3. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
3.1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ Б. РАССЕЛА В ЕГО РАБОТЕ «ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ЯДЕРНАЯ ВОЙНА»
Яблокова Наталия Игоревна, доктор философских наук, профессор кафедры философии Место работы: ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»
Аннотация: в представленной статье проанализированы ключевые положения изданной в 1959 году книги «Здравый смысл и ядерная война», принадлежащей перу британского философа, ученого, публициста, общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии по литературе Б.Рассела. В ней Рассел развил идеи, показывающие эволюцию его взглядов на систему международных отношений после того, как Человечество вступило в ядерную эпоху, высказал оригинальные соображения в поддержку мирного сосуществования национальных государств, относимых к капиталистической и социалистической системам, взаимного и добровольного их отказа от ядерного оружия массового уничтожения, гонки ядерных и обычных вооружений, наконец, самой идеи ядерной и какой-либо иной войны. В этом, по мнению автора статьи, - главная философская, научная ценность данной книги.
Ключевые слова: атомная, водородная бомбы; Бертран Рассел; внешняя политика; война; гонка вооружений; здравый смысл; идеология; мирное сосуществование; новое мышление; оружие массового уничтожения; переговоры; разоружение; разрядка международной напряженности.
SOCIO-PHILOSOPHICAL IDEAS OF B.RUSSELL, PRESENTED IN HIS BOOK «COMMON SENSE AND NUCLEAR WARFARE»
Yablokova Natalia I., doctor of philosophical sciences, professor of chair of philosophy Place of employment: FSBEI HE MSTU «STANKIN».
Abstract: in present article analyzes key provisions of published in 1959 book «Common sense and a nuclear warfare», owned to pen of British philosopher, scientist, publicist, public figure, winner of Nobel Prize for literature B.Russell. In it Russell developed ideas, showing evolution of his views on system of international relations after mankind has entered into nuclear age, expressed original ideas in support of peaceful coexistence of national states, attributable to capitalist and socialist systems, mutual and voluntary its renouncement from nuclear weapons of mass destruction, race of nuclear and conventional weapons, finally, idea of nuclear and any other war. In it's, according to author of article, - main philosophical, scientific value of this book.
Keywords: arms race; atomic, hydrogen bombs; Bertrand Russell; common sense; conversations; disarmament; discharge of international tension; foreign policy; ideology; new thinking; peaceful coexistence; war; weapons of mass destruction.
Можно, с сожалением, констатировать, что годы, прошедшие после окончания холодной войны, не сделали существование Человечества более безопасным, чем во времена, когда две мировые системы, капиталистическая и социалистическая, возглавляемые США и Советским Союзом, в отношениях друг с другом балансировали на грани ядерной войны. Поэтому проблемы возможной ядерной войны, по-прежнему, в центре внимания не только военных экспертов, ученых, философов и политиков, но и широких слоев международной общественности.
Среди тех, кто в свое время оказался по-настоящему неравнодушным к проблемам ядерной войны и ее последствий, был Бертран Артур Уильям Рассел (Bertrand Arthur William Russell; 1872-1970) - британский философ, ученый, публицист, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе, один из основателей британского варианта неореализма и логического атомизма.
Из биографии Рассела известно, что в 1944 году он переехал из США в Великобританию, где стал преподавать обществоведческие дисциплины в Тринити-колледже Кембриджского университета, откуда еще в
период Первой Мировой войны его уволили за антимилитаристские публичные высказывания.
Первоначально Рассел поддерживал внешнюю политику США и Великобритании, проводимую ими в русле холодной войны. К примеру, после атомных бомбардировок 06-09.08.1945 ВВС США японских городов Хиросима и Нагасаки Рассел, скорее, позитивно, чем негативно отнесся к попыткам официальных Вашингтона и Лондона использовать монополию США на атомное оружие в целях нейтрализации агрессивных, как он считал, планов официальной Москвы по послевоенному переустройству Европы и мира в целом. Но когда 29.08.1949 Советский Союз успешно испытал атомную бомбу, он пересмотрел свою позицию.
После дальнейшего успешного испытания водородной бомбы сначала СССР (12.08.1953), а потом США (01.03.1954) и состоявшейся переписки Рассела с лауреатом Нобелевской премии по химии, общественным деятелем, одним из основателей и лидеров «Пагоушского движения ученых» Фредериком Жолио-Кюри, используя свои публицистический дар и научный авторитет, Рассел выступил против развернувшейся гонки ядерных вооружений. 24.12.1954 он публично по радио обратился к
Яблокова Н. И.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ Б. РАССЕЛА В ЕГО РАБОТЕ «ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ЯДЕРНАЯ ВОЙНА»
Человечеству с «Манифестом борьбы за мир против ядерной войны», лейтмотивом которого стал тезис, что в такой войне не может быть победителей.
Вопрос о возможности и необходимости существования нашей цивилизации без ядерного, а также иных видов оружия массового уничтожения был актуализирован и в заявлении, подготовленном Расселом и подписанном им, а также Альбертом Эйнштейном (за два дня до смерти последнего), другими выдающимися деятелями науки. Содержание этого документа, получившего название «Декларации Рассела-Эйнштейна», было обнародовано на пресс-конференции 09.07.1955.
В предельно сконцентрированном виде социально-философские идеи Рассела по проблемам жизнедеятельности мирового сообщества в условиях развертывающейся между СССР и США в период холодной войны гонки вооружений и балансирования на грани ядерной войны изложены в его работе «Здравый смысл и ядерная война», которая была написана и опубликована в Лондоне в 1959 году. В ней Рассел развил идеи, показывающие эволюцию его взглядов на систему международных отношений после того, как Человечество вступило в ядерную эпоху, а также высказал оригинальные соображения в поддержку мирного сосуществования национальных государств и политики разрядки международной напряженности.
Личную позицию в отношении указанной проблематики Рассел позиционировал, как точку зрения «здравого смысла». Отметим, что Рассел не раз в своих работах апеллировал к здравому смыслу, полагая, что реально все, что здравый смысл, не зараженный философией и религией, полагает реальным. В указанной работе он также, опираясь на здравый смысл, приходит к следующему выводу: «Существует много людей, которые поняв, что атомная война закончится катастрофой, убедили себя в том, что ее не будет. Я глубоко надеюсь, что они правы, но они будут правы только в том случае, если великие державы последуют новому политическому курсу»; «Я часто высказывал свои взгляды на достоинства политической и экономической систем, как Запада, так и Востока... Нужен не призыв к тому, или иному «изму», а призыв к здравому смыслу. к людям как таковым, и он адресован в равной мере ко всем, кто надеется на то, что Человечество выживет» [3, с.18, 7].
Выделим еще целый ряд социально-философских идей, выдвинутых Б. Расселом в этой книге, которые не потеряли своей значимости и до сих пор. Одна из них касается соотношения национальных и всеобщих интересов. Сохранение мира на Земле и предотвращение мировой ядерной войны - это тот всеобщий интерес, осознать который должны во всех уголках Земного шара. При этом Рассел не призывает отказаться от национальных интересов. Но их удовлетворение, по его мнению, не должно вестись военными и, уж тем более, ядерными средствами. Кроме того, важно справедливо оценивать к чему приводят эти интересы. И, наконец, он подчеркивает, что «государственный деятель, который стремится к безопасности и процветанию своей собственной страны, может достичь своих целей, только добившись безопасности и процветания всех мощных стран» [3, с.33-34].
Еще одна важная социально-философская идея Рассела - констатация того, что гонка вооружений весьма разорительна для населения страны. Отсюда,
«гораздо выгоднее благосостояние собственных граждан», чем наращивание вооружений.
Вся структура и содержание анализируемой работы Рассела - это, по сути, план того, как предотвратить ядерную войну. Сначала он описывает все ужасающие последствия балансирования на грани войны, далее -методы разрешения разногласий в ядерный век, затем излает программу достижения мира и конкретные шаги к примирению. В своей книге Рассел выступает за мирное сосуществование капиталистической и социалистической систем, взаимный добровольный отказ национальных государств, входящих в указанные системы, от ядерного оружия массового уничтожения, гонки ядерных и обычных вооружений, наконец, самой идеи ядерной и какой-либо иной войны. В этом - главная философская, научная ценность книги.
В ней Рассел особо подчеркивает, что:
1. сегодня «в случае малой войны имеется значительный риск, что она превратится в войну больших размеров, а ряд мелких войн делает это почти неизбежным» [3, с.24];
2. в современную эпоху любое использование ядерного оружия таит себе небывалую угрозу существованию не только США, СССР, их союзников по НАТО и Варшавскому Договору, а также нейтральных стран, но и всего Человечества. Поэтому если допустить, что ВВС США «совершат в полном составе налет на Россию, а бомбы взорвутся при ветре, дующем к юго-востоку над русской территорией», убитых будет «несколько сотен миллионов», причем не только русских, но и японцев, китайцев и даже жителей Филиппин. С другой стороны, «если ядерные бомбы общей мощностью 2500 мегатонн будут сброшены на США, исходя из численности населения этой страны по данным 1950 года, а именно - 151 миллион. в первый день будет 36 миллионов убитых и 57 миллионов пораженных, а на шестой день войны будет 72 миллиона убитых и 21 миллион пораженных. действительное число жертв будет значительно больше чем вышеупомянутая цифра в 72 миллиона. Западная Европа, включая Великобританию, вероятно, пострадает больше, чем Соединенные Штаты, вследствие большей плотности населения. Выжившие, голодные, потерявшие здоровье и не способные рожать здоровых детей люди должны, по-видимому, утешаться тем, что такова же участь русских». В этом безумном марше к смерти нельзя прийти к иному заключению, как к тому, что следует круто повернуть «в обратном направлении к благоразумию и жизни. Рано или поздно существующий курс приведет к уничтожению человеческого рода. Мы не обречены на эту гонку к катастрофе. Человеческая воля породила ее, и человеческая воля может ее прекратить» [3, с.20-23];
3. если даже все накопленное Человечеством ядерное оружие окажется под официальным запретом и будет достигнуто всеобъемлющее соглашение о прекращении испытаний, производства и применения этого и других видов оружия массового уничтожения (ОМУ), любая серьезная война необходимо превратится в войну с использованием ОМУ, как только воюющие стороны смогут наладить его производство. «Следовательно, нужно найти способ обойти эти проблемы. А это станет возможным, только если каждая сторона действительно и совершенно искренне откажется от надежды добиться успеха войной. Может быть, первым и наиболее убедительным доказатель-
ством искренности будет отказ обеих сторон от засекречивания. Если каждая сторона разрешит другой инспектировать ее вооружение, это будет довольно убедительным доказательством, что она втихомолку не замышляет войны» [3, с.36-37];
4. преодоление опасности ядерной войны путем соответствующих переговоров требует реального, а не декларативного прекращения вмешательства в дела друг друга, «нового мышления» [3, с.29], спокойного, идеологически «не окрашенного» диалога сторон. «Приписывание морального превосходства собственной стороне, которое в течение многих лет стало привычным как для Запада, так и для Востока, настолько раздражает стороны, ведущие переговоры, что просто человечески очень трудно воздержаться от едких ответов», обрекающих переговоры на неудачу [3, с.37].
Отметим, что в анализируемой работе Б. Рассел высказал целый ряд идей, весьма точно описывающих будущее.
Так, впечатляют предсказания автора в отношении испытаний и создания все более совершенных и принципиально новых видов оружия массового уничтожения, укомплектованных, как ядерной, так и традиционной «начинкой», а также стратегии и тактики их использования и во многом обусловленной этим продолжающейся гонки вооружений. Речь идет в работе и о нейтронной бомбе, молниеносном глобальном неядерном ударе, размещении ядерного оружия в ближнем и далеком космосе, неконвенционном, но чрезвычайно разрушительном геосферном, гелиосферном оружии, разновидностями которых выступают атмосферное (климатическое), гидросферное, литосфер-ное оружие и др. Например, он пишет: «Вероятно, в недалеком будущем станет возможным добиться того, что какой-нибудь большой район Земного шара на вражеской территории будет иметь или слишком много или слишком мало дождя, или температура воздуха в этом районе сможет быть понижена настолько, что станет невозможным собрать полезный урожай»; «Когда, как надеются, Луна, а может быть, Марс и Венера смогут быть использованы в качестве ракетных баз, надо ожидать, что произойдет значительное увеличение возможностей разрушения... Нобель считал динамит настолько разрушительным, что думал, будто его изобретение означает конец войны. В недалеком будущем, если не произойдет изменений в политическом курсе, мы будем вспоминать счастливые, благополучные дни водородной бомбы и будем удивляться, как можно было бояться такого пустякового оружия» [3, с.14-15].
Однако его предсказания касаются не только развития вооружений, но и будущего социально-политического переустройства общества. Так, он пишет о вероятном отказе стран Восточной Европы от коммунистической идеологии в случае вывода советских войск с их территории, о воссоединении Германии, будущей мощи Китая.
При этом Рассел сформулировал и ряд спорных, на наш взгляд, суждений, касающихся, например, обоснования территориальных изменений в интересах достижения всеобщего мира и разоружения, примата сепаратных переговоров в сфере ядерного разоружения над переговорами, изначально становящимися достоянием широкой общественности, оценок результатов внешней политики США и Советского Союза в Европе, которая в период выхода в свет книги мыслителя была «фактически разделена между Соединенными Штатами на Западе и Россией на Востоке», на
Ближнем и Среднем Востоке, где «Запад должен будет отказаться от поддержки плохих правительств, а России нужно будет сдерживать свои желания сеять смуту» [3, с.49-51], реальных и потенциальных возможностей здравомыслящих простых людей влиять на принимаемые публичными властями национальных государств решения в сфере внешней политики, так или иначе, связанные с разрядкой международной напряженности.
Оценивая в целом работу Б. Рассела «Здравый смысл и ядерная война», можно сделать вывод, что ее автор был подлинным гуманистом, последовательным антимилитаристом, чью активную позицию в русле комплексного осмысления актуальных для Человечества проблем войны и мира сложно отрицать [1; 2, с.70-71].
Так, в 1962 году в период Карибского кризиса Рассел, действующий в качестве активиста «Движения за ядерное разоружение», непосредственно обратился к Д. Ф. Кеннеди и Н. С. Хрущеву с призывом безотлагательно начать переговоры о недопущении перерастания указанного кризиса в Третью Мировую войну. Позже он решительно протестовал против агрессивных авантюр США, иных государств Запада, направленных против национально-освободительных движений, спонтанно оформившихся после окончания Второй Мировой войны, вместе с Жан-Полем Сартром активизировал создание Международного трибунала по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме.
Это, в свою очередь, повлекло за собой обструкцию Рассела на Западе. С подачи представителей правящих классов США, Великобритании, иных государств -членов НАТО развернулась мощная пропагандистская кампания против Рассела. Показательно, что, предугадав неизбежность такой ситуации, Рассел в анализируемой работе пишет: «На Западе, и я предполагаю, и на Востоке, существует много людей, которые считают, что уничтожение Человечества предпочтительней, чем победа идеологии, которая им не нравится. и необходимо вести атомную войну, даже рискуя всеобщим уничтожением. Я могу рассматривать такую точку зрения только как проявление фанатизма» [3, с.62].
Интересно отметить, что сам Рассел не считал себя законченным пацифистом, то есть «никогда не утверждал, что все те, кто ведет войну, заслуживают осуждения», полагая, что есть войны справедливые и несправедливые. Однако по отношению к ядерной войне он был весьма категоричен: не только воющие стороны, но и нейтральные страны потерпят в ней поражение. «Это совершенно новая ситуация, и это значит, что война больше не может быть инструментом политики. Правда, все еще можно угрожать войной, но это может делать только сумасшедший». К сожалению, резюмирует Рассел, сумасшедших, стоящих у кормила публичной власти мощных национальных государств после окончания Второй Мировой войны немало, и нельзя быть уверенным, «что это опять не случиться, а если это произойдет, это приведет к катастрофе, в сравнении с которой все ужасы гитлеризма покажутся просто блошиным укусом. Сегодня мир находится в состоянии непрочного равновесия на краю глубокой пропасти. Требуются новые методы, чтобы достичь стабильности, и те, кто думает так, как и я, пытаются внушить эти новые методы, как Западу, так и Востоку» [3, с.62, 74-78].
Особое значение в предотвращении ядерной войны Рассел придавал изменению сознания людей, в частности, через систему образования, а именно форми-
Яблокова Н. И.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ Б. РАССЕЛА В ЕГО РАБОТЕ «ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ЯДЕРНАЯ ВОЙНА»
руя гражданское образование, свободное от воинствующего национализма, учитывающего всеобщие интересы людей во всем мире. Отметим, что тема гражданского образования - одна из тех тем, которая активно обсуждается в настоящее время и в нашей стране [4]. Как справедливо отмечает в своей работе Рассел, одна из базисных задач такого образования -научить молодежь цивилизованно жить в мире, в котором «человечество, как единая семья, позволит себе реализовать лучшие возможности жизни» [3, с.71].
Как нетрудно заметить, указанные тезисы и в наши дни не утратили своей актуальности.
Список литературы:
1. Нарский И. С., Помогаева Е. Ф. Бертран Рассел - философ и гуманист //Вопросы философии. - 1972. - №6. - С.87-97.
2. Перегудов С. П. Антивоенное движение в Англии и лейбористская партия (1957-1968 гг.) /АН СССР. Институт мировой экономики и международных отношений. - М.: Издательство «Наука», 1969. - 247 с. - С.71.
3. Рассел Б. Здравый смысл и ядерная война = Common sense and nuclear warfare /Перевод с английского В. М. Карзинкина; редактор: В. А. Малинин. - М.: Издательство «Иностранная литература», 1959. - 80 с.
4. Хмелевская С. А., Яблокова Н. И. Социально-философское осмысление гражданского образования //Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №6. - С.276-281.