Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие крестьянского хозяйства в 20-е годы XX века (на материалах Бурят-Монголии)'

Социально-экономическое развитие крестьянского хозяйства в 20-е годы XX века (на материалах Бурят-Монголии) Текст научной статьи по специальности «Агробиотехнологии»

CC BY
119
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУРЯТ-МОНГОЛИЯ / КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР

Аннотация научной статьи по агробиотехнологии, автор научной работы — Алексеева Валентина Юрьевна

В статье рассматривается развитие крестьянского хозяйства Бурят-Монголии в различных социально-экономических условиях. Показаны на основе архивных источников основные процессы, происходившие в крестьянском хозяйстве Бурят-Монголии в 20-е гг. XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the development of the economics of peasants in Buryat-Mongolia in different socio-economic conditions. Archival sources are used to show the main processes that occurred in the peasant economy in Buryat-Mongolia in the 1920s.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие крестьянского хозяйства в 20-е годы XX века (на материалах Бурят-Монголии)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 25 (279). История. Вып. 52. С. 39-41.

В. Ю. Алексеева

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА В 20-е ГОДЫ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ БУРЯТ-МОНГОЛИИ)

В статье рассматривается развитие крестьянского хозяйства Бурят-Монголии в различных социально-экономических условиях. Показаны на основе архивных источников основные процессы, происходившие в крестьянском хозяйстве Бурят-Монголии в 20-е гг. XX в.

Ключевые слова: Бурят-Монголия, крестьянское хозяйство, сельское население, крестьянский двор.

Ко времени образования Бурятской АССР (1923 г.) население было в основном сосредоточено в сельской местности и в преобладающей массе занималось животноводством, частично, земледелием.

Основой социально-хозяйственной жизни сельского жителя всегда составлял двор -личное подсобное хозяйство, личное подворье, семья, работающая в «общий котел». Собственно, понятие 'двор' не ограничивается замкнутым пространством вокруг усадьбы. Сюда входят земельные наделы, сенокосы, выпасы и пастбища.

«Под именем хозяйства на переписях всегда и всюду подразумевалась та простейшая форма общежития, которая предполагает, с одной стороны, семейный союз, а с другой -общность экономических интересов этого союза», - определяла в 1897 г. крестьянское хозяйство видный статистик Ф. Щербина в работе «Сводный сборник по 12 уездам Воронежской губернии»1.

В одном и том же крестьянском хозяйстве совмещались и предприниматель, поскольку имелось использование наемного труда, и самостоятельный производитель (земледелец, плотник, кузнец), здесь, наконец, были члены семьи, нанимающиеся на работы или в чужом хозяйстве, или на фабрике или мастерской в городе. Как бы ни была разнообразна деятельность его членов - они связаны экономически, всех членов объединял общий бюджет производственный и потребительский.

Производящим звеном в хозяйственной системе было крестьянское хозяйство. Крестьянское хозяйство слагалось из трех главных отделов или частей его: 1) сельского хозяйства; 2) подсобных занятий и 3) домашнего хозяйства.

Для занятия сельским хозяйством необходимы три силы, от которых зависит производство продукта: земля, труд и капитал. Чтобы использовать эти силы, необходимы сельскохозяйственные знания.

Земля - основное средство сельскохозяйственного производства. В соответствии со статьей 9 Земельного кодекса право на пользование землей для ведения сельским хозяйством имели все граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, желавшие обрабатывать ее своим трудом. Поэтому отношения между крестьянами - пользователями земли и государством - верховным ее собственником получили наименование «трудового землепользования»2. Правовое положение крестьянского двора было определено нормами раздела 5 «О дворе» Земельного кодекса РСФСР. Основой такого единоличного крестьянского двора была частная собственность на средства производства, владение земельным участком, правом возделывать сельскохозяйственную продукцию, пользоваться и распоряжаться собственными доходами3. Различали такие формы пользования землей: 1) община, с уравнительными переделами земли; 2) участково-чересполос-ное пользование землей; 3) хутора и отруба; 4) товарищеское и коллективное хозяйство. Каждый из этих способов пользования землей и ведения хозяйства имел и свои достоинства, и свои недостатки4.

В начале XX в. основную группу как русского, так и бурятского крестьянства составляли бедняки и батраки. К ним принадлежало более половины сельского населения. У бурят Иркутской губернии около 25 % хозяйств не имело скота, или рабочих лошадей, или коров; у баргузинских бурят хозяйства, не имевшие скот или рабочих лошадей и без ко-

40

В. Ю. Алексеева

ров, составляли 15,7 %. Это были в основном хозяйства батраков. К деревенской бедноте в Бурят-Монголии относились также и те крестьянские дворы, которые имели до 1 десятины пашни и до 10 голов скота (включая овец и коз). Таких хозяйств, в зависимости от особенностей волости или уезда, насчитывалось от 30 до 35 %5. Но сибирское крестьянство (в том числе и крестьянство Бурятии) отличалось от крестьянства других регионов страны иной структурой хозяйствования, рационом питания и т. п. Так, человек с сотней овец был богатым в центральной России и среднезажи-точным в Бурятии. Таким образом, бедняки «оказывались» середняками, а середняки -кулаками. В начале XX в. хозяйства богатых крестьян вкладывали свой капитал в производство, применяли наем рабочей силы, приобретали сельскохозяйственные машины.

Сельское хозяйство Бурят-Монголии с 1918 г. по 1923 г., вследствие хозяйственной и экономической разрухи, переживало глубочайший кризис. Момент образования БМАССР - 1923 г. - совпал с моментом максимального падения сельского хозяйства состояние, которого к этому времени в сравнении с 1916, 1917 гг. характеризовалось сокращением посевной площади на 36,1 % и количества скота на 38,1 %6.

Что касается сельскохозяйственной техники, то полное обеспечение всех единоличных хозяйств машинами в 20-е гг. было невозможно. Выходом из положения служили коллективные покупки, использование машин и орудий бедняцкими и середняцкими хозяйствами через простейшие формы производственной кооперации - машинные товарищества и др. В 1923 г. в Бурят-Монголии функционировало 12 прокатных пунктов, имевших более 10 плугов, борон «зиг-заг» -24, культиваторов - 10, сенокосилок - 55, сепараторов - 68 и др. машин. В 1926 г. 46 машинных товариществ объединили 660 хозяйств, в 1928 г. 169 товариществ объединили 5199 хозяйств7. Машинные товарищества помогали крестьянам в снабжении сельскохозяйственными машинами. Снабжение деревни машинами через кооперативы и сбыт продукции сельского хозяйства способствовали укреплению крестьянского хозяйства.

Машины и орудия служили для двух целей: сберечь рабочую силу человека и улучшить качество его работы. Не меньшее значение имели машины и орудия в смысле

улучшения качества человеческой работы. Благодаря, например, рядовой сеялке, семян затрачивалось на десятину на 3-4 пуда меньше, чем при посеве руками: семена сеялкой заделывались также лучше и благодаря этому повышался урожай.

Крестьянское хозяйство было бедно продуктивными животными. Улучшения качества продуктивного скота и рабочей лошади являлись важной задачей крестьянского хозяйства, для чего, прежде всего, необходимо иметь породистых племенных производителей. В тезисах по отчету Наркомзема БМАССР о деятельности в 1923-1924 гг. речь шла о мерах по укреплению и поднятию скотоводства, которые должны быть направлены в сторону: а) качественного улучшения скотоводства в целях увеличения продукции его; б) поднятия доходности скотоводства путем организации сбыта продуктов скотоводства и их переработки с этой целью. Задача качественного улучшения скотоводства не могла быть разрешена путем простой, механической замены пород скота другими, выведенными из других мест культурными породами. Меры по качественному улучшению скотоводства должны были опираться, прежде всего, на собственный племенной материал скотоводческого хозяйства. Эти задачи земельными органами осуществлялись тремя путями: организацией массового зоотехнического обследования, организацией случных пунктов, организацией племенного хозяйства8.

Количество скота по всем категориям сельских хозяйств можно проследить по следующим показателям: в 1926 г. поголовье лошадей - 269,3 тыс. голов, крупного рогатого скота - 806,5 тыс. голов, овец - 155,5 тыс. голов, свиней - 99,5 тыс. голов, прочего скота -2,3 тыс. голов; в 1929 г. соответственно поголовье лошадей - 342,7, крупного рогатого скота - 1129,9, овец - 270,7, свиней - 175,2, прочего скота - 4,39.

В 20-е гг. на семенной материал обращалось мало внимания. Семена брались из своего урожая, слабо очищались, плохо сортировались. Высевались одни и те же культуры, преимущественно рожь; сев производился вручную. Удобрение полей и уход за посевами не практиковались. За годы Гражданской войны сократились посевы овса в 1923 г. на 43,8 %, ярицы - на 39,3 %, ячменя - на 37,3 %, озимой ржи - на 29,1 %, пшеницы - на 14,0 %.

Социально-экономическое развитие крестьянского хозяйства.

41

Снижение количественных показателей происходило одновременно со снижением качественных показателей полеводства: выросла сорность полей, влажность зерна, засоренность семенного зерна. Урожайность культур и их сохранность находились в зависимости от погодных условий. Отсутствовали достаточно развитые пути сообщения, некоторые районы были изолированы от рынка10

Достаточно мало изменилась и социальная структура деревни. Как уже указывалось, процесс расслоения крестьянства еще в начале XX в. имел особенности, связанные с условиями землевладения и землепользования, природно-климатическими факторами. Территория, вошедшая в состав Бурят-Монголии, в XX в. была достаточно освоена, и состав населения оставался стабильным вплоть до 30-х гг., что не вело к резкой социальной дифференциации. Всесоюзная перепись населения 1926 г. дает сведения о численности и составе жителей региона по полу, возрасту и национальности, о семейном положении и грамотности, роде занятий и даже состоянии здоровья. Результаты переписи показали, что в составе населения Бурят-Монгольской АССР русские составляли 53 %, буряты - 44 %, и представители других национальностей - 3 % (евреи, украинцы, поляки, татары, тунгусы)11. Местные крестьяне не были стеснены малоземельем, а общинно-передельная система земледелия позволяла сдерживать дифференциацию крестьянства вплоть до 20-х гг.

Фактически первые крупные изменения в хозяйстве, быту бывших скотоводов, крестьян были связаны с начавшейся коллективизацией сельского хозяйства. Поиск практических путей осуществления социально-экономических преобразований деревни решался преодолением острейших противоречий. Установка на форсированную коллективизацию, не считаясь с настроением крестьянства, была закреплена в решениях ноябрьского (1929 г.) Пленума ЦК ВКП (б), провозгласившего курс на решительную борьбу с кулаком, на быстрейшее объединение индивидуальных бедняцко-середняцких хозяйств в крупные коллективные хозяйства, на подготовку для развития планового продуктообмена между городом и деревней. Пленум положил начало процессу ликвидации самостоятельного хозяйствования крестьян в деревне, вошедшему

в историю под названием «сталинского великого перелома».

Таким образом, к концу 1920-х гг. деревня Бурят-Монголии представляла собой десятки тысяч мелких индивидуальных крестьянских дворов. В 1929 г. в их составе имелось 70,7 % середняцких, 23,8 % батрацко-бедняц-ких и 5,5 % кулацких хозяйств. Крестьянство Бурят-Монголии представляло собой самостоятельных производителей, здесь существовал относительный земельный простор. Естественное развитие аграрных, отношений было прервано коллективизацией. Шел процесс объединения индивидуальных бедняц-ко-середняцких хозяйств в крупные коллективные хозяйства

Примечания

1 Щербина, Ф. Сводный сборник по 12 уездам Воронежской губернии. М., 1897. С. 12-15 (цит. по: Хрящева, А. И. Группы и классы в крестьянстве. М., 1926. С. 11-12).

2 Глумная, М. Н. Единоличное крестьянское хозяйство на Европейском севере России в 1933-1937 гг. : автореф. ... канд. ист. наук. М., 1994. С. 18.

3 Земельный кодекс РСФСР : с изменениями и доп. На 1-е окт. 1983 г. / Мин-во юстиции РСФСР. М. : Юрид. лит., 1984. С. 55.

4 Бауэр, А. А. Крестьянское хозяйство. Книга по сельскому хозяйству в условиях нечерноземной полосы России. М., 1925. С. 3-4.

5 Социально-экономическое развитие сибирского села / отв. ред. Т. И. Заславская. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-е, 1987. С. 229.

6 Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ). Ф. Р-691. Оп. 1. Д. 2905. Л. 5.

7 Зайцева, Л. А. Сельское хозяйство Бурятии в XX веке : опыт и проблемы развития. Улан-Удэ, 2011.С. 34-35.

8 ГАРБ. Ф. Р-691. Оп. 7. Д. 1. Л. 2-3.

9 Там же. Д. 3998а. Л. 1-4.

10 Зайцева, Л. А. Доколхозное сельское хозяйство Бурят-Монголии // Забайкальская деревня : история, современное состояние, перспективы развития. Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2010. С. 65-66.

11 Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. А-30. Оп. 3. Д. 19. Л. 4-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.