Научная статья на тему 'Социально-этический контекст терапии (на материале воспоминаний Чазова Е. И. )'

Социально-этический контекст терапии (на материале воспоминаний Чазова Е. И. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА / МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ ТЕРАПИИ / ИСТОРИЯ КАРДИОЛОГИИ / ЧАЗОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бушуева Д.С.

В статье анализируется социальный и этический контекст терапии на примере жизни и деятельности выдающегося терапевта и организатора здравоохранения Чазова Е.И. Демонстрируется возможность отстаивания идеалов врачебной этики в непростых политических условиях властной пирамиды СССР. Приводятся примеры возможности влияния медицины и врачей на ход политических событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ETHICAL CONTEXT OF THERAPY (ON THE MATERIAL OF MEMOIRS OF EVGENY CHAZOV)

This article explores social and ethical context of therapy drawing on life and work of Evgeniy Chazov, a famous physician and prominent organizer of public health in the Soviet Union. This paper shows the possibility of defending the ethical ideals of medicine in complex political conditions. It also gives the examples of how medicine and physicians could influence on political developments.

Текст научной работы на тему «Социально-этический контекст терапии (на материале воспоминаний Чазова Е. И. )»

УДК 616.12:316+61(09) ББК 54.10

СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ТЕРАПИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ВОСПОМИНАНИЙ ЧАЗОВА Е.И.)

БУШУЕВА Д.С. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: bushueva.1300@mail.ru

Аннотация

В статье анализируется социальный и этический контекст терапии на примере жизни и деятельности выдающегося терапевта и организатора здравоохранения Чазова Е.И. Демонстрируется возможность отстаивания идеалов врачебной этики в непростых политических условиях властной пирамиды СССР. Приводятся примеры возможности влияния медицины и врачей на ход политических событий.

Ключевые слова: медицинская этика, медицинская деонтология, история терапии, история кардиологии, Чазов.

Актуальность. Сегодня проблема отношения врачей к своей профессии как никогда актуальна, ведь от этого отношения очень многое зависит, в том числе и жизни людей. Поэтому нам следует почаще обращаться к примерам великих докторов, которые, несмотря на все преграды, трудности, не сломались и смогли остаться верными своему делу.

Цель работы. Рассмотреть социальный и этический контекст терапии на примере жизни и деятельности Чазова Е.И., понять, как ему удалось в трудные времена справиться со многими проблемами, не изменяя при этом своим принципам и своей профессии.

Во многие времена профессия врача предполагала оказание не только медицинской, но и психологической помощи. Доктора лучше других знали о социальных проблемах, слабостях общества, поэтому невольно вовлекались в различные сферы деятельности, принимали активное участие в общественной жизни.

В дореволюционной России ежедневный героизм врачей входил в их обязанности: они помогали своим пациентам в любое время суток при любых погодных условиях, воспринимали как должное профессиональные риски, добровольно ехали в холерную губернию ухаживать за заразными больными [3]. Как говорится, у них был "холодный ум и горячее сердце". Октябрьская революция мало что изменила, врачи продолжали принимать больных вне зависимости от их политических взглядов, больше интересуясь телесным здоровьем своих пациентов, чем их убеждениями. В начале 1920 годов у большевиков

к врачам было особое отношение. В период депортации "антисоветской интеллигенции" страну принудительно покидали представители практически всех профессий, однако докторов отправляли в другом направлении - в глубь России. Это можно было объяснить тем, что врачи представляли особую касту, которая "заведовала жизнью и смертью", в том числе политических деятелей. Профессия врача могла не только защитить от изгнания, но и спасти от расстрела. Когда большевики в 1918 г. переехали в Кремль, то главными пациентами страны стали именно кремлевские обитатели, которые сразу же основали там больницу (Кремлёвку) [4].

В Советском государстве медицина стала совершенно закрытой областью, врачи обладали такими полномочиями, которые позволяли им входить в чужие жилища, распоряжаться телом, волей людей, не объясняя суть манипуляций, не посвящая в диагнозы; диалог между доктором и пациентом был невозможен. В результате в глазах не только народа, но и власти, человек в белом халате был носителем секретных знаний с почти неограниченными полномочиями [4].

Резкая перемена отношения власти к врачам, начавшаяся с "Дела врачей-вредителей", привела к тотальным репрессиям, которым подверглись высшие умы, светила медицины, в том числе врачи Кремлёвской больницы. С конца 1940 годов из "Кремлёвки" начали постепенно увольнять без объяснения причин лучших клиницистов, а на их места пришли врачи, которые были хуже, чем в рядовой поликлинике. Стоит отметить, что у большевиков было принято раздавать должности

проверенным людям, на этом и строилась вся их кадровая политика. В этом контексте мы и проанализируем деятельность Чазова Е.И.

Он родился 10 июня 1929 г. в Нижнем Новгороде. В 1953 г. он блестяще окончил Киевский медицинский институт, по счастливому случаю судьбы поступил в ординатуру на кафедру госпитальной терапии кардиолога Мясникова А.Л. в 1 медицинском институте в Москве, где начал научную деятельность, защитил диссертацию (именно в ординатуре) [1]. Также Чазов разработал препарат, растворяющий тромбы, который прошёл успешное тестирование на животных. В это время в личной жизни сложилась непростая ситуация, развод с первой женой расценивался партией как безнравственный поступок, и повлёк травлю со стороны коллег по работе. Отчасти поэтому Чазов Е.И. решил неофициально протестировать препарат на себе. В институт прибыл корреспондент, и Мясников А.Л. рассказал об успешном эксперименте, и к Чазову пришла слава [2].

В конце 1966 года генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев Л.И. предложил Чазову Е.И. возглавить 4 главное управление при министерстве здравоохранения СССР, то есть Кремлёвскую больницу, хотя у Чазова Е.И. не было влиятельных родителей, связей и он полностью отдавался своему любимому делу, политика его не интересовала. Чазов Е.И. хотел отказаться, но Брежнев Л.И. настоял на своём, так как ему рядом нужен был политически нейтральный человек. Так в 1967 г. утвердили кандидатуру Чазова, и он приступил к работе. По поручению Брежнева Л.И. начал создание концепции принципиально новой системы.

Период своей службы Чазов Е.И. вспоминает как время тяжелой работы, без выходных и отпусков. Его могли вызвать в любое время суток, также практиковались неожиданные

командировки за границу, когда на сборы есть один час, или же наоборот, внезапное возвращение на Родину из-за рубежа. Чазов работал вместе с ведущими учеными и клиницистами нашей страны: профессора Краснов М.Л., Абрамян А.Я., Маят В.С., Тагер И.Л., академики Тареев Е.М., Лукомский П.Е., Василенко В.Х. [5]. Множество примеров показывает эффективность работы Кремлёвской больницы, докторам удавалось восстанавливать работоспособность даже после инфарктов и онкологических операций. С первых дней Чазов Е.И. поставил себя как независимый врач,

который честно выполняет свой долг, ему было некогда и не интересно разбираться в хитросплетениях сложных политических и личностных взаимоотношений. Постепенно он начал набирать необходимый дипломатический опыт. Положение Чазова вызывало определенное раздражение и недовольство не столько Брежнева Л.И., сколько его окружения.

Например, Антонов С.Н. был не доволен тем, что Чазов уделял слишком большое внимание Косыгину А.Н., его семье и ряду других лиц. Несмотря на это, Чазов Е.И. и его коллеги до последних дней делали всё, чтобы облегчить страдания жены Косыгина, у которой был диагностирован рак. Вторая ситуация, из-за которой разгорелись страсти, была связана с совместным переходом через Кавказские горы президента Финляндии Кекконена У. и Косыгина А.Н., который был приурочен к юбилею президента. Чазова о сложившейся ситуации Косыгин известил своеобразным образом, как бы между прочим, через своего лечащего врача. Положение Чазова Е.И. было не из простых -официально он ничего не знал, а неофициально отвечал за жизнь президента Финляндии и председателя совета министров СССР (Косыгина А.Н.). Долго не раздумывая, Чазов решил заранее съездить на Кавказ и проверить переход, который оказался довольно сложным. Поэтому после возвращения в Москву настоятельно порекомендовал Косыгину восстановить старую дорогу до вершины перевала и подъем совершить на машинах. Также создать на трассе места для отдыха и подстраховать переход медицинским персоналом и спасателями. Благодаря этим рекомендациям президент Финляндии ознаменовал своё 70 летие успешным переходом через Кавказский хребет. Хотя некоторые напрямую советовали Чазову не вмешиваться в "косыгинские дела". Но он их не послушал [5].

Также стоит отметить интернациональную деятельность Чазова Е.И. и его команды, благодаря которой он убедился в том, что врачебная деятельность может косвенно влиять на ход политических событий. Ярким примером является лечение президента Египта Насера А., который на тот момент был лидером арабов в борьбе за независимость. Нужно было сделать всё, чтобы Насер А. как можно скорее выздоровел, потому что Брежнев Л.И. не видел другой фигуры, которая могла бы объединить арабский народ в борьбе против Израиля и США. И всё это нужно было делать в совершенно секретной обстановке. Поэтому на протяжении всего лечения Чазов как

"агент 007" ездил в Каир, выдавая себя за другого человека, в тёмных очках и шляпе, совершая при этом множество пересадок, следуя определённым инструкциям [5].

Нередко ему со своими соратниками приходилось невольно вторгаться в сложные хитросплетения политической борьбы. Например, так было в случае с Ульбрихтом В., Роше В. Заняв пост министра здравоохранения СССР (1987), Чазов Е.И. попытался внедрить целый ряд принципов работы управления в систему здравоохранения страны. Это и институт семейного врача, и создание сети реабилитационных и диагностических центров.

Чазову удалось сделать главное по тем временам - "добиться признания не на словах, а на деле приоритетности вопросов здоровья нации, довести до сознания руководителей всех рангов, что в решении проблем охраны здоровья -будущее страны" [2]. Но в 1990 г. Чазов решил оставить пост министра и начал работать в кардиоцентре.

Вращаясь 23 года в гуще политических страстей, Чазову Е.И. удавалось оставаться верным своему делу, он не поддавался давлению власти, по возможности старался помочь

каждому, кто сталкивался с проблемами здоровья и не только, независимо от их политических убеждений, социального статуса. Несмотря на все трудности, Чазов проявил себя во время службы как высококвалифицированный специалист, который не просто занимал пост, а действительно спасал жизни людей, в том числе и тех, от которых зависело будущее нашей страны (и не только нашей). Через всю врачебную жизнь он пронёс главный принцип, который поведала ему мать: "Если ты стал врачом, то храни святость этой профессии". Чазов Е.И. имеет множество наград, званий, в честь него даже названа звезда, но на вопрос о том, какой наградой в жизни он гордится больше всего, Чазов отвечает: "Самое большое счастье для меня и гордость - это быть просто врачом". Безусловно, это ещё раз доказывает то, что Чазов Е.И. - это врач и человек с большой буквы, и нам следовало бы многому у него поучиться.

И в наше время очень важно не потерять человечность, выполняя великую миссию по спасению жизней людей. Мы должны подходить к своей работе не только с холодным разумом, но в первую очередь с человеческим отношением. Быть врачом - это призвание.

Список литературы

1. Евгений Иванович Чазов (к 70-летию со дня рождения) /А.И. Карзилов [и др.] //Клиническая медицина. - 1999. - №6.

- С. 66-67

2. Евгений Иванович Чазов (к 80-летию со дня рождения) /М.Ш. Кнопов [и др.] //Клиническая медицина. - 2009. - №6.

- С. 74-76.

3. Морозов Г.В. Медицинская этика и деонтология /Г.В. Морозов, Г.И. Царегородцев. -М., 1983. - 272 с.

4. Тамаручи Н. О. История лечения: культурные и социальные аспекты медицины /Н. О. Тамаручи //Медицина и власть.

- 2013. - №122. - С. 1-32.

5. Чазов Е.И. Здоровье и власть: Воспоминания "кремлевского врача"/Е.И. Чазов. -М., 1992. - с. 4-5.

SOCIAL AND ETHICAL CONTEXT OF THERAPY (ON THE MATERIAL OF MEMOIRS OF EVGENY CHAZOV)*

BUSHUEVA D.S. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: bushueva.1300@mail.ru

Abstract

This article explores social and ethical context of therapy drawing on life and work of Evgeniy Chazov, a famous physician and prominent organizer of public health in the Soviet Union. This paper shows the possibility of defending the ethical ideals of medicine in complex political conditions. It also gives the examples of how medicine and physicians could influence on political developments.

Keywords: medical ethics, medical deontology, history of therapy, history of cardiology, Chazov.

* Научный руководитель: к.филос.н., ст. преп. Резвушкин К.Е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.