Научная статья на тему 'Социально-экономический потенциал пожилых в современном российском обществе'

Социально-экономический потенциал пожилых в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
300
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ADAPTATION / ELDERLY PEOPLE / SOCIO-ECONOMIC POTENTIAL / PENSION AGE / MARKET RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Березняк Ольга Леонидовна

Статья посвящена рассмотрению социально-экономического потенциала пожилого населения России. Делается вывод, что пожилые граждане вполне способны существенно влиять на процессы реформирования страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Economic Potential of the Aged in the Modern Russian Society

The article is devoted to consideration of social-economic potential of the aged in Russia. The author concludes that the aged citizens are able to influence considerably the country reformation process.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический потенциал пожилых в современном российском обществе»

новой альтернативной формы реализации на практике принципа гражданской солидарности и его институционализации в условиях трансформации современного российского общества.

Библиографический список

1. Бек, У. Заблуждения глобализма [Текст] // Сумерки глобализации : настольная книга антиглобалиста [Текст] : сб. - М., 2004.

2. Радаев, В. В. Социальная стратификация [Текст] / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. - М., 1996.

3. Шляпентох, В. Э. Многослойное общество: «антисистемный» взгляд на современную Россию [Текст] / В. Э. Шляпентох // Социологический журнал. - 1997. - № 4. - С. 5-21.

4. Заславская, Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформаций [Текст] / Т. И. Заславская. - М., 2004.

5. Ремова, М. Реструктуризация взамен сокращения [Текст] / М. Ремова // Человек и труд. -2002. - № 7. - С. 81-84.

6. Van Parijs, P. A Basic Income for All [Текст] / P. Van Parijs // Cohen J. & Rogers J. Whats Wrong with a Free Lunch? Boston, 2001.

7. Armstrong, F. Inclusive Education: Policy, Contexts and Comparative Perspectives [Текст] / F. Armstrong, D. Armstrong, L. Barton (ed.). - London, 2001.

8. Ярская-Смирнова, E. Р Одинокие матери: клиенты или граждане [Текст] / Е. Р. Ярская-Смирнова, П. В. Романов, Е. А Цыглакова // Гендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне. - Саратов, 2003. - С. 184-210.

9. Light, W Researchers examine the town with no poverty / W. Light // [Сайт официального бюллетеня университета Виннипега, Канада] http://www.uniter.ca/view.php?aid=38460 На 04.06.2008

УДК 316.334.2-053.9(470+571)

ББК 60.54(2Рос)

О.Л. Березняк

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЖИЛЫХ

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

^Современное российское общество аккумулирует сложный спектр общественных явлений, требующих постоянного внимания социологов. В частности, такого внимания заслуживает положение отдельных групп населения, которые нуждаются в социальной помощи и защите.

Что именно является предметом интереса социологии при изучении социально-экономического потенциала той или иной группы населения? Очевидно, не только трудовая деятельность работника вообще, ее экономическая эффективность и качество, но и посттрудовой (пенсионный) период, когда силы и желания быть полезным обществу еще есть, но возможности для их реализа-

ции уже ограничены. Комплекс проблем, связанный с положением пожилых людей в современном обществе, помимо экономических, психологических, медицинских аспектов включает в себя вопрос о месте данной категории в общей структуре населения. Необходимость его изучения обусловлена растущим числом людей старшей возрастной группы, значительной политической активностью их части. Пожилое население страны должно рассматривается сегодня не в контексте некоего иждивенчества, а в качестве самостоятельного активного потенциала российского социума.

Следует отметить, что социологические исследования старости все еще находятся на периферии научных интересов и относятся к разряду неперспективных [1, с. 9]. Пока в науке отсутствует четкое представление о роли пожилого и старого человека, о специфических особенностях его образа жизни и поведения в условиях современного российского общества.

Сегодня наблюдается значительное уменьшение ресурсов пожилых, их возможностей участвовать в общепризнанном и приемлемом для них образе жизни. Снижается их политическая и экономическая активность, интенсивно формируются социальные механизмы адаптивного поведения. Старение населения вносит радикальные изменения в демографическую и социальную структуры общества, в системы производства, распределения, потребления, в социальную инфраструктуру города, деревни. В конечном счете фактор постарения населения оказывает влияние на положение всех без исключения социальных групп и слоев.

Социально-экономический потенциал пожилых людей может использоваться по крайней мере в двух направлениях: в секторе экономики в качестве рабочей силы, базирующейся на остаточном трудовом потенциале, а также значительно шире - в формировании гражданского общества. Изменения, произошедшие в массовом сознании россиян в результате довольно длительного периода реформирования общества, раскололи население страны на различные группы. Одна из них активно не приемлет возврата к социалистическим ценностям и принудительной уравнительности, а другая, среди которой не только значительная часть рабочих и служащих, но и пожилые люди, в большей своей части серьезно обедневшие в ходе реформ, столь же активно осуждает деятельность недавних реформаторов России и их последователей.

Даже считая советский режим обреченным на историческое поражение, нельзя не принимать во внимание советскую ментальность, сформированную десятилетиями существования социализма, поэтому выражение «уходящая натура» кажется вполне релевантным переживаемой ситуации, когда советское общественное устройство ушло с исторической арены, но homo soveticus отнюдь не исчез и ищет себе шанс на обретение собственной ниши в новых условиях.

Резкое обеднение значительной части населения, длительный моральный и эмоциональный стресс, который испытывало население России в ходе реформ, привели в значительной мере к разрушению защитных механизмов сознания. Подсчитано, что «среднее падение личного дохода на 10% влечет

среди затронутого населения рост общей смертности на 1% и рост числа самоубийств на 3,7%» [2, с. 373]. Ощущение падения уровня благосостояния является одним из наиболее мощных социальных стрессов, который по силе и длительности воздействия превосходит стрессы, возникающие во время стихийных бедствий.

Ситуация кризиса всех основных общественных институтов всегда создает уникальные возможности для рассмотрения тех компонентов и механизмов социального устройства, которые в обычных условиях скрыты и незаметны. Свойства личности, ментальность, предприимчивость, моральные и нравственные ориентиры во многом формируются обществом, причем, как правило, это происходит не обязательно сознательно, по чьему-то замыслу или желанию. Решающая роль здесь принадлежит сложному сочетанию различных жизненных, педагогических, пропагандистских, мировоззренческих стратегий, не всегда точно фиксируемых общественным сознанием.

Согласно закону позитивной и негативной поляризации, предложенному П. Сорокиным [3, с. 125-150], в периоды радикальных преобразований в обществе люди ведут себя далеко не одинаковым образом. Общество дезинтегрируется: одна его часть становится склонной к социальной аномии; другая, напротив, стремится к консолидации усилий, к обновлению всех сфер жизнедеятельности путем морального возрождения и демонстрации доброты, обеспечивая тем самым не только самосохранение, но и обновление общества в целом.

По материалам всероссийского репрезентативного обследования, проведенного Центром социального прогнозирования под руководством Ф.Э. Шереги, 60% респондентов оценивают пожилое население, как значительный человеческий потенциал, который должен быть вовлечен в социально активную жизнь [4, с. 204]. Однако для этого требуется дифференцированный подход, поскольку пожилое население страны чрезвычайно стратифицировано.

С годами привычные, хорошо налаженные связи с другими людьми (межличностные отношения) разрушаются. Отделяются, а нередко и отчуждаются дети, уходят из жизни мужья, жены, близкие. Все ближе и отчетливее становится перспектива одиночества. Внутренняя противоречивость восприятия старшим поколением происходящих изменений оказывает серьезное влияние на их поведение. Они ощущают, что, с одной стороны, значительно увеличился и усложнился спектр жизненных возможностей, а с другой - четко обозначилась и потеря былых социальных статусов, которая уменьшает значимость каждого конкретного индивида.

В широком смысле старость в современном обществе - это не только период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма [5, с. 671], этот период связан также с потерей былого социального статуса, что сопровождается снижением доходов, ухудшением здоровья, растущим одиночеством. Еще М. Монтень писал, что «в конце концов, единственное облегчение, даваемое мне старостью, состоит в том, что она убивает во мне многие желания и стремления, которыми полна жизнь: заботу о делах этого мира, о накоплении богатств, о величии, о расши-

рении познаний, о здоровье, о себе» [6, с. 582]. Однако и в пожилом возрасте люди способны наслаждаться настоящим, находя радости в мелочах, на которые они прежде не обращали внимания. Старый человек, как правило, более уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от треволнений юности [7, с. 498].

Высокая численность пожилых людей в составе населения означает усиление их роли в процессах жизнедеятельности общества и сопровождается повышением их ожиданий в части обеспечения государством социальных гарантий. Естественно, что рост пожилого населения оказывает существенную нагрузку на все общественные процессы, вызывая изменение их конфигурации, структуры и динамики. Увеличивается давление на трудоспособное население, вынужденное содержать растущее число нетрудоспособных граждан. Уже сейчас в России на одного пенсионера приходится 1,8 работающего.

Констатируемое социологическими исследованиями желание пенсионеров трудиться не всегда согласуется с условиями российской действительности, которая не может ответить адекватным предложением рабочих мест для незанятых пенсионеров. Тот же Монтень писал: «Мне кажется, что нет особых оснований отпускать людей на покой ранее пятидесяти пяти - шестидесяти лет. Мое мнение таково, что в интересах общества (курсив мой. - О.Б.) -дать им возможность как можно дольше исполнять занимаемые нами должности...» [8, с. 498].

Существует довольно устойчивое мнение, что у пожилого человека понижен интерес к жизни, потребности его узки и ограниченны. С нашей точки зрения, пожилые люди в большинстве отнюдь не утрачивают интереса к жизни. В их сознании не происходит какой-либо кардинальной переоценки ценностей, лишь несколько изменяются ориентации на ту или иную социальную или психологическую ценность. Период старости (если ее началом условно считать пенсионный возраст) у женщин составляет сейчас третью часть всей их жизни, у мужчин - пятую, потому потребность в профессиональной активности пожилых людей заслуживает самого серьезного внимания и изучения.

Избранный возрастной рубеж выхода граждан на пенсию (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) основан на том, что часть пожилых людей к этому моменту утрачивает способность к профессиональной деятельности. В то же время другая их часть полна сил и энергии. Выплата таким людям пенсии дополнительно к заработку - сугубо экономический стимул, льгота для продолжения работы, а не норма, вытекающая из природы социального обеспечения по старости.

При изучении проблемы социально-экономического потенциала пожилых россиян и его использования в конкретных условиях рыночных отношений необходимо соотносить процесс воспроизводства населения с социально-экономическим развитием конкретного региона и ценностными диспозициями относительно поведения в обществе тех или иных социально-демографических групп.

Демографические тенденции Саратовской области, предполагающие широкомасштабные изменения в инфраструктуре общества, требуют нестандартного

подхода в реализации политики по использованию потенциала пожилого населения региона. Практикуемые пожилыми жителями Саратовской области формы социально-экономической адаптации уместнее было бы назвать стратегиями выживания, нежели реальной адаптацией к рынку. Как правило, эти формы социально-экономической адаптации недостаточно эффективны и обеспечивают лишь элементарное удовлетворение жизненно важных потребностей. Большинство пожилых людей сегодня не интегрированы в региональные рыночные отношения. Успешной социально-экономической адаптации пожилых жителей области препятствует недостаточно хорошее состояние здоровья, иждивенческие установки, слабая информированность о механизмах рыночного хозяйствования и целях современной социальной политики, проводимой государством.

Для наиболее эффективной интеграции пожилого населения в рыночные отношения необходима разработка дифференцированной федеральной и региональной социальной политики, которая учитывала бы специфику возрастных, физиологических и других качеств различных групп пожилого населения страны и региона. В отношении пожилых сегодня необходимо разработать новую социально-экономическую модель жизни человека после выхода на пенсию. Приоритетным направлением в разработке этой модели может стать прежде всего экономический статус, создаваемый человеком на протяжении активной части жизни до выхода на пенсию. Он может включать в себя финансовые активы в банках, страховых компаниях, иные накопления, движимое и недвижимое имущество. Использование этого потенциала могло бы во многом улучшить экономическое положение личности и государства и в целом способствовать снятию социальной напряженности.

Сегодня необходима направленная на преодоление дискриминации по возрасту активная государственная политика по привлечению социально-экономического потенциала пожилых в экономику. Требуются нестандартные управленческие решения по привлечению пожилых людей в активную экономическую и общественную деятельность. Это будет способствовать повышению ощущения собственной значимости пожилых людей и позволит использовать их потенциал в интересах общества.

Библиографический список

1. Великий, П. П. Старики российской деревни [Текст] / П. П. Великий, М. Э. Елютина, И. Е. Штейнберг, Л. В. Бахтурина. - Саратов, 2000.

2. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием [Текст] / С. Кара-Мурза. - М., 2002.

3. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени [Текст] / П. А. Сорокин. - М., 1993.

4. Писарев, А. В. Мнение населения о потенциале пожилых и их роли в современной жизни [Текст] / А. В. Писарев // Демографическое старение в России: жизнедеятельность пожилого населения. - М., 2005.

5. Лопатин, В. В. Русский толковый словарь [Текст] / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. -М., 1997.

6. Монтенъ, М. Опыты [Текст] : в 3 кн. / М. Монтень. - М., 1991. - Кн. 2.

7. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости [Текст] / А. Шопенгауэр. - М., 1990.

8. Монтенъ, М. Опыты [Текст] : в 3 кн. / М. Монтень. - М., 1991. - Кн. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.