Научная статья на тему 'Социально-философская сущность понятия «Свобода воли»'

Социально-философская сущность понятия «Свобода воли» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1786
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ВОЛЯ / СВОБОДА ВОЛИ / СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА / ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА / ВАЖНАЯ ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ / ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ / СПОСОБНОСТЬ ВЫБОРА / СВОБОДА ВЫБОРА / СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА СВОБОДЫ / WILL / FREEDOM / HUMAN FREEDOM / THE HUMAN PSYCHE / AN IMPORTANT FEATURE OF IDENTITY AWARENESS / THE ABILITY TO CHOOSE / FREEDOM OF CHOICE / THE MENTAL ELEMENT OF FREEDOM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аллахвердиев Гариб Вели Оглы

В статье исследуется социально-философская сущность понятия «свобода воли». В связи с этим, в первую очередь, раскрывается содержание понятия «воля», её проявление в качестве неотделимой и важной части человеческого сознания и личности, важного условия выполнения социальных и духовных функций личности. Доказывается положение о том, что свобода воли, на основе осознания человеком необходимости, проявляется как личное качество в его целенаправленной и выборочной деятельности. Имея широкое содержание, понятие «свобода воли» определяется как направленность воли на формирование положительных чувств и способностей, обосновывается её проявление во всех формах человеческой деятельности. Отмечается, что свобода воли неотделима от общей социальной свободы, и она проявляет себя на всех этапах человеческой свободы. Определяется также место «свободы воли» в социальном содержании категории свободы. Автор приходит к такому выводу, что обладание человеком свободной волей выражается в его целенаправленной активности и что понятие «свобода воли» является главным в социальном содержании свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article researched social and philosophic essence of definition freedom of the will. According to this, firstly, it is described substance of definition will, its designation as inseparable and important part of human mind and personality, moral functions of personality. Here, it is proved a position connected to manifesting of freedom of the will on human purposeful and selective activity as personal quality on the base of awareness of necessity by human. Definition freedom of the will having a wide content it is described as directivity of will on forming of positive emotions and skills, validated its manifestation in all forms of human activity. Also it is marked, that freedom of the will is inseparable from general social freedom and its manifest itself on all stages of human freedom. It is defined the place of freedom of the will in social content of freedom definition. The author resumed, that freedom of human will is expressed in its purposeful activity and freedom of the will definition is the main aspect in social content of freedom.

Текст научной работы на тему «Социально-философская сущность понятия «Свобода воли»»

УДК 101.1:316

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СВОБОДА ВОЛИ»

Г. В. Аллахвердиев

SOCIO-PHILOSOPHICAL ESSENCE OF THE NOTION OF "FREE WILL"

G. V. Allahverdiyev

В статье исследуется социально-философская сущность понятия «свобода воли». В связи с этим, в первую очередь, раскрывается содержание понятия «воля», её проявление в качестве неотделимой и важной части человеческого сознания и личности, важного условия выполнения социальных и духовных функций личности. Доказывается положение о том, что свобода воли, на основе осознания человеком необходимости, проявляется как личное качество в его целенаправленной и выборочной деятельности. Имея широкое содержание, понятие «свобода воли» определяется как направленность воли на формирование положительных чувств и способностей, обосновывается её проявление во всех формах человеческой деятельности. Отмечается, что свобода воли неотделима от общей социальной свободы, и она проявляет себя на всех этапах человеческой свободы. Определяется также место «свободы воли» в социальном содержании категории свободы. Автор приходит к такому выводу, что обладание человеком свободной волей выражается в его целенаправленной активности и что понятие «свобода воли» является главным в социальном содержании свободы.

In the article researched social and philosophic essence of definition “freedom of the will”. According to this, firstly, it is described substance of definition “will”, its designation as inseparable and important part of human mind and personality, moral functions of personality. Here, it is proved a position connected to manifesting of “freedom of the will” on human purposeful and selective activity as personal quality on the base of awareness of necessity by human. Definition “freedom of the will” having a wide content it is described as directivity of will on forming of positive emotions and skills, validated its manifestation in all forms of human activity. Also it is marked, that freedom of the will is inseparable from general social freedom and its manifest itself on all stages of human freedom. It is defined the place of “freedom of the will” in social content of “freedom” definition. The author resumed, that freedom of human will is expressed in its purposeful activity and “freedom of the will” definition is the main aspect in social content of freedom.

Ключевые слова: воля, свобода воли, свобода человека, психика человека, важная черта личности, осознание необходимости, способность выбора, свобода выбора, субъективная сторона свободы.

Keywords: will, freedom, human freedom, the human psyche, an important feature of identity awareness, the ability to choose, freedom of choice, the mental element of freedom.

Свобода напрямую связана с повседневной жизнью и деятельностью человека. Она также неотделима от интересов каждого человека и в целом от интересов общества. Поэтому все члены общества проявляют глубокий интерес к свободе. Однако для того, чтобы всесторонне точно осознать реальную жизнь свободы, которая является привлекательной общечеловеческой идеей, в первую очередь, необходимо усвоить её научно-теоретическое восприятие.

Можно сказать, что в истории философской и общественной мысли нет мыслителей, которые не выразили бы своё отношение к идее свободы. В связи с этим следует отметить, что, вследствие обладания в высшей степени богатым содержанием и сложной сущностью, изменчивый и гибкий характер свободы в историческом процессе трактуется в очень разных смыслах (иногда даже в противоречивых друг к другу). Подчеркивая эту особенность свободы, Гегель писал: «Не об одной идее не говорят с полным правом столько, как относительно свободы, что эта идея неопределённая, многозначная, может родить большие недоразумения и поэтому их действительно рождает» [1, с. 291].

Свобода занимает особое место в системе социально-философских понятий и категорий. Это в первую очередь, обусловливается тем, что данное поня-

тие выражает жизненную потребность, представляющую основу сущности человека. Объективная потребность человека в разговоре, социальном творчестве и активности как субъекта, исходит из потребности человека осознания объективной необходимости посредством своей свободной воли, реализации намеченных целей. В этом смысле свобода занимает исключительно важное место в ряду сущностных сил человека. Действительно, вне этого реализация активной социальной сущности человека, достижение поставленных целей и его развитие как личности практически невозможно.

В социальном содержании свободы понятие «свобода воли» носит основополагающий характер. Последнее понятие было широко распространено как суждение, объясняющее способность к принятию решений на основе знания дела. Согласно данной логике, чем больше знаний и представлений об объекте имеет человек, чем больше принятые решения научно обосновываются, тем больше его соответствующая деятельность свободна и необходима. Однако восприятие жизни посредством понятий, получения знаний о закономерностях развития и причинах протекающих здесь событий и процессов ещё не означает само по себе свободу. Для данной свободы главные требования - условие и возможность. Их претворение в жизнь связано с целым ря-

дом других факторов, среди которых воля занимает важное место.

В целом же воля, внутренняя активность человеческой психики, ее целеустремленные усилия означают направленность на выполнение определённой работы. Она выражается в способности к деятельности по регулированию и реализации желаний. Данное понятие также тесно связано с мобилизацией внутренних сил человека для преодоления препятствий на пути достижения поставленных целей. Для претворения в жизнь любой мысли, желания и стремления необходима способность к управлению, являющаяся неотъемлемой частью сознания. Только обладающий данным свойством человек может проявить своё «Я» и характер. Поэтому слабость воли или безволие заканчивается отсутствием самореализации личности, что обусловливает ее крах. А. Спиркин так выражает краткую характеристику воли: «Воля - самая активная сторона сознания человека. Она проявляется в следующих трёх направлениях:

а) желание осуществления какого-либо действия;

б) выбор направления данного действия;

с) принятие решений о движении в определённом направлении» [4, с. 288].

Изучение процессов воли, вследствие своей чрезмерной трудности, в значительной степени было основано на мистических и теологических подходах. Первый подход изображал волю как волшебную силу, полностью независимую от сознания человека и его чувств. Теологическое же объяснение данного явления искало её сущность и причины не в конкретном человеке, а в Божественной силе.

Следует отметить, что воля очень сложный феномен. Современная наука не смогла в полной мере раскрыть все пласты и психофизиологические механизмы воли. Вместе с тем философия, психология и физиология имеют достаточные познания и информацию о сущности актов проявления воли.

При психологическом подходе, в содержании воли основное место занимает нижеследующее: понимание интересов и целей, правильное определение соотношения факторов, помогающих и препятствующих их реализации, поиск эффективных путей и методов претворения целей в жизнь, способность выбора правильного варианта из ряда возможных. Перечисленные элементы по отдельности не образуют определённый ряд в содержании воли. Выступая в тесной взаимосвязи и единстве, они выявляют все механизмы деятельности личности.

Важным свойством воли является обладание ею относительной независимостью. Это означает, что деятельность безусловных рефлекторов в поведении человека не происходит механически, а реализуется, проходя через внутренний мир субъекта. Внутренний мир нарушает неизменные стереотипные качества субъекта и даёт ему определенную самостоятельность. Воля означает осознанное регулирование человеком своих действий. Поэтому основанные на ней поведение и действия полностью отличаются от хаотичных безвольных действий. Если субъект в

выборе своей цели и принятии по её поводу решения не является относительно независимым, то он не сможет свободно участвовать в этих процессах. В этом смысле воля неотделима от свободы.

Воля является очень важной и неотъемлемой составной частью человеческого сознания и личности. Одним из свойств, отличающих члена общества от мира животных, является то, что он может осуществлять свободный выбор между разными альтернативами, действиями положительного и отрицательного характера. Это свойство становится возможным только на основе воли. Отсюда ясно, что воля разумного существа, каким является человек, играет роль своеобразной формы, обеспечивающей переход его сознания в практическую плоскость. Кроме этого, многие отличительные особенности и ценности человеческой личности, его творчество, ответственность и др. тесно связаны с волей.

Вышесказанное показывает, что воля и волевой характер являются основным свойством личности, представляют собой важное условие для выполнения личностью своих социальных и духовных, нравственных функций. Действительно, свобода воли выражает возможность различных действий при одних и тех же условиях, а также способность выбора одного варианта поведения из ряда возможных.

Философское понятие свободы воли выступает как личное качество, проявляемое в целенаправленной и выборочной деятельности, основанной на осознании человеком необходимости. Воля неотделима от сознания. А. Спиркин справедливо говорит: «Сознание и свобода воли являются тесно взаимосвязанными явлениями: чем выше уровень сознания, тем свободней воля» [4, с. 287].

Вместе с тем следует отметить, что свобода воли вовсе не означает произвол воли, её вседозволенность. Действительно, воля обладает относительной свободой. Это значит, что человек, обладая знаниями о природе и обществе, формирует своё поведение и действия на их основе. Эти объективные законы обозначают возможность свободы воли человека в определённых границах, то есть показывают, что сила воли субъекта, степень свободы цели не могут перейти данные границы. В противном случае, себя проявляет уже не относительная, а абсолютная, преувеличенная свобода воли, что с научной и практической точки зрения ошибочно.

Иногда высказывают такое мнение, что свобода воли представляет собой способность подготовки импульсов поступков, независимо от существующих условий, основываясь на способности самопричин-ности человека, т. е. вне сознания. При отсутствии другой позиции, речь идет о таком поведении, когда его причины не зависят от внутренних информационных механизмов и от условий существующей среды. Наличие свободной воли означает, что она выходит из состояния простого передаточного механизма между психикой, организмом и средой, состояния адаптивной коммуникации и переходит в состояние полностью независимого источника решений, свободного от внешних детерминаций [3, с. 102].

Нельзя абсолютно согласиться с данной позицией, так как увязывание свободы воли только с необходимостью (даже с осознанной необходимостью) фактически означает лишение человека этого качества. Такое примитивное материалистическое толкование вышеуказанной проблемы считает всякую вещь однозначно как результат необходимости. Такой подход неизбежно создает представление о человеке как об автоматическом результате необходимости, где, таким образом, не остается места для вариаций в различных сферах социальной деятельности, множеству возможностей и случайностям. Их отсутствие на самом деле означает ограничение свободы человека. Даже осознание тем или иным индивидом необходимости чего-либо в данной проблеме ничего не меняет.

Следует отметить, что варианты поведения находят своё отражение в способности свободного и произвольного выбора во всех формах человеческой деятельности (в экономике, политике, науке, искусстве и др.). Человеческое сознание, исходя в каждой из них из собственных позиций, в конечной степени совершает различные вариации. А это свидетельствует о том, что свободная воля человека играет роль «самоиндукции сознания». Воспринимание свободы воли создаёт необходимость в определении её реальных границ. Данная проблема в социальной философии объясняется неоднозначно. Например, сторонники волюнтаристского течения абсолютизируют и преувеличивают роль свободной воли человека. Таким образом, они приходят к такому ошибочному выводу, что в общественной жизни не существует никаких других оснований для совершения действий, кроме свободной воли субъекта. В результате такого подхода отрицается закономерность человеческой деятельности. Она подразумевается как бессистемная совокупность сменяющих друг друга желаний, стремлений и страстей. Другая крайняя сторона в понимании свободы воли - фатализм. Согласно данному учению, человек обманывает себя иллюзией свободы, когда на самом деле все предопределено судьбой.

Научный анализ данной проблемы приводит к такому правильному выводу, что свобода воли проявляется во всех формах человеческой деятельности. Однако ее роль нельзя абсолютизировать. Свобода вовсе не означает того, что в человеческой деятельности отсутствуют объективные обусловливающие факторы, независящие от воли человека.

Свобода человека базируется на целом ряде психофизиологических основ. Среди них наиболее важную роль играют нижеследующие:

а) способность человека реагировать на воздействия, направленные на него, а также его творческая способность в тесной взаимосвязи с окружающей средой;

в) свойство выборочной реакции на воздействие. Единство этих двух сторон доказывает то, что поведение и действия человека являются закономерным результатом совместного влияния его внутренней природы и окружающей среды. В данном случае свобода воли человека обусловливается его

внутренней природой, т. е. выражает его активновыборочное отношение к реальности.

Следует отметить, что содержание свободы не ограничивается только свободой выбора (субъективная сторона свободы), а в своём развитии переходит на следующий этап - этап принятия решений и от него - к этапу свободы поведения и действий в соответствии с принятым решением, т. е. к этапу объективной свободы.

Свобода воли в определённом смысле означает, что человек сам себе хозяин. Данное положение иногда толкуется односторонне, когда утверждается, что будто бы свобода воли состоит только из способности человека усмирять разумом свои чувства и страсти. В действительности же она обладает более широким содержанием, т. е. в её состав также входят положительные чувства, эмоции в самом человеке и воспитание нравственных качеств. С другой стороны, человек в процессе воспитания и самовоспитания должен уметь побороть негативные традиции и стремления, мешающие достижению его целей. Это же зависит от его воли. Сказанное подтверждает то, что свобода воли, являясь широким понятием по своему содержанию, предусматривает направление человеком своей воли на формирование его положительных чувств и способностей.

Свобода воли проявляет себя на всех этапах свободы человека. Однако она больше связана со знаниями об условиях, в которых происходит поведение, выбор деятельности и свободно-волевые действия человека. Отсюда видно, что «свобода выбора» неотделима от общей социальной свободы. Так, социальная свобода обеспечивает общие условия образования последней, а свобода выбора, в свою очередь, отражает свойство субъекта принимать решения на основе знаний.

Волевые действия индивида исходят от направляющих его активность мотивов, которыми являются его потребности и интересы. Поэтому свобода воли не принимает выбор вне мотивов или случайный выбор. Это также связано с тем, что человек, обладая волей, может контролировать свои потребности и интересы.

В механизме схемы «воля-свобода» человека чрезвычайно важны степень готовности обеспечения своих интересов и установка на проведение конкретных действий, либо конкретной деятельности. Данный фактор является одним из основных факторов, обеспечивающих формирование общих свойств человека, и особенно его целостную структуру. Видный психолог Д. Узнадзе пишет: «При наличии определённой потребности и условий для её удовлетворения у субъекта образуется такое специфическое состояние, которое можно характеризовать как готовность к проведению определённой деятельности с целью удовлетворения своих актуальных потребностей или как установку» [2, с. 170].

В обществе формируется система установок человека по поводу труда, учебно-воспитательного процесса и процесса общения. С течением времени они совершенствуются и обновляются. В данном процессе часто повторяемые и более соответствую-

щие интересам субъекта установки укрепляются и утверждаются в устойчивой форме.

В целом установки, как необходимый элемент психологического механизма взаимных и многосторонних связей между человеком и социальной жизнью, оказывают важное влияние на формирование и уровень реализации свободы,

Таким образом, обладание человеком свободной волей выражается в его целенаправленной активности, и поэтому это чрезвычайно важно. В свою очередь, границы свободной воли определяются самой свободой. Однако сущность свободы не ограничивается свободой выбора, т. е. субъективной стороной свободы. Так, вследствие того, что человек является социальной сущностью, его свобода выбора переходит в свободу принятия решений, а затем - к свободе действий, т. е. переходит к объективной свободе. В данном процессе свобода человека и его ответственность неотделимы друг от друга. По-другому го-

воря, ответственность человека выступает как способность использования свободы воли. Однако, с другой стороны, ответственность является важным условием свободы, потому что любое безответственное действие может нанести серьёзный удар свободе других людей и в целом свободе всего общества.

Литература

1. Гегель. Сочинения. Т. 3. - М.: Мысль, 1986. -484 с.

2. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Спиркин. - М.: Гардарики, 2000. - 810 с.

3. Моргунов, А. М. Социализм и свобода / А. М. Моргунов. - М.: МГУ, 1989. - 112 с.

4. Узнадзе, Д. И. Основные положения теории установки / Д. И. Узнадзе. - Тбилиси, 1977. - 392 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.