Научная статья на тему 'Социально-философский анализ поведенческих стратегии студенческой молодежи в сфере вторичной занятости'

Социально-философский анализ поведенческих стратегии студенческой молодежи в сфере вторичной занятости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЗАНЯТОСТЬ / ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / МОДЕЛЬ / СТРАТЕГИЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайловская С.А.

В статье рассматриваются стратегии поведения студенческой молодежи в рамках вторичной занятости. Представляется важным определение поведенческих стратегий в сфере вторичной занятости студенческой молодежи посредством социально-философского анализа. Указанная концепция помогает узнать вторичную занятость студенческой молодежи с позиции совокупности ее внешнего и внутреннего, что в свою очередь представляется ее единым целым. Непосредственно, изучение внешнего и внутреннего лежит в основе качественного социально-философского анализа вторичной занятости как стратегии поведения. Внешнее и внутреннее являются по своей природе категориями философии, которые делают акценты на сущностных сторонах целостного и единого. Главным фактором поведенческих стратегий студентов при совмещении обучения и работы выступает социальная адаптация, определяемая через следующие функции: перехода из состояния возможности в состоянии действительности; информативную; интегративную. Также, обращено внимание на то, что прежняя модель перехода «учеба работа», с последовательной сменой обучения на работу, стала менее актуальной. Пришла модель перехода «учеба работа», при которой этот переход происходит во время учебы, а не после окончания учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-философский анализ поведенческих стратегии студенческой молодежи в сфере вторичной занятости»

Социально-философский анализ поведенческих стратегии студенческой молодежи в сфере вторичной занятости

Михайловская Светлана Александровна

старший преподаватель кафедры социологии, Забайкальский государственный университет, alecru77@mail.ru

В статье рассматриваются стратегии поведения студенческой молодежи в рамках вторичной занятости. Представляется важным определение поведенческих стратегий в сфере вторичной занятости студенческой молодежи посредством социально-философского анализа. Указанная концепция помогает узнать вторичную занятость студенческой молодежи с позиции совокупности ее внешнего и внутреннего, что в свою очередь представляется ее единым целым. Непосредственно, изучение внешнего и внутреннего лежит в основе качественного социально-философского анализа вторичной занятости как стратегии поведения. Внешнее и внутреннее являются по своей природе категориями философии, которые делают акценты на сущностных сторонах целостного и единого.

Главным фактором поведенческих стратегий студентов при совмещении обучения и работы выступает социальная адаптация, определяемая через следующие функции: перехода из состояния возможности в состоянии действительности; информативную; интегративную. Также, обращено внимание на то, что прежняя модель перехода «учеба - работа», с последовательной сменой обучения на работу, стала менее актуальной. Пришла модель перехода «учеба - работа», при которой этот переход происходит во время учебы, а не после окончания учебного заведения.

Ключевые слова: студенты, студенческая молодежь, занятость, вторичная занятость, модель, стратегия, поведенческие стратегии, социальная адаптация.

о

с <

6

00

о см

Формирование стратегии поведения студенчества в рамках вторичной занятости через социально-философского анализ позволяется описать ее содержание, подвести итог предшествующего развития, вывести разновидности и изучить особенности стратегий в нашей стране, запланировать последующие исследования и спрогнозировать результаты.

Представляется важным определение поведенческих стратегий в сфере вторичной занятости студенческой молодежи через его социально-философское осознание. Указанная концепция помогает узнать вторичную занятость студенческой молодежи с позиции совокупности ее внешнего и внутреннего, что в свою очередь представляется ее единым целым. Именно знакомство и изучение внешнего и внутреннего лежит в основе качественного социально-философского анализа вторичной занятости как стратегии поведения. Внешнее и внутреннее являются по своей природе категориями философии, которые делают акценты на сущностных сторонах целостного и единого. Внешнее - это положение вторичной занятости студенческой молодежи в окружающей среде, в социуме. Оно является важной составляющей трансформации и представления вторичной занятости студенческой молодежи во внешней среде и имеет отличительные черты: становление, пространственность, эмпирическое существование, материальность. Это внешнее во вторичной занятости студенческой молодежи познается посредством выявления ее сфер, функций, мотивов, причин и форм институционализации. Внутреннее же характеризует и объясняет природу, содержание и особенности вторичной занятости студенческой молодежи, помогает осознать детерминанту, стимулирующую студентов к трудовой деятельности, смысл и идейность вторичной занятости и предпосылки регулярных метаморфоз. Внутреннее имеет тесную связь с духовной стороной вторичной занятости студенческой молодежи, нюансами ценностных мировоззренческих позиций и картины мира, что, в свою очередь, можно рассматривать как детерминанту в сравнении с изменениями внешнего. Делаем вывод, что осознание внутреннего вторичной занятости студенческой молодежи возможно с помощью изучения специфики поведенческих стратегий студен-

ческой молодежи в сфере совмещения обучения и работы, ценностных установок и статусов, формируемых в процессе совмещения учебы и работы.

Отметим, что вторичной занятости студентов - своя уникальная цель, которая сформировалась в нынешних реалиях нашей страны. Российский рынок труда можно охарактеризовать отсутствием баланса. Данный нюанс демонстрируется следующим образом: с одной стороны, мы видим, что увеличивается спрос на квалифицированных сотрудников, с другой - увеличивается количество молодежи, а особенно выпускников вузов, которые не могут найти работу. Это связано с дискриминацией по возрасту, с тем, что в вузах представлены неактуальные специальности, а знания, которые преподаются, не соответствуют требованиям при устройстве на работу. Также зачастую вчерашние студенты высказывают завышенные требования к зарплате, обязанностям из-за недостаточных знаний о рынке труда и слабого представления о современных реалиях этого рынка. В данной ситуации вторичная занятость студентов играет роль адаптационного механизма [5].

Адаптация студентов на рынке труда - это вид экономически-трудовой, профессиональной адаптации, под которой понимают приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда, усвоение новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений [9, с. 71-79].

С точки зрения социально-философского анализа, для оптимизации данных об определенных сторонах вторичной занятости студентов, ее свойств, отношений, оптимизации процессов, происходящих в этой сфере, необходимо поставить акценты на функциях данного явления.

Из всех базовых функций вторичной занятости студентов как возможности адаптации на рынке труда нужно, в первую очередь, выделить такую актуализирующую функцию, как переход из состояния возможности в состояние действительности. С точки зрения вторичной занятости студентов эта функция несет в себе смысл получения какого-то конкретного статуса на рынке труда, который может быть определен как статус наемного работника или статус самозанятого человека [5].

Социальный феномен работающего студента подразумевает синтез двух статусов - «студент» и «работник». Данное явление объясняется суммой внешних и внутренних мотивирующих факторов трудовой деятельности, структурными изменениями в жизни современного молодого человека. Обладая некоторыми характеристиками (включая возраст, семейное и материальное положение, получаемую специальность), представитель социальной группы «студенты» переходит в социальную группу «работающие студенты» [2, с. 105-115].

Переход студента к статусу работника обусловлен несколькими объективными и субъективными мотивирующими факторами. Для начала укажем, что рынок труда студентов постоянно растет, развивается и расширяется, также увеличивается количество предложений в коммерческой сфере, при этом растет и количество студентов обучающихся в вузах на платной основе. Сегодня исследователи выделяют феномен «цепной реакции» в данном контексте. Все чаще молодые люди стремятся поскорее перестать быть студентами, выйти на самообеспечение, получать непрерывный рабочий стаж.

Среди мотивов вторичной занятости студенческой молодежи ученые выделяют основные категории: 1) тактические - данные установки работают на то, чтобы у студента были деньги на собственные нужды, возможность оплатить ими образование, открытие собственного дела или создание автономной финансовой подушки; 2) стратегические установки предполагают желание построить качественную репутацию, получить непрерывный стаж и полезный и актуальный опыт работы.

Анализ описанной классификации показал, что можно обозначить основные поведенческие стратегии: «работа-деньги» и «работа-опыт». Трудовая деятельность, которая нужна лишь для получения материального вознаграждения, не предполагает наличия специальных знаний и умений, выполняя ее, студент будет зарабатывать хорошие деньги в сравнении с человеком без образования и опыта. Ученые говорят, что чаще всего к такому заработку прибегают те студенты, которые живут на стипендии и скромные переводы от родителей. Поиск данного типа работы не составит труда, объявления о таких вакансиях есть в интернете, свободно печатаются в газетах. Чаще всего такие студенты работают в сфере обслуживания, они становятся официантами, курьерами, охранниками. Те, кто выбирает вторую стратегию, планируют получить полезный профессиональный опыт. Чтобы приобрести этот заветный опыт молодые люди зачастую соглашаются работать за очень скромное материальное вознаграждение. Многие договариваются с будущим начальником исключительно о записи в трудовой книжке [2, с. 105-115].

Проведенный социально-философский анализ позволяет выделить социальные статусы совмещения обучения и трудовой занятости, они становятся важными для описания феномена вторичной занятости студенческой молодежи. В этой связи можно охарактеризовать работающего студента как работника и как студента.

Как работник:

Положительные качества:

- легко адаптируется к переменам и нововведениям, рад выполнению новых и нестандартных задач, не упускает возможность поработать по новым технологиям, используя новые методы и способы организации работы;

- имеет серьезные амбиции, готовый развиваться, профессионально расти и строить карьеру;

в У X

ДА

>

0-X

т гп А о п гп т;

о

-С ГП

о т; О

О и Д

о

-о О ГО 0-Я

- отличается высокой энергичностью и активностью жизненной позиции; чаще генерирует идеи, которые сам же готов презентовать и претворять в жизнь;

- не принципиально содержание работы, может заниматься физическим трудом, согласен на периодический заработок;

- может выполнять работу с самого начала;

- готов работать без четкого рабочего времени;

- владеет культурными навыками в общении и работе;

- не только стремится получать новую информацию, но применять на практике интересную информацию, полученную в учебном заведении;

- понимает зависимость между полученными знаниями и итогом деятельности; желает закончить процесс обучения как можно раньше и применять полученные знания на практике на рабочем месте;

- имеются место жительства и материальное обеспечение от родителей или государства;

- согласен выполнять профессиональные обязанности за скромную зарплату;

- легко обучается;

- благодаря большому количеству социальных контактов может оказывать рекламные услуги в формате сарафанного радио;

- после окончания учебного заведения студент станет дипломированным специалистом без вложений в его образование со стороны работодателя;

Отрицательные качества:

- обладает недостаточными знаниями, но считает, что разбирается во всех вопросах;

- выдвигает неоправданно высокие требования по заработной плате после того, как получает статус постоянного работника;

- плохо ориентируется в профессии, если обучается на другой специальности;

- не привык к трудовой дисциплине;

- обладает нереалистическими представлениями о содержании, методах работы и отношениях в рамках формальных организаций, что также объясняется попыткой перенести на работу те нормы отношений, которые органичны для вуза;

- не проявляет своих лидерских качеств;

- зависит от мнения окружающих, тратит много времени на согласование методов работы, одобрение начальства;

- не выполняет профессиональные обязанной дважды в год - во время сдачи сессии;

- менее предсказуем в своем развитии и поведении; в частности, у него повышенная мобильность, а потому усилия, затраченные на его

„ обучение, введение в дело и профессиональный с рост, могут оказаться потраченными зря; в поис-© ках нового места работы он вполне может пе-«Т рейти к конкурентам и применить там опыт, по© лученный в данной фирме; ^ - после получения образования может пре-

2 кратить трудовые отношения, так как молодые

люди могут призваться к военной службе [3, с. 8794].

Как студент:

1. Реже посещает лекции и практикумы из-за необходимости присутствовать на рабочем месте и выполнять свои прямые обязанности. Зачастую такие студенты появляются в учебном заведении только перед сессией.

2. Чаще всего наличие работы приводит к тому, что студент начинает хуже учиться. Из-за рабочего графика он не может посещать все лекции и практикумы, выполнять практические и лабораторные работы, которые можно сделать только в специализированных помещениях учебного заведения.

3. Дополнительные занятия студент выбирает по-разному. У тех обучающихся, которые не занимаются профессиональной деятельностью, чаще всего нет желания посещать сложные занятия, получение положительной оценки на которых требует больших временных вложений и умственной нагрузки. А те студенты, которые уже работают по специальности, стараются выбирать тематические занятия, знания с которых могут пригодиться им уже сегодня в выполнении своих профессиональных обязанностей на рабочем месте.

4. Вовлеченность в учебный процесс. При работе с докладами и исследованиями студенты, которые параллельно с процессом обучения работают, могут использовать уникальный материал в виде собственных наблюдений, случаев из практики, они делятся опытом и подтверждают теоретический материал из учебников профессиональным опытом.

5. Степь усвоения преподаваемого материала. Г.И. Герчиков в своих работах утверждает, что существует закономерность между понимаем предмета, специальностью и наличием работы. Если студент обучается на гуманитарном факультете, для его знаний нет разницы в том, работает он или нет. Но если он учится на технической специальности или в естественно-научном направлении, работая, он будет лучше и качественнее усваивать преподаваемый материал.

В итоге отметим, что портрет работающего студента адекватен и интересен для работодателя: работающий студент очень мотивирован, легко адаптируется (по сравнению с неработающим студентом) к современным условиям рынка труда, у него активная жизненная позиция, он проявляет инициативу и вполне конкурентоспособен [3, с. 8794].

Следующая функция, которая характеризует вторичную занятость студентов по способности прижиться на рынке труда и стать там востребованным, - информативная. В данной работе уже было указано, что современные студенты после окончания учебного заведения оценивают себя, свои знания и навыки, уровень заработной платы настолько неверно, что ничего общего с реальностью эти оценки не имеют. Дополнительная работа во время обучения поможет будущему выпускнику выработать актуальные критерии для таких

оценок. Молодые люди узнают проверенную информацию из первоисточника о нюансах трудовых отношений, чем уберегут себя от ошибок в будущем.

Следующая функция вторичной занятости студенческой молодежи как способа социальной адаптации на рынке труда выступает интегра-тивная функция, которая заключается в том, что будущая трудовая деятельность должна помочь в профессиональной интеграции работника. Интеграция работающей студенческой молодежи в данной ситуации - это приобретение определенного опыта и квалификации.

Сегодня именно вторичная занятость помогает студентам приобщаться к труду. Изучив ее место в профессиональном развитии студенческой молодежи, можно прийти к выводу, что она меняется и может сильно отличаться. Отметим ее основные проявления. Для условной первой группы студентов временная занятость необходима как способ зарабатывания денег для удовлетворения первоочередных потребностей. Поэтому она никак в этом случае не связана с самоопределением. Большая часть работающих студентов занимается именно такой работой. Профессиональный опыт для этих студентов необходим, так как молодые люди узнают нюансы устройства на работу, знакомятся с юридическим оформлением трудовых отношений между ними и работодателем.

Вторичная занятость для двух других групп студентов уже имеет отношение к трудовому самоопределению и по многим параметрам, которые на него влияют, определяя его результат. Для второй группы работающих студентов вторичная занятость оказывает помощь и поддержку в получении опыта работы по специальности, которой он обучается в учебном заведении. В частных случаях такая работа может подсказать работающему студенту, в какую организацию можно отправить резюме после выпускного в вузе.

Третьей группе студентов вторичная занятость помогает выбрать профессию, отличную от получаемой в вузе специальности. Из-за отсутствия актуальных вакансий для выпускников молодым людям приходится идти в те отрасли и на те предприятия, которые разительно отличаются от той специальности, которую они получили. В таких условиях зачастую выпускник привыкает к новой работе, коллективу, находит здесь себя и продолжает расти и развиваться как специалист. В дальнейшем он может пройти курсы переквалификации или даже получить второе высшее образование уже в этой области.

Проведение исследования на базе социально-философского анализа свидетельствует о сложной природе вторичной занятости, у нее непростая структура. Такой вид работы в зависимости от потребностей студентов может повлиять на самоопределение работника или способствовать удовлетворению его материальных потребностей. Каждый студент решает сам: ра-

ботать ему или нет параллельно с обучением. Это решение будет основываться на конкретном вкладе вторичной занятости в его профессиональное становление [10].

Можно согласиться с А. С. Гуменным [4], что студенты, которые хотят найти работу по специальности, получаемой в ВУЗе, поработав в данной сфере, извлекли для себя определенные знания и умения и стремятся к дальнейшему развитию, но уже связанному с выбранной специальностью. Исходя из этого, подтверждается правильно подобранная трудовая деятельность, в период получения образования в ВУЗе положительно влияет на учебную деятельность, а также на стремление к саморазвитию студента. Как показывает практика, решение о дальнейшей профессиональной деятельности может соответствовать получаемому образованию, а может и серьезно отличаться. Если изучаемая специальность не соотносится с профессиональной деятельностью, студенты зачастую повторно обучаются в учебном заведении, получая вторую, уже актуальную для себя, специальность. В данной ситуации молодые люди получают диплом о высшем образовании не только для того, чтобы подтвердить факт окончания учебного заведения, но и засвидетельствовать в документе получение профессиональных знаний. Поэтому для молодежи актуально подтвердить новые знания и умения вторым образованием [10].

Исследователи вторичной занятости студенческой молодежи (Е. Я. Варшавская, М. С. Коротко-ва, С. Ю. Рощин) пишут, что произошли существенные изменения в моделях поведенческих стратегий студенческой молодежи в сфере вторичной занятости.

М. С. Короткова, рисуя социальный портрет работающего студента, указывает, что сегодня студенческая занятость претерпевает серьезные трансформации: эпизодическая работа приобретает статус систематической. Становятся популярными формы нестандартной занятости - рабочие места непостоянной, временной, неполной занятости, наиболее предпочтительные и актуальные для студентов, позволяющие совмещать или чередовать процесс обучения и работу. Традиционная модель перехода «учеба - работа» становится неактуальной. Несколько лет назад после получения образования молодые люди меняли учебную занятость на профессиональную, вчерашний студент становился частью рынка труда на постоянной основе. Образование в данной модели получалось на всю жизнь. Сегодня эта модель считается устаревшей, ведь процессы получения образования и работы могут чередоваться или проходить одновременно. Эпизодическая работа во внеучебное время трансформируется в систематическую вне зависимости от специальности и графика обучения [6].

Исследователь Ю. С. Рощин [7, с. 121-140] считает, что на сегодняшний день можно наблюдать изменения традиционной модели перехода «учеба - работа» для студентов-очников, подра-

в У X

ДА

>

0-X

т

гп А

о п гп

т;

о

-С ГП

о т; О

О и

Д

о

-о О ГО 0-Я

зумевающей этот переход тогда, когда студент получил диплом о высшем образовании. Тогда студенты не занимались профессиональной деятельностью, либо трудовая занятость проходила в формате периодических подработок. После окончания образовательного учреждения у вчерашнего студента не было трудового стажа и профессионального опыта. Опыт у молодых людей был только в том случае, если он был получен до обучения в образовательном учреждении.

С каждым годом студенты все раньше начинают профессиональную деятельность. Студенты очной формы обучения занимаются работой в формате нерегулярных подработок, что позволяет получить первый трудовой и профессиональный опыт до окончания образовательного учреждения. Из-за этого процесс перехода «учеба - работа» трансформировался. Потому что для большинства студентов переход от обучения к профессиональной деятельности начинается в начале или середине обучения и заканчивается после окончания учебного заведения, делая эти процессы параллельными [8].

Причинами перехода к новой модели «учеба - работа» ученый называет масштабы и мотивы вторичной занятости студенческой молодежи. Добавим, что ухудшение качества получаемого высшего образования и ежегодный рост процента выпускников с дипломами на рынке труда привели к тому, что образование («диплом») для работодателя играет роль второстепенной характеристики. Высокое предложение труда студентов и выпускников спровоцировало ужесточение требований опыта со стороны работодателя при трудоустройстве выпускников. Все указанные трансформации привели к тому, что трудовые отношения начинаются для студенческой молодежи все раньше и раньше [8].

Е. Я. Варшавская считает, что совмещение учебы и работы является одним из основных факторов, определяющих успешность перехода «учеба-работа» и существенно уменьшает его продолжительность [1, с. 39-46].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной ситуации вторичная занятость берет на себя роль поведенческой стратегии на рынке труда. В число главных факторов входит социальная адаптация, которая понимается как приспособление студентов к постоянно меняющимся условиям рынка труда. В этом ракурсе функции вторичной занятости студенческой молодежи рассматриваются следующим образом:

- функция перехода из состояния возможности в состояние действительности, подразумевает получение конкретного статуса и совмещение статусов «студент» и «работник»; „ - информативная функция предполагает пост лучение реальной информации о рынке труда, о © востребованных специальностях, об отношениях «Т «работник-работодатель», о взаимоотношениях о в трудовых коллективах;

^ - интегративная функция связана с профес-

2 сиональным самоопределением, профессио-

нальным становлением и приобретением опыта профессиональной деятельности.

Произошли существенные изменения в моделях поведенческих стратегий студенческой молодежи: прежняя модель перехода «учеба - работа» становится менее актуальна из-за того, что она подразумевала последовательную смену обучения на работу. На смену приходит модель перехода «учеба - работа», учитывающая то, что студенты могут совмещать обучение и трудовую деятельность, т.е. этот переход происходит во время учебы, а не после окончания учебного заведения.

Определение поведенческих стратегий студенческой молодежи в сфере вторичной занятости позволило классифицировать практические и теоретические знания о вторичной занятости студенческой молодежи; установить связи между многообразием признаков и элементов вторичной занятости студенческой молодежи как совокупности внешнего и внутреннего; определить параметры их проявления. Выявленные стратегии поведения позволили выявить природу, определить социальную сущность и значимость вторичной занятости студенческой молодежи и осознать ее особое свойство, заключающееся в преобразовании социальной реальности посредством труда.

Литература

1. Варшавская Е.Я. Успешность перехода «учеба-работа»: для кого дорога легче? // Социологические исследования. 2016. № 2. С. 39-46.

2. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 106-115.

3. Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 87-94.

4. Гуменный А.С. Вторичная занятость студента в процессе обучения в вузе [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000809 (дата обращения: 18.02.2018).

5. Дикусарова М.Ю. Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда [Электронный ресурс] URL: http://wsu.ru/activities/development-program/results/conference (дата обращения: 18.01.2018).

6. Короткова М.С. Социальный портрет работающего студента [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-portret-rabotayuschego-studenta (дата обращения: 10.03.2018).

7. Разумова Т. Экономический анализ причин вторичной занятости // Вопросы экономики. 2001. № 9. C. 121-140.

8. Рощин С.Ю. Переход «учеба - работа»: омут или брод? [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/125/314/1234/WP3_2006_10 .pdf. (дата обращения: 22.02.2018).

9. Хибовская Е.А. Вторичная занятость как способ адаптации к экономическим реформам // Вопросы экономики. 1995. № 5. С. 71-79.

10. Цылев В.Р. Вторичная занятость студентов вузов на пути к профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://vivliophica.com/articles/sociology/499403 (дата обращения: 18.01.2018).

Social and philosophical analysis of student youth behavioral strategies in the field of secondary employment Mikhailovskaya S.A.

Trans-Baikal state University

The article discusses the behavior strategies of students in secondary employment. It is important to determine behavioral strategies in the field of secondary employment of students through social and philosophical analysis. This concept helps to know the secondary employment of students from the standpoint of the combination of its external and internal, which in turn seems to be one. Directly, the study of external and internal underlies the qualitative socio-philosophical analysis of secondary employment as a strategy of behavior. The external and internal are by their nature categories of philosophy that place emphasis on the essential aspects of the whole and the one. The main factor of students' behavioral strategies when combining study and work is social adaptation, defined through the following functions: transition from the state of possibility to the state of reality; informative; integrative. Also, attention was drawn to the fact that the previous model of the transition "study - work", with the successive change of training for work, has become less relevant. The "study-work" transition model has arrived, in which this transition occurs while studying, and not after graduation. Keyword: students, student youth, employment, secondary employment, model, strategy, behavioral strategies, social adaptation.

References

1. Warsaw E.Y. The success of the transition «study-work»: for

whom the road is easier? // Sociological research. 2016. No. 2. P. 39-46.

2. Crow MA Motives for student employment // Sociological studies.

2008. No. 8. P. 106-115.

3. Gerchikov V.I. The phenomenon of a working university student

// Sociological Studies. 1999. No. 8. P. 87-94.

4. Gumenny A.S. Secondary employment of the student in the

learning process at the university [Electronic resource]. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000809 (appeal date: 02/18/2018).

5. Dikusarova M.Yu. Secondary employment of students as a way

to adapt to the labor market [Electronic resource] URL: http://vvsu.ru/activities/development-program/results/conference (appeal date: 01/18/2018).

6. Korotkova M.S. Social portrait of a working student [Electronic

resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-portret-rabotayuschego-studenta (access date: 10.03.2018).

7. Razumova T. Economic analysis of the causes of secondary

employment / / Questions of Economics. 2001. No. 9. P. 121140.

8. Roshchin S.Yu. The transition «study - work»: a pool or a ford?

[Electronic resource]. URL:

https://www.hse.ru/data/125/314/1234/WP3_2006_10.pdf. (the date of the appeal: 02.22.2018).

9. Khibovskaya E.A. Secondary employment as a way of adapta-

tion to economic reforms // Questions of economy. 1995. No. 5. P. 71-79.

10. Tsylev V.R. Secondary employment of university students on the way to professional activity [Electronic resource]. URL: https://vivliophica.com/articles/sociology/499403 (access date: 01/18/2018).

6

У

X Д

s

m

X

H

А

Л

tr

X

tr

гп

А

о

п

m

т;

н

т

П

о

S

X

S

m

о

т;

О

О

З

Д

О

"0

О

ГО

Ö-

20

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.