Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Уровень жизни / развитие территорий / аграрное производство / социальная сфера / инновационное развитие / корреляционный анализ / эффективность управления / Level of living / territorial development / agricultural production / social sphere / innovative development / correlation analysis / management efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акмаров Петр Борисович, Гайнутдинова Екатерина Александровна, Князева Ольга Петровна

В статье показано влияние инновационного развития аграрного производства на социальную сферу сельской местности региона. Выделены тенденции углубления дифференциации в инновационном развитии аграрного производства по регионам и связанные с этим различия в уровне развития сельских территорий. Проведен корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи производственных и социально-экономических факторов, на основе которого определен интегральный показатель для оценки уровня развития сельской территории. Разработаны предложения по направлениям совершенствования аграрной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акмаров Петр Борисович, Гайнутдинова Екатерина Александровна, Князева Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC EFFECT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONAL AGRICULTURE

The article shows the impact of innovative development of agricultural production on the social sphere of rural areas of the region. The trends of deepening differentiation in the innovative development of agricultural production by region and the related differences in the level of development of rural areas are highlighted. A correlation and regression analysis of the relationship between industrial and socio-economic factors was carried out, on the basis of which an integral indicator was determined to assess the level of development of rural areas. Proposals have been developed on the areas of improvement of agricultural policy.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

1

DOI: 10.38197/2072-2060-2023-242-4-119-137

СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ЭФФЕКТ

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА SOCIO-ECONOMIC EFFECT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONAL AGRICULTURE

акмаров петр борисович

Президент Союза экономистов Удмуртской Республики, к.э.н., профессор

petr b. akmarov

President of the Union of economists of the Udmurt Republic, Cand. Sc. Econ., Professor

120

гайнутдинова екатерина александровна

Доцент Удмуртского государственного аграрного университета, к.э.н.

ekaterina a. gainutdinova

Associate Professor of the Udmurt State Agrarian University, Cand. Sc. Econ.

князева ольга петровна

Доцент Удмуртского государственного аграрного университета, к.э.н.

olga p. kniazeva

Associate Professor of the Udmurt State Agrarian University, Cand. Sc. Econ.

АННОТАЦИЯ

В статье показано влияние инновационного развития аграрного производства на социальную сферу сельской местности региона. Выделены тенденции углубления дифференциации в инновационном развитии аграрного производства по регионам и связанные с этим различия в уровне развития сельских территорий. Проведен корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи производственных и социально-экономических факторов, на основе которого определен интегральный показатель для оценки уровня развития сельской территории. Разработаны предложения по направлениям совершенствования аграрной политики.

ABSTRACT

The article shows the impact of innovative development of agricultural production on the social sphere of rural areas of the region. The trends of deepening differentiation in the innovative development of agricultural production by region and the related differences in the level of development of rural areas are highlighted. A correlation and regression analysis of the relationship between industrial and socio-economic factors was carried out, on the basis of which an integral indicator was determined to assess the level of development of rural areas. Proposals have been developed on the areas of improvement of agricultural policy.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Уровень жизни, развитие территорий, аграрное производство, социальная сфера, инновационное развитие, корреляционный анализ, эффективность управления. KEYWORDS

Level of living, territorial development, agricultural production, social sphere, innovative development, correlation analysis, management efficiency.

Введение

В условиях значительного отставания уровня жизни сельского населения страны от уровня жизни городских жителей весьма актуальной является проблема развития сельских территорий, которая неразрывно связана с их экономикой. Развитие всех отраслей экономики с одной стороны, и улучшение социальной сферы в сельской местности региона с другой стороны можно рассматривать как две взаимосвязанные задачи. Эффективность решения каждой из них влияет непосредственно и на другую. Поэтому, государственное управление, целью которого является повышение уровня жизни людей должно ориентироваться на экономические механизмы воздействия

на социальную сферу, в том числе через развитие производства в ключевых отраслях экономики [1].

С другой стороны, качество жизни на сельских территориях зависит и от уровня удовлетворенности людей условиями труда, что неразрывно связано с эффективностью производства. Сегодня преобладающим видом производства на сельских территориях является аграрное производство, которое и оказывает наиболее значительное влияние на социально-экономическое развитие территории [2].

В связи с этим важная роль отводится органам государственной власти и управления, в принятии и разработке ими новых управленческих решений, соответствующих современной практике. Востребованность таких научно-обоснованных управленческих решений растет в связи с изменяющимися требованиями населения к качеству жизни, трансформацией условий жизнедеятельности как городских, так и сельских поселений.

Цель исследования

Целью исследования является изучение влияния инновационного развития аграрного производства на социальную сферу сельской местности региона с учетом сложившихся тенденций, таких, как углубление цифровой трансформации производства, концентрация экономической деятельности преимущественно в крупных хозяйствах и пригородных районах, снижение численности сельских жителей, сокращение трудового потенциала аграрного производства.

Материал и методы исследования

Нормативно-правовую основу и методическую базу исследования составили законодательные акты Российской

Федерации, Удмуртской Республики, материалы органов государственной статистики, профильных министерств России и Удмуртии, исследования российских и зарубежных ученых. В работе применялись такие методы исследования, как статистический анализ, математическое моделирование, социологический опрос, системный подход, графический метод. При выполнении исследования широко использовалась вычислительная техника и современное программное обеспечение.

Результаты исследования и их обсуждение

Политика страны в сфере развития сельских территорий является составной частью аграрной, а также социально-экономической политики государства [1]. Законом Российской Федерации «О развитии сельского хозяйства» сельское хозяйство и сельские территории обозначены как двуединый объект аграрной политики, которые определяются им как неразрывные и взаимосвязанные сферы. Правовую базу развития сельских территорий составляют концептуальные документы страны «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации», «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г.». Мероприятия для реализации положений этих документов конкретизированы в государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий», начало которой было заложено в 2012 г. и сегодня она ориентирована на период до 2025 г.

Основные положения указанной программы реализуются во всех субъектах страны, в том числе и в Удмуртской Республике в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» выделены

124

подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» и «Комплексное развитие сельских территорий».

Удмуртская Республика — один из типичных регионов России со средним уровнем социально-экономического развития. В 2022 г. регион занимал 53-е место в рейтинге среди субъектов страны по уровню социального и экономического развития и 41-е место по комплексному показателю качества жизни населения.

Сельские территории Удмуртии — это 25 сельских муниципальных районов общей площадью более 42 тыс. кв. км. На территории республики проживает 500 тысяч сельских жителей, что составляет одну третью часть всего населения республики. Районы обеспечены достаточно развитой жилищно-коммунальной сферой, дорожно-транспортной сетью, многочисленными социальными учреждениями. Динамика изменения структуры населения республики в последние годы отражена в таблице 1.

По представленной таблице можно сделать вывод о том, что численность населения региона снизилась за последние пять лет на 28,5 тыс. человек, в том числе сельского — на 17,0 тыс. человек. За последние годы наблюдается устойчивая тенденция сокращения доли сельского населения на 0,1-0,2% ежегодно. Это сокращение характерно для всей страны и обусловлено разными причинами. В первую очередь, эта тенденция связана с социально-экономическими условиями сельских территорий, которые сегодня значительно уступают городским.

Другой причиной является сокращение рабочих мест в сельском хозяйстве, которое обусловлено активным внедрением инновационных технологий, основанных на цифровой трансформации производства [3]. При этом следует иметь в виду,

Таблица 1

Изменение численности населения Удмуртии, чел.

Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Численность населения Удмуртии всего, тыс. чел. 1513,0 1507,4 1501,0 1493,4 1484,5

Численность городского населения, тыс. чел. 995,7 994,4 992,2 988,6 984,1

Численность сельского населения, тыс. чел. 517,3 513,0 508,8 504,8 500,3

Доля сельских жителей в общей численности населения, % 34,2 34,0 33,9 33,8 33,7

Доля жителей в трудоспособном возрасте в численности сельского населения, % 52,3 51,4 52,2 51,5 52,5

что объемы аграрного производства имеют устойчивую тенденцию к росту. Если в целом по России этот рост составляет 2-3% ежегодно, то в Удмуртии он еще выше и достигает 3%.

Как показывают исследования, в сельском хозяйстве основная часть инвестиций направляется на обновление производства, в том числе 52% инвестиций связано с автоматизацией производства, 34% с внедрением новых технологий (таблица 2).

Однако, следует отметить, что инновационное развитие по регионам страны и отдельным сельским территориям идет неравномерно, что в первую очередь связано с качеством управления на соответствующем уровне, на-

12

Таблица 2

Структура инвестиций в сельском хозяйстве России и Удмуртии, %

Показатель Российская Федерация Удмуртская Республика

20122016 гг. 20172021 гг. 20122016 гг. 20172021 гг.

Общий объем инвестиций в сельском хозяйстве 100 100 100 100

В том числе: замена устаревшей техники 10,8 11,2 12,1 12,3

инвестиции, связанные с повышением эффективности 6,7 3 8,4 2,3

автоматизация и механизация производства 47,6 51,9 46,8 52,1

внедрение новых технологий 34,9 33,9 32,7 33,3

чиная от руководства организаций и завершая уровнем государственного управления. Динамика развития аграрного производства по регионам России показывает увеличение разрыва между субъектами страны в инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве [4]. Такая же тенденция наблюдается и в Удмуртии. Так, например, объем инвестиций в наиболее развитом Вавожском районе республики в расчете на 100 га сельхозугодий в десятки раз превышает аналогичные показатели отстающих районов (таблица 3). За последние годы этот разрыв только увеличивается.

Следует отметить, что инновационные инвестиции в аграрном производстве оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие сельских

Таблица 3

Дифференциация сельских районов Удмуртии по инновационному

развитию

Район Объем инвестиций на техническое перевооружение сельскохозяйственного производства, млн руб. на 100 га сельхозугодий

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Вавожский 84,37 89,96 109,71 94,25 197,08

Шарканский 34,95 9,99 134,96 74,21 152,08

Можгинский 73,19 88,57 45,99 117,96 119,13

Сюмсинский 25,85 19,41 51,37 10,85 12,12

Ярский 9,86 25,21 17,66 10,88 11,72

Каракулинский 5,04 10,37 9,03 20,55 11,13

территорий [5]. Благодаря активному внедрению современных технологий повышается не только эффективность производства, но и улучшаются условия жизни сельских жителей. В частности, в таблице 4 показана динамика развития жилищно-коммунального хозяйства в разрезе сельских и городских территорий республики.

За последние пять лет жилищный фонд региона увеличился на 2610 тыс. кв. м или на 7,8% и составил на конец периода 35 994 тыс. кв. м, в том числе в сельской местности он вырос на 1066 тыс. кв. м или на 8,5% и составил 13 501 тыс. кв. м. Обеспеченность жильем в 2021 г. у составила в среднем по региону 24,2 кв. м /чел. Это связано не только с вводом нового жилья, но и со снижением численности населения региона. Ввод в действие жилья не снижается, ежегодно продолжают наращиваться объемы строительства жилья в сельской местности.

128

Таблица 4

Развитие жилищно-коммунального хозяйства в Удмуртской Республике

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Общая площадь жилищного фонда, тыс. кв. м 33 384 33 960 34 637 35 341 35 994

Площадь жилищного фонда в сельских районах, тыс. кв. м 12 435 12 659 12 925 13 219 13 501

Площадь жилищного фонда городских округов, тыс. кв. м 20 949 21 301 21 712 22 122 22 493

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м 658 577 717 123 759 876 802 594 841 448

из них: в сельских районах 245 814 244 148 258 214 288 972 301 782

в городских 412 763 472 975 501 662 513 622 539 666

Инновации в сельском хозяйстве положительно влияют и на другие направления социальной сферы (здравоохранение, образование, культура) [6]. Для подтверждения этих выводов нами проведен корреляционно-регрессионный анализ социально-экономических факторов сельских районов Удмуртии на фоне развития аграрного производства. При проведении исследования использованы материалы Удмуртстата [7]. Основные результаты анализа представлены в таблице 5.

Как видим, инновационное развитие оказывает существенное влияние на социальное развитие региона. Технологическое перевооружение в сельском хозяйстве сегодня ориентировано на цифровую трансформацию, которое не только повышает производительность труда, но и облегча-

Та бл и ца 5

Влияние инновационного развития аграрного производства на социально-экономические показатели сельских территорий

Показатели инновационного развития Коэффициент парной корреляции между показателем инновационного развития и социальным фактором

Уровень доходов населения Объем строительства жилья Уровень рождаемости Количество проектов комплексного развития сельских территорий

Объем производства аграрной продукции в расчете на 100 га сельхозугодий 0,73 0,28 0,31 0,48

Объем инновационных инвестиций 0,84 0,51 0,33 0,51

Количество вновь созданных высокотехнологичных рабочих мест 0,79 0,39 0,37 0,44

ет работу сельских тружеников, делая их труд высокоинтеллектуальным и высокодоходным. Коэффициент корреляции между объемами инноваций и уровнем доходов сельского населения достигает 0,84. Рост доходов сопровождается увеличением строительства жилья и уровня рождаемости, что подтверждается величинами коэффициентов корреляции 0,51 и 0,33 соответственно. Аналогичные тенденции можно увидеть при создании высокотехнологичных рабочих мест в аграрном производстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

130

Одновременно и при взаимном влиянии аграрных инноваций и социальных факторов происходит существенное увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Как следствие повышения уровня интеллектуализации труда и роста социального самосознания сельских жителей возрастает их активность в инициировании и участии в проектах развития своей территории, в том числе с государственным участием.

Дифференциация социального и экономического развития сельских районов Удмуртии, показанная в таблице 3, является как раз следствием выявленных закономерностей. Мы полагаем, что в той или иной степени представленные результаты являются характерными для всех сельских территорий страны.

Конечно, по отдельным показателям социально-экономического развития сложно характеризовать такие многогранные категории, как «уровень жизни», «качество человеческого капитала». Поэтому мы провели интегральную оценку уровня социально-экономического развития сельских районов Удмуртии на основе суммирования основных факторов с учетом их весовых коэффициентов, показывающих степень влияния соответствующего фактора на удовлетворенность сельских жителей. Результат оценки представлен на рисунке 1.

Полученный интегральный показатель сильно зависит от эффективности аграрного производства, в первую очередь — от объемов инновационных инвестиций. Стандартизованные коэффициенты регрессии в модели зависимости индекса социально-экономического развития от величины инновационных инвестиций и количества вновь созданных

Рис. 1. Дифференциация уровня социально-экономического развития сельских районов Удмуртии

высокотехнологичных рабочих мест составили 0,59 и 0,31 соответственно. Эти результаты согласуются и с материалами комплексной оценки управления социальной сферой сельских районов, отраженных в отчетах о реализации программ в Удмуртской Республике [8], которые показаны в таблице 6.

Следует отметить, что мероприятиями подпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» к 2030 году предусмотрено: увеличить долю численности сельского населения до 35%; довести среднедушевые доходы сельских жителей до размера городских; довести объем благоустроенного

132

Таблица 6

Оценка эффективности реализации подпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» за 2020-2022 гг.

Показатели 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Доля сельского населения в общей численности населения, % 33,8 33,8 33,8

Удельный вес доходов сельских жителей в доходах горожан, % 70,0 73,0 78,5

Удельный вес благоустроенных жилых помещений в сельской местности, % 21,0 23,0 31,0

Строительство жилья для граждан, тыс. кв. м 4570,0 5912,4 5720,0

Строительство жилья, предоставленного гражданам по договорам найма жилого помещения, тыс. кв. м 0,0 1175,7 2493,0

Проект под компактную жилищную застройку, ед. 0,0 2 1

Обучено специалистов социальной сферы, чел. 0,0 8 24

Привлечено студентов для прохождения практики, чел. 0,0 171 100

Ввод газовых сетей, км x 23,1 x

Ввод локальных водопроводов, км x 4,0 x

Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог с твердым покрытием, км x 46,2 0,0

Количество реализованных проектов по благоустройству сельских территорий x 195 90

Количество реализованных проектов комплексного развития сельских территорий x 4 1

жилья в сельской местности до 60%; ввести 11054,4 кв. м жилья на сельских территориях; обучить работников сельскохозяйственного профиля в подведомственных Минсельхозпроду Удмуртии образовательных организациях — 88 чел.; привлечь для прохождения производственной практики студентов в организации АПК — 813 чел.; ввести 4 км водопроводов, 23 км газовых сетей, 138,08 км автомобильных дорог с твердым по-

крытием; реализовать 335 проектов по благоустройству сельских территорий; реализовать 13 проектов по комплексному развитию территорий; два проекта по улучшению транспортной доступности населенных пунктов в 2024 г.

Поставленные задачи должны решаться на основе опережающего развития аграрного производства, ориентированного на внедрение инноваций, в первую очередь путем цифровой трансформации сельского хозяйства [9]. Это стратегическое направление может стать основой для совершенствования управления комплексным развитием социальной сферы сельской местности региона. Оно позволит, во-первых, продолжить работу по обеспечению благоустройства жилого фонда сельской местности, во-вторых, привлекать молодых специалистов в сферы здравоохранения, образования, сельское хозяйство, в-третьих, обеспечить молодым специалистам достойный уровень заработной платы, в-четвертых, продолжать наращивать экономический потенциал хозяйствующих субъектов, поддерживать малый и средний бизнес с целью создания занятости в сельских районах [10].

В итоге все это будет способствовать реализации основной цели социальной сферы в виде устойчивого роста численности сельского населения за счет положительной миграции, увеличения продолжительности жизни, естественного прироста и привлечения городских жителей в сельскую местность (особенно молодых специалистов).

Выводы

Инновационное развитие аграрного производства является основой повышения эффективности сельского хозяйства и служит мощным стимулом социально-экономического развития сельских территорий страны. Концентрация внимания на тех-

134

нологических инновациях позволяет наиболее эффективно решать задачи социального развития сельских территорий. Такой подход может стать важной основой для систематизации целей экономической политики на всех уровнях и ориентиром для развития сельского хозяйства. При этом для достижения поставленных целей необходимо обеспечить согласованность реализуемой политики на всех уровнях управления: макроэкономическом, отраслевом, проектном [11].

Библиографический список

1. Газетдинов Ш.М., Газетдинов М.Х., Семичева О.С., Га-тина Ф.Ф. Современные формы регулирования территориально-производственных взаимоотношений в сельских территориях // Вестник Казанского государственного аграрного университета — 2020. — Т. 15. — № 4 (60). — С. 97-101.

2. Дюкина Т.О., Лукьянова Н.Ю.: Оценка социально-экономического развития регионов России: инвентаризация подходов/ Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. — 2018. — № 2. — С. 61-69.

3. Акмаров П.Б. Инвестиции в цифровую экономику как фактор роста производительности труда в сельском хозяйстве / П.Б. Акмаров, О.В. Абрамова, О.П. Князева // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2019. — № 4 (218). — С. 564-572.

4. Чекалин В.С. Драйверы роста в аграрном секторе экономики России / В.С. Чекалин // Прикладные экономические исследования. — 2017. — № 82. — С. 86-91.

5. Чазова И.Ю. Развитие цифровизации аграрного производства и оценка использования ее потенциала в Удмуртии / И.Ю. Чазова, П.Б. Акмаров, О.П. Князева // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. — 2022. — Т. 32. — № 6. — С. 1035-1041.

6. Осипов А.К., Гайнутдинова Е.А., Кондратьев Д.В. Совершенствование управления сельскими территориями // Фундаментальные исследования. - 2021. - № 6. - С. 70-74.

7. Социально-экономическое положение муниципальных образований Удмуртской Республики: Статистический сборник / Удмурт-стат - Ижевск, 2022 - 200 с.

8. Осипов А.К., Гайнутдинова Е.А., Кондратьев Д.В. Совершенствование управления сельскими территориями // Фундаментальные исследования. - 2021. - № 6. - С. 70-74.

9. Акмаров П.Б. Состояние и основные направления развития цифровой экономики в сельском хозяйстве России / П.Б. Акмаров, М.Х. Газетдинов, О.П. Князева // Вестник Казанского ГАУ. - 2019. -№ 1 (52). - С. 107-112.

10. Широв А.А. Социальные приоритеты развития российской экономики / Научные труды Вольного экономического общества России. - 2022. - Том 238, № 6. - с. 133-157.

11. Акмаров П.Б. Оценка эффективности государственной поддержки сельского хозяйства / П.Б. Акмаров, О.П. Князева // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2020. - Т. 223, № 3. - С. 451-456.

References

1. Gazetdinov SH.M., Gazetdinov M.H., Semicheva O.S., Gatina F.F. Sovremennye formy regulirovaniya territoriabno-proizvodstvennyh vzaimootnoshenij v sel>skih territoriyah // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta - 2020. -T. 15. - № 4 (60). - S. 97-101.

2. Dyukina T.O., Luk>yanova N.YU.: Ocenka sociabno-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii: inventarizaciya podhodov/Vestnik Baltijskogo federal>nogo universiteta im. I. Kanta. Ser.: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. - 2018. - № 2. - S. 61-69.

13

3. Akmarov P.B. Investicii v cifrovuyu ekonomiku kak faktor rosta proizvoditel>nosti truda v sel>skom hozyajstve / P.B. Akmarov, O.V. Abramova, O.P. Knyazeva // Nauchnye trudy Vol>nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. — 2019. — № 4 (218). — S. 564-572.

4. CHekalin V.S. Drajvery rosta v agrarnom sektore ekonomiki Rossii / V.S. CHekalin // Prikladnye ekonomicheskie issledovaniya. — 2017. — № 82. — S. 86-91.

5. CHazova I.YU. Razvitie cifrovizacii agrarnogo proizvodstva i ocenka ispol'zovaniya ee potenciala v Udmurtii / I.YU. CHazova, P.B. Akmarov, O.P. Knyazeva // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo. — 2022. — T. 32. — № 6. — S. 1035-1041.

6. Osipov A.K., Gajnutdinova E.A., Kondrat'ev D.V. Sovershenstvovanie upravleniya sel'skimi territoriyami // Fundamental'nye issledovaniya. — 2021. — № 6. — S. 70-74.

7. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie municipal'nyh obrazovanij Udmurtskoj Respubliki: Statisticheskij sbornik/Udmurtstat — Izhevsk, 2022 — 200 s.

8. Osipov A.K., Gajnutdinova E.A., Kondrat'ev D.V. Sovershenstvovanie upravleniya sel'skimi territoriyami // Fundamental'nye issledovaniya. — 2021. — № 6. — S. 70-74.

9. Akmarov P.B. Sostoyanie i osnovnye napravleniya razvitiya cifrovoj ekonomiki v sel'skom hozyajstve Rossii / P.B. Akmarov, M.H. Gazetdinov, O.P. Knyazeva // Vestnik Kazanskogo GAU. — 2019. — № 1 (52). — S. 107-112.

10. SHirov A.A. Social'nye prioritety razvitiya rossijskoj ekonomi-ki / Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Ros-sii. — 2022. — Tom 238, № 6. — s. 133-157.

11. Akmarov P.B. Ocenka effektivnosti gosudarstvennoj podderzhki sel'skogo hozyajstva / P.B. Akmarov, O.P. Knyazeva // Nauchnye

trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. — 2020. — T. 223, № 3. — S. 451-456.

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный аграрный университет» 426069, Россия, ПФО, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11

Federal state budget education institution for higher education "Udmurt state agricultural university"

426069, Russia, Volga Federal District, Udmurt Republic, Izhevsk, Studencheskaya st., 11

Акмаров Петр Борисович / Petr B. Akmarov Izgsha_ur@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.