Научная статья на тему 'Социально-экономическое бремя менингококковой инфекции в Российской Федерации'

Социально-экономическое бремя менингококковой инфекции в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическое бремя / менингококковая инфекция / прямые медицинские затраты / прямые немедицинские затраты / непрямые затраты / оценка технологий здравоохранения / socioeconomic burden / meningococcal infection / direct medical costs / direct non-medical costs / indirect costs / healthcare technology assessment

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Лобзин Юрий Владимирович, Колбин Алексей Сергеевич, Вильниц Алла Ароновна, Курылев Алексей Александрович, Балыкина Юлия Ефимовна

Введение. Заболеваемость населения Российской Федерации генерализованной формой менингококковой инфекции (ГФМИ) возрастает. Вместе с тем менингококковая инфекция (МИ) не включена всё ещё в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП). Для понимания социальной значимости ГФМИ необходимо определение бремени болезни с учётом тяжести течения заболевания. Цель: оценить социально-экономическое бремя ГФМИ в нашей стране. Материалы и методы. Исследование проводили с позиции системы здравоохранения и общества в целом методом моделирования для детей и взрослых с учётом следующих затрат: 1) прямые медицинские затраты: на оказание скорой медицинской помощи, на стационарное и амбулаторное лечение, на реабилитацию и восстановительное лечение; 2) прямые немедицинские затраты: выплата пенсий по инвалидности и пособий по временной утрате трудоспособности (ВУТ); 3) непрямые затраты: недополученный валовой внутренний продукт и экономический ущерб в результате преждевременной смерти от МИ в детском возрасте. При подсчётах затрат учитывали 4 разработанные на основании экспертной оценки модели пациентов, выделенных на основании тяжести течения заболевания, необходимости пребывания в отделении реанимации, а также объёма реабилитационных мероприятий и восстановительного лечения. Горизонт расчётов составил 1 год. Результаты. Общий годовой размер социально-экономического бремени ГФМИ в целевой популяции из 611 пациентов (данные 2023 г.) различных возрастов составил 1,395 млрд руб. Прямые медицинские затраты составили 72,8 % от общих затрат. Большая часть из прямых медицинских затрат, равных 933 007 981 руб., являлась — расходами на реабилитационные мероприятия — 505 967 674 руб. и лечение ГФМИ в стационарных условиях — 304 190 032 руб. Непрямые медицинские затраты (ВУТ) занимали 24 % от общего бремени, составляя 311 443 579 руб. Средневзвешенные затраты на одного пациента детской популяции составили 2 352 956 руб. в год, из которых на лечение в стационаре приходилось 769 167 руб. (32,6 % от суммарных затрат). Средневзвешенные затраты на одного пациента взрослой популяции 2 427 686 руб. в год, из которых на реабилитационные мероприятия приходилось 1 270 946 руб. (52,3 % от суммарных затрат или 70,5 % от прямых медицинских затрат, равных 1 802 657 руб. в год на одного пациента). Экономический ущерб в результате преждевременной смерти ребёнка (0–14 лет) рассчитан на рассматриваемую когорту детей и составил 70,96 млн. руб. Заключение. При сохранении динамики заболеваемости общие расходы только на ГФМИ в течение 3 лет составят более 4 млрд руб. Расчёт бремени показывает существенную социальную значимость данного заболевания и диктует необходимость профилактических мер на национальном уровне, таких как включение МИ в НКПП. Данная мера должна позволить сократить расходы общества в дальнейшем и сохранить трудовые ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Лобзин Юрий Владимирович, Колбин Алексей Сергеевич, Вильниц Алла Ароновна, Курылев Алексей Александрович, Балыкина Юлия Ефимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The socioeconomic burden of meningococcal infection in the Russian Federation

Background. The incidence of generalized meningococcal infection (GFMI) is increasing in the Russian Federation. However, meningococcal infection (MI) excludes into the National Immunization Program (NIP) yet. The burden of calculating GFMI as a function of disease severity is important for understanding its social significance. Objective. To evaluate the socioeconomic burden of GFMI in the Russian Federation. Materials and methods. The study was conducted from the perspective of the healthcare system and society as a whole using a modeling method for children and adults, taking into account the following costs: 1) direct medical costs: emergency medical care, inpatient and outpatient treatment, and rehabilitation treatment; 2) direct non-medical costs: payment of disability pensions and temporary disability (TD); 3) indirect costs: loss of gross domestic product (GDP) and economic losses as a result of premature death from MI in childhood. When calculating costs, 4 models of patients were developed based on expert assessment and identified based on disease severity, the need to stay in the intensive care unit, and the volume of rehabilitation measures and treatment. The calculation horizon was 1year. Results. The total annual socioeconomic burden of GFMI in the target population of 611 patients (data 2023) of various ages was 1.395 billion RUR. Direct medical costs accounted for 72.8 % of the total costs. Most direct medical costs (933 007 981 RUR) were expenses for rehabilitation measures (505 967 674 RUR) and treatment of GFMI under inpatient conditions (304 190 032 RUR). Indirect medical expenses (TD) accounted for 24 % of the total burden, amounting to 311 443 579 RUR. The weighted average cost per patient in the pediatric population was 2,35 mln RUR per year, of which 769 167 RUR were spent on hospital treatment (32.6 % of total costs). The weighted average cost per adult patient is 2,4 mln RUR per year, of which 1, mln RUR accounted for rehabilitation measures (52.3 % of total costs or 70.5 % of direct medical costs equal to 1,80 mln RUR per year per patient). Economic losses due to premature death of a child (0–14 years old) designed for the considered cohort amounted to 70.96 mln RUR. Conclusion. While maintaining morbidity dynamics, the total cost of GFMI over 3 years will amount to more than 4 bln RUR. The burden calculation shows the significant social significance of this disease and indicates the need for preventive measures at the national level, such as MI inclusion in the NIP. These measures should make it possible to reduce future expenses and to save labor.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое бремя менингококковой инфекции в Российской Федерации»



¿•к.

ОРИГИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ORIGINAL RESEARCH

УДК: 616.9+615.038 DOI: 10.37489/2782-3784-myrwd-61 EDN: BLXGUG

Социально-экономическое бремя менингококковой инфекции в Российской Федерации

Лобзин Ю. В. 12, Колбин А. С. 3 5, Вильниц А. А. 14, Курылев А. А. 3, Балыкина Ю. Е. 5, Проскурин М. А. 5

1 ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней Федерального медико-биологического агентства», Санкт-Петербург,Российская Федерация

2ФГБОУ ВО «Северо-западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова»,Санкт-Петербург, Российская Федерация

3ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова», Санкт-Петербург,Российская Федерация

4 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»,Санкт-Петербург, Российская Федерация

5 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»,Санкт-Петербург,Российская Федерация

Аннотация

Введение. Заболеваемость населения Российской Федерации генерализованной формой менингококковой инфекции (ГФМИ) возрастает. Вместе с тем менингококковая инфекция (МИ) не включена всё ещё в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП). Для понимания социальной значимости ГФМИ необходимо определение бремени болезни с учётом тяжести течения заболевания.

Цель: оценить социально-экономическое бремя ГФМИ в нашей стране.

Материалы и методы. Исследование проводили с позиции системы здравоохранения и общества в целом методом моделирования для детей и взрослых с учётом следующих затрат: 1) прямые медицинские затраты: на оказание скорой медицинской помощи, на стационарное и амбулаторное лечение, на реабилитацию и восстановительное лечение; 2) прямые немедицинские затраты: выплата пенсий по инвалидности и пособий по временной утрате трудоспособности (ВУТ); 3) непрямые затраты: недополученный валовой внутренний продукт и экономический ущерб в результате преждевременной смерти от МИ в детском возрасте. При подсчётах затрат учитывали 4 разработанные на основании экспертной оценки модели пациентов, выделенных на основании тяжести течения заболевания, необходимости пребывания в отделении реанимации, а также объёма реабилитационных мероприятий и восстановительного лечения. Горизонт расчётов составил 1 год.

Результаты. Общий годовой размер социально-экономического бремени ГФМИ в целевой популяции из 611 пациентов (данные 2023 г.) различных возрастов составил 1,395 млрд руб. Прямые медицинские затраты составили 72,8% от общих затрат. Большая часть из прямых медицинских затрат, равных 933 007 981 руб., являлась — расходами на реабилитационные мероприятия — 505 967 674 руб. и лечение ГФМИ в стационарных условиях — 304 190 032 руб. Непрямые медицинские затраты (ВУТ) занимали 24% от общего бремени, составляя 311 443 579 руб. Средневзвешенные затраты на одного пациента детской популяции составили 2 352 956 руб. в год, из которых на лечение в стационаре приходилось 769 167 руб. (32,6% от суммарных затрат). Средневзвешенные затраты на одного пациента взрослой популяции 2 427 686 руб. в год, из которых на реабилитационные мероприятия приходилось 1 270 946 руб. (52,3% от суммарных затрат или 70,5% от прямых медицинских затрат, равных 1 802 657 руб. в год на одного пациента). Экономический ущерб в результате преждевременной смерти ребёнка (0-14 лет) рассчитан на рассматриваемую когорту детей и составил 70,96 млн. руб.

Заключение. При сохранении динамики заболеваемости общие расходы только на ГФМИ в течение 3 лет составят более 4 млрд руб. Расчёт бремени показывает существенную социальную значимость данного заболевания и диктует необходимость профилактических мер на национальном уровне, таких как включение МИ в НКПП. Данная мера должна позволить сократить расходы общества в дальнейшем и сохранить трудовые ресурсы.

Ключевые слова: социально-экономическое бремя; менингококковая инфекция; прямые медицинские затраты; прямые немедицинские затраты; непрямые затраты; оценка технологий здравоохранения

Для цитирования: Лобзин Ю. В., Колбин А. С., Вильниц А. А., Курылев А. А., Балыкина Ю. Е., Проскурин М. А. Социально-экономическое бремя менингококковой инфекции в Российской Федерации. Реальная клиническая практика: данные и доказательства. 2024;4(3):43-53. https://doi.org/10.37489/2782-3784-myrwd-61. EDN: BLXGUG.

Поступила: 07.10.2024. В доработанном виде: 30.10.2024. Принята к печати: 10.11.2024. Опубликована: 30.11.2024.

The socioeconomic burden of meningococcal infection in the Russian Federation

Yuriy V. Lobzin 12, Alexey S. Kolbin 35, Alla A. Vilnits 14, Alexey A. Kurylev 3, Yulia E. Balykina 5, Maxim A. Proskurin 5

1 Children's Scientific and Clinical Center for Infectious Diseases,Saint-Petersburg,Russian Federation 2North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov,Saint-Petersburg,Russian Federation 3First Saint-Petersburg Petersburg State Medical University named after Academician I. P. Pavlov,Saint-Petersburg,Russian Federation

4 Saint-Petersburg State Pediatric Medical University,Saint-Petersburg,Russian Federation

5 Saint-Petersburg State University,Saint-Petersburg,Russian Federation

Abstract

Background. The incidence of generalized meningococcal infection (GFMI) is increasing in the Russian Federation. However, meningococcal infection (MI) excludes into the National Immunization Program (NIP) yet. The burden of calculating GFMI as a function of disease severity is important for understanding its social significance. Objective. To evaluate the socioeconomic burden of GFMI in the Russian Federation.

Materials and methods. The study was conducted from the perspective of the healthcare system and society as a whole using a modeling method for children and adults, taking into account the following costs: 1) direct medical costs: emergency medical care, inpatient and outpatient treatment, and rehabilitation treatment; 2) direct non-medical costs: payment of disability pensions and temporary disability (TD); 3) indirect costs: loss of gross domestic product (GDP) and economic losses as a result of premature death from MI in childhood. When calculating costs, 4 models of patients were developed based on expert assessment and identified based on disease severity, the need to stay in the intensive care unit, and the volume of rehabilitation measures and treatment. The calculation horizon was lyear.

Results. The total annual socioeconomic burden of GFMI in the target population of 611 patients (data 2023) of various ages was 1.395 billion RUR. Direct medical costs accounted for 72.8% of the total costs. Most direct medical costs (933 007 981 RUR) were expenses for rehabilitation measures (505 967 674 RUR) and treatment of GFMI under inpatient conditions (304 190 032 RUR). Indirect medical expenses (TD) accounted for 24 % of the total burden, amounting to 311 443 579 RUR. The weighted average cost per patient in the pediatric population was 2,35 mln RUR per year, of which 769 167 RUR were spent on hospital treatment (32.6% of total costs). The weighted average cost per adult patient is 2,4 mln RUR per year, of which 1, mln RUR accounted for rehabilitation measures (52.3% of total costs or 70.5% of direct medical costs equal to 1,80 mln RUR per year per patient). Economic losses due to premature death of a child (0-14 years old) designed for the considered cohort amounted to 70.96 mln RUR.

Conclusion. While maintaining morbidity dynamics, the total cost of GFMI over 3 years will amount to more than 4 bln RUR. The burden calculation shows the significant social significance of this disease and indicates the need for preventive measures at the national level, such as MI inclusion in the NIP. These measures should make it possible to reduce future expenses and to save labor.

Keywords: socioeconomic burden; meningococcal infection; direct medical costs; direct non-medical costs; indirect costs; healthcare technology assessment

For citation: Lobzin YuV, Kolbin AS, Vilnits AA, Kurylev AA, Balykina YuE, Proskurin MA. The socioeconomic burden of meningococcal infection in the Russian Federation. Real-World Data & Evidence. 2024;4(3):43-53. https://doi. org/10.37489/2782-3784-myrwd-61. EDN: BLXGUG.

Received: 07.10.2024. Revision received: 30.10.2024. Accepted: 10.11.2024. Published: 30.11.2024.

Введение / Introduction

Менингококковая инфекция (МИ) — антропо-нозное заболевание, передающееся воздушно-капельным путём и протекающее в виде бактерионосительства, назофарингита, а также генерализованных форм (ГФМИ): менингококкцемии, гнойного бактериального менингита, смешанной формы (менингококкцемия + менингит), реже — с поражением других органов и систем [1]. Заболеваемость населения Российской Федерации (РФ) ГФМИ в 2022 г. возросла в 2,1 раза по сравнению с 2021 г., показатель составил 0,44 на 100 тыс. населения [2, 3]. В 2023 году заболеваемость МИ остаётся значимой: показатель составил 0,42 на 100 тыс. населе-

ния, зарегистрировано 611 случаев ГФМИ. Показатель заболеваемости детского населения (0-14 лет) за 2023 год составил 1,01 на 100 000 населения, что выше на 5% по сравнению с 2022 г. Летальность при МИ остаётся на высоком уровне и в 2023 г. составила 19%, что выше показателей 2021 и 2022 г. (13 и 16%, соответственно).

Несмотря на то, что из года в год количество иммунизированных против МИ увеличивается — так, с 476 681 чел. в 2022 году до 841 459 чел. в 2023 году (1,8 раза), вакцинация против МИ не включена в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП), а значит, она всё ещё

недоступна для населения в целом или доступна только отдельным группам населения. Доля детей от общего числа вакцинированных в 2023 году, составила 42,3% или менее 1,4% от возрастной когорты до 15 лет, что представляется явно недостаточным для осуществления надёжной защиты этой уязвимой группы населения [2].

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2019 году было зарегистрировано 1,6 млн. случаев бактериального менингита, повлёкших более 240 000 смертей, при этом каждый пятый, перенёсший заболевание, имеет признаки инвалидизации [3]. Группой наибольшего риска ГФМИ являются дети в возрасте до 5-и лет. По данным 2022 г. заболеваемость в этой группе в 4,7 раз превышала средний показатель, и в 4,5 раза выше среднего показателя смертности [24]. Максимальная летальность (до 20-30%) наблюдается у детей в возрасте до года и у лиц старше 60 лет [4].

Понимая, что единственным способом предотвратить МИ в целом и ГФМИ в частности является вакцинация, важно рассмотреть вопрос о социально-экономической значимости этого заболевания. Подобный подход позволит обосновать необходимость затрат на вакцинопрофилактику в масштабах страны.

Цель / Objective

Оценить социально-экономическое бремя генерализованных форм менингококковой инфекции в Российской Федерации.

Материалы и методы / Materials and methods

Структура оцениваемых затрат. Структура оцениваемых затрат в разрезе популяции взрослых пациентов (старше 18 лет) и детей (0-17 лет включительно), а также затрат, учитываемых в случае летального исхода, приведена в табл. 1. Учитывая, что МИ является острым заболеванием, расчёт бремени заболевания проводили на 1 год, основываясь на данных о числе заболевших ГФМИ в РФ в 2023 году, равном 611 пациентам и уровнем летальности — 19% (116 пациентов) [2].

Данные по количеству заболевших детей и взрослых доступны за 2022 г. Так из 646 человек, заболевших ГФМИ в 2022 г., на детей (0-14 лет) пришлось 248 случаев ГФМИ.

Источники информации о стоимости. Стоимость медицинских услуг оценивали по тарифам

обязательного медицинского страхования (ОМС)

[5], в случае отсутствия такового на определённую медицинскую услугу использовали прейскуранты стоимости дополнительных услуг государственных медицинских организаций, а в случае отсутствия в них необходимой информации — прейскуранты частных медицинских учреждений. Стоимость стационарного лечения, в том числе и для осложнений, определяли согласно методическим рекомендациям федерального фонда ОМС [6]. Дополнительно, в соответствии с нашим экспертным мнением, затраты на стационарную помощь для детей оценивали по тарифам г. Санкт-Петербург [7].

Затраты на оказание скорой медицинской помощи. Согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи стоимость вызова скорой медицинской помощи за счёт средств ОМС составляет

3 657,30 руб. [5].

Затраты на стационарное лечение в остром периоде. Затраты на оказание стационарной медицинской помощи определяются тяжестью течения заболевания и необходимостью пребывания в отделении реанимации. С учётом нашего врачебного опыта (наше экспертное мнение) было выделено

4 группы (модели) больных детей в зависимости от тяжести течения ГФМИ:

• Модель 1: среднетяжёлое течение без пребывания в отделении реанимации — 4% заболевших;

• Модель 2: среднетяжёлое течение с пребыванием в отделении реанимации — 10%;

• Модель 3: тяжёлое течение — 72%;

• Модель 4: крайне тяжёлое течение — 14%.

Затраты на стационарное лечение ГФМИ приведены в табл. 2.

Затраты на амбулаторное лечение. В зависимости от тяжести перенесенной ГФМИ после госпитализации пациенту требуется амбулаторное наблюдение ряда специалистов. Количество визитов, а также стоимость амбулаторного наблюдения и лечения приведены в табл. 3, частота визитов и выполнения инструментальных исследований являются нашей экспертной оценкой, а также основывается на клинических рекомендациях по лечению МИ у детей.

Затраты на реабилитационные мероприятия (услуги). Затраты на реабилитационное лечение после перенесённой ГФМИ приведены в табл. 4.

СП

ТО

Л) П)

£1) О)

— ь

Таблица 1. Структура оцениваемых затрат в популяции перенёсших ГФМИ Table 1. Costs' structure in the GFMI population

g о

QJ S X

ОЗ 0) П

m ^

< QJ

a

a>

n -g kj z!

n> n>

s!

QJ

UJ UJ QJ —I

rD

Параметр Parameter Заболело всего Patients (n) Летальный исход Death (п)

Дети Kids Взрослые Adults Дети Kids Взрослые Adults

Заболело в 2022 г. (всего 646 человек) 267 379 39 50

Заболело в 2023 г. (всего 61 1 человек) 256* 355* 39* 77*

Для расчётов бремени For burden calculation Заболели и выздоровели Patients with recovery (n) Заболели и умерли Patients with death (n)

Дети Kids Взрослые Adults Дети Kids Взрослые Adults

217 278 39 77

Затраты на диагностику не учитывали, т. к. входят в стоимость стационарного лечения

Затрат на оказание скорой медицинской помощи по тарифу, установленному Программой государственных гарантий

Затраты на лечение в стационарных условиях по ГТС Санкт-Петербурга по КСГ по ГТС Санкт-Петербурга по КСГ

Затраты на лечение в амбулаторных условиях по экспертным данным (см. табл. 3) нет данных нет нет

Затраты на реабилитационные мероприятия (услуги), в том числе амбулаторные по ГТС Санкт-Петербурга по КСГ нет нет

Затраты на восстановительное лечение, лечение осложнений, включая ампутации, нарушения функции почек, нарушения слуха и зрения по КСГ по КСГ нет нет

Затраты на выплату пособия по временной утрате трудоспособности па одного родителя с учётом длительности стационарного лечения и реабилитации с учётом средней длительности периода нетрудоспособности с учётом длительности стационарного лечения острого периода с учётом средней длительности периода нетрудоспособности во время госпитализации в острый период

Недополученный ВВП из расчёта длительности периода нетрудоспособности взрослого родителя с учётом средней длительности периода нетрудоспособности ущерб при смерти в детском возрасте из расчёта среднедневного заработка

Примечания: * расчётные значения на основании статистики структуры заболевших и летальных исходов в 2022 г.; ГФМИ — генерализованная форма менингококковой инфекции;

ВВП — валовой внутренний продукт; ГТС — генеральное тарифное соглашение; КСГ — клинико-статистические группы. Notes: * calculated values based on statistics of the structure of cases and deaths in 2022; GFMI — generalized form of meningococcal infection; GDP — gross domestic product; GTS — general

tariff agreement; KSG — disease statistical groups.

О

^ S

n >

> -I m

m X -I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m О П ^

О

Z —1

О s I— s

2 in

"O

> >

i/1 CD

on о m n LO ^

l/l X

-O ä >

•¿•ЗА*.

3J < •

30 $

о

Таблица 2. Затраты на стационарное лечение острого периода течения менингококковой инфекции (дети) Table 2. Cost of hospitalization (kids)

Параметр Parameter По ГТС Санкт-Петербурга GTA St-Petersburg По КСГ DRGs

Длительность Duration Стоимость (руб.) Cost (RUR) КСГ DRG Стоимость (руб.) Cost (RUR)

Среднетяжёлое течение без пребывания в реанимации (модель 1) Middle severity w/o ITC (model 1)

Госпитализация 15 дней 91 834,60 st12.009 42 221,24

Пребывание в реанимации - -

Среднетяжелое течение с пребыванием в реанимации (модель 2) Middle severity with ITC (model 2)

Госпитализация 15 дней 91 834,60 st12.006 194 303,88

Пребывание в реанимации 2 дня 109 526,50

Тяжелое течение (модель 3) Heavy severity (model 3)

Госпитализация 30 дней 391 098,20 st12.007 310 196,88

Пребывание в реанимации 15 дней 475 597,00

Крайне тяжёлое течение (модель 4) Extremely heavy severity (model 4)

Госпитализация 30 дней 391 098,20 st12.007 310 196,88

Пребывание в реанимации 30 дней 475 597,00

Примечания: ГТС — генеральное тарифное соглашение; КСГ — клинико-статистические группы. Notes: GTA — general tariff agreement, DRG — disease related group.

Таблица 3. Затраты на амбулаторное наблюдение и лечение менингококковой инфекции (дети) Table 3. Cost of outpatient monitoring and treatment (kids)

Параметр Parameter По ГТС Санкт-Петербурга GTA St-Petersburg

Количество посещений Visits (n) Тариф (руб.) Tariff (RUR) Стоимость (руб.) Cost (RUR)

Среднетяжёлое течение без пребывания в реанимации (модель 1) Model 1

Посещение врача-педиатра 5 955,30 4776,50

Среднетяжёлое течение с пребыванием в реанимации (модель 2) Model 2

Посещение врача-педиатра 5 955,30 4 776,50

Посещение врача-невролога 5 661,00 3 305,00

Электроэнцефалография 4 2 500,00 10 000,00

Консультация логопеда/дефектолога 1 3 500,00 3 500,00

Тяжёлое течение (модель 3) Model 3

Посещение врача-педиатра 5 955,30 4 776,50

Посещение врача-невролога 5 661,00 3 305,00

Посещение врача-кардиолога 1 661,00 661,00

Посещение врача-хирурга 1 670,40 670,40

Электроэнцефалография 4 2 500,00 10 000,00

Консультация логопеда/дефектолога 1 3 500,00 3 500,00

Крайне тяжёлое течение (модель 4) Model 4

Посещение врача-педиатра 5 955,30 4 776,50

Примечания: ГТС — генеральное тарифное соглашение. Notes: GTA — General tariff agreement.

Таблица 3. Затраты на амбулаторное наблюдение и лечение менингококковой инфекции (дети) Table 3. Cost of outpatient monitoring and treatment (kids)

Параметр По ГТС Санкт-Петербурга GTA St-Petersburg

Parameter Количество посещений Visits (n) Тариф (руб.) Tariff (RUR) Стоимость (руб.) Cost (RUR)

Посещение врача-невролога 5 661,00 3 305,00

Посещение врача-кардиолога 4 661,00 2 644,00

Посещение врача-хирурга 4 670,40 2 681,60

Посещение врача-ортопеда 2 670,40 1 340,80

Посещение врача-нефролога 2 921,10 1 842,20

Эхокардиография 2 2 500,00 5 000,00

Электроэнцефалография 4 2 500,00 10 000,00

Консультация логопеда/дефектолога 1 3 500,00 3 500,00

Таблица 4. Затраты на реабилитацию после острого периода ГФМИ (дети) Table 4. Cost of rehabilitation after acute period of GFMI (kids)

Параметр Parameter По ГТС Санкт-Петербурга GTA St-Petersburg По КСГ DRG

Длительность Duration Стоимость (руб.) Cost (RUR) КСГ DRG Стоимость (руб.) Cost (RUR)

Среднетяжёлое течение с пребыванием в реанимации (модель 2) Model 2

Госпитализация (1 раз) 30 дней 1 18 320,00 st37.002 146 481,86

Тяжёлое течение (модель 3) Model 3

Госпитализация (6 раз) 180 дней 709 920,00 st37.002 (209 382,89 руб.) 1 256 297,34

Крайне тяжёлое течение (модель 4) Model 4

Госпитализация (8 раз) 35 дней * 8 = 280 дней 1 308 832,00 st37.024 (314 074,341 руб.) 2 51 2 594,728

Примечания: ГТС — генеральное тарифное соглашение; КСГ — клинико-статистические группы. Notes: GTA — general tariff agreement; DRG — disease related group.

Затраты на восстановительное лечение.

Ампутация конечности. В 7,6% случаев у детей и 3,1% случаев у взрослых возникает необходимость ампутации конечности ввиду развившихся осложнений [8]. По тарифам клинико-статисти-чески групп (КСГ) ампутация кисти, предплечья, плеча, стопы голени или бедра соответствует КСГ st29.011 (Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 3)), стоимость которой составляет 59 023,57 руб. Средневзвешенные затраты на технические средства реабилитации [9-10], а именно на обеспечение одного пациента протезом в среднем на один год после перенесенной ампутации (как взрослого, так и ребёнка) составляют 1 388 823,75 руб.

Почечная недостаточность и гемодиализ. В 3,6% случаев развивается почечная недостаточность [8].

Ввиду отсутствия данных о её степени выраженности было принято допущение, что для её компенсации требуется проведение гемодиализа, общая стоимость которого по тарифам ОМС составляет 4 166 744,40 руб./пациент/год.

Потеря слуха. По имеющимся данным кохле-арная имплантация у детей, перенёсших менингит, позволяет восстановить способность воспринимать речь и достигнуть высоких показателей слухоречевой реабилитации [11]. В 5,4% случаев у детей развивается потеря слуха [8]. При расчёте бремени исходили из того, что 5,4% переболевших детей потребуется кохлеарная имплантация, в соответствии с Программой государственных гарантий стоимость которой при двусторонней нейросенсорной потере слуха составляет 1 675 355 руб. [5].

Таблица 5. Затраты на пособие по временной нетрудоспособности родителя при заболевании ребёнка Table 5. Cost of payment for temporary disability for a parent with a child's illness

Параметр Parameter Длительность Duration Размер пособия (руб.) Payment (RUR)

Среднетяжёлое течение без пребывания в реанимации (модель 1) Model 1

Лечение 15 дней 37 426,95

Реабилитация -

Среднетяжёлое течение с пребыванием в реанимации (модель 2) Model 2

Лечение 15 дней 1 12 280,85

Реабилитация 30 дней

Тяжёлое течение (модель 3) Model 3

Лечение 30 дней 523 977,30

Реабилитация 180 дней

Крайне тяжёлое течение (модель 4) Model 4

Лечение 30 дней 723 587,70

Реабилитация 260 дней

Затраты на выплату пенсий и пособий по временной и стойкой утрате трудоспособности.

Размер пособия по временной нетрудоспособности регламентируется Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ [12]. Таким образом, при расчётах пособий по временной утрате трудоспособности (ВУТ) исходили из того, что пособие по ВУТ начисляется исходя из размера среднедневного заработка (2 495,13 руб.). Также считалось, что при стационарном лечении и реабилитации ребёнка один из родителей получает пособие по ВУТ. Суммарное количество дней нетрудоспособности в зависимости от степени тяжести заболевания и длительности реабилитации приведены в табл. 5.

При расчётах выплат по ВУТ взрослого исходили из средних сроков нетрудоспособности 80110 дней [13], для расчётов значение длительности периода нетрудоспособности взрослого было принято равным середине указанного выше интервала и составило 95 дней.

Согласно ФЗ № 166 «О государственном пенсионном обеспечении» и с учётом ежегодных индексаций размер пенсии инвалидов с детства I группы и детям-инвалидам составляет 18 559,82 руб./мес. [14]. Ввиду отсутствия объективных данных о доле пациентов с инвалидностью, при проведении расчётов было сделано допущение о том, что все пациенты, перенёсшие крайне тяжёлую форму (модель 4), становятся инвалидами. По экспертным оценкам

это 14% от всех заболевших детей, по данным ВОЗ около 20% (данная цифра была экстраполирована на взрослую популяцию) [3].

Родителю, осуществляющему уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, осуществляется ежемесячная выплата в размере 10 000 руб. [14]. При проведении расчётов было сделано допущение о том, что всем детям, перенёсшим крайне тяжёлую форму ГФМИ, требуется уход до достижения ими совершеннолетнего возраста. Таким образом, расчёт затрат производился путём суммирования выплат по ВУТ и выплат по инвалидности в течение 1 года.

Недополученный валовый внутренний продукт (ВВП). При расчётах непрямых затрат учитывали, что один из родителей ребёнка, перенёсшего крайне тяжёлую форму заболевания и ставшего инвалидом, осуществляет пожизненный уход, а, следовательно, не может осуществлять трудовую деятельность, что приводит к потерям во вкладе в ВВП. Расчёт ежедневных потерь ввиду неосуществления одним взрослых гражданином трудовой деятельности был проведён на основании данных о средней заработной плате, составляющей 2 495,13 руб./день. Таким образом, недополученный ВВП на одного взрослого, ухаживающего за одним детским пациентом составляет 910 722,45 руб./пациент/год.

Экономический ущерб в результате преждевременного ухода из жизни детей в возрасте до

14 лет при ожидаемой продолжительности жизни при рождении 72 года и трудовом стаже 40 лет по причине некоторых инфекционных и паразитарных болезней в 2020 г. составил 42 млрд руб. [15]. С учётом количества умерших в результате инфекционных заболеваний 398 чел. расчётная цифра ущерба на 1 ребёнка составила 1 819 442 руб./пациент/год. Она получена следующим образом: из лет условного дожития (72 года) вычитаем округленный возраст преждевременного уходы из жизни в 14 лет, получаем 58 лет дополнительных лет жизни при предупреждении смерти. Далее расчёт — 42 млрд. руб.^- 398 чел. 58 лет. С учётом имеющихся данных о числе умерших детей от ГФМИ (39 чел. в рассматриваемой когорте) экономический ущерб можно оценить в 70,96 млн. руб. в год. Подчеркнём, что этот ущерб невозможно определить как непосредственно непрямые затраты, поскольку полученная цифра в 42 млрд руб. получена авторами на основе использования данных о затратах на поддержание жизнедеятельности человека в течение всей жизни от момента рождения [15]. Именно поэтому цифра ущерба в 70,96 млн. руб. не включается в диаграмму, но входит в суммарное бремя ГФМИ для детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты / Results

Результаты расчётов приведены на рис. 1-4.

Прямые медицинские затраты составляли 72,8% от общих затрат, при этом большая их часть (91,5%

от прямых медицинских затрат) являлась затратами на лечение ГФМИ в стационарных условиях.

Средневзвешенные затраты на одного пациента детской популяции с учётом распределения профилей (моделей) заболевания составили 2 352 956руб. в год, из которых на лечение ГФМИ в стационарных условиях приходилось 769 167руб. (32,6% от суммарных затрат). Закономерно, что расходы увеличиваются с утяжелением течения заболевания. Так, затраты на пациента в модели 4 выше, чем в модели 1, в 57 раз, а по сравнению с моделью 4 — в 2 раза. Также значительная часть затрат была связана с реабилитационными мероприятиями — 706 211руб. (27% от общих затрат, или 40,8% от прямых медицинских затрат, равных 1 727 447руб. в год на одного пациента).

Средневзвешенные затраты на одного пациента взрослой популяции с учётом распределения профилей заболевания составили 2 427 686 руб. в год, из которых на реабилитационные мероприятия приходилось 1 270 946 руб. (52,3% от суммарных затрат или 70,5% от прямых медицинских затрат, равных 1 802 657руб. в год на одного пациента).

Прямые немедицинские затраты в виде выплаты пособий по временной утрате трудоспособности были равны 497 527 руб., занимая 20% от общих затрат. Прослеживается такая же тенденция, как у пациентов детского возраста — с утяжелением течения болезни возрастают расходы.

Недополученный ВВП

127 501

Выплата пособия по временной утрате трудоспособности

497 527

Восстановительное лечение, лечение осложнений, включая ампутации, нарушения ...

240 166

Реабилитационные мероприятия (услуги), в том числе амбулаторные

1270 946

Лечение в амбулаторных условиях

Лечение ГФМИ в стационарных условиях

287 889

Оказание скорой медицинской помощи | 3 657

400 000 800 000 1200 000

Рис. 1. Суммарные затраты в расчёте на одного пациента (дети) (руб.) Fig. 1. A total cost of illness for one patient (kids) (RUR)

Примечания: ВВП — валовый внутренний продукт; ГФМИ — генерализованная форма менингококковой инфекции. Не показаны экономические потери в результате преждевременной смерти в детском возрасте (объяснения в тексте). Notes: GDP — gross value product; GFMI — generalized form of meningococcal infection. Economic losses due to death in childhood are not presented in the diagram (explanations in the text).

к.

Дети

Ср еднетяжелое течение без пребывания в ОРИТ (модель 1)

137 695 руб.

Среднетяжелое течение с пребыванием в ОРИТ (модель 2)

691 213 руб.

Тяжелое течение с пребыванием в ОРИТ (модель 3)

Крайне тяжелое течение с пребыванием в ОРИТ (модель 4)

Рис. 2. Суммарные затраты на одного пациента (дети) в зависимости от модели заболевания (руб.) Fig. 2. A total cost of illness for one patient (kids) depending on model (RUR) Примечания: ОРИТ — отделение реанимации и интенсивной терапии. Notes: ICU — intensive care unit.

Взрослые

Среднетяжелое течение без пребывания в ОРИТ (модель 1)

I

83 305 руб.

Среднетяжелое течение с пребыванием в ОРИТ (модель 2)

706 897 руб.

Тяжелое течение с пребыванием в ОРИТ (модель 3)

Крайне тяжелое течение с пребыванием в ОРИТ (модель 4)

Рис. 3. Суммарные затраты на одного пациента (взрослые) в зависимости от профиля заболевания (руб.) Fig. 3. A total cost of illness for one patient (adults) depending on model (RUR) Примечания: ОРИТ — отделение реанимации и интенсивной терапии. Notes: ICU — intensive care unit.

На рис. 5 представлена структура бремени для всей рассматриваемой популяции пациентов.

Большая часть из прямых медицинских затрат, равных 933 007 981руб., являлась расходами на реабилитационные мероприятия — 505 967 674 руб. и лечение ГФМИ в стационарных условиях —

304 190 032руб. Непрямые медицинские затраты в виде выплат пособий по временной утрате трудоспособности занимали 24% от общего бремени, составляя 311 443 579 руб. Наибольшая доля в общем экономическом бремени приходилась на группу тяжёлого течения заболевания с пребыванием

fi.

в ОРИТ: являясь наиболее часто встречающимся вариантом (453 пациента), затраты в данном случае составили 936 837 775 руб. При этом, в случае крайне тяжёлого заболевания для популяции 88 человек

общие затраты достигали 350 601 940руб. в год. Экономические потери в связи с преждевременной смертью детей от ГФМИ, как было показано выше, составили 70,96 млн. руб.

Дети Взрослые

■ Недополученный ВВП Лечение в амбулаторных условиях ■ Лечение ГФМИ в стадионарнвк условиях ■ Оказание скорой медицинской помощи Восстановптелвное лечение, лечение осложнений, включая ампутации, нарушения функции почек, нарушения слуха и зрения ■ Реабилитационнв1е мероприятия (услуги), в том числе амбулаторнв1е ■ Ввшлата пособия по временной утрате трудоспособности

Рис. 4. Средневзвешенные затраты на одного пациента в год (руб.) Fig. 4. Weighted average cost for one patient (RUR)

Примечания: ВВП — валовый внутренний продукт; ГФМИ — генерализованная форма менингококковой инфекции Notes: GDP — general domestic product; GFMI — generalized form of meningococcal infection

400 000 000

1 600 000 000

■ Оказание скорой медицинской помощи

■ Лечение ГФМИ в стационарных условиях

■ Лечение в амбулаторных условиях

Реабилитационные мероприятия (услуги!, в том числе амбулаторные

■ Восстановительное лечение, лечение осложнений, включая ампутации, нарушения функции почек нарушения слуха и зрения

■ Выплата пособия по временной утрате трудоспособности

■ Недополученный ВВП

■ Экономический ущерб в результате преждевременной смерти ребенка ( 0-14 лет 1

Рис. 5. Структура суммарных затрат в расчете на общую целевую популяцию (дети и взрослые) (руб.) Fig. 5. Total costs structure for ail population (kids and adults) (RUR)

Примечания: ВВП — валовый внутренний продукт; ГФМИ — генерализованная форма менингококковой инфекции Notes: GDP — général domestic product; GFMI — generalized form of meningococcal infection

Таким образом, общий размер социально-экономического бремени ГФМИ в целевой популяции из 611 пациентов можно оценить в 1,395 млрд. руб. за один год.

Обсуждение / Discussion

Полученные данные убедительно свидетельствуют о социально-экономической нагрузке на общество, связанной с МИ, и обусловливают необходимость профилактики последней с помощью эффективной рутинной вакцинации в рамках НКПП.

Согласно официальным данным [2] экономический ущерб от ГФМИ оценивается в 285 112,4 тыс. руб., что существенно отличается от цифр расходов, полученных в ходе нашей работы. Это может говорить о недооценке системой здравоохранения реальной монетарной нагрузки заболевания на общество. Следует отметить, что в ходе оценки социально-экономического бремени ГФМИ учитывали и прямые медицинские, и прямые немедицинские, и непрямые затраты в горизонте 1 года для взрослых, и для детей (по 4 профилям пациентов детского возраста) с учётом развития различных осложнений и необходимости проведения дальнейшего восстановительного лечения после острого периода заболевания, что не учтено в официальных документах.

Исследования, посвящённые оценке бремени МИ, проводятся не впервые. Одной из таких работ является исследование, выполненное Сер-гиенко Е. Н. и соавт. в Республике Беларусь [16]. В работе авторы приводят расчёты бремени в популяции детей в возрасте от 0 до 17 лет. По этим данным общие затраты на одного пациента составили 60 948 бел. руб., что составляет около 1,7 млн. руб. Полученное нами значение в детской популяции в пересчёте на одного пациента в среднем (2 226 700 руб./год) выше на 31%. По данным Сер-гиенко Е. Н. и соавт. доля прямых затрат не превышает 30%, в нашем же исследовании она составляет не менее 60%. Возможно, эти различия объясняются системами здравоохранения и ресурсами, а также разными оценками экономических последствий преждевременной смерти. По данным Рудаковой А. В. и соавт. [17] затраты, обусловленные 1 случаем заболевания ребёнка ГФМИ, на период дожития составляют 17,5 млн. руб.

По имеющимся данным, вакцинопрофилакти-ка против МИ имеет экономическое обоснование [18]. Так, было ранее показано, что расходы на этот

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Конфликт интересов

Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов.

вид иммунной защиты от менингококка у детей первого года жизни при определённых условиях экономически оправданы в сопоставлении с монетарным эквивалентом общественного выигрыша от включения вакцинации против МИ в НКПП. Сопоставление монетарного эквивалента общей выгоды с затратами на закупку вакцин для проведения однократной вакцинации 100 тыс. детей в возрасте 3-х лет демонстрирует значительное преимущество от внедрения вакцинации — экономическая выгода в 4,3 раза превышает затраты на вакцинацию [19]. Отмечаемые различия в оценках бремени МИ разными авторами ещё раз подчёркивают сложность его расчётов для заболеваний, протекающих остро, в первую очередь ввиду сложности оценки затрат на реабилитационные мероприятия и восстановительное лечение на протяжении длительного времени.

Если допустить сохранение динамики заболеваемости на уровне 2023 г., то можно рассчитывать, что в целом бремя этого заболевания в течение ближайших 3 лет составит более 4 млрд. руб.

Выводы / Conclusion

Рассчитанное социально-экономическое бремя ГФМИ в РФ по совокупности у детей и взрослых исчисляется существенными общественными расходами как здравоохранения, так и общества в целом. Для их уменьшения в перспективе назрела необходимость в проведении вакцинопрофилактики населения в широком объёме.

При рассмотрении общей популяции детей и взрослых суммарное бремя ГФМИ составило 1,395 млрд. руб. В структуре бремени наибольшую долю занимают затраты на лечение ГФМИ в стационаре, реабилитацию и выплату пособий.

Ограничения исследования / Study limitations

Ввиду ограничения статистических и обобщённых данных реальной клинической практики исследование было выполнено методом моделирования. Входные параметры модели, характеризующие структуру популяции пациентов, а также структуру и частоту предоставления тех или иных медицинских услуг были основаны на экспертном мнении. В общее бремя включён экономический ущерб в результате преждевременной смерти детей (0-14 лет), частично включающий в себя потери ВВП.

ADDITIONAL INFORMATION

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.