Научная статья на тему 'Социально-философский анализ проблемы одиночества в современном мире'

Социально-философский анализ проблемы одиночества в современном мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
303
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / MODERN SOCIETY / ЧЕЛОВЕК / PEOPLE / ФЕНОМЕН ОДИНОЧЕСТВА / THE PHENOMENON OF LONELINESS / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евграфова Татьяна Николаевна

Посвящено феномену одиночества, являющегося предметом внимания философов и психологов, рассмотрен поход к пониманию этого явления на разных этапах развития человеческого общества. Утверждается мысль, что в современном обществе человек ощущает себя ничтожным «винтиком» в механизме глобальной политики, одиноким и заброшенным общество, не может быть счастливым, если человек одинок и несчастен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF LONELINESS IN THE MODERN WORLD

Article devoted to the phenomenon of loneliness, which is the subject of attention of philosophers and psychologists considered campaign to understanding this phenomenon at different stages of development of human society. Approved by the idea that in today's society a person feels worthless «cog» in the mechanism of global politics, lonely and abandoned a society can not be happy if the person is lonely and unhappy.

Текст научной работы на тему «Социально-философский анализ проблемы одиночества в современном мире»

рактерен творческий аспект труда. При поиске истины в уголовном судопроизводстве от следователя, прокурора, адвоката, судьи требуются такие качества, как человечность, чуткость, внимание, умение проникнуть во внутренний мир других людей. Процесс обучения иностранному языку должен способствовать формированию у будущих правоведов потребностей и способностей понимать чужую точку зрения на научные и профессиональные проблемы, достигать согласия и сотрудничать в условиях различия взглядов и убеждений [3].

Повышению профессиональной компетентности в процессе изучения иностранного языка способствует и приобретение профессионально ориентированных социокультурных знаний. Студенты знакомятся с культурой страны изучаемого языка, получают сведения из социальной, политической, государственно-правовой областей, о духовных и материальных ценностях людей страны изучаемого языка, сравнивают свою и чужую культуру. Все это является основой для формирования таких ценностных ориентиров, как убежденность, патриотизм, интернационализм, толерантность и т.д.

Таким образом, для развития личностных качеств, способствующих готовности обучаемых к выполнению будущей профес-

сиональной деятельности, должен быть организован соответствующий учебно-воспитательный процесс. Нужно подбирать для изучения профессионально ориентированный учебный материал, связанный по своей тематике с содержанием основных специальных дисциплин, применять соответствующие методы преподавания. Для формирования необходимых моральных и служеб-но-значимых качеств, развития интеллектуальных способностей, психологической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности у иностранного языка есть свои еще недостаточно используемые ресурсы.

список литературы

1. Ильчинская Е.П. Формирование профессиональной направленности будущих социальных работников в процессе изучения иностранного языка. // Высшее образование сегодня. М., 2008. №11. С. 90.

2. Колотуша Е.Э. Профессиональная направленность курсантов-пограничников в процессе обучения иностранному языку // Высшее образование сегодня. 2008. №4. С. 85.

3. Сухова Е.Е. Профилизация обучения студентов-юристов иностранному языку как фактор повышения их профессиональной деятельности // Юридическое образование и наука. 2004. № 2. С. 5.

ГУЩИН Вячеслав Алексеевич - кандидат философских наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: rector@coop.chuvashia.ru

GUSCHIN, Vyacheslav Alekseevich - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: rector@coop.chuvashia.ru

уцк 140.8

социально-философский анализ проблемы одиночества в современном мире

т.н. Евграфова

Посвящено феномену одиночества, являющегося предметом внимания философов и психологов, рассмотрен поход к пониманию этого явления на разных этапах развития человеческого общества. Утверждается мысль, что в современном обществе человек ощущает себя ничтожным «винтиком» в механизме глобальной политики, одиноким и заброшенным - общество, не может быть счастливым, если человек одинок и несчастен.

Ключевые слова: современное общество; человек; феномен одиночества; коммуникация.

T.N. Evgrafova. THE SOCIO-PHILOSOPfflCAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF LONELINESS IN THE MODERN WORLD

Article devoted to the phenomenon of loneliness, which is the subject of attention of philosophers and psychologists considered campaign to understanding this phenomenon at different stages of development of human society. Approved by the idea that in today's society a person feels worthless «cog» in the mechanism of global politics, lonely and abandoned - a society can not be happy if the person is lonely and unhappy.

Keywords: modern society; people; the phenomenon of loneliness; communication.

Трансформация современного общества политологами и социологами связывается с созданием политически стабильного, правового демократического государства, с высокотехнологичной экономикой и развитой социальной сферой. Целью политиков и ученых становится построение справедливого, в полной мере реализующего творческие и предпринимательские способности россиян. Проведенные социологические исследования показывают, что в российском обществе присутствует значительный социокультурный ресурс, позволяющий надеяться на осуществление модернизацион-ного прорыва [1, с. 30-41]. Современное российское общество в большой степени ориентировано на эффективность, инициативу, конкурентность, индивидуалистические установки мотивации успеха. Самым распространенным критерием жизненного успеха для современного человека является семейное благополучие. В фокусе его внимания - главным образом собственные интересы. Особенно это касается тех, кто принадлежит к наиболее успешным в материальном отношении слоям населения. В обществе формируется новая модель ценностей, прагматизма, экономической рациональности. На этом фоне распространенной становится позиция «Я - идентификации», ярко проявляющаяся в ситуации духовно-нравственного и психологического обновления современного российского общества.

На фоне современного общества совершенно выпадает из объекта внимания ученых отдельный человек. Как он ощущает себя в новой социальной реальности?

Все так же неотъемлемой частью человеческого существования остается одиночество - одна из самых трудноразрешимых социальных проблем человечества. Как сложный и актуальный социальный феномен, одиночество находится на стыке изучения самых разных наук: философской антропологии, социальной философии, психологии, социологии и психопатологии. В человеческой жизни одиночество присутствует всегда, но в разных формах и в разной степени проявления.

На всем протяжении развития философской мысли - от античности до сегодняшнего дня - уделялось значительное внимание философским и психологическим аспектам феноме-

на одиночества в его взаимосвязи с другими экзистенциальными проблемами человечества, такими как свобода, любовь, добро и зло, смысл жизни, смерть и т.д. Философы разных эпох и народов пытались дать определение этому феномену, разобраться в его особенностях, найти пути и способы его преодоления или обосновать его необходимость.

В восточной философии, основной идеей которой была идея органического единства человека и мира, одиночество рассматривалось как «неестественное, неприсущее человеку от природы состояние» [2, с. 267], однако оно существовало в социальной реальности и требовало своего осмысления. В основных восточных религиозно-философских учениях одиночество выступает как средство достижения единения с природой, Богом, Абсолютом, постижения истины посредством самопознания и самосовершенствования.

В античной философии одиночество рассматривается через господствующие ценности

- любовь, общение, дружбу, через ценность общественной жизни, что было характерно для полисного мышления. Потребность в одиночестве признавалась только для мыслящих людей (Платон, Аристотель). По мнению большинства древних мыслителей, одиночество необходимо человеку для размышлений о собственном поведении, о мире, о Боге [2, с. 273-283].

В средневековой Европе философское видение одиночества трансформировалось. Утвердилась мысль о том, что человек должен стремиться к истинным внутренним ценностям. Одиночество воспринимается как ценность, целью которого является познание Бога, покаяние, преодоление себя, оно облегчает путь к истинной вере и обеспечивает глубокий внутренний самоанализ.

В экзистенциональном понимании одиночество получило статус неотъемлемой характеристики бытия человека, его глубокой сущностной особенности. Человек одинок, потому что никто не может разделить с ним мысли, чувства, рождение и смерть (Ж.П. Сартр). Особое значение сознания человеком своего одиночества проявляется в этике Шопенгауэра. «Человек может быть всецело самим собою лишь пока он один, кто не любит одиночества

- тот не любит свободы, ибо лишь в одиноче-

стве можно быть свободным.. .Человек избегает, выносит или любит одиночество сообразно с тем, какова ценность его «я». В одиночестве ничтожный человек чувствует свою ничтожность, великий ум - свое величие...» [3, с. 42].

Русская философия рассматривала одиночество в его взаимосвязи с индивидуализмом и коллективизмом, а также - в философии начала ХХ в. - в некотором роде явилась предтечей европейского экзистенциализма с его специфической интерпретацией одиночества. Проблема одиночества настолько близко подступила к человеку в XX в., что Н.А. Бердяев назвал ее основной проблемой человеческой личности и философии человеческого существования одним из первых поставил вопрос о взаимоотношениях «Я» и «другого» и о причинах оторванности от «других» [4].

Одиночество - не только необходимое условие любого процесса мышления и, соответственно, творчества, но и тяжкий деструктивный фактор, замыкающий индивида в тесном собственном мирке.

Человек XXI в. чувствует себя все более оторванным от себе подобных. Он ощущает себя ничтожным «винтиком» в механизме глобальной политики, одиноким и заброшенным в чуждом ему мире. В сфере глобальных политических и экономических взаимоотношений отдельный индивид и его внутренний мир теряют свое первостепенное значение по сравнению с интересами государства, региона, организации или коллектива.

Сфера высоких технологий и искусственного интеллекта отгородила людей друг от друга, общение в виртуальной среде нередко полностью заменяет реальное межличностное общение: зачастую люди, находящиеся рядом, предпочитают общаться в виртуальной компьютерной среде, нежели с глазу на глаз. Это порождает проблему виртуальной коммуникации как псевдозаменителя реального общения, что в свою очередь усугубляет проблемы одиночества конкретного индивида. В состоянии оторванности от других виртуальное общение воспринимается как способ избавления от одиночества, таковым на самом деле не являясь.

Одиночество выражается в состоянии дисгармонии, оторванности от этого мира, чувства собственной ненужности или, наоборот, незначительности мира по сравнению с собой, замкнутости на субъективных чувствах, мыслях и переживаниях, а также восприятии окружающего миропорядка исключительно через призму субъективного опыта, в котором осмысливается дефицит коммуникационных социальных связей. При этом, являясь необходимым

условием внутреннего развития личности и самоидентификации, одиночество представляет собой сложную систему деструктивных и конструктивных факторов; разная их пропорция и преобладание одного из них может привести либо к самоуглублению для поиска самого себя и установления более тесного контакта с миром, либо к разного рода фрустрациям.

Современные философы выделяют четыре типа одиночества [5]:

- одиночество-уединение (отрыв личности от социума, в результате которого «Я» обретает новые связующие его нити с социумом);

- одиночество-изоляция (принудительное дистанцирование субъекта со стороны «другого» или социума в целом);

- одиночество-самоизоляция (отчуждение «Я» от других людей, невозможность контакта с ними людьми и замыкание в своем собственном мире);

- абсолютное одиночество (состояние тотальной внутренней дисгармонии, характеризующееся неспособностью субъекта разобраться в себе самом и своем собственном отношении к миру.

Феномен одиночества изучается и осмысливается во взаимосвязи и взаимозависимости с вопросами коммуникации, межличностного общения, которое представляет собой основу социального взаимодействия. Коммуникация между «Я» и «другим» дает возможность выхода из состояния одиночества, ее отсутствие является прямой причиной одиночества субъекта. Выходом из одиночества является понимание того, что индивидуальность выявляет себя, обособляясь от других индивидуальностей, но личность выявляет себя, вступая в отношение с другими личностями. Таким образом, одиночество позиционируется как необходимая и позитивная категория, но абсолютизация одиночества превращает его в деструктивный фактор, мешающий коммуникации.

Проблема одиночества с социально-философской точки зрения наглядно демонстрирует кризис современного мира. Сегодня в общественных делах зачастую предпочтение отдается глобальным политическим и экономическим интересам весьма абстрактных субъектов мирового, регионального, субрегионального или национального уровня, в ущерб насущным интересам и проблемам конкретной личности. Подобное смещение акцентов препятствует полноценной реализации обществом своих важнейших функций - обеспечения интеграции в социум отдельного человека и помощи ему в реализации им своих способностей. Без индивида нет общества, и если отдельный че-

ловек одинок и несчастен, общество, частью которого он является, не может быть счастливым. Осуществление модернизационного рывка невозможно без завершения социальной и социокультурной модернизации, без формирования в массовом масштабе личности нового типа.

список литературы

1. ГоршковМ.К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки // СОЦИС, №12(320), 2010.

2. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.

3. Шопенгауэр А. Афоризмы для усвоения житейской мудрости. М.: АСТ, 2003.

4. Матвеев Д.А. Осмысление феномена одиночества в философии Востока // Научные записки НГУЭУ (электронное научное издание). 2007. №3.

5. Матвеев Д.А. Феномен одиночества и проблема нарушения коммуникации: социально-философский аспект (автореферат). Новосибирск, 2008.

ЕВГРАФОВА Татьяна Николаевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: rector@coop.chuvashia.ru

EVGRAFOVA, Tatyana Nikolaevna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Philosophy, History and Pedagogics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: rector@coop.chuvashia.ru

УДК 140.8

кооперативные ценности и принцип соборности в трудовой этике чувашского народа

т.н. Евграфова, Л.с. Чопенко

Рассмотрены социально-философские аспекты идеи и практики коллективного бытия российского социума. Исследование показало, что коллективизм и соборность как ценности бытия российского социума обретают в эпоху обострения глобальных проблем современности вселенское значение, а информационная, постиндустриальная эпоха ведет к преодолению отчуждения между людьми и народами.

Ключевые слова: труд; кооперация; этика; традиции; чуваши; мировоззрение; ценности; соборность; религия; информационное общество.

T.N. Evgrafova, L.S. Chopenko. COOPERATIVE VALUES AND THE PRINCIPLE OF UNITY IN THE WORK ETHIC OF THE CHUVASH PEOPLE

The social and philosophical aspects of the idea and practice of collective life of Russian society. The study showed that teamwork and collegiality as the value of life of Russian society in the era of acute gain global problems of our universal significance, and information, post-industrial era is to overcome the alienation between people and nations.

Keywords: labor; cooperation; ethics; traditions; Chuvash; worldview; values; collegiality; religion; information society.

«Кооперация» означает сотрудничество, совместный труд, выражает определенную форму организации труда, при которой большое количество людей участвует в одном или различных, но связанных между собой процессах труда [1].

У всех народов трудолюбие, прилежание, добросовестность входят в число важных добродетелей, но люди разных вероисповеданий могут понимать эти ценности по-разному. Каждая религия, каждая культура представляет

свой вариант отношения к миру, в каждой отражается соответствующий образ жизни огромных людских масс [2]. При всей несхожести различных религиозных систем среди них нет таких, которые бы отвращали человека от трудовой активности. Религии самым разным образом оказывают воздействие на весь ход хозяйственной жизни. Религиозная обусловленность жизненного поведения остается одной из детерминант трудовой этики. Это утверждение можно доказать последовательным анализом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.