УДК 159.922
Социально-философский анализ правовой социализации личности Л. Д. Столяренко
(Ростовский государственный экономический университет),
A. Б. Тазаян
(Донской государственный технический университет),
B. Г. Тахтамышев
(Ростовского государственного университета путей сообщения),
Д. В. Столяренко
(Новочеркасская государственная мелиоративная академия)
Проведён социально-философский анализ развития идеи права и правовой социализации в истории философской мысли. Кроме того, выявлены негативные особенности правовой социализации в современном российском обществе.
Ключевые слова: правовая социализация, право как форма социального бытия, идея права, социальность, внешние и внутренние (индивидные) формы социальности.
Введение. Рассмотрение правовой социализации не может быть ограничено правовым или социологическим анализом. Необходим социально-философский анализ становления идей правовой социализации в истории мировой философии, отечественной и современной российской социальной философии, осмысление целей, характера, направленности, сущности правовой социализации личности в современном российском обществе как процесса вхождения личности в правовое пространство и как формы воспроизводства её социальности.
Развитие идеи права и правовой социализации в истории философской мысли. Социально-философский аспект исследования феномена социализации личности предполагает его соотнесение с социальным целым, выяснение его сущности и форм, выделение необходимых связей и зависимостей. Под социализацией понимают «процесс развития социальной природы человека» (Ф. Гиддингс), его социальности. Социальность человека, согласно философам античности, понималась как культурно активное начало: человек — творец культуры, добра, активный гражданин (Платон, Аристотель). Социализация выступает у античных мыслителей как продукт этической природы человека.
Христианская культура породила два основных гносеологических параметра социализации личности — устремление человеческого существования к Богу и достижение единства интересов общества и человека через христианскую нравственность. Для Ренессанса процесс социализации — это путь формирования целерационального индивида, осмысливающего себя автономным микрокосмом, безграничным в своей самореализации и в творчестве. Идея социализации, выработанная Новым Временем, указала на приоритет общественного, гражданского, универсального, общего (а не индивидуального, уникального, особенного) и оказалась неразрывно сопряжённой с «чистой» социальностью и возможностью рациональным образом изменять поведение личности.
В ходе социальной эволюции менялись формы социализации, роль права в жизни общества, теоретические подходы к пониманию права и правовой социализации. Проблему связи личности и права социальная философия рассматривает в контексте феномена правового социума, который выступает в качестве доминанты социального порядка, включает позитивное право в систему социума, выявляет внешние и внутренние регуляторы функционирования. Право как объективно существующее явление формирует свою, правовую реальность, в которой оно существует, развивается и реализуется. Правовая реальность состоит из отдельных, но в то же время диалек-
1904
тически взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов — форм бытия права: включают в себя мир идей, мир знаковых форм, правовую жизнь [1, с. 225]. Идея права — это предельно общее и абстрактное выражение сущности права на определённом историческом этапе его существования, этапе развития социума как носителя права. Идея права отражает цель правовой регуляции и согласно своей основной задаче утверждает необходимость преобразования тех или иных общественных отношений, закрепляет и определяет те или иные ценности, детерминирует характер правовой социализации. С социально-философской позиции можно выделить ряд основных подходов к пониманию права и правовой социализации.
1. Многие религиозные мыслители рассматривали право как дарованное Богом искусство добра и справедливости, и правовая социализация выступала как безоговорочное подчинение и усвоение людьми божественных заповедей и законов.
2. Идея права как инструмента подавления зла в людях уходит корнями в древность [2, с. 18], является единой для Востока и Запада, но под носителями зла в этих культурах понимаются разные субъекты. На Востоке носителями зла, которое должно искореняться правом, считались обычные люди, в отличие от правителей, в задачу которых входило искоренение зла в людях посредством законов. На Западе со времён классической античности носителями зла называли самих правителей. Народ должен посредством законов сдерживать и подавлять зло в своих правителях, чтобы они вели общество к процветанию. Позже право также трактуется у Гоббса как принудительная сила, обуздывающая человеческие страсти. Правовая социализация понимается как процесс искоренения зла, подавления страстей людей и правителей в целях процветания общества.
3. Теория естественного права (в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др.) утверждает, что государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, а право выступает как механизм согласия людей. Ж.-Ж. Руссо подчёркивал: «Закон существует всего лишь для того человека, который либо сам его создал, либо же согласился с ним. Для любого другого человека это не закон, а заповедь или приказ». Поэтому законы требуют согласия всех, притом согласия, которое было бы обоснованно. В работах Дж. Локка, Р. Декарта, Г. Гроция утверждается, что право является основой общественной жизни, правовые нормы понимаются как наделённость человека разумом, а от их соблюдения зависит рациональная направленность социальной действительности. Концепция естественного закона полагает, что система права является практическим средством достижения социальных целей. Право трактуется как способность человека к цивилизованному общению и согласию (Дж. Локк), утверждается взгляд на право как форму социального бытия людей. Сущность права заключена в присущей ему функции упорядочения человеческого общежития. Рассуждения о человеческой природе связывают право с двумя врождёнными потребностями: самосохранением и социальностью (С. Пуфендорф), подчёркивают обязательность права для возможности становления социальных отношений.
4. Философия права как самостоятельная дисциплина формируется в XVIII веке, что связано со становлением концепции индивида и пониманием права как меры цивилизованности человека. Право рассматривается как средство осуществления социальных функций (солидаризм) и как средство формирования социального человека, соответствующего требованиям и законам общества. Право, правовая культура — историческое достижение цивилизации в области социо-нормативной регуляции жизнедеятельности общества. Правовая социализация понимается как объективированная, предопределённая по отношению к обществу и индивиду, как закономерность общественного развития.
5. Право как долженствование обосновано И. Кантом в его труде «Учение о праве». В правовых нормах заявлено, как человек должен поступать. Категорический императив, формулируемый Кантом, есть определение должного как нравственного идеала. Человек способен руко-
1905
водствоваться в своих поступках нравственным законом, т. е. превращать этот закон в определяющий мотив своего поведения. Поэтому правовая социализация выступает как процесс постижения правовых норм и нравственных законов.
6. Идея права — свобода — впервые получила теоретически законченное выражение в трудах Г.-В.-Ф. Гегеля «Философия права» и «Феноменология духа». Введение понятия «философия права» в системе Гегеля фиксирует осознание права как идеи, осуществляемой в процессе имманентного развития общественной жизни. Право, по Гегелю, выражает объективный разум, самостоятельно существующий во времени, пространстве, а не субъективный произвол законодателя или правителя. В «Философии права» Гегель отмечает, что законы права в отличие от законов природы создаются людьми, поэтому могут быть несовершенны, нуждаются в улучшении. Гегель считает, что законы должны давать лишь прочные, устойчивые основоположения, адекватно выражающие сущность права, взятого само по себе. Гегель сформулировал концепцию правовой социализации на основе универсального понимания права и природы правообразующего интереса. Социализация личности — это процесс реализации человеческой сущности благодаря воспитанию и самодеятельности индивида в рамках конкретного общества, а сущность человеческого бытия составляет осознанная свобода как диалектическое снятие произвола. Гегель рассматривает процесс социализации личности, выделяя в нём этапы: в детстве ребёнок гармоничен, не чувствует противоречия между должным и сущим, а в отрочестве формируется самосознающая личность, которая чувствует, что она «ещё не есть то, чем она должна быть», т. е. в юности противопоставляется должное существующему. Взрослый человек, по мнению Гегеля, постигает должное в том, что есть, он воссоздаёт только то, что уже есть, он осуществляет свои личные цели в рамках существующих общественных порядков. В этом заключается смысл правовой социализации — нравственное и правовое поведение следует должному, способствует общественному прогрессу.
7. Следующая идея права — как возведённой в закон воли господствующего класса принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу. Подчёркивается связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Маркс и Энгельс разоблачали буржуазный правопорядок как юридическое выражение несправедливых производственных отношений. Право опосредует и закрепляет существующий в той или иной стране государственный строй, выступает регулятором общественных отношений. Марксистская теория способствовала укреплению юридико-позитивистского подхода, который, отождествляя право и закон, сводит проблему социального смысла и роли права к вопросу о принудительно-регулятивном значении норм законодательства. Право выступает лишь как официальное наказательное орудие и подходящее средство для осуществления социального управления, регламентации и контроля. Причём выбор тех или иных форм и направлений правовой регуляции оказывается результатом волевого решения законодателя, выражающего интересы господствующего класса, а соотношение и взаимодействие различных социальных норм — волюнтаристской технологией манипуляции, приспособленной к целям той или иной концепции господствующего класса. Правовая социализация понимается как адаптация, подчинение человека правовым нормам, законам, выражающим интересы господствующего класса в обществе, подчинение под влиянием властного принуждения. В результате происходит формирование таких желаний и поведения человека, которые требуются в данной социальной группе, обществе.
8. Положение о праве как ценностно-нормативной системе (Э. Дюркгейм) показывает, что право выступает составной частью ценностной системы общества, отражая и воплощая ценности, характерные для этого общества. Право способствует формированию единых солидарных коллективных представлений в обществе, обеспечивает социальную стабильность, предохраняя индивидов и общество в целом от различных проявлений деструктивного и антисоциального поведения. Как нормативное образование право участвует в формировании структуры общества, контролируя
1906
пределы допустимого в деятельности индивидов и государства. Рассматривая процесс социализации, Дюркгейм писал, что коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из её коллективного существа». Коллективность трактуется им как «основной фактор социальности», естественное лоно жизнедеятельности людей. Если в обществе разрушаются социальные нормы и правовые законы, то возникает аномия (беззаконие), что порождает дезорганизованность общества, нарушение процесса социализации и рост девиантных, отклоняющихся форм поведения людей (рост преступности, самоубийств и пр.).
9. В XX веке возникло несколько мировоззренческих подходов к анализу социализации личности. Психоаналитический подход делает основной акцент на приоритет биологической сущности человека. 3. Фрейд рассматривал социализацию как вхождение изначально асоциального индивида в общество. Поведенческий подход (Р. Уолтерс, Б. Скиннер, А. Бандура) рассматривает социализацию как процесс социального научения, формирования социально требуемых реакций поведения. Когнитивный подход (Ж. Пиаже, Л. Колберг) выделяет в качестве главного аспекта социализации развитие познавательных, нравственных структур личности. Интеракционистский подход (К. Левин, Р. Мертон, Т. Парсонс, Дж. Мид) определяет социализацию как процесс межличностного взаимодействия, освоения социальных ролей и влияния социальных факторов. Представители полифакторного подхода (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже) учитывают биологические факторы, социальную среду, и саморазвитие личности. Универсумный подход рассматривает единство биологических, когнитивных, социальных и духовных факторов социализации. Представление о социализации как процессе интеграции индивида в систему существующих социальных связей, адаптации к культурным нормам, присущим как обществу в целом, так и отдельным группам, сформировалось в рамках структурно-функционального направления (Т. Парсонс, Г. Маркузе, Р. Мертон, Э. Фромм, Ш. Эйзенштадт).
По Парсонсу, социальный порядок в обществе достигается посредством социализации, в ходе которой человек усваивает ценности общества, в результате чего его индивидуальная мотивация согласуется с функциональными потребностями общества — и поведение личности осуществляется в соответствии с общезначимыми ценностями и правовыми нормами. Парсонс отмечал, что при помощи правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Если конфликт всё же возникает, то его следует улаживать через правовую систему, избегая дезинтеграции социальной системы. Согласно Парсонсу, право как инструмент социального контроля обеспечивает социальную гармонию в условиях индивидуализма, создаёт порядок из беспорядка. Государство и эволюция права находятся под влиянием в первую очередь культурно-религиозных ценностей, а также политических решений. Право тесно связано с политической жизнью общества, выступая как инструмент политики. Право выполняет интегративную функцию в обществе, и правовая социализация выступает как средство объединения людей, включения их в общество, способствует выполнению индивидуумами социальных ролей и обеспечивает их правозаконное поведение. Парсонс доказывает, что правовая социализация выступает как интернализация права (перевод внешних правовых норм во внутренние правовые убеждения человека), как интернализация ценностно-нормативных ожиданий общества. Конечная цель наличного бытия права, его смысл и назначение — регулирование общественных отношений, поведения людей в обществе.
10. Концепция права как инструмента социального контроля была разработана учёными
Э. Россом, Р. Паундом. Цель права состоит в примирении и гармонизации сталкивающихся и перекрещивающихся интересов и требований. Правовая социализация выступает как процесс социального и государственно-правового контроля над поведением людей, в результате чего они соблюдают правопорядок. Р. Штаммлер доказывает, что общественный прогресс осуществляется
1907
лишь в области права, которое и является определяющим фактором общественного развития: понятие общественного строя тождественно праву и означает лишь совокупность действующих в данный момент правовых норм. Правовая социализация понимается как формирование правосознания и способности личности осознанно участвовать в защите своих прав, в совершенствовании законодательства и развитии общества.
11. Психологическая теория права, одним из основоположников которой является Л. И. Петражицкий (1897—1931), подразделяет право на позитивное и интуитивное [3, с. 57]. Позитивное право представлено в виде официально действующих в государстве нормативноправовых предписаний, законов. Интуитивное, или неофициальное, право — это чисто психическое явление, особое состояние души человека, охватывающее эмоции, представления, переживания (часть правосознания). Массовое правовое поведение людей выступает как продукт проявления интуитивного права соответствующих лиц, индивидов и масс. Позитивное право в разных своих частях отстаёт от развития интуитивного права и расходится с ним по содержанию. Поэтому неизбежно возникают разногласия между позитивно-правовыми и интуитивно-правовыми решениями конкретных дел и житейских вопросов. Петражицкий обосновал роль мотивов и эмоций в процессе социализации человека, усвоения им нравственных и правовых норм. Согласно аксиологической теории мотивации Л. И. Петражицкого, основное значение приобретают процессы переживания ценностей, происходящие в сознании субъекта.
Сегодня теория Петражицкого выступает как предпосылка таких новейших течений, как правовой реализм — реально существует различие правовых требований «на бумаге» и «в реальности», существует возможность противопоставления закона и практики его реализации. Представители школы «свободного права» (Е. Эрлих) утверждали, что закон «ещё не есть действующее право». «Всё, что законодатель в состоянии создать, это лишь план, лишь набросок будущего желательного правопорядка» (О. Бюлов). «Не всё действующее право действенно и не всё действительное право выражено в писаных нормах» (Г. Зинцгеймер). Эрлих призывал исследовать «живое право», которое не установлено в правовых положениях, но господствует в жизни, образует «внутренний распорядок человеческих союзов».
12. Один из наиболее известных исследователей правовой социализации в 60-е годы XX века — французский учёный Ж. Карбонье. Задачу правовой социализации он видит не только в том, чтобы усвоить правовые нормы, не как воспитание привычки повиноваться принуждению, а как привитие молодому поколению сознательной потребности обращаться к судье — арбитру, к третьему лицу в споре. Важными аспектами правовой социализации, с точки зрения Ж. Карбонье, являются включение индивида в «правовое пространство», очерченное «сетью правоотношений» и создаваемое людьми, связанными между собой и образующими группы, формирование правильного представления о системе и принципах правосудия.
13. Философ Ю. Хабермас предложил идею права как коммуникативного диалога — члены свободного сообщества должны обсуждать моральные принципы и правовые нормы, для того чтобы они могли быть реализованы. Такое обсуждение Хабермас называет рациональным коммуникативным дискурсом, в ходе которого достигается совместное и действенное общее мнение. Демократически обсуждаемые и принимаемые решения должны лежать в основе политической и правовой системы общества. «Практическая» философия Хабермаса ориентирует на включение права в систему интерсубъективного общения, в ресурс аргументаций субъектов коммуникации. Правовая социализация, с позиции Хабермаса, выступает как процесс социального и коммуникативного взаимодействия, дискурса, в ходе которого люди приходят к согласованной выработке, общему пониманию правовых норм и их сознательной реализации.
Смещение правовой социализации в сферу социального взаимодействия, сформулированное в современной социально-философской мысли, основывается на понимании значимости внут-
1908
ренних (индивидных) форм социальности и роли правовой социализации в становлении социальности личности. Социальный индивид описывается как субъект правового выбора, осуществляемого в процессе социального взаимодействия. Обобщая всё многообразие понимания права и правовой социализации, следует признать, что правовая социализация в социально-философской мысли описывается по двум принципиальным основным направлениям: методологического индивидуализма и социального объективизма.
Понимание правовой социализации в отечественной социальной философии. В российской социально-философской мысли утвердились социально-субъектный и социальноструктурный подходы к интерпретации правовой социализации личности. Их основное различие состоит в формуле социализации, исходности личности или государства, внутренних или внешних социальных форм.
В работах В. С. Нерсесянца, В. В. Лапаевой отмечается, что правовая социализация определяется деятельностью государства как основного правосубъекта, и подчёркивается способность права быть инструментом согласования различных социальных интересов в контексте формального равенства. Таким образом, отмеченная позиция исходит из правовой социализации личности, как внешней социальности.
С усвоением идей школы права Петражицкого, устанавливается, что правовая социализация действенна, когда органически связана с социальным опытом, с социальными эмоциями и переживаниями конкретных индивидов, т. е. важно рассматривать правовую социализацию как включение права в систему социальной самодетерминации, деятельностно-мотивационной структуры личности, формирование индивидной социальности.
С социально-философской позиции, если право является формой социального бытия людей, способом социальной регуляции, воспроизводством форм социальности, то правовая социализация личности выступает как освоение человеком норм и ценностей права в целях формирования личности. Российская социально-философская мысль рассматривает правовую социализацию как меру социальности личности (В. В. Толстых). Важны выводы российского социального философа В. Е. Кемерова о соотнесении права с исторически развивающейся социальной природой личности.
Системный образ социализации личности основан на векторности самого процесса: в нём сочетаются надличностное (общественное), внутриличностное и межличностное (социальнокоммуникативное). Правовая социализация понимается как правовая коммуникация, в ходе которой человек познаёт свои права и обязанности, правовые нормы, которые регулируют его поведение.
Согласно субъект-объектному подходу (общество воздействует на человека, как на объект), социализированность человека определяется способностью успешно ориентироваться в общественной жизни, а также проявлять конформность к социальным и правовым предписаниям. Согласно субъект-субъектному подходу (Ч. Кули и Д.-Г. Мид), человек активно участвует в процессе социализации и социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Субъект-субъектный подход определяет социализированность степенью способности человека быть субъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом, степенью освоения и принятия норм морали и права. Именно освоение норм морали и права объединяет субъект-объектный и субъект-субъектный подходы, является общим для них. Правовая социализация — это процесс усвоения человеком развивающихся социальных и правовых ценностей, на основе которых формируются осознанные позитивные социально-правовые и психологические установки, определяющие поведение индивида в данном социальном и право-
1909
вом пространстве, т. е. внешние и внутренние формы социальности переплетены в единую систему.
Особенности правовой социализации в современном российском обществе. Существенное своеобразие современного российского социума состоит в декларированном признании права, с одной стороны, и ограниченности, неполноты форм правового воспроизводства на системном и межличностном уровнях — с другой. Право одобряется как идеальный конструкт, как должная сфера социального бытия, но не влияет на производство и воспроизводство форм социальности, уступая место различным адаптивным или спонтанным влияниям. В постсоветском обществе не сложилась система правовой социализации, интернализации правовых норм в сознании и поведении людей, в формировании их повседневных практик и выбора способов жизнедеятельности. Бытие российского общества закрепилось в обыденном сознании как неправовое, существует пропасть между декларированными в законодательных актах принципами демократического устройства и развития государства и теми нормами, которые реализуются в повседневной политической, экономической и социальной российской практике. Интенсивное использование неправовых практик в различных сферах социальной жизни российского общества искажает процесс правовой социализации как процесс вхождения личности в правовое пространство и как формы воспроизводства её социальности. В результате формируются установки неправового поведения подобно бомбе замедленного действия. Недоверие к существующей системе права и неверие в её действенность не способствуют возникновению у большинства населения современной России желания углублять свои знания в области правового законодательства, что в итоге часто приводит к игнорированию норм права в силу их незнания.
Правовая социализация личности в изменяющемся российском обществе является внешней формой социальности, ориентированной на регулятивную функцию правовых норм, закрепление правового статуса граждан через зависимость от функционирования государства как основного источника и гаранта права. Правовая социализация в таком контексте понимается как результат воздействия на личность социальных институций с целью усвоения и осмысления личностью правовых норм в отношениях с государством и обществом и не в полной степени актуализирует значимость права в становлении социальности личности. Но правовая социализация, исходя из приоритета внутренних форм социальности, может реализоваться как включение индивида в мир права, закрепление минимальных стандартов социальной жизни и актуализацию права в качестве потребности и условия социального взаимодействия людей.
В современной России в зависимости от отношения к праву можно выделить следующие типы личности: традиционалисты, достиженцы, нигилисты, криминалы. Традиционалисты, как тип личности, ориентированной на принудительное значение права, придерживаются социально-контролирующего воздействия правовых норм и рассматривают правовую социализацию как инструмент формирования законопослушной личности. Достиженцы оценивают право в контексте реализации собственных жизненных целей и фиксируют отношение индивида к праву как связь индивида с другими людьми. Предметом правовой социализации для них становится формирование определённой направленности индивида на правовую активность как основу индивидуальных проявлений социальной жизни. Нигилисты не верят в справедливость и полезность права, осуждают деятельность правоохранительных органов, а криминалы явно или скрыто нарушают нормы права, их поведение может быть криминогенно, преступно. Правовой нигилизм, установка на допустимость антиправового поведения в условиях бездейственности формального законодательства и в целом неуважение к закону — типичны в среде российской молодёжи [4]. Нигилисты преобладают в современной России, что свидетельствует о значительных нарушениях процесса правовой социализации.
1910
Модель личностно ориентированной правовой социализации молодёжи должна включать в себя такие важные составляющие, как: осознание личностью собственной ценности и правового статуса; осознание личностью реальности реализации основных свобод и прав; осознание и применение личностью принципа личной инициативности в деле защиты прав и свобод в процессе формирования правового государства; осознание личностью неукоснительности соблюдения законодательно-нормативных предписаний на основе реального уважения к закону.
Заключение. Правовая социализация личности в контексте социально-философского анализа выявляет необходимость рефлексии принципов, закономерностей и характера правовой социализации. Правовая социализация личности в современном российском обществе является внешней формой социальности, но необходимо усилить внутренние (индивидные) формы социальности, реализуя личностно-ориентированную модель правовой социализации. Личность как социальный индивид с определёнными стратегиями действия опирается на право как ресурс саморазвития. Библиографический список
1. Философия права: учебник / О. Г. Данильян [и др.]; под ред. О. Г. Данильяна. — Москва: Эксмо, 2005. — 416 с. — (Российское юридическое образование). — ISBN 5-699-08705-2.
2. Ллойд, Д. Идея права / Д. Ллойд; переводчики с англ.: Ю. Юмашев, М. Юмашева. — Москва: Книгодел, 2004. — 416 с. — ISBN 5-9659-0003-1.
3. Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л. И. Петражицкий; С.-Петерб. гос. ун-т. Юрид. и специал. фак., Журн. «Правоведение». — Санкт-Петербург: Лань, 2000. — 606, [1] с. — (Классики истории и философии права). — ISBN 5-8114-0224-4.
4. Зубок, Ю. А. Правовая культура молодёжи в ракурсе трансформационных стратегий / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // СоцИс. — 2006. — № 6. — С. 37—46.
Материал поступил в редакцию 22.12.2011.
References
1. Filosofiya prava: uchebnik / О. G. Danil'yan [i dr.]; pod red. O. G. Danil'yana. — Moskva: E'ksmo, 2005. — 416 s. — (Rossijskoe yuridicheskoe obrazovanie). — ISBN 5-699-08705-2. — In Russian.
2. Llojd, D. Ideya prava / D. Llojd; perevodchiki s angl.: Yu. Yumashev, M. Yumasheva. — Moskva: Knigodel, 2004. — 416 s. — ISBN 5-9659-0003-1. — In Russian.
3. Petrazhiczkij, L. I. Teoriya prava i gosudarstva v svyazi s teoriej nravstvennosti / L. I. Petra-zhiczkij; S.-Peterb. gos. un-t. Yurid. i special, fak., Zhurn. «Pravovedenie». — Sankt-Peterburg: Lan', 2000. — 606, [1] s. — (Klassiki istorii i filosofii prava). — ISBN 5-8114-0224-4. — In Russian.
4. Zubok, Yu. A. Pravovaya kul'tura molodyozhi v rakurse transformacionny'x strategij / Yu. A. Zubok, V. I. Chuprov // Socls. — 2006. — # 6. — S. 37—46. — In Russian.
SOCIOPHILOSOPHICAL ANALYSIS OF LEGAL PERSONAL SOCIALIZATION
L. D. Stolyarenko
(Rostov State University of Economics),
A. B. Tazayan
(Don State Technical University),
V. G. Takhtamyshev
(Rostov State Transport University),
D. V. Stolyarenko
(Novocherkassk State Reclamation Academy)
The social and philosophical analysis of the development of the law and legal socialization idea in the history of philosophical thought is given. Besides, some negative features of the legal socialization in the contemporary Russian society are revealed.
Keywords: legal socialization, law as a form of social existence, idea of law, sociality, external and internal (individual) forms of sociality.
1911