Научная статья на тему 'Социально-философская наука: предметные основания, структура, функции'

Социально-философская наука: предметные основания, структура, функции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2730
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Орехов Андрей Михайлович

Социальная философия разделяется на отрасли, которые можно обозначить как «социально-философские науки». Каждая из этих наук исследует свой, особенный, комплекс социально-философских проблем. Наиболее важными среди этих наук являются социальная онтология и социальная эпистемология; также большое значение имеет исследование социально-философских проблем отдельных областей социогуманитарного знания; авторское внимание сосредоточено на выявлении их предметного, структурного и функционального сходства и различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PHILOSOPHICAL SCIENCES: FOR THE STATEMENT OF A QUESTION

Social philosophy inside itself is divided into the branches which can be designated as "social-philosophical sciences". Each from these sciences researches its own specific complex of social-philosophical problems. Social ontology and social epistemology are most important among these sciences; also the investigation of social-philosophical problems of separate branches of sociohumanitarian knowledge.

Текст научной работы на тему «Социально-философская наука: предметные основания, структура, функции»

5

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ ОСНОВАНИЯ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

А.М. ОРЕХОВ

Кафедра социальной философии Факультет гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов 117198 Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10а

Социальная философия разделяется на отрасли, которые можно обозначить как «социально-философские науки». Каждая из этих наук исследует свой, особенный, комплекс социально-философских проблем. Наиболее важными среди этих наук являются социальная онтология и социальная эпистемология; также большое значение имеет исследование социально-философских проблем отдельных областей социогуманитарного знания; авторское внимание сосредоточено на выявлении их предметного, структурного и функционального сходства и различия.

Социально-философское знание, точно так же как и философское знание в целом, не следует представлять в виде «цельного монолита»; напротив, это знание разбивается на ряд разделов, которые можно обозначить как «социальнофилософские науки». Социально-философская наука — это раздел или отрасль социальной философии, исследующая или отдельную крупную социальнофилософскую проблему, или междисциплинарную проблему, имеющую существенное значение для социальной философии. Социально-философские науки (СФН) следует выделять из социальной философии подобно тому, как принято выделять из философии «философские науки», при этом для обозначения специфики СФН к названию собственно философской науки надо прибавлять определение «социальный»; социальная онтология, социальная эпистемология, социальная аксиология и т.п.

В число СФН, с нашей точки зрения, должны попадать философские проблемы наиболее крупных социально-гуманитарных отраслей знания, таких как социология, история, экономика, право, экология и т.п., однако в данном случае социальная философия сосредоточивается на исследовании не всего комплекса философских проблем конкретной гуманитарной дисциплины, а лишь тех проблем, которые имеют значение непосредственно для социальной философии.

Всего, на наш взгляд, можно выделить 12 основных СФН:

1) социальная онтология;

2) социальная эпистемология и социальная методология;

3) социальная аксиология;

4) история социальной философии;

5) социально-философская антропология;

6)социальная экология;

7) философия истории;

8) философия экономики;

9) философия права;

10) философия политики;

11) философия культуры;

12) философия социологии.

Социальная онтология. Слово «отйов» в переводе с древнегреческого языка означает «сущее», вот почему «онтология» — это учение о сущем, о бытии. Онтологический аспект исследования, в отличие от гносеологического (эпистемологического) аспекта, означает, что исследование ведется безотносительно к самому способу познания, а объектом познания является сама реальность в ее предельных основаниях, описываемых либо с точки зрения сущности (т.е. эссенциально), либо с позиций исключительно внешних ее проявлений, которые исследователь полагает тождественными самой сущности (феноменологический подход). Социальная онтология — это социально-философская наука, исследующая предельные основания социального бытия или, иными словами, предельные основания бытия общества. Каковы задачи, которые ставит перед собой социальная онтология и какие конкретные социальные проблемы она изучает?

Первую задачу социальной онтологии можно сформулировать как задачу исследования природы социального и его сущности. Что есть общество в самых глубоких его основаниях, чем социальная реальность отличается от природной реальности, как генерируется социальное в обществе и каковы его основные формы и виды? Ко второй задаче социальной онтологии следует отнести изучение и поиск факторов, определяющих динамику социальной реальности. К таким факторам может относиться «деятельность», «поведение», «институт» и иные факторы, посредством которых будет описываться развитие и движение общества, или, лучше сказать, социальной формы движения материи и сознания. И, наконец, третьей задачей социальной онтологии является задача построения тех или иных моделей социальной реальности. Например, предлагается выделять четыре основные модели: «натуралистическую», «деятельностную», «идеалистическую» и «феноменологическую» [8, с. 58 - 72]. На наш взгляд, таких моделей может быть даже больше; детальному их рассмотрению мы планируем посвятить одну из наших последующих публикаций.

Социальная эпистемология и методология. Социальную эпистемологию и методологию можно обозначить как вторую по своей значимости социальнофилософскую науку после социальной онтологии. Главной задачей этой науки является исследование методов и способов познания социальной реальности в их социально-философской интерпретации и понимании (1).

Социальная эпистемология (социальная гносеология (2)) — это философская (социально-философская) наука, исследующая основные способы познания социальной реальности (общества, социума) и составляющая теоретическое ядро социальной методологии (методологии социальной реальности).

Социальная методология — это, во-первых, учение об основных методах социальных наук, и, во-вторых, сама совокупность методов социальных наук, причем первый вариант трактовки методологии является более глубоким по своему смыслу, чем второй.

Впрочем, следует отметить, что и во втором случае сведение методологии к простой совокупности методов является достаточно сильным упрощением: «Методология не есть также простая сумма отдельных методов, их «механическое единство». Методология — сложная диалектическая, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сфер действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д.» [4, с. 287].

Социальная эпистемология и социальная методология в рамках решения социально-философских проблем — как теоретических, так и методологических — ставят перед собой шесть основных задач:

1) предоставление общих «познавательных» и «исследовательских» принципов для изучения социальной реальности;

2) обеспечение возможности междисциплинарного синтеза — как внутри социогуманитарного знания, так и на «стыках» между этим знанием и другими видами знания (естественнонаучным, логико-математическим);

3) разработка в общих чертах проблемы истины и методов ее подтверждения;

4) выявление уровней познания и основных типов социальнофилософского и иного знания, с которыми приходится работать социальному философу;

5) анализ мировоззренческих стандартов социально-философского знания и общего социокультурного фона его генерации;

6) конструирование аналитических схем для изучения истории различных типов социально-философского знания: научного, религиозного, обыденного и т.п.

В социальной методологии и социальной эпистемологии важную роль играет традиция (школа, направление), к которой относит себя тот или иной социальный философ. Например, в социальной эпистемологии, по нашему мнению [7, с. 63 - 75], можно указать на существование четырех основных школ, или традиций:

1) позитивистско-марксистской;

2) неокантианско-веберианской;

3) герменевтико-феноменологической;

4) постструктуралистско-постмодернистской.

Таким образом, социальная эпистемология и социальная методология имеют первостепенное значение среди всех СФН: посредством этих двух между собой тесно связанных социально-философских наук социальная философия выступает в качестве всеобщей методологии — как в отношении себя самой, так и в отношении других социальных дисциплин.

Социальная аксиология. Следующей социально-философской наукой, о которой следует сказать несколько слов, является социальная аксиология.

Социальная аксиология — это философское учение об основных ценностях и смыслах общества, а также об основных ценностях и смыслах человеческого существования в интерпретации человека как социального субъекта.

Подчеркнем: социальная аксиология в отличие от просто аксиологии исследует человека не просто как отдельного индивидуума или субъекта, а именно как социального субъекта, т.е. субъекта, живущего в обществе и ставящего перед собой цели, значимые не только для него лично, но и для всего общества в целом. Только при таком понимании аксиология становится социальной, а ее задачи могут быть обозначены как задачи особой социально-философской дисциплины. К числу вопросов, исследуемых социальной аксиологией, следует отнести:

- базовые ценности общества, а также ценности различных социальных групп;

- идеалы, идеология и мировоззрение в их социально-философском контексте;

- смысл и цель истории (3);

- «вызовы современности» — глобализация, постмодерн, терроризм и т.п.

- «вызовы» социальной философии — редукционизм, скептицизм, моральный релятивизм и т.п.

Адекватное решение социально-аксиологических вопросов чрезвычайно важно для социальных философов, поскольку здесь перекидывается мостик между социальной философией и этикой, а сама социальная философия выступает в качестве методологической основы для решения фундаментальных этических проблем.

История социальной философии. Общеизвестно, какое повышенное внимание уделяет философия своей собственной истории. История философской мудрости актуальна всегда, этот же тезис можно применить и к истории развития социально-философских идей.

История социальной философии — это особая социально-философская наука, исследующая основные этапы развития социально-философского знания.

Какие основные задачи ставит перед собой история социальной философии? Первая из них очевидна: это выявление и анализ основных социальнофилософских идей, концепций и теорий каждой конкретной исторической эпохи. Такие идеи и концепции социальному философу приходится «просеивать» как сквозь сито собственно философских концепций, так и через сито социологических и философско-исторических теорий (т.е. теорий, относящихся к ведению философии истории). Если, например, Платон, Аристотель, Августин, Локк, Гоббс, Руссо, Кант, Гегель могут быть заявлены как чистые социальные философы, то социальную философию Конта, Дюркгейма, Вебера, Сорокина, Парсонса, Шюца, Бурдье, Лумана и многих других мыслителей приходится выводить из их социологии, а социальную философию Вико, Данилевского, Шпенглера, Гумилева, Тойнби — из их философии истории.

Вторая задача истории социальной философии — это конструирование эвристически эффективных схем периодизации социальной философии. Например, de facto наиболее популярной из всех подобных схем является следующая: социальная философия делится на: 1) античную социальную философию; 2) социальную философию средних веков и эпохи Ренессанса; 3) социальную философию Нового Времени и эпохи Просвещения; 4) социальную философию XIX и первой половины XX вв.; 5) современную социальную философию, которую мы

бы подразделили на девять основных направлений: позитивизм и аналитическая социальная философия; марксизм и неомарксизм; постиндустриализм и постэкономизм; цивилизационный и миросистемный подход; социальная феноменология и этнометодология; этносоциальная философия (JI.H. Гумилев и др.); функциональные и факторные теории общества; коммуникативные и культоро-генные теории общества; постструктурализм и постмодернизм. Однако другой исследователь в области истории социальной философии вправе заявить иную точку зрения как на историческую периодизацию социальной философии, так и на классификацию современных социально-философских направлений. Например, им может быть выделен отдельный исторический период социальной философии Древнего Востока или арабо-мусульманской социальной философии, предложена иная схема разделения современных концепций и теорий и т.д. Таким образом, это ведет к возникновению ситуации исследовательского дискурса, обмена мнениями, выяснения точек зления, пезчдьтатом чего является у станов-ление того или иного варианта историко-философской истины: «история философии — не изложение мнений, а поиск истины» [6, с. 15].

Таким образом, история социальной философии — это весьма значимая социально-философская дисциплина, изучение которой составляет важнейшую часть всего исследовательского поля социальной философии.

Социально-философская антропология. Еще одной важной социальнофилософской дисциплиной является социально-философская антропология — философское учение о человеке как субъекте социальных связей и отношений.

Социально-философская антропология — это философская наука, исследующая человека как субъекта социальных связей и отношений, а также его сущность и природу как общественного существа.

Можно согласиться с определением B.C. Барулина: «Социально-

философская антропология ориентирована на выяснение всеобщих законов, принципов взаимодействия общественной сущности человека и человеческой сущности общества в их многоплановости и всемирно-историческом развитии» [1, с. 15]. И в то же время само название «социально-философская антропология» можно расшифровать и с несколько иной точки зрения: это есть дисциплина, синтезирующая в себе два фундаментальных антропологических направления — социальную антропологию и философскую антропологию, а следовательно, синтезирующая между собой два подхода: социально-антропологический и философско-антропологический.

Социально-антропологический подход делает акцент на исследование человека как определенного социального института, на изучение специфических форм социальной организации, «группирующихся» вокруг человека. В свою очередь, философско-антропологический подход нацелен на анализ природы человека с точки зрения самых фундаментальных законов и принципов его бытия, а также на исследование его экзистенциональной сущности. Предмет социально-философской антропологии как специфической социально-философской науки предметно в значительной степени пересекается с предметом философской антропологии как философской науки, и временами трудно разобрать, где, собственно говоря, кончается социально-философская антропология и начинается уже философская антропология.

Социальная экология — это социально-философская дисциплина, изучающая взаимодействие общества и природы и основные социальные последствия этого взаимодействия.

Как специфическая социально-философская наука социальная экология связывает между собой, с одной стороны, социальную философию, а с другой — философские проблемы естествознания (философские проблемы географии и биологии, в первую очередь) и «социальную экологию» как отдельную социальную науку, являющуюся разделом экологии. Естественно, провести границы здесь очень трудно, порой невозможно, поскольку проблемное поле у этих трех дисциплин мало чем отличается друг от друга. Главные задачи социальной экологии как особой СФН сводятся к следующему:

а) изучить общие аспекты взаимодействия общества и природы, оказывающие влияние на социум;

б» исследовать основные глобальные ппобпемы и писки, связанные с эти-

- / ' ' ' ‘ ' ■< ' ‘ ' ' - ---- - -Г - - - у.у ------ - -

ми проблемами;

в) проанализировать роль и значение техники, как фактора, оказывающее ключевое влияние на развитие человеческой цивилизации в современную эпоху.

Философия истории является одной из самых важных социальнофилософских наук, поскольку социальная философия традиционно уделяет первостепенное внимание проблеме взаимосвязи между теоретическим и историческим в своих попытках тем или иным способам интерпретировать социальные процессы. Социальную философию, игнорирующую исторический ракурс бытия общества, можно сравнить с одноногим бегуном или одноруким пловцом: очевидно, что такой бегун далеко не убежит, а пловец далеко не уплывет. Раздел социальной философии, исследующий историческое бытие общества, обозначается как «социальная философия истории» или, еще проще, «философия истории».

Философия истории — это социально-философская наука, изучающая общество в его историческом развитии, последовательном хронологическом развертывании, учитывающем специфику эволюции как всей человеческой цивилизации, так и каждого отдельного региона.

«Философия истории есть особый подход к историческому материалу, когда само содержание целостности исторического процесса становится предметом особого, специфического воззрения и истолкования» [11, с. 526]. Философию истории как социально-философскую науку не следует смешивать с философией истории как исторической наукой или как особым разделом исторического знания. Философия истории как историческая наука — это рефлексия историков над обществом: это путь от истории к философии, и он отличается от пути философов: они идут от философии к истории (4). К сожалению, подавляющее большинство исследователей не различают два смысла в употреблении термина «философия истории» и необдуманно сводят в одно понятие две совершенно разные науки — социально-философскую и историческую. Философия истории как социально-философская наука гораздо теоретичнее: она стремится подчинить историю философии, «подогнать» ее под философскую мерку и под спекулятивные философские конструкции; философия истории как историческая наука «сопротивляется» такому подходу: она ближе к эмпирии и ре-

альной исторической практике, ей чужды спекулятивные философские построения, она скорее заслуживает название «теория истории» (5).

Кроме того, понятие «философия истории» употребляется еще в одном значении: оно обозначает методологию и эпистемологию истории: «Термин “философия истории” несколько позднее [примерно с середины XX в. —А.О.] стал применяться для обозначения еще одной дисциплины. Последняя исследует не историю саму по себе, а процесс ее познания. В ее задачу входит выявление специфики исторического познания. Это теория [и методология —А.О.] исторического познания» [14, с. 9]; заметим также, что подведение под философию истории теории и методологии исторического познания особенно характерно для неопозитивистской и аналитической философской традиции.

Основные проблемы философии истории как социально-философской науки можно определить следующим образом:

1 > констпуипоияние основных концепций всемипно-истопического ппопес-

“У ----Г ^ ~-г---- ---- - -----,------ 4 1 '

са и исследование его общей структуры;

2) постижение смысла истории и определение будущих векторов развития человечества;

3) исследование движущих сил истории и роли личности в истории;

4) постижение социального идеала истории;

5) изучение процесса формирования единой человеческой истории и ретроспективный анализ процесса ее глобализации.

Философия экономики. Несколько важных разделов социальнофилософского знания нацелены на исследование конкретных сфер человеческой жизнедеятельности, а также на философско-методологические проблемы социальных дисциплин, изучающих эти сферы. В первую очередь это философия экономики, философия права, философия политики и философия культуры. Рамки исследовательского поля этих социально-философских наук — следует честно признать этот факт — выходят за пределы собственно социальной философии, и такие науки можно вполне рассматривать как отдельные направления в пределах все и философии социальных и гуманитарных дисциплин. Тем не менее свое начало эти науки берут в социальной философии, и подгонка их под «мерку» социально-философских дисциплин вполне оправданна.

Философия экономики — это раздел философии, исследующий философские проблемы экономики (хозяйства): сущность экономики, смысл хозяйства и хозяйствования, взаимоотношение хозяйства и жизни, глубинные аспекты теории собственности, денег и товара, категориальный ряд экономической науки, этические аспекты хозяйствования и т.п.

Помимо философии экономики, социальные философы, исследующие философско-методологические проблемы хозяйства и экономической науки, используют также другой термин — «философия хозяйства». Это понятие имеет два основных значения: в первом случае философию хозяйства отождествляют с философией экономики [9], во втором случае философия хозяйства — это лишь отдельное направление в философии экономики, основанное на принципах, изложенных русским философом. С.Н. Булгаковым в его работе «Философия хозяйства» (1912): религиозно-философское и мистико-философское постижение

j2

смысла и цели хозяйства. Более правильным нам представляется именно второй подход.

Таким образом, философии экономики как социально-философская дисциплина ставит перед собой две главные задачи: 1) исследование экономики (хозяйства) с позиций социальной философии; 2) анализ философско-методологических предпосылок и проблем экономической науки; в этом случае задачи философии экономики тесно переплетаются с задачами методологии экономической науки.

Философию экономики можно также рассматривать и как одну из экономических наук: как путь от экономики к философии, но, с нашей точки зрения, здесь более адекватным является другой термин — «экономическая философия».

Философия права — это социально-философская дисциплина, исследующая Различные проблемные поля юридической науки, имеющие ту или иную социально-философскую значимость. Задачи философии права как соци-ально-философской дисциплины тесно связаны с задачами философии права как юридической дисциплины, хотя цели второй представляются нам более широкими и частично выходящими за рамки собственно социально-философских проблем. Определить задачи философии права как одной из СФН можно словами С.В. Моисеева: «Философия права рассматривает вопросы сущности и социальной природы права, соотношение права и морали, философские проблемы преступления и наказания; анализирует ключевые принципы и понятия законодательства: “справедливость”, “право”, “обязанность”, “правовая ответственность”, “равенство перед законом” и т.д. Философия права решает как аналитические задачи — логический анализ и прояснение основных юридических понятий, так и нормативные — дает критическую оценку функционирования права, например, обосновывает практику уголовных наказаний (или отрицает, или предлагает реформировать ее)» [5, с. 7].

Важнейшая функция философии права — логико-методологическая: «Философия права учит ясности и организованности юридического мышления. Анализируя сущность права в целом, философия права является незаменимой основой для более конкретного изучения отдельных законов и правовых систем» [5, с. 8]. Можно также построить следующую логическую схему:

Схема показывает, что философия права как одна из СФН и философия права как юридическая наука поставляют исходные методологические и теоретические принципы для формирования теории права — теоретической дисциплины, описывающей в юридических категориях сущность и природу права.

Философия политики. Под философией политики следует понимать особую социально-философскую науку, которая исследует, во-первых, философско-методологические проблемы политики и политических отношений, во-вторых,

те же самые проблемы как собственно политологии, так и политической науки в широком смысле этого слова (6).

Философия политики — это раздел философии, анализирующий сущность и природу политических отношений, а также наиболее фундаментальные принципы бытия политических институтов.

«Философия политики... проникает в глубинную сторону политики, добирается до внутреннего измерения, где скрыты бытийные корни самого этого явления, столь тесно связанные с человеком как видом» [2, с. 11]. Философию политики как особую социально-философскую дисциплину следует отличать от так называемой политической философии, которую по общепринятой традиции следует считать одной из политических наук.

Предмет политической философии зачастую интерпретируются весьма широко. Например, в терминах западной социальной науки в исследовательское поле «политической философии» попадает целый ряд собственно социальнофилософских проблем: «власть», «собственность», «свобода», «государство» и т.п. Кроме того, предмет политической философии имеет много общего с предметом политической теории, хотя политико-философский подход отличается от политико-теоретического большей спекулятивностью и меньшей апелляцией к политическому процессу и политической практике.

Философия культуры — это социально-философская наука, изучающая сущность и природу культуры как важнейшего социального института, специфической «искусственной среды», в пределах которой существует человеческая цивилизация.

Задача философии культуры как особой социально-философской науки сводится в первую очередь к тому, чтобы обозначить назначение самой культуры в человеческом обществе. «Институты культуры концептуализируют мир членов общности, наделяя их общезначимыми смыслами, нормами и правилами и обеспечивая целями и мотивацией, а также вооружая новыми идеями и картинами мира» [12, с. 281]. Кроме того, философия культуры должна дать ответы на следующие вопросы:

- что есть культура;

- как устроена культура, какова ее «архитектоника» и механизмы функционирования;

- как законы управляют историческим развитием культуры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- почему и когда возникла культура? [15, с. 10]

У философии культуры есть также методологическая функция: она заключается в согласовании действий и исследовательских программ культурологии и иных социально-гуманитарных дисциплин; выступает в роли интегратора и методологического посредника между различными науками культурологических направлений [15, с. 12].

Философия социологии — это социально-философская наука, исследующая основные предпосылки формирования социологического знания, пути его обоснования, а также когнитивную ценность социологических фактов, теорий и концепций.

Почему же так актуальна философия социологии и почему так важно развивать это направление в рамках социально-философского знания? Дело в том,

что социология и социальная философия являются не просто двумя смежными науками, а двумя конкурирующими социальными дисциплинами: их предметные поля не просто пересекаются, а практически совпадают. Обе науки исследуют не какую-то отдельную, частную сферу общества, а общество в целом, конструируют глобальный образ социума, правда, разными методами и в отличных друг от друга аспектах. Но — и это самое главное — тот «глобальный образ общества», который конструирует социология, зачастую оказывается гораздо более убедительным и выглядит более научно и рационально, чем тот, который создает социальная философия. Это не удивительно: социология, в отличие от социальной философии, имеет в своем распоряжении мощный арсенал эмпирических методов, уже неоднократно доказывавших свою эффективность и эвристичность и в своей совокупности составляющих солидный эмпирический фундамент социологической науки. В результате социальная философия в конкурентном соревновании с социологией уступает, проигрывает последней, а некоторые социологи ставят вопрос о том, нужна ли вообще социальная философия как учебная и научная дисциплина, если все ее функции может успешно выполнять социология (7).

Еще одной причиной для активного продвижения в рамках философии социологии служит появление в социологии такого направления, как социология философии. Здесь социологи анализируют социологические истоки философского знания, а также институциональные аспекты его развития и представления в современную эпоху [3]. Почему же если социология может иметь свою «социологию философии», то философия не имеет права иметь собственную философию социологии с задачами, обозначенными выше? Одна из самых первостепенных функций философии социологии как раз и состоит в том, чтобы противостоять так называемому «социологическому детерминизму» (социологическому редукционизму), сводящему социачъное к социологическому, растворяющему проблемы и методы всей социальной науки исключительно в социологической теории, эмпирии и методологии.

Социологический детерминизм (социологический редукционизм) — это концепция, утверждающая первенство социологического знания перед другими видами знания и низводящая социальное до уровня социологического в теории, эмпирии и методологии. Такой социологический редукционизм, по сути, представляет собой одну из разновидностей широко распространенного дисциплинарного детерминизма — теории, сводящей основные факторы развития общества к факторам, изучаемым какой-либо одной социальной наукой (8). Помимо социологического детерминизма, широко распространены также психологический детерминизм (психологический редукционизм), экономический детерминизм и т.п.

Главным аргументом против социологического детерминизма будет принцип, утверждающий невозможность сведения социологических фактов к социальным фактам: нельзя полностью перевести экономические, политические, правовые, культурные процессы и явления на язык социологии, так как социология в своих теоретических концептах и конструкциях стремится так или иначе упростить эти явления, «притушить» их дисциплинарную или сферную специфику и тем самым «подогнать» под свои спекулятивные схемы и теории. В этом

смысле социология является ничуть не менее спекулятивной наукой, чем социальная философия, что хорошо иллюстрируется многочисленными расхождениями между ее теоретическими конструкциями и эмпирической данностью. Сам же социологический редукционизм отличает атмосфера жесткой нетерпимости к фактам и наблюдениям, поставляемым иными социальными науками, амбициозная идея «социологии — царицы наук» и абсолютная уверенность в собственной правоте. Даже Т. Парсонс, который сам является автором целого ряда таких спекулятивных социологических теорий, в конце концов был вынужден признать этот факт: «Ничего нет удивительного в том, что в такой атмосфере предпринимались попытки усилить внимание к пренебрегаемым ранее “социальным элементам” как доминирующим факторам — противопоставлять “социологическую” теорию (термин П. Сорокина) экономическим и биологическим. Самым ярким примером этой возможности явилось то реальное значение, хотя все же в виде предварительной интерпретации, которое приписывалось известной формуле Дюркгейма, гласящей, что “общество есть реальность sui generis”, жестко определяющая мышление, чувства и действие индивидов. Однако если эта альтернатива берется просто как еще одна “факторная” теория, то в ней появляются все те же теоретические и эмпирические трудности, присущие подобным построениям. Такая теория проливает свет на некоторые эмпирические проблемы, но это происходит за счет увеличения трудностей в других направлениях» [10, с. 396].

Таким образом, философия социологии есть не только перспективная и интересная социально-философская дисциплина, исследования в лоне которой еще, по сути, только начинаются, это еще и остро востребованная дисциплина, без опоры на которую социальная философия всегда будет испытывать некоторый «комплекс научной неполноценности» и будет вынуждена тратить лишние силы и средства на свое самооправдание.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Последняя оговорка не случайна: термины «социальная эпистемология» и «социальная методология» могут быть истолкованы весьма широко и потому быть отнесены к ведению либо социологии, либо всех социальных наук в целом. Здесь мы умышленно занижаем планку и толкуем их исключительно как составные элементы социально-философского знания.

2. Понятия «эпистемология» и «гносеология», в сущности, синонимичны друг другу, и оба обозначают учение о познании или теорию познания. Хотя в российской философии больше прижился термин «гносеология», однако в отношении социального познания чаще употребляется понятие «социальная эпистемология»; термин «социальная гносеология» встречается крайне редко.

3. Эта проблема является также предметом исследования другой социальнофилософской науки — философии истории.

4. Ср. с высказыванием британского исследователя М. Лемона по поводу аналитической философии истории: «Аналитический философ истории рискует быть дилетантом в дисциплине «история», то время как историк рискует быть дилетантом в философии». См.: Lemon М. Philosophy of History. — London, New York, 2003. P. 289.

5. Попытка очертить круг подобной «теории истории» имеется, например, у Н.С. Розова. См.: Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. — Новосибирск, 1993.

6. Например, в подавляющем большинстве западных концепций понятие «политическая наука (political science)» включает в себя также и политическую экономию (political economy), которую в российских социальных исследованиях принято относить к экономическим наукам.

7. В этом, кстати, одна из причин невостребованности социальной философии в англо-американской социальной науке. В последней предметное поле «социальной философии» поделено между такими дисциплинами как «социология», «политическая философия» и «этика и моральная философия».

8. «Дисциплинарный детерминизм» в социальных науках следует отличать от другого типа детерминизма — «сферного»: здесь провозглашается примат одной какой-либо общественной сферы над другими сферами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии. — М., 2002.

2. Дугин А.Г. Философия политики. — М., 2004.

3. Коллинз Р. Социология философии. — М., 2003.

4. Кохановский B.II. Философия и методология науки. — Ростов-на-Дону, 1999.

5. Моисеев С.В. Философия права. — Новосибирск, 2004

6. Нижников С.А. История философии. — М., 2004.

7. Орехов А.М. Методы экономических исследований. — М., 2006.

8. Очерки социальной философии. — СПб., 1998.

9. Осипов Ю.М. Очерки философии хозяйства. —М., 2000.

10. Парсонс Т. О структуре социального действия — М., 2000.

11. Рашковский Е.Б. Читаем Тойнби // Тойнби А. Постижение истории. — М.,

1996.

12. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: Социальная системология. —

М, 2003.

13. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. — Новосибирск, 1993.

14. Семенов Ю.И. Философия истории. — М., 1999.

15. Философия культуры. — СПб., 1998.

16. Lemon М. Philosophy of History. — London, New York, 2003.

SOCIAL-PHILOSOPHICAL SCIENCES: FOR THE STATEMENT OF A QUESTION

A.M. OREKHOV

Department of Social Philosophy, Faculty of Humanities and Social Sciences Russian Peoples’ Friendship University 117198 Russia, Moscow, Miklucho-Maklay Sir., 10a

Social philosophy inside itself is divided into the branches which can be designated as “social-philosophical sciences”. Each from these sciences researches its own specific complex of social-philosophical problems. Social ontology and social epistemology are most important among these sciences; also the investigation of social-philosophical problems of separate branches of sociohumanitarian knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.