Научная статья на тему 'Социально-философский анализ истории: диалектика социального, природного и духовного'

Социально-философский анализ истории: диалектика социального, природного и духовного Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
146
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ / ПРИРОДНОЕ / ДУХОВНОЕ / HISTORY / INTERRELATION / INTERACTION / SOCIAL / NATURAL / SPIRITUAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Удальцов Валерий Георгиевич, Мрочко Леонид Владимирович

Раскрываются взаимосвязь и взаимодействие социальных, природных и духовных факторов как составляющих исторического процесса. Рассматривается роль природных явлений в истории. Анализируются социальные начала в историческом развитии. Исследуются позиции духовной слагаемой истории. Наряду с экономическими отношениями, которые выступают детерминантой в развитии исторического процесса, утверждается значимость социальных, природных и духовных факторов как движущих сил в истории цивилизаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Philosophical Analysis of History: Dialectics of Social, Natural and Spiritual

The authors reveal the interaction of social, natural and spiritual factors as components of the historical process. They did consider the role of natural phenomena in history, analyze social fundamentals of historical development, and examine the positions of the spiritual component in history. The authors have confirmed the significancy of social, natural and spiritual factors as impelling forces in civilization development, along with economic relationship determining historical process.

Текст научной работы на тему «Социально-философский анализ истории: диалектика социального, природного и духовного»

УДК 1:[3 + 93]

Социально-философский анализ истории: диалектика социального, природного и духовного

В. Г. Удальцов1, Л. В. Мрочко2

1 Московский государственный областной университет 2Московский гуманитарный университет

Раскрываются взаимосвязь и взаимодействие социальных, природных и духовных факторов как составляющих исторического процесса. Рассматривается роль природных явлений в истории. Анализируются социальные начала в историческом развитии. Исследуются позиции духовной слагаемой истории. Наряду с экономическими отношениями, которые выступают детерминантой в развитии исторического процесса, утверждается значимость социальных, природных и духовных факторов как движущих сил в истории цивилизаций.

Ключевые слова: исторический процесс; взаимосвязь; взаимодействие; социальное; природное; духовное.

История как процесс включает в себя находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии природную, социальную и духовную составляющие. Нисколько не подвергая сомнению социальный характер исторического процесса, тем не менее обратим внимание на факторы природной составляющей. Речь здесь идет не обо всей безграничной природе, под которой понимается в целом окружающий нас естественный мир, вся Вселенная в бесконечном многообразии ее свойств и форм проявления. Речь идет именно о той части природы, которая прямо или косвенно влияет на общество, составляя непосредственное условие его развития.

1. Данная природная составляющая исторического процесса находится в органичном единстве с обществом, что обусловлено: генезисом общества, сходством строения и общностью физиологических функций человека и животных, действием в природе и обществе

© Удальцов В. Г., Мрочко Л. В.

единых всеобщих законов диалектики. Добавим, что природа дает необходимые средства обществу для его существования и является сферой его трудовой деятельности. Все эти факторы настолько переплетены, что любая попытка даже мысленно отделить историю общества от природы не принесет успеха, если не сказать большего.

2. О «встроенности» природных факторов — климата, географического положения, наличия природных ресурсов — в исторический процесс говорит и то обстоятельство, что они нередко обусловливают специфику исторического развития стран и народов. Колоссальное различие климатических условий России и Западной Европы отразилось на особенностях их исторического пути.

Большая, в отличие от России, возможность интенсификации земледелия на Западе (4—6-кратная пахота, многократное боронование, длительные «перепарки» и т. д.) в силу того,

что «беспашенный» период охватывал всего два месяца, позволяла крестьянину не только получать больший совокупный продукт, но и вести, как отмечает Л. В. Милов, «размеренный образ жизни, успевая, помимо полевых работ, производить множество других трудовых и бытовых операций» [1, с. 772].

Это обстоятельство еще на заре цивилизации породило интенсивный процесс трансформации общины в социальную организацию мелких собственников-землевладельцев, что стимулировало возникновение частной собственности на землю, затем концентрацию земельной собственности и формирование слоя крупных феодалов-землевладельцев. Подобная эволюция привела к становлению такого типа государственности, которому не были свойственны хозяйственно-экономические функции по созданию и поддержанию всеобщих условий производства.

Центр тяжести при этом всегда оказывался «внизу»: в крестьянском хозяйстве, в хозяйстве ремесленника и купца. Отсюда максимальная активность феодальной сеньории и городской коммуны в реализации своих административных, социальных и социокультурных функций. Отсюда быстрое развитие ремесел и торговли, культуры и искусства, науки, ставшее основой возникновения удивительного разнообразия форм индивидуальной деятельности, раннего формирования капитализма.

3. Мы рассматриваем природу как элемент исторического процесса, поскольку она является ареной действия разрушительных сил, независимых от воли человека, и нередко накладывает свой отпечаток на ход исторических событий. Так, жестокий двухнедельный шторм 1588 г. сыграл немаловажную роль в разгроме испанской Армады, что привело к подрыву морской мощи Испании,

ослаблению ее экономики, спасению Англии и установлению на многие последующие годы ее господства на море, а затем и доминированию в мировых торгово-экономических отношениях.

4. Природными факторами издавна во многом определяется специализация хозяйственно-экономической деятельности, размещение производства, специфика общественного разделения труда, характер расселения людей (однако сегодня это уже не так рельефно проявляется). Все это сказывается на особенностях исторического развития той или иной страны, того или иного народа.

5. Естественная цикличность природных изменений — смены времен года, дня и ночи, фазы луны и солнечной активности — в немалой степени определяет жизненные ритмы человека и отражается на ходе исторических событий. С доказательством последнего тезиса можно связать легенду о том, как гуси спасли Рим от варваров, пытавшихся захватить город ночью, когда всех его защитников сморил крепкий сон. В древней военной истории известны случаи, когда солнечные затмения, вызывающие панический страх, играли существенную роль в исходе битв и сражений. Так, в 585 г. до н. э. шестилетняя война между Лидией и Мидией за господство в Малой Азии завершилась миром, поскольку полное солнечное затмение, случившееся во время битвы, было признано дурным предзнаменованием. На связь затмения Солнца 1185 г. с поражением дружины князя Игоря в битве с половцами указывает и автор Ипатьевской летописи.

6. Потребность в более благоприятных для существования природных условиях (плодородная земля, наличие воды, комфортный климат, богатые недра и т. д.) нередко порождала очень важные исторические события

и процессы. Большинство исследователей одной из причин «Великого переселения народов», погубившего Западную Римскую империю, называют оскудение земель, другой причиной считается общее похолодание климата. Не случайно пик переселения в районы с более мягким климатом пришелся на период наиболее резкого похолодания, это 535—536 гг. н. э.

В целом все вышеизложенное показывает правомерность введения в исторический процесс природной составляющей. Это позволяет сказать, что всемирная история, так же как и история каждой страны, каждого народа, каждой нации, с необходимостью включает в себя природный элемент. Следовательно, его можно считать всеобщим элементом, частью исторического процесса. Без природного элемента нет исторического процесса как явления, без анализа этого элемента невозможно дать полноценную характеристику событиям прошлого, глубоко проникнуть в их сущность, понять ход развития человеческого общества.

Другая составляющая, выделенная в данном выше определении исторического процесса, — социальная. Отнюдь не означает, что под термином «социальный фактор истории» должно понимать деятельность отдельного человека в качестве ее субъекта. Такой подход может довести до признания необходимости при исследовании истории познавать безусловно каждого из триллионов людей, когда-либо живших на земле, как считал в свое время российский философ В. Ф. Эрн (см.: [2]). Однако подобного рода взгляды некорректны.

Во-первых, потому что такое познание невозможно осуществить. Здесь имеется в виду не только количественный аспект, порожденный несбыточным стремлением «объять необъятное».

Знаний о каждом участнике исторического процесса недостаточно, ибо в историю входит далеко не все, что есть в человеке. Даже самый тщательный биограф, как справедливо отмечал философ и идеолог народничества П. Л. Лавров, никогда не записывал подробностей ежедневной жизни даже самых важных исторических деятелей [3].

Во-вторых, потому что жизненный путь человеческих единиц не представляет особого интереса для исследователя исторического процесса. Это всего лишь момент в истории конкретного государства или региона. Для исследователя объектами всегда будут не отдельные люди, а определенные социальные общности. Жизнь и деятельность конкретного человека в историческом плане может рассматриваться только в тесном взаимодействии с жизнью других людей. Не каждый человек способен выступить в качестве субъекта социального развития. Как правило, индивид реализует свои функции в общественных сферах не в одиночку, а будучи включенным в социальные объединения. Именно они и выступают в первую очередь как совокупные субъекты истории.

Социальные объединения (страна, государство, народ, нация) так или иначе связаны с понятием «общество». Оно выступает как социальность вообще, как особый род бытия в мире, как антитеза природы и природного. Поэтому именно общество подразумевается под термином «социальная составляющая исторического процесса». Мы оставляем в стороне вопрос о множестве значений этого слова и обращаемся к общему, характеризующему это понятие в философской, социологической и исторической литературе, независимо от конкретно-исторических, территориальных, временных, этнических и других аспектов его смысла.

Отметим, что универсальность как «коллективность вообще» (пчелиный рой, муравьиное общежитие, стая обезьян) не относится к понятию «общество». Общество состоит из индивидов, но не является их простой совокупностью. Оно представляет собой целостное образование, имеющее свою жизнь, не сводимую к существованию отдельных его составляющих. Это особый субъект, развивающийся как по собственным, так и по всеобщим законам. В основе общества, его целостности лежат не биологические связи, а качественно отличные от них объективные социальные отношения, прежде всего экономические. Их наличие делает общество своеобразным материальным образованием, которое вполне может быть названо социальным организмом [2, с. 21]. С этой точки зрения общество органически включено в исторический процесс. Рассмотрим, чем это обусловлено.

1. Процессом генезиса, а именно переходом к орудийной деятельности, которая выделила человека из природы. Производство необходимых средств к жизни легло в основу общества и стало первым актом истории. Нельзя не согласиться с поэтом С. Щипачевым, который писал, что «на ноги поставил с четверенек и человеком предка сделал труд». Благодаря труду наших предков, которые организовались в общество, и начался процесс развития истории. Иными словами, с появлением человеческого общества начинается историческое творчество людей, которое и составляет содержание истории.

2. Самим фактом существования общества. По сути дела, история есть те действительные формы, которые принимает — в реальном времени и в реальном пространстве — существование человеческого общества [4, с. 495—507]. История — это событийная конкретизация

общественной жизни. Она, будучи реальным бытием этой жизни, охватывает собой все ее проявления.

3. Самодвижением общества, определяющим весь ход развития истории, порожденным непрерывным преодолением постоянно возникающих противоречий с природой, а также внутренних противоречий (особенно в сфере материального производства как основы существования общества), — самодвижением, вызванным единством и борьбой противоположных сил: через «скачки» и «перерывы постепенности», через реализацию преобладающей в обществе тенденции.

4. Внесением в содержание исторического процесса, говоря словами В. О. Ключевского, «запаса элементов или связей» [5], в которых проявляет себя социальный элемент. Речь идет об определенной системе отношений, которые возникают в процессе деятельности, объединяющей людей в общество, — о так называемых общественных отношениях. Общественные отношения — необходимые звенья исторического процесса, без которых он не может функционировать, и каждое из которых играет в нем определенную роль. Так, экономические отношения в конечном счете являются детерминантой, движущей силой исторического процесса. Вместе с тем на этапах его развития другие факторы могут выступать в качестве доминанты, т. е. играть господствующую роль. Например, в становлении германского капитализма доминирующую роль сыграла протестантская религия.

Словом, история включает всю совокупность процессов, происходящих в обществе. Это делает связь истории и общества настолько тесной, что дает право говорить, как справедливо замечают некоторые исследователи, о существовании одной и той же реальности,

одной и той же сферы совместной деятельности людей [6]. Последняя предстает перед нами и как «общество», когда отвлекаемся от конкретики и рассматриваем ее сущностные черты, и как «история», когда абстракции облекаем в форму конкретных событий и конкретных продуктов деятельности конкретных людей.

Все это дает основание сказать, что социальная составляющая с необходимостью включена и в историю мира, и в историю каждой страны, каждого народа, каждой нации. Следовательно, социальный элемент можно в соответствии с содержанием философского анализа квалифицировать как всеобщий элемент, как часть исторического процесса.

Выделение в историческом процессе духовной составляющей, на наш взгляд, также оправданно. В данном случае «духовная составляющая истории» рассматривается как понятие, рядоположенное понятиям «общественное сознание», «духовная жизнь общества», «сознательное начало», «мышление», «интеллект», без их нюансировки. Доказательство этого тезиса можно распределить по четырем позициям.

Позиция 1. Духовная составляющая, так же как и социальная, является важнейшим внутренним компонентом исторического процесса, без которого он существовать не может. Объясняется это тем, что история, как отмечалось выше, теснейшим образом связана с обществом. Рассматривая здесь общество как совокупность взаимодействующих биосоциальных существ, наделенных сознанием, можно сказать, что человеческое общество есть единство бытия и сознания. По этому поводу Л. Фейербах прямо говорил: «Единство бытия и мышления истинно имеет смысл лишь тогда, когда основанием,

субъектом этого единства берется человек» [4, с. 199]. Иначе говоря, духовный фактор не есть нечто потустороннее по отношению к истории, привнесенное в нее откуда-то извне. Если считать историю общества результатом деятельности людей, наделенных сознанием, то духовный фактор применительно к историческому процессу следует учитывать точно так же, как мы учитываем в этом вопросе природные и социальные явления.

Позиция 2. Сознание человека, его способность к мышлению, духовная составляющая социума в целом являются предпосылками, а значит, и необходимым условием развертывания исторического процесса. Нельзя не согласиться с Ф. Энгельсом, который писал: «...все, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову», т. е. оформиться в виде идей и целей [6, с. 308]. Процесс превращения идеального в реальное не прекращается ни на минуту. Он существенно определяет (посредством чувственной практики) исторический процесс в целом, так как без деятельности сознания история превратилась бы в некий обездушенный калейдоскоп сменяющихся событий и фактов — в «жизнь без жизни», как образно определял Гёте бездуховность (приводится по: [7, с. 46]).

Позиция 3. Духовный фактор активно воздействует на исторический процесс. Будучи генетически и содержательно отражением общественного бытия, общественное сознание вместе с тем имеет свою логику развития, свои законы и принципы. Это видно на примере философии, морали, религии, науки, политического сознания, искусства, права. Относительная самостоятельность позволяет ему вести, образно говоря, свою «партию» в историческом процессе, активно при этом влияя на все сферы жизнедеятельности общества, а значит

и на ход истории. Это проявляется в первую очередь в действенно-преобразующей функции общественного сознания. Оно адекватно оценивает общественное бытие, обнаруживая в нем скрытый от повседневного взгляда смысл, открывая закономерное, существенное в явлениях и процессах, оно через практическую деятельность преобразует мир. Преобразование мира происходит путем опредмечивания деятельности людей, их поступков. Общественное сознание направляет деятельность социальных групп на решение конкретных задач, осуществляет целеполагание. Люди создают условия для проявления необходимых им законов и не развивают законов, не отвечающих их интересам. В целом активность общественного сознания в историческом процессе имеет позитивную настроенность: совершенствование материального производства, духовной культуры, самого человека. Это находит свое выражение в преобладании творческой тенденции, органически связанной с объективным развитием общественного бытия, что позволяет обществу подниматься по ступеням прогресса.

Однако может иметь место и негативная настроенность в тех случаях, когда активность общественного сознания направлена на сдерживание прогресса, на консервацию отживших общественных, прежде всего производственных, отношений, на сохранение власти теряющих господство на исторической арене социальных сил. Активность общественного сознания в историческом процессе проявляется и в его способности прогнозировать ход исторического развития. При этом прогноз тем точнее, чем выше научный уровень сознания.

Позиция 4. Роль духовного фактора в историческом процессе постоянно повышается. Объясняется это тем, что

в процессе развития усложняются социальные связи и отношения, возникают новые законы, закономерности и противоречия общественного развития, выдвигаются новые цели и задачи. Необходимость более глубокого и точного познания новых процессов, согласования новых знаний с накопленными, необходимость применения научных знаний на практике обусловливают возрастание роли сознания в ходе общественного развития, ибо решение этих задач невозможно вне общественного сознания, без постоянного развития общественных идей.

Все вышесказанное дает нам право сделать вывод: вторичность, производ-ность общественного сознания от общественного бытия отнюдь не означает его второсортности, а тем более второ-степенности его роли в историческом процессе. Эта роль деятельная, всеобщая по охвату и своей значимости в историческом процессе. «Нет ни одного исторического факта, — писал по этому поводу Г. В. Плеханов, — которому не предшествовало бы <...> известное состояние сознания» [8, с. 18]. Важность роли общественного сознания доказывается следующим утверждением: духовный фактор, в единстве с экономическими, политическими и социальными факторами, определяет равнодействующую исторического процесса. Идеи, овладевшие сознанием масс, организуют и сплачивают их, сражаются в исторических битвах, терпят поражения и одерживают победы. Таким образом, история общества предстает перед нами не только как цепь исторических событий, но главным образом как история развития «сущностных сил человека», одной из которых и является духовный фактор.

Духовный фактор с необходимостью включен в историю мира и в историю каждой страны, каждого народа, каждой

нации. Любая попытка элиминировать, исключить его из исторического процесса делает бессодержательными все рассуждения об истории общества. Следовательно, духовный фактор можно квалифицировать как всеобщий элемент, как часть исторического процесса.

Подведем итог сказанному: без природной, социальной и духовной составляющих исторического процесса не могут, как нам представляется, существовать ни всемирная история, ни история отдельно взятых конкретных обществ, народов, стран, наций.

Литература

1. Милов Л. В. Особенности исторического процесса в России // Вестник Российской академии наук. 2003. Т. 73. № 9. С. 771—778.

2. Семенов Ю. И. Философия истории: (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М.: Современные тетради, 2003. 776 с. (Науч. б-ка «Современных тетрадей». Философия).

3. Лавров П. Л. Исторические письма. 1868— 1869. Письмо второе. Процесс истории // Философия и социология: Избранные произведения

в двух томах. Т. 2 / П. Л. Лавров; сост. и примеч. И. С. Книжника-Ветрова; под общ. ред. А. Ф. Окулова. М.: Мысль, 1965. С. 28-49.

4. Фейербах Л. Избранные философские произведения: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1955. Т. 1. 676 с.

5. Ключевский В. О. Русская история: полный курс лекций: в 2 кн. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. Кн. 1. 1054 с. (Классики исторической мысли).

6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1961. Т. 21. С. 269-317.

7. Общественное сознание и его формы / Под общ. ред. B. И. Толстых. М.: Политиздат, 1986. 367 с.

8. Плеханов Г. В. О материалистическом понимании истории. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1938. 36 с.

Удальцов Валерий Георгиевич — доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского государственного областного университета. E-mail: uvg1951@mail.ru

Мрочко Леонид Владимирович — доктор философских наук, профессор кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета. E-mail: dr.discussion@mail.ru

Статья поступила 19 мая 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.