DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_4_329 УДК 332.142
Лазарева Наталья Вячеславовна,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры сервиса, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]
Кущ Елена Николаевна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности и аудита, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия, e-mail: [email protected]
Фурсов Виктор Александрович,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры сервиса, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОЙ ВОЙНЫ
В статье рассмотрено влияние санкционной политики западных стран на социально-экономическое состояние развитых и отстающих регионов России. Выявлены ключевые тенденции в субъектах Российской Федерации в условиях вводимых ограничений. Проанализирована динамика основных социально-экономических показателей, характеризующих развитие регионов в 2022 г. Выявлены отрицательные и положительные последствия антироссийских санкций для региональной экономики и приведены меры, разработанные государством с целью поддержания ее устойчивости.
Ключевые слова: санкционное давление; регионы Российской Федерации; социально-экономические показатели; тенденция; последствия.
UDC 332.142
Lazareva Natalya Vyacheslavovna,
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Service, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: nlazareva@ ncfu.ru
Kushch Elena Nikolaevna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Security and Audit, North Caucasian Federal University, Stavropol, Russia, e-mail: [email protected]
Fursov Viktor Aleksandrovich,
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Service, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected]
SOCIO-ECONOMIC SITUATION OF RUSSIAN REGIONS IN THE CONTEXT OF THE SANCTIONS WAR
The article considers the impact of the sanctions policy of Western countries on the socio-economic condition of the developed and lagging regions of Russia. The key trends in the constituent entities of the Russian Federation under the conditions of the imposed restrictions have been identified. The dynamics of the main socio-economic indicators characterizing the development of regions in 2022 is analyzed. The negative and positive consequences of anti-Russian sanctions for the regional economy are identified and the measures developed by the state in order to maintain its stability are given.
Keywords: sanctions pressure; regions of the Russian Federation; socio-economic indicators; trend; effects.
Сегодня ситуация, сложившаяся в мире, привела к введению странами запада беспрецедентных широкомасштабных санкций в отношении России. Считается, что данные ограничения должны сдержать деятельность Российской Федерации в области внешней политики и послужить своеобразным способом воздействия на страну. Однако это в определенной мере также может являться для России стимулом к повышению конкурентоспособности экономики, так как именно она больше всего пострадала в результате санкционной политики недружественных государств.
Последствия санкций уже начали отражаться на социально-экономическом развитии большинства субъектов Российской Федерации. Изменения, происходящие в сфере торговли, и резкое снижение спроса на внутреннем рынке повлекли за собой потерю большого числа конкурентных преимуществ, которыми совсем недавно обладала региональная экономика. Так, по причине неспособности заменить зарубежное оборудование наиболее пострадавшими оказались индустриальные регионы, в которых есть предприятия, сбывающие свою продукцию в основном зарубежным странам. Среди них Кемеровская область, которая ввиду внешнеэкономических санкций и, как следствие, проблем с логистикой ищет новый рынок сбыта, однако не имеет необходимых условий для перевозки угля [8]. В числе по-
добных оказались также центры металлургии, осуществляющие поставки продукции в США и страны ЕС. Примером такого региона может служить Вологодская область. Ее экономику в основном определяет компания «Северсталь» в г. Череповце. Именно ее географическое расположение обусловило ориентацию продукции и продаж на европейский рынок. Ранее для «Северстали» это являлось одним из основных конкурентных преимуществ [3; 4].
В настоявшие время экономика Российской Федерации достаточно нестабильна. Многие показатели за период январь-апрель 2022 г. отличаются от средних по России. Однако санкционная политика зарубежных стран по итогам I квартала 2022 г. повлекла за собой не только отрицательные, но и положительные последствия для социально-экономического развития регионов России.
Неоднозначное влияние вводимые антироссийские санкции оказали на показатели доходов людей и уровень их покупательной способности. К примеру, за I квартал 2022 г. по сравнению с 2021 г. размер заработной платы и темп ее роста в регионах увеличился в среднем на 14 % и 7 % соответственно. Лидерами по первому из показателей являются Красноярский край, Липецкая и Вологодская области (около 19 %). Соотношение денежных доходов населения и стоимости потребительской корзины за январь-апрель 2022 г. в 57 субъектах Российской Федера-
Рисунок 1 - Регионы-лидеры по росту реальных доходов населения за январь - апрель 2022 г.,
% к аналогичному периоду 2021 г. [5]
330
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ
ции снизилось, а в 26 выросло в среднем на 0,03 %.
В 60 субъектах Российской Федерации за период введения антироссийских санкций реальные доходы населения снизились на 0,1 %. Основные лидеры по росту реальных денежных доходов населения за 1 квартал 2022 г. представлены на рис. 1.
Изменения, происходящие в доходах людей и их покупательной способности, в первую очередь, прослеживаются в субъектах с низким социально-экономическим развитием. К ним относятся Мордовия, Кировская область и Забайкальский край. В данных регионах страны налог на доходы физических лиц обычно сильно превышает налог на прибыль.
Розничный товарооборот сейчас имеет тенденцию роста. За I квартал 2022 г. он увеличился на 2,8 % в 65 регионах страны. Наиболее существенный рост происходил в Республике Дагестан, Томской области и Республике Крым, где составил 20 %, 19 %, 19 % соответственно. В 13 регионах России,
среди которых Пензенская, Свердловская, Омская и Сахалинская области, Республика Коми, показатель снизился [1]. Намного сильнее в субъектах Российской Федерации произошел спад в объеме платных услуг и обороте общественного питания. Эти отрасли характеризуются высоким процентом занятости населения, и именно поэтому они наиболее уязвимы в сложившейся ситуации.
Кроме того, за текущий период времени доля промышленного производства в России увеличилась на 6 %, а количество субъектов, у которых прослеживается увеличение объемов промпроизводства по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., достигло 66. Однако в этой сфере на данный момент наблюдается медленное снижение темпов роста. Так, сейчас в стране он составляет около 2,9 %, в то время как в январе превышал 8,5 % [5].
В тройку лидеров по динамичному росту промышленного производства, который составляет 31 % и 30 %, также входят республики Дагестан и Тыва (рис. 2).
113,6 113,3 113,9 120,5 122,6 123,2 ^ ^ -
11111ММ1
/V/ ' //////
Рисунок 2 - Регионы-лидеры по индексу промышленного производства за январь - апрель 2022 года,
% к аналогичному периоду 2021 г. [5]
Спад промышленного производства на сегодняшний день прослеживается в 19 регионах Российской Федерации. Так, в Республике Алтай падение в этой сфере составляет 10 %, в остальных же субъектах этот показатель не превышает 5 %.
В строительной области в 46 регионах тоже можно заметить позитивную тенден-
цию. По сравнению с периодом январь-апрель 2021 г., этот показатель увеличился на 7. Первое место по количеству выполненных строительных работ занимает Камчатский край. Еще более чем в 7 субъектах рост составил более 50 % [5].
Еще одним неотъемлемым показателем социально-экономического развития регио-
нов является уровень безработицы. За январь-апрель 2022 г. в субъектах Российской Федерации произошло снижение доли безработного населения на 1,4 %. Положительная динамика показателя наблюдается в 80 регионах страны. Лидерами по снижению безработицы являются республики Чечня, Тыва и Алтай. Однако есть и те регионы, где число безработных возросло - республики Коми, Крым, Пензенская область и Камчатский край.
Санкционная политика стран запада также оказала влияние на устойчивость региональных бюджетов. Несмотря на внешнеэкономические санкции, в исполнении консолидированных бюджетов на сегодняшний день прослеживается положительная тенденция. В соответствии с данными Федерального казначейства, за I квартал 2022 г. увеличились доходы консолидированных бюджетов 82 субъектов Российской Федерации, а их средний рост достиг 32 %.
В большинстве регионов за период январь - апрель 2022 г. отмечается рост налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года они выросли на 37 % (412 млрд рублей). Объем безвозмездных поступлений в консолидированные бюджеты за первые четыре месяца также увеличился. Его рост в 63 регионах составил в среднем 15 %, или 60 млрд рублей. По итогам I квартала 2022 г. в 40 регионах Российской Федерации было обеспечено исполнение консолидированных бюджетов с профицитом в 376 млрд рублей, в то время как в прошлом году бюджеты были дефицитными.
На сегодняшний день в условиях высокой неопределенности очень сложно предсказать, какие регионы сильнее пострадают на фоне санкционного давления. Территориальные различия субъектов значительно сказываются на развитии разных отраслей экономики. Вероятно, что в меньшей мере санкционный кризис скажется на регионах, чья продукция ориентирована на внутренний рынок. В данной ситуации, чтобы обеспечить равномерное развитие регионов, сначала следует оценить ущерб от санкций и уже потом приступить к изменению структуры экономики регионов в целях сохранения и повышения их социально-экономической устойчивости.
С целью уменьшения последствий санк-ционной политики зарубежных стран в Российской Федерации в настоящее время уже разработаны решения, в соответствии с которыми регионы имеют право самостоятельно реагировать на возникающие ограничения и запреты и принимать меры по поддержанию своей социально-экономической устойчивости. Субъекты могут вносить предложения по изменению бюджета с помощью составления сводной бюджетной росписи. Также некоторым регионам разрешено использовать остаточные денежные средства государственных и муниципальных учреждений. Кроме того, упрощен процесс госзакупок, разрешено использование дополнительных денежных средств, являющихся результатом реструктуризации бюджетных кредитов, для организации мероприятий по уменьшению санкционного воздействия.
20 апреля 2022 г. Государственной Думой Российской Федерации во втором и третьем чтении были приняты поправки в Бюджетный кодек (БК РФ), в соответствии с которыми, регионам могут быть предоставлены льготные кредиты по ставке 0,1 % годовых. На погашение долговых обязательств регионов из федерального бюджета будет выделено 391 млрд рублей. Размер кредита не должен пре -вышать 10 % от региональных доходов [8; 9]. Кроме того, субъекты Российской Федерации на срок до 2029 г. освобождаются от погашения бюджетных кредитов на сумму 60 млрд рублей. Это затронет 75 регионов. Поправки в БК РФ также дают регионам возможность получения кредита со сроком погашения до 2028 г. с целью компенсации денежных средств, направленных ими после 1 марта 2022 г. на выплату займов. Однако субъекты Российской Федерации, чей уровень обеспеченности бюджета превышает 1,5, не смогут воспользоваться данной возможностью. Так, кредит может быть выплачен 46 регионам. Объем выделенных денежных средств составляет 256 млрд рублей [2; 7].
Помимо этого, 16 марта 2022 г. Президент Российской Федерации предложил губернаторам регионов «создать и лично возглавить оперативные штабы по обеспечению устойчивого социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации». Правительству Российской Федерации было дано поручение «провести с
332 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
учетом ранее данных поручений дополнительную индексацию величины дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации». Приоритетной задачей в условиях санкций также является улучшение уровня жизни населения и сокращение экономического неравенства. Кроме того, в перечень поручений входят меры, касающиеся безработных граждан и семей, доходы которых резко снизились [6].
Таким образом, социально-экономические последствия санкций, с которыми столкнулись субъекты Российской Федерации - частичный рост уровня безработицы, резкое снижение доходов граждан, инфляция и мно -гие другие. Нет таких регионов, на которые сильнее или слабее повлияли введенные ограничения. Разница лишь в том, что наибо -лее развитые регионы, обладающие экономической устойчивостью, намного быстрее адаптируются к ситуации и наиболее эффективно решают возникающие проблемы.
Список литературы
1. В Счетной палате оценили эффект санкций на доходы регионов. URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2022/05/05/921107-schetnoi-palate-effekt-sanktsii?ysdid=l6jhiTiin3ov92329942 (дата обращения: 01.08.2022).
2. ГД приняла закон о поддержке финансовой стабильности региональных бюджетов в условиях санкций. URL: http://duma.gov.ru/news/54126/ (дата обращения: 01.08.2022).
3. Как пострадавшие регионы пройдут санкци-онный кризис. URL: https://www.rbc.ru/economics/29/ 06/2022/62baf74e9a7947a9269eb287?ysclid=l6jek2e1 1j615916041 (дата обращения: 01.08.2022).
4. Меры по поддержке регионов. URL: https://www. rbc.ru/newspaper/2022/04/21/625fe5be9a79470dc4d5 3c55?ysclid=l6jbjfwbko727623606 (дата обращения: 01.08.2022).
5. Обзор: социально-экономическое положение регионов РФ в I кв. 2022 г. URL: https:// riarating.ru/regions/2022061 4/630223927. html?ysclid=l6j4wggyc2995317856 (дата обращения: 01.08.2022).
6. Перечень поручений по итогам совещания о мерах социально-экономической поддержки регионов. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/68175 (дата обращения: 01.08.2022).
7. Принят закон о выделении в 2022г регионам 390,7 млрд. руб. бюджетных кредитов для погашения
коммерческих долгов. URL: https://rusbonds.ru/news/ 20220420123500902106?ysclid=l6kw5e0jg3498608990 (дата обращения: 01.08.2022).
8. Регионы смогут получить дополнительную финансовую поддержку в условиях санкций. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4 = 37850-regiony_smogut_poluchit_dopolnitelnuyu_finansovuyu_ podderzhku_v_usloviyakh_sanktsii (дата обращения: 01.08.2022).
9. Санкции поменяли географию конкурентных преимуществ российских регионов. URL: https:// www.ng.ru/economics/2022-04-21/1_8424_sanctions. html?ysclid=l6jg8y32rm338376060 (дата обращения: 01.08.2022).
References
1. The Accounts Chamber assessed the effect of sanctions on the incomes of the regions. URL: https://www. vedomosti.ru/economics/articles/2022/05/05/921107-schetnoi-palate-effekt-sanktsii?ysclid = l6jhmin3 ov92329942 (accessed 01.08.2022).
2. The State Duma adopted a law on supporting the financial stability of regional budgets under sanctions. URL: http://duma.gov.ru/news/54126 (date of appeal: 01.08.2022).
3. How the affected regions will pass the sanctions crisis. URL: https://www.rbc.ru/economics/29/06/2022/6 2baf74e9a7947a9269eb287?ysclid=l6jek2e11j615916041 (accessed 01.08.2022).
4. Measures to support the regions. URL: https://www. rbc.ru/newspaper/2022/04/21/625fe5be9a79470dc4d53c5 5?ysclid=l6jbjfwbko727623606 (accessed 01.08.2022).
5. Overview: socio-economic situation of the regions of the Russian Federation in the first quarter of 2022. URL: https://riarating.ru/regions/20220614/630223927. html?ysclid=l6j4wggyc2995317856 (date of request: 01.08.2022).
6. List of instructions following the meeting on measures of socio-economic support of the regions. URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/68175 (accessed: 01.08.2022).
7. A law was adopted on the allocation of 390.7 billion rubles of budget loans to the regions in 2022 to repay commercial debts. URL: https://rusbonds.ru/news/202 20420123500902106?ysclid = l6kw5e0jg3498608990 (accessed 01.08.2022).
8. Regions will be able to receive additional financial support under sanctions. URL: https://minfin.gov.ru/ru/ press-center/?id_4=37850-regiony_smogut_poluchit_ dopolnitelnuyu_finansovuyu_podderzhku_v_usloviyakh_ sanktsii (accessed: 01.08.2022).
9. Sanctions have changed the geography of competitive advantages of Russian regions. URL: https://www.ng.ru/economics/2022-04-21/1_8424_ sanctions.html?ysclid=l6jg8y32rm338376060 (accessed 01.08.2022).