Научная статья на тему 'Социально-философские основы феномена "деловая женщина" в социокультурной среде'

Социально-философские основы феномена "деловая женщина" в социокультурной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
258
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ЖЕНЩИНА / BUSINESS WOMAN / ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / OBJECTIVE REALITY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ETHNIC CONSCIOUSNESS / КУЛЬТУРА / CULTURE / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новикова Нина Валентиновна

Проблема феномена "деловая женщина" автором раскрыта в двух аспектах: социально-философском и со-циокультурном. Кратко отражены различные взгляды на природу женщины и ее положение в обществе в истории общественного сознания. Автором показана актуальность применения социокультурного подхода в анализе деловых женщин с учетом тенденций социально-экономического развития мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially-Philosophical Bases of Phenomenon "Business Woman" in Sociocultural Environment

Problem of phenomenon "Business Woman" is shown in two aspects socially-philosophical and sociocultural. Various sights on the nature of the woman and her position in society in history of public consciousness are briefl y refl ected. The urgency of application of sociocultural approach is shown by the author in the analysis of business women in view of tendencies of social and economic development of the world community.

Текст научной работы на тему «Социально-философские основы феномена "деловая женщина" в социокультурной среде»

2. См.: Голод С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социологический журнал. 1996. № 3/4. С. 99-108.

3. См.: Белобородов И. Указ. соч.; Журавлев А.И. Кто мы, русские? Ростов н/Д: Феникс, 2007. 238 с.

4. См.: Переведенцев В.И. Демографические перспективы России // Социологические исследования.

2007. № 12. С. 58-69.

5. См.: Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России XXI века. М.: АСТ-Пресс, 2002. 436 с.

6. См.: Орлова И.Б. Демографическое будущее России. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001. 154 с.; Хореев Б.С. Проблема депопуляции в России // Обострение демографического кризиса и современное положение населения России / Под ред. Б.С. Хореева, Л.В. Иванковой. М.: Просвещение, 2000. 241 с.

7. См.: Гурко Т.А. Алименты: фактор качественного и количественного воспроизводства населения // Социологически исследования. 2008. № 9. С. 110-120; Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Брачный договор в России: от прошлого к будущему // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 50-56; Соловьева О. Снижение рождаемости как проблема современной семейной политики // Власть. 2008. № 1. С. 50-53; Ярская-Смирнова Г.Р., Романова П.В., Антонова Е.П. Домашнее насилие над детьми: стратегия объяснения и противодействия // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 57-64.

8. См.: Горшков М.К. Российский менталитет в социологическом измерении // Социологические исследования. 2008. № 6. С. 110-114; Гурко Т.А. Представления студенческой молодежи о браке // Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко. М.: Институт социологии РАН, 2006. 185 с. С. 17-24; Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования.

2008. № 2. С. 83-90; Чупров В.И., Зубок Ю.А.,

Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Мысль, 2001. 325 с.

9. См.: Дуров С.И. Влияние демографической политики государства на функционирование семьи как социального института: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2008. 16 с.; Каба-рухина И.А. Социальная адаптация российской семьи в современных социально-экономических условиях: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2007. 24 с.; Мирошниченко В.Н. Функциональная трансформация института семьи в современном российском обществе: Автореф. дис. . канд. социол наук. Ростов н/Д, 2007. 24 с.; Мартынова Е.В. Функционирование социального института приемной семьи в современоом российском обществе: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2008. 16 с.

10. Белобородов И. Указ. соч.

11. Гурко Т.А. Россия: социальная политика в отношении молодых родителей...

12. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты [Электронный ресурс]. Аналитический доклад. [Электрон. дан.]. М., 2007. URL: http//www.istas.ru, свободный. Загл. с экрана.

13. Петров А.В. Указ. соч.

14. Российская идентичность в социологическом измерении [Электронный ресурс]. Аналитический доклад. Электрон. дан. М., 2007. URL: http//www.isras.ru, свободный. Загл. с экрана.

15. Свобода. Неравенство. Братство: Социологический портрет России / Авт.-сост. Е.П. Добрынина; Под общ. ред. М.К. Горшкова. М.: ИИК "Российская газета", 2007. С. 84-91.

16. См., например: Проблемы профилактики деви-антного поведения молодежи Ростовской области и Юга России: социокультурный аспект: Мат-лы регион. конф. / Отв. ред. В.В. Черноус. Ростов н/Д: ИППК при РГУ, 2003; Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи (социологический аскпект) // Вестник МГУ Сер. 18. Социология и политология. 1997. №. 3. С. 45-56.

2 февраля 2009 г.

ББК 87.6

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНА "ДЕЛОВАЯ ЖЕНЩИНА" В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Н.В. Новикова

Рассмотрение обозначенной темы исследования распадается на три составляющие: во-первых, проблема "женского" как философская

Новикова Нина Валентиновна - аспирант кафедры философии, директор Центра оценки документов об образовании Донского государственного технического университета, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, е-шай: [email protected], 8(863)278346.

проблема; во-вторых, появление в современном обществе феномена "деловая женщина" и, в-третьих, степень влияния социокультурной среды на особенности поведения и

Novikova Nina - post-graduate student of the philosophy department, director of the Centre on Education Document Evaluation of the Don State Technical University, 1 Gagarina Square, Rostov-on-Don, 344000, е-mail: [email protected], ph. +7(863) 278346.

формирования имиджа современной деловой женщины.

Проблема "женского" как философская проблема сегодня ставится как в рамках традиционных разновидностей феминизма, так и на основе так называемого гендерного подхода к проблемам пола, определяющего все различия социально сконструированными, в том числе и прежде всего те, что в классической философии считались сущностно определяющими по отношению к индивиду, атрибутивными признаками человеческого существования, а именно, половые различия. Вполне закономерно, что такой подход в корне меняет понимание этой проблемы и способствует появлению принципиально новых концепций человеческой субъективности, способов ее презентации и определения. Исследователи, работающие в русле гендер-ного подхода, пытаются прояснять скрытый ранее смысл норм, по которым строились отношения между полами, показать, что за фасадом привычных и "естественных" различий, помещенных внутрь одной и той же сферы половых отношений, скрывается совершенно иная система разноуровневых и отнюдь не биоидных оппозиций [1].

Попытки прояснять вопрос об отношениях между полами предпринимали еще философы древности (Платон, Аристотель) [2]. Существует весьма солидная предыстория рассмотрения отношений между полами. В течение столетий ученые искали свои ответы на эти вопросы. Более того, нет ни одного более или менее известного мыслителя прошлых эпох (будь то философ, историк, социолог или психолог), который бы не высказался на эту тему, но странное дело: практически всегда, за редчайшими исключениями, это были высказывания в одном и том же ключе. В научных изысканиях женщина всегда оказывалась существом неполноценным либо в биологическом (как у Шопенгауэра, Ницше, Конта) [3], либо в психологическом (как у Фрейда) [4], либо в интеллектуальном плане (В.Н. Дружинин, О.Р. Арнольд) [5]. Любопытно, что женщина объявлялась в разных смыслах неполноценной, а способности мужчины вообще не обсуждались, поскольку просто само собой разумелись. Важно также, что этими обнаруженными видами неполноценности пытались аргументировать то, что называлось "женской дефектностью" [6], и отсюда пытались выводить (каждый по-своему) необходимость

мужского превосходства по отношению к женщине, мужской ответственности за нее.

В наше время эти привычные ранее представления не кажутся такими естественными, как прежде. Двадцатый век показал "апологетический" подтекст и "заинтересованность" классической науки (философии, истории, социологии, психологии). Стало понятно, что создатели этих теорий зачастую занимались, сами того не замечая, рационализацией современных им обыденных представлений и возводили их затем от имени науки в ранг всеобщности. Сейчас же пришло время строить социально-философскую теорию, посвященную анализу особенностей данного предмета, с самого начала (до ХХ в. этим всерьез практически не занимались).

При этом важно отметить, что сегодня происходят глобальные изменения в морально-нравственных и социокультурных ориентациях общества, связанные с интернационализацией и глобализацией экономики, неуклонно возрастающей ролью женщин, необходимостью построения новой стратегии взаимодействия людей с учетом культурных и гендерных особенностей деловых партнеров. Вместе с тем появление так называемой "второй глобализации" [7], формирование "модульного" человека [8], автономного и ответственного индивида, являющегося неотъемлемой частью современного общества, и другие современные процессы, отражающие реформирование общественных отношений, повышают интерес к философии как фактору социально-экономического развития.

В связи с этим социально-философский подход в гендерных исследованиях приобретает особую значимость и актуальность. Ведь современное философское осмысление места и роли женщин в обществе, являясь не только философией пола, но и методологической базой гендерных исследований в целом, выполняя функцию метанауки, пытается реализовать новейшие принципы поливариативности и анти-тетичности философского мышления, ставит вопросы о власти, субъектности, соотношении духовного и телесного, специфике философского современного научного знания о гендере.

Приступая непосредственно к анализу феномена "деловая женщина", рассмотрим сначала предпосылки его появления. В современном постиндустриальном информационном обществе сложился целый ряд объективных условий, благоприятствующих расширению

женского участия в экономике отдельных стран. Современное общество все больше ориентируется на демократические принципы управления. Выделение понятия сетевого общества [9], где на первое место выходят информационные технологии, приводит к повышению значения сферы услуг с соответствующей ей моделью деловых отношений, что вполне отвечает женским особенностям ведения бизнеса.

Масштабные социально-экономические и политические преобразования в мировом сообществе, мировой экономический кризис и другие процессы привели к изменениям статусных позиций различных социальных групп и проблематизации гендерных исследований. Возрастание роли женщин во всех сферах жизнедеятельности общества повысили значение исследования феномена деловых женщин в мире. Очевидным является тот факт, что в обществе сформировался новый тип экономически активной женщины - "деловая женщина" [10].

Подчеркивая актуальность применения социокультурного подхода, исследователи отмечают, что при несовпадении интересов сторон, при возникновении разногласий или конфликтов в деловом общении, различия национального характера, манер поведения и образа мышления выступают на первый план и начинают играть главную роль [11]. Необходимо быть готовым к возможному проявлению "непредвиденных" действий, поступков, решений со стороны своих иностранных коллег и заблаговременно выработать оптимальную тактику и стратегию во взаимоотношениях с ними. Для этого надо знать социокультурную среду, в которой протекает деятельность партнеров, их национальные особенности, специфику образа жизни и манеры поведения, философию их мышления. Важно понимать, что участие женщин в деловом сотрудничестве требует учета и гендерной специфики с ее национальным компонентом.

Многие исследователи все чаще приходят к убеждению, что именно национальные признаки каждого отдельного общества накладывают отпечаток на историческую динамику развития мира в целом. Становится понятным, почему в последние годы сформировалась тенденция изучения социокультурных явлений с учетом философского компонента как универсального и всеобъемлющего феномена, применение которого позволяет изучать

любое социальное явление во всем его многообразии [12].

Вступив в XXI век, мы стали свидетелями тектонических сдвигов в культурах большого количества обществ, когда наносные пласты исчезали в одночасье, а глубинные и часто пренебрегаемые выходили на первое место. В настоящее время человечество стало подводить итоги бурного и не всегда позитивного общественно-политического, экономического и социокультурного развития.

Результатом этого стало следующее: несмотря на некоторое ослабление этнических свойств культуры и возрастающее влияние общечеловеческих универсалий, в социально-экономических отношениях мы видим бурный рост этнического самосознания, усиление чувства этнической идентичности. Одно из объяснений этого сотоит в этом, что при разрушении любой (государственной, социальной) идеи, скреплявшей общество, в целях удовлетворения основной потребности человека в определенности на сцену выходит более древняя и устойчивая форма информационного структурирования мира - этническая. Причем данная форма затрагивает все сферы жизни общества, особенно социальную и экономическую. Необходимость учета национальной специфики народа в современных исследованиях подчеркивается многими исследователями. Так, по мнению ряда ученых, содержание гендерных стереотипов зависит от культуры, в которой они были сформированы. Эта проблематика находит свое отражение в исследованиях зарубежных и отечественных ученых (И.А. Ильин, И.С. Кон, Г. Хофстед [13]).

В трудах О. Ворониной, П. Бурдье, О.В. Рябова [14] анализируется влияние социокультурной среды на гендерные стереотипы. Культурологические и социально-философские аспекты исследования роли женщины в обществе отражены в трудах В.А. Рамих [15].

Востребованность "женского" стиля управления определяется качественными изменениями в самом менеджменте, который сейчас приобретает социотехнический, инновационный, человекоориентированный характер. Ряд исследований убедительно доказывает, что нетрадиционный женский стиль руководства отвечает современным социокультурным требованиям и может повысить жизнеспособность любой социальной общности в условиях неустойчивого миропорядка [16].

Адаптация женщин к современным политическим и социально-экономическим условиям сопряжена с рядом сложностей социального характера. В связи с этим деятельность по защите прав женщин в конце XX в. активизировалась и обрела мощный глобальный импульс и международное звучание. Генеральной Ассамблеей ООН был принят ряд документов с целью достижения равенства между мужчинами и женщинами в обществе, в том числе "Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", в которой подчеркивается, что по-прежнему имеет место дискриминация женщин, означающая различие, исключение или ограничение по признаку пола, признается, что "для достижения полного равенства между мужчинами и женщинами необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в семье и обществе", а "роль женщины в продолжении рода не должна быть причиной дискриминации, поскольку воспитание детей требует совместной ответственности мужчин и женщин и всего общества в целом" [17].

Итак, в истории общественного сознания отражены различные взгляды на природу женщины и ее положение в обществе. Этот вопрос представляет собой сложную историко-философскую, психолого-педагогическую категорию, включающую биологические и социально-культурные, политические и экономические стороны бытия женщины. Умножение источников такого рода знаний, в том числе вопросов самоопределения деловых женщин, приводят к фрагментированности представлений женщины о самой себе, к множественной, часто противоречивой информации о том, насколько успешно она идентифицируется с социально важными значениями.

В связи с этим вопросы положения женщин в обществе, расширения их прав и возможностей, вовлечения женщин в процессы современного развития в качестве активных их участников являются актуальными для многих стран. Глобальные изменения мировой ситуации, как и современные политико-экономические, социально-культурные изменения в России, несут на себе печать разнообразных коллизий, драматично сказываются на положении, судьбах современных женщин, на нравственном состоянии общества в целом, на формировании целостного культурного облика как женщины, так и мужчины.

Подчеркнем, что социально-философский анализ феномена "деловая женщина" тесно связан с логикой развития философской проблематики в 60-е годы XX в. Движение философии XX в. от философии модерна и философского структурализма к постструктурализму и философии века XXI - попытка преодолеть одновременно бинарное рассмотрение мира и дихотомичное построение самой философии.

Как это удачно сформулировал французский философ М. Мерло-Понти [18], важнейшей задачей метафизики XX в. является преодоление ее антитетичности как в ответах на "вечные" философские вопросы, так и в самой их постановке. Традиционная альтернатива общего и единичного, индивида и общества, возможности и действительности, проекта и его реализации, нового и старого, интуиции и рациональности, веры и разума, экспрессии и экспрессивных средств, мужского и женского становится в новейшей философии, прежде всего гендерной, темой историко-философской критики, по отношению к которой формируется новый стиль философского мышления. Это поиск третьего, безальтернативного пути. В основании такого подхода лежит принципиальное отличие всей, в том числе философской, культуры постмодерна, рассматривающей человека, его восприятие мира и мир в тесной взаимосвязи.

Проблема субъективности и идентичности субъекта становится одной из центральных в философии. Она включает в себя и проблему этнической идентичности, а также множество сопредельных тем, в том числе национальную, культурно-историческую, возрастную самоидентификацию субъекта. Идентичность субъекта понимается как нечто не сводимое к структуре или функции, а скорее фрагментированное.

Учитывая современные достижения философской мысли, можно отметить, что в постындустриальном обществе складываются особые предпосылки для деятельности деловых женщин. Производство товаров дополняется производством услуг, формируются новые модели отношений в сфере труда. Женщина становится востребованной обществом в силу своих природных качеств: способности вызывать доверие, развитой интуиции, гибкости мышления, умения быстро адаптироваться.

В условиях так называемой "третьей современности" [7] вместо дезорганизации

свобода оказалась представленной неолиберализмом, столь радикальным, столь отрывающим экономику от общества, что возникают различные типы национальных государств и хозяйственных демократий с разными перспективами развития, в которых религия, культура, этика начинают играть колоссальную роль, ибо проблематика культуры является в определенном смысле уникальной. Пожалуй, никакая другая категория социальной философии не отличается таким богатством и разнообразием, как культура. Причем с годами это разнообразие не только не преодолевается, но, напротив, возрастает. Культура для общества — то же, что память для отдельного человека. Она включает в себя традиции, которые "сообщают" человеку о том, как "это работало" в прошлом. Она также ориентирует человека в том, как воспринимать окружающий мир и себя самого, идентифицировать себя с обществом, оценивать свои, еще не сформированные представления об окружающем мире и социальном поведении. Культура раскрывает сущность, природу, жизнедеятельность человека. Вне человека в качестве некоего самостоятельного отдельного субстрата культура попросту не существует. Культура характеризует человека не просто как некий обобщенно-застывший, статический, средний образ, как человека вообще. Она фиксирует диалектико-материалистический пласт человека - его реальную общественную деятельность, т.е. бытие в качестве живого деятельно-предметного субъекта.

Таким образом, среди широкого круга проблем, находящихся в центре внимания современной философской науки, наибольший интерес представляют те, которые связаны с определением перспектив развития общества с учетом особенностей социокультурной среды, значение которого подчеркивают мо-дернизационные процессы, протекающие в современном обществе, социально-культурная обусловленность экономических знаний, глобализация мировой экономики и связанная с ней проблема национальной идентичности и мультикультурализма. Это в первую очередь затрагивает круг вопросов, связанных с социально-экономическими, политическими и культурными преобразованиями, возникновением принципиально нового способа сосуществования мужчин и женщин в условиях информационного общества, что определяет актуальность социально-философского

исследования феномена "деловая женщина" в социокультурном пространстве.

Изучение влияния особенностей национальной культуры на формирование этнического облика деловых женщин, их имиджа, на сознание и бытие деловых женщин являются предметом дальнейших исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. 256 с.; Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол. Гендер. Культура / Под ред Э. Шоре, К. Хайдер. М.: РГГУ, 1999. С. 23-55; Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 177-185.

2. Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М.: Мысль, 1970. 398 с.; Аристотель. О возникновении животных. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. 402 с.

3. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. М.: ЭКСМО, 2007. 384 е.; Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Прелюдия к философии будущего / Пер. с нем. СПб.: Издательский Дом "Азбука-классика", 2006. 480 е.; Ермаков В.С. Конт О. // В.С. Ермаков. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный. СПб.: Союз, 2003. 289 е.

4. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1989. 393 с.

5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. Спб.: Питер, 2007. 320 с.; Арнольд О.Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М.: Селена; Соверш. секретно, 1994. 318 с.

6. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М.: Преображение, 1996. 224 е. С. 26.

7. Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации. Социально-философский анализ взаимоотношений экономики и общества // Вопросы философии. 2008. № 2. С. 12-15.

8. Геллнер Э. Пришествия национализма. Мифы нации и класса // Нации и национализм. М.: Прак-сис, 2002. 536 с. С. 146-185.

9. Бондаренко С. О социологии виртуальных сетевых сообществ // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VII Всерос. объединенной конф. СПб.: Изд-во филолог. ф-та СПбГУ, 2004. 264 с.

10. Стрекалова Н.Д. Деловая женщина в современном бизнесе. СПб.: СПбГУЭиФ, 1999. 199 е.; Моор С.М. Женщина на пороге XXI века: ген-дерные исследования социально-экономических проблем. Тюмень: Изд-во Тюмен. ун-та, 1999. С. 149-153; Чирикова А.Е. Лидеры российского

предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М.: Институт социологии РАН, 1997. 201 с. С. 116-119; Чирикова А.Е. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 73-82.

11. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М.: "Ключ-С", 1999. 224 с.; Триндис Г.К. Культура и социальное поведение: Учебное пособие / Пер. В.А. Соснин. М.: ФОРУМ, 2007. 384 с.; Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М.: Дело, 1999. 440 с.

12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология.М.: Аспект Пресс, 2007. 368 с.; Кочетков В.В. Психология межкультурных различий: Учебное пособие. М.: ПЭРСЭ, 2002. 416 с.

13. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 75-82; Hofstede G. Cultures and organizations: software of the mind N.-Y.: McGraw-Hill, 2000. 226 р.

14. Воронина О.А. Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001. 235 с.; Бурдье П.

Мужское господство // П. Бурдье. Социальное пространство: поля и практики. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. 198 с.; Рябов О.В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. Иваново: Иванов. гос. ун-т, 1997. 159 с.

15. Рамих В.А. Личность женщины (социально-философский анализ): Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1990. 186 с.

16. Гендерные стереотипы в социокультурных процессах средних городов России (Региональные аспекты): Мат-лы круглого стола. Иваново: Российский межвузовский центр гендерных исследований, 2001. С. 82-89; Коростылева Н.Н. Исследование гендерного конфликтогенеза. М.: Библионика, 2005. 240 с.

17. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Народное собрание. 1995. № 3. С. 128-139.

18. Мерло-Понти М. В защиту философии: Сборник / Пер. с фр., послесл. и примеч. И.С. Вдови-ной. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1996. 248 с.

19 марта 2009 г.

ББК 67.408+66.4(2Рос)

О ВОЗМОЖНОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУУМА В УСЛОВИЯХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЙН

на стратае

на страте

В.С. Поликарпов,

"ля обеспечения безопасности российского социума в интеллектуальных войнах следует использовать на стратегическом уровне темпоральные шкалы виртуального наблюдателя. В одной из интересных работ отечественных философов А.Л. Алюшина и Е.Н. Князевой [1] представлен так называемый эндофизический подход, который позволяет моделировать восприятие виртуальным наблюдателем реальности на уровне замедленных, протяженных (или сверхбыстрых, сжатых) шкал времени. Эндо-физический подход состоит в исследовании реальности, рассматриваемой в соотношении с реальным или виртуальным наблюдателем. Именно виртуальный наблюдатель выступает в качестве основополагающего элемента мысленного экспериментирования, когда строятся

Поликарпов Виталий Семенович - доктор философский наук, профессор, заведующий кафедрой философии Технологического института Южного федерального университета, 347928, г Таганрог, пер. Некрасовский 44, e-mail: [email protected], т. 8(8634)371615;

Поликарпова Елена Витальевна - кандидат философских наук, доцент той же кафедры.

Е.В. Поликарпова

виртуальные реальности и целостные миры на основе принципа, согласно которому воображаемое как бы является реальным, а недоступное обычному человеческому восприятию - зримым и осязаемым. Задача заключается в том, "чтобы вместо человеческой субъективности в ее темпоральном аспекте подставить нечеловеческую субъективность, с тем, чтобы выйти на те темпоральные контуры мира, которые могут оказаться видны в новой сетке" [1, с. 81-82]. Стержневой идеей здесь является то, что человеческий мозг данные восприятия обрабатывает в дискретной форме, или в виде кадров (это относится и к иным видам когнитивного процесса, включая и вербально-логическое мышление). В результате задания соответствующих значений длительности кадров можно воссоздать

Policarpov Vitaly - Doctor of philosohpy, professor, chairman of the philosophy department of the Taghanrogh Institute of Technology Southern Federal University, 44 Nekrasov Street, Taghanrogh, 347928, e-mail: philosof@egf. tsure.ru, ph. +7(8634)371615;

Policarpova Elena - Ph. D. in philosohpy, associate professor of the same department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.