Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "УСИНСК": АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "УСИНСК": АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
209
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИУМ / РАЗВИТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / АРКТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зубова Яна Валерьевна, Ищенко Галина Михайловна, Сухарев Владимир Иванович, Яшкильдина Светлана Петровна

Цели исследования. Представить оценку социально-экономического развития муниципального образования городского округа «Усинск». Методология. В работе применены комбинированные методы количественного и качественного анализа социально-экономического развития МО ГО «Усинск». Результаты. Для наиболее эффективного управления необходимо достаточно хорошо владеть информацией и выявлять различные аспекты по развитию территории, её природно-климатическим условиям, растительного и животного мира, экологической ситуацией, минерально-сырьевым ресурсам и их размещению, о структуре экономики, качестве среды обитания. Поэтому исследование социально-экономического развития городского округа является особенно актуальным и одновременно достаточно трудным, поскольку при изучении социально-экономического развития необходимо учитывать все факторы и показатели, анализировать огромный объём информации. Область применения результатов. Являясь предметом междисциплинарного рассмотрения, тематика социально-экономического развития региона (муниципалитета) затрагивает в своей основе цели региональной политической деятельности государства, поскольку без учёта особенностей региона нельзя управлять всеми процессами социально-экономического развития Российской Федерации. Ограничения / направления будущих исследований. Данное исследование не ограничено теоретическим анализом вопроса; значимость рассмотрения обозначенных вопросов требует дальнейшего детального их рассмотрения, поскольку интерес к ним, особенно если рассматривать тот факт, что МО ГО «Усинск» входит в Арктическую зону, достаточно актуален. Выводы. Рассмотрение социально-экономического развития является актуальным, потому что социально-экономическое развитие муниципальных образований является залогом стабильного развития Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зубова Яна Валерьевна, Ищенко Галина Михайловна, Сухарев Владимир Иванович, Яшкильдина Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY OF THE CITY DISTRICT "USINSK": ANALYSIS AND MAIN DIRECTIONS

Research objectives. To present an assessment of the socio-economic development of the municipality of the urban district «Usinsk». Methodology. The combined methods of quantitative and qualitative analysis of the socio-economic development of the MO GO «Usinsk» are used in the work. Results. For the most effective management, it is necessary to have sufficient information and identify various aspects of the development of the territory, its natural and climatic conditions, flora and fauna, the ecological situation, mineral resources and their location, the structure of the economy, the quality of the habitat. Therefore, the study of the socio-economic development of an urban district is particularly relevant and at the same time quite difficult, since when studying socio-economic development it is necessary to take into account all factors and indicators, analyze a huge amount of information. The scope of the results. Being the subject of interdisciplinary consideration, the subject of socio-economic development of the region (municipality) affects the objectives of the regional political activity of the state, since without taking into account the peculiarities of the region, it is impossible to manage all the processes of socio-economic development of the Russian Federation. Limitations / directions of future research. This study is not limited to a theoretical analysis of the issue; the significance of considering these issues requires further detailed consideration of them, since interest in them, especially if we consider the fact that the Usinsk Mine is part of the Arctic zone, is quite relevant. Conclusions. Consideration of socio-economic development is relevant, because the socio-economic development of municipalities is the key to the stable development of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "УСИНСК": АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ»

DOI: 10.12731/2070-7568-2022-11-2-85-99 УДК 316.42, 332.1

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»: АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Я.В. Зубова, Г.М. Ищенко, В.И. Сухарев, С.П. Яшкильдина

Цели исследования. Представить оценку социально-экономического развития муниципального образования городского округа «Усинск».

Методология. В работе применены комбинированные методы количественного и качественного анализа социально-экономического развития МО ГО «Усинск».

Результаты. Для наиболее эффективного управления необходимо достаточно хорошо владеть информацией и выявлять различные аспекты по развитию территории, её природно-климатическим условиям, растительного и животного мира, экологической ситуацией, минерально-сырьевым ресурсам и их размещению, о структуре экономики, качестве среды обитания. Поэтому исследование социально-экономического развития городского округа является особенно актуальным и одновременно достаточно трудным, поскольку при изучении социально-экономического развития необходимо учитывать все факторы и показатели, анализировать огромный объём информации.

Область применения результатов. Являясь предметом междисциплинарного рассмотрения, тематика социально-экономического развития региона (муниципалитета) затрагивает в своей основе цели региональной политической деятельности государства, поскольку без учёта особенностей региона нельзя управлять всеми процессами социально-экономического развития Российской Федерации.

Ограничения /направления будущих исследований. Данное исследование не ограничено теоретическим анализом вопроса; значимость рассмотрения обозначенных вопросов требует дальнейшего детального их рассмотрения, поскольку интерес к ним, особенно если рассматривать тот факт, что МО ГО «Усинск» входит в Арктическую зону, достаточно актуален.

Выводы. Рассмотрение социально-экономического развития является актуальным, потому что социально-экономическое развитие муниципальных образований является залогом стабильного развития Российской Федерации.

Ключевые слова: регион; социум; развитие; потенциал; Арктика

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY OF THE CITY DISTRICT «USINSK»: ANALYSIS AND MAIN DIRECTIONS

Ya. V. Zubova, G.M. Ishchenko, V.I. Sukharev, S.P Yashkildina

Research objectives. To present an assessment of the socio-economic development of the municipality of the urban district «Usinsk».

Methodology. The combined methods of quantitative and qualitative analysis of the socio-economic development of the MO GO «Usinsk» are used in the work.

Results. For the most effective management, it is necessary to have sufficient information and identify various aspects of the development of the territory, its natural and climatic conditions, flora and fauna, the ecological situation, mineral resources and their location, the structure of the economy, the quality of the habitat. Therefore, the study of the socio-economic development of an urban district is particularly relevant and at the same time quite difficult, since when studying socio-economic development it is necessary to take into account all factors and indicators, analyze a huge amount of information.

The scope of the results. Being the subject of interdisciplinary consideration, the subject ofsocio-economic development of the region (municipality) affects the objectives of the regional political activity of the state, since without taking into account the peculiarities of the region, it is impossible to manage all the processes of socio-economic development of the Russian Federation.

Limitations / directions of future research. This study is not limited to a theoretical analysis of the issue; the significance of considering these issues requires further detailed consideration of them, since interest in them, especially if we consider the fact that the Usinsk Mine is part of the Arctic zone, is quite relevant.

Conclusions. Consideration of socio-economic development is relevant, because the socio-economic development of municipalities is the key to the stable development of the Russian Federation.

Keywords: region; society; development; potential; Arctic

Введение

В настоящее время стратегическими целями государства является повышение значения органов местного самоуправления и их переориентацию на нужды и потребности человека, при этом они должны рассматриваться как равноправные участники в деятельности с органами государственной власти страны.

Социально-экономическое развитие муниципального образования городского округа «Усинск» являет собой процесс изменения в социальной и экономической сферах, направленный на улучшение качества жизни населения. Поэтому для решения поставленной задачи необходимо рассмотрение основных направлений социально-экономической деятельности муниципального образования.

Теория и методология исследования

Понятие «муниципальное образование» закреплено в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно статье 49 вышеуказанного закона эконо-

мическую основу системы местного самоуправления составляют имущество, средства, местных бюджетов, имущественные права муниципальных образований. [1] Поэтому социально-экономическая политика муниципального образования является необходимым и важным элементом системы местного самоуправления.

Усинск является одним из крупнейших промышленных городов. Усинск закладывался как важнейший город для освоения нефтеносных залежей Заполярья. В середине семидесятых годов ХХ века началось строительство нового города в приполярной тундре. 20 июля 1984 года молодой Усинск получил статус города. До этого Всесоюзная комсомольская ударная стройка и перераспределение материальных и человеческих ресурсов сделали реальностью огромные и небывалые темпы строительства нового города в суровых и тяжёлых приполярных условиях, а также создания сложной инфраструктуры [2]. Со всего Советского Союза приезжали по путевкам молодые добровольцы, чтобы построить новый город и освоить нефтяные месторождения.

На сегодняшний день в Усинске происходит добыча около 60 % нефти, 3 % газа от всего общего объема добычи данного сырья в Республике Коми. Городской округ Усинск располагает природными ресурсами: каменный и бурый уголь; глина огнеупорная; различные карбонатные породы и минеральные краски; подземные воды (пресные, минеральные и промышленные).

Усинск сегодня - это динамично развивающееся муниципальное образование с богатыми человеческими, природными ресурсами, инвестиционным и инновационным потенциалом.

В социальной политике муниципалитета основным направлением должно быть улучшение качества жизни людей, составляющих местное сообщество. Для экономической политики важным направлением является эффективность управления, повышение доходов, которые требуются для реализации задач местного значения и связанных непосредственно с социальной жизнь муниципалитета.

Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 193-Ф3 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» муниципальное образование

городского округа «Усинск» отнесено к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации [3]. И в результате этого положения муниципальное образование сможет рассчитывать на развитие инфраструктуры, реализацию инвестиционных проектов для резидентов.

Авторами была определена цель проведения анализа по основным социально-экономическим характеристикам: выявление тенденций социально-экономического развития, определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также выявление проблемных моментов, которые присущи рассматриваемой территории в решении вопросов местного значения, и которые отнесены в соответствии с законом к полномочиям органов местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотрение основных социально-экономических [4] показателей развития муниципалитета;

- проведение SWOТ-анализа [5];

- разработка основных направлений развития региона.

Результаты и обсуждение

Исходя из вышеобозначенной цели и задач настоящей работы, можно выделить следующие положения.

В демографическом плане численность постоянного населения МО ГО «Усинск» на 01 января 2021 года составила 42 780 человек, но каждый год данный показатель снижается в основном за счет миграции людей в другие регионы страны [12].

На территории муниципального образования городского округа «Усинск» находятся крупные градообразующие промышленные предприятия: ООО «ЛУКОЙЛ - Коми» [8], ООО «Северная нефть», ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО», АО «ННК - Печоранефть», выступающие крупнейшими налогоплательщиками [11, 9] и обеспечивающие стабильный рост занятости для местного населения, а также для граждан из других регионов России.

Оборот организаций за 2020 г. составил 205,9 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года:

- уменьшение добычи полезных ископаемых почти на 27,5%;

- увеличение доли обрабатывающего производства - на 11,8%;

- уменьшение обеспечения электроэнергией, газом, паром, кондиционирование воздуха - на 1,1%;

- увеличение водоснабжения, водоотведения, осуществление организации сборки и утилизации отходов, а также проведение работ по ликвидации загрязнений на 41%.

Агропромышленный комплекс представлен ООО «Северный», фермерскими хозяйствами, личным подсобным хозяйством граждан. Сельскохозяйственная отрасль в северном регионе имеет следующую тенденцию:

1) животноводство, которое включает в себя, прежде всего, оленеводство, мясное и молочное животноводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, кролиководство;

2) картофелеводство;

3) осуществление заготовки кормов.

В 2019 году снизилось производство оленины замороженной - на 24,2 %, молока, кроме сырого - на 6,3%, сливочного масла - на 18,7%.

Если в 2018 году производство скота и птицы на убой в живом весе составило 610 тонн, молока - 913 тонн, то в 2019 году производство скота и птицы составило 382 тонны, молока - 880 тонн. Валовый сбор картофеля уменьшился в 2019 году на 93 % [13].

Социальная инфраструктура представлена дошкольными и школьными учреждениями. На конец 2020 г. в Усинске находилось 15 дошкольных учреждений с количеством воспитанников - 3 тыс. чел.; 16 школьных учреждений с количеством обучающихся - 5 тыс. чел.

Число амбулаторно-клинических организаций составляло на конец 2020 г. - 11 единиц, 1 больница, фельдшерско-акушеркие пункты - 8 единиц. 13]

Что касается инвестирования, то в этом плане объемы инвестиционных средств связаны с инвестированием в проекты усовершенствования технического оборудования, в различные проекты новых производств, а также в сферу связи и транспорта. Инвестиции в основной капитал за 2020 год составили более 45 млн. руб. [13].

На сегодняшний день, в связи с включением Усинского района в Арктическую зону, действует программа «Арктический гектар» [9, 6], которая даёт людям возможность начать своё дело. На 25 ноября 2021 года было зарегистрировано 10 заявлений от физических лиц на получение арктического гектара, и с одним юридическим лицом был заключён договор на аренду земельного участка. Общая площадь территории которая подходит под раздачу составляет 109 гектаров, куда входят участки земель таких населенных пунктов как Захарвань, Парма, Усадор. При этом имеются и определенные сложности. Так, например, в Усть-Цилемском районе земля выделенная под арктический гектар достаточно удалена от основных населенных пунктов, там отсутствует электричество, нет дорог, коммуникаций и т.д. В этом случае должна быть разработана муниципальная программа, поддерживаемая на региональном уровне, по обеспечению благоустройства раздаваемых земель. В этом случае граждане будут еще более заинтересованы в получении земли, у них будет желание развивать производство, сельское хозяйство и в конечном счете, остаться на Севере.

Муниципалитет обладает рядом конкурентных преимуществ, которые можно целесообразно использовать для преодоления существующих недостатков, и, конечно, развития экономики и социальной сферы. Проведенный авторами SWOT-анализ показал, что к сильным сторонам можно отнести нижеследующие положения.

1. Богатый природный и ресурсный потенциал, включающий высокую обеспеченность минеральными и сырьевыми ресурсами, наличие достаточно больших территорий, богатых лесными, водными, земельными ресурсами, наличие разнообразного животного и растительного мира.

2. Высокий производственный потенциал: многоотраслевая система промышленности, наличие высокого уровня развития экономики, направленной на внедрение новых технологий в производственную и социальную (общественную) сферы.

3. Наличие учреждений высшего и средне-специального образования, культуры, учреждений физической культуры и спорта, социального обслуживания, которые отвечают современным требованиям.

4. Наличие так называемых «северных льгот», которые дают возможность получать повышенную пенсию, выйти на пенсию раньше работников, работающих в средней полосе страны.

5. Стабильная социально-общественная ситуация, подразумевающая под собой отсутствие достаточно значимых социальных и трудовых конфликтов (которые имеют место быть), стабильную работу социально-культурной сферы (системы здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения муниципалитета).

6. Традиционные культурные, нравственные ценности.

Однако присутствуют и слабые стороны. К ним можно отнести:

1. Наличие удаленных, труднодоступных территорий, доступ к которым не всегда возможен из-за климатических условий.

2. Рискованное сельское хозяйство (земледелие) в условиях низких температур.

3. Изношенность инженерных сетей и жилого фонда, а также недостаточное развитие инфраструктуры в информационно-телекоммуникационной сфере: прежде всего это достаточно низкое покрытие мобильной связью удалённых территорий муниципалитета, а также отсутствие доступа к сети «Интернет» на территории некоторых сельских населенных пунктов, таких, например, как в деревнях Захарвань, Акись, Мутный Материк, Щельябож [12].

4. Суровые климатические условия, когда зима длится почти 10 месяцев.

5. Удаленность от основных рынков сбыта.

6. Высокая стоимость и изношенность жилого фонда, его эксплуатация. При этом строительство новых домов не производится.

Оценивая возможности и перспективы развития муниципалитета, нами были выделены следующие основные моменты в развитии и изменении существующих негативных моментов.

1. Участие в реализации многих государственных программ Российской Федерации и программ Республики Коми, национальных проектах для возможности привлечения средств федерального и республиканского бюджетов;

2. Участие в государственной программе развития Арктической зоны.

3. Увеличение роста потребности на природные ресурсы влечет за собой необходимость в освоении большего природно-ресурсного потенциала региона.

На основании вышеуказанных доводов и проведенный краткий анализ внешней среды позволяет выявить следующие угрозы для развития муниципалитета.

1. Неустойчивость внешней экономической и политической среды (что вызвано разнообразными факторами).

2. Происходящие изменения в федеральном и республиканском законодательстве, которые увеличивают расходы и уменьшают доходы бюджетов различных уровней.

3. Сложность в привлечении внешних финансовых и инвестиционных ресурсов для развития инфраструктуры.

4. Изменение климатических условий и возникновение угроз для экологии, что связано, прежде всего, с добычей полезных ископаемых, геологическими исследованиями, приводящими к нарушению природного баланса. При этом быт малочисленных коренных народов севера никоим образом не сказывается на экологической обстановке местности.

Здесь можно привести экологическую катастрофу в Усинске, произошедшую в 1994 году, когда в результате прорыва нефтепровода целых два месяца продолжалась выкачка нефти и на поверхности оказались 200 тысяч тонн нефти. Это происшествие из-за своих масштабов было зарегистрировано в Книге рекордов Гиннесса. В 2020 году также произошёл разлив нефти в Усинском районе в результате повреждения напорного нефтепровода эксплуатируемого ТПП «Лукойл-Усинскнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», когда было загрязнено 0,48 гектаров земли.

5. Изношенность в состоянии инженерно-коммунальных сетей, наличие «старого» жилого фонда. В настоящее время реализуется муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного и ветхого жилья на период 2019 - 2025 годов на территории МО ГО «Усинск» [15]. В соответствии с данной программой до 2025 года будут переселены 6 домов в г. Усинске.

6. Нехватка, а иногда и вовсе отсутствие дорог с твердым дорожным покрытием. Почти все районы республики связаны железнодорожным или автомобильным сообщением. При отсутствии так называемого «зимника» (проложенные дороги в зимний период, когда реки, небольшие ручьи замерзают, можно проехать на автомобильном транспорте) кроме речного, железнодорожного или авиатранспорта до отдалённых районов республики добраться на автомобиле не представляется возможным. Например, строительство автомобильной дороги Ухта - Печора - Усинск ведётся уже более 35 лет, но пока что о завершении строительства указанной дороги речь не идёт.

7. Сокращение численности населения муниципального образования (изменения в демографической ситуации вызваны, прежде всего, миграционным оттоком населения трудоспособного возраста (привлекательными регионами для миграции стали Краснодарский край, Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Белгород), особенно сельской молодежи, что значительно влияет на состав трудового потенциала, в том числе в удалённой сельской местности, а также на ухудшение возрастного состава населения («старение населения») и снижение уровня рождаемости).

Заключение

Несмотря на вышеуказанные недостатки при проведении анализа, можно выделить следующие направления в развитии муниципального образования городского округа «Усинск».

1. Развитие здравоохранения: Прежде всего, это гарантирование своевременности оказания экстренной помощи жителям города и сел Усинского района; обеспечение больницы и поликлиники профессиональными кадрами (на сегодняшний день происходит работа администрации ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» по привлечению квалифицированных кадров из других регионов России); повышение качества и эффективности ранних диагностик.

2. Обеспечение мобильной связью и интернетом отдаленные деревни Усинского района.

3. Формирование комфортной городской среды. В этом направлении на сегодняшний день работает федеральная программа, в рамках которой обустраиваются общественные и придомовые территории не только в г. Усинске, но и в пгт. Парма, с. Усть-Уса: благоустраиваются территории возле памятника «Нефтянику», детские и спортивные площадки, устанавливается новое светодиодное освещение улиц. В 20022 году планируется произвести обновление территории возле памятника «Комару» (молодёжного проекта от студентов филиала Ухтинского государственного технического университета в г. Усинске открытого в 2012 году).

Перспективы развития территорий связаны с освоением нефтяных и рудных месторождений, развитием территории проживания:

- в нефтегазовом комплексе - освоение новых месторождений, увеличение объемов переработки нефти;

- появление новых производств, направленных на развитие экономики муниципалитета;

- работа по созданию необходимых благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.

- завершение строительства автомобильной дороги - «Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар». Строительство автомобильной дороги Ухта - Печора - Усинск ведётся уже более 35 лет, но пока что о завершении строительства указанной дороги речь не идёт, а ведь дорожное сообщение - это основной рычаг экономического, социального, инвестиционного развития как муниципалитета так и Республики Коми в целом.

- решение проблем по сбору, утилизации и переработке отходов производства и потребления, а также формирование комплексной системы по обращению с твердыми коммунальными отходами ( в настоящее время данная проблема не только у муниципалитета, но и по республике в целом: не хватает мусорных контейнеров, контейнерных площадок; раздельный сбор отходов, отсутствие мусоросортировочных комплексов (которые должны появиться в 2022 году в Усинске, Воркуте, Инте, Печоре и других районах).

Список литературы

1. Справочно-правовая система Консультант Плюс. http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/9a0ff660dc3c0bld5fa 16d7f381c502af36c2a3c/

2. Официальный сайт администрации МО ГО «Усинск». http://www. администрация-усинск.рф/smgrf.ru/portfolio/usinsk/

3. Официальный сайт «Усинск Онлайн». https://usinsk.online/

4. Dillon William. МаАе^^ research in a marketing environment / W. R. Dillon T.J. Madden, N. H. Firtle. Bоstоn, Ма: IRWIN, 1990. 853 p.

5. McConnell, Campbell R. E^rnmics: principles, prоblеms, and pоlicies / Campbell R. McConnell, Stаnley L. Brue,13. Published by McGraw-Hill/Irwin, a business unit of The McGraw-Hill Companies. 2009. 330 p.

6. Справочно-правовая система Консультант Плюс. http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_163320/77b...8d82ee33d77bcede703/

7. Во^г Rоsemary. Pollution / R. Border. Oxford: Oxford University Press, 2008. P. 22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Официальный сайт ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». https://komi.luko-il.ru/ru/

9. Официальный сайт Правительства Республики Коми. https://gov. rkomi.ru/

10. Официальный сайт Государственного Совета Республики Коми. http://law.rkomi.ru/index.phtml?idkind=1

11. Официальный сайт АО «Зарубежнефть». https://www.nestro.ru/ru/ about_company/struktura/

12. Справочно-информационный сайт Республики Коми и Ненецкого автономного округа (НАО). https://komi-nao.ru/komi/usinsk/info

13. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми. https://komi.gks.ru

14. Информационный сайт «Усинск-новости». https://usinsk-novosti.ru/ novosti/article_post/189965

15. Официальный сайт Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа «Усинск». http://uzhkh-usinsk.komi.eis1.ru/pereselenie_avariynyi_fond

HayKa KpacHoapbfl, TOM 11, № 2, 2022

97

References

1. Reference and legal system Consultant Plus. http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_44571/9a0ff660dc3c0b1d5fa16d7f-381c502af36c2a3c/

2. Official website of the administration of the MO GO "Usinsk" http:// www.administratsiya-usinsk.rf/smgrf.ru/portfolio/usinsk/

3. Official site "Usinsk Online". https://usinsk.online/

4. Dillon William. Marketing research in a marketing environment / W. R. Dillon T.J. Madden, N. H. Firtle. Boston, Ma: IRWIN, 1990, 853 p.

5. McConnell, Campbell R. Economics: principles, problems, and policies / Campbell R. McConnell, Stanley L. Brue, 13. Published by Mc-Graw-Hill/Irwin, a business unit of The McGraw-Hill Companies, 2009, 330 p.

6. Reference and legal system Consultant Plus. http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163320/77b...8d82ee33d77bcede703/

7. Border Rosemary. Pollution / R. Border. Oxford: Oxford University Press, 2008, p. 22.

8. Official website of OOO LUKOIL-Komi. https://komi.lukoil.ru/ru/

9. Official website of the Government of the Komi Republic. https://gov. rkomi.ru/

10. Official site of the State Council of the Republic of Komi. http://law. rkomi.ru/index.phtml?idkind=1

11. Official website of Zarubezhneft JSC. https://www.nestro.ru/ru/about_ company/struktura/

12. Reference and information site of the Republic of Komi and the Nenets Autonomous Okrug (NAO). https://komi-nao.ru/komi/usinsk/info

13. Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Komi. https://komi.gks.ru

14. Information site "Usinsk-news". https://usinsk-novosti.ru/novosti/arti-cle_post/189965

15. Official website of the Department of Housing and Communal Services of the Administration of the Municipal Formation of the Urban District "Usinsk". http://uzhkh-usinsk.komi.eis1.ru/pereselenie_avariynyi_fond

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Зубова Яна Валерьевна, доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин

Филиал Ухтинского государственного технического Университета в г. Усинске

ул. Нефтяников, 33, г. Усинск, Республика Коми, 169710, Российская Федерация janazubova@yandex.ru

Ищенко Галина Михайловна, ст. преподаватель кафедры гуманитарных, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин

Филиал Ухтинского государственного технического Университета в г. Усинске

ул. Нефтяников, 33, г. Усинск, Республика Коми, 169710, Российская Федерация ishenkogm@mail.ru

Сухарев Владимир Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры гуманитарных, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин

Филиал Ухтинского государственного технического Университета в г. Усинске

ул. Нефтяников, 33, г. Усинск, Республика Коми, 169710, Российская Федерация vsuharev@ugtu.net

Яшкильдина Светлана Петровна, старший преподаватель кафедры гуманитарных, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин

Филиал Ухтинского государственного технического Университета в г. Усинске

ул. Нефтяников, 33, г. Усинск, Республика Коми, 169710, Российская Федерация svetlana-jashkildina@rambler.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Yana V. Zubova, Doctor of Sociology, Professor of the Department of Humanities, Natural Sciences and General Professional Disciplines

Ukhta State Technical University, Branch in Usinsk

33, Neftchinikov Str., Usinsk, Komi Republic, 169710, Russian

Federation

janazubova@yandex.ru

Galina M. Ishchenko, senior lecturer at the Department of Humanities, Natural Sciences and General Professional Disciplines

Ukhta State Technical University, Branch in Usinsk

33, Neftchinikov Str., Usinsk, Komi Republic, 169710, Russian

Federation

ishenkogm@mail.ru

Vladimir I. Sukharev, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities, Natural Sciences and General Professional Disciplines

Ukhta State Technical University, Branch in Usinsk

33, Neftchinikov Str., Usinsk, Komi Republic, 169710, Russian

Federation

vsuharev@ugtu.net

Svetlana P. Yashkildina, Senior Lecturer of the Department of Humanities, Natural Sciences and General Professional Disciplines

Ukhta State Technical University, Branch in Usinsk

33, Neftchinikov Str., Usinsk, Komi Republic, 169710, Russian

Federation

svetlana-jashkildina@rambler.ru

Поступила 15.06.2022

После рецензирования 20.06.2022

Принята 29.06.2022

Received 15.06.2022 Revised 20.06.2022 Accepted 29.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.