Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНА КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНА КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филичкина Юлия Юрьевна, Качанова Юлия Александровна

Статья посвящена исследованию влияния социально-экономического положения региона на эффективность работы его бюджетной системы. Выявлены факторы, оказывающие благоприятное и неблагоприятное воздействие на социально-экономическое положение региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC SITUATION OF THE REGION AS A VECTOR OF BUDGET SYSTEM

The article investigates the impact of socio-economic situation in the region on the efficiency of its budget system. The factors that have a beneficial and adverse effects on the socio-economic situation in the region

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНА КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ»

высокий финансовый барьер ведет к формированию олигополистического рынка.

4. С экономической точки зрения для государства выгоден въездной, внутренний туризм. Но главное - эти виды туризма - мощная форма патриотического воспитания, возможность познакомить иностранных туристов с экономическими, социальными достижениями страны. В связи с этим предлагается на территории Республики Крым разработать стратегическую программу приоритетного развития внутреннего и въездного туризма.

Литература

1. Туристская деятельность в Республике Крым в 2013 году: [статистичний сборник / под. ред. Н. А. Полонской]. - Симферополь: Служба статистики Республики Крым (Крымстат) 2014. - 190 с.

2. Карташевская И.Ф. Формирование эффективной системы управления в туризме на основе кластерного моделирования: монография / И.Ф. Карташевская. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2012.- 444 с.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНА КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Филичкина Юлия Юрьевна

кандидат эконом. наук, доцент, Мордовский Государственный Университет имени Н. П. Огарева,

г. Саранск

Качанова Юлия Александровна

Студентка, Мордовский Государственный Университет имени Н. П. Огарева, г. Саранск

SOCIO-ECONOMIC SITUA TION OF THE REGION AS A VECTOR OF BUDGET SYSTEM

Filichkina Yulia Y., Candidate of Economy. Sciences, associateprofessor Mordovskiy Gosudarstvennyy Universitet name N.P.Ogareva, Saransk

Kachanova Julia A., student, MordovskiyGosudarstvennyyUniversitet name N.P.Ogareva, Saransk АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию влияния социально-экономического положения региона на эффективность работы его бюджетной системы. Выявлены факторы, оказывающие благоприятное и неблагоприятное воздействие на социально-экономическое положение региона. ABSTRACT

The article investigates the impact of socio-economic situation in the region on the efficiency of its budget system. The factors that have a beneficial and adverse effects on the socio-economic situation in the region.

Ключевые слова: регион; социально-экономическое положение; валовый региональный продукт. Key words: region; socio-economic situation; the gross regional product.

Проблема устойчивого развития региона в сторону его социально-экономической устойчивости при модернизации межбюджетных отношений в многосубъектной и территориально неоднородной стране является актуальной на протяжении многих десятков лет [4, с.132]. Главная цель социально-экономического развития региона определяется в устойчивости экономического роста на долгосрочную перспективу. Уровень развития оказывает влияние на состояние межбюджетных отношений региона и бюджетную систему в целом.

В составе РФ находится большое количество регионов с сильно различающимся ресурсным потенциалом и уровнем социально-экономического развития. Высокая чувствительность регионального бюджета к изменениям социально-экономических показателей характерна для субъектов Федерации с многоструктурной экономикой [5, с.16]. К их числу относится и Республика Мордовия, что приводит к зависимости доходной базы территориально бюджета, а, следовательно, и социальных гарантий населения, от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры.

Общая динамика социально-экономического развития Республики Мордовия на сегодняшний день характеризуется позитивными тенденциями в промышленном

секторе экономики, сельском хозяйстве, на потребительском рынке, высоким уровнем объемов строительных работ, отражающим стабильную инвестиционную активность в экономике.

По некоторым социально-экономическим показателям РМ занимает высокие места в группе Приволжского федерального округа, в частности: по производству в расчёте на 1 жителя мяса, молока и яиц (по производству молока и яиц - 1 место, мяса - 2 место), в расчете на 1 жителя произведено: 263,4 кг скота и птицы на убой (в живом весе), к примеру, в Пензенской области - 171,5 кг, Республике Татарстан - 121,1 кг, Удмуртской Республике - 112,8 кг, Саратовской области - 79,2 кг. По объему инвестиций в расчете на 1 жителя (68 204,2 рубля) Мордовия заняла 8 место в ПФО и 42 - по России; по темпу роста строительных работ 10 место в ПФО и 45 - в РФ; по объему вводимого жилья в расчете на 1 тыс. жителей (393,9 кв. м.) - 14 место в ПФО и 63 - в РФ [6].

Основным показателем, отражающим общеэкономическое развитие территории, является валовой региональный продукт, характеризующий сумму валовой добавленной стоимости, произведенной всеми единицами-резидентами региональной экономики, плюс величину чистых налогов на продукты.

Таблица 1

Место Республики Мордовия в экономике РФ и ПФО в 2014 году

Показатели ПФО Республика Мордовия В % к 2013 г. Место РМ в ПФО Место РМ в РФ

Площадь территории (км2) 1 0356 975 26 128 - 68

Численность населения (чел.) 29 715 450 809 465 -

Инвестиции в основной капитал (млрд.руб.) 2 356,0 55,3 100,2 7 40

Ввод в эксплуатацию жилых домов (тыс.кв.м.) 16 837,8 319,4 104,8 14 63

Стоимость минимального набора продуктов питания (руб.) 3 008,6 2 870 115,3 3 9

Объем оборота розничной торговли (млн.руб.) 4 843 460,6 73 085,0 107,4 14 78

Величина прожиточного минимума за VI квартал 2014г. (руб.) 8 086 6 998 6 16

Численность официально зарегистрированных безработных (тыс.чел.) 146,9 4,2 101,1 5 17

Объем продукции сельского хозяйства (млрд.руб.) 136,2 45,5 107,4 4 24

Объем производства в расчёте на 1 жителя мяса и молока (кг) 12 288,2 622,4 90,5 1 4

Среднемесячная начисленная заработная плата (руб.) 28 210 20 150,3 102,9 14 78

Таблица 2

Индексы физического объёма валового регионального продукта по ПФО, в постоянных ценах _(в % к предыдущему году) (2010-2013гг.)_

Субъект ПФО 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.

Пензенская область 101,8 107,9 106,7 104,6

Саратовская область 102,1 108,0 105,9 104,3

Самарская область 108,5 105,9 105,0 104,2

Удмуртская Республика 104,7 104,8 103,3 102,7

Республика Башкортостан 105,2 108,2 104,4 102,6

Республика Мордовия 104,8 109,4 102,1 102,5

Республика Татарстан 104,3 105,7 105,5 102,4

Оренбургская область 104,5 105,1 102,5 102,2

Ульяновская область 105,1 107,9 102,5 102,0

Нижегородская область 107,5 106,9 103,8 102,0

Республика Марий Эл 105,6 106,0 109,8 101,9

Пермский край 107,4 108,3 100,6 100,8

Кировская область 104,6 104,8 101,8 100,6

Чувашская Республика 103,3 106,7 106,2 98,1

На протяжении 2010-2013г. Республика Мордовия округа. Однако к 2013г. наблюдаем снижение данного по-вносила порядка 10% в ВРП Приволжского федерального казателя по отношению к 2010г. на 2,3%. По состоянию на

2013г. РМ занимала 6 место из 14.

Таблица 3

Валовый региональный продукт на душу населения регионов ПФО (2010-2013гг.), руб._

Субъект ПФО 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.

Республика Татарстан 264 562 344 093 376 907 403 942

Оренбургская область 224 937 272 897 311 189 352 589

Пермский край 235 931 319 150 326 783 339 015

Самарская область 216 168 259 481 291 702 323 984

Республика Башкортостан 186 522 231 314 282 918 311656

Нижегородская область 196 793 233 405 255 723 281 835

Удмуртская Республика 180 317 221 153 245 593 266 799

Саратовская область 148 839 171 450 190 850 211477

Ульяновская область 137 518 173 890 188 186 204 828

Пензенская область 124 021 154 608 174 824 198 148

Республика Мордовия 125 976 144 636 163 399 183 148

Чувашская Республика 125 843 151 178 174 926 180 757

Республика Марий Эл 118 110 140 244 169 515 180 416

Кировская область 128 074 146 452 157 541 170 894

Оценка ВРП на душу населения в РМ показала, что в 2010-2013гг. произошло увеличение на 45,3% или на 57 172руб., но, не смотря на то, что произошло увеличение, РМ по-прежнему остается в числе регионов ПФО на самых низких позициях. Самый высокий уровень был зафиксирован в Республике Татарстан - 403 942 руб., что превышает на 220 794руб. или на 220% данный показатель в РМ. В тройке лидеров оказались Оренбургская область - 352 589руб., Самарская область - 323 984руб. Достаточно широкий разброс в одном округе характеризует большую разницу в уровне промышленного развития регионов ПФО. Производственный сектор сложился таким образом, что Оренбургская область характеризуется наличием крупных запасов газового сырья, что привело к созданию

в регионе крупнейшего газоперерабатывающего комплекса, Самара - один из крупнейших центров в области машиностроения и металлообработки, а также авиационной и космической промышленности; в структуре хозяйства Республики Татарстан преобладает промышленность, в которой выделяется нефтегазохимический комплекс, отрасль машиностроения, представленная автомобилестроением, вертолетостроением, судостроением. Республика Мордовия характеризуется отсутствие собственных крупных сырьевых ресурсов.

Объем ВРП за 2010-2014 гг. Республики Мордовия характеризуется изменением показателя в сторону увеличения. К 2014 г. ВРП увеличился на 56 840,1 млн.руб. (или на 153%).

Рисунок 1 - Объем ВРП (2010-2014гг.

Объем валового регионального продукта в 2014 году составил более 162 183,9 млн.руб. с темпом роста к предыдущему году 108,6%, в 2010, 2011 и 2012 годах рост ВРП составлял соответственно 153%, 135,2 и 120,7 %.

Основным локомотивом экономического роста Республики Мордовия является промышленность. Ее доля в структуре ВРП за 2010-2014гг. была выше остальных составляющих (порядка 27% на протяжении 20102014гг.).

Таблица 4

Индекс промышленного производства РМ (в % к предыдущему году) (2010-2014г.

Показатель 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

Индекс промышленного производства 107,2 103,2 112,7 99,4 110,2

Добыча полезных ископаемых 189,0 108,6 48,4 82,6 141,8

Обрабатывающие производства 107,5 101,5 115,1 99,6 110,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 102,1 119,8 95,5 97,9 103,6

Индекс промышленного производства к 2014г. увеличился на 3% по сравнению с 2010г. и составил 110,2%. Наибольший рост наблюдался в химическом производстве - в 3,5 раза, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - на 73,9 %, производстве транспортных средств и оборудования - на 67,7%. Наибольший удельный вес принадлежит индексу производства по виду «Добыча полезных ископаемых» -141,8%. Однако данный показатель характеризуется снижением доли к 2014г. на 47,2%. Индексы производства по виду «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» также увеличились по сравнению с 2010г. и составили в 2014г. -110,9% (увеличение на 3,4%) и 103,6% (увеличение на 1,5%) соответственно.

В январе-ноябре 2014г. в десяти субъектах ПФО сложилась положительная динамика промышленного производства, в четырех субъектах - характеризовалась

снижением. Наибольшее значение индекса промышленного производства отмечалось в Республике Мордовия (99,4% к 2013 г.), наименьшее - в Ульяновской области (88,1%).

Анализируя ВРП Республики Мордовия за 20102014гг., можно сделать вывод, что республика относится к регионам с индустриально-аграрным типом экономической специализации. Пищевая и перерабатывающая промышленность занимает одно из ведущих мест в агропромышленном комплексе региона по созданию валового регионального продукта, величине налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, численности занятых в ней работников. В последние годы РМ развивается высокими темпами и входит в число ведущих отраслей экономики.

На дальнейшее социально-экономическое развитие региона могут оказывать влияние, как негативные факторы, так и благоприятные [2].

Высокие темпы экономического роста, связанные с динамичным развитием рынков специализации региона

Относительно высокий уровень обеспеченности объектами социальной инфраструктуры(здравоохранение,

спорт , культура и др.)

Рисунок 2 - Факторы, оказывающие благоприятное воздействие на социально-экономическое положение РМ

Высокий уровень дефицитности регионального бюджета

Высокий миграционный отток населения и сложная демографическая ситуация

Факторы неблагоприятного воздействия

Высокий уровень износа основных производственных фиондов в ряде отраслей экономики

Сохранение низкого уровня среднедушевого дохода населения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3 - Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на социально-экономическое положение РМ

Стратегия экономического развития Мордовии, главным образом, направлена на повышение конкурентоспособности и кластерное развитие производств. В целом, за 2010 - 2014 годы наблюдался рост основных социально-экономических показателей. Существенное влияние на социально-экономическое развитие региона в 2015 - 2020 гг. будут оказывать такие факторы как, рост внутреннего рынка страны, изменение структуры базовых секторов экономики региона под воздействием экономической модернизации и глобальной конкуренции.

В целях сохранения лидирующих позиций по социально-экономическому положению региона, Правительством РМ был принят Закон Республики Мордовия от 01.10.2008г. №94-З « Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года». В результате реализации данной стратегии планируется достичь роста социально-экономических показателей [1].

Экономическое развитие Республики Мордовия в период 2010-2014гг. характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей [3]. К 2014г. (по сравнению с 2010г.) наблюдается увеличение валового региональнго продукта - в 2 раза, промышленного производства - в 3,3 раза, инвестиций в основной капитал - в 4,1 раза, валовой продукции сельского хозяйства - в 1,4 раза, объема работ по виду деятельности «Строительство» - в 3 раза, оборота розничной торговли - в 2,5 раза, внешнеторгового оборота - в 8 раз, в т.ч. экспорта -в 10 раз, импорта - в 6,6 раза. Положительная динамика данных показателей наилучшим образом влияет на рост бюджетного потенциала территории, а также на экономический уровень региона. Важнейшим условием динамичного социально-экономического развития региона являются эффективность и сбалансированность финансовой системы, от которых зависят конкурентоспособность экономики и инвестиционная привлекательность [3].

Таблица 5

Ожидаемые результаты социально-экономического развития до 2025 года

2015 год 2020 год 2025 год

Сценарий 1. Производственная периферия

Численность населения (тыс.чел.) 769,2 714,0 654,3

ВРП (млн.руб.) 215 501,22 337 687,2 519 573,6

Инвестиции (млн.руб.) 75 775,35 108 274,7 146 236,8

Среднемесячная з/п (руб.) 24 311,03 34 097,47 47 823,47

Среднедушевые денежные доходы (руб.) 17 141,9 27 107,54 41 708,31

Сценарий 2. Локальное технологическое лидерство

Численность населения (тыс.чел.) 815 803 792

ВРП (млн.руб.) 269 906,87 430 593,6 662 521,6

Инвестиции (млн.руб.) 98 640,4 150 378,1 212 884,2

Среднемесячная з/п (руб.) 34 301,26 48 109,29 67 475,77

Среднедушевые денежные доходы (руб.) 23 443,56 39 802,08 61 240,44

Литература

1. О Стратегии социально-экономического развития Республики Мрдовия до 2025 года: Утверждена Законом Республики Мордовия от 1.10.2008 г. № 94-З // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

2. Об утверждении Инвестиционной стратегии Республики Мордовия до 2020 года: Постановление Правительства РМ от 16 июня 2014 года № 275// Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

3. Основные направления деятельности Правительства Республики Мордовия на период до 2018 года: Распоряжение Правительства РМ 29.04.2013 № 233-Р

4. Козловский В. А. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона / В. А. Козловский // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 12. - С. 131-137.

5. Печенская М. А. Анализ основных социально-экономических тенденций территорий как фактора развития бюджетной системы / М.А. Печенская / Управление и экономика в условиях модернизации: проблемы и пути их решения: материалы науч.-практ. конференции, г. Вологда, 12.12.2013 г. - Вологда: РАНХИГС, 2013. - С. 16-36.

6. Министерство экономики развития Республики Мордовия - http://mineco.e-mordovia.ru/

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СУВЕРЕННЫМИ ФОНДАМИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кипкеев Таулан Муратович

магистр «Финансово-экономического факультета», Финансовый университета при Правительстве

Российской Федерации, г. Москва

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE MANAGEMENT OF SOVEREIGN FUNDS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Kipkeev Toulan Muratovic, master "Financial-economic faculty Financial University under the Government of the Russian

Federation, Moscow

АННОТАЦИЯ

Целью написание статьи является рассмотрение процесса управления и определение путей повышения эффективности данного управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (суверенных фондов).

Учитывая кризисные явления в мировой экономике связанные с ухудшением геополитических взаимоотношений между Россией и ведущими странами, вылившуюся в полномасштабную санкционную войну - рассмотрение представленной темы является актуальным.

ABSTRACT

The aim of the article is the consideration of the management process and identify ways of improving the efficiency of the management of Reserve Fund and national welfare Fund (sovereign wealth funds).

In line with this objective, the following tasks:

• to Consider the notion of sovereign wealth funds, their sources, functions;

• to Identify and describe the features of the functioning of sovereign wealth funds;

• to Consider the institutional structure of the management of sovereign funds, including the authority and responsibility

of the data elements;

• to Analyze the management of the Reserve Fund and national welfare Fund in the Russian Federation.

Given the crisis in the world economy associated with the deterioration of the geopolitical relationship between Russia and the leading countries, which resulted in a full-scale sanctions war - the consideration of the topic is relevant.

Ключевые слова: Резервным фондом и Фондом национального благосостояния в Российской Федерации, суверенные фонды, ОАО «Российское финансовое агентство».

Keywords: the Reserve Fund and national welfare Fund in the Russian Federation, sovereign wealth funds, JSC "Russian financial Agency".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.