Научная статья на тему 'Социально-экономическое содержание добавочной прибыли как экономической категории'

Социально-экономическое содержание добавочной прибыли как экономической категории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панков Н. В.

В статье анализируется сущность добавочной прибыли как экономической категории, ее характерные черты в соответствии с взглядами представителей разных экономических школ. Источники добавочной прибыли рассматриваются в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, в сфере производства и в сфере обращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL AND ECONOMIC MAINTENANCE OF ADDITIONAL PROFIT AS ECONOMIC CATEGORY

In this article the essence of additional profit as economic category, its characteristic features according to sights of representatives of different economic schools is analyzed. Sources of additional profit are considered in conditions of the perfect and imperfect competition, in sphere of the production and in sphere of the exchange.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое содержание добавочной прибыли как экономической категории»

Таким образом, деятельность сетевых ТНК одновременно сочетает и жесткую конкуренцию и кооперацию. Одним из примеров такой глобализованной фирменной сети является компания «Сименс», выстроенная на основе коммуникативных и информационных технологий и продающая продукцию этих же технологий. Сегодня в «Сименс» работают 400 тыс. человек, в том числе 200 тыс. из них - в 190 странах мира. Инвестиционная деятельность корпорации выстраивается в соответствии с организационной формой глобальной компании, суть которой - децентрализация. Сеть филиалов «Сименс» охватывает разные страны, но каждый филиал представляет уже не просто офис компании по продажам, но саму компанию с полным набором полномочий, включая инвестиции.

1 См.: Заворин А. Н. В поисках постиндустриального общества // Экономический вестник Ростовского университета. 2004. № 1. С.117.

2 См.: Богданов А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М., 1989; Денисов Б., Богачева Г. Об интегративизме в экономической системе // Вестн. Моск. экономич. ун-та. 1999. № 3; Они же. Современный взгляд на экономическую роль государства // Маркетинг. 2000. №4.

3 См.: Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М., 1994. С. 353 - 354.

4 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. М., 2000. С. 472.

5 Олейник А. Модель сетевого капитализма // Вопросы экономики. 2003. № 8. С. 144.

УДК 330.143

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ДОБАВОЧНОЙ ПРИБЫЛИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

Н.В. Панков,

соискатель кафедры общей экономической теории, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

Прибыль - одна из самых распространенных и неоднозначных категорий в экономической науке. В неоклассических теориях исследование прибыли ведется на уровне отдельной фирмы, действующей в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и выдвигающей в качестве основной цели максимизацию прибыли.

При этом в неоклассической теории различают нормальную прибыль и экономическую прибыль. Нормальная прибыль - важный компонент условий совершенной конкуренции, уровень прибыли, необходимый и достаточный для того, чтобы ресурсы, задействованные в производстве конкретного продукта, не были пущены на другие цели. Превышение объемов нормальной прибыли привлекает в отрасль дополнительные ресурсы и создает условия для доступа в отрасль новых компаний. При уровне прибыли ниже нормального часть ресурсов выводится из отрасли в расчете на более благоприятные возможности производства других товаров. Еще одно определение для нормальной прибыли - уровень прибыли на вложенный капитал, который мог бы быть получен, если бы капитал был использован простейшим «обычным» способом, т.е. представлен виде ссуды, аренды. Нормальная прибыль необходима для развития предприятия. Экономическая прибыль в неоклассической теории - это разность между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные издержки.

Для капиталиста характерно стремление к получению помимо обычной еще добавочной прибыли, или сверхприбыли. Это своеобразный барометр эффективности хозяйствования. Предпринимательский интерес к производству той или иной продукции прямо пропорционален величине получаемой нормы прибыли. Английский публицист XIX в. Т. Дж. Даннинг привел на этот счет следующие наблюдения: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы...».

Происхождение сверхприбыли может быть объяснено различными обстоятельствами. Согласно теории Маркса сверхприбыль отражает превышение (излишек) прибыли предприятий по сравнению со средней прибылью. К. Маркс рассматривал прибыль как превращенную форму при-

бавочной стоимости, а источником прибавочной стоимости считал труд наемных рабочих. Он исследовал условия превращения прибавочной стоимости в прибыль, показав объективные и субъективные границы роста прибыли.

В домонополистический период развития капитализма сверхприбыль выступает как превращенная форма избыточной прибавочной стоимости. В промышленности сверхприбыль получают технически передовые предприятия, у которых вследствие высокого органического строения капитала уровень издержек производства ниже среднеотраслевых. Внутриотраслевая конкуренция есть конкуренция между предприятиями одной и той же отрасли, производящими однородные товары, из-за более выгодного сбыта этих товаров и получения добавочной прибыли. Отдельные предприятия работают в неодинаковых условиях и отличаются друг от друга размерами, уровнем технического оснащения и организации производства. Вследствие этого индивидуальная стоимость товаров, производимых различными предприятиями, не одинакова. Но цены товаров определяются не их индивидуальными стоимостями, а общественной стоимостью. Процесс образования общественной стоимости происходит стихийно, посредством конкуренции между предприятиями одной и той же отрасли.

Величина общественной стоимости товаров зависит от средних условий производства в данной отрасли. Ввиду того, что цена товаров определяется их общественной стоимостью, выигрывают те предприятия, на которых техника производства и производительность труда выше среднего уровня данной отрасли и вследствие этого индивидуальная стоимость товаров ниже общественной. Эти предприятия получают добавочную прибыль, или сверхприбыль, которая представляет собой форму избыточной прибавочной стоимости.

В «Теориях прибавочной стоимости» (4-й том «Капитала») К. Маркс писал, что сверхприбыль (или добавочную прибыль) в промышленности приносит «... наиболее производительный капитал»1, и подчеркивал, что «... в промышленности сверхприбыль получается, как правило, от удешевления продукта...»2. При этом в период домонополистического капитализма сверхприбыль носит временный, спорадический характер, поскольку технические новшества и изобретения по мере развития производительных сил находят применение и на других предприятиях. Важная роль при этом принадлежит применению новой техники, изобретений, научных открытий, обеспечивающих рост производительности труда и снижение издержек производства. Исчезая на одном предприятии, сверхприбыль возникает на другом, где вводятся новые, еще более совершенные машины. У других капиталов данной отрасли или у капиталов других отраслей в этот период возникают такие же по величине потери, вычеты из средней прибыли. Эта случайная монопольно-высокая прибыль одних капиталов и монопольно-низкая прибыль других являются как бы двумя полюсами проявления средней нормы прибыли.

В некоторых исследованиях сверхприбыль получила название «квазирента», или «дифференцированная прибыль»3 - существенное превышение прибыли фирмы по отношению к прибыли конкурирующей фирмы вследствие более высокой эффективности производства или других локальных условий. Получение добавочной

прибыли стало главным стимулом изобретательской деятельности на предприятиях стран с рыночной экономикой. Для них изобретения, усовершенствования, технические знания и опыт превратились прежде всего в носителей добавочной прибыли, и это обусловило их особую роль в конкурентной борьбе товаропроизводителей на местных и международных рынках.

Инновации являются причиной добавочной прибыли и в исследованиях Й. Шумпетера. В 1912 г в своей книге «Теория экономического развития» он впервые разработал теорию прибыли как результата осуществления нововведений. Погоня предпринимателей за прибылью влечет за собой постоянные нововведения в производстве и, следовательно, является «двигателем» экономического и технического прогресса»: «Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней не бывает развития». В статичном же мире нет места для прибыли: капитал в состоянии равновесия приносит доход сверх обычных издержек, но это плата за управление капиталом, которую, как заработную плату, можно отнести к издержкам. В условиях равновесия нулю равна предпринимательская прибыль, связанная с успешным внедрением новых благ новых методов производства или новых форм организации.

Шумпетер выделил три условия, при которых предприятие в результате внедрения нововведений получает положительную (добавочную) прибыль: во-первых, цена при увеличении предложения товара после внедрения нововведения не должна быть ниже цены до внедрения или, по крайней мере, предельный продукт труда должен быть не ниже первоначального; во-вторых, затраты на «эксплуатацию» нововведения (например, нового станка) не должны превышать затраты на производство того же количества товара до внедрения, и, в-третьих, то же самое следует сказать и о возможном повышении цен факторов производства в результате внедрения инновации (например, необходимость платить более высокую заработную плату рабочим более высокой квалификации). Таким образом, источником добавочной прибыли является рост доходов или снижение издержек в результате применения инноваций. Характерными чертами добавочной прибыли являются:

• неусредняемость - для нее не действует закон равенства цен издержкам и закон предельной производительности;

• уникальность по размеру в каждом конкретном случае, не зависящем от прибылей других предпринимателей,

• недолговечность - она исчезает, когда новаторская форма производства превращается в традиционную.

Последнее обстоятельство связано с тем, что исследование ведется в рамках теории совершенной конкуренции. В связи с отсутствием входных барьеров предприниматель через некоторое время сталкивается с возрастающей конкуренцией со стороны других предпринимателей, решивших воспользоваться плодами его нововведения. Инновации охватывают все большее количество взаимозависимых отраслей. В экономике начинается период ускоренного роста. Он продолжается до тех пор, пока инновации не охватывают большую часть производства, тогда предпринимательская прибыль начинает рассеиваться и, наконец, исчезает. Устаревшие предприятия вытесняются с рынка, норма при-

были понижается, и в итоге устанавливается новое равновесие на новом уровне цен, а новатор вынужден искать новые пути извлечения прибыли. Зафиксировать добавочную прибыль можно только в случае патентной защиты при сохранении монопольного права собственности на их владение у продавцов и покупателей лицензий. Поэтому владелец изобретения выход своей интеллектуальной собственности на рынок в качестве товара может допустить лишь в том случае, если он располагает достаточными гарантиями сохранения монополии на эту собственность.

В экономике уже используется понятие интеллектуальной квазиренты как сверхприбыли, устойчиво (но на ограниченный период) получаемой при использовании воспроизводимых, не связанных с эксплуатацией природных ресурсов, интеллектуальных факторов производства, прежде всего интеллектуального капитала. Такая интеллектуальная квазирента образуется у собственников патентов на изобретения, субъектов других видов интеллектуальной собственности, если она получила широкое распространение и приносит сверхдоходы. Интеллектуальная квазирента является результатом творческого труда, таланта и инициативы ученых, изобретателей, инженеров, менеджеров, предпринимателей, которые вправе претендовать на основную часть сверхприбыли.

Относительно более долговечный характер имеет добавочная прибыль в сельском хозяйстве, возникающая в результате более благоприятных природных и транспортных условий и последовательного вложения капитала в землю. К. Маркс называет этот вид сверхприбыли естественной монопольной прибылью, которая является формой экономической реализации естественной промышленной монополии, возникающей в результате присвоения и хозяйственного использования капиталом редких и трудновоспроизводимых элементов производительных сил, например земель.

А. Маршалл отдельно отмечает особый вид добавочной прибыли - ренту по местоположению. «Когда в какой-либо отрасли производства - будь то сельскохозяйственная или другая - два производителя располагают во всех отношениях равными возможностями, за исключением того, что один имеет более удобное местоположение, чем другой, и может покупать или продавать на тех же рынках с меньшими транспортными издержками, дифференциальная выгода, доставляемая ему его местоположением, выражается совокупным излишком транспортных затрат, приходящимся на долю его конкурента. Мы вправе допустить, что и другие выгоды местоположения, например близкий доступ к рынку рабочей силы, особенно пригодной для его производства, можно таким же образом выразить в единицах денежной стоимости»4.

Естественная ограниченность возможностей производства определенной продукции в условиях господства частной собственности создает монопольную цену и прибыль, превышающую средний уровень. В экономической теории этот вид дополнительной прибыли получил название экономической ренты, т.е. дополнительного дохода от фактора производства, получаемого вследствие недоступности этого фактора в другом месте или для другого экономического агента.

Изначально рента обозначала доход землевладельца со сдаваемого в аренду земельного участка или до-

ход, получаемый рантье в виде процента с предоставляемого в ссуду капитала. С развитием экономической теории факторами, приносящими ренту, стали считаться и остальные факторы производства. Широкое распространение в последнее время приобрели термины «горная рента», применяемый к дополнительному доходу, образующемуся при добыче полезных ископаемых, «природная рента» - плата за пользование недрами, которые находятся в собственности государства и переданы им в управление на срочной и возмездной основе, «туристическая рента» - часть факторного дохода, который получают туристские предприятия, используя данный ресурс как фактор производства.

Количественная ограниченность и качественная диф-ференцированность естественных ресурсов в условиях рыночной экономики порождают различия в затратах и результатах хозяйственной деятельности организаций. Это выражается в том, что себестоимость варьируется в достаточно широких пределах, следовательно появляются различия индивидуальных стоимостей созданных товаров и услуг. На рынке же предприятия продают товары и услуги не по индивидуальным, а по рыночным ценам, которые, как правило, ориентируются на уровень затрат предприятий, использующих относительно худшие ресурсы. При этом предприятия, использующие ресурсы лучшего и среднего качества, получают дополнительный доход, который является не результатом их предпринимательской активности, а природным даром. Таким образом, в отличие от экономической ренты дифференциальная рента, т.е. рента, приносимая лучшим по качеству фактором производства, связана с качеством ресурса. Получаемая добавочная прибыль присваивается не пользователем ресурса, а его собственником.

Образующаяся добавочная прибыль является основой для получения туристской, природной, горной ренты (монопольной или дифференциальной). Но и худший естественный ресурс, обладая дополнительной полезностью, имеет условия для образования абсолютной ренты.

Одно из известных объективных объяснений появления добавочной прибыли связано прежде всего с ссылками на несовершенство конкуренции. Этот вид прибыли мы вслед за К. Марксом называем искусственной монопольной прибылью (в отличии от естественной, рассмотренной выше). Образование монополий замедляет процессы межотраслевой конкуренции, которая при отсутствии барьеров входа заставляет капитал искать более выгодные условия применения. Она возникает за счет ценового контроля за рынком и производством. От сверхприбыли монопольная прибыль отличается длительным периодом существования и постоянной величиной. Прибыль получается фирмой вследствие ее доминирования на рынке.

Гигантские торгово-промышленные монополии затруднили перелив капитала и обеспечили себе невиданные прежде сверхприбыли, на которые уже не распространяется процесс выравнивания прибылей: «...Монополия дает сверхприбыль, т. е. избыток прибыли сверх нормальной, обычной во всем свете капиталистической прибыли»5. Термин «избыток прибыли» здесь употреблен не в значении добавочной прибыли, прибыль, более высокую по сравнению со средней, получали неко-

торые капиталисты и в период свободной конкуренции путем понижения стоимости товара ниже общественной стоимости. Но если раньше добавочную прибыль получали лишь в редких случаях, то во времена, когда появились монополии, самые крупные из них добиваются добавочной прибыли в течение длительного времени, и добавочная прибыль становится частью сверхприбыли, получаемой монополиями. Такая монопольная прибыль уже не является формой проявления средней прибыли, она отрицает среднюю прибыль, искажает и затрудняет действие механизма цен производства в немонополистическом секторе. Разоряя конкурентов монопольно-низкими ценами, монополия затем обеспечивает себе максимальную прибыль за счет фиксации наиболее выгодного уровня цен. Маркс отмечал, что образование этого вида прибылей («собственно монопольная прибыль») нарушает «основной закон конкуренции» и требует государственного вмешательства.

Таким образом, прибыли, присваиваемые монополиями, состоят из следующих элементов: средней прибыли, добавочной прибыли и монопольной сверхприбыли, связанной с продажей монополиями товаров по ценам выше их стоимости.

По источнику происхождения добавочная прибыль делится на добавочную прибыль в сфере производства и добавочную прибыль в сфере обмена. В сфере обмена происхождение добавочной прибыли связано с нарушением конкурентного равновесия. В условиях рыночного равновесия весь доход фирмы распределяется между различными факторами соответственно их предельному продукту. Здесь нет места ни прибыли, ни убытку. Однако представим себе, что в результате каких-то внешних причин внезапно изменилась рыночная конъюнктура, например произошло повышение спроса на некий товар. Это привело к росту его цены. Следовательно, выручка фирмы (ТИ = РО) возросла. Однако цены факторов производства (и, следовательно, затраты фирмы) не изменились (они, как правило, закреплены более или менее долгосрочными договорами), их производительность также осталась неизменной. Таким образом, нет причин выплачивать владельцам факторов доход сверх прежнего, и, следовательно, у фирмы остается некая часть дохода, не доставшаяся никакому фактору. Это и есть прибыль фирмы. И наоборот, при падении спроса возникает убыток (отрицательная прибыль). Случайная дополнительная прибыль, превышающая средний уровень, образуется для покупателя или продавца благодаря случайному благоприятному соотношению спроса и предложения. А несовпадение «плана» и «факта» объяснимо лишь существованием принципиальной, не поддающейся измерению неопределенности будущих состояний рынка.

Еще одним источником добавочной прибыли являются «ножницы» цен:

а) разница между внутренними и мировыми ценами (эксплуатация трудящихся немонополизированных предприятий и экономически отсталых стран, для которых характерны низкая заработная плата и более продолжительный рабочий день). Внешняя торговля является источником дополнительной прибыли для предприятий более развитых стран;

б) разница между ценами промышленных и сельскохозяйственных товаров. Установление монопольных цен, по которым промышленный капитал реализует свои товары (машины, оборудование) сельскохозяйственным предприятиям, а покупает их продукцию по низким ценам. В результате промышленные монополии получают не только часть прибыли капиталистов в сельском хозяйстве, но и прибавочный продукт мелких товаропроизводителей;

в) разница между ценами разных секторов, когда эта разница является формой налогообложения. В 20-е гг. ХХ в. такая политика использовалась в России. «Такая политика возможна, потому что государственное хозяйство пролетариата возникает исторически на базисе монополистического капитализма. Последний же, в результате ликвидации свободной конкуренции, приводит к созданию монопольных цен на внутреннем рынке на продукты собственной промышленности, получает добавочную прибыль вследствие эксплуатации мелкого производства и тем подготовляет почву для политики цен периода первоначального социалистического накопления. Но сосредоточение всей крупной промышленности страны в руках единого треста, т. е. в руках рабочего государства, в огромной степени увеличивает возможности проведения на основе монополии такой политики цен, которая будет лишь другой формой налогового обложения частного хозяйства»6.

Наконец, добавочная прибыль может быть получена за счет инфляционного метода. Инфляционные прибыли (под ними понимаются добавочные прибыли, получаемые на инфляции) тем выше, чем больше расхождение между повышением цен на товары предприятий и повышением номинальной заработной платы рабочих, занятых в этих предприятиях. В каждый данный период прибыль фактически равняется разнице между продажной ценой товаров и издержками производства. При инфляции продажные цены товаров сильно повышаются, тогда как издержки производства увеличиваются в меньшей степени вследствие медленного роста номинальной заработной платы.

Итак, сверхприбыль (добавочная прибыль) - прибыль, по своей величине превышающая нормальную и обычно возникающая:

- в условиях совершенной конкуренции - в результате временного неравновесия спроса и предложения; в результате более благоприятных природных и транспортных условий; в результате снижения индивидуальных издержек производства ниже среднеотраслевых;

- в условиях несовершенной конкуренции - за счет монополистического завышения цены товара и практически полного отсутствия конкуренции.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. 2. С. 97.

2 Там же.

3 См.: Бухарин Н.И. Новое откровение о советской экономике, или Как можно погубить рабоче-крестьянский блок // http:// www.magister.msk.ru/library/revolt/buhan006.htm

4 Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1992. С. 11.

5 Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 30. С. 173.

6 Бухарин Н.И. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.