Научная статья на тему 'Социально-философские и психолого-педагогические аспекты физкультурно-спортивной деятельности'

Социально-философские и психолого-педагогические аспекты физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьники / виды физкультурно-спортивной деятельности / социально-философские аспекты / психолого-педагогические аспекты / спортивный отбор. / schoolchildren / types of physical culture and sports activities / socio- philosophical aspects / psychological and pedagogical aspects / sports selection.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яковлев Анатолий Николаевич, Глушенко Наталия Анатольевна, Зипунникова Татьяна Александровна, Журавлева Ирина Александровна

Проанализированы социально-философские и психолого-педагогические аспекты физкультурно-спортивной деятельности. Предложена модель общеметодологического исследования процессов трансформации новых представлений о «теле» и «телесности» в образовательной среде. Выявлены психологопедагогические особенности школьников с целью выбора видов физкультурноспортивной деятельности. Представлены результаты исследований, отражающие концепции спортивно отбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яковлев Анатолий Николаевич, Глушенко Наталия Анатольевна, Зипунникова Татьяна Александровна, Журавлева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES AT THE MODERN STAGE OF SPORTS SELECTION

The analysis of socio-philosophical and psychological-pedagogical aspects of physical culture and sports activities is presented. A model of a general methodological study of the processes of transformation of new ideas about the "body" and "corporeality" in the educational environment is proposed. The psychological and pedagogical features of schoolchildren were identified with the aim of choosing the types of physical culture and sports activities. Research results reflecting the concepts of sports selection are presented.

Текст научной работы на тему «Социально-философские и психолого-педагогические аспекты физкультурно-спортивной деятельности»

УДК 796.011.1 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10307

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Н. Яковлев, Н.А. Глушенко, Т.А. Зипунникова, И.А. Журавлева

Проанализированы социально-философские и психолого-педагогические аспекты физкультурно-спортивной деятельности. Предложена модель общеметодологического исследования процессов трансформации новых представлений о «теле» и «телесности» в образовательной среде. Выявлены психолого-педагогические особенности школьников с целью выбора видов физкультурно-спортивной деятельности. Представлены результаты исследований, отражающие концепции спортивно отбора.

Ключевые слова: школьники, виды физкультурно-спортивной деятельности, социально-философские аспекты, психолого-педагогические аспекты, спортивный отбор.

Ценностные ориентации, связанные с физкультурно-спортивной деятельностью (ФСД), отражают потребность личности в «овладении» двигательными действиями, когда наблюдается высокая концентрация психической самоорганизации и уровневой организации, проектно-технологический подход и адаптация функциональных систем организма в условиях формирования духовно-деятельностного мира человека: «...биологическая необходимость локомоций приводит к возникновению мощных интегрирующих, синергирующих аппаратов центральной нервной системы.» [1-3, 6]. «.Практическое воплощение «осязания» мыслью своих действий и границ личностного пространства, через механизмы «чувствознания», источник смысловой организации «живых движений.» [4].

Состояние физического и психического здоровья школьников и студентов - это вопрос о генезисе образа физического «Я», который до сих пор недостаточно разработан [3, 5, 7].

Цель: анализ социально-философских и психолого-педагогических аспектов ФСД.

В исследовании приняли участие 110 чел. - учащиеся лицея и студенты Полесского государственного университета различной спортивной квалификации, занимающихся ФСД.

Методы исследования: анализ научной и специальной литературы, антропометрические измерения, психодиагностика, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Эффективное использование экономики, науки, человеческого и ресурсного капитала - это путь трансформации и развертывание современных форм триединства педагогического процесса: инвестиции в

человеческий фактор на основе креативной деятельности педагогов. В этой связи возрастает роль ФСД, которая средствами базовых видов оказывает влияние на формирование личности в условиях социальной и экономической нестабильности.

Разработка функционально-логической модели связана с системным подходом общеметодологического обоснования телесности в образовательной среде (рис.1).

Рис. 1. Схема общеметодологического исследования процессов трансформации новых представлений о «теле» и «телесности»

в образовательной среде

Психолого-педагогические характеристики физкультурно-спортивной деятельности школьников и студентов нашли отражение в виде таблиц и рисунков (антропометрические данные, психодиагностика, педагогиче -ский эксперимент). В последние годы в антропологии, физиологии, медицине и других науках широкое распространение получил такой показатель индивидуального развития детского организма, как соматический тип конституции. Так, в базовых видах ФСД (на примере волейбола, табл. 1-2) приводятся данные с учетом данных биологического возраста.

Таблица 1

Тотальные размеры тела юных волейболистов

Признаки Возраст, лет М±ш 5 V

10-11 153,0+0,76 3,25 2,13

1. Длина тела, см 11-12 12-13 160,6+0,79 167,7+1,06 3,38 4,50 2,10 2,61

13-14 173,0+1,30 5,56 3,18

10-11 70,0+0,60 2,66 3,81

2. Обхват грудной клетки, см 11-12 12-13 71,2+0,71 74,2+0,88 3,45 3,76 4,80 5,07

13-14 82,3+1,08 4,31 5,39

10-11 78,8+0,72 2,81 3,78

3. Обхват грудной клетки (вдох), см 11-12 12-13 79,8+0,62 82,4+1,01 2,61 4,31 3,38 5,21

13-14 90,2+1,15 4,74 6,01

10-11 69,3+0,57 2,47 3,50

4. Обхват грудной клетки (выдох), см 11-12 12-13 70,7+0,65 72,7+0,78 2,78 3,34 3,30 4,61

13-14 80,6+1,08 4,46 5,53

10-11 9,44+0,27 1,15 12,2

5. Экскурсия, см 11-12 12-13 9,70+0,11 9,72+0,36 0,97 1,53 12,3 15,7

13-14 7,97+0,32 1,59 19,8

10-11 39,9+0,86 3,67 9,18

6. Масса тела, кг 11-12 44,4+1,07 4,91 10,4

12-13 47,0+1,28 5,16 10,9

13-14 58,2+1,71 7,34 12,1

Изучение ранговой корреляции по Спирмену (показатели скоростно-силовых качеств и степень биологической зрелости) показало: на первом и втором этапах исследования (9/10-10/11 и 10/11-11/12 лет) с биологической зрелостью юных волейболистов достоверно коррелирует результаты тройного прыжка с места (0,66:0,50).

Таблица 2

Продольные размеры тела юных волейболистов

Признаки Возраст, лет M±m 5 V

10-11 43,4+0,43 1,99 4,59

1. Длина туловища, см 11-12 12-13 45,6+0,32 47,9+0,53 2,18 3,41 4,82 5,29

13-14 51,2+0,88 3,30 7,08

10-11 67,8+0,32 2,28 3,28

2. Длина руки, см 11-12 12-13 60,3+0,58 74,9+0,63 3,33 2,59 4,64 3,49

13-14 77,4+0,70 3,23 4,17

10-11 28,5+0,36 1,20 3,50

3. Длина плеча, см 11-12 12-13 29,9+0,32 31,6+0,38 1,33 1,61 3,68 4,31

13-14 32,3+0,57 1,85 5,04

10-11 16,0+0,22 0,69 4,71

4. Длина кисти, см 11-12 12-13 17,1+0,18 18,1+0,25 0,70 1,08 4,32 5,80

13-14 18,7+0,27 1,14 5,08

10-11 84,4+0,40 1,60 1,96

5. Длина ноги, см 11-12 12-13 90,7+0,71 94,0+0,61 3,11 2,17 3,44 2,34

13-14 97,2+1,08 3,12 4,24

10-11 41,6+0,38 1,48 3,52

6. Длина бедра, см 11-12 12-13 44,9+0,43 47,0+0,40 1,84 1,86 4,21 3,86

13-14 49,7+0,99 3,73 7,31

10-11 - - -

7. Длина голени, см 11-12 12-13 40,0+0,31 41,1+0,28 1,37 1,25 3,42 3,01

13-14 42,1+0,47 1,83 3,54

На третьем этапе исследования (11/12-12/13 лет) статистически достоверные коэффициенты корреляции выявлены между биологической зрелостью юных волейболистов, с одной стороны, и результата метания набивного мяча двумя руками из-за головы вперед и через голову назад, с другой (0,51; 0,55). На четвертом этапе (12/13-13/14 лет) количество тесно связанных с биологической зрелостью показателей скоростно-силовых тестов юных волейболистов увеличилось.

Статистически достоверные коэффициенты корреляции, полученные на первом и втором этапах исследования между степенью биологической зрелости юных волейболистов и результатами тройного прыжка с места, по всех видимости, объясняется тем, что мальчики с замедленными темпами биологического созревания в возрасте 9-12 лет имеют кризисный уровень

развития двигательного анализатора по сравнению с биологически более зрелыми сверстниками. Высокий уровень функционирования двигательного анализатора достигается к 13 годам [1], поэтому такой координационной сложный тест, как тройной прыжок с места в этот возрастной период нецелесообразно использовать для контроля за физической подготовленностью юных волейболистов.

Наивысшими потенциальными физическими возможностями обладает мышечный тип и при прочих равных условиях уровень проявления силовых способностей у представительниц мышечного типа будет выше, чем у торакального и дигестивного.

Так, у 17-18-летних студенток длина тела находится в пределах 165,5.166,2 см, а у 19-летних и старше в пределах 165.166,4 см. Масса тела 17-18-летних студенток находится в пределах 56,3.57,2 кг, а 19-летних и старше в пределах 57,4.56,7кг. Поскольку доля наследственных факторов с формированием типа конституции составляет до 76 %, можно полагать, что в результате силовой тренировки переход торакального соматотипа в мышечный маловероятен. Необходимо разработать систему применения силовых упражнений с учетом конституциональных признаков телосложения, уровня физической подготовленности.

Важность психолого-педагогических аспектов физкультурно-спор-тивной деятельности подтверждается Программой психофизиологического тестирования, которая включала изучение свойств нервных процессов с использованием компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест» (рис. 2).

Рис. 2. Психологическое тестирование (простая зрительно-моторная реакция):

среднее значение времени реакции - 224,92 мс; средняя скорость сенсомоторной реакции (норма); уровень функциональных возможностей: 3,94 - высокий

В контексте изучаемой проблемы необходим поиск эффективного алгоритма действий, которые учитывают выявленные особенности спортивного отбора на раннем этапе, так как «спортизация» все активнее включается в педагогический процесс.

Есть ряд факторов, характеризующих различные системы организма, в том числе следует учитывать тотальные и продольные размеры тела, которые влияют на поперечные и обхватные размеры тела, абсолютную массу мышечного и костного компонентов. Большинство (55,6 %) школьников и студентов, принявших участие в эксперименте, отнесено к среднему уровню морфологического состояния - 27,2 % выше среднего и только 2,4 % контингента - к высокому. Конструктивное мышление, сформированное в результате освоения двигательных действий, становится системозадающим фактором самоорганизации личности, смысловым кластером для описания и анализа «живых действий». Антропные образовательные технологии отражают инновации в методах и результатах физкультурно-спортивной деятельности. Трансформация новых представлений о «теле», «телесности» происходит в условиях изменений личности и общества. Социокультурные аспекты личности включены в педагогический процесс как системообразующий компонент инновационных технологий в образовании. «Синергия» многоаспектных характеристик личности позволяет найти «природные преимущества», на основе которых задатки необходимо перевести в способности, а затем в талант. Эффективность педагогического процесса зависит от морфологических показателей (тотальных, продольных, обхватных размеров тела, абсолютных показателей мышечной и костной ткани), моторных способностей и реактивности нервной системы.

Выводы. Эффективность занятий базовыми видами физкультурно-спортивной деятельности по модифицированной учебной программе обеспечивается: обучением игровыми видами спорта с включением спортивно-массовых мероприятий-состязаний, праздников; применением «новых» направлений в сфере физической культуре и спорте; с помощью мультимедийных технологий.

Формирование физической культуры личности средствами ФСД включает: укрепление здоровья; активизацию познавательной и практико-ориентированной ФСД; нравственно-волевые качества личности; основы методики физического самовоспитания; стремление улучшить физическое развитие и физическую подготовленность, учитывая условия жизни, особенности самой личности, ее потребности.

Значимость становления своего физического «Я» в школьном и студенческом возрасте детерминировано филогенетически закрепленными законами воспроизведения себе подобных и сложившимися в процессе онтогенеза личности нормативными представлениями о телесной организации человека, через изменение отношения школьников и студентов к ФСД к своей телесности как стратегии форм здоровьесозидающего поведения.

Список литературы

1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / под ред. О.Г. Газенко. М.: Наука, 1990. 494 с.

2. Виленский М.Я., Масалова О.Ю. Концепция формирования ценностных отношений студентов в физической культуре // Культура физическая и здоровье. 2011. № 3. С. 8-13.

3. Давыдов В.Ю., Яковлев А.Н. Физкультурно-спортивная деятельность: теоретико-методологический подход // Актуальные проблемы совершенствования физического воспитания в учебных заведениях: сборник науч. статей по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. Гродно: ГГАУ, 2018. С. 253-258.

4. Ким Т.К., Зыонг В.З. О программе социальной адаптации иностранных студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 5. С. 25.

5. Конструктивность блочной организации учебно-тренировочных занятий со студентами / В.Ю. Крылатых [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 3(169). С. 170-174.

6. Потапов Ю.Н. Внедрение новых технологий обучения в образовательный процесс на занятиях по физической подготовке // Современные аспекты физкультурной, спортивной и психолого -педагогической работы с учащейся молодежью: материалы заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. А. А. Пашина, А. А. Рогова, С. В. Петруниной. Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. С. 121-124.

7. Формирование систематизирующих и когнитивных способностей студентов на занятиях по физическому воспитанию / А.О. Миронов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 2.(168). С.239-243.

8. Яковлев А.Н. Социально-философские аспекты телесных и сенсорных потребностей // Актуальные вопросы реабилитации, адаптивной и оздоровительной физической культуры: сборник науч. статей по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.В. Клименко [и др.]. Луганск, 2019. С. 43-50.

Яковлев Анатолий Николаевич, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, Yak-33-c1957@,mail.ru, Республика Беларусь, Пинск, Полесский государственный университет,

Глушенко Наталия Анатольевна, магистрантка, tucya2000@mail. ru, Россия, Владивосток, Дальневосточный федеральный университет,

Зипунникова Татьяна Александровна, старший преподаватель, zipunnikova67@bk. ru, Россия, Владивосток, Дальневосточный федеральный университет, Департамент физического воспитания, Школа искусств и гуманитарных наук,

Журавлева Ирина Александровна, старший преподаватель, irina.zuravlik. 74@ mail.ru, Россия, Владивосток, Дальневосточный федеральный университет, Департамент физического воспитания, Школа искусств и гуманитарных наук

SOCIO-PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES AT THE MODERN STAGE OF SPORTS

SELECTION

A.N. Yakovlev, N.A. Glushenko, T.A. Zipunnikova, I.A. Zhuravleva

The analysis of socio-philosophical and psychological-pedagogical aspects of physical culture and sports activities is presented. A model of a general methodological study of the processes of transformation of new ideas about the "body" and "corporeality" in the educational environment is proposed. The psychological and pedagogical features of schoolchildren were identified with the aim of choosing the types of physical culture and sports activities. Research results reflecting the concepts of sports selection are presented.

Key words: schoolchildren, types of physical culture and sports activities, socio-philosophical aspects, psychological and pedagogical aspects, sports selection.

Yakovlev Anatoly Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of Department, Yak-33-c1957@mail. ru, Republic of Belarus, Pinsk, Polessky State University,

Glushenko Natalia Anatolyevna, graduate student, tucya2000@mail. ru, Russia, Vladivostok, Far Eastern Federal University,

Zipunnikova Tatyana Alexandrovna, senior lecturer, zipunnikova67@,bk.ru, Russia, Vladivostok, Far Eastern Federal University, Department of Physical Education, School of Arts and Humanities,

Zhuravleva Irina Aleksandrovna, senior lecturer, irina.zuravlik. 74@mail.ru, Russia, Vladivostok, Far Eastern Federal University, Department of Physical Education, School of Arts and Humanities

References

1. Bernshtejn N.A. Fiziologiya dvizhenij i aktivnost' [Physiology of movements and activity] / ed. O.G. Gazenko. M.: Nauka, 1990.494 p.

2. Vilenskij M.Ya., Masalova O.Yu. Koncepciya formirovaniya cennostnyh otnoshenij studentov v fizicheskoj kul'ture [The concept of the formation of value relationships of students in physical education] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical Culture and Health]. 2011. No 3. P. 8-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Davydov V.Yu., Yakovlev A.N. Fizkul'turno-sportivnaya deyatel'nost': teoretiko-metodologicheskij podhod [Physical culture and sports: a theoretical and methodological approach] // Actual problems of improving physical education in educational institutions: a collection of scientific. articles on the materials of the II Intern. scientific-practical conf. Grodno: SSAU, 2018. P. 253-258.

4. Kim T.K., Zyong V.Z. O programme social'noj adaptacii inostrannyh studentov v processe fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti [About the program of social adaptation of foreign students in the process of physical culture and sports activities] // Fizicheskaya

kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: education, training, training]. 2018. No. 5. P. 25.

5. Konstruktivnost' blochnoj organizacii uchebno-trenirovochnyh zanyatij so studentami [Constructiveness of the block organization of training sessions with students] / V.Yu. Krylatyh [et al.] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft.]. 2019. No 3(169). P. 170-174.

6. Potapov Yu.N. Vnedrenie novyh tekhnologij obucheniya v obrazovatel'nyj process na zanyatiyah po fizicheskoj podgotovke [The introduction of new teaching technologies in the educational process in physical education classes] // Modern aspects of physical education, sports and psychological and pedagogical work with students: materials in absentia. scientific-practical conf. from the international participation / ed. A.A. Pashin, A.A. Rogov, S.V. Petrunina. Penza: Publishing house of PSU, 2017. P. 121-124.

7. Formirovanie sistematiziruyushchih i kognitivnyh sposobnostej studentov na zanyatiyah po fizicheskomu vospitaniyu [Formation of systematizing and cognitive abilities of students in physical education classes] / A.O. Mironov [et al.] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft.]. 2019. No 2.(168). P. 239-243.

8. Yakovlev A.N. Social'no-filosofskie aspekty telesnyh i sensornyh potrebnostej [Socio-philosophical aspects of bodily and sensory needs] // Actual issues of rehabilitation, adaptive and health-improving physical culture: collection of scientific. articles on the materials of the III International scientific-practical conf. / holes ed. I.V. Klimenko [et al.]. Lugansk, 2019. P. 43-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.