Научная статья на тему 'Социально-философский анализ феномена публичной смертной казни в регулировании общественных отношений в Средневековье'

Социально-философский анализ феномена публичной смертной казни в регулировании общественных отношений в Средневековье Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смертная казнь / Средние века / история наказаний / религия / публичность / capital punishment / Middle Ages / history of punishment / religion / publicity

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бочарова Вероника Сергеевна, Басманова Анна Александровна, Бакшеев Андрей Иванович

До середины XVIII века публичные казни были повседневным явлением, активно поддерживаемым как государством, так и церковью. Они обладали рядом социальных функций, регулирующих общественные отношения. Именно поэтому исследование фокусируется на роли публичных казней как инструмента воздействия на средневековое общественное сознание. В нем описаны идеологически-воспитательная, информационно-коммуникативная, компенсаторная, регулирующая, стабилизационная и эстетическая функции публичных казней, а также роль народа в их исполнении. Основное внимание уделяется театрализации наказаний за преступления, заключающейся в ритуализации аспектов, подборе эмоционально воздействующих элементов в их реализации. В результате анализа выявлена значимость публичных казней Средневековья как общественного торжества и средства поддержания социального порядка. В статье подчеркнута эволюция восприятия смертной казни и её постепенное исчезновение из публичной практики в ходе гуманизации общества в последующие эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF PUBLIC DEATH PENALTY IN THE REGULATION OF SOCIAL RELATIONS IN THE MIDDLE AGES

Until the mid‑18th century, public executions were a commonplace phenomenon, actively supported by both the state and the church. They served several social functions that regulated public relations. Therefore, this study focuses on the role of public executions as an instrument of influence on medieval public consciousness. It describes the ideological-educational, informational-communicative, compensatory, regulatory, stabilizing, and aesthetic functions of public executions, as well as the role of the general public in their enactment. Special attention is given to the theatricalization of punishment, which involved the ritualization of certain aspects and the selection of emotionally impactful elements in its implementation. The analysis reveals the significance of public executions in the Middle Ages as a form of social celebration and as means of maintaining social order. The article highlights the evolution of the perception of capital punishment and its gradual disappearance from public practice during the course of societal humanization in subsequent eras.

Текст научной работы на тему «Социально-философский анализ феномена публичной смертной казни в регулировании общественных отношений в Средневековье»

Социально- философский анализ феномена публичной смертной казни в регулировании общественных отношений в Средневековье

Бочарова Вероника Сергеевна,

аспирант, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова E-mail: Bocharowaveronika@yandex.ru

Басманова Анна Александровна,

доцент кафедры иностранных языков ФГСН, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы E-mail: bassmanna1@gmail.com

Бакшеев Андрей Иванович,

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: baksh-ai@yandex.ru

До середины XVIII века публичные казни были повседневным явлением, активно поддерживаемым как государством, так и церковью. Они обладали рядом социальных функций, регулирующих общественные отношения. Именно поэтому исследование фокусируется на роли публичных казней как инструмента воздействия на средневековое общественное сознание. В нем описаны идеологически-воспитательная, информационно-коммуникативная, компенсаторная, регулирующая, стабилизационная и эстетическая функции публичных казней, а также роль народа в их исполнении. Основное внимание уделяется театрализации наказаний за преступления, заключающейся в ритуализации аспектов, подборе эмоционально воздействующих элементов в их реализации. В результате анализа выявлена значимость публичных казней Средневековья как общественного торжества и средства поддержания социального порядка. В статье подчеркнута эволюция восприятия смертной казни и её постепенное исчезновение из публичной практики в ходе гуманизации общества в последующие эпохи.

Ключевые слова: смертная казнь, Средние века, история наказаний, религия, публичность

Введение

До середины XVIII века такие массовые мероприятия, как публичные пытки и казни, были типичным явлением повседневности. В настоящее же время значимым достижением гуманизации общества стало то, что в подавляющем большинстве стран мира смертная казнь перестала быть не только публичным мероприятием, но и распространенным уголовным наказанием как таковым.

Однако в Средние века публичная смертная казнь была весьма обыкновенным событием, причем происходившим при непосредственном участии и поощрении со стороны церкви. Так, первое официальное признание папством смертной казни за ересь появляется в булле Extirpanda», обнародованной Папой Иннокентием IV в 1252 году [7]. Также стоит отметить, что в редакции статьи 2267 католического катехизиса, действовавшей до лета 2018 года, говорилось, что «традиционное учение Церкви не исключает применения смертной казни, если это единственный возможный путь действенно защитить жизни людей от несправедливого агрессора» [3].

Разнообразные способы публичной казни внедрялись в социально-культурную действительность средневекового общества не только с целью наказания за совершенное преступление, но и являлись инструментом подавления, устрашения граждан. При этом, светские власти, пользуясь возможностями, предоставляемыми существующим законодательством в отношении применения смертной казни, подчас просто убирали неугодных им людей. Так, Фридрих II Гогенштауфен, император Германии, в 1231 г. первым в Европе издал закон «О сожжении еретиков», и вскоре сжег несколько человек, возглавивших восстание в Мессине. Позднее, Папа Римский в личной переписке писал, что «под видом еретиков... погибали не еретики, а верующие, которые нанесли тяжкое оскорбление твоему Величеству» [5, с. 265]. С другой стороны, публичная смертная казнь оказывала непосредственное манипулятивное воздействие на массы в интересах как светских, так и церковных властей.

С социально-философской точки зрения, тема публичных казней является актуальной для понимания механизмов управления социумом, оказания влияния на духовную жизнь общества. Особенно важно отметить, что сами жертвы поддерживали публичность и театра-лизованность данного процесса, поскольку, находясь в безнадежной ситуации, они могли тем самым сделать послание толпе [8].

На основе значимости казни как инструмента воздействия на общественность, целью этой статьи является выявление ее публичных элементов. Фокус исследования направлен на рассмотрение наказания только за те виды преступлений, которые носили общественный характер и были совершены в отношении государственных и церковных органов власти, либо активно осуждались церковью, поскольку оказывали значительное влияние на регулирование общественных отношений.

Результаты

На основании как государственно-правовых, так и религиозных норм обществом осуждались насильники, го-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

мосексуалисты, проститутки, сводницы, виновные в прелюбодеянии, кровосмешении, богохульстве, попрании святыни, прерывании богослужения, ереси, вероотступничестве, святотатстве, колдовстве, лжеприсяге. При этом правовые нормы в обязательном порядке опирались на религиозные, а утверждение законов не обходилось без непосредственного участия церкви [9]. Массовость этого явления впечатляет: к примеру, в Нидерландах было наказано 25 000 человек, признанных еретиками, в Англии при Генрихе VIII казнены 72 000, при Елизавете - свыше 89 000; от следственных действий инквизиции всего погибло порядка 5 млн человек [8].

В целом, в рассматриваемый исторический период не существовало таких социально-культурных институтов, как пресса, кино, телевидение, радиовещание. Функции средств массовой информации выполняли различные публичные мероприятия [4], в том числе и публичные казни и пытки. Публичные театрализованные представления, к которым относятся и публичные казни, выполняли в обществе важные социально-культурные функции, главными из которых были следующие: идеологически-воспитательная, информационно-коммуникативная, компенсаторная, регулирующая, стабилизационная, эстетическая. Неотъемлемой составляющей публичных театрализованных казней являлся их коллективный характер, ведь проводились они всегда при большом количестве зрителей и иногда при их участии (например, при побивании камнями в новозаветные времена). Аутодафе - сожжение еретиков - устраивались на главной площади города при огромном скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда самого короля с семьей, аристократии, городских магистратов, корпораций. Именно коллективный характер смертной казни отличает ее от убийства - она выполняется не по воле одного лица, а по решению общегосударственной власти, то есть на основе приговора, вынесенного представителями власти или специальным уполномоченным органом.

Подтверждением тезиса о принадлежности публичных казней к категории публичных театрализованных действий является также факт наличия в структуре публичных казней трех составляющих, характерных для всех театрализованных мероприятий [8]. Это определенный сценарий как литературная основа действия; исполнители как субъекты сценического искусства; и зрители, превращающиеся в процессе публичной казни из пассивных наблюдателей в зрителей и участников, без которых это специфическое действие не выполняет свои общественные функции.

Идеологически-воспитательная функция казней и пыток в Средние века занимает ведущее место среди других функций, поскольку эмоционально-психологическое воздействие этих мероприятий на зрителей очень сильно и подчинено определенной общественной идее. Так, на поучительный эффект от страшного зрелища обращает внимание Й. Хейзинга: «Жестокое возбуждение и грубое участие, вызываемые зрелищем эшафота, были важной составной частью духовной жизни народа. Это спектакли с поучением. Для страшных преступлений изобретаются страшные наказания» [6].

Бесспорно, информационно-коммуникативная функция казни была также весома, поскольку такие публично-массовые мероприятия являются формой человеческого с, общения и имеют целью обмен вербальной и невербаль-О ной информацией. Так, перед сожжением еретиков начинался торжественный ритуал, во время которого пропо-== ведник еще раз предостерегал народ от коварства Дья-ш вола и его приспешников, коммуницировал, тем самым, 2 с публикой.

Ярко прослеживается и компенсаторная функция публичных казней в рассматриваемую эпоху - натурализм таких зрелищ вызвал эмоциональный стресс у зрителей, что и служило своеобразной формой активного отдыха и «адреналинового» развлечения, которое, в свою очередь, было разновидностью досуга и средством восстановления духовных и физических сил после будней. Поездка преступника до места казни была тяжелым испытанием, ведь народ не пропускал возможности «эмоциональной разрядки», зло смеясь и издеваясь над осужденными, которые шли в последний путь.

Путем организации публичных смертных наказаний формировались, регулировались и поддерживались взаимоотношения между различными общественно-имущественными слоями, между женщинами и мужчинами, старшими и младшими, между верующими и еретиками. Безусловно, публичность смертной казни привносила стабилизацию в общество, обеспечивая его управляемое развитие, которое направлялось церковной и светской властью.

В публичных смертных казнях находилось место и эстетическому фактору - художественно оформлялось публичное пространство, создавался сценарий зрелища, подбирались подходящие костюмы, музыка, атрибутика.

Так, театрализация Средневековой казни заключалась также в создании определенных декораций и атмосферы. Понятно, что для осмотра публике обязательно выставлялись сами орудия казни, но при этом власть старалась достигнуть наибольшего общественного впечатления от этого зрелища: внимание обращалось и на детали одежды осужденных, и на средства передвижения во время доставления осужденного на место казни, а также на ритуалы во время самого действия [10]. Например, Вольтером приводится описание головных уборов еретиков, идущих на казнь: «...они были одеты в санбенито и увенчаны бумажными митрами.», которые «.были расписаны перевернутыми огненными языками и дьяволами.» [2, с. 22].

О театрально-зрелищной составляющей публичных наказаний и о различном влиянии таких действий на зрителей писал уже в XVIII в. Чезаре Беккариа Боне-зана - просветитель, занимающийся разработкой вопроса смертной казни. По его мнению, смертная казнь для большинства людей является зрелищем, для меньшинства - предметом сочувствия, смешанного с возмущением; и оба эти чувства занимают ум зрителей более, чем спасительный страх, который вызывают законы. При этом, напротив, в наказаниях мягких и пролонгированных этот спасительный страх является господствующим ощущением, поскольку другим чувствам здесь места нет. Беккариа заключает - как раз влияние на зрителя и является главной целью казни, а не само наказание [1].

К непременным действующим лицам смертной казни как театрализованного действия можно отнести палача и преступника. В древности, обязанности палача брали на себя первосвященники, цари азиатских монархий, римские консулы и трибуны, а также царские отроки, военные сановники, обвинители и свидетели, родственники погибшего, иногда просто народ. Таким же образом и в средневековой Европе смертный приговор выполняло само общество в лице своих представителей, а иногда один из судей или родственник убитого или убийцы.

Как и в новозаветные времена, так и в Средние века традиционным местом исполнения смертной казни, осуществляемой принародно, был центр города - а именно лобное место. Самой процедуре казни предшествовала череда событий, которые можно трактовать как определенный театральный сценарий: для привлечения самого

широкого круга зрителей рассылались глашатаи и трубачи, или же звонили в колокола.

Популярности казням среди зрителей добавляли и сами личности преступников. В Средневековье царила определенная дискриминация, заключавшаяся в наличии у духовенства и дворянства привилегии освобождения от смертной казни. Страдальческие казни духовенства составляли почти сплошь исключение, а дворянство было казнено в гораздо меньших размерах, чем люди вне господствующих классов, и обычно им грозило лишь лишение титулов [11]. Постепенно, с развитием юриспруденции в Англии, привилегия освобождения от смертной казни распространилась и на светских людей на основе их образованности, ведь умение читать было признаком принадлежности к духовному сословию [11]. Конечно, казнь известных людей привлекала больше внимания среди общественности. Когда осужденными становились вельможи, народ получал еще большее удовольствие от исполнения правосудия.

Заключение

Таким образом, в Средние века казнь была публичным и практически торжественным мероприятием, подразумевающим участие не только наказуемого и осуществляющего наказание, но и общественности, наблюдающей за процессом. Публичная расправа над преступниками производилась с использованием средств театрализации и часто совпадала с днями государственных праздничных событий, становясь, таким образом, неким атрибутом общественных гуляний.

Несмотря на свою продолжительную историю, казнь как прилюдное действие стало менее популярно в эпоху Просвещения на фоне формирования аболиционистского движения. Первое, что претерпело изменение - это торжество, присущее наказанию. Власть начала предпринимать попытки убрать исполнение приговора с глаз народа, перенеся его в менее людные места и назначая на утреннее время. Казнь потеряла свой отличительный признак публичности, роднившей ее с иными массовыми зрелищами, и уже сегодня она воспринимается совершенно иначе, чем в Средневековье.

Литература

1. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. СПб.: типография И. Глазунова, 1806. 200 с.

2. Вольтер. Кандид, или оптимизм. М.: Юрайт, 2022. 112 с.

3. Катехизис католической церкви. М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2007. 216 с.

4. Марасинова Е.Н. Смертная казнь и политическая смерть в России середины XVIII в. // Российская история. 2014. № 4. С. 53-69.

5. Филлипов Б., Ястребицкая А. Европейский мир XXV вв. М.: Интерпракс, 1995. 376 с.

6. Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследования форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Айрис-пресс, 2004. 537 с.

7. Bessler J. The Death Penalty as Torture: From the Dark Ages to Abolition. Durham, USA: Carolina Academic Press, 2017. 460 p.

8. Bondarenko N. G., Beloglazova L., Shafazhin-skaya N.E., Akhyadov E.S.-M., Rozhkov A., Saen-ko N.R. Public execution as theatricalized means of influencing society: from New Testament times to modern

history // European Journal of Science and Theology. 2022. Vol. 18. No. 5. P. 77-91.

9. Dutton E., Madison G. (2018). Execution, violent punishment and selection for religiousness in medieval England // Evolutionary Psychological Science. 2018. No. 4(1). P. 83-89.

10. Friedland P. The Execution of Justice: The Ritual of Punishment in Medieval and Early Modern France // Seeing Justice Done: The Age of Spectacular Capital Punishment in France. Oxford: Oxford Academic, 2012. P. 89116.

11. Prosperi A. Crime and Forgiveness: Christianizing Execution in Medieval Europe. Cambridge, USA: Harvard University Press, 2020. 624 p.

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF PUBLIC DEATH PENALTY IN THE REGULATION OF SOCIAL RELATIONS IN THE MIDDLE AGES

Bocharova V.S., Basmanova A.A., Baksheev A.I.

Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, RUDN University, Krasnoyarsk State Medical University. prof. V.F. Voyno-Yasenetsky

Until the mid-18th century, public executions were a commonplace phenomenon, actively supported by both the state and the church. They served several social functions that regulated public relations. Therefore, this study focuses on the role of public executions as an instrument of influence on medieval public consciousness. It describes the ideological-educational, informational-communicative, compensatory, regulatory, stabilizing, and aesthetic functions of public executions, as well as the role of the general public in their enactment. Special attention is given to the theatricalization of punishment, which involved the ritualization of certain aspects and the selection of emotionally impactful elements in its implementation. The analysis reveals the significance of public executions in the Middle Ages as a form of social celebration and as means of maintaining social order. The article highlights the evolution of the perception of capital punishment and its gradual disappearance from public practice during the course of societal humanization in subsequent eras.

Keywords: capital punishment, Middle Ages, history of punishment, religion, publicity.

References

1. Beccaria Ch. On crimes and punishments. Saint-Petersburg: Printing house of I. Glazunov, 1806. 200 p.

2. Voltaire. Candide. Moscow: Yurayt, 2022. 112 p.

3. Catechism of the Catholic Church. Moscow: Cultural Center "Spiritual Library", 2007. 216 p.

4. Marasinova E.N. The death penalty and political death in Russia in the mid-18th century // Russian history. 2014. No. 4. P. 5369.

5. Fillipov B., Yastrebitskaya A. European world of the X-XV centuries. Moscow: Interpraks, 1995. 376 p.

6. Huizinga J. Autumn of the Middle Ages: Studies of forms of life and forms of thinking in the 14th and 15th centuries in France and the Netherlands. Moscow: Iris-press, 2004. 537 p.

7. Bessler J. The Death Penalty as Torture: From the Dark Ages to Abolition. Durham, USA: Carolina Academic Press, 2017. 460 p.

8. Bondarenko N. G., Beloglazova L., Shafazhinskaya N.E., Akhyadov E.S.-M., Rozhkov A., Saenko N.R. Public execution as theatricalized means of influencing society: from New Testament times to modern history // European Journal of Science and Theology. 2022. Vol. 18. No. 5. P. 77-91.

9. Dutton E., Madison G. (2018). Execution, violent punishment and selection for religiousness in medieval England // Evolutionary Psychological Science. 2018. No. 4(1). P. 83-89.

10. Friedland P. The Execution of Justice: The Ritual of Punishment in Medieval and Early Modern France // Seeing Justice Done: The Age of Spectacular Capital Punishment in France. Oxford: Oxford Academic, 2012. P. 89-116.

11. Prosperi A. Crime and Forgiveness: Christianizing Execution in Medieval Europe. Cambridge, USA: Harvard University Press, 2020. 624 p.

C3

о

er

IE

0

1

-1 У

IE U~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.