Научная статья на тему 'Социально-экономическое значение развития туристического кластера в аграрном секторе региона'

Социально-экономическое значение развития туристического кластера в аграрном секторе региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TOURISM CLUSTER / TYPES OF TOURISM / TYPES OF SERVICES / GOODS AND SOCIO-ECONOMIC IMPORTANCE / THE SUBSTITUTION OF TRAVEL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко Л. Н., Ториков В. Е.

Развитие туристического кластера в аграрном секторе региона имеет большое значение в повышении экономической эффективности сельских товаропроизводителей, в развитии территорий, в повышении культуры и качества жизни сельского населения. Туристический кластер был дифференцирован по видам, а также по предлагаемым товарам, что позволяет использовать всё многообразие видов туристического кластера, предлагаемых товаров и сопутствующих услуг. Определено социально-экономическое значение развития туристического кластера на развитие региона, на импортозамещение туристических услуг. Определён потенциал развития туристического кластера региона, выявлены проблемы формирования и предложены варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Economic Importance of Tourism Cluster Development in the Agrarian Sector of the Region

The development of the tourism cluster in the agricultural sector of the region is of great importance in improving the economic efficiency of rural producers, in the development of the ter-ritories in improving the culture and quality of life of the rural population. The tourism cluster was differentiated by types and by offered products, which allows the use of the diversity of tourism cluster types of the proposed goods and related services. The influence of the socio-economic importance of tourism cluster on the development of the region and import substitution of tourist services is defined. The potential of the tourism cluster of the region is defined, the formation problems are identified and the solutions are proposed.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое значение развития туристического кластера в аграрном секторе региона»

6. Li R.I., Mashin D.V. Teoreticheskie aspektyi povyisheniya effektivnosti vosstanovleniya kor-pusnyih detaley selskohozyaystvennoy tehniki kompozitsiyami na osnove elastomerov // Vestnik Michu-rinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2013. № 1. S. 53-55.

7. Konoplin A.Yu., Baurova N.I. Vyibor materialov dlya kleesvarnyih soedineniy // Vse materi-alyi. Entsiklopedicheskiy spravochnik. 2014. № 7. S. 40

8. Mihalchenkov A.M., Lushkina S.A., Mihalchenkova M.A. Vosstanovlenie detaley pochvoobrabatyivayuschih mashin abrazivostoykim dispersno - uprochnennyim kompozitom na osnove epoksidnoy smolyi // Uprochnyayuschie tehnologii i pokryitiya. 2015. № 10. S. 43-46.

9. Optimizatsiya sostava remontnoy abrazivostoykoy dispersno-uprochnennoy epoksidnoy kompozitsii s peschanyim napolnitelem po adgezionnoy prochnosti / A.M. Mihalchenkov, V.F. Ko-mogortsev, Yu.I. Filin, M.A. Mihalchenkova // Traktoryi i selhozmashinyi. 2015. №8. S. 39-41.

УДК 338

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ РЕГИОНА

Socio-Economic Importance of Tourism Cluster Development in the Agrarian Sector of the Region

Нестеренко Л.Н., Ториков В.Е.

Nesterenko L.N., Torikov V.E.

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» 243345 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а

Bryansk State Agrarian University

Реферат. Развитие туристического кластера в аграрном секторе региона имеет большое значение в повышении экономической эффективности сельских товаропроизводителей, в развитии территорий, в повышении культуры и качества жизни сельского населения. Туристический кластер был дифференцирован по видам, а также по предлагаемым товарам, что позволяет использовать всё многообразие видов туристического кластера, предлагаемых товаров и сопутствующих услуг. Определено социально-экономическое значение развития туристического кластера на развитие региона, на импортозамещение туристических услуг. Определён потенциал развития туристического кластера региона, выявлены проблемы формирования и предложены варианты их решения.

Summary. The development of the tourism cluster in the agricultural sector of the region is of great importance in improving the economic efficiency of rural producers, in the development of the territories in improving the culture and quality of life of the rural population. The tourism cluster was differentiated by types and by offered products, which allows the use of the diversity of tourism cluster types of the proposed goods and related services. The influence of the socio-economic importance of tourism cluster on the development of the region and import substitution of tourist services is defined. The potential of the tourism cluster of the region is defined, the formation problems are identified and the solutions are proposed.

Ключевые слова: туристический кластер, виды туризма, виды предлагаемых услуг, товаров, социально-экономическое значение, импортозамещение туристических услуг.

Keywords: tourism cluster, types of tourism, types of services, goods and socio-economic importance, the substitution of travel services.

Введение. Актуальность исследования возможностей развития туристического кластера в сельской местности позволяет более полно использовать имеющийся потенциал региона, увеличить доходы предприятий и населения.

Материалы и методы исследования. Исходным материалом исследования явилась статистическая информация по развитию сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств населения, состоянию объектов туризма.

Методологической основой являлись системный и диалектический подход, а также конкретные методы исследования: статистико-экономический, абстрактно-логический, программно-целевой.

Результаты исследования. В Брянском регионе сформировались в основном четыре вида товаропроизводителей, различающиеся по масштабам производства:

- крупные вертикально интегрированные предприятия с замкнутым циклом производства;

- средние по размерам сельскохозяйственные предприятия;

- фермерские хозяйства;

- личные подсобные хозяйства населения.

Товаропроизводители формируют свою стратегию перспективного развития в зависимости от почвенно-климатических условий, масштабов производства, ресурсного потенциала, специализации предприятия, организационно-правовой формы, спроса на продукцию.

В настоящее время аграрный сектор региона специализируется в растениеводстве - преимущественно на производстве зерна и картофеля, а в животноводстве - на скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве, что соответствует почвенно-климатическим условиям региона.

Экологические условия (уровень заражения радионуклидами), в определённой степени корректируют специализацию сельхозпредприятий и сельхозпроизводителей в целом, однако выбранная специализация является определяющей в Брянской области.

Стратегия импортозамещения, применительно к сельскому хозяйству, к сельским территориям требует формирования концепции развития, обеспечивающей её реализацию.

Ресурсный потенциал аграрного сектора экономики дифференцирован в масштабе области по районам, так и по видам ресурсов.

Сельское население в области составляет в настоящее время около 369 тыс. человек, а занято в сельскохозяйственных предприятиях всего около 16 тыс., (т.е. всего 8,9% от трудоспособного сельского населения занято в селообразующих предприятиях).

Незанятая часть трудоспособного населения вынужденно превращается в маятниковых мигрантов, которые работают в районных и областном центрах, а также выезжают на работу в Москву и другие города.

Земельные ресурсы области довольно значительны, но в настоящее время используются не полностью.

Материально-финансовая база аграрного сектора существенного дифференцирована по товаропроизводителям, но в целом, довольно изношена и не обеспечивает выполнения работ в растениеводстве в оптимальные сроки.

Финансовые ресурсы для многих хозяйств недоступны по причине высокой цены кредита (14-18%).

Покупательная способность населения в настоящее время имеет тенденцию к снижению.

В современных экономических условиях, с введением продуктового эмбарго, импорт замещается не только по производству сельскохозяйственной продукции, но и по туристическим услугам.

Развитие территорий неразрывно связано не только с развитием производства, но и с социальным и культурным развитием, чему способствуют, в определённой мере все виды туризма.

Потенциал для развития туризма в сельской местности довольно высок, учитывая привлекательность природных объектов, архитектурных памятников, специфики сельского труда, и др.

Спрос на туристические услуги формируется в зависимости от многих факторов:

- уникальности объектов;

- значения в плане развития интеллекта, физических способностей;

- финансовых возможностей;

- стоимости предоставляемых туристических услуг;

- демографической структуры населения;

- резерва свободного времени, (учитывая количество выходных, праздничных дней, а также отпуска и каникул, - это в сумме более 100 дней в году на человека).

Большое значение имеет формирование спроса, грамотная реклама предоставляемых услуг и сопутствующих товаров.

Мотивацией по использованию данного вида услуг является углубленное познание национальной культуры и быта, получение дополнительной наглядной информации по краеведению, а наряду с этим, - более дешёвый отдых, при котором не требуются загранпаспорта.

Социально-экономический эффект довольно высок, - это и повышение доходов населения и сельхозпроизводителей, эффективное развитие территорий.

Для реализации стратегии импортозамещения требуется развитие сельскохозяйственного производства, производственной и социальной инфраструктуры, улучшения демографической ситуации, повышение экономической эффективности.

Экономическая эффективность в аграрном секторе различается в зависимости от специализации, масштабов производства, используемых технологий. В сельскохозяйственных предприятиях на данном этапе экономического развития, рентабельность не обеспечивает нормальные темпы расширенного воспроизводства, в связи с чем, возникает необходимость совершенствования товарной политики, осуществление диверсификации производства.

Поскольку данный регион имеет территории загрязнённые радионуклидами в результате аварии на Чернобыльской АЭС, то это состояние необходимо учитывать при развитии территорий, и совершенствовании товарной политики.

В зоне с высоким уровнем загрязнения радионуклидами целесообразно в отраслях растениеводства осуществить в товарной стратегии изменение товара «по замыслу», - (с ориентацией на производство семенного материала, вместо продовольственного). Улучшить кормовую базу, позволяющую производить экологически чистую продукцию, при использовании соответствующих технологий.

В животноводстве использовать препараты, выводящие радионуклиды из организма животного, что позволяет получать продукцию соответствующую ВДУ (временно допустимым условиям или даже государственным стандартам).

Программа диверсификации, как производства товаров не соответствующих основной специализации предприятия, может быть осуществлена по нескольким направлениям, в том числе и с представлением услуг и сопутствующих товаров, как в сфере агротуризма, так и других направлений туризма, имеющего многоплановые функции и высокий социально-экономический эффект.

Таблица 1 - Виды товаров, реализуемых при различных видах туризма

Вид туризма Вид товара, реализуемый при разновидностях туризма

услуги товары рекреации идеи люди (рабочая сила)

Агротуризм: - технология производства сельскохозяйственной продукции, в том числе экологически чистой; Экскурсионные услуги (по знакомству с технологией производства сельхозпродукции). Сопутствующие услуги: гостиничные, транспортные, образовательные, общественного питания и кейтеринга. Продукты питания, напитки. Дегустация блюд и напитков Отдых на природе среднерусской полосы Использование идей агробизнеса в семейной экономике Демонстрация высокого профессионализма в производстве продукции сельского

- переработка сельскохозяйственного сырья и производство готового продукта; Экскурсионные услуги (по знакомству с технологией переработки сельхозпродукции). Сопутствующие услуги: гостиничные, образовательные, транспортные, общественного питания и кейтеринга. Продукты питания, напитки Дегустация блюд и напитков Отдых на природе среднерусской полосы Использование идей агробизнеса в семейной экономике Демонстрация высокого профессионализма в переработке продукции сельского

- сельский зоопарк; Экскурсионные услуги, по характеристике домашних животных, особенностям кормления и содержания, по ценности использования. Сопутствующие услуги: гостиничные, образовательные, транспортные, общественного питания и кейтеринга. Приобретение молодняка животных, цыплят и др. Отдых на природе с участием в кормлении животных, уходе за ними Восприятие модели комфортного общения с домашними животными. Использование идей данной модели в жизни и бизнесе. Демонстрация высокого профессионализма в выращивании и воспитании животных.

Продолжение таблицы 1

- сельский быт Экскурсии по домашнему подворью. Сопутствующие услуги: гостиничные, образовательные, транспортные, общественного питания и кейтеринга. Дегустация домашней снеди, - пирогов творога и др. Приобретение продуктов домашнего приготовления Отдых в сельском доме, на сеновале и др. Посильное участие в домашних работах. Демонстрация эффективной модели сельского быта. Использование идей модели в жизни и бизнесе. Профессиональные навыки в содержании жилья, производстве и переработке сельхозпродукции, содержании и лечении животных

Музейный Экскурсии (образовательные услуги). Знакомство с образом жизни, культурой, эстетикой быта и др. Сопутствующие услуги: гостиничные, образовательные, транспортные, общественного питания и кейтеринга. Сувениры, буклеты Отдых на природе в костюмах эпохи серебряного века Использование идей заложенных в демонстрационных объектах в жизни, бизнесе Демонстрация высокого профессионализма в сфере культуры, искусства.

Этнический (национальный) Ролевые национальные игры, обучение традиционным народным промыслам (ткачество, вышивка, изготовление корзин и др.). Сопутствующие услуги: гостиничные, образовательные, транспортные, общественного питания и кейтеринга. Национальные сувениры, национальные напитки, национальные продукты Народные гуляния на природе Идеи сохранения народных обычаев в быту и бизнесе Знакомство с национальными профессиональными навыками (изготовление дёгтя, телег, бочек, тканей и др.).

Лечебно-оздоровительный Услуги массажа, русской бани Сопутствующие услуги: гостиничные, образовательные, транспортные, общественного питания и кейтеринга. Продажа лечебных чаёв, трав, лечебных подушек Отдых (сон на природе), ароматера-пия Использование идей во внедрении здорового образа жизни в семье и в бизнесе. Знакомство с приёмами оздоровления организма

Спортивный Услуги конных прогулок, велосипедных, лыжных, пешие прогулки. Сопутствующие услуги: гостиничные, образовательные, транспортные, общественного питания и кейтеринга. Спортивные принадлежности Наслаждение природой, Формирование навыков здорового образа жизни. Использование идей в семье и бизнесе. Знакомство с традиционными и новыми видами спорта

Охотничий Услуги егеря, рыбалка, грибная охота. Сопутствующие услуги: гостиничные, образовательные, транспортные, общественного питания и кейтеринга. Продажа охотничьего и иного снаряжения Наслаждение флорой и фауной Использование идей в добывании и использовании продуктов природы в семье и бизнесе. Приобретение новых навыков в использовании даров природы.

Рекреационный Познавательно-эстетические услуги (экскурсии). Сопутствующие услуги: гостиничные, образовательные, транспортные, общественного питания и кейтеринга. Продажа фото памятников природы Отдых (ре-лакса-ция) на природе Идеи изменения образа жизни, получение положительных эмоций, использование идей в семье и бизнесе. Приобретение навыков по созданию икебаны, разработке скульптурных экспозиций из природных материалов

Приключенческий (креативный) Ролевые тренинги по приключенческим сценариям (выживание в лесу, добывание огня, стрельба по тарелочкам, участие в спортивных играх. Сопутствующие услуги: гостиничные, образовательные, транспортные, общественного питания и кейтеринга. Продажа реквизита Интенсивный отдых на природе. Получение положительных эмоций, снятие стресса, развитие креативного мышления. Использование идей в семье и в бизнесе. Демонстрация навыков выживания в сложных ситуациях

В системе видов туризма можно в данном регионе выделить и паломнический туризм, так как в сельской местности имеется большое количество храмов с большой историей, как действующих, так и разрушенных.

В плане популяризации туризма необходимо дифференцировать туризм:

- организованный;

- не организованный;

- социальный.

Социальный туризм, осуществляемый за счёт средств из государственного бюджета, позволит увеличить востребованность услуг для школьников, студентов и пенсионеров.

Таблица 2 - Социально-экономический эффект совершенствования товарной политики в аграрном секторе экономики

Вид туризма Развитие сельских территорий Социальный Экономический

Агротуризм: Производство с/х продукции Переработка сельскохозяйственной продукции. Развитие производственной и социальной инфраструктуры сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Предоставление новых рабочих мест, повышение образовательного уровня населения, Повышение привлекательности сельского образа жизни. Увеличение объёма продажи товаров, услуг, рост прибыли предприятий и доходов населения

Музейный Развитие музейного комплекса, включая гостиничный и ресторанный Предоставление квалифицированных рабочих мест, как работникам культуры, так и работникам обслуживающей сферы. Увеличение прибыли предприятий, расположенных на территории музейного комплекса, доходов населения

Этнический (национальный) Развитие национальных народных промыслов. Изучение национальных традиций, культурных особенностей, обучение национальным промыслам, повышение культурных навыков населения. Получение прибыли за счёт реализации товаров народных промыслов.

Лечебно-оздоровительный Развитие лечебно-профилактических объектов, (включая классические русские бани), теренкуров, бассейнов с природными минеральными водами, искусственных озёр и отелей для проживания. Социальный эффект обеспечивается, как предоставлением рабочих мест по обслуживанию комплекса, так и по повышению здоровья и культурного уровня населения Экономический эффект заключается в предоставлении необходимых и качественных услуг, реализации продукции, увеличении прибыли.

Спортивный Развитие спортивных сооружений для предоставления услуг по конному спорту, лыжному спорту, спортивной ходьбе, и для тренировок спортсменов по различным профилям. Предоставление рабочих мест тренерам, работникам по обслуживанию спортивных комплексов, питания спортсменов. Получение прибыли за счёт оказания услуг. Увеличение доходов населения.

Охотничий Строительство охотничьих домиков, домиков рыбака и для грибной охоты. Подготовка егерей, профессиональных ихтиологов для разведения рыбы. Увеличение прибыли и доходов населения.

Рекреационный Строительство кемпингов, мотелей, гостиниц для отдыхающих, кафе, ресторанов Подготовка работников по обслуживанию туристов, общественному питанию. Предоставление рабочих мест. Получение прибыли за счёт оказания услуг и продажи продукции. Увеличение доходов населения.

Приключенческий (креативный) Строительство объектов для предоставления услуг, проживания и питания туристов. Подготовка спортивных тренеров, предоставление рабочих мест работникам спорта, культуры. Получение прибыли за счёт оказания услуг и продажи продукции. Увеличение доходов населения.

Совершенствование товарной политики должно осуществляться по нескольким направлениям, обеспечивающим повышение экономической эффективности различных сельхозпроизводителей.

Для сельхозпроизводителей, в зависимости от масштабов производства и организационно-правовой формы, формирование туристического кластера может осуществляться в качестве:

- самостоятельного подразделения в сельскохозяйственных предприятиях (подсобные предприятия и промыслы, культурно-развлекательные центры и др.);

- крестьянских (фермерских) хозяйств со специализацией по определённым видам туристических услуг.

Факторами, сдерживающими развитие экономики аграрного сектора, являются в первую очередь демографические.

В настоящее время для сельской местности характерны:

- низкий коэффициент семейности, т.е. чаще семья состоит из 1-2 человек;

- постарение населения, связанное, как с оттоком молодёжи из села, так и низким коэффициентом естественного прироста;

- снижение рождаемости, в результате изменения возрастной структуры сельского населения;

- малодетность семей (1-2 ребёнка в семье) в силу отсутствия экономической перспективы.

Демографические факторы являются в свою очередь следствием многих причин:

- низкий уровень доходов и заработной платы в сельской местности;

- неразвитость социальной инфраструктуры, медицинских учреждений, детских дошкольных учреждений, центров культуры и отдыха, закрытие школ в малых посёлках и др.

Следует отметить большую дифференциацию в уровнях экономического и социального развития различных предприятий и регионов. Близость к крупным населённым пунктам позволяет использовать их социальную инфраструктуру и более высоко оплачиваемые рабочие места в городской местности. Более отдалённые населённые пункты находятся в сложных социально-экономических условиях и часто обречены на вымирание.

Казалось бы, в этих условиях диверсификация, совершенствование товарной политики могли бы помочь в решении этих проблем, однако эффективное развитие туризма в сельской местности наталкивается на ряд проблем. Во-первых, это то, что хотел бы увидеть турист, и то, что ему реально могут предложить.

Привлекательность туризма многопланова. Туриста привлекла бы модель семьи из 2-3 поколений, с 3-5 детьми, в которой можно проследить преемственность поколений, распределение труда между членами семьи, технологию производства экологически чистой продукции, отдых семьи, культурные и экономические традиции семьи.

В настоящее время такую семью найти очень трудно, её можно формировать, но, если бюджетные средства выделяются на развитие сельского хозяйства, то, несомненно, они должны выделяться и на данную специализацию аграрного сектора экономики, так как помимо экономической составляющей, существуют: этнографическая, эстетическая и этическая сторона проблемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жизнь этноса, национальные традиции, ритуалы. Туриста привлекает самобытность, оригинальность традиций, ритуалов, в которых он может принять непосредственное участие и которые отличаются красотой, содержательностью, которые он захотел бы привнести в свою жизнь.

Эстетика быта. Современный сельский быт характеризуется стандартностью, и нередко убогостью, в силу невысокого экономического благосостояния большинства семей. Для туриста это не привлекательно. От такой эстетики он не получит положительных эмоций. В старину для хозяйки в быту основным был принцип, - «свой дом украшу сама», - красивой вышивкой занавесок, полотенец, одежды, прикроватных ковров, росписью печи и др. Хозяин украшал дом резными наличниками и др. До настоящего времени восхищает вышитая одежда, - «вышиванки», которую современные дизайнеры с успехом используют при производстве одежды.

Этика взаимоотношений в семье и приёма гостей. Жизнь в большой семье требует определённой культуры взаимоотношений, уважительного отношения ко всем членам семьи, независимо от возраста, физического состояния, вклада в семейный бюджет. Когда в семье проживает под одной крышей 2-3 и даже 4 поколения, то формируется высокий воспитательный потенциал семьи, основой взаимоотношений являются уважительные отношения к старшему поколению, которое внесло большой вклад в экономику семьи, бережное отношение к молодому поколению, - наследникам. Принципом этики взаимоотношений является трудолюбие, дисциплина, уважение и любовь к ближним. Если любовь между юношей и девушкой, подвержена, во многом, биологическим законам, то любовь между членами семьи, - это результат воспитания, семейно-бытовой культуры.

Реализация программы развития туристического кластера в регионе требует не только значительной суммы денежных вложений, но и организационных решений. В масштабе области целесообразно создание Ассоциации сельского туризма.

В зависимости от масштабов производства, специализации, организационно-правовой фор-

мы, сценарий и программа оказания услуг агротуризма, может существенно различаться, как по перечню оказываемых услуг, так и по предлагаемым товарам.

Крупные предприятия могут предложить посещение производственных подразделений, включая переработку сельскохозяйственной продукции с дегустацией конечного товара.

Функцией Ассоциации должно явиться привлечение к данному виду услуг как можно большего количества исполнителей, так и формирование спроса.

Модель Ассоциации целесообразно разработать в следующем варианте (Рис. 1.).

крестьянские (фермерские) хозяйства, ЛПХ

е

перерабатыва

ющие предприятия

к

Рис. 1. Схема состава Ассоциации сельского туризма

В функции Ассоциации должны входить мониторинг качества услуг и товаров, а также проведение конкурсов на получение грантов по развитию туристического кластера. Если на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства из федерального бюджета выделяется около 2 млн. руб., то для развития фермерского хозяйства со специализацией на оказании услуг туризма потребуется значительно большая сумма средств - 3-5 млн. руб.

Образовательные учреждения, входящие в Ассоциацию должны осуществлять комплекс подготовки, дифференцировано для хозяйки и хозяина, в зависимости от специализации туризма, с выдачей соответствующего сертификата.

Выводы.

1. Совершенствование товарной политики, её диверсификация, в условиях импортозамещения обеспечивает увеличение объёмов реализации продукции и предоставление новых рабочих мест.

2. Формирование и развитие туристического кластера обеспечит в сельской местности повышение уровня культуры населения, увеличение доходов населения и предприятий, внедрение инновационных технологий, (так как предприятие становится демонстрационной площадкой для использования новых пород, сортов, техники и технологии).

3. Сельский туризм и развитие сельских территорий взаимосвязаны, так как способствуют развитию социальной и производственной инфраструктуры, жилищного фонда, способствуют предоставлению рабочих мест в соответствии со способностями работников.

4. Социально-экономическое значение совершенствования товарной политики и развития туристического кластера заключается в повышении уровня и качества жизни населения, улучшения демографической ситуации, повышении доходов сельских товаропроизводителей.

5. Реализация программы совершенствования товарной политики, диверсификации с развитием агротуризма, возможна при комплексном инвестировании, с выделением субсидий и грантов из федерального бюджета.

Библиографический список

1. Белоус Н.М., Нестеренко, Л.Н., Ториков В.Е. Эффективное фермерство в вопросах и ответах: монография. Ч. 1. Брянск: Брянская государственная сельскохозяйственная академия. Институт повышения квалификации кадров агробизнеса и международных связей. 2014. 135 с.

2.Белоус Н.М., Нестеренко Л.Н., Ториков В.Е. Эффективное фермерство в вопросах и ответах: монография. Ч. 2. Брянск: Брянская государственная сельскохозяйственная академия. Институт повышения квалификации кадров агробизнеса и международных связей. 2014. 152 с.

3. Белоус Н.М., Нестеренко Л.Н., Ториков В.Е. Эффективное фермерство в вопросах и ответах: монография. Ч. 3. Брянск: Брянская государственная сельскохозяйственная академия. Институт повышения квалификации кадров агробизнеса и международных связей. 2014. 181 с.

4 Нестеренко Л.Н. Субъекты экономических отношений в АПК // Вестник Брянской ГСХА. 2014. № 1. С.35-40.

5. Нестеренко Л.Н. Ульянова Н.Д., Кубышкина А.В. Многоукладность аграрного сектора экономики: проблемы и тенденции развития // Символ науки. 2015. № 3. С. 110-114.

6. Чирков Е.П., Нестеренко Л.Н., Волкова Т.И. Современное состояние и концепция интеграционной политики в аграрном секторе экономики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 11. С. 48-56.

7. Влияние длительного применения средств химизации на продуктивность плодосменного севооборота и плодородие дерново-подзолистой почвы в условиях радиоактивного загрязнения / Н.М. Белоус, В.Г. Сычев, В.Ф. Шаповалов, И.Н. Белоус // Плодородие. 2013. № 3 (72). С. 1-3.

8. Белоус И.Н., Коренев В.Б., Воробьева Л.А. Влияние сочетания органических и минеральных удобрений в севообороте на продуктивность сельскохозяйственных культур и плодородие почвы // Молодой ученый. 2015. № 8.3 (88.3). С. 4-10.

9. Современные проблемы радиологии в сельскохозяйственном производстве: монография / Н.М. Белоус, И.Н. Белоус, С.А. Бельченко, Н.Н. Дубенок, М.Г. Драганская, В.А. Захаров, Н.Г. Кононова, А.В. Ильинский, О.А. Коршунова, В.Б. Коренев, Ю.А. Мажайский, А.Е. Морозов, П.В. Прудников, В.В. Талызин, Ю.А. Томин, В.М. Туровец, В.Ф. Шаповалов; под общей ред. Ю.А. Мажайского. Рязань: ФГОУ ВПО РГАТУ, 2010. 362 с.

10. Моисеенко Ф.В., Белоус Н.М. Влияние длительного применения удобрений на физические свойства дерново-подзолистой песчаной почвы // Почвоведение. 1997. № 11. С. 1310-1312.

11. Технологии возделывания кормовых культур в условиях радиоактивного загрязнения и их влияние на содержание тяжелых металлов и цезия -137 / С.А. Бельченко, В.Е. Ториков, В.Ф. Шаповалов, И.Н. Белоус // Вестник Брянской ГСХА. 2016. № 2 (54). С. 58-67.

12. О реализации мероприятий социально-экономического развития АПК Брянской области в 2016 году / С.А. Бельченко, В.Е. Ториков, И.Н. Белоус, С.Н. Поцепай // Вестник Брянской ГСХА. 2016. № 5 (57). С. 3-10.

13. Об итогах социально-экономического развития АПК Брянской области в 2015 году и задачах на 2016 год / С.А. Бельченко, В.Е. Ториков, И.Н. Белоус, С.Н. Поцепай // Вестник Брянской ГСХА. 2016. № 1 (53). С. 37-46.

14. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве зарубежных стран и России: учебное пособие / В.В. Ториков, В.Ф. Мальцев, Н.М. Белоус, Б.И. Квитко, М.В. Резунова. Брянск, 2004. 268 с.

References

1. Belous N.M., Nesterenko, L.N., Torikov V.E. Effektivnoe fermerstvo v voprosah i otvetah: monografiya. Ch. 1. Bryansk: Bryanskaya gosudarstvennaya selskohozyaystvennaya akademiya. Institut povyisheniya kvalifikatsii kadrov agrobiznesa i mezhdunarodnyih svyazey. 2014. 135 s.

2.Belous N.M., Nesterenko L.N., Torikov V.E. Effektivnoe fermerstvo v voprosah i otvetah: monografiya. Ch. 2. Bryansk: Bryanskaya gosudarstvennaya selskohozyaystvennaya akademiya. Institut povyisheniya kvalifikatsii kadrov agrobiznesa i mezhdunarodnyih svyazey. 2014. 152 s.

3. Belous N.M., Nesterenko L.N., Torikov V.E. Effektivnoe fermerstvo v voprosah i otvetah: monografiya. Ch. 3. Bryansk: Bryanskaya gosudarstvennaya selskohozyaystvennaya akademiya. Institut povyisheniya kvalifikatsii kadrov agrobiznesa i mezhdunarodnyih svyazey. 2014. 181 s.

4 Nesterenko L.N. Sub'ektyi ekonomicheskih otnosheniy v APK // Vestnik Bryanskoy GSHA. 2014. № 1. S.35-40.

5. Nesterenko L.N. Ulyanova N.D., Kubyishkina A.V. Mnogoukladnost agrarnogo sektora ekonomiki: problemyi i tendentsii razvitiya // Simvol nauki. 2015. № 3. S. 110-114.

6. Chirkov E.P., Nesterenko L.N., Volkova T.I. Sovremennoe sostoyanie i kontseptsiya inte-gratsionnoy politiki v agrarnom sektore ekonomiki // Ekonomika selskohozyaystvennyih i perera-batyivayuschih predpriyatiy. 2015. № 11. S. 48-56.

7. Vliyanie dlitelnogo primeneniya sredstv himizatsii na produktivnost plodosmennogo sevooboro-ta i plodorodie dernovo-podzolistoy pochvyi v usloviyah radioaktivnogo zagryazneniya / N.M. Belous, V.G. Syichev, V.F. Shapovalov, I.N. Belous // Plodorodie. 2013. № 3 (72). S. 1-3.

8. Belous I.N., Korenev V.B., Vorobeva L.A. Vliyanie sochetaniya organicheskih i mineralnyih udobreniy v sevooborote na produktivnost selskohozyaystvennyih kultur i plodorodie pochvyi // Mo-lodoy uchenyiy. 2015. № 8.3 (88.3). S. 4-10.

9. Sovremennyie problemyi radiologii v selskohozyaystvennom proizvodstve: monografiya / N.M. Belous, I.N. Belous, S.A. Belchenko, N.N. Dubenok, M.G. Draganskaya, V.A. Zaharov, N.G. Kononova, A.V. Ilinskiy, O.A. Korshunova, V.B. Korenev, Yu.A. Mazhayskiy, A.E. Morozov, P.V. Prudnikov, V.V. Talyizin, Yu.A. Tomin, V.M. Turovets, V.F. Shapovalov; pod obschey red. Yu.A. Mazhayskogo. Ryazan: FGOU VPO RGATU, 2010. 362 s.

10. Moiseenko F.V., Belous N.M. Vliyanie dlitelnogo primeneniya udobreniy na fizicheskie svoystva dernovo-podzolistoy peschanoy pochvyi // Pochvovedenie. 1997. № 11. S. 1310-1312.

11. Tehnologii vozdelyivaniya kormovyih kultur v usloviyah radioaktivnogo zagryazneniya i ih vliyanie na soderzhanie tyazhelyih metallov i tseziya -137 / S.A. Belchenko, V.E. Torikov, V.F. Shapovalov, I.N. Belous // Vestnik Bryanskoy GSHA. 2016. № 2 (54). S. 58-67.

12. O realizatsii meropriyatiy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya APK Bryanskoy oblasti v 2016 godu / S.A. Belchenko, V.E. Torikov, I.N. Belous, S.N. Potsepay // Vestnik Bryanskoy GSHA. 2016. № 5 (57). S. 3-10.

13. Ob itogah sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya APK Bryanskoy oblasti v 2015 godu i zadachah na 2016 god / S.A. Belchenko, V.E. Torikov, I.N. Belous, S.N. Potsepay // Vestnik Bryanskoy GSHA. 2016. № 1 (53). S. 37-46.

14. Informatsionno-konsultatsionnaya sluzhba v selskom hozyaystve zarubezhnyih stran i Rossii: uchebnoe posobie / V.V. Torikov, V.F. Maltsev, N.M. Belous, B.I. Kvitko, M.V. Rezunova. Bryansk, 2004. 268 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.