Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие Дальнего Востока: анализ и оценка'

Социально-экономическое развитие Дальнего Востока: анализ и оценка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПРОЕКТЫ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / MONITORING / STATE PROGRAMS / PROJECTS / FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT / MACROECONOMIC INDICATORS / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулакова Ольга Игоревна

В статье оцениваются основные социально-экономические тенденции развития Дальневосточного федерального округа (ДФО) в 2000-2016 гг. Делается вывод о том, что округ стал одним из экономически благополучных регионов РФ. Выявлены наиболее важные результаты, достигнутые округом. В социальной сфере положительные тенденции только наметились, но показано, что они будут иметь место в дальнейшем. В экономической сфере основным результатом стало повышение доли ДФО в общем объеме добычи и экспорта топливно-энергетических полезных ископаемых в стране и соответственно становление его участником формирования доходов от внешнеэкономической деятельности федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гулакова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE FAR EAST: ANALYSIS AND ESTIMATION

The article estimates the main socio-economic trends in the development of the far Eastern Federal district (FEFD) in 2000-2016. It is concluded that the district became one of the economically opportune regions of Russia. The most important results achieved by the district are discovered. In the social sphere positive trends just outlined, but the author has shown that they will take place in the future. In the economic sphere, the main result it is the increase the share of the FEFD in the total volume of extraction and export of fuel-energy mineral resources in the country and, accordingly, the district becomes a participant in the formation of revenues of the Federal budget.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока: анализ и оценка»

ФАКТЫ, ОЦЕНКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 332

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: АНАЛИЗ И ОЦЕНКА

Гулакова О.И.

Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет E-mail: o.gulakova@g.nsu.ru

В статье оцениваются основные социально-экономические тенденции развития Дальневосточного федерального округа (ДФО) в 2000-2016 гг. Делается вывод о том, что округ стал одним из экономически благополучных регионов РФ. Выявлены наиболее важные результаты, достигнутые округом. В социальной сфере положительные тенденции только наметились, но показано, что они будут иметь место в дальнейшем. В экономической сфере основным результатом стало повышение доли ДФО в общем объеме добычи и экспорта топливно-энергетических полезных ископаемых в стране и соответственно становление его участником формирования доходов от внешнеэкономической деятельности федерального бюджета.

Ключевые слова: мониторинг, государственная программа, проекты, Дальневосточный федеральный округ, макроэкономические показатели, экономический рост.

SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE FAR EAST: ANALYSIS AND ESTIMATION

Gulakova ОД.

Institute of Economics and Industrial Engineering of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Novosibirsk National Research State University E-mail: o.gulakova@g.nsu.ru

The article estimates the main socio-economic trends in the development of the far Eastern Federal district (FEFD) in 2000-2016. It is concluded that the district became one of the economically opportune regions of Russia. The most important results achieved by the district are discovered. In the social sphere positive trends just outlined, but the author has shown that they will take place in the future. In the economic sphere, the main result it is the increase the share of the FEFD in the total volume of extraction and export of fuel-energy mineral resources in the country and, accordingly, the district becomes a participant in the formation of revenues of the Federal budget.

Keywords: monitoring, state programs, projects, the far Eastern Federal district, the macroeconomic indicators, economic growth.

© Гулакова О.И., 2018

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) по площади занимает более чем третью часть всей РФ и характеризуется самой низкой плотностью населения в России (1 человек на км2). Округ отличается суровыми климатическими условиями; удаленностью от регионов Центральной России, слабой транспортной связью как внутри округа, так и с основной территорией России и самыми высокими расходами на обеспечение жизни и деятельности населения. Так, стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в среднем почти на 30 % превышает среднероссийский уровень, а в Магаданской области, Чукотке и Камчатском крае на 50 % и более. В то же время ДФО характеризуется наличием богатых природных ресурсов (нефть, газ, каменный уголь, руды черных, цветных, редких и драгоценных металлов, алмазы), а также выгодным транспортно-географическим положением, связанным с прямым выходом в Азиатско-тихоокеанский регион.

После распада СССР Дальний Восток пережил период упадка и стал заброшенной окраиной России. В 1990-е гг. регион впал в глубокий экономический кризис, потеряв 15 % своего населения и свыше 90 % тяжелой промышленности.

В 2000-х гг. произошла переоценка стратегических приоритетов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако изоляция и общая отсталость Дальневосточного региона не способствовала решению задач по интеграции государства в мировое пространство, и, более того, в совокупности с еще не вычерпанными богатыми природными ресурсами стала представлять угрозу национальной безопасности России. Государственная власть начала укреплять свое присутствие на Дальнем Востоке путем возросшего вмешательства в хозяйственную сферу региона. На период 2008-2013 гг. была утверждена государственная программа развития Дальнего Востока и Забайкалья. В основе стратегии развития лежала открытость к широкой международной кооперации. Основная геополитическая задача заключалась в закреплении населения на Дальнем Востоке, а ее реализация планировалась при помощи достижения высокого уровня социального развития и комфортной среды для жизни. Новая государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», утвержденная в апреле 2013 г. [7], пролонгировала программы развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 г. [4].

Основной целью программ является ускоренное развитие Дальнего Востока, ориентированное на реализацию его экспортного потенциала. Реализация цели планировалась путем превращения ДФО в конкурентоспособный регион с развитой транспортной инфраструктурой, а впоследствии - с диверсифицированной структурой экономики. Социально-экономическое развитие региона предполагалось обеспечить благодаря экономическому росту в отраслях транспорта, энергетики, добычи и переработки полезных ископаемых, рыбохозяйственного и лесохозяйственного комплекса, туризма, машиностроения и строительства; совершенствованию социальной инфраструктуры; обеспечению экологической безопасности и приграничного сотрудничества [13].

Дальний Восток, согласно стратегическим планам развития, должен стать, в первую очередь, территориальной площадкой для размещения ин-

фраструктуры, обеспечивающей доступ к зарубежным рынкам, а также источником ресурсов для поддержания и наращивания уровня торговых и инвестиционных взаимодействий.

Основные инвестиционные проекты ДФО. В 2000-х гг. на Дальнем Востоке в рамках вышеуказанных задач реализовывался ряд крупных инвестиционных проектов по строительству комплекса сооружений, предназначенных для саммита АТЭС-2012 в г. Владивостоке, а также инфраструктурных объектов для обеспечения транзита углеводородов в страны Северо-Восточной Азии (СВА).

Среди наиболее важных инфраструктурных проектов железнодорожного и трубопроводного транспорта, реализованных к настоящему времени, можно отметить следующие.

Для соединения г. Якутска, крупнейшего города северо-востока страны, с российскими железнодорожными магистралями БАМом и Транссибом построена железнодорожная линия Беркакит - Томмот - Якутск, которая летом 2014 г. введена во временную (только для грузовых поездов) эксплуатацию. Для полного соединения г. Якутска с железнодорожной сетью страны осталось соорудить переход через реку Лену - мост либо тоннель [15].

В январе 2012 г. закончено строительство железнодорожного пути, который соединил расположенное в юго-восточной Якутии Эльгинское угольное месторождение с разъездом Улак Байкало-Амурской магистрали.

1. Для увеличения провозной способности инфраструктуры в направлении Ванинского транспортного узла, а также приморских портов и по-гранпереходов в 2009 г. началась активная реконструкция участка Байкало-Амурской магистрали - комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля [11].

2. В рамках проекта соединения Транскорейской и Транссибирской магистралей, конечной целью которого является соединение Корейского полуострова со странами Европы, весной 2010 г. началась реконструкция железнодорожного участка Транссиба Хасан - Раджин, а в сентябре 2013 г. участок введен в эксплуатацию [14].

3. Для обеспечения выхода на рынки СВА Сибирского и Дальневосточного федеральных округов РФ реализованы программы строительства магистральных трубопроводов.

- Строительство трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан» на территории ДФО началось в 2009 г. (вторая очередь «ВСТО» - «ВСТО-2»). Трасса нефтепровода «ВСТО-2» пересекает границы четырех субъектов Российской Федерации: Амурской области и Еврейской автономии, Хабаровского и Приморского краев. В 2012 г. трубопровод «ВСТО-2» введен в эксплуатацию [9].

- В июле 2009 г. началось строительство газопровода «Сахалин - Хабаровск - Владивосток», проходящего по территории Сахалинской области. В сентябре 2011 г. природный газ впервые поступил в г. Владивосток [12].

Динамика основных макропоказателей Дальнего Востока. Анализ динамики отраслевой структуры валовой добавленной стоимости (ВДС) округа проведен за период 2005-2015 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Отраслевая структура суммарного ВРП, %

Наименование раздела ДФО РФ

2005 г. 2015 г. 2015 г.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6 3 5

Рыболовство, рыбоводство 4 3 0.3

Добыча полезных ископаемых 15 27 11

Обрабатывающие производства 8 5 17

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5 4 4

Строительство 9 11 7

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств 13 11 18

Гостиницы и рестораны 1 1 1

Транспорт и связь 15 12 9

Финансовая деятельность 0 0,2 1

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 8 6 13

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 5 7 5

Прочие (М + N + О + Р) 10 9 9

Изменений в основном составе отраслей специализации региона не произошло. Традиционно к ним относятся: рыболовство и рыбная промышленность, добыча полезных ископаемых; лесное хозяйство; морской транспорт; машиностроение (судостроительство и судоремонт). Но возросла значимость некоторых отраслей. Так, в регионе существенно увеличилась доля добычи полезных ископаемых с 15 % в 2005 г. до 27 % в 2015 г. За счет активной реализации проектов инфраструктуры на 2 п.п. возросла доля строительства.

Анализ динамики основных макроэкономических индикаторов позволил оценить результаты экономического развития региона в рассматриваемом периоде и сравнить их с национальными показателями (табл. 2). Реализация инфраструктурных и сырьевых проектов существенно повысила инвестиционную активность в регионе. Темп роста инвестиций в основной капитал по ДФО начал опережать национальную динамику уже с 2001 г., но после окончания строительства основных инфраструктурных мегапроектов динамика инвестиций стала носить отрицательный характер. В структуре инвестиций наибольшая доля в рассматриваемом периоде принадлежит инвестициям в здания и сооружения (в среднем около 57 %), доля вложений в машины и оборудование почти в 2 раза меньше (в среднем около 29 %). Несмотря на относительно небольшую долю инвестиций в жилищное строительство (около 7 %), в абсолютном выражении вложения с учетом инфляции увеличились в 2015 г. по сравнению с 2000 г. более чем в 4 раза и почти в 20 раз в текущих ценах. Возросшее вмешательство государства в хозяйственную сферу выразилось в росте доли средств федерального бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал. Наиболь-

Таблица 2

Динамика основных показателей развития экономики РФ и ДФО (в % за пятилетку)

Показатель 2001-2005 гг. 2006-2010 гг. 2011-2015 гг.

Индексы физического объема ВРП РФ 139 120 111

ДФО 130 129 106

Индексы физического объема * промышленного производства РФ 131 109 107

ДФО 121 162 125

Индексы физического объема инвестиции в основной капитал РФ 167 147 106

ДФО 274 154 86

Темпы роста потребления электроэнергии РФ 109 109 104

ДФО 96 107 114

Темпы роста реальной среднемесячной начисленной заработной платы РФ 193 150 108

ДФО 185 138 113

Темпы роста экспорта товаров** РФ 130 102 101

ДФО 136 103 109

* Агрегированный индекс производства по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды».

** Рассчитаны на основе статистических данных в текущих ценах в млн долл. США.

шей величины она достигла в 2010 г.: 23,5 % - бюджетных средств, из них 77 % из федерального бюджета. Причем изменилась структура финансирования регионов ДФО. Если в 2000-х гг. среди лидеров-реципиентов региона были Еврейская автономная область, Магаданская область, Камчатка, то в последнем десятилетии к ним добавились регионы, участвующие в реализации основных инфраструктурных проектов: Приморский край, Амурская область, Хабаровский край.

Инвестиционный «бум» подтолкнул экономическое развитие ДФО, что выразилось в росте валового регионального продукта (ВРП) и промышленного производства. Наиболее интенсивный рост ВРП имел место в годы активного роста деловой активности (2009-2015 гг.) в регионе и, несмотря на ее последующее падение, темпы роста вРП в округе сохранили положительную динамику. Главный показатель экономического развития региона (ВРП на душу населения) с 2010 г. в ДФО более чем на 20 % стал превышать национальный уровень, а в 2015 г. - более чем на 35 %, и в настоящее время ДФО стал одним из экономически благополучных регионов России. Это стало возможным благодаря развитию отраслей, специализирующихся на наиболее выгодных, с точки зрения добавленной стоимости на одного занятого, видах деятельности.

Развитие промышленности. Активное развитие отраслей промышленности на Дальнем Востоке подтверждается положительной динамикой индексов промышленного производства, превысивших в последнее десятилетие среднероссийские показатели, что иллюстрируют натуральные показатели. В доступной статистике имеются показатели потребления электроэнергии, которую можно отнести к товарам, потребляемым всеми видами деятельности. Согласно табл. 2 потребление электроэнергии в ДФО вырос-

ло и в 2010-2015 гг. превысило национальный уровень, а в 2015 г. уровень энергопотребления региона стал выше даже показателя 1990 г., в отличие от показателя энергопотребления в РФ в целом. Благодаря росту выработки электроэнергии в Амурской области ДФО продолжает себя полностью обеспечивать электроэнергией, а в последние десятилетие производство превысило потребление и излишки стали экспортироваться.

Реализация проекта строительства нефтепровода «ВСТО» позволила создать надежный и экономичный маршрут транспортировки, освоить новые месторождения нефти (Талаканское месторождение, Верхнечонское, Чаяндинское, Среднеботуобинское, Ванкорское и др.), а также стимулировала увеличение добычи нефти в регионах, выступающих ресурсной базой для трубопровода «ВСТО» (месторождения Восточной и частично Западной Сибири, а также месторождения Якутии). Если до 2008 г. нефтедобыча Якутии была ориентирована на нужды локальной энергетики, то сейчас она стала одной из самых развивающихся отраслей региона [1, с. 238]. В настоящее время главными центрами топливно-энергетических ресурсов ДФО являются Сахалинская область и Республика Саха (Якутия). Благодаря эксплуатации на шельфе о. Сахалин проектов «Сахалин-1» и «Саха-лин-2» Сахалинская область обеспечивает около 90 % нефте- и газодобычи Дальневосточного региона [10]. По оценке экспертов, в Восточной Сибири и Дальнем Востоке сосредоточено свыше 15 млрд т начальных суммарных ресурсов (НСР) нефти (более 18 % НСР России). Разведанные и предварительно оцененные запасы нефти в ДФО превышают 2,8 млрд т. С учетом перспектив транспортировки нефти по «ВСТО» общая добыча нефти и конденсата на Дальнем Востоке может составить в 2020 г. около 24 млн т, в 2030 г. - 32 млн т [2]. В 2015 г. по сравнению с 2000 г. добыча нефти как в Дальневосточном, так и в Сибирском федеральных округе выросла более чем в 7 раз. Добыча газа в ДФО увеличилась почти в 9 раз, в СФО - более чем в 6 раз.

Для более детального анализа изменений в отраслях промышленности рассмотрена динамика показателя отгруженных товаров и услуг в ДФО. Для сопоставимости данных рассматривался период 2005-2015 гг. Наибольший вклад в развитие ДФО внесли отрасли производства пищевых продуктов, транспортных средств и производства нефтепродуктов, хотя по фактическим объемам нефтепереработки ДФО по итогам 2016 г. занимал лишь 7-е место.

Основным субъектом ДФО, осуществляющим производство нефтепродуктов, является Хабаровский край, на территории которого расположены два нефтеперерабатывающих завода (Хабаровский и Комсомольский). До 2015 г. заводы получали сырье посредством железнодорожного транспорта (Комсомольский НПЗ и по настоящее время). Увеличение объемов переработки было невозможно из-за транспортно-логистических ограничений, так как мощности железнодорожного транспорта использовались на пределе [3]. Трубопровод «ВСТО-2» способствовал частичному снижению себестоимости доставки продукции. Согласно официальной информации ООО «Транснефть - Дальний Восток» 8 июля 2015 г. осуществлено подключение объектов АО «ННК - Хабаровский НПЗ» к магистральному нефтепроводу «ВСТО-11» на НПС № 34 (с. Галкино) [8]. Строительство

нефтепроводов-ответвлений «ВСТО» способствует наращиванию объемов переработки на Хабаровском и Комсомольском НПЗ и поможет в перспективе увеличить мощности завода до 6 млн т в год и до 8 млн т в год соответственно.

В пищевой промышленности ДФО основной рост производства наблюдался в 2010 г. В последующие годы анализируемого периода имело место постепенное снижение объемов производства с дальнейшей тенденцией к их увеличению. Рост отрасли после 2014 г. стимулировался ослаблением конкуренции со стороны зарубежных производителей в результате введения эмбарго [5].

В отрасли производства транспортных средств рост обусловлен запуском в 2012 г. и последующим развитием совместного российско-японского предприятия по производству автомобилей в г. Владивостоке; активным возрождением и развитием вертолетостроения в Приморском крае под эгидой холдинга «Вертолеты России»; развитием судоремонта и судостроения в Приморском крае.

К сожалению, роста производства в таких традиционных видах деятельности Дальнего Востока, как рыболовство и лесное хозяйство, пока не наблюдается. Для решения вопросов, связанных с развитием рыбо-хозяйственного комплекса, осенью 2015 г. состоялось заседание президиума госсовета, на котором подготовлены предложения по стимулированию инвестиционной активности рыбодобытчиков и переработчиков [6].

Динамика экспорта. Осуществление основной цели государственной программы, направленной на реализацию экспортного потенциала, подтверждается положительной динамикой темпов роста экспорта товаров. Доля ДФО в российском экспорте выросла с 3,5 % в 2000 г. до 6 % в 2015 г. Основу экспорта региона составляет продукция топливно-энергетического комплекса (ТЭК), которой и принадлежит определяющий вклад в рост экспорта в 2000-2015 гг. (рис. 1). Снижение экспорта ТЭК в стоимостном выражении в 2015 г. произошло из-за падения мировых цен на нефть,

■ ' Продукция топливно-энергетического комплекса

....... Продовольственные товары

и сельскохозяйственное сырье

-Древесина и целлюлозно-

бумажные изделия

♦ Машины, оборудование и транспортные средства

----Металлы и изделия из них

Продукция химической промышленности, каучук

2002 2005 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 1. Динамика товарной структуры экспорта ДФО (в фактически действовавших ценах, млн долл. США)

в физическом выражении объемы вывоза возросли. Изменилась структура экспорта региона: продовольственные товары стали занимать второе место по объемам экспорта, вытеснив с этой позиции древесину. В 2014 г. более чем в 6 раз вырос экспорт продовольственных товаров по сравнению с 2005 г.1, в то время как экспорт древесины практически не изменился. Важно отметить, что статистическая информация по экспорту товара не совсем корректна, так как зависит от места расположения головной организации предприятия. Соответственно статистические данные занижены, что еще в большей степени подтверждает рост экспорта из ДФО.

Основные показатели уровня жизни и динамики численности населения. Для анализа денежных доходов населения округа наиболее надежным является показатель динамики реальной заработной платы. На Дальнем Востоке средняя заработная плата и в советское время, и в настоящее превышает среднероссийский уровень, что объясняется более тяжелыми условиями жизни и более высоким уровнем цен в регионе. Но если в целом по ДФО величина превышения средней заработной платы в 1995 г. составляла около 70 %, то в 2015 г. - всего около 25 %. Однако начиная с 2009 г. темпы роста реальной заработной платы в ДФО стали превышать среднероссийские. Для более детального анализа изменений в уровне жизни в регионе произведен анализ основных показателей потребления округа. На рис. 2 представлена динамика доли ДФО в показателях РФ. Потребление в регионе в 2000-е гг. относительно среднероссийского уровня остается неизменным и пока не может вырасти до показателей «советского» периода. Это может быть частично объяснено снижением доли населения в ДФО, а также повышением доли работников, занятых вахтовым методом, которые предпочитают тратить доходы за пределами региона своей занятости. Необходимо отметить, что в регионе все больше предпочитают использовать заемные средства, чем собственные. С 2010 г. доля средств, привлеченных кредитными организациями, стала превышать среднероссийский уровень и постепенно увеличиваться. Так, в 2015 г. эта величина для ДФО достигла почти 85 %, в то время как для РФ в целом составляла всего около 60 %. Причем стала расти в величине заемных средств доля жилищных кредитов (в 2001 г. - 4 %, в 2015 г. - более 30 %), что косвенно свидетельствует о потенциальном снижении уровня миграции из округа.

%

8,0

Платные услуги населению

7,0 6,0 5,0 4,0 3,0

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств

Оборот розничной торговли

1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 2. Динамика доли ДФО в основных показателях потребления РФ (в % к показателю РФ)

1 Анализировались данные в текущих ценах.

За период реализации рыночных реформ Дальний Восток стал лидером по «убытию» населения среди регионов России. К основным факторам, формирующим негативные миграционные намерения в ДФО, можно отнести высокую стоимость жизни, услуг социальной сферы; оторванность от Центральной России; неудовлетворенность имеющейся работой и заработной платой; низкий уровень доступности и качества; высокие транспортные тарифы [6]. Учитывая важную роль миграционных процессов в социально-экономическом и демографическом развитии РФ, в стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. одной из основных задач стало закрепление населения за счет формирования развитой экономики и комфортной среды проживания, и в первую очередь посредством улучшения транспортной доступности и мобильности населения [13]. В соответствии с концепцией государственной миграционной политики на период до 2025 г. (начала действовать с 2006 г. [5]) предполагается, что к 2021 г. будет приостановлен миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока, а к 2026 г. - обеспечен миграционный приток населения в данные регионы.

Анализ динамики демографической ситуации в ДФО показал наметившиеся позитивные изменения. Нужно отметить, что естественный прирост населения в крае превышает среднероссийский уровень. но если в начале 1990-х гг. он был самым высоким в РФ, то начиная с 1995 г. регион стал терять свои позиции. с 2006 г. отрицательный прирост стал уменьшаться, и с 2012 г. рождаемость стала превалировать над смертностью. В ДФО коэффициент миграционного прироста, характеризующий интенсивность миграции, на протяжении многих лет носит отрицательный характер. за последние 20 лет миграционная ситуация в ДФО стала менее «плачевной». коэффициент интенсивности миграции к 2003 г. уменьшился почти в 5 раз, что произошло в основном за счет значительного уменьшения убыли населения из северных районов округа (Чукотки, Магаданской области). В 2003-2015 гг. стабильная положительная динамика прослеживается практически во всех регионах ДФО (табл. 3).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные показатели роста населения (значение показателей за период)

Показатель 1990 г. 1995 г. 19962000 гг. 20012005 гг. 20062010 гг. 20112015 гг.

Коэффициент естественного * прироста (на 1000 чел.) РФ 2,2 -5,7 -5,64 -6,16 -2,82 -0,04

ДФО 7,2 -2,4 -2,62 -3,4 -1,12 1

Коэффициент миграционного прироста** (на 10 000 чел.) рф 11 34 26 18 23 20

ДФО -12 -136 -115 -78 -44 -38

* Коэффициент естественного прироста - разность общих коэффициентов рождаемости и смертности.

** Коэффициент миграционного прироста - отношение миграционного прироста к среднегодовой численности постоянного населения по текущей оценке.

Можно отметить положительные изменения в динамике численности крупных городов ДФО. Если в 1990-е гг. в большинстве городов Дальнего Востока наблюдалось существенное падение численности населения (с 1989 по 2002 г.: Анадырь - падение на 36 %, Магадан - на 34, Петропавловск-Камчатский - на 15, Биробиджан - на 8 % ), то в 2000-е гг. (с 2002 по 2016 г.) темпы падения существенно сократились (Магадан - падение на 7 %, Петропавловск-Камчатский - на 9, Биробиджан - на 3 %), а в остальных административных центрах отметился рост населения (наиболее существенный в Якутске (44 %), Анадыре (35 %) и Южно-Сахалинске (11 %)). На позитивные изменения в демографической ситуации ДФО определенное воздействие оказывают благоприятные изменения на рынке труда, где с 2000 г. наблюдается падение безработицы (средний ежегодный темп отрицательного прироста безработицы составил около 5 %) и практически неизменной занятостью. Частично это можно объяснить падением численности экономически активного населения (среднее ежегодное падение численности экономически активного населения составляло в указанный период около 2 % в год, что в абсолютном отношении за 15 лет составило 719 тыс. чел.).

Финансы Дальневосточного федерального округа. В области межбюджетных отношений постепенно формируются положительные сдвиги. Доля доходов ДФО в консолидированном бюджете РФ с 2000 г. увеличилась с 6 до 9 % в 2016 г., причем основной рост произошел благодаря производству в Сахалинской области. Рост доходной части региональных бюджетов может обусловливаться как ростом налоговых поступлений, так и ростом доли безвозмездных поступлений из федерального бюджета. К сожалению, ДФО является регионом-реципиентом. Величина налоговых поступлений за 2000-2015 гг. в среднем составила менее половины дохода консолидированного бюджета округа (47 %), тогда как в среднем по России данная величина составляла около 65 % бюджета РФ, и только в Северо-Кавказском округе налоговые поступления составляют еще более меньшую долю бюджета, чем в ДФО (27 %). С 2009 г. наметилась тенденция роста налоговых и падения безвозмездных поступлений (рис. 3).

Традиционным лидером среди регионов ДФО по безвозмездным поступлениям являются Республика Саха (Якутия) и Камчатский край. В годы реализации государственных инфраструктурных проектов увеличилась доля безвозмездных поступлений в бюджеты Хабаровского и особенно Приморского края. Благодаря реализации проектов возрос объем поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации из

15 10 ..

Безвозмездные поступления

5 0

Налоговые поступления

ОООООООООО^—I

оооооооооооооооо счс^счсчгяс^счгчсчс^счсчс^счсчсч

Рис. 3. Динамика поступлений в консолидированный бюджет ДФО в 2000-2015 гг. (в % от номинального ВРП ДФО)

ДФО. Так, с 2009 г. возросли поступления от предприятий отраслей строительства, производства электроэнергии (в Амурской области и в Якутии) и добычи нефти и газа в Сахалинской области. А с 2014 г. - морского (Приморский край) и трубопроводного транспорта (Хабаровский край, Амурская и Сахалинская области), а также продолжающегося роста поступлений из отраслей добычи (Сахалинская область). Таким образом, возросла самообеспеченность бюджетов некоторых областей ДФО и уменьшилась доля федерального центра в дотировании края, но ни одна область пока не может полностью покрывать свои расходы.

Заключение. В Дальневосточном федеральном округе в период 20002016 гг. можно констатировать процесс ускоренного экономического развития, характеризующегося такими основными тенденциями, как:

Период основных изменений в пространственной структуре показателей производства и потребления закончился в 2008 г.

Самое позитивное для ДФО изменение макропоказателей - динамики инвестиций в основной капитал. Положительным толчком для краткосрочного роста макроэкономических показателей, а также для дальнейшего развития региона стала инвестиционная активность в начале анализируемого периода.

Обустройство о. Русский к саммиту АТЭС, а также реализация основных инфраструктурных проектов для транзита углеводородов на экспорт стали одной из главных причин существенного повышения доли Приморского края и всего ДФО в суммарных инвестициях, но уже с 2012 г. физический объем инвестиций резко сократился.

Основной результат - повышение доли ДФО в общем объеме добычи топливно-энергетических полезных ископаемых. (В суммарной по стране добычи нефти и газа доля округа увеличилась с 1 % в 2000 г. до 5 % в 2015 г.) Причем объем добычи превышает потребности внутреннего производства, и ДФО стал участником формирования доходов от внешнеэкономической деятельности федерального бюджета.

Произошло общее увеличение объемов экспорта, в первую очередь, за счет продукции ТЭК (нефть, газ).

ДФО стал одним из экономически благополучных регионов РФ по показателю валового регионального продукта на душу населения, который с 2010 г. более чем на 20 % стал превышать национальный уровень, а в 2015 г. - более чем на 35 %.

Активное развитие отраслей промышленности в Дальневосточном регионе подтверждается положительной динамикой индексов промышленного производства. наибольший вклад в развитие ДФО внесли отрасли производства пищевых продуктов, транспортных средств и производства нефтепродуктов.

В ДФО рост производства электроэнергии превысил возрастающий внутренний спрос, излишки стали экспортироваться.

По агрегатам обрабатывающей промышленности ДФО в целом отстает от остальной части РФ, но в округе возрождаются и развиваются традиционные отрасли судо- и самолетостроения, а также формируется и активно развивается новое направление - автомобилестроение.

Ситуация в сфере потребления остается практически неизменной в рассматриваемом периоде относительно среднероссийского уровня. С 2009 г. темпы роста реальной заработной платы в ДФО стали превышать национальный уровень, но величина превышения заработной платы в ДФО над среднероссийской остается почти в три раза меньшей по сравнению с дореформенным уровнем.

отмечаются позитивные изменения в демографической ситуации дФо. Несмотря на то, что отрицательные миграционные процессы в округе продолжают сохраняться, с 2003 г в регионах ДФО прослеживается стабильная динамика снижения коэффициента интенсивности миграции. Отмечается рост численности населения в административных центрах края. Положительные тенденции в некоторой степени обусловливаются падением безработицы в округе и практически неизменным уровнем занятости.

Возросла самообеспеченность бюджетов ДФО, прежде всего, Сахалинской области, уменьшилась доля федерального центра в дотировании края. Тем не менее до настоящего времени ни одна область не может полностью покрывать свои расходы.

Таким образом, в ДФО отмечается укрепление и развитие хозяйственных связей как с российскими регионами, так и с иностранными государствами. Отмеченные положительные сдвиги в экономическом положении округа явились фактором позитивных тенденций в социальной сфере региона.

Литература

1. Гаврильева Т.Н., Степанова Н.А. Влияние мегапроектов «Восточная Сибирь -Тихий океан» и «Сила Сибири» на экономику и природную среду Якутии // Регион: экономика и социология. 2016. № 4 (92). С. 237-248.

2. Коржубаев А.Г. Перспективы развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока // Регион: экономика и социология. 2011. № 2. С. 193-210.

3. Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Эдер Л.В. Формирование новых центров нефтегазового комплекса на Востоке России // Таможенная политика на Дальнем Востоке. 2013. № 1 (62). С. 34-45.

4. Минакир П.А., Прокапало О.М. Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» // Пространственная экономика. 2013. № 1. С. 103-122.

5. Прокапало О.М., Исаев А.Г, Мазитова М.Г. Экономическая конъюнктура в Дальневосточном федеральном округе в 2014 году // Пространственная экономика. 2015. № 2. С. 132-164.

6. Прокапало О.М., Исаев А.Г, Мазитова М.Г. Экономическая конъюнктура в Дальневосточном федеральном округе в 2015 году // Пространственная экономика. 2016. № 2. С. 123-157.

7. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». URL: http://government.ru/programs/232/events/ (дата обращения: 20.05.2017).

8. «Доставлена первая технологическая нефть до узла учета Хабаровского НПЗ». URL: http://www.fareast.transneft.ru/press/news/?id=23372 (дата обращения: 25.05. 2017).

9. ООО «Транснефть - Порт Козьмино». URL: http://www.kozmino.transneft.ru/ about/ (дата обращения: 20.05.2017).

10. Осипова И.А. Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа: проблемы и перспективы // Nauka-rastudent.ru. 2012. № 12 (24). [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-rastudent.ru/24/3065/ (дата обращения: 22.05.2017).

11. Реконструкция участка Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. URL: http://www.roszeldor.ru/invest_project/in_pr_vysokogom (дата обращения: 2705.2017).

12. «Сахалин - Хабаровск - Владивосток». URL: http://www.gazprom.ru/about/ production/projects/pipelines/active/shvg/ (дата обращения: 20.05.2017).

13. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. URL: http://government.ru/info/12092/ (дата обращения: 22.05.2017).

14. Транскорейская магистраль: проблемы и перспективы. URL: http://sluzhuo techestvu.info/index.php/gazeta-sluzhu-otechestvu/2014/yanvar-2014/item/1146-транскорейская-магистраль-проблемы-и-перспективы.Мт1 (дата обращения: 03.05.2017).

15. «Трансстрой» вводит в эксплуатацию последний участок Амуро-Якутской магистрали. URL: https://www.bfm.ru/news/270892 (дата обращения: 22.05.2017).

Bibliography

1. Gavril'eva T.N., Stepanova N.A. Vlijanie megaproektov «Vostochnaja Sibir' - Tihij okean» i «Sila Sibiri» na jekonomiku i prirodnuju sredu Jakutii // Region: jekonomika i sociologija. 2016. № 4 (92). P 237-248.

2. Korzhubaev A.G. Perspektivy razvitija neftegazovogo kompleksa Vostochnoj Sibiri i Dal'nego Vostoka // Region: jekonomika i sociologija. 2011. № 2. P 193-210.

3. Korzhubaev A.G., Filimonova I.V., Jeder L.V. Formirovanie novyh centrov neftega-zovogo kompleksa na Vostoke Rossii // Tamozhennaja politika na Dal'nem Vostoke. 2013. № 1 (62). P 34-45.

4. Minakir P.A., Prokapalo O.M. Gosudarstvennaja programma RF «Social'no-jekono-micheskoe razvitie Dal'nego Vostoka i Bajkal'skogo regiona» // Prostranstvennaja jekonomika. 2013. № 1. P. 103-122.

5. Prokapalo O.M., Isaev A.G., Mazitova M.G. Jekonomicheskaja kon#junktura v Dal'nevostochnom federal'nom okruge v 2014 godu // Prostranstvennaja jekonomika.

2015. № 2. P 132-164.

6. Prokapalo O.M., Isaev A.G., Mazitova M.G. Jekonomicheskaja kon#junktura v Dal'nevostochnom federal'nom okruge v 2015 godu // Prostranstvennaja jekonomika.

2016. № 2. P 123-157.

7. Gosudarstvennaja programma «Social'no-jekonomicheskoe razvitie Dal'nego Vostoka i Bajkal'skogo regiona». URL: http://government.ru/programs/232/events/ (data obrashhenija: 20.05.2017).

8. «Dostavlena pervaja tehnologicheskaja neft' do uzla ucheta Habarovskogo NPZ». URL: http://www.fareast.transneft.ru/press/news/?id=23372 (data obrashhenija: 25.05.2017).

9. ООО «Transneft' - Port Koz'mino». URL: http://www.kozmino.transneft.ru/about/ (data obrashhenija: 20.05.2017).

10. Osipova I.A. Social'no-jekonomicheskoe razvitie Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga: problemy i perspektivy // Nauka-rastudent.ru. 2012. № 12 (24). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://nauka-rastudent.ru/24/3065/ (data obrashhenija: 22.05.2017).

11. Rekonstrukcija uchastka Ounje - Vysokogornaja so stroitel'stvom novogo Kuzne-covskogo tonnelja na uchastke Komsomol'sk-na-Amure - Sovetskaja Gavan'. URL: http://www.roszeldor.ru/invest_project/in_pr_vysokogorn (data obrashhenija: 27.05.2017).

12. «Sahalin - Habarovsk - Vladivostok». URL: http://www.gazprom.ru/about/production/ projects/pipelines/active/shvg/ (data obrashhenija: 20.05.2017).

13. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Dal'nego Vostoka i Bajkal'skogo regio-na na period do 2025 goda. URL: http://government.ru/info/12092/ (data obrashhenija: 22.05.2017).

14. Transkorejskaja magistral': problemy i perspektivy. URL: http://sluzhuotechestvu.info/ index.php/gazeta-sluzhu-otechestvu/2014/yanvar-2014/item/114б-transkorejskaja-magistral'-problemy-i-perspektivy.html (data obrashhenija: 03.05.2017).

15. «Transstroj» vvodit v jekspluataciju poslednij uchastok Amuro-Jakutskoj magistrali. URL: https://www.bfm.ru/news/270892 (data obrashhenija: 22.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.