Научная статья на тему 'Социально - философские аспекты литературной критики'

Социально - философские аспекты литературной критики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
265
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИКА / CRITICISM / БЫТИЕ КРИТИКИ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / LITERARY PROCESS / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MASS CULTURE / BEING OF CRITICISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жунушова Г.

В статье рассматривается влияние критики на творческий процесс и формирование поля общественного мнения вокруг художественного произведения, что способствует его социальному функционированию, осуществляя социальную и эстетическую корректировку художественной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Жунушова Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF LITERARY CRITICISM

Аbstract. The article examines the influence of criticism on the creative process and the formation of the field of public opinion around the work of art, which contributes to its social functioning, carrying out a social and aesthetic adjustment of artistic activity.

Текст научной работы на тему «Социально - философские аспекты литературной критики»

СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИТЕРАТУРНОМ КРИТИКИ Г. Жунушова, канд. филос. наук, ст. науч. сотр.

Института философии и политико-правовых исследований НАН КР (Кыргызская Республика, г. Бишкек)

Аннотация. В статье рассматривается влияние критики на творческий процесс и формирование поля общественного мнения вокруг художественного произведения, что способствует его социальному функционированию, осуществляя социальную и эстетическую корректировку художественной деятельности.

Ключевые слова: критика, бытие критики, литературный процесс, глобализация, массовая культура.

Современная эпоха характеризуется кризисом многих прежних ценностей, в соответствии с происходящей в мире глобализацией и гуманизацией, где зарождаются новые парадигмы и критерии эстетико-духовных ценностей. В таких условиях необходимо уделить особое внимание познанию и осмыслению национальной культуры, литературы и литературной критики. В культурной, художественно-эстетической жизни, критика выполняет очень важные функциональные задачи.

Литературная критика как одна из особенных и специфических форм общественного сознания и художественного творчества с древних времен оказывала влияние на интенсивное развитие литературы. Критика давая оценку художественным творениям литературы, показывая успехи и недостатки вместе с тем, определяет свое место в системе культуры. Создает предпосылки для развития и обновления художественно-эстетических чувств, как у творческой интеллигенции, так и у читателей литературных произведений. Объективная критика и культурно-эстетическая оценка спасает общество от низкого искусства, некачественных произведений, борется с ними. В задачи критики входят отличать настоящее произведение и настоящее искусство от ложного. Говоря словами А.С. Пушкина «литературная критика - это наука, которая открывает красоту и недостатки в произведениях искусства и литературы» [1].

Критика воздействует на восприятие мира, художником ориентируя его на

постижение тех или иных сторон жизни, на преимущественное внимание к той или иной тематике и проблеме. Осуществляя эту функцию, критика тяготеет к постановке острых социальных, духовно-нравственных и философских проблем. Она воздействует на творческую личность художника, осуществляя социальную и эстетическую корректировку художественной деятельности. Критика порой ранит авторское самолюбие, и все же без нее нет творческого роста. Художник нуждается в самоконтроле, который неизбежно опирается на критику.

Критика формирует поле общественного мнения вокруг художественного произведения, что способствует его социальному функционированию, осуществлению самого бытия произведения как предметно-физического, реального и как общественно-духовного, идеального явления. Критика усиливает взаимодействие жизненного опыта автора и реципиента, помогает более эффективному постижению публикой художественной концепции, заключенной в произведении. А так же она воздействует на реципиента и всю аудиторию искусства, формируя ее художественные вкусы и социальные ориентации. Ценностное рассмотрение художественных явлений - один из важных моментов художественной критики. Критика занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения эстетики, в том числе насущными проблемами общественной и духовной жизни. Также она рассматривает личные взгляды критика, выявляет и ут-

верждает творческие принципы литературных направлений, оказывает активное влияние на литературный процесс и, непосредственно на формирование общественного сознания опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. На уровне методологических принципов она внесла свой вклад в развитие литературы и искусства в целом. Достоинство критики заключается не только в познании, она выступает посредником между литературой и читателем, она связывает их, если критика читателям дает глубокие разъяснения, то писателям помогает делать новые открытия и способствует росту их эрудиции.

Настоящая профессиональная критика спасает общество от духовной бедности и нищеты сознания. У читателей, воспринимающих настоящее искусство их духовный мир становится богаче и чистым, стремящимся к благородству, ко всему прекрасному, художественному. В процессе катарсиса духовного мира художественная оценка влияет на систему формирования красоты. Насколько сильно будет меняться эстетическое сознание личности, настолько высоким будет интеллект и богатым содержательным его духовный мир. В этом и заключается аксиологическая сущность критики.

Объект исследования критики - произведение и художественный процесс в целом. Критика определяет ценностный статус каждого художественного произведения. Для ориентации критики в пространстве мировой художественной культуры большое значение имеет опора на эстетику. Пушкин отмечает, что критика «основана на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений» [2].

Известно, как критика напрямую и закономерно на культурно-

эстетическом уровне влияет на развитие общества. А также критика способствовала потенциальному росту произведе-

ний писателей и играла большую роль в прогрессивном развитии общественного сознания. Критическая оценка, выполняя информационную функцию, оказывает большое влияние на духовное культурное развитие, формирование вкуса и эстетическое сознание. В основном критика характеризуется как информационное сведение. Если определить место критики в анализе произведения, его идейно-художественном содержании, в целом искусстве, то критика дает оценку читателям на уровне информации. Таким образом, критика дает возможность понять многие скрытые стороны искусства, которая в эстетическом выборе дает верное направление читателю. Итак, критика занимает важное место и значение в развитии литературного общественного сознания. Исследователь критики Б. Егоров пишет: «Критика имеет не только познавательное значение, она, являясь посредником между литературой и читателем, способна эмоционально-эстетически воздействовать на читателя. В соединении с этим воздействием познавательное значение неизмеримо возрастает, и наоборот, невнимание к эстетической сущности критики снижает и ее идеологическо-познавательную ценность» [3].

Многие исследователи оспаривали природу научности критики. По мнению А.В. Луначарского критик «должен уметь передать то дрожание своих нервов, тот трепет своего сознания, которое он получает от художественного произведения. Его критические статьи, его критические лекции должны превращаться в своеобразное художественное произведение» [4]. В. Милх же пишет: « Критика - наука, так как познаваема, также критика - искусство, так как образно» [5]. В действительности критика зародилось на стыке искусства и науки. С одной стороны, критика является искусством, потому что оно образно, с другой стороны наукой, поскольку она апеллирует к аналитическому мышлению и теоретическо-методологическим принципам. Поэтому большое место

критика занимает в культурно-эстетической сфере.

На наш взгляд у профессионального критика, во-первых, должны быть литературные знания и вопрос не в филологическом образовании или дипломе, он должен глубоко владеть литературным процессом и творческим началом. Творческое начало в литературно-художественной критике проявляются как искусство интерпретации и мастерства анализа. В критике нет место дилетантству и субъективизму. Во-вторых, владея, только отменным эстетическим вкусом и развитым эстетическим отношением к действительности можно будет оценить художественные творения, отличие их от других и значимость произведения. В-третьих, необходимо, чтобы критик был принципиальным и сильным аналитиком от природы. И самое главное, чтобы критик умел работать с литературным текстом, его художественно-эстетическая оценка должна рассматриваться в контексте искусства в целом. Следует отметить, что в критике достаточно много научно-теоретических знаний, в которых есть разработанные критиками научные концепции, в которых проявляется оригинальность их мышления.

В последние годы интеграционные процессы оказывают очень сильное влияние на развитие литературы и культуры. На место древним традиционным художественным ценностям, утерявшие свою актуальность, пришла новая культура, новые ценности. Началось широкое распространение всех жанров искусства массовой культуры. Телевидение и Интернет ускорил развитие интеграционных процессов, усилились культурные взаимоотношения между народами. Культурные достижения одного народа быстро распространяются на другие народы и становятся достоянием всего человечества. Положительные стороны унификации состоят в том, что, что они позволяют пользоваться прогрессивными научными и культурными достижениями других стран. Однако с развитием массовой культуры роль литературы отодвинулась на зад-

ний план. Идет все к тому, что культура воспринимается как средство поднятия настроения. В советское время литература занимала важное место в идейно-политическом и культурном развитии. Каждое новое художественное произведение подвергалось оценке и обсуждению критиками, которое с интересом читалось и воспринималось обществом.

Последнее время популярными в литературе стали легкие, бульварные «чтиво», которые не оказывают на читателя эстетического влияния с абсолютным отсутствием всякой художественности. Очень мало любителей осталось, которые читают сегодня классические произведения, а вот число потребителей массовой культуры увеличилось. В результате на сегодня процесс разделения культуры на элитарную и массовую идет интенсивным темпом.

Такие же факты отмечаются и в кыргызской культуре. Раньше произведения содержали в себе высокие идеи борьбы за такие ценности как защита Родины и Отечества, любовь к матери, уважение к старшим, которые имели воспитательное значение. Сегодня же многие авторы преследуют закрученные эпизоды житейского характера и уже по таким названиям как «Мать-кукушка», «Падчерица», «Жестокая девушка» можно определить их легкость жанра. Как правило, красочно оформленная и в небольшом страничном объеме, и глянцевых обложках такая литературная продукция предлагается на массовое потребление. В действительности, авторы такой продукции мало запоминаются, поскольку они не выражают истинного эстетического отношения к действительности, а преследуют одни лишь свои меркантильные цели и коммерческие интересы. Но, со временем, научившись выбирать и отличать хорошие от плохих произведений, мы надеемся, в искусстве будет место только настоящим творениям, которые поистине будут человеку доставлять эстетическое наслаждение.

Критика на сегодняшний день как в советские времена не работает. Тогда же критика играла большую роль и вы-

полняла множество задач, она создала систему оценки, соответствующую художественно-эстетическим критериям, через периодические издания активно влияла на культурное развитие общества. И сегодня, как раньше критика не выполняет полностью своих функций. С

отсутствием идейно-эстетических критериев изменился и сам оценочный процесс, нет газет, журналов, в которых освещалась бы литературно-культурная жизнь, в результате критика растеряла своих любителей и читательскую аудиторию.

Библиографический список

1. Лукьянов Б. Методологические проблемы художественной критики. - М., 1980. - 6 с.

2. Пушкин А.С. Сборник Сочинений. - М., 1958. - 159 с.

3. Егоров Б. О мастерстве литературной критики. - СПб, 1980. - 11 с.

4. Луначарский А.В. Русская литература. Избранные статьи. - М., 1947. - 38 с.

5. Егоров Б. О мастерстве литературной критики. - Л.: Сов. писатель, 1980. - 11 с.

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF LITERARY CRITICISM G. Zhunushova, candidate of philosophy, senior researcher

Institute of philosophy and political and legal studies of the national academy of sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyz Republic, Bishkek)

Abstract. The article examines the influence of criticism on the creative process and the formation of the field of public opinion around the work of art, which contributes to its social functioning, carrying out a social and aesthetic adjustment of artistic activity. Keywords: criticism, being of criticism, literary process, globalization, mass culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.