Научная статья на тему 'Социально-философские аспекты анализа процесса криминализации современного общества'

Социально-философские аспекты анализа процесса криминализации современного общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ АНОМИЯ / CRIME / CRIMINALIZATION OF SOCIETY / DEVIANT BEHAVIOUR / GLOBALISATION / SPIRITUAL CRISIS OF CIVILIZATION / SOCIAL ANOMIE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Терещенко Олеся Валерьевна

Статья посвящена социально-философскому анализу источников криминализации современного общества. Автор сосредоточивается на таких факторах, влияющих на эти проблемы, как процессы глобализации, кризис современной цивилизации, деформация массового духовного сознания. Автор отмечает, что адаптация к «новым возможностям и растущему спросу» привела также к тому, что культура стала обслуживать инстинкты, потребности и наслаждения, девиантное поведение, способствуя изощренности в проявлении чувственного поведения и привыканию к насилию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-philosophical aspects of the analysis of process of criminalization of contemporary society

The article is devoted to the socio-philosophical analysis of the sources of the criminalization of modern society. The author focuses on the factors that affect these issues as globalization, the crisis of modern civilization, deformation of mass spiritual consciousness. The author notes that the adaptation «to new opportunities and growing demand» has also resulted in the culture became serve instincts, needs and enjoyment, deviant behaviour, promoting the sophistication of sensual behavior and habituation to violence.

Текст научной работы на тему «Социально-философские аспекты анализа процесса криминализации современного общества»

О.В. ТЕРЕЩЕНКО аспирантка кафедры философии и общественных наук ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры»*

Социально-философские аспекты анализа процесса криминализации современного общества

Серьезные экономические проблемы, переживаемые большинством европейских государств в начале ХХ! в., в немалой степени стимулировали криминализацию общества в этой части планеты. Как отмечает В.И. Добреньков, в результате процессов глобализации возникла единая Европа без границ между странами и народами с единым политическим, правовым, экономическим и культурным пространством. В результате этих процессов она широко открыла двери транснациональной преступности. Если прежде традиционной для стран европейского сообщества была деятельность итальянской мафии, то теперь оно столкнулось с эпидемией «импортной» преступности. На территории Европы действуют организованные этнические группировки преступников 1

из числа иммигрантов .

По нашему глубокому убеждению, одной из фундаментальных причин криминализации современного общества является культурно-духовный кризис цивилизации. Как отмечают отечественные социологи, прежде нынешнее и предшествующие поколения людей жили при фундаментальном устроении, которое формировала цивилизация как общая система нормативно-ценностной, смысловой и институциональной регуляции. Общество опиралось на «большую традицию»; в соответствии с ней всем было обеспечено какое-то место, воспринимаемое как легитимное и оправданное. Связанная с мировыми религиями цивилизационная иден-

* Терещенко Олеся Валерьевна, e-mail: Olesya.tereschenko @yandex.ru

1 Добреньков В.И. Глобализация и Россия. Социологический анализ. М., 2006, с. 96.

тичность в пространстве и времени обеспечивала реальное единство большого общества и преемственность поколений, к надсоциальным законам и откровению была привязана классическая культура, воплотившая многообразный опыт предшествующих веков. В настоящее время именно она оказывается несовместимой с содержанием «новой культуры». Ценности спасения, добра, добродетели, истины, преданности, солидарности всех верующих или хотя бы «своих» оказываются ненужными и вредными с точки зрения преуспевания. Их удел - стать музейным достоянием, собранием классических текстов, предметом культивирования на презентациях и юбилеях. Но это уже не реальная, а искусственная жизнь объекта, помещаемого в специальную

1

нишу, полезную для изучения «культурного прошлого» .

В ситуации современного «переходного» периода социальное тело и ум становятся сферой жесткой напряженности, в которой аномия - неизбежное состояние огромной части населения, выражающееся в пассивных формах (примирение с потерей статуса и скатывание на дно) или активных действиях (уход в криминальные сферы), но равно разрушительные и самоубийственные ответы на вызов прозападной модернизации. Отмене или изъятию подлежала вся культура и история народа с накопленным опытом, сложившимися структурами общения, жизненными устремлениями, представлениями о мире и о себе. Насильственная смена ценностей, норм и смыслов часто вела к ниспровержению прежней символики, на которой в значительной степени держалось общество. Разрушение «других» культур прямо заложено в формулу «модернизации» как тотального «разрыва с архаикой» и «пережитками прошлого». Все прежде ценное и осмысленное - мораль, человеческое достоинство, возвышенная вера, духовное спасение, красота, человеческие привязанности, долг, преданность - отныне предстает лишь как объект коммерциализации: «все на продажу»2.

Распад сложного общества в условиях «постмодерна» не обязательно означает возвращение к наиболее примитивным формам существования. Он сопровождается адаптацией к сложной криминогенной обстановке и, прежде всего,

1 Россия: трансформирующееся общество / Институт социологии РАН. М., 2001.

2 Там же.

за счет принятия мер частной и локальной защиты и выработки «крутого» характера и облика. Впрочем, это лишь внешние атрибуты адаптации. Более основательное выражение она получает в массовом примирении с отсутствием порядка и разрушением нормативно-ценностной системы, принятии устранения «государственного ярма», что открывает простор для проявления духа «вольницы» как свободы

1

от всего, что ограничивает «естественные» инстинкты .

Отношения распада отнюдь не обязательно принимают форму индивидуализации. Напротив, аскриптивные отношения, формирующие семью, этнос, клан, касту, секту, корпорацию и другие коллективности, разграничивающие локальные и функциональные группы, оказываются преобладающими - и все они противостоят цивилизационной интеграции.

Эти отношения, связанные так или иначе с перерасп-

2

ределением, предстают как «реакция самосохранения» , средство выживания населения, а тем самым приобретают свойства носителей смысла существования соответствующих групп. Нередко восстановление аскриптивных связей проявляется в криминальном семейном бизнесе «крестных отцов», в «общаке» бандитских групп, дружинах полевых боевых командиров, различных кланах, а в «лучшем случае» - в «коренном этносе». Но неизбежные спутники этой формы социальности - коррупция и другие виды «правонарушений», получающие полное оправдание в рамках «своих людей».

Адаптация к «новым возможностям и растущему спросу» привела также к тому, что культура стала обслуживать инстинкты, потребности и наслаждения, девиантное поведение, способствуя изощренности в проявлении чувственного поведения и привыканию к насилию. В рамках формируемого имиджа криминала глобальная массовая культура и СМИ (особенно российские, подчас превосходящие западные по своей вирулентности) не только знакомят с достижениями «крутых парней», но и проводят идею широких возможностей «теневого капитала» и деятельности, не связанной с какими-нибудь нормами или законами вообще

1 Федотова В. Криминализация России // Свободная мысль, 2000, № 4.

2 Майданик К.Л. От уголовной статьи к глобальной проблеме // Восток, 2000, № 2, с. 67.

как предпосылки «первоначального накопления»; это -постоянный сюжет массмедиа. Лучшие и наиболее дорогие адвокаты, «отмазывающие» попавшихся крупных преступников и расширяющие сферу дозволенного, неизменно пользуются высоким рейтингом у демократических СМИ.

Персонификаторами теневых отношений могут быть и ставшие олигархами удачливые «теневики», которые отмыли свои капиталы и обрели статус в «новом мире». Отмывание капиталов, измеряемых сотнями миллиардов долларов, - весьма важная задача для «светлого» и «теневого» миров и она успешно решается, а «отмытые» теневики принимаются в лоно респектабельного истеблишмента. И если аномия, выражающаяся в примирении с крушением веры и надежды, - удел «вчерашних», тех, кто не находит выхода, то девиантное поведение и криминализация - стезя решительных, предприимчивых и свободных от морали1.

Существует предположение, все чаще обсуждаемое в кругах российской общественности, что западные демократии исчерпали свой потенциал распространения в другие регионы, и, может быть, содержат в себе внутреннюю противоречивость, что приводит к растущей волне обвинений Запада в лицемерии и двойной логике, проявляющейся в поддержке коррумпированных и антинациональных режимов в бывших советских республиках, в странах Восточной Европы или в Азии - до тех пор, пока они придерживаются открыто антикоммунистических, антисоветских или антирусских ориентаций.

Как показывает исторический опыт, рыночные отношения совместимы с разными социокультурными условиями, в которых капитализм, в его западной разновидности, не имеет собственных генетических корней и не играет существенной роли в социокультурной или политической регуляции. Финансовый капитал, не связанный прямо с производством и с его непосредственными участниками, в еще меньшей степени озабочен собственно этическими соображениями, чем индустриальный капитал, вынужденный выполнять социальные функции и прибегать к моральной и ценностной легитимации. Величина финансов может

1 Экономика и преступность / Отв. ред. Н.Я. Заблоцкис. М., 2006; Huntington S. The Clash of Civilizations and the Remaking of the World Order. N. Y., 1997, р. 183.

возрастать и с помощью «теневых» или «грязных» способов - посредством отмывания денег, нажитых на организации нелегальных производств, торговле наркотиками или «живым товаром», наряду с более «чистыми» методами (финансовые аферы и спекуляции, «приватизация», невыплаты зарплат, перевод средств в многочисленные «офшорные зоны» или попросту в надежные западные банки, манипулирование ценами, подкуп бюрократии и т. д.). Тем самым систематически порождается криминал, и никакой размах антикриминальной борьбы не может возместить ущерба, вызванного моральной индифферентностью крупного капитала. Тень транснационального капитала может затмить любой свет от высокой культуры.

Несмотря на все благие намерения и гуманитарные усилия общее воздействие Запада на не западные цивилизации остается пагубным. Его результатом становится не только принятие безличных рыночных связей, но и привыкание к поведению, считавшемуся ранее девиантным, незаметное свыкание с криминализацией всех сфер жизни. По существу вся культура постмодерна пропитана символикой потребительства и достижительства, лишенной моральных измерений. Не принципы, ценности или законы, а только условия и обстоятельства принимаются во внимание. Растущая массовая аномия и разрушение нормативных, ценностных и смысловых структур создают почву для массовой криминализации1.

Теперь «уходящие в прошлое» общества мало кого интересуют. Им, как правило, нечего предложить мировому рынку, кроме исходного сырья для изготовления наркотиков, примитивного артизаната или «живого товара». Они представляют собой гигантский «архипелаг», отделенный от остального мира не колючей проволокой, а хорошо организованным межгосударственным и миросистемным управлением, при котором их собственные правители выступают в роли «петэнов» и «квислингов» внешнего управления. Удовлетворение их властных инстинктов и жадности в пределах «своих стран» вполне уравновешивает снисходительность или даже поношение в международных кругах. А миллиарды долларов, которые они «накапливают» в тече-

1 Roger W. Wescott, "Civilizations Galore" // The Comparative Civilizations Review, no. 39, Fall 1998, p. 91.

ние своего бессменного правления, еще и еще раз доказывают истину древнего афоризма «деньги не пахнут» и вопреки всем стараниям юристов и праведников правосудие срабатывает слишком редко и слишком медленно1.

К проблемам, с которыми сталкивается современное общество, следует отнести неустойчивость не только современного социального порядка, но и социального беспорядка. Именно она провоцирует преступность, терроризм. Особенно остро эта проблема вставала в переходные периоды, когда в жизни сложных обществ разрастались пороки и преступность, а прежние формы регуляции, как государственные так и общественные, были не в состоянии их устранить2.

В конце XX - начале XXI в. социальный разлад и преступность, ставшие во многих странах обычным спутником имитационной модернизации, подчас перечеркивают многие из достижений. Хорошо известно о гигантских финансовых и материальных ресурсах, сотнях миллиардов (и триллионах) долларов, составляющих доход криминального или полулегального мира. Даже в «нормальных» странах Европы на «теневую» экономику приходится до 10-20% валового продукта. В «ненормальных» странах эта цифра поднимается до 40-50% и более. Все эти ресурсы становятся достоянием «антисистемы», существующей как обратная сторона собственно цивилизованного устроения мира и одновременно как составная часть процесса глобализации3.

Обоснование модернизации как тотального «разрыва с архаикой» и «пережитками прошлого», по мнению сторонников этого подхода, должно способствовать снятию интеллектуальной легитимности нормативно-ценностных устоев социальной регуляции, таких как «честь», «добро», «солидарность», «идеалы», «традиции» и т. п. Невосприимчивость последователей «либеральной демократии» к человеческим издержкам ухода в историю «прежнего» мира, напрашивающиеся из таких выкладок масштабы списания населения подчас предстают как немыслимые, как капитуляция человеческого духа и отрицание смысла бытия для

1 Ерасов Б.С. Феномен восточного деспотизма как явление «нового мышления» // Восток, 2000, № 4.

2 Федотова В.Г. Криминализация России. Автохтонный капитализм как реакция на // Свободная мысль, 2000, № 2.

3 Экономика и преступность.

большей части человечества1. Отсюда проистекает не только игнорирование, но и неявное принятие криминализации всех сфер человеческого бытия как решительного отхода от косной архаики.

Менталитет «новых богатых» и его интеллектуальной «обслуги» настроен на оправдание любого прироста капитала, любого его перераспределения в пользу крупной собственности - при полном игнорировании издержек по другую сторону этого процесса. Как известно, большая часть этого капитала имеет не только теневой и криминальный, но и прямо паразитический характер, так как уходит на их «расширенное потребление». Конечно, сюда идут и расходы по обеспечению власти и влияния - содержанию СМИ, органов частной безопасности, адвокатуры, судов, подкуп чиновников. Как гласит известная емкая формула, «нужно делиться». Более того, в общественное сознание интенсивно внедряется идея благотворности «теневого капитала» как формы «первоначального накопления», стереотип широких возможностей и размаха деятельности крупных владельцев, «хозяев жизни», мафиозных структур и даже если это «накопление» было сомнительным или

явно нечистым, размер капитала - предпосылка его даль-

2

нейшего «остепенения» и «очеловечивания» .

Наряду с деморализующей и обессмысливающей постмодернистской художественной литературой в обиход прочно вошла детективная литература, воспроизводящая весь мир как тотально криминальную среду, начисто лишенную тех измерений, которые принято считать культурой. Справедливость этого замечания находит отражение в отечественном телевидении, подавляющее эфирное время которого отводится фильмам и сериалам, посвященным криминальным темам.

Очевидно, что существуют разные причины, порождающие беспорядок и преступность, и важную роль в этих процессах играет разрушение «традиционного» общества, обгоняющего модернизационные сдвиги3. Процесс разрушения происходил в условиях ослабления государства и превращения его в носителя интересов отдельных групп, исполь-

1 Этос глобального мира //Материалы Круглого стола в Фонде Горбачева. М., 1999, с. 32-33.

2 Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002.

3 Федотова В. Криминализация России // Свободная мысль, 2000, №4.

зующих его для своего, частного возвышения и обогащения. Выброшенные из прежнего состояния низы, освобожденные от давления репрессивного государства, впадают в состояние анархии, означающей свободу от общества, от морали, от окружения1. Эта концептуальная модель деэтатизации -анархизации действительно выявляет существенные характеристики кризиса и не только в России, так как ослабление государства - черта, присущая многим странам современного мира. Следует лишь отметить, что далеко не всякое «традиционное» общество впадает в состояние разлада при переходе к современности, а напротив, некоторые из них входят в современность, сохраняя устойчивые компоненты своего социокультурного достояния. Примером тому могут служить Китай, Вьетнам, Лаос, Куба.

Принимая во внимание расхождение взглядов по вопросам о сущности беспорядка и преступности в обществе, согласимся с мнением, что преступность и беспорядок могут рассматриваться как действие или состояние, подрывающее стабильность и жизнеспособность цивилизации и ее значимость для народов относящегося к ней региона. Соответственно неустойчивая и слабая цивилизация порождает и распространяет беспорядок и преступность2. Существенно то, что более высокий порядок рождался в ходе преодоления конфликта и установления новых измерений бытия - сначала в духовном пространстве сверхземных ориентаций и лишь впоследствии - через соучастие института, воплощающего в себе эту ориентацию3.

В завершение статьи следует отметить, что каждая цивилизация должна справляться с проблемой преступности, делать ее менее вредоносной или же прибегать к насилию в «конструктивных целях» (уничтожение еретиков или изгнание меньшинств), укрепляя, таким образом, свою культурную гомогенность. Негативное отношение к беспорядку и преступности всегда было существенной частью моральной основы цивилизации. Много веков значительная часть людей жила в тени «греха» или «кармы» как большой или малой провинности, влекущей за собой наказание индивида. Лишь позднее право стало наиболее уважаемым инс-

1 Там же.

2 Crime and Deviance; Criminology // The Blackwell Dictionary of Twentieth-Century Social Thought. Cambridge, 1993, р. 119-125.

3 Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М., 1999.

титутом, оберегающим общество от ненормативных проступков и преступлений.

Однако существуют беспорядок и преступность в условиях надлома и разрушения социального устроения, когда общество не способно избавиться от внутреннего разлада и внешнего натиска и пассивно переживает процесс разложения. Возникают беспорядок, хаос и преступность, которые противоположны цивилизации в любом ее определении. Широко разрекламированная отзывчивость общественного мнения к пагубным последствиям преступности, коррупции и насилия не повлекла за собой эффективных и сосредоточенных усилий, сопоставимых с антиавторитарными действиями западных демократий1.

Терещенко О.В. Социально-философские аспекты анализа процесса криминализации современного общества. Статья посвящена социально-философскому анализу источников криминализации современного общества. Автор сосредоточивается на таких факторах, влияющих на эти проблемы, как процессы глобализации, кризис современной цивилизации, деформация массового духовного сознания. Автор отмечает, что адаптация к «новым возможностям и растущему спросу» привела также к тому, что культура стала обслуживать инстинкты, потребности и наслаждения, девиантное поведение, способствуя изощренности в проявлении чувственного поведения и привыканию к насилию.

Ключевые слова: преступность, криминализация общества, девиантное поведение, глобализация, духовный кризис цивилизации, социальная аномия.

Tereshchenko О.У. Socio-philosophical aspects of the analysis of process of criminalization of contemporary society. The

article is devoted to the socio-philosophical analysis of the sources of the criminalization of modern society. The author focuses on the factors that affect these issues as globalization, the crisis of modern civilization, deformation of mass spiritual consciousness. The author notes that the adaptation «to new opportunities and growing demand» has also resulted in the culture became serve instincts, needs and enjoyment, deviant behaviour, promoting the sophistication of sensual behavior and habituation to violence.

Keywords: crime, criminalization of society, deviant behaviour, globalisation, spiritual crisis of civilization, social anomie.

1 Майданик К.Л. От уголовной статьи к глобальной проблеме // Восток, 2000, № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.