Научная статья на тему 'Социально-философская концепция феномена успеха'

Социально-философская концепция феномена успеха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1650
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / ФЕНОМЕН УСПЕХА / ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ / УСПЕХ КАК ПРОЦЕСС / УСПЕХ КАК РЕЗУЛЬТАТ / SUCCESS / SUCCESS PHENOMENA / PHILOSOPHY ANALYSIS / SOCIO-CULTURAL ANALYSIS / SUCCESS AS A PROCESS / SUCCESS AS A RESULT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курицкая Юлия Викторовна

В данной статье рассматривается феменологический подход к успеху, учитывающий его трансформацию в философском, социокультурном и психологическом аспектах. Такой подход позволяет раскрыть истоки возникновения, формы и особенности проявления его в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PHILOSOPHY CONCEPT OF SUCCESS PHENOMENA

The following article deals with the phenomenological approach to the success and its transformation from the point of philosophy, socio-culture and psychology. This approach helps to discover its sources, forms and peculiarities in society.

Текст научной работы на тему «Социально-философская концепция феномена успеха»

УДК 930.85+1

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФЕНОМЕНА УСПЕХА

2012 Ю.В.Курицкая

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 23.04.2012

В данной статье рассматривается феменологический подход к успеху, учитывающий его трансформацию в философском, социокультурном и психологическом аспектах. Такой подход позволяет раскрыть истоки возникновения, формы и особенности проявления его в социуме.

Ключевые слова: успех, феномен успеха, философский анализ, социокультурный анализ, успех как процесс, успех как результат.

Успех как феномен отражает те социокультурные условия, в которых он формируется. Различие этих условий определяет и разную трактовку успеха, а значит и критериев в рамках различных социальных систем. Однако правомерно поставить вопрос о независимости феномена успеха от социокультурных условий и инвариантности его (феномена) любой социальной системе в рамках нашего исследования. При ответе на этот вопрос, следует учитывать историческую трансформацию феномена успеха и исследование категорий, релевантных феноменам, открывшихся в результате философской рефлексии.

В Античный период идея успеха была заложена Платоном как «идея Блага» - источник истины, гармонии, удовлетворяющая требованиям добродетели. Жизнь, по Аристотелю, стремящаяся к высшему благу, должна быть деятельной и добродетельной. Эпоха Возрождения начала формировать чувство успеха, волю к личному отличию, славе, известности. Цицерон, Ф.Петрарка, Н.Макиавелли и др. -родоначальники гуманизма заложили идеи формирования личности. «Идея фортуны» (предопределение обстоятельств) и «уМи»-воплощение человеческой энергии, способностей, таланта (по Макиавелли) это и есть составляющие успеха подлинно свободной личности, умеющей предвидеть ход событий, позволяющей учитывать обстоятельства и свои возможности для достижения цели.

Эпоха Просвещения породила культ знаний, дающий свободу человеку от всякой природной казуальности. Успех в жизни означал успева-ние за знанием. Он ассоциировался с человеком совершенным, который брал на себя ответственность преобразовывать природу.

В традициях немецкой классической философии просматривалась преемственность идей

° Курицкая Юлия Викторовна, аспирантка кафедры философии, политологии и социологии. E-mail: kit. com@mail. ru

эпохи Просвещения: рационализм, гуманистические ценности и новые философские идеи, в частности, идея познавательной активности субъекта (И.Канта, И.Фихте).

В экзистенциальной философии можно выделись два направления, рассматривающих феномен успеха. В первом направлении успех понимался как результат преодоления внешних обстоятельств и выражение сущностных структур человеческого бытия. В таком подходе содержалась и моральная оценка как стремление к успеху, так и статуса, связанного с его обретением. На пути к успеху человек ставил перед собой цели и осуществлял их, независимо от какого бы то ни было, положительного или отрицательного, влияния со стороны общества. В другом направлении, подчеркивающем межсубъектную и интерактивную природу успеха, он рассматривается как социальный феномен. М.Седлер в этом контексте употребляет понятие «ситуация» и акцентирует ее значение в жизни человека. В ситуации проявляются его возможности, так, например, с трудной жизненной ситуацией успешно справится тот, кто способен действовать эффективно в сложных обстоятельствах.

Проблема успеха рассматривается в рамках прагматической философии (У.Джеймс, Дж. Дьюи, С.Хук, Ф.Шиллер, Дж.Болдуин). В философии прагматизма успех является категорией «социально-утилитарной». Успех, прежде всего, связывался с феноменом денег, богатства, благосостояния. Понимание успеха в философии прагматизма обусловлено не только утилитарной мировоззренческой направленностью, но и специфическим взглядом на закономерности функционирования сознания индивида. Так, например для У.Джеймса, успех - это особое качество мыслей индивида о себе, «от-рефлексированная референтность»1.

1 Дильман Д.А. Организационный успех в феноменологическом поле социологии управления: концептуальные

Искусствоведение

Понятие успех находит своё отражение и в ряде частных философских концепций: «приспособительного способа поведения» (Дж. Болдуин), «аутентичного типа личности» (А.Фал-лико), «пассионарности» (Л.Гумилев), «кон-венциональности интересов» (Р.Рорти) и др.

Социологический аспект исследования успеха представлен в работах М.Вебера, В.Зом-барта, К.Мангейма. В современной отечественной социологии немалые теоретические наработки существуют скорее в ключе социологического анализа деятельности личности - влияния соотношения успешной и неуспешной деятельности на развитие этой деятельности, динамику становления самого индивида. Существуют данные социологических исследований по выявлению представлений об успехе, критериев жизненного успеха, которые описаны в работах отечественных социологов Б.Бессонова, А.Кравченко, Г.Минца, Н.Наумова, Ф.Филиппова, В.Ядова и др.2.

Такое многообразие диаметрально противоположных концепций, в силу специфики феномена успеха, свидетельствует о том, что он является объектом внимания философов, социологов, культурологов, психологов.

В настоящее время существует достаточное количество исследований в рамках данной проблемы (Д.И.Канарский3, С.Ю.Ключников4, Е.В.Караханян5 и др.), носящих практический характер. Это связано с переносом акцента с общественных приоритетов на индивидуальные, который ярко проявил внимание к проблеме успеха, свободы, самоопределения личности в социуме. В свете социально-философского видения, обусловленного экономическими, политическими, социальными, психологическими переменами, произошедшими в нашей стране, актуализировались новые качества личности. Рыночные отношения, в системе общественных отношений, стали диктовать определённые требования к личности, её ориентации на изменение индивидуальной жизненной траектории. Так стремление к успеху, карьерный рост, активность, инициативность, настойчивость, трудолюбие, деловитость, организованность, ответ-

основании и эмпирические методы исследования: Авто-реф. дисс....д-ра социол. наук. - Волгоград: 2006.

2 Там же.

3 Канарский Д.И. Успех как механизм конструирования социальной реальности (социально-философский анализ). Автореф.дисс....канд. филос.наук. - Хабаровск: 2000.

4 Ключников С.Ю. Философия успеха: гносеологический анализ. Автореф.дисс....канд. филос.наук. - М.: 2003.

5 Караханян Е.В. Социально-философская концепция успеха. Автореф. дисс....канд. филос. наук. - Уфа: 2010.

ственность и т.д. - стали содержанием понятия «успешный человек» в современной трактовке. Однако, в советском обществе, синонимами понятия «успешный человек» были такие понятия как «карьерист», «выскочка», «делец» и т.п., употребляемые в негативном контексте. Такой смысл определялся системой производственных и общественных отношений, но противоречил человеческому стремлению к успеху, заложенному самой природой человеческого бытия.

Истоки возникновения идеи успеха имеют своё начало в философских теориях Ф.Бекона, Р.Декарта, И.Канта, Ф.Ницше, Ж.-Ж.Руссо, А.Шопенгауэра, Г.Фихте и др., раскрывающих суть бытия через сознательную рефлексию о смысле жизни. Бытие человека есть как решение проблемы смысла жизни, выражающееся в представлении об успехе. Убирая природные рамки бытия, рефлексивное сознание подвигает человека к осмыслению и определению своего места в существующем мире. Не удовлетворяясь законами эволюции природы, человек отвоёвывает своё право на самоопределение, поиск себя и пределов своих возможностей.

Человек, обладающий знанием, есть человек свободный, совершенный, а значит и успешный. Он являлся воплощением «Я», по Фихте, «Я есмь Я» как «высшее понятие». Осознание и создание «собственного Я» актом своего сознания приводит человека к свободе, творчеству, самореализации, успеху.

Разум как познавательная способность человека, по Канту, в своём успешном стремлении к свободе выходит за пределы собственного опыта. Человек, как воплощение «чистого разума», становится носителем и преобразователем мира, способным «диктовать законы природы». Интенция сознания на познание себя и мира вокруг себя, позволяет создавать и утверждать «собственное Я» вне природных границ. Приобретая опыт преодоления проблем, в том числе и себя, человек «преуспевает» по жизни, а значит, ему сопутствует успех. Успех становится образом жизни, образом человеческого бытия. Вслед за витализмом, которых отбросил объяснение жизненных процессов с точки зрения механического, химического, физиологического, т.е. не материального понимания (Луи Дюма), человек освобождает себя от господства природной случайности (Эпикур, Лукреций и др.) и преобразует бытие и себя в нём.

Постоянное стремление к успеху «собственного Я» приобретает различные формы, а процесс описывается с помощью различных категорий: «любовь как обладание миром» (Платон), «воля к власти» (Ф.Ницше)6, «воля к истине» (М.Фуко)7, «мировая воля» (А.Шопенгауэр)8, «наукоучение» (И.Фихте)9.

В каком бы виде эти процессы не присутствовали в человеческом бытие, они носят трансцендентный характер, осуществляют переход из области жизненного опыта за её границы. Способность трансцендирования выражается качественными характеристиками человеческого бытия: творением, преобразованием, трансформацией, преуспеванием.

Таким образом, успех как сущностная составляющая человеческого бытия есть результат творческой деятельности по преобразованию «собственного Я», с выходом за пределы собственных жизненных рамок, «жизненного прорыва» из природной детерминации и социокультурных условий. С феноменологической точки зрения успех - одна из заложенных изначально (априорно) в человеческую природу структур человеческого существования, опыт анализа которой накоплен в философии, культуроло-

гии, социологии, психологии. Успех предстаёт как сложный, многосторонний объект исследования, характеризующийся внутренним единством и противоречивостью: с одной стороны, успех - характеристика и показатель переживания результата индивидом собственных действий и усилий, с другой - показатель своеобразия его положения среди других людей и, следовательно, специфики его социальных связей и отношений.

6Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. - М.: 1994.

7Фуко М. Воля к истине. - М.: 1996.

8Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - Т.1. - М.: 2007.

9Фихте Г. О понятии наукоучения или так называемой философии. - Т.1. - СПб.: 1993.

SOCIAL AND PHILOSOPHY CONCEPT OF SUCCESS PHENOMENA

© 2012 J.V.Kuritskaya"

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The following article deals with the phenomenological approach to the success and its transformation from the point of philosophy, socio-culture and psychology. This approach helps to discover its sources, forms and peculiarities in society.

Keywords: success, success phenomena, philosophy analysis, socio-cultural analysis, success as a process, success as a result.

Julia Viktorovna Kuritskaya, Postgraduate of Department

of Philosophy, Political Science and Sociology. E-mail: kit. com@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.