Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ АНТИЧНОСТИ'

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ АНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭПОХА АНТИЧНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркова Валентина Васильевна, Цилицкий Виталий Сергеевич

Актуальность проблемы. Для того чтобы понять, где мы сегодня находимся со своей собственной мыслью, осознать современную ситуацию, сложившуюся в сфере управления образованием, необходимо обратиться к истокам знаний о том, как всё начиналось, в частности, к особенностям формирования искусства управления в целом, а также к тому, в чём заключалась специфика такого рода феномена в сфере античной системы образования. Этнография, опираясь на артефакты, точно установила, что, когда homo sapiens осознал себя живым существом, но не животным, в жизни первобытного человека появились потребность и смысл в осуществлении пока примитивного, но управления самим собой среди других, подобных себе существ. Ведь животное в той мере, в которой оно противостоит человеку, живет только чтобы размножаться. Поставляя генетический материал для потомства, собственная жизнь не имеет для него субъективного смысла, поскольку она вся - в настоящем. Сейчас. Все, что животное делает в течение жизни, встроено в общебиологический смысл эволюционных метаморфоз лестницы назначения. Весь внешний мир для животного - это всего лишь среда, в которой оно осуществляет выживание и воспроизведение себя в потом­стве. Это абсолютный закон их жизни. И есть только одно-единственное живое существо на свете, которое нарушает это правило, и чью модель поведения нельзя просчитать заранее. Это человек. Дело в том, что помимо естественного пространства жизни, в котором он обитает, его начинает окружать создаваемый им самим мир культуры, как мир специфически человеческого образа жизни, предполагающий иные способы поведения и самоосуществления. Причем, поскольку этот мир всякий раз зеркально удваивается и утраивается в каждой новой культурной проекции освоенного им мира, возникает культурная мультипликация мира как множество его культурных отражений в сознании человека. Не выборочно, а целиком, о чем в свое время писал Маркс, - всепредметно. Весь мир становится предметом человеческого интереса. Объект исследования. Среди культурных форм, в лоне которых формировалось мыследеятельное полотно сознания человека, образовательная деятельность и управление ею занимает исключительное место. Уже хотя бы потому, что накопленный опыт освоения мира необходимо было передавать следующим поколениям организовано и системно. Основные результаты исследования. В работе представлены основные характеристики управленческой деятельности в образовании как культурной формы и ее влиянии на становлении античного мира. На основе анализа философско-исторических концепций авторами статьи представлен взгляд на управленческую деятельность как форму человеческой мыследеятельности, направленной на обретение человеком возможности осознанно влиять на события своей жизни и других, действовать более точечно. Выводы. В статье представлены выводы о том, что управленческая деятельность в конкретной эпохе позволяла развивать социальную целостность коллективов, формируя в сознании каждого действия, направленные на обустройство окружающей реальности, в том числе и образование, которое строилось на общих концепция управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PHILOSOPHICAL CHARACTERISTICS OF MANAGEMENT ACTIVITY MAKING AND DEVELOPMENT IN EDUCATION OF ANTIQUITY

Problem urgency. To understand where we are today with our own thoughts, to realize the current situation in the field of education management, it is necessary to turn to the sources of knowledge about how it all began, in particular, to the development features of the art of management as a whole and to the specifics of such phenomenon in the field of the ancient education system. Ethnography, relying on artifacts, precisely revealed that when homo sapiens became aware of themselves as living beings, not as animals, the need and meaning appeared in the life of a primitive man in the implementation of a so far primitive, but control of themselves among other, similar beings. After all, animals, insofar as they oppose humans, only live to propogate. Supplying genetic material for the offspring, their own lives have no subjective meaning as they all are in the present. Now. Everything an animal does during its life is built into the general biological meaning of the evolutionary metamorphoses of the destination ladder. The entire external world for animals is just the environment where they survive and propogate, which is the absolute law of their life. And there is only one single living being in the world who breaks this rule, and whose behavior pattern cannot be calculated beforehand. A human. The fact is that besides the natural life space which they habitate in, they start to be surrounded by the world of culture created by them as a world of specifically human way of life involving other ways of behavior and self-fulfillment. In addition, since this world doubles and triples specularly every time in every new cultural projection of the mastered world, there is cultural multiplication of the world as a multitude of its cultural reflections in the human mind. Not selectively, but entirely, and as Marx put in his time - all-objectively. The whole world becomes an object of human interest. Research object. Among the cultural forms, in the fold of which the thought-activity canvas of human conscience was formed, educational activity and its management occupy an exceptional place. If only because the accumulated experience of the world exploration was to be passed on to the next generations in an organized and systematic way. Main research results. The article outlines main characteristics of management activity in education,as a cultural form, and its influence on the antiquity making. Based on the philosophical and historical concepts analysis, the authors present a perception of management activity as a form of human mental activity aimed at gaining the ability for a human to consciously influence the events of their and others’ lives, to act more pointwise. Conclusions. The article provides conclusions that management activities in a particular era offered the possibility to develop social integrity of teams, forming in each mind the actions aimed at arranging the surrounding reality, including education, which was based on the general management concept.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ АНТИЧНОСТИ»

DOI: 10.22394/2304-3385-2022-1-16-24 ВАК: 22.00.08

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АНТИЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

АННОТАЦИЯ:

Актуальность проблемы. Для того чтобы понять, где мы сегодня находимся со своей собственной мыслью, осознать современную ситуацию, сложившуюся в сфере управления образованием, необходимо обратиться к истокам знаний о том, как всё начиналось, в частности, к особенностям формирования искусства управления в целом, а также к тому, в чём заключалась специфика такого рода феномена в сфере античной системы образования. Этнография, опираясь на артефакты, точно установила, что, когда homo s3piens осознал себя живым существом, но не животным, в жизни первобытного человека появились потребность и смысл в осуществлении пока примитивного, но управления самим собой среди других, подобных себе существ. Ведь животное в той мере, в которой оно противостоит человеку, живет только чтобы размножаться. Поставляя генетический материал для потомства, собственная жизнь не имеет для него субъективного смысла, поскольку она вся -в настоящем. Сейчас. Все, что животное делает в течение жизни, встроено в общебиологический смысл эволюционных метаморфоз лестницы назначения. Весь внешний мир для животного - это всего лишь среда, в которой оно осуществляет выживание и воспроизведение себя в потомстве. Это абсолютный закон их жизни. И есть только одно-единственное живое существо на свете, которое нарушает это правило, и чью модель поведения нельзя просчитать заранее. Это человек. Дело в том, что помимо естественного пространства жизни, в котором он обитает, его начинает окружать создаваемый им самим мир культуры, как мир специфически человеческого образа жизни, предполагающий иные способы поведения и самоосуществления. Причем, поскольку этот мир всякий раз зеркально удваивается и утраивается в каждой новой культурной проекции освоенного им мира, возникает культурная мультипликация мира как множество его культурных отражений в сознании человека. Не выборочно, а целиком, о чем в свое время писал Маркс, - всепредметно. Весь мир становится предметом человеческого интереса.

Объект исследования. Среди культурных форм, в лоне которых формировалось мыследеятельное полотно сознания человека, образовательная деятельность и управление ею занимает исключительное место. Уже хотя бы потому, что накопленный опыт освоения мира необходимо было передавать следующим поколениям организовано и системно.

Основные результаты исследования. В работе представлены основные характеристики управленческой деятельности в образовании как культурной формы и ее влиянии на становлении античного мира. На основе анализа философско-исторических концепций авторами статьи представлен взгляд на управленческую деятельность как форму человеческой мыследеятельности, направленной на обретение человеком возможности осознанно влиять на события своей жизни и других, действовать более точечно.

Выводы. В статье представлены выводы о том, что управленческая деятельность в конкретной эпохе позволяла развивать социальную целостность коллективов, формируя в сознании каждого действия, направленные на обустройство окружающей реальности, в том числе и образование, которое строилось на общих концепция управления.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Баркова Валентина Васильевна

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр-кт Ленина, 66) и barkova.vv@yandex.ru Цилицкий Виталий Сергеевич Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр-кт Ленина, 66) и tsilitskyvs@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

образование,управленческая деятельность, эпоха античности, управление образовательными системами.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Баркова В.В., Цилицкий В.С. Социально-философские характеристики становления и развития управленческой деятельности в античном образовании // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 1. С. 16-24.

Стал управлять пустотой он с мучительной болью

| ытаясь ухватить самобытный характер этого феномена, философия объясняет пазловость его явлений специфическим набором приёмов обустройства человеком своего существования в мироздании Вселенной как вместилища развертывания его экзистенциальных ситуаций земного пространства-времени и поиска способов их разрешения [1]. Вместе с тем, человеческая бы-тийность - это не замкнутая в себе «самость», произвольно конструирующая свой внешний и внутренний мир. Выйдя за пределы видовой загрузки эволюционной программы, преодолевая видовую ограниченность, человек освобождается от подсознательных, не контролируемых разумом рефлекторных пут. Его мышление ориентируется на необходимость «уловить» живую целостность и перспективность создаваемой им реальности, её надёжность. Схватывая новые мироощущения, человек применяет осознаное им как то, «с чем можно или нужно иметь дело» (Аристотель), и как то, что хотелось бы утвердить как основу для дальнейшего использования.

Всем формам человеческой бытийности, направленным на создание и укрепление его самоосновности в миру, присуща процессуальность и активность, в силу чего человек обретает возможность осознанно влиять на события своей жизни и других, действовать более точечно, добавляя мотивации к изменениям, примерять их на себя, абстрагироваться от страхов и тревог. Вместе с тем он постоянно страдает от неполноты самораскрытия. Ощущение пустоты в себе, впереди себя мучительно, ассоциируется с безысходностью, стеной, как «сгустком пустоты». В человеческом бытие пустота -это недостаток тождества чело-

века с самим собой. Обретение путей её преодоления способно перестроить весь его уклад жизни, когда, наконец, снова становится возможным развертывание мысли. Таким способом, несущим преобразование формы содержания бытия, исторически становятся законы управления развитием реального мира [2]. Конечно, законом становится не любое управление [3], а лишь общее, необходимое, существенное и устойчивое. Такое управление возникает при условии, если взаимодействие предметов, а следовательно и их деятельность приобретают перманентный характер [4].

Образование и образовательная деятельность, являясь процессом [5], само должно иметь под собой комплексный философский базис, основу которого составляют идеи философии образования [6].

Промысел божий познать довелось пирамидам

Vысль описать механизмы управления сферами жиз-небытия человека впервые обозначила себя в цивилизации древнего Египта. В труде «Поучение Птаххоте-па» содержатся мысли о психологии управления, умении слушать и понимать собеседника. Один из управленцев древнего Египта, Имхотеп, прославившийся технологиями управления огромными массами людских потоков при строительстве пирамид, оставил в назидание потомкам алгоритмы управлен-

ческих правил: планирование, соблюдение принятых технологий, оборот письменных документов и штабные функций.

Осмысление управленческих действий осуществлялось мифологически. Все дошедшие до нас труды в некотором смысле пронизаны иносказательными смыслами и использовались как фетиш. Таковы «Поучения» Ахтоя, древнеиндийские «Дхармаша-стры». Они отражают в первую очередь божественную волю в происхождении социального порядка, управления и иных отношений с верховными правителями, которые описывались как наместники бога на Земле и выражали божественные капризы и демонстрации их характеров.

Китайская цивилизация по временным началам своего бы-тийствования - ровесница древнего Египта и Междуречья. Многие древние идеи управления продолжали оказывать позитивное воздействие на развивающуюся китайскую управленческую мысль, что способствовало началу формирования практики организации управления многочисленными сторонами китайской социальной реальности. Древнекитайская управленческая мысль нашла отражение в творчестве Конфуция, Лао-цзы, Мэн-Цзы, а также в сборнике «Гуань-цзы», представившего базисные заповеди управления, запускающие процессы глубинного овнеш-нивания этого феномена, обнажая способы артикуляции и генерализации его природы.

Своими мыслями по организации управления жизнедеятельностью общества и его населением мыслители охотно делились в эпиграфических надписях на ритуальных сосудах, древнекитайских летописях «Чунь-цю», «Цзочжуань», «Гоюй». Концепты управления были деми-фологичны, рационализированы и пронизывали собой сферы социального взаимодействия людей, этику, государственное обустройство, образование, которое

В античности образованием управляли при помощи таких скреп как разум, свобода и смыслеполагание

через разветвленную систему школ обучало чиновников премудростям управления с учетом исторических изменений в социуме.

К. Ясперс в работе «Смысл и назначение истории» писал, что тайна управленческих действий человека кроется в осознании им своего «внутреннего времени», т. е. в «накопленном прошлом». Корни управленческой деятельности в сфере образования античных времен исподволь под-питывались распредмеченными знаниями «накопленного прошлого» континентальной части страны, многочисленных островов в Эгейском и Средиземном морях, Малой Азии. Активное взаимодействие с ближневосточными учителями, имевшими древний опыт когнитивных знаний и навыки их использования, значительно обогащало закрома познания греческих и римских ученых и педагогов. По словам И. Пригожина это в любом случае способствовало прогрессивному росту знаний. Благодаря чему осуществлялась взаимовыгодная трансляция и использование культурных ценностей и знаний, основанных на доверии и вере в их авторитет. Античные мыслители охотно рассказывали слушателям о ведическом, египетском, финикийском или персидском происхождении самых различных элементов греческой системы управления. Ось такого активного духовного взаимопроникновения культур Ясперс относил ко времени 500 лет до н. э.

В этот период сложились основные понятия логики и диалектики, были заложены догматы мировых религий. Это было

время творчества Гомера, Фале-са, Парменида, Пифагора, Гераклита, Платона, Фукидида, Архимеда. Ясперс подчеркивал, что человек, осознав свою выделен-ность из природного мира, конечность бытия, оказался ввергнутым в перманентное переживание пограничной ситуации, границ своего бытия. Пробудившаяся в человеке способность осознавать мир, вглядываться за контуры его горизонта, активизировала в нём потребность размышлять, находить ответы на вызовы реальности бытия, духовно развиваться. Экзистенциальный переворот в глубинах самоосознающего себя человеческого «Я» открывает в нём личность, позволяя человеку обрести неповторимое лицо, способное осознанно выбирать способы управления тем или иным направлением собственного и общественного развития [7].

Пазлы античные вскоре рождают систему

аже принимая во внимание, что многие науки и учебные дисциплины впервые появляются в Древнем Египте, Индии, Китае и Месопотамии, мы должны признать, что только в эпоху эллинизма в Греции возник принципиально новый подход к организации управления процессами оценки и трансляции знаний подрастающему поколению, основанный на доказательной базе и рациональной аргументации событий, выступивший предтечей методологии развития образования, педагогики и науки в целом [8].

Подлинный прорыв в управлении образовательными методологиями Вайнберг, например, увидел в античной астрономии. В качестве свидетельства он указывает труды таких учёных, как Евдокс, Калипп, Гераклит, Аристарх, Гиппарх, Эратосфен, Аполлоний и, естественно, Птолемей. Дискретность, гетерогенность, пазловость античной образовательной системы может быть понята через распредмечивание её состояния посредством метафоры Бадью - «подшивание философией». Метафора обнажает характер связи философии с античным образованием как с одной из культурных форм социального целого. Она же вводит в контекст исследовательских стратегий мысли о «запаралле-ленности» философии с образовательными парадигмами античной эпохи. В этом плане приоритетной задачей становится применение стратегий, способных в складках её состоявшегося бытия, выявить проростки аспектов развития образования, актуальных в нынешнее время. Такой подход к управлению обеспечивает прозрачность представления форм бытия античного образования, конструируемых смыслами социальных практик и многочисленными коммуникативными отношениями между людьми.

Управление образовательной деятельностью эпохи античности разворачивалось на основе сущностных характеристик, выделивших человека из мира животного царства: разум, свобода, когнитивные потребности, смыслополагание, самоорганизация, самодостаточность. Они понимаются как базовые скрепы его целостности, выступают вербализаторами образовательных намерений человека, задают тенденцию к осмыслению проблемы управления в образовании в данное время с позиции разных философско-историче-ских концепций и понимании этого феномена [9].

Новым Учителем года назвали Гомера

Vир античности - это время явления образовательной мысли в мир ранее потаённый тем способом, каким это сделало её очевидной. Образовательная деятельность ещё продолжала быть встроенной в общий контекст космического мироздания и его философских рефлексий [10]. Термин «образование» в эти исторические периоды не употреблялся, а если и встречался в текстах, то не носил категориального харак-тера[11]. В трудах Платона «Государство» и «Законы» получили развитие важнейшие понятия античной педагогики и образования: «пайдейя», «арете» и «ка-локагатия». Все они напрямую связаны с самоосновностью греческого гражданина [12], который должен иметь всестороннее образование - владеть философией, знать поэзию, играть на музыкальных инструментах, быть мужественным и справедливым, иметь благие помыслы и прекрасно развитое тело.

Концепт «античное образование», сформировавшись одновременно в пространстве исто-рико-педагогической теоретической мысли и в мире обыденно-

го здравого смысла, притянул в фокус своей явленности разнообразные мозаики античной образованности, типы её индивидуального опыта, повседневных практик, траекторий личностного развития. Важная роль в формировании гражданина Греции отводилась Гомеру, которого называли главным «воспитателем Греции» [13]. По его эпическим произведениям, как правило, проходило обучение грамматике, риторике и знакомство с бытом и образом жизни греков. Поведение его героев становилось этическим идеалом для подражания. Любовь Гомера к родным греческим просторам объединяла Грецию в культурном смысле, вселяла в греков оптимизм и уверенность в успехе.

Знания стали основой всей полисной жизни

емократическое устройство античных полисов и метрополий благоприятствовало развитию сво-

1

боды слова, дискурсов, раскрытию интеллектуальных потенциалов человека, образования. Индивид больше не хотел растворяться в социальном целом. Он претендовал на право иметь своё личное мнение, учился отстаи-

N.B.

Пайдейя - категория, соответствующая современному понятию «образование»: определённая модель воспитания.

Арете - термин, означающий «добродетель», «доблесть», «совершенство», «достоинство» или «превосходство» любого вида.

Калокагатия - термин, в приблизительном переводе означающий «нравственная красота».

Сцены из жизни греческой школы.

вать собственные интересы. Жизнь жителей полисов наполнялась духом состязательности, конкуренции, что неизбежно стимулировало инновации и инициативы граждан, приводило к формированию новых видов труда и совершенствованию организации образования. Формировалась досуговая деятельность, пространство для шлифовки интеллектуальной эрудиции и философской мыследеятельности, науки, инженерной и технической деятельности, получения образования за пределами полиса и т. д. Такой стиль жизни позволял всем свободным гражданам полиса независимо от дохода в той или иной степени участвовать в освоении классического образования полисной Греции [14]. Речь идёт о целостном комплексе услуг по части физического, риторского и интеллектуального образования и закреплении его результата в правильной языковой практике, что позволяло свободному гражданину достойно представлять собственную самодостаточность на всех уровнях полисной жизни.

Примечательно, что греческий язык классической эпохи не был пронизан школьной терминологией, что свидетельствует о том, что в Греции поначалу не было государственно организованного начального образовательного процесса. Он был вменен родителям в обязанность. После 7 лет мальчиков объединяли в группы и обучали грам-

матике, письму, чтению, основам счета, музыке, гимнастике. Девочек оставляли при матери до замужества, и они постигали искусство правильного ведения хозяйства и некоторые ремесла. Артефакты афинской вазописи свидетельствуют о появлении в 5-4 вв. до н. э. школьных сцен, изображают читающих людей из различных социальных слоёв полиса.

В сочинениях этой же поры начинают широко обсуждаться многочисленные образовательные практики (Геродот, Диоген, Плутарх), разработка проблем обучения (Платон, Сократ, Аристотель). Уже на начальных этапах организации примитивного управления образовательной деятельностью обозначились апории в связи с различным пониманием природы человека и методов его обучения. Но как рассматривать последнюю в процессе образовательных действий: только как природную данность или как задание воспитать и образовать [15].

Спарте великой отдать бы себя без остатка

/нтересный подход к организации образования с позиции радости узнавания предложил Аристотель. Успех любого вида образовательной деятельности связан с

радостью, проистекающей от её исполнения. Эта мысль стала пророческой для последующих веков развития школьного обучения. Аристотель в «Политике» рекомендовал правителям оформить законодательно школьную образовательную систему и расходы на её развитие. Он считал, что школьное законодательство должно стать атрибутом цивилизованного государства. Полисным властям приходилось прибегать для поддержания труда преподавателей к механизмам меценатства. Из источников известно о создании в разное время четырех фондов на школьные нужды в Аттике.

События, общественно значимые поступки отдельных людей со времён Гомера активно проникали в различные отчёты, записи, хроники событий, труды эрудитов. Примером тому являются сочинения Геродота, Фу-кидида, Демокрита, Ксенофон-та, Плутарха, Еврипида и других авторов. Предметами обсуждения в работах становилась история городов, политический строй, культура, география, природа человека, планетарный мир, верования, ритуалы, обычаи, образ жизни, образование своих и чужих народов. Поэтому знать, фиксировать шаги по ойкумене расселения греческому человеку стало необходимо. Переживать перипетии прошлого, про-

исходящих событий, осваивать их смыслы как собственную судьбу и как собственное время.

Трапезы наши решали конфликт поколений

/мея общее назначение -воспитание и образование достойных сыновей Греции, они осуществляли это по определенному образу, являющемуся проекцией онтологического предназначения воспи-туемого для конкретного социума. Но наиболее целостный смысл в воспитании и образование будущих граждан сложился в спартанском полисе [16].

Своё название полис получил в честь жены легендарного царя Лакедемона, который в древнегреческой мифологии считается сыном Зевса. Сложившись как стан дорийцев, вследствие их переселения, известного как «возвращение Гераклидов» на свои земли обетованные, Спарта была вынуждена устраивать своё государственное обустройство в условиях перманентного отражения атак со стороны покоренных народов, отстаивая земли предков, что приводило к осложнению конфигурирования отношений внутри полиса. В полисе властвовали спартиа-ты - руководители государства и члены спартанской общины. Своим детям представители это-

Совместные трапезы старших и молодых воинов позволяли преодолевать конфликт поколений

го сословия прививали дух превосходства над другим населением страны и право на тот образ жизни, который они ведут. При этом спартиаты постоянно поддерживали высокий уровень боеспособности, что было наглядным гарантом и демонстрацией силы для сохранения главенствующего положения среди массы враждебно настроенных покорённых народов-илотов. Вместе с тем в сознании своих детей они воспитывали веру в богов, авторитет предков, кодекс доблести и чести. Илоты -порабощённое население - жили в деревенских поселениях так, чтобы быть поближе к земле, на которой они трудились до изнеможения на своих хозяев - спартанцев. Ксенофонт говорит, что низшие слои Спарты ненавидели высшее сословие настолько, что они «были бы рады съесть их в сыром виде». Периэки-ре-месленники жили и в городе, и за его пределами. Все зависило от вида ремесла и его опасности для населения. В Спарте никто не мог жить так, как он хочет. Все подчинялись строго установленному регламенту и порядку.

Отец-спартанец был не в состоянии сам распорядиться правом на жизнь ребенка и его воспитание. Он относил новорожденного на «лесхой», где старейшие сородичи осматривали его и, если решали, что малыш жизнеспособен, отдавали отцу на воспитание, назначив ему тут же один из девяти тысяч наделов. Слабого ребенка отправляли к апофетам на несколько дней. Если ребенок оставался жив, его принимали в спартанскую жизнь; незнакомец мог найти ребенка и спасти его, передав какому-

либо местному жителю. Грудное вскармливание поручали рабыням. Детей не пеленали, отучали от «материнских рук», страха перед темнотой, рано начинали прикармливать разной пищей, приучали к резким перепадам погоды и т. д.

Перед государством стояла задача воспитать из молодых спартанцев достойных сынов отечества [17]. По закону Ли-курга, молодые люди обязаны были выбирать себе жен из бедных семей. Предпочтение отдавалось девушкам, воспитанным в Спарте, однако с иностранками браки не запрещались. Считалось, что спартанки способны вынашивать и рожать крепких, здоровых детей. Браки без детей почти всегда расторгались или искалось некое компромиссное решение. Чем больше сыновей было в семье, тем больше льгот получал их отец. Спартиаты, у которых было три сына, освобождались от несения сторожевой службы, пять сыновей освобождали отца от любых повинностей. Взрослые дети обязаны были исполнять долг повиновения и почтения своим родителям, что означало материальную помощь и несение ритуалов после их смерти. По словам Плутарха, молодые спартанцы должны были проявлять послушание и заботу обо всех пожилых людях. Уступать им дорогу, освобождать место, не подымать шум в их присутствии [18].

Безбрачие наказывалось крупным ежегодным денежным штрафом. Честь таких мужчин постоянно ущемлялась, несмотря на их социальное положение и даже причины безбрачия. В Спарте некий юноша оскорбил прославлен-

ного полководца Деркиллида, не уступив ему места, сказав при этом: «Ты не имеешь сына, который со временем уступил бы место мне». Совместные трапезы старших и молодых воинов считались важным воспитательным средством и позволяли преодолевать конфликт поколений. Спартанская молодежь присутствовала при общественных обедах, где слышала то серьезные рассуждения об общественных делах, то рассказы о славных подвигах в военное и мирное время, то веселые шутки и остроумные, меткие насмешки. Идеология доблести и подражание ей незаметно пропитывала собой телосозна-ние и мыследеятельность каждого спартанца.

Грамоту знали мы ради потребностей только

семи лет дети обучались в гимназиях и жили в общежитии. Их объединяли в О отряды (агелы), где царил суровый закон. Юных воинов приучали переносить голод и жажду, мыться холодной водой, круглый год носить плащ, ходить, не оглядываясь по сторонам. Самим добывать себе дополнительное пропитание, воруя продукты из садов. Во главе отрядов стоял педоном и был также ирен, который проводил с мальчиками занятия. Контролировали работу гимназий военачальники, государственные деятели. Они вели беседы на актуальные темы морали, политики, присутствовали на состязаниях. Переход на старший уровень обучения юношей после 16 лет (эфебов) сопровождался битьем их розгами в торжественной обстановке. Это проходило в виде ритуала около храма, посвященного Артемиде. Руководила всем процессом жрица, движением рук «вверх-вниз», регулировавшая силу ударов. При этом ни один юноша не должен был кричать, стонать, это было бы позором.

В гимназиях, в которых дети жили от семи до двадцати лет,

Прежде чем молодой спартанец мог считаться мужчиной, он должен был пройти особенно кровавое испытание - криптию, которое включало в себя скрытность в течение дня и безжалостное убийство рабов после наступления темноты.

их учили музыке и пению, чтению и письму, учили считать и танцевать. А вот философия и красноречие не преподавались. По словам Плутарха, спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Второе испытание выпадало выдержать спартиатам перед самым концом обучения. Это была криптия. Целый год юноши ходили по горам, поселениям, сами находили пищу, скрывались, дабы никто не мог их выследить. Добывали информацию о недовольных илотах, местах их сосредоточения. Если молодой спартанец успешно отбывал криптию, то он мог быть допущен к участию в фи-дитиях, которые представляли собой совместные трапезы мужчин. Лишь с тридцати лет молодые спартиаты считались гра-

жданами, прошедшими полный курс обучения для исполнения долга защиты отечества.

Практически все древние авторы подчёркивали особенности женского воспитания в Спарте. Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, обучение их управлять рабами. Их учили бегать, прыгать, метать диски и одновременно они осваивали искусство танцев и пения. Их организовывали в хоровые группы, возглавляемые женщинами старшего возраста, в составе которых они участвовали в многочисленных ритуалах в честь богов Спарты: Артемиды, Аполлона, Елены, Диониса и др. Женщинам по достижении определенного возраста разрешалось принимать участие

в военных походах и криптиях. И, кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы. Особенность античного образования в Спарте состоит в том, что военное дело проникло во все сферы жизни, в том числе в жизнь школы и процесс образования.

Жить без войны -вот талант управленца в Элладе

тметим, что управленческая деятельность давала понять и предвидеть направления развития социальной целостности тех или иных коллективов, воссоздавать в сознании каждого индивидуума алгоритм действий, направленных на обустройство реальности вокруг него, ограждение своего расселения от стихий и войн [19]. Именно к этим точкам жизнеобеспечения было, в первую очередь, стянуто сознание человека. С усложнением взаимоотношений между членами сообщества, появлением новых сфер человеческой деятельности: обучения, педагогики, судопроизводства, ремесла, торговли - с необходимостью встал вопрос о переходе к более разнообразным методам управления [20]. ■

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

[1] Ильин А.Г. Философия как мудрость и искусство управления // NovaUm.Ru. 2021. № 32. С. 10-12.

[2] Амелина Е.М. Значение идеалов античности в современном управленческом образовании //Актуальные проблемы управления - 2019 : Материалы 24-й международной научно-практической конференции Москва: Государственный университет управления, 2020. С. 316-319.

[3] Халуторных О.Н. Государственное управление от античности до наших дней: ретроспективный анализ // Вестник Филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе. 2019. № 2,4 (10,12). С. 26-33.

[4] Брызгалина Е.В. Философские проблемы управления образованием: история и современность // Философское образование: Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. 2011. №1. С. 118-139.

[5] Козлова Т.А., Полякова Ю.О., Леонтьева Д.А. Актуальные проблемы философии образования в современную эпоху // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 19-21. й01: 10.26140/1^4-2020-0902-0007.

[6] Сидоров Л.Г. Философия управления образованием: ценности и идеалы //Социально-гуманитарные знания. 2019. №1. С. 252-265.

[7] Арутюнян К.С. Гносеологические проблемы в философии управления //Человек. Общество. Инклюзия. 2019. №1 (37). С. 23-27.

[8] Ботвинник М.Н., Рабинович М.Б., Стратановский Г.А. Жизнеописания знаменитых греков и римлян : Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1988.207 с.

[9] Омельченко О.А. Всеобщая история государства права: Учебник. Т. 1. М.: ТОН - Остожье, 2000. 528 с.

[10] Алемасова М.Л. Образование античности в контексте философских концепций //Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 4.

[11] Ильинский Н.И. История государства и прав зарубежных стран: курс лекций. М.: Изд-во деловой учебной литературы, 2006.624 с.

[12] Сажина В.В., Тагунов Д.Е. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. Минск: Книжный Дом, 2005. С. 53-73.

[13] Деревенский Б.Г. Древняя Греция. СПб.: «А.В.К. - Тимошка», 2005.80 с.

[14] Андреев Ю.В. Кошеленко Г.А., Кузищин В.И., Маринович Л.П.

История Древней Греции. М.: Высшая школа, 2003.399 с.

[15] Vandekerckhove W. (2022). An ancient greek philosophy of management consulting: An interview with David Shaw, Philosophy of Management, vol 21, no. 1, pp. 127-134. DOI: 10.1007/s40926-021 -00191 -z.

[16] Лаврова И.А., Аракелян М.А. Государственный и социальный строй Древней Спарты // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 8 (43). С. 265-271.

[17] Фирсов М.В. Практика становления социальной педагогики в Древней Спарте // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. № 4. С. 108-114.

[18] Демин В.А. Становление государственности в Древней Спарте // Академия педагогических идей Новация. 2018. № 4. С. 144-152.

[19] ЗолкинА.Л. Философия образования. М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2017.122 с.

[20] Кривовяз Н.В. Парадигмальная специфика философии управления: роль процессов теоретизации в становлении метатеории управления // Gaudeamus Igitur. 2019. № 3. С. 16-18.

[21] Shaw D. (2022). Learning from ancient greek philosophy. DOI: 10.1007/978-3-030-90959-8_1.

[22] SiegelST., Biesta G. (2022). The problem of educational theory, Teoría de la Educación, vol. 34, no. 1, pp. 33-48. DOI: 10.14201/TERI.27157.

[23] Safstrom C.A. (2019). Paideia and the search for freedom in the educational formation of the public of today, Journal of Philosophy of Education, vol. 53, no. 4, pp. 607-618. DOI: 10.1111/1467-9752.12385.

[24] Мухамед Т.В. Динамика философских концепций образования: от поиска истины до игры симулякрами // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. №5 (61). С. 156-160.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[25] Мухамед Т.В. Философско-культурологические концепции образования //Культура и образование. 2014. № 4 (15). С. 32-36.

SOCIO-PHILOSOPHICAL CHARACTERISTICS OF MANAGEMENT ACTIVITY MAKING AND DEVELOPMENT IN EDUCATION OF ANTIQUITY

ABSTRACT:

Problem urgency. To understand where we are today with our own thoughts, to realize the current situation in the field of education management, it is necessary to turn to the sources of knowledge about how it all began, in particular, to the development features of the art of management as a whole and to the specifics of such phenomenon in the field of the ancient education system. Ethnography, relying on artifacts, precisely revealed that when homo sapiens became aware of themselves as living beings, not as animals, the need and meaning appeared in the life of a primitive man in the implementation of a so far primitive, but control of themselves among other, similar beings. After all, animals, insofar as they oppose humans, only live to propogate. Supplying genetic material for the offspring, their own lives have no subjective meaning as they all are in the present. Now. Everything an animal does during its life is built into the general biological meaning of the evolutionary metamorphoses of the destination ladder. The entire external world for animals is just the environment where they survive and propogate, which is the absolute law of their life. And there is only one single living being in the world who breaks this rule, and whose behavior pattern cannot be calculated beforehand. A human. The fact is that besides the natural life space which they habitate in, they start to be surrounded by the world of culture created by them as a world of specifically human way of life involving other ways of behavior and self-fulfillment. In addition, since this world doubles and triples specularly every time in every new cultural projection of the mastered world, there is cultural multiplication of the world as a multitude of its cultural reflections in the human mind. Not selectively, but entirely, and as Marx put in his time - all-objectively. The whole world becomes an object of human interest.

AUTHORS' INFORMATION: Valentina V. Barkova

South Ural State Humanitarian Pedagogical University (69, Lenin Av., Chelyabinsk, Russia, 454080) s barkova.vv@yandex.ru VitalyV. Tsilitsky South Ural State Humanitarian Pedagogical University (69, Lenin Av., Chelyabinsk, Russia, 454080) s tsilitskyvs@yandex.ru

KEYWORDS:

education, management activity, antiquity, educational systems management.

FOR CITATION:

Barkova V.V., Tsilitsky V.S. (2022). Socio-philosophical characteristics of management activity making and development in education of antiquity, Municipality: Economics and Management, no. 1, pp. 16-24.

Research object. Among the cultural forms, in the fold of which the thought-activity canvas of human conscience was formed, educational activity and its management occupy an exceptional place. If only because the accumulated experience of the world exploration was to be passed on to the next generations in an organized and systematic way.

Main research results. The article outlines main characteristics of management activity in education,as a cultural form, and its influence on the antiquity making. Based on the philosophical and historical concepts analysis, the authors present a perception of management activity as a form of human mental activity aimed at gaining the ability for a human to consciously influence the events of their and others' lives, to act more pointwise.

Conclusions. The article provides conclusions that management activities in a particular era offered the possibility to develop social integrity of teams, forming in each mind the actions aimed at arranging the surrounding reality, including education, which was based on the general management concept.

REFERENCES:

[1] ILyin A.G. (2021). Philosophy as wisdom and art of management, NovaUm.Ru, no. 32, pp. 10-12.

[2] AmeLina E.M. (2020). The meaning of the ideals of antiquity in modern management education. In: Proceedings of the 24th International Scientific and Practical Conference "Actual management problems -2019" Moscow: State University of Management, pp. 316-319.

[3] HaLutornykh O.N. (2019). State control from antiquity to this day: Retrospective analysis, Bulletin of the branch of the Lomonosov Moscow State University in the city of Dushanbe, no. 2,4 (10,12), pp. 26-33.

[4] BryzgaLina E.V. (2011). Philosophical Education Management Problems: History and Modernity, Philosophical Education: Herald of the Association of Philosophy Faculties and Departments, no. 1, pp. 118-139.

[5] KozLova T.A., PoLyakova Yu.O., Leontieva D.A. (2020). Actual problems of education philosophy in modern era, Karelian scientific journal, vol. 9, no. 2 (31), pp. 19-21. DOI: 10.26140/knz4-2020-0902-0007.

[6] Sidorov L.G. (2019). Philosophy of education management: values and ideals, Socio-humanitarian knowledge, no. 1, pp. 252-265.

[7] Arutyunyan K.S. (2019). Gnoseological problems in the management philosophy, Man. Society. Inclusion, no. 1 (37), pp. 23-27.

[8] Botvinnik M.N., Rabinovich M.B., Stratanovsky G.A. (1988). The lives of famous Greeks and Romans: Students Book. Moscow: Enlightenment. 207 p.

[9] OmeLchenko O.A. (2000). Universal history of the state right: Textbook. Vol. 1. Moscow: TON - Ostojie. 528 p.

[10] ALemasova M.L. (2021). Education of antiquity in the context of philosophical concepts, Science and education, vol. 4, no. 4.

[11] ILyinsky N.I. (2006). The history of the state and the rights of foreign countries: Course of lectures. Moscow: Publishing House of Business Literature. 624 p.

[12] Sazhina V.V., Tagunov D.E. (2005). The history of the state and the rights of foreign countries: Textbook. Minsk: Book House, pp. 53-73.

[13] Derevensky B.G. (2005). Ancient Greece. St. Petersburg: "A.V.K. -Timoshka". 80 p.

[14] AndreevYu.V. KosheLenkoG.A., KuzischinV.I., Marinovich L.P. (2003). The history of ancient Greece. Moscow: Higher School. 399 p.

[15] VandekerckhoveW. (2022). An ancient greek philosophy of management consulting: An interview with David Shaw, Philosophy of Management, vol. 21, no. 1, pp. 127-134. DOI: 10.1007/s40926-021-00191-z.

[16] Lavrova I.A., ArakeLyan M.A. (2018). State and social system of Ancient Sparta, Education and science in Russia and abroad, no. 8 (43), pp. 265-271.

[17] Firsov M.V. (2011). The practice of becoming the formation of social pedagogy in the Ancient Sparta, Bulletin of the Moscow State Regional University, no. 4, pp. 108-114.

[18] Demin V.A. (2018). The formation of statehood in the Ancient Sparta, Academy of Pedagogical Ideas Novation, no. 4, pp. 144-152.

[19] ZoLkin A.L. (2017). Philosophy of education. Moscow: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Ya. Kikotya. 122 p.

[20] Krivovyan N.V. (2019). Paradigmatic specificity of the management philosophy: the role of theoretization processes in the formation of management metatorelia, GaudeamusIgitur, no. 3, pp. 16-18.

[21] Shaw D. (2022). Learning from ancient greek philosophy. DOI: 10.1007/978-3-030-90959-8_1.

[22] SiegeLS.T., Biesta G. (2022). The problem of educational theory, Teoría de la Educación, vol. 34, no. 1, pp. 33-48. DOI: 10.14201/TERI.27157.

[23] Sáfstrom C.A. (2019). Paideia and the search for freedom in the educational formation of the public of today, Journal of Philosophy of Education, vol. 53, no. 4, pp. 607-618. DOI: 10.1111/1467-9752.12385.

[24] Mukhamed T.V. (2014). Dynamics of philosophical concepts of education: from the search for truth to the game simulators, Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, no. 5 (61), pp. 156-160.

[25] Mukhamed T.V. (2014). Philosophical and cultural concepts of education, Culture and education, no. 4 (15), pp. 32-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.