Научная статья на тему 'Социально-философские аспекты киберпространства'

Социально-философские аспекты киберпространства Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1286
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРПРОСТРАНСТВО / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / КИБЕРКУЛЬТУРА / CYBERSPACE / INTERNET / VIRTUAL REALITY / CYBERCULTURE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Петлин М. А.

Приводится краткий обзор киберпространства как фактора, влияющего на современное общество. Проведено разграничение понятий «киберпространство» и «виртуальная реальность». Сеть Интернет предоставляет новые возможности человеку для реализации своих потребностей. Ее появление предоставило возможность реализовать идеи писателей-фантастов XX в., что привело к становлению новых проблем, таких как воздействие киберпространства на человека и общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and philosophical aspects of cyberspace

This article is devoted to the short review of a cyberspace, as factor influencing modern society. Differentiation of the concepts "cyberspace" and "virtual reality" is carried out. The Internet, gives new opportunities to the person, for realization of the requirements. Emergence of the Internet gave opportunity to realize ideas of writers of fantasts of the XX century that led to formation of new problems, such as impact of a cyberspace on the person and society.

Текст научной работы на тему «Социально-философские аспекты киберпространства»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 89-90.

УДК 316.733 М.А. Петлин

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ КИБЕРПРОСТРАНСТВА

Приводится краткий обзор киберпространства как фактора, влияющего на современное общество. Проведено разграничение понятий «киберпространство» и «виртуальная реальность». Сеть Интернет предоставляет новые возможности человеку для реализации своих потребностей. Ее появление предоставило возможность реализовать идеи писателей-фантастов XX в., что привело к становлению новых проблем, таких как воздействие киберпространства на человека и общество.

Ключевые слова: киберпространство, сеть Интернет, виртуальная реальность, ки-беркультура.

Развитие компьютерных технологий влияет на формирование новой формы общения, посредством последнего расширяются возможности человека; процесс социализации усложняет процесс формирования идентичности и конструирование моделей субъективности. Ответной реакцией являются процессы, поглощающие повседневную жизнь человека ки-берпространством, меняя при этом его образ мышления.

Термин «киберпространство» (англ. cyberspace) - сравнительно новый, был введен Уильямом Гибсоном, канадским писателем-фантастом. В 1982 г. он использовал его в новелле «Сожжение Хром», опубликованной в журнале «Омни». Позже термин «киберпространство» был популяризирован в романе «Нейромант». Киберпространство как понятие прочно утвердилось в сетевой литературе, однако общепринятого определения нет до сих пор, хотя различные попытки определить и утвердить его в научной литературе осуществляются активно. Так, термин «киберпространство» происходит от слов «кибернетика» и «пространство». Кибернетика - наука об общих закономерностях управления и передачи информации в различных системах, а пространство здесь является местом, где находится информация; так, киберпространство становится пространством информационных объектов и событий.

На современном этапе исследований информационных технологий понятие виртуальной реальность в значительной степени пересекается с понятием киберпространства. Так, по мнению Р.И. Вылкова, «каждый вид виртуальной реальности имеет такую сущностную характеристику, как пространственность. Киберпространство выступает в качестве условия возможности пространственных характеристик, связанных только с видами компьютерной виртуальной реальности» [1]. Правомерно мнение И.А. Негодаева, что компьютерная виртуальная реальность - это интерактивно-графическое представление киберпространства [2]. Но принципиальное различие между киберпространством и виртуальной реальностью, как замечает Т.А. Кирик, заключается в том, что «виртуальная реальность начинается там, где в киберпространство входит человек» [3]. Следовательно, киберпространство - это пространство кодов, абстрактное пространство, которое представляет массивы информации. Компьютерная виртуальная реальность визуализирует массивы информации для удобного восприятия человеком, но также и для создания виртуального пространства, в котором может находиться человек реально, а не только в виде набора символов и кодов. Это сложная структура со своими законами функционирования - событийно-предметное пространство сети Интернет, где сеть Интернет - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир.

© М.А. Петлин, 2014

90

М.А. Петлин

Интернет - это одно из самых значительных достижений человека, его появление дает человеку свободу действий, свободу доступа к информации и ее обмену, где все глобальные коммуникации интегрируются в единое целое. Киберпространство -единственное, что связывает людей вне социальных слоев и географического положения, выступая реальностью единения людей и раскрытия границ человека. Образуется сообщество попавших в сеть различных людей, независимо от стран, наций и т. п., где сеть Интернет предоставляет возможность объединять культуры благодаря интерактивному взаимодействию и, как следствие, изменять реальность людей или создавать что-то новое как в сети Интернет, так и за ее пределами. Многое из повседневности человека перешло в иное пространство, в пространство со своими законами, правилами и временем - в киберпространство. Всемирная паутина (сеть Интернет) формирует новую культуру, культуру пользователей - киберкультуру. Киберкультура - это культура, основанная на технологиях виртуальной реальности и компьютерных игр.

Изменение образа мира и образа жизни под влиянием информационных технологий приводит к формированию нового типа личности и общества в киберпространстве. Появляется пространство, трансформирующее социокультурную систему, социокультурное пространство, в котором человек получает доступ ко всем информационным и человеческим ресурсам одновременно. Совершенствование технических средств коммуникации формирует киберкультуру, при этом создаются формы взаимодействия между людьми, а в данном случае - пользователями. Киберкультура приобретает различные свойства, такие как: виртуализация

общественных связей, формирование виртуальных коммуникативных пространств и т. д.

С практической точки зрения сеть Интернет уже доказала эффективность, сделав массивы информации доступными в несколько кликов компьютерной мыши. Виртуальная реальность позволила моделировать человеку что угодно, благодаря чему можно теоретически воплощать идеи и проводить эксперименты, а игровая индустрия приобрела новые возможности за счет виртуальной реальности и сети Интернет, как и другие различные отрасли. Но что предоставило киберпространство? Как его можно использовать? У писателей-фантастов это не вызывало вопросов. Делая выводы из вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что киберпространство является инструментом познания и раскрытия разносторонности как объективной реальности, так и внутреннего мира человека. Расширяя возможности человека, оно является продолжением и надстройкой его духовной сущности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Вылков Р. И. Киберпространство как социокультурный феномен, продукт технологического творчества и проективная идея : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2009. URL: http://cheloveknauka.com/fenomen-kiberprostranstva-kak-filosofsko-metodologicheskaya-problema (дата обращения: 28.10.2013).

[2] Негодаев И. А. Информатизация культуры : монография. Ростов н/Д : Книга, 2003. 320 с.

[3] Кирик Т. А. Виртуальная реальность и ее онтологические прототипы. Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2007. 134 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.