура обладает рядом черт, отличающих ее от остальных сфер человеческой культуры. Традиционная культура - это культура бесписьменная, внегородская, негосударственная, доиндустриальная, различные ее отрасли профессионально не специализированы. Главное свойство традиционных культур - предельно-устойчивый характер, отрицание новаций, медленное изменение. Все это соответствует в целом и для характеристик первобытного общества в марксисткой трактовке как первобытной общественно-экономической формации и позиций цивилизационного подхода.

Жизнь и сознание людей этой культуры наиболее устойчиво сохраняют архаические черты, поэтому во многих источниках понятия традиционная и архаическая (первобытная) культура иногда используются как синонимы [4]. Первобытные народы, сохранившиеся до наших дней, продолжают доисторию человечества. Это народы доосевого времени. По мнению К. Ясперса, происходившее в доистории историческое развитие, которое, несмотря на отсутствие письменности, тем не менее создавало передачу навыков посредством речи, поведения, труда и объективировало их в архаичной (традиционной) культуре [5]. Традиционная культура порождает особый тип ментальности и специфические нормы социальной жизни и поведения. Традиционная культура - это такой тип «культуры, которая ориентируется на максимально полное следование установленным образцам, функционирующая в качестве «естественной основы».

С точки зрения социальных философов, под традиционной культурой понимается «...существование такого комплекса социальных связей, воссоздание которого осуществляется по определенной канонической матрице. Она носит характер устойчивых, относительно неизменных традиций взаимодействия человека и природы, индивида и социума. Вследствие этого мир дан каждому входящему как уже сотворенный. Деятельность людей направлена на воссоздание, воспроизводство уже созданных образцов культуры» [6]. В традиционных обществах отсутствуют современные механизмы удержания, хранения и передачи коллективного опыта, единственным способом коммуникации является ритуал и слово (миф) [7].

Миф определяется как способ моделирования социальной реальности. Так он понимался еще в архаичной культуре. Как отмечает Ж.-П. Вернан [8], mythos означает «слово», «рассказ» и

изначально не противопоставляется logos'y, первоначальным смыслом которого также является «слово». Хотя в трактовке Гераклита Эфеского логос тождественен закону. Как пишут современные авторы: «Логос вечен, всеобщ, управляет всем; это мировая закономерность» [9]. Напомним, что в библейской мифологии логос означает именно «слово»: так его трактовал апостол Иоанн в своем знаменитом «Евангелие от Иоанна». И только впоследствии logos стал означать способность мышления, разум.

Вопросы сущности мифа как одной из основ традиционной культуры подробно рассмотрены в нашей работе [10], отметим лишь, что анализ взаимосвязи традиционной культуры через миф позволяет сделать следующие выводы:

- Культура представляет деятельностный способ бытия человека, она создает его антропологический образ. Феномен деятельности имеет исходную адаптивную ориентацию, поэтому культура предстает как адаптивно-деятельностный способ бытия.

- Культуре свойственна динамика, главным стимулирующим фактором которой является необходимость адаптации людей к меняющимся внешним условиям их существования (первоначально преимущественно природных, затем во все возрастающем масштабе - социально-исторических) .

- Архаичный менталитет основывается на мифологическом элементе как определенной исторически сложившейся форме духовного освоения и формирования социального мира, представляющей основу культуры дописьменных, традиционных обществ и выражающейся в культурном феномене - мифе. Миф выступает отражением архетипов коллективного бессознательного, являющихся основой архаичного менталитета. Миф выражает способ моделирования реальности и иллюзорного отражения желаний, стремлений тех или иных социальных общностей, но воспринимаемого как реальность. Миф - универсальное качество культуры. Мифологический элемент менталитета архаичного человека продолжает жить и в историческое время как материал для естественного национального языка.

- Сущность архаичного (первобытного) менталитета передается понятием «первобытный синкретизм», обозначающим слитность, нерасчлененность знаний, эмоций и действий. Первобытный менталитет опредмечен в культурном феномене - антропоморфизме, который объетивируется в тотемизме, анимизме, магии как наиболее ранних форм религии. Отождествление себя с теми или иными существами или явлениями природного и предметного мира, цикличное восприятие времени выражается в преобладании образно-эмоционального мышления и материализуется в культуре посредством аналогий и символизма.

Возвращаясь к теме работы, также уточним, что тождество человека с природой и ее элементами нашло выражение в архетипе природного двойника, как правило, являющегося предком (тотемом) племени и рода. Сужая предмет нашего исследования, остановимся на анализе культуры (менталитета) и картины мира алтайцев, хакасов, тувинцев и шорцев.

Детальный анализ своеобразия мировоззрения и понимания мироустройства алтайцев, хакасов, тувинцев и шорцев подробно приведен в литературе [11]. В рамках данной работы отметим основные положения религиозного мировосприятия рассматриваемых этносов:

- наиболее предпочтительным для человека является благополучное существование в земном воплощении, естественными характеристиками которого являются гармония, равновесие, порядок;

- отношение к миру оптимистическое, в нем эсхатологические настроения, скорее -заимствованы;

- воздействие сверхъестественной реальности определяется в конечном счете степенью нравственности человека;

- главными социокультурными ценностями являются нравственная и физическая чистота, целостность и благополучие семьи и рода, вечное существование этноса;

- нарушение норм нравственности имеет как близкие для самого человека, так и отдаленные негативные последствия для всего рода;

- процесс реинкарнации отдельного человека становится условием вечного существования не только его самого, но и его рода и этноса в целом;

- вечное перевоплощение становится желанным благом, а не проклятием; спасением становится не уход из мира, а вечное возвращение в него;

- культово-ритуальная практика самого этноса достаточно проста: жертвоприношение, молитва;

- нет идеи богоизбранности, но есть представление о передаче сакрального дара либо по

наследству по родовой линии, либо непосредственно от сакральных сил (духов природы или предков-хранителей).

Традиционная культура коренных народов Сибири содержит богатейшие мировоззренческие константы, способствующие сохранению и развитию этноса, являясь ее ядром:

а) благоговение перед Вселенной, родной землей, народом и принцип личной ответственности за их судьбы;

б) социальные нормы, способствующие формированию достоинства и этнической солидарности человека и народа;

в) это умение и стремление жить в избыточной священной реальности (поэтому народ сумел сохранить эту прекрасную землю и уникальную культуру для своих потомков);

г) для воссоздания этнической идентичности необходимо вписать ребенка в социум, частью которого является этническая культура. Сама культура народа обладает структурной целостностью в единстве ее ядра и составных элементов.

Все эти положения в той или иной мере характерны и для русской традиционной культуры, которая в первую очередь связана с культурой русского села как основой духовных ценностей народа.

Мы провели сопоставительный анализ мировоззрения коренных народов Южной Сибири, являющегося предметом нашего исследования как внутри языковой общности, так и в сравнении со славянским этносом. В результате можно сформулировать (выстроить) некую схему (закономерность) в части понимания системы мироустройства:

Этнос Управление миром Структура мира

Алтайцы Пантеон злых и добрых духов (богов) Верхний мир - Ульгень (создатель мира), Средний мир Нижний мир - Эрлик

Хакасы Пантеон злых и добрых духов (богов) Верхний (Ульген) Средний Нижний (Эрлик-хан) через три мира проходит мировое древо (гора)

Тувинцы Пантеон злых и добрых духов (богов) Небесный (Тенгри-хан / Хантыма) 9 небес Земной (Умай) Подземный (Эрлик-хан)

Шорцы Пантеон злых и добрых духов (богов) Небесная земля (Ульгень / Тегри) Средняя земля (Ымай) Нижняя земля (Эрлик) миры соединены Мировым древом (горой)

Славяне Пантеон злых и добрых духов (богов) Небесный мир (божества) Земной мир (мужчина и женщина) Подземный мир (хтоническое существо) наличие Мирового древа

(Несмотря на то, что современные славяне - это православные христиане, в деревнях до сих пор встречаются отголоски политеизма как фрагмент так называемого русского «двоеверия»).

Анализ взаимосвязи традиционной культуры коренных народов Сибири и культуры русского этноса позволяет сделать следующий вывод: духовные ценности традиционной культуры народов Сибири по отношению к традиционной культуре русского человека во многом близки и даже тождественны. Это проявляется в однотипности понимания устройства мира (трехуровневая система), наличии пантеона богов (духов), привязанности к оберегам и амулетам, общинно-родовом строе социальной жизни.

Кроме того, важно отметить общую основу в понимании устройства мира у тюркских этносов Южной Сибири. Имеющие расхождения в некоторых аспектах этого вопроса вызваны, на наш взгляд, скорее, неточностью перевода речи носителей языка, чем мировоззренческими традициями.

Литература

1. Флиер А.Я. Культура как смысл истории или обоснование исторической культурологии // Философские науки. - 2000. - №1. - С. 62-73.

2. Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества. - М., 1972. - С. 37-38

3. Селезнев А.Г. Традиционная и этническая культура: сферы функционирования и границы понятий // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории: Материалы XII Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции. - Томск: изд-во Том. ун-та, 2001. - С. 190-193.

4. Садохин П.А. Этнология. - М.: Гардарики, 2000. - С.176.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.

6. Морохоева З.П. Философия и история культуры: национальный аспект. - Улан-Удэ, 1992. - С.3

7. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию //Вопросы философии. - 1992. -№7. - С. 64-77.

8. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли /Пер. с фр.; Общ. ред. Ф.Х. Кессиди, А.П. Юшкевича. - М.: Прогресс, 1988.

9. Обухов В.Л., Алябьева З.С., Оропай А.Ф., Гарба И.Д. Античная философия: Учебное пособие. -СПб. - Сухум, 2015. - С.9.

10. Zykin Alexey. Myth as one of the traditional culture foundations (socio-philosophical analysis) // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences № 5-6 May - June 2015. - 137-140.

11. Зыкин А.В. Об особенностях картины мира коренных народов Сибири в сопоставление с русским этносом // Eurasian Uninon of Scientists (Евразийский союз ученых ежемесячный научный журнал), -2015. №6 (15) - С. 59-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.