СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ И МИРА В УСЛОВИЯХ
ВСЕМИРНОЙ ПАНДЕМИИ
Х.М. Мусаева, ассистент А.Р. Албастов, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11525
Аннотация. Всемирная пандемия затронула многие сферы жизнедеятельности человека, в первую очередь повлияла на экономику. В данное статье проанализированы и представлены статистические данные основных социально-экономических показателей развитых и развивающихся стран, а также затронута актуальная на сегодняшний день проблема - влияние всемирной пандемии на мировую экономику. Показаны темпы развития регионов России, а также таких стран, как США, Китай, ЕС и др.
Ключевые слова: развитие, коронавирус, ВВП, отрасли экономики, предприятия, Запад.
Основой устойчивого социально-экономического развития является стабильный рост ВВП как в отдельных странах, так и в мировой экономике в целом. Основой устойчивого социально-экономического развития является стабильный рост ВВП как в отдельных странах, так и в мировой экономике в целом. Эпидемия остро поставила вопрос о характере международного сотрудничества в разработке и внедрении эффективных противовирусных мер и создании лекарственных средств, которые могли бы обеспечить охрану здоровья.
В последние годы глобальная тенденция роста ВВП сохраняется, но этот рост значительно замедлился. По данным Всемирного банка [4], рост мировой экономики в 2017 году составил -3,3%, тогда как среднегодовой темп роста мирового ВВП (паритет покупательной способности) составлял 3,8% в период с 2010 по 2016 гг. 0% и 2019 г. - 2,5% [4]. Замедление роста ВВП произошло в основном из-за замедления экономического роста в Китае и Индии, которые в предыдущий период вместе с большой группой развивающихся стран дали положительный импульс росту мирового ВВП. Однако в ближайшие годы предлагается преодолеть тенденцию замедления роста мирового ВВП. В частности, такую позицию занял Аналитический центр при Правительстве РФ. В нем заяви-
ли, что «в среднесрочной перспективе за счет ускорения роста мировой экономики в последние годы темп роста может составить 3,8% с 2021 по 2022 год». В развивающихся странах (особенно в Бразилии, Индии, Китае и Южно-Африканской республике) темпы роста ВВП должен был превысить 5% к 2020 г. [7].
Однако по неожиданным для экономистов причинам этим предсказаниям не суждено было сбыться. С конца 2019 года в мире начали развиваться события, связанные с распространением новой коронави-русной инфекцией COVID-19. Вирус охватывал все большее количество стран. Так, 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила COVID-19 -всемирной пандемией. Из-за серьезных последствий для здоровья и жизни, повсеместно принимались меры по ограничению передвижения и контактов между людьми. Соответственно, это сказалось и на экономической деятельности во многих областях. Произошло закрытие национальных границ и отделение регионов, что серьезно ослабило экономические связи [3].
В Китае, в отличие от Японии и Индии, удалось обратить вспять негативную экономическую тенденцию, которая впервые была выявлена в первом квартале 2020 года, когда ВВП Китая снизился на 6,8%. Во втором квартале ВВП вырос на 11,5%, по
итогам первого полугодия ВВП вырос на 1,6%. «Экономика постепенно восстанавливается, основные потребности удовлетворяются, рыночные ожидания в целом положительные, а социально-
экономическое развитие остается стабильным», - заявил министр экономического развития КНР по национальному телевидению.
Если говорить о России, то основные потери для ее экономики от эпидемии начались во втором квартале, когда вступил в силу комплекс ограничительных мер. По итогам второго квартала 2020 года падение ВВП составило 8,5% в год, что примерно совпало с максимальным снижением ВВП (8,6%) в третьем квартале 2009 года.
Эпидемия не оказала столь серьезного влияния на экономику ведущих азиатских стран, но при этом наблюдалось замедление темпов роста и даже падение ВВП. В Индии финансовый год завершился 31 марта 2020 года с самым низким за 10 лет темпом роста ВВП - 4,2%. Между тем, рост в первом квартале 2020 года составил 3,1%, то есть за половину предыдущего года. Данные за второй квартал еще не опубликованы, но, учитывая рост эпидемии в Индии в последние месяцы, ожидается более выраженное замедление экономического роста. ВВП Японии также резко упал, находясь в первом квартале на отметке 2,2%, что указывает на тенденцию к снижению в экономике страны, которое не наблюдалось с 2015 года [9].
США, которые больше всех пострадали от эпидемии коронавируса (занимают лидирующую позицию по количеству выявленных случаев заражения), также больше всего пострадали от экономического спада. Если ВВП США в первом квартале 2020 года упал на 5%, то во втором квартале ВВП снизился на 32,9% (!) по сравнению с предыдущим кварталом, который, по данным Бюро экономического анализа США, увеличивался за период с 1947 года. Такая статистика была абсолютно рекордно низкой. Фактически, за шесть месяцев ВВП крупнейшей экономики мира вернулся на уровень пятилетней давности. Эпидемия привела к еще большему снижению
устойчивого развития в ведущих экономиках Европейского Союза. Если в первом квартале 2020 года предполагалось, что экономика Европейского союза будет сокращаться на 3,5% ежегодно, то второй квартал приведет к рекордному падению ВВП 27 стран ЕС на 14,4%. Сначала снизился ВВП Испании (на 18,5% по сравнению с первым кварталом). Во втором квартале экономика Франции сократилась на 13,8%, что стало рекордным минимумом с конца Второй мировой войны. Во втором квартале ВВП главного локомотива Евросоюза - Германии - потерял 10,1% [5].
В самых сложных ситуациях малый и средний бизнес призван предоставлять индивидуальные услуги. Из-за ограничительных мер МСП были вынуждены резко сократить или прекратить свою деятельность. Пока рано оценивать глобальные последствия пандемии, поскольку этот процесс еще продолжается. Однако экономические результаты за первые полтора квартала 2020 года в России и ведущих странах мира указывают на серьезный вызов стратегии устойчивого развития, которая впервые появилась в непродуктивном секторе и имеет серьезные последствия для системы здравоохранения. По данным Росстата [11], наибольшее снижение было в период с апреля по июнь в следующих отраслях:
1. Пассажирский транспорт - 79%;
2. Общепит - 48,9%;
3. Платные услуги населению - 37,2%;
4. Розничные продажи - 16,6%;
5. Горное дело - 10,3%.
В то же время ситуация в разных регионах России существенно различалась. Это можно проиллюстрировать на примере Северо-Западного федерального округа при оценке результатов одного из основных показателей экономической активности - Индекса промышленного производства (1Р1) [5].
В частности, высокие показатели ИЦП в Республике Карелия обусловленные значительным увеличением добычи полезных ископаемых (рост в первой половине 2019 составил 39%), а Архангельская область смогла производить успешно произведен-
ной продукции, в том числе благодаря выполнению оборонных заказов (рост) 13,8%), Вологодская область предоставила стабильные темпы отрасли, сохраняя спрос на минеральные продукты. Остальные граждане Российской Федерации, входящих в состав СЗФО, закончили второй квартал значительными потерями в промышленном производстве. Анализ результатов экономической деятельности Российской Федерации в СЗФО показывает, что регионы, в которых компании играют важную роль в формировании местного регионального продукта (ВРП), с непрерывным циклом деятельности и стабильным спросом наиболее сильно пострадали от эпидемии [5].
В то же время в условиях эпидемии возник дополнительный спрос на такую продукцию:
- электрические машины и специальное оборудование - на 30,9%;
- диагностическое и терапевтическое оборудование и приборы для электрови-проминювання и реабилитации - 22,5%;
- навигационные, метеорологические и геофизические приборы и инструменты -19,2%;
- лекарства и материалы для медицинских целей (ИЦП - 135,4%);
- химикаты и химические продукты (ИЦП - 113,8%).
По данным комитета по развитию туризма администрации региона, прямой вклад туризма в экономику СЗФО в 2019 году составил 378,6 млрд рублей, включая общие расходы на проезд, проживание, питание, экскурсии, сувениры и другие расходы [12]. Доля туризма в 2019 году составила 4,4% (209,0 млрд рублей). В 2020 в экономике округа зафиксирован значительный спад, который также был направлен непосредственно на удовлетворение повседневных потребностей и услуг физических лиц (первая половина 2020 года в процентах к соответствующему периоду 2019 года) [12].
Для малых производственных компаний снижение налоговой ставки, введенное в 2020 году, было предусмотрено в связи с внедрением упрощенной системы налогообложения, а также разработана програм-
ма развития сотрудничества с крупными государственными предприятиями для увеличения доли необходимых закупок к 2020-2023 годам. С конца марта в городе подготовлено два пакета поддержки бизнеса на сумму 13,5 млрд рублей. С учетом отсрочки и отмены аренды льготным компаниям в городе эта сумма достигла 18 млрд рублей. Во втором квартале 2020 года около 1500 предприятий в сфере культуры, спорта, туризма, гостеприимства, общественного питания, бытового обслуживания, воздушного и наземного транспорта были освобождены от договора аренды. По согласованию с бизнес-сообществом были приняты и другие меры, в том числе:
- снижение налога на недвижимость на 50% для отелей, торговых центров и курортов;
- отменить предоплату налога на имущество и налога на имущество для малого и среднего бизнеса в наиболее пострадавших отраслях в 2020 году;
- рекапитализация на 3 млрд руб.
- кредит малому бизнесу и 1 млрд руб.
- продление моратория на демонтаж незакрепленных хозяйственных построек сроком на один год и сокращение условий определения новых мест для временной торговли в четыре раза.
Эти и другие меры, помимо снятия многих ограничений на деятельность основной группы малых и средних предприятий, позволили в начале третьего квартала изменить тенденцию к снижению в ряде секторов городской экономики.
В рамках программы региональной помощи бюджет мог быть сбалансированным и финансировать важнейшие социальные компоненты, чтобы обеспечить дальнейшее устойчивое развитие. За последние несколько месяцев появилось несколько противоречивых тенденций, которые еще не должны быть понятны и обсуждены в научном сообществе, международных организациях и национальных органах власти. Одной из этих противоречий является поиск оптимального баланса между развитием глобальных экономических и культурных связей, человеческими контактами и риском распространения смертельных
болезней. Во время развития нынешней эпидемии в некоторых странах необходимые меры для реагирования на нее проходили со значительным опозданием, еще больше задерживая преодоления национальной и региональной изоляции.
Благодаря мерам по достижению мак-рофинансовой стабильности и накоплению защитных резервов правительство смогло реализовать эффективные меры стабилизации. Плавающий обменный курс рубля, введенный в 2014 году, смягчил шоки от внешних потрясений. В марте 2020 года, когда резкое падение цен на нефть и отток капитала из развивающихся и развивающихся стран привели к резкой девальвации рубля, продажа финансовой валюты помогла стабилизировать валютный рынок. С марта по начало июля 2020 года Банк России продал 13,2 млрд долларов в соответствии с Законом о финансах. Кроме того, Банком России разработан механизм продажи иностранной валюты в случае падения цены эталонного класса российской нефти Urals ниже 25 долларов за баррель. Общий объем продаж иностранной валюты ограничен 30,4 млрд долларов США (средства от продажи акций Сбербанка) [10]. Банк России продает иностранную валюту, чтобы компенсировать снижение доходов экспортеров нефти, газа и нефти. К 4 июля Банк России продал на валютном рынке 4,3 млрд долларов (около 300 млрд рублей) за счет акций Сбербанка. Банк России перешел к стимулирующей политике. Банк России снизил ключевую процентную ставку с 6,25% в феврале до рекордно низкого уровня в 4,5% в июне. Кроме того, реализуется ряд дополнительных мер, таких как установление льготных
ставок рефинансирования, предоставление определенных видов ссуд на льготных условиях, отсрочки с введением более строгих правил и снижение регуляторной и надзорной нагрузки на финансовые учреждения. Кроме того, Банк России внедрил механизм поддержки кредитования малого и среднего бизнеса с фиксированным общим лимитом 500 млрд рублей и принял утвержденные меры по снижению потребности в ликвидности крупных кредитных организаций на системном уровне. Кроме того, Банк России объявил о реализации мер по поддержанию доступности страховых услуг и поддержке профессиональных участников биржевой, торговой и клиринговой инфраструктуры, а также участников рынка коллективных инвестиций. В поддержку граждан, пострадавших от кризиса с коронавирусом, Банк России разрешил банкам и микрофинансовым организациям реструктурировать свои долги, не налагать штрафы и пени по кредитам и не исключать предоставленные ими гарантии. Размер бюджетной поддержки правительства РФ в 4,0% ВВП не превышает бюджетной базы. Планируемые меры включают финансирование дополнительных затрат, гарантирование и отсрочку налоговых платежей, а также перераспределение средств между категориями расходов (табл. 1). Помимо мер Банка России, эти меры очень похожи на меры, принимаемые в других странах, и включают финансирование здравоохранения, поддержку занятости, краткосрочную ликвидность, обеспечение бесперебойного функционирования финансовых рынков и стабильности обменного курса, а также кредитную поддержку.
Таблица. Объем бюджетной поддержки (от ВВП, %) [10]
Млрд. руб. % ВВП
Меры в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологические меры 246,8 0,3%
Население 665,9 0,7%
Включая самозанятых 9,6 0,01%
Крупные компании, МСП, индивидуальные предприниматели и некоммерческие организации (НКО) 2590 2,7%
Регионы 373 0,4%
ИТОГО 3876 4%
У России есть бюджетные резервы для финансирования дополнительной поддержки и восстановления экономики. С точки зрения устойчивости государственного и внешнего долга Россия выгодно отличается от других стран с формирующимся рынком и развивающихся стран. Доля государственного долга в ВВП составляет около 14% по сравнению со средним показателем для стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, составляющим 58%. Рынок рублевых облигаций ограничен 23 трлн рубл., из которых государственный долг на конец 2019 года составлял около 9 трлн руб., что позволяет получить дополнительный внутренний кредит. Учитывая низкий уровень внешнего долга (29% ВВП по сравнению с 60% в среднем в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах), заимствования в евро также возможны. Наконец, есть возможность использовать FNB для увеличения жилой площади во время этого беспрецедентного кризиса: на 1 июня ликвидная часть FNB составляла 8,2 трлн рублей (8,4% ВВП). Кроме того, правительство объявило, что ставка налога на прибыль более 5 млн рублей в год с 1 января 2021 года повысится с 13% до 15%. Различные меры социальной поддержки, объявленные правительством, могут кардинально снизить высокий уровень бедности, связанный с кризисом [11]. В результате кризиса уровень бедности может вырасти до 14,8% в 2020 году по сравнению с базовым прогнозом в 12,0% (этот расчет основан на прогнозируемых темпах роста - 6% в 2020 году). В качестве предварительной оценки объявленных в настоящее время мер социальной защиты для смягчения воздействия - таких как изменения в детских пособиях, материнском капитале и отчислениях на социальное страхование малых и средних предприятий - они могут частично компенсировать высокий уровень бедности, повысив его до 12,2% в 2020 году [11]. Однако к этим результатам следует относиться с осторожностью. Фактическое выполнение заявленных процедур, которое будет зависеть от многих факторов, может изменить эти оценки. Например, текущий уровень права на
страхование по безработице был принят в качестве предположения (только 25% лиц, имеющих право на получение пособия), но фактическая текучесть кадров может варьироваться. Налоговые льготы и субсидии для МСП являются новыми мерами, и поэтому трудно с уверенностью предсказать, насколько высоким будет фактическое потребление этих услуг. Если на самом деле количество обращений за пособиями, предоставляемыми этими мерами, меньше, чем ожидалось, из-за других административных или материально-технических трудностей, уровень бедности может превышать базовый уровень [10]. Настоящий анализ также предполагает ограниченное влияние кризиса на городские районы и крупные городские центры, предполагая, что распространение эпидемии каким-то образом замедлилось, длилось недолго и оказало ограниченное влияние на сельские районы.
Учитывая, что средняя цена на нефть оценивается в 32 долл. США за баррель в 2020 году, а мировая экономика сократится на 5,2% в годовом исчислении, ожидается, что базовый сценарий приведет к снижению ВВП России на 6% (самый низкий показатель за 11 лет) [8]. В 2021-2022 годах последовало медленное восстановление. Ожидается, что в 2020 году общее потребление домашних хозяйств сократится на 4,9%, а общее накопление основного капитала сократится на 8%. Считается, что основным препятствием для роста ВВП станет отрицательный вклад экспорта из-за его снижения. Однако все численные прогнозы на предстоящий период связаны с беспрецедентным уровнем неопределенности и зависят от многих предположений. Если во второй половине 2020 года ограничительные меры будут полностью отменены без второй волны пандемий, как это предусмотрено в базовом сценарии, может начаться медленное восстановление экономики. Ожидается, что положительная динамика сохранится в 2021 году, в результате чего рост ВВП выйдет на положительную территорию (2,7%) и достигнет 3,1% в 2022 году. На фоне уменьшения неопределенности ожидается рост потребления домашних хозяйств. Это основной
фактор, способствующий восстановлению и росту инвестиций, которые в 2021 году составят около 3%. Начиная с более низкой базы 2020 года, российский экспорт, вероятно, ускорит рост в 2021 году на фоне увеличения мирового спроса. Но даже при положительных прогнозах роста ВВП на ближайший период маловероятно, что ВВП в 2022 году достигнет уровня, предшествующего пандемии [10].
Эпидемия остро поставила вопрос о характере международного сотрудничества или экономической конкуренции в разработке и внедрении эффективных противовирусных и лекарственных средств, которые обеспечат охрану здоровья с точки зрения общей доступности и высокого качества. Проблема качества во всех ее формах, которая является ключевым фактором устойчивости социально-экономического развития, во время пандемии оказалась наиболее актуальна. Учитывая необходимые ограничения, уменьшение количества рабочих, нельзя допустить ухудшения качества продукции и качества технологических процессов, особенно тех, которые обеспечивают безопасность и жизнь предприятий и местных жителей. С этой целью необходимо активно внедрять современные системы управления качеством и совершенствовать их применения в чрезвычайных ситуациях, возникающих в результате новых рисков и угроз. Огромные ресурсы, которые сейчас выделяются в США, Европейском Союзе, Китае, России
и других странах для преодоления негативных экономических последствий эпидемии, заставляют принципиально изменить схемы распределения ресурсов и обеспечить дополнительное финансирование сферы здравоохранения.
Действительно, эпидемия заставила сделать это немедленно и принудительно, и сейчас необходимо сделать этот процесс необратимым, поскольку стратегии экономического и социального развития корректируются на всех уровнях государственного и местного самоуправления. Эффективная практика преодоления последствий эпидемии в странах и регионах показала, что регулирующая роль государства возрастает и учитываются социальные последствия всех принятых решений. В то же время прозрачность и активное толкование административных решений и создание среды, в которой можно доверять как компаниям, так и широкой общественности, становятся все более важными. Эпидемия также показала, что люди не только являются центральным звеном, важным ресурсом и капиталом для развития современной инновационной экономики, но и одним из самых уязвимых мест в экономической системе, когда появились смертельные угрозы здоровью и жизни. Поэтому необходимо увеличивать финансовые и интеллектуальные инвестиции с целью повышения стабильности человеческого капитала, его широкого развития и постоянного улучшения качества жизни людей.
Библиографический список
1. Kevin Keegan COVID-19: Operations and supply chain disruption. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pwc.com (дата обращения: 16.11.2020)
2. Supply Chain 4.0 - the next-generation digital supply chain. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.mckinsey.com (дата обращения: 16.11.2020)
3. COVID-19: Protecting your supply chain. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pwc.com (дата обращения: 16.11.2020)
4. Экономика сегодня. Прогноз Всемирного банка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rueconomics.ru/206663-prognoz-vsemirnogo-banka-rossiya-vyberetsya-iz-krizisa-ranshe-chem-ozhidalos (дата обращения: 15.11.2020)
5. COVID-2019: последствия для транспорта и логистики. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://seanews.ru/2020/04/07/ru-covid-2019-posledstvija-dlja-transporta-i-logistiki/ (дата обращения: 14.11.2020)
6. Пол Донован Экономика страха: как коронавирус изменит бизнес и потребителей. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru (дата обращения: 15.11.2020)
7. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. - Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. Выпуск №30, март 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ac.gov.rU/files/publication/a/16423.pdf (дата обращения: 15.11.2020)
8. Важнейшие экономические показатели России и отдельных зарубежных стран во II квартале 2020 г. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/154.htm (дата обращения: 15.11.2020)
9. ВВП Китая в первом полугодии 2020 года сократился на 1,6% // ТАСС. 2020. 16 июля. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8977619 (дата обращения: 15.11.2020)
10. Доклад об экономике России № 43 Россия: рецессия и рост во время пандемии Специальный раздел: Образование Отчетная дата анализа и данных, использованных в данном докладе - 30 июня, 2020 для частей 1 и 2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pubdocs.worldbank.org/en/483351593984893149/RUS-RER43-July5.pdf (дата обращения: 15.12.2020)
11. Федеральная служба государственной статистики. Качество товаров, поступивших на потребительский рынок. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/rozn7(1).xls (дата обращения: 15.12.2020)
12. Комитет по развитию туризма администрации СЗФО. Прямой вклад туризма в экономику СЗФО. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/154.htm (дата обращения: 15.11.2020)
SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA AND THE WORLD IN THE CONDITIONS OF THE WORLD PANDEMIC
Kh.M. Musaeva, Assistant A.R. Albastov, Graduate Student Chechen State University (Russia, Grozny)
Abstract. The global pandemic has affected many areas of human life, primarily affected the economy. This article analyzes, presents statistical data on the main socio-economic indicators of developed, and developing countries, as well as touches upon the urgent problem today - the impact of a global pandemic on the world economy. The rates of development of the regions of Russia, as well as of such countries as the USA, China, the EU, etc.
Keywords: development, coronavirus, GDP, economic sectors, enterprises, west.