Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ В РАЗВИТИИ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА'

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ В РАЗВИТИИ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / идентичность / культура / мораль / этика / нравственность / традиции / образование / personality / identity / culture / morality / ethics / morality / tradition / education

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Геннадий Иванович Лукьянов, Игорь Петрович Макеенко, Александр Александрович Волков

Обосновывается роль духовных основ общества как важной составляющей культуры, ценностей и мировоззрения людей. Они отражают основные принципы и убеждения, лежащие в основе общественных отношений, определяющих социальную и духовную жизнь, важным элементом которой являются нравственные аспекты развития социокультурной среды в обществе. Отмечается, что в формировании этих отношений существенная роль принадлежит традициям и моральным ценностям, имеющим глубокие исторические корни и являющимися одними из ключевых элементов общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Геннадий Иванович Лукьянов, Игорь Петрович Макеенко, Александр Александрович Волков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-philosophical analysis of moral aspects in the development of the spiritual sphere of society

The role of the spiritual foundations of society as an important component of culture, values and worldview of people is substantiated. They reflect the basic principles and beliefs underlying social relations that define so cial and spiritual life, an important element of which are the moral aspects of the development of the socio-cultural environment in society. It is noted that traditions and moral values, which have deep historical roots and are one of the key elements of social development, play an essential role in the formation of these relations.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ В РАЗВИТИИ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА»

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 5.7.7)

Научная статья УДК 101

doi: 10.18522/2070-1403-2024-102-1-17-22

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ В РАЗВИТИИ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

© Геннадий Иванович Лукьянов1, Игорь Петрович Макеенко2, Александр Александрович Волков3

1Волжский институт экономики, педагогики и права, г. Волжский, Россия; 2Технологиче-ский институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета в г. Ставрополе, г. Ставрополь, Россия; 3Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия

1 Valeriy_volchenko@mail.ru 2igma-108@yandex.ru 3volkoffss@yandex.ru

Аннотация. Обосновывается роль духовных основ общества как важной составляющей культуры, ценностей и мировоззрения людей. Они отражают основные принципы и убеждения, лежащие в основе общественных отношений, определяющих социальную и духовную жизнь, важным элементом которой являются нравственные аспекты развития социокультурной среды в обществе. Отмечается, что в формировании этих отношений существенная роль принадлежит традициям и моральным ценностям, имеющим глубокие исторические корни и являющимися одними из ключевых элементов общественного развития.

Ключевые слова: личность, идентичность, культура, мораль, этика, нравственность, традиции, образование. Для цитирования: Лукьянов Г.И., Макеенко И.П., Волков А.А. Социально-философский анализ морально-нравственных аспектов в развитии духовной сферы общества // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 102. № 1. С. 17-22 doi: 10.18522/2070-1403-2024-102-1-17-22

PHILOSOPHY

(specialty: 5.7.7)

Original article

Socio-philosophical analysis of moral aspects in the development of the spiritual sphere of society

© Gennady I. Lukyanov1, Igor P. Makeenko2, Alexander A. Volkov3

1Volga Institute of Economics, Pedagogy and Law, Volzhsky, Russian Federation; 2Technological Institute of Service (branch) Don State Technical University in Stavropol, Stavropol, Russian Federation; 3Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russian Federation 1 Valeriy_volchenko@mail.ru 2igma-108@yandex.ru 3volkoffss@yandex.ru

Abstract. The role of the spiritual foundations of society as an important component of culture, values and world-view of people is substantiated. They reflect the basic principles and beliefs underlying social relations that define so -cial and spiritual life, an important element of which are the moral aspects of the development of the socio-cultural environment in society. It is noted that traditions and moral values, which have deep historical roots and are one of the key elements of social development, play an essential role in the formation of these relations. Key words: personality, identity, culture, morality, ethics, morality, tradition, education.

For citation: Lukyanov G.I., Makeenko I.P., Volkov A.A. Socio-philosophical analysis of moral aspects in the development of the spiritual sphere of society. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 102. No 1. P. 17-22 doi: 10.18522/2070-1403-2024-102-1-17-22

Введение

Одним из важнейших элементов духовных основ развития общества является религия. Религия играет важную роль в формировании мировоззрения и моральных ценностей людей,

определяет правила поведения, нормы этики и морали, которые являются основой общественной жизни. В различных культурах и религиях существуют свои уникальные принципы, которые влияют на развитие общества и его устойчивость.

Кроме того, духовные основы общества включают в себя искусство и науку. Искусство отражает культурные ценности и традиции общества, и является важным инструментом фор -мирования культуры и идентичности. Наука, с другой стороны, является двигателем развития и инноваций, которые влияют на экономический и социальный прогресс общества.

Духовные основы также включают в себя моральные и этические принципы, которые определяют правила поведения и взаимодействия людей в обществе. Они могут варьироваться в зависимости от культурных и религиозных убеждений, но общие принципы, такие как, уважение к жизни, свобода и равенство перед законом, являются универсальными и существенными для стабильности и развития общества.

Не менее важным элементом духовных основ развития общества является и образование. Образование не только является инструментом для распространения знаний и развития умственных способностей, но и играет важную роль в формировании мировоззрения и моральных ценностей людей. Образование также способствует созданию условий для социальной мобильности и справедливости в обществе.

Обсуждение

В целом, духовные основы развития общества являются необходимым фактором в формировании культуры, ценностей и идентичности людей. Они влияют на моральные, этические и социальные аспекты жизни, определяют правила поведения и взаимодействия людей, а также формируют образование и науку. Для достижения устойчивого развития общества необходимо учитывать духовные основы и создавать нравственные условия для их сохранения и развития. Они определяют правила поведения людей в обществе, формируют ценности и мировоззрение, оказывают влияние на взаимодействие между людьми.

Одним из основополагающих элементов нравственности является этика, которая определяет правила поведения и взаимодействия людей в обществе. Этика направлена на формирование правильных ценностей и убеждений, способствует созданию культуры уважения, толерантности, справедливости и доверия в обществе. Нарушение этики может привести к снижению доверия между людьми, конфликтам, нарушению законов и норм морали.

Кроме того, нравственные аспекты включают в себя моральные принципы, которые также являются важными элементами общественной жизни. Моральные принципы определяют правила поведения в обществе и опираются на установленные общественные нормы и законы. Моральный уровень общества влияет на развитие социальной среды, отношения между людьми, эффективность экономической деятельности и социальную мобильность.

Также важным элементом нравственности является культура, которая является носителем ценностей и традиций общества. Культура влияет на развитие мировоззрения людей и формирует уникальную идентичность общества. Она отражает исторический опыт и традиции, которые передаются из поколения в поколение, и помогает людям сохранять свою национальную идентичность, которая проявляется через «...формирование духовных и культурных традиций» [11, с. 66-72]. «Система духовно-нравственных ценностей способна обеспечить необходимое стабильное существование ...» [4], а также формирование личности, «под влиянием которой протекает процесс формирования идентичности индивида как социального субъекта» [1, с. 694] в социуме, где «исторически проживает множество народов со своими традициями и верованиями» [10, с. 195-201], «.характеризующие различные исторические эпохи, этносы» [13, с. 3-9]. «Сегодня, очевидно, что необходимо управлять не только личностью, но и процессом ее развития» [6, с. 38-48].

В целом нравственные аспекты являются важным элементом развития общества. Они помогают создавать благоприятную социокультурную среду, формировать правильные ценности и убеждения, которые влияют на качество жизни людей. Для достижения устойчивого развития общества необходимо уделять внимание нравственным аспектам, в том числе

этике, морали и культуре. Важно создавать условия для развития социальной среды, которая будет способствовать формированию правильных ценностей, справедливости, толерантности и уважения в обществе. Это в свою очередь позволит снизить уровень конфликтов и напряженности в обществе, а также повысить качество жизни людей.

Кроме того, для поддержания нравственных аспектов развития общества необходимо укреплять институты гражданского общества, такие как правительственные органы, неправительственные организации и общественные объединения. Эти институты помогают обеспечивать социальную защиту и поддержку граждан, создавать условия для их профессионального и личностного развития, а также способствуют поддержанию законности и правопорядка в обществе.

Нравственные аспекты развития общества являются важным элементом устойчивого развития общества, и их укрепление должно стать одним из приоритетов социальной и экономической политики государства, находящих отражение в традициях общества. Они являются неотъемлемой частью культуры и образа жизни различных народов и народностей. Традиции передаются из поколения в поколение и служат своеобразной связью между прошлым и настоящим. Они являются важным элементом идентичности народа, их культурного наследия по отношению к своей собственной культуре и культуре других народов [2, с. 7-10].

Традиции в развитии общества могут проявляться в разных сферах жизни, начиная от религиозных обрядов и культов, и заканчивая особенностями национальной кухни, одежды и музыки. Они выражают неповторимый характер и культурную специфику народов и могут служить важным фактором в формировании позитивного имиджа страны.

Однако в современном мире традиции сталкиваются с вызовами и изменениями, связанными с быстрым технологическим прогрессом и глобализацией. На этом фоне сохранение традиций становится особенно важным, так как это позволяет народам сохранять свою культурную и идентичность и предотвращает их исчезновение.

В то же время традиции могут стать препятствием для развития общества, если они противоречат современным ценностям, нарушают права человека и гражданина, а также препятствуют экономическому и социальному прогрессу. Например, некоторые традиции могут подразумевать дискриминацию по половому, расовому, религиозному или социальному признаку, а также ограничивать доступ к образованию и работе по гендерному признаку. В этом случае необходимо искать баланс между сохранением традиций и современными потребностями общества. Важно проводить диалог между различными группами населения, учитывать интересы меньшинств и стремиться к созданию равных возможностей для всех.

Кроме того, необходимо уважительно относиться к традициям и понимать их смысл. Не следует отрицать их существование или запрещать их без достаточной причины. Важно проводить анализ традиций, чтобы понимать, как они могут влиять на общество и какие последствия могут возникнуть при их сохранении или изменении.

Также важно учитывать, что традиции могут меняться со временем. Они могут адаптироваться к новым условиям и потребностям общества, сохраняя при этом свою суть и историческую значимость. Поэтому сохранение традиций должно сочетаться с их модернизацией и адаптацией к современным условиям.

Традиции в развитии общества важны, так как они являются не только частью культурного наследия, но и важным элементом идентичности народа. Однако сохранение традиций не должно препятствовать прогрессу и развитию общества. Необходимо уважительно относиться к традициям, чтобы обеспечить устойчивое развитие общества, учитывающего моральные аспекты, определяющие ценности, принципы и нормы поведения, которые призваны обеспечить гармоничное сосуществование людей в обществе.

Моральные принципы могут быть универсальными для всех культур и народов, такие как уважение к жизни, честность, справедливость, терпимость, либо могут быть связаны с конкретными культурными и историческими традициями. Но в любом случае моральные принципы играют важную роль в формировании поведения людей и общества в целом.

Моральный аспект развития общества связан с разными сферами жизни, такими как экономика, политика, образование, культура. Например, в экономике моральный аспект может проявляться в ответственном отношении к делу, справедливом распределении и защите прав работников. В политике - в честности выборов, соблюдении прав и свобод граждан.

Важным аспектом морального развития общества является образование и культура. Образование через психолого-педагогические науки [3], выполняет важные педагогические функции, которые способствуют формированию «... профессионально значимых знаний, умений и навыков...» [8], «...в контексте социального перехода к информационному обществу» [5]. «Обозначенная способность формирует необходимую мотивацию в отношении к задачам, обусловленных поставленной деятельностной целью» [9], играет важную роль в формировании моральных принципов и норм поведения у людей, включая уважение к законам, правам и свободам человека, культурному наследию. Культура также формирует моральные принципы, отражая их в литературе, искусстве, религии и других проявлениях человеческой деятельности.

Однако моральный аспект развития общества не является статическим понятием. В современном мире в связи с быстрыми изменениями в социально-экономической и политической сферах моральные принципы могут также изменяться. В настоящее время общество сталкивается с вопросами этики в области биотехнологий, кибербезопасности, глобализации, и многих других направлениях развития.

Моральный аспект является неотъемлемой частью развития общества, оказывает огромное влияние на его устойчивость и благополучие. С одной стороны, моральные ценности помогают людям жить вместе, строить отношения на основе доверия и взаимопонимания, а также оказывают положительное влияние на здоровье и благополучие общества в целом. С другой - отсутствие моральных принципов может привести к конфликтам, насилию, аморальным поступкам и, в конечном счете, к ухудшению качества жизни людей.

Выводы

Важно понимать, что моральные принципы не являются абсолютными и неизменными, они могут меняться в зависимости от культурных, исторических и социальных условий. Моральные устои, принятые в одной стране, могут отличаться от моральных устоев в другой стране или эпохе. Однако даже с учетом различий, существует ряд универсальных моральных принципов, которые являются основой для устойчивого развития общества.

К таким универсальным моральным принципам можно отнести уважение к жизни, к человеческому достоинству, к свободе и справедливости. Эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, и их нарушение может привести к серьезным последствиям. Неуважение к жизни может привести к насилию и конфликтам, неуважение к человеческому достоинству может привести к дискриминации и пренебрежению, неуважение к свободе может привести к угнетению и тотальному контролю над людьми, а несправедливость может при -вести к социальным неравенствам и бедности.

Чтобы обеспечить устойчивое развитие общества, необходимо соблюдать моральные принципы и учитывать их в различных сферах жизни, таких как, экономика, образование, культура, которые стимулируют к активной познавательной деятельности, создают необходимые условия для творческой самостоятельности, в основе которой «природа творческих способностей, ... взаимосвязь ... науки и философии» [7]. Эта задача решается посредством форм и методов, связанных с областью философского знания, имеющего своим предметом образование [12].

Важно, чтобы моральные ценности не были просто формальными или навязанными сверху, а основывались на внутреннем убеждении и понимании каждым членом общества. Для этого необходимо создать благоприятные условия для развития морали. Этому способствуют образование, воспитание и культурная среда.

Образование должно включать в себя не только приобретение знаний и навыков, но и формирование моральных убеждений и ценностей. Воспитание также должно направляться

на развитие моральности, включая такие качества, как эмпатия, толерантность и ответственность. Культурная среда также играет важную роль в формировании моральных ценностей, и должна способствовать развитию уважения к другим людям и природе.

Кроме того, необходимо создавать социальные условия, которые бы способствовали укреплению моральных ценностей. Это включает в себя создание законов и правил, которые бы регулировали поведение людей в соответствии с моральными принципами, а также распространение и популяризацию положительных образцов поведения в обществе.

В целом моральный аспект является неотъемлемой частью развития общества и имеет большое значение для его устойчивого развития. Однако для достижения этой цели необходимо учитывать многочисленные факторы и создавать соответствующие условия для морального совершенствования каждого члена общества.

Список источников

1. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М., Авдеев Е.А. Формирование социальной идентичности личности в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 694.

2. Говердовская Е.В. Особенности проектирования образовательного пространства высшей школы в поликультурном регионе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 4. С. 7-10.

3. Говердовская Е.В., Димидова М.А., Телицына И.В. Формирование профессиональной успешности преподавателя как средство оптимизации воспитательного процесса // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 3. С. 15-19.

4. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1566-1569.

5. Гончаров В.Н., Кулешин М.Г. Социально-философский анализ экономической сферы информационного общества // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2019. № 2. С. 147-151.

6. Камалова О.Н., Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 1. С. 38-48.

7. Камалова О.Н. Эстетическое освоение действительности в контексте философских идей Шеллинга // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1(38). С. 67-69.

8. Клушина Н.П. Организация самостоятельной работы магистрантов в процессе обучения // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 3(54). С. 161-166.

9. Клушина Н.П. Развитие субъектности магистрантов в процессе обучения // Педагогика. 2016. № 5. С. 65-71.

10. Миронова Е.Н., Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. Деструктивные религиозные объединения: философско-правовой анализ // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2016. № 3(19). С. 195-201.

11. Несмеянов Е.Е., Харламова Г.С. Духовность как концепт и мировоззренческая универсалия (рецепция идей Плотина) // Гуманитарные и социально-экономические науки.

2018. № 6(103). С. 66-72.

12. Несмеянов Е.Е. К проблеме предмета философии образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 5. С. 165-172.

13. Berkovskiy V., TroninaL. Social and historical aspect of interaction of ethnic culture and personality in the context of public development // Научный альманах стран Причерноморья.

2019. № 1(17). С. 3-9.

References

1. Baklanov I.S., Baklanova O.A., Erokhin A.M., Avdeev E.A. Formation of a person's social identity in modern society // Modern problems of science and education. 2014. No. 5. P. 694.

2. GoverdovskayaE.V. Features of designing the educational space of higher education in a multicultural region // Economic and humanitarian studies of regions. 2014. No. 4. P. 7-10.

3. Goverdovskaya E.V., Dimidova M.A., Telitsyna I.V. Formation of professional success of a teacher as a means of optimizing the educational process // Economic and humanitarian studies of regions. 2014. No. 3. P. 15-19.

4. Goncharov V.N., Popova N.A. Spiritual and moral values in the system of public relations // Fundamental research. 2015. No. 2-7. P. 1566-1569.

5. Goncharov V.N., KuleshinM.G. Socio-philosophical analysis of the economic sphere of the information society // Economic and humanitarian studies of the regions. 2019. No. 2. P. 147-151.

6. Kamalova O.N., Zholobova I.K. The main trends and innovations in the system of national education // Humanities and social sciences. 2016. No. 1. P. 38-48.

7. Kamalova O.N. Aesthetic development of reality in the context of Schelling's philosophical ideas // Humanities and socio-economic sciences. 2008. No. 1(38). P. 67-69.

8. Klushina N.P. Organization of independent work of undergraduates in the learning process // Bulletin of the North Caucasus Federal University. 2016. No. 3(54). P. 161-166.

9. Klushina N.P. Development of subjectivity of undergraduates in the learning process // Pedagogy. 2016. No. 5. P. 65-71.

10. Mironova E.N., Kolosova O.Yu., Goncharov V.N. Destructive religious associations: philosophical and legal analysis // Bulletin of the North Caucasian Humanitarian Institute. 2016. No. 3(19). P. 195-201.

11. Nesmeyanov E.E., Kharlamova G.S. Spirituality as a concept and worldview theory (reception of Plotin's ideas) // Humanities and socio-economic sciences. 2018. No. 6(103). P. 66-72.

12. Nesmeyanov E.E. On the problem of the subject of philosophy of education // Humanities and socio-economic sciences. 2008. No. 5. P. 165-172.

13. Berkovsky V., Tronina L. Socio-historical aspect of the interaction of ethnic culture and personality in the context of social development // The scientific almanac "The Country of the Future". 2019. No. 1(17). P. 3-9.

Статья поступила в редакцию 10.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 26.01.2024.

The article was submitted 10.01.2024; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 26.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.