Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / DIGITAL ECONOMY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / DEVELOPMENT DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усков В.С.

В статье исследованы теоретические аспекты, связанные с эффективностью социально-экономического развития экономики в условиях глобальных вызовов взаимодействия общества и технологий; представлена и апробирована методика оценки социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях развития цифровой экономики; определены направления социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях научно-технологических изменений и развития цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Усков В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF THE TRANSITION TO THE DIGITAL ECONOMY

The article examines the theoretical aspects related to the efficiency of socio-economic development of the economy in the context of global challenges of interaction between society and technology; presented and tested a methodology for assessing the socio-economic development of the territories of the Russian Federation in the context of the development of the digital economy; the directions of socio-economic development of the territories of the Russian Federation in the context of scientific and technological changes and the development of the digital economy have been determined.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

DOI: 10.17747/2311-7184-2021-3-94-102

Социально-экономическое развитие территорий Российской Федерации в условиях перехода к цифровой экономике1

Усков В.С., старший научный сотрудник

ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук», г. Вологда; e-mail: v-uskov@mail.ru

Аннотация. В статье исследованы теоретические аспекты, связанные с эффективностью социально-экономического развития экономики в условиях глобальных вызовов взаимодействия общества и технологий; представлена и апробирована методика оценки социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях развития цифровой экономики; определены направления социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях научно-технологических изменений и развития цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, социально-экономическое развитие, направления развития.

Uskov V.S., Senior Researcher,

Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda; e-mail: v-uskov@mail.ru

Annotation. The article examines the theoretical aspects related to the efficiency of socio-economic development of the economy in the context of global challenges of interaction between society and technology; presented and tested a methodology for assessing the socio-economic development of the territories of the Russian Federation in the context of the development of the digital economy; the directions of socio-economic development of the territories of the Russian Federation in the context of scientific and technological changes and the development of the digital economy have been determined. Keywords: digital economy, socio-economic development, development directions.

Перед Российской Федерацией и ее регионами все острее встает вопрос ускорения роста экономики. На современном этапе развития одним из ключевых факторов, влияющих на экономический рост, становится цифровая экономика. Однако цифровая экономика позволяет не только увеличить валовой внутренний продукт, но и способствует увеличению производительности труда во всех секторах экономики и росту благосостояния населения. Процесс цифровизации экономики приводит к неизбежному изменению социально-экономической парадигмы, общества и отдельных его сфер.

Используя передовые технологии, цифровая экономика влияет на конкуренцию, размывает границы, установившиеся среди игроков того или иного сектора экономики, меняет бизнес-модели. Для успешного развития цифровой экономики и сокращения разрыва со странами-лидерами России необходимо наращивать кадровый, интеллектуальный и технологический потенциал, формировать гибкую нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни.

Цель исследования - выявление особенностей социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях перехода к цифровой экономике. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать теоретические аспекты, связанные с эффективностью социально-экономического развития экономики в условиях глобальных вызовов взаимодействия общества и технологий.

2. Представить и апробировать методику оценки социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях развития цифровой экономики.

3. Определить направления социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях развития цифровой экономики.

Глобальность воздействий информационных ресурсов и инфокоммуникационных технологий на все социально-экономическое пространство, высокая скорость их распространения, широкие возможности их использования в различных сферах социальной и производственной деятельности, масштабность процессов информатизации диктуют необходимость измерения влияния информационных сдвигов и применения инфокоммуникационных технологий на развитие национальной экономики.

Socio-economic development of the territories of the Russian Federation in the context of the transition to the digital economy

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0168-2019-0007 «Обеспечение конкурентоспособности регионов в условиях научно-технологических изменений и цифровизации экономики».

электронный научно-экономический журнал стр 95

Технологическая революция конца ХХ века обусловила переход от «материального» к «информационному» обществу, основанному на превращении информации и знаний в приоритетный фактор производства и жизни общества, который сопровождается возрастанием доли инфокоммуникационных технологий (ИКТ), информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, созданием глобальной информационной инфраструктуры, появлением новых профессий, виртуализацией услуг, глобализацией и цифровизацией экономики.

Рис. 1. Задачи Стратегии развития информационного общества в РФ (2017-2030 гг.)

Формирование информационного пространства с

учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений

Создание и применение российских ИКТ, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне

Приоритетные направления реализации стратегии развития информационного общества России

1 \ т

Развитие информационной и коммуникационной инфорастуктуры Обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики Формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы

Источник: Кузовкова Т. А., Кузовков Д. В., Кузовков А. Д., Шаравова О. И. Методический аппарат измерения внешней социально-экономической эффективности развития инфокоммуникаций // Системы управления, связи и безопасности. 2017. № 4. С. 112-165. 1т: http://sccs.intelgr.com/archive/2017-04/06-Kuzovkova.pdf

В утвержденной Президентом РФ В.В. Путиным «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» определена ведущая роль инфокоммуникационных технологий (ИКТ), цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики нашей страны в сфере их применения, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов в условиях нового технологического уклада (рис. 1).

На первом этапе развития индустрии информатизации важны критерии масштабности распространения ИКТ, объемов информационных ресурсов, развития рынков товаров и услуг инфокоммуникационного характера. Затем при переходе от экстенсивного типа развития к интенсивному важны интенсификация проникновения ИКТ во все сферы экономики и жизнедеятельности людей, результативность информатизации, оцениваемая прогрессивностью структуры ВВП и социальных преобразований, появлением новых источников благосостояния людей, выравниванием регионального и социального развития по параметрам информационного общества: доступности информационных сетей, технологий и ресурсов. Мировой рынок информационных технологий по темпу прироста обгоняет традиционные отрасли производства, а по абсолютной величине вполне сопоставим с ними. Однако, несмотря на относительно высокий темп роста информационного сектора в России, доля российского производства ИКТ-услуг в структуре мирового ВВП не превышает 0,2%. На долю США приходится примерно 5,3%, на долю Китая - 5,1%, Индии - 3,3% ВВП.

Источник: ТкаченкоД.Н.,ДыкЛыуМинь Методические подходы к оценке влияния инфокоммуникационных технологий на национальную экономику // Экономика и качество систем связи. 2018. № 2 (8)

электронный научно-экономический журнал

стр 96

В целом следует отметить, что появление и использование цифровых технологий меняет привычный облик целых отраслей. Цифровизация определяет перспективы роста компаний, отраслей и национальной экономики в целом. Однако на сегодняшний день Россия не входит в группу лидеров развития цифровой экономики по многим показателям - уровню цифровизации, доле цифровой экономики в ВВП. По доле цифровой экономики в ВВП Россия в 1,5-3 раза отстает от развитых стран (США, Китай, страны Европейского Союза и др.).

Согласно данным Глобального института McKinsey, цифровизация российской экономики является источником долгосрочного экономического роста. Использование цифровых технологий способствует повышению оптимизации производства и логистики, производительности оборудования, эффективности научно-исследовательских и конструкторских работ, снижению расходов на ресурсы и др. По подсчетам института McKinsey, наибольший прирост ВВП к 2025 году за счет цифровизации наблюдается в области рынка труда (2,1-2,9 трлн руб.). На втором месте стоит совершенствование производственных процессов и логистики (1,4-4,0 трлн руб.) (табл. 1).

Таблица 1. Источники прироста ВВП к 2025 году за счет цифровизации

Возможности Описание Прирост ВВП, трлнруб., в ценах 2015 года

Оптимизация производства и логистики - Мониторинг производственных линий в реальном времени; - Оптимизация логистических маршрутов и приоритизация отправлений 1,4-4,0

Повышение эффективности рынка труда - Эффективный и быстрый поиск работы и заполнения вакансий; - Возможности удаленной работы; - Новые профессии и рабочие места. 2,1-2,9

Повышение производительности оборудования - Сокращение простоев оборудования и расходов на ремонты; - Повышение загрузки оборудования. 0,4-1,4

Повышение эффективности НИОКР и разработки продуктов - Быстрое прототипирование и контроль качества; - Анализ больших данных при разработке и усовершенствовании продуктов. 0,2-0,5

Снижение расхода ресурсов и производственных потерь - Снижение расхода электроэнергии и топлива; - Сокращение производственных потерь сырья. <0,1

Источник: Глобальный институт McKinsey

Таким образом, использование цифровых технологий на предприятиях способствует повышению производительности труда и оптимизации бизнес-процессов. Цифровизация производства позволяет значительно сэкономить время, сырье, финансовые ресурсы на производство и поставку оборудования. Кроме этого, использование цифровых технологий дает возможность изготовления продукта практически с нуля и любой сложности. Происходит сокращение цикла от момента разработки до выпуска готовой продукции.

Эффективность применения ИКТ выражается не только в росте производительности и интеллектуальности труда, повышении спроса на информационные ресурсы, знания и технологии, увеличении свободного времени, развитии «человеческого» и «социального» капитала общества, снижении промышленных рисков и технологических катастроф, но и в социально-экономических последствиях трансформации современной экономики и общественной жизни на основе электронизации правительства, образования, медицины, «цифровой экономики» и др., вызывает «информационную асимметрию», «информационное неравенство», привносит принципиально новые риски (кибернетические, информационные) и кибертерроризм. Обобщенная схема социально-экономических результатов применения ИКТ представлена на рис. 3.

электронный научно-экономическии журнал

Рис. 3. Социально-экономические результаты применения ИКТ

стр 97

Источник: Кузовкова Т.А. Оценка роли инфокоммуникаций в национальной экономике и выявление закономерностей ее развития // Системы управления, связи и безопасности. - 2015. - № 4. - С. 26-68.

В результате цифрового развития происходит переход от постиндустриальной эпохи и информационному обществу в течение последовательности этапов. На каждом этапе решаются разные задачи и используются разные цели и критерии. Проведенная систематизация условий, факторов и последствий развития цифровой экономики указала на необходимость формирования методологии измерения уровня цифрового развития с учетом закономерностей и этапов становления цифровой экономики (рис. 4).

Рис. 4. Основные закономерности становления цифровой экономики

Источник: составлено автором

электронный научно-экономический журнал

стр 98

Таким образом, систематизация основных факторов и аспектов эффективности цифрового развития и применения цифровых технологий указывает на ее синергетический и мультипликативный (многофакторный) характер и необходимость комплексного подхода к оценке социально-экономической эффективности цифрового развития и применения инфокоммуникационных, цифровых и бизнес-технологий.

Действующие в международной и отечественной практике методы оценки развития цифровой экономики и движения к информационному обществу основаны на измерении единичных показателей и рейтинговом методе обобщения, показывающем ранг страны или региона в их совокупности. Динамизм мировых процессов цифровизации и цифровой трансформации экономики и социума, множество показателей, характеризующих разные стороны и этапы цифрового развития, существенная их вариация по секторам экономической деятельности и территориальным образованиям диктуют необходимость применения комплексных оценок и разработки методов интегральной оценки цифрового развития в пространственном и временном аспектах. Для правильного методологического обоснования системы показателей оценки состояния и потенциала цифрового развития экономики и общества необходимо опираться не только на цели, задачи и критерии цифрового развития с учетом этапов и закономерностей становления информационного общества, но и методические принципы сведения в комплексный показатель множества параметров цифрового развития.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта исследований вопросов оценки социально-экономического развития территорий в условиях научно-технологических изменений и развития цифровой экономики позволяет заключить, что на сегодняшний день недостаточно проработанными являются следующие вопросы:

- исследование информационно-статистической базы на предмет обеспечиваемых ею возможностей определения состояния развития цифровой экономики;

- определение основных факторов, которые оказывают влияние на развитие цифровой экономики и посредством которых можно воздействовать на них;

- учет регионального аспекта уровня развития цифровой экономики;

- разработка инструментария проведения прогнозной оценки развития цифровой экономики.

Основным недостатком большинства используемых методик является логическое отсутствие базы для оценки - обоснованного набора характеристик развития региональной социально-экономической системы, на основании которых происходило бы обоснование используемых в модели экономических показателей, определение их весовых коэффициентов и т.п. Также зачастую в существующих методиках оценки отбор макроэкономических показателей для характеристики социально-экономического развития региона в условиях развития цифровой экономики происходит на основании анализа зависимостей между ними, использования всевозможных критериев оптимальности и т.п., но единого обоснованного всеохватывающего критерия (показателя), на основе которого строится модель оценки, фактически нет.

Таким образом, анализ существующих методик оценки цифрового развития экономики позволил установить, что в полной мере они не могут быть использованы для проведения оценки социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях научно-технологических изменений и развития цифровой экономики, что обуславливает необходимость разработки авторского методического инструментария, учитывающего существующие методики и следующие требования:

- сформированная система показателей оценки уровня социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях научно-технологических изменений должна подвергать учету ресурсную базу и динамические способности потенциала, связанного с развитием цифровых и информационных технологий в процессе их формирования, наращивания и использования;

- формируемые исходные данные для оценки социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях научно-технологических изменений и развития цифровой экономики должны нести объективный характер и быть доступными из официальной статистической базы;

- возможность представления полученных аналитических результатов оценки социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях научно-технологических изменений и развития цифровой экономики и их графической интерпретации;

- возможность получения сведений о векторе развития цифровой экономики в рамках социально-экономического развития территорий Российской Федерации;

- система показателей оценки должна включать в себя показатели инновационного развития экономики, ресурсные затраты; во-вторых, показатели, характеризующие социально-экономический потенциал территорий, результативность экономической и социальной политики в регионах, в-третьих, показатели развития реального сектора экономики РФ и рынка информационно-коммуникационных технологий.

Теоретико-методологической основой для разработки методики послужили научные концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области инновационного, индустриально-технологического развития, экономико-математического моделирования, теории управления; законодательные и нормативно-правовые акты государственных органов власти, федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам социально-экономической модернизации в условиях научно-технологических изменений и развития цифровой экономики.

Методика включала следующие этапы:

- выбор и обоснование показателей;

- определение информационной базы;

- сбор и первичная обработка исходных данных;

электронный научно-экономический журнал стр 99

- обоснование возможных методов разработки методики;

- проведение анализа по каждому блоку показателей;

- логический и статистический анализ качества полученных показателей;

- выбор показателей, наилучшим образом аппроксимирующих исходные данные.

Таким образом, в ходе проекта предложен авторский подход к оценке социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях научно-технологических изменений и развития цифровой экономики.

Методика оценки социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях научно-технологических изменений и развития цифровой экономики проведена на основе изучения количественных показателей, характеризующих процессы технологического развития и информатизации с различных сторон (использование как населением, так и предприятиями). Количественная оценка демонстрирует степень проникновения новых технологий в различные сферы экономики, которая произведена на основе результирующего индекса. Итоговый список показателей приведен в табл. 2. Во втором столбце табл. 2 представлен коэффициент, применяемый при нормировании показателя, а в столбцах 3 и 4 - весовые коэффициенты, используемые в формуле линейной свертки частных показателей в агрегированный индекс.

Таблица 2. Список показателей, используемых в расчетах

№ Показатель Нормативное значение - P.. Весовой коэффициент - а.. Весовой коэффициент - р.

Использование ИКТ и сети интернет населением

1. Удельный вес домохозяйств, имевших персональный компьютер, % 100 0,250 0,5

2. Удельный вес домохозяйств, имевших доступ к сети интернет, % 100 0,250

3. Использование сети интернет населением, % 100 0,250

4. Число активных абонентов фиксированного и мобильного широкополосного доступа к сети интернет на 100 человек населения, ед. 100 0,250

5. Число подключенных абонентских устройств подвижной радиотелефонной связи на 1000 чел. населения, ед. 1000 0,250

Использование ИКТ и сети интернет предприятиями

6. Организации, использовавшие персональные компьютеры, % 100 0,166 0,5

7. Организации, использовавшие «облачные» серверы, % 100 0,166

8. Организации, использовавшие широкополосный интернет, % 100 0,166

9. Организации, имевшие веб-сайт, % от общего числа обследованных организаций соответствующего субъекта РФ 100 0,166

10. Удельный вес организаций, использующих специальные программные средства для управления автоматизированным производством и/или отдельными техническими средствами, % 100 0,166

11. Удельный вес организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии,% 100 0,166

Первая группа показателей характеризует «физические» возможности использования информационных технологий населением. Вторая группа включает те показатели, которые, с нашей точки зрения, характеризуют использование информационных технологий предприятиями и изменения инфраструктуры, необходимые для современного производства, такие, как интернет вещей, промышленный интернет или облачные вычисления, которые требуют каналов связи с высокой пропускной способностью.

На основании приведенных в табл. 2 показателей были рассчитаны региональные показатели социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях научно-технологических изменений и развития цифровой экономики. Расчеты были проведены на основе данных Росстата за 2017 год и сборника, выпускаемого НИУ ВШЭ. Процедура агрегирования показателей в интегральный следующая:

I = 10 * У /. * в, где:

- подындекс подгруппы /;

в - весовой коэффициент подгруппы/.

/ = У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где:

х - нормированное значение показателя / группы /;

а - весовой коэффициент при показателе / группы/.

х.. = V. /р, // '/г/ где:

электронный научно-экономический журнал стр 100

у1 - исходное значение показателя / группы /;

р. - нормирующий коэффициент при показателе / группы/.

Величина всех коэффициентов приведена в табл.1.

На рис. 5 приведены результаты агрегированного индекса социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях научно-технологических изменений и развития цифровой экономики в разрезе СЗФО РФ.

Рис. 5. Агрегированный индекс социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях научно-технологических изменений и развития цифровой экономики в разрезе СЗФО РФ

^^■Использование ИНТ и сети интернет предприятия ми ^^■Использование ИКТ и сети интернетнаселением Агрегированный индекс цифровой среды

Оценка социально-экономического развития территорий Российской Федерации (в разрезе СЗФО) в условиях научно-технологических изменений и развития цифровой экономики свидетельствует о том, что самым большим агрегированный индексом использования ИКТ и сети интернет в 2019 г обладал г Санкт-Петербург (8,85), и его отрыв от остальных регионов значителен. Далее расположились следующие регионы СЗФО - Калининградская область (значение индекса - 7,50), Ленинградская область (7,31), Мурманская область (7,28) и Республика Коми (6,72).

Вологодская область занимает последнее, 9-е место среди регионов СЗФО. Слабые позиции региона обусловлены негативными тенденциями, в первую очередь, связанными с низкой долей населения, использующего интернет, а также с небольшим удельным весом организаций, использующих специальные программные средства для управления автоматизированным производством и информационные и коммуникационные техноло-

Вместе с тем, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что отставание регионов СЗФО от лидера (г. Санкт-Петербурга) по интегральному индексу использования ИКТ и сети интернет, характеризующему социально-экономическое развитие регионов в условиях научно-технологических изменений и развития цифровой экономики не столь существенно, особенно в части использования информационно-коммуникационных технологий предприятиями.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что в современных условиях информационные технологии и цифровая трансформация могут стать основным фактором технологических перемен и условием обеспечения конкурентоспособности как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне регионов, приводя к перестройке всех экономических и производственных процессов, повышению качественных характеристик отраслей российской экономики.

Согласно нормативно-правовой базе, регулирующей социально-экономическое развитие РФ на основе цифровой экономики, миссия развития цифровой экономики в России - повысить качество жизни, обеспечить конкурентоспособность страны и национальную безопасность.

Цель России в перспективе 15-20 лет - войти в группу лидирующих экономик мира за счет цифровых преобразований традиционных отраслей и развития самостоятельной и конкурентоспособной цифровой индустрии.

Для выполнения этих долгосрочных задач России предстоит поставить амбициозную цель на среднесрочную перспективу. Такой целью могло бы быть утроение размеров цифровой экономики к 2025 году. Ее достижение потребует слаженной работы, но представляется вполне реалистичным, если следовать описанным ниже направлениям развития и обеспечить достижение к 2025 году целевого состояния, характеризующегося шестью основополагающими составляющими:

1. Россия - научно-образовательный центр мирового уровня в области цифровых технологий и инновационных бизнес-моделей. Страна располагает развитой сетью образовательных и исследовательских центров (в том числе на базе университетов), которые активно сотрудничают с компаниями, инвестирующими в ИТ.

2. Российские цифровые компании успешно создают и выводят на международный рынок конкурентоспособные инновационные цифровые решения и технологии.

3. Промышленный сектор экономики России отличается применением высоких технологий и наличием компаний - мировых лидеров по внедрению отдельных цифровых технологий, например элементов «Индустрии 4.0».

электронный научно-экономический журнал стр 101

4. Государство является проводником распространения цифровых технологий для массового использования и служит образцом их внедрения при оказании качественных цифровых госуслуг.

5. Цифровая вовлеченность обеспечивает равные возможности доступа к инфраструктуре и получению услуг населением в масштабе страны.

6. По цифровой культуре и грамотности населения Россия занимает лидирующие позиции в международных рейтингах.

Основными направлениями социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях развития цифровой экономики являются следующие (табл. 3).

Таблица 3. Направления социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях развития цифровой экономики

№ Направление Сущность

1 Реформирование образовательной инфраструктуры В условиях автоматизации все большего количества операций, приведшего к полному исчезновению ряда специальностей, и массовой нехватки специалистов, владеющих цифровыми навыками, необходима адаптация образовательной инфраструктуры к новым требованиям. В частности, в системе фундаментального образования прежде всего будет нужно внедрить новые подходы к обучению и обеспечить высокий уровень базовой цифровой грамотности населения.

2. Финансирование прикладных исследований и цифрового предпринимательства Наибольший эффект может дать государственное софинансирование перспективных предпринимательских проектов. Оно может производиться, например, через совместные предприятия либо в форме госзаказа по наиболее востребованным направлениям цифрового развития. Участие государства поможет также сохранять необходимые высокие темпы развития экосистемы финансирования перспективных цифровых проектов, особенно на этапах масштабирования, внедрения в производство и перехода к использованию разработок в промышленных масштабах.

3. Переподготовка кадров и дополнительное образование В решении задачи обеспечения экономики кадрами, владеющими цифровыми технологиями, особую роль играют центры повышения квалификации и массовой переподготовки персонала. Они позволят получить новые навыки специалистам тех компаний, которые не в состоянии самостоятельно организовать процесс обучения, разработки и апробации новых цифровых технологий. Важно также предусмотреть программы адаптации для персонала, высвобождаемого вследствие автоматизации процессов и роста производительности труда.

4. Решение приоритетных задач цифрового развития отраслей. Чтобы оперативно принимать решения по ключевым вопросам цифрового развития отраслей, целесообразно создать постоянные площадки для ведения диалога государства с представителями отраслей в рабочем режиме. Здесь может обсуждаться корректировка норм государственного регулирования для приведения их в соответствие с цифровыми реалиями и смягчение регуляторно-го режима для пилотных проектов, где тестируются перспективные цифровые технологии и бизнес-модели.

5. Развитие цифровой инфраструктуры. Государству предстоит продолжить устранение цифрового неравенства, обеспечив равный доступ к базовым инфраструктурным сервисам и более широкому спектру цифровых услуг, таких, как дистанционное обучение, обеспечивающее возможность получить качественное образование. Важная задача - дальнейшее развертывание доступных, качественных и востребованных цифровых государственных услуг в масштабе страны. Здесь можно как масштабировать решения, уже успешно внедренные в отдельных регионах, так и использовать наиболее интересный мировой опыт. При этом критически важны темпы построения цифровой инфраструктуры. Экономия на скорости внедрения может оказаться иллюзорной, так как промедление приведет к неустранимому отставанию, как это произошло со странами, оставшимися позади в эпоху индустриальной революции.

6. Пропаганда инноваций. Цифровая грамотность, желание и готовность пробовать новые методы решения проблем, рисковать, экспериментировать и создавать ценные социальные связи и бизнес-партнерства будут все больше становиться неотъемлемыми атрибутами успеха граждан и компаний. Для пропаганды инноваций государству можно задействовать весь арсенал средств - взаимодействие с печатными и электронными СМИ, интернет-порталами, рассылки, наружная реклама.

7. Развитие культуры инноваций и освоения новых технологий. Компаниям предстоит постоянно вести поиск инновационных решений и бизнес-моделей, основанных на применении цифровых технологий. Разработка продуктов должна стать более гибкой. Требованием времени будет постоянное экспериментирование с новыми бизнес-моделями, продуктами, идеями и технологиями. Пассивная позиция неизбежно ведет к потере конкурентоспособности.

8. Использование мирового опыта наиболее успешных компаний. Активное изучение зарубежных «историй успеха», умение извлекать из них уроки и адаптировать для российских условий наиболее эффективные бизнес-модели, технологии, процессы, готовые продукты, методы управления и другие разработки должно стать очень эффективным инструментом цифровизации экономики. Успешная и быстрая адаптация готовых решений обеспечит девяносто процентов успеха. Крупнейшим же компаниям целесообразно не только научиться эффективно и быстро адаптировать и развертывать готовые платформенные решения и сервисы, но и активно участвовать в формировании рынка, создавая партнерства с другими отраслевыми игроками и разработчиками решений.

9. Освоение технологий «Индустрии 4.0». Заблаговременное начало освоения современных технологий «Индустрии 4.0», таких, как промышленный интернет вещей, 3й-печать, виртуальная реальность, сенсорные интерфейсы и продвинутая роботизация, позволит промышленным компаниям использовать преимущества развития таких направлений «с чистого листа» и выйти на передовые позиции по этой группе технологий.

10. Сотрудничество с другими участниками цифровой экосистемы. Развитие прочных горизонтальных связей с образовательными и исследовательскими организациями, высокотехнологичными компаниями, а также с органами государственного управления позволит эффективно обмениваться опытом, разрабатывать общие для той или иной отрасли инновационные цифровые решения, продукты и стандарты, адаптировать образовательные программы и развивать навыки применения цифровых технологий.

Источник: составлено автором на основе [1, 3, 5, 8]

электронный научно-экономический журнал стр 102

Таким образом, проведенное исследование позволяет заключить, что масштабность процессов цифровиза-ции диктует необходимость измерения влияния информационных сдвигов и применения информационно-коммуникационных технологий на развитие национальной экономики. В результате цифрового развития происходит переход от постиндустриальной эпохи и информационному обществу в течение последовательности этапов развития. На каждом этапе решаются разные задачи и используются разные цели и критерии.

Проведенная систематизация условий, факторов и последствий развития цифровой экономики указала на необходимость формирования методологии измерения уровня цифрового развития с учетом закономерностей и этапов становления цифровой экономики.

В работе разработан научно-методический подход к комплексной оценке социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях научно-технологических изменений и развития цифровой экономики на основе изучения количественных показателей, характеризующих процессы технологического развития и информатизации с различных сторон (использование как населением, так и предприятиями). Предложенный подход позволяет получить количественную оценку степени проникновения новых технологий в различные сферы экономики, которая произведена на основе результирующего индекса цифровой среды. В результате исследования выявлена неравномерность развития цифровой инфраструктуры на территории РФ, которая снижает связность информационного пространства.

Направления социально-экономического развития территорий Российской Федерации в условиях развития цифровой экономики должны быть на реформирование образовательной инфраструктуры, переподготовку кадров и развитие дополнительного образования, решение приоритетных задач цифрового развития отраслей, развитие цифровой инфраструктуры, в том числе создание новых структур по развитию цифровой экономики, координацию процесса цифровизации в регионах на федеральном уровне и т.д.

В настоящее время актуальной и нерешенной проблемой является формирование проектов и программ, связанных с планированием и оценкой реализации инструментов и механизмов цифровой экономики в разрезе отдельных отраслей, регионов и социальных групп населения. Это также необходимо для определения того, как впишутся во вновь формируемые (в глобальном и национальном масштабе) цепочки создания стоимости различные отрасли экономики регионов, отличающиеся уровнем своего технологического, управленческого, инновационного и т.д. развития. Требуются: исследования вопросов занятости населения в регионах, усиления роли транснациональных и национальных корпораций в функционировании региональных экономик, обеспечения поддержки и условий конкурентоспособности местных производителей и других факторов обеспечения экономической безопасности регионов. На все эти вопросы в настоящее время отсутствуют однозначные и четко сформулированные ответы. И для их выработки необходимо проведение глубоких прикладных исследований, которые позволят более полно осознать, систематизировать происходящие процессы и подготовить обоснованные решения на возникающие вызовы и угрозы на уровне регионов.

Список литературы

1. Коровин Г.Б. Развитие процессов цифровизации в России // Экономист. 2019. № 6. C. 38-50.

2. Кузовкова Т. А, Кузовков Д. В., Кузовков А. Д., Шаравова О. И. Методический аппарат измерения внешней социально-экономической эффективности развития инфокоммуникаций // Системы управления, связи и безопасности. 2017. № 4. С. 112-165. URL: http://sccs.intelgr.com/archive/2017-04/06-Kuzovkova.pdf

3. Ткаченко Д.Н., Дык Лыу Минь. Методические подходы к оценке влияния инфокоммуникационных технологий на национальную экономику // Экономика и качество систем связи. 2018. № 2 (8)

4. Кузовкова ТА. Оценка роли инфокоммуникаций в национальной экономике и выявление закономерностей ее развития // Системы управления, связи и безопасности. 2015. № 4. С. 26-68.

5. Усков В.С. Проблемы формирования государственной промышленной политики в условиях цифровизации экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 6. С. 134-151. DOI: 10.15838/esc.2020.6.72.8

6. Усков В.С. Развитие промышленного сектора РФ в условиях новой технологической революции // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 2. С. 128-146. DOI: 10.15838/ esc.2019.2.62.8

7. Ускова Т.В. Социально-экономические проблемы локальных территорий: монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников // ИСЭРТ РАН, Вологда, 2013. 196 с.

8. Россия online? Догнать нельзя отстать»: отчет / The Boston Consulting Group. [Электронный ресурс]. -URL: https://image-src.bcg.com/Images/ BCG-Russia-0nline_tcm27-152058.pdf (дата обращения: 05.10.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.