омыт
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗМЕРЕНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)
д. н. шлйкин,
кандидат, экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Северо-Казахстанский государственный университет
В статье уточнен термин «трудовой потенциал». На основе статистических и эконометрических методов предложен социально-экономический подход к измерению трудового потенциала. Построенная корреляционно-регрессионная модель проверена на адекватность применения в экономических исследованиях.
Ключевые слова: экономика, проблема, фактор, трудовой потенциал, здоровье, образование, качество жизни, модель, анализ.
В современных условиях в Республике Казахстан одной из главных экономических проблем, требующих решения, является повышение качества жизни населения. Главным документом, определяющим дальнейшее развитие государства, является Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстан-2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В документе подчеркивается, что именно человек и население в целом выступают главным фактором, формирующим становление и развитие современного Казахстана [4].
Качество жизни людей во многом зависит от состояния и развития различных сфер, в которых проходит жизнь общества. К ним относятся социальная, экономическая, культурная, духовно-нравственная, политическая, трудовая и другие сферы. Все они существуют не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи. Развитие этих сфер в значительной степени зависит от имеющегося потенциала, которым обладает государство.
Современное развитие экономики связано с процессами глобализации, характеризующимися
включением и участием Республики Казахстан в различных транснациональных рынках. Создаются и совершенствуются новые модели управления экономическим хозяйством, основанные на многообразии форм собственности и видов деятельности. Одним из ключевых аспектов при этом является решение проблем рационального формирования и развития, а также эффективного использования трудового потенциала на макро- и микроуровнях. Это требует более глубокого и детального рассмотрения вопросов, связанных с исследованием внешнего и внутреннего рынков труда, формированием и дальнейшим совершенствованием системы социально-трудовых отношений, обеспечением устойчивого роста качества жизни людей как в производственной среде, так и в обычных условиях их существования.
Научная дискуссия в отношении термина «трудовой потенциал» развернулась в начале 1970-хгг. Его выделение в независимую категорию было связано с необходимостью выявления нераскрытых и неиспользованных возможностей и резервов у людей в целях ускорения темпов научно-технического прогресса и экономического роста, а также недоучетом совокупного характера многих процессов в воспроизводстве трудовыхресурсов, рабочей силы и населения в целом. Кроме того, с началом развития нового этапа научно-технической революции стали предъявляться более высокие требования к профессионально-квалификационному и образовательному уровню работников, состоянию их здоровья, осознанию ответственности за свой труд и т.д.
Как считают П.Э. Шлендер и Ю.П. Кокин, трудовой потенциал — это возможные количество
и качество труда, которыми располагает общество при данном уровне развития науки и техники. На уровне отдельного работника он представляет собой совокупность способностей человека к труду, определяющую меру возможного его участия в общественно полезной деятельности [6].
По мнению H.A. Волгина и Ю.Г. Одегова, трудовой потенциал — это совокупность различных качеств, определяющих трудоспособность работника и связанных с его способностью и склонностью к труду, состоянием здоровья, выносливостью, объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, уровнем сознания и ответственности, социальной зрелости ит.д. [5].
По мнению автора, трудовой потенциал следует рассматривать как совокупность физических и умственных способностей (как имеющихся, так и пока еще не раскрытых или не развитых) экономически активного и экономически неактивного населения достигать поставленных целей, применяя имеющиеся профессиональные знания, опыт и навыки с учетом соответствующего материально-технического и информационного обеспечения трудовой деятельности. При этом население в возрасте до 15 лет, не являющееся экономически активным, представляет собой своего рода запас, резерв трудового потенциала.
Проблема его измерения и степени использования в экономике является одной из первостепенных и вместе с тем наименее изученной. Актуальность и значимость решения этого вопроса заключается в том, что достоверная оценка состояния трудового потенциала позволит объективно измерять имеющиеся возможности использования рабочей силы на внутреннем и внешнем рынках труда, эффективно управлять этими возможностями, постоянно повышая качество рабочей силы.
В своих исследованиях А. Котляр количественную сторону трудового потенциала определяет численностью трудоспособного населения (трудовых ресурсов) и количеством рабочего времени, отрабатываемого трудоспособным населением при данном уровне интенсивности труда. По мнению автора, она может быть выражена показателем в человеко-годах. А качественная сторона включает степень здоровья, развития и физической дееспособности членов общества, которая также может быть выражена через систему показателей [3].
При разработке демоэкономической модели региона И. Ансофф предлагает использовать экономико-демографический индекс (ЭДИ), учитывающий динамику возрастных групп населения на перспективный период и зависящий от трудового
и демографического потенциалов. Исследователь
определяет его следующим образом [1]:
ТП
ЭДИ =-,
ДП
где ТП— трудовой потенциал населения региона; ДП— демографический потенциал региона. Эти потенциалы автор определяет следующим образом:
ТП = £ (РП™ Ятм + РЯТЖ Ятж),
ДП = £ (ПЖ™ Нтм + ЯЖж Яж),
где РП™ (РЯЖ) — рабочий период мужчин (женщин), достигших возраста Т, Я^1 (Яж) — численность мужчин и женщин в возрасте Т,
ЯЖ^1 (ПЖж) — ожидаемая продолжительность жизни мужчин (женщин), достигших возраста Т.
В ряде методик оценка трудового потенциала производится с использованием системы взаимосвязанных коэффициентов, к которым относятся:
- коэффициент экономической активности населения, характеризующий численность и половозрастную структуру трудоспособного населения;
- коэффициент потенциальных возможностей трудовой деятельности, характеризующий профессионально-квалификационный состав работников;
- коэффициент потенциальной наполненности труда, характеризующий его сложность. Некоторые исследователи рассматривают
взаимосвязь трудового потенциала с качеством и уровнем жизни персонала, эффективностью занятости, а также условиями и интенсивностью труда, и приходят к выводу о том, что между трудовым потенциалом, результатами труда и уровнем жизни человека существует непосредственная зависимость, заключающаяся в том, что рост одних факторов вызывает соответствующее изменение остальных. Кроме того, трудовой потенциал человека имеет свои границы, определяемые его умственными и физическими способностями, нравственными и интеллектуальными качествами, а также другими личностными характеристиками [2]. В итоге вводится индекс трудового потенциала (7тп), рассчитываемый путем перемножения индексов, характеризующих здоровье, нравственность, творческий потенциал, активность (пассивность), организованность, образование, профессионализм и ресурсы рабочего времени.
I =11111 1^11 ,
тп з н тв а. орг обр п р. в'
где I — индекс уровня здоровья;
/н — индекс уровня нравственности;
/тв — индекс, характеризующий творческий
потенциал;
/а— индекс активности (пассивности) людей;
/орг — индекс организованности;
/обр — уровень образования;
/п — уровень профессионализма;
/р в — индекс использования ресурсов рабочего
времени.
Проанализировав некоторые методические подходы и критерии к оценке трудового потенциала, автор считает, что их использование не решает ряда проблем. Например, с одной стороны, их применение не в полной мере позволяет выявлять количественное влияние различных факторов на трудовой потенциал. С другой стороны, по результатам их исследования достаточно трудно определить эффективность и достоверность оценивания. Соглашаясь с тем, что оценка трудового потенциала является сложной задачей, связанной с необходимостью учета влияния многих факторов, необходимо заметить, что ее проведение на основе какого-либо одного показателя не всегда является оправданным, так как многие качественные параметры трудового потенциала невозможно количественно измерить.
В связи с этим применение многих методик не дает конкретных данных о степени влияния того или иного фактора (или группы факторов) на развитие трудового потенциала, что создает определенные трудности при осуществлении мероприятий, направленных на его рост. Отсутствие таких методик и результатов по ним приводит к неопределенности в выборе подходов и технологий, способствующих повышению уровня использования трудового потенциала (его качественных и количественных параметров) как на внешнем, так и на внутреннем рынках труда.
Кроме того, отсутствие единого мнения в отношении способа измерения трудового потенциала является следствием недостаточной разработки теоретико-методологических подходов к его оценке. Все это приводит к неоднозначному определению места трудового потенциала в экономике труда, что создает проблемы, связанные с разработкой механизмов по его развитию и управлению, определением системы показателей, описывающих его количественно-качественные аспекты.
Для их решения базовым принципом в оценке трудового потенциала должен стать комплексный подход, предполагающий совокупный анализ демографических, организационно-экономических, социологических, психологических и других характеристик трудовых ресурсов в рамках модели, которая бы отражала и количественно измеряла
качественные связи между факторами, влияющими на его формирование и развитие.
На основе определения трудового потенциала автор выражает его через продолжительность жизни людей в возрасте 15 лет и старше. Таким образом, производится оценка трудового потенциала на основе количественного критерия. В свою очередь продолжительность жизни людей в возрасте 15 лет и старше зависит от состояния и развития таких качественных факторов, как состояние здоровья, характеризуемое уровнем заболеваемости, и уровень образования. Новые возможности людей, определяемые изменениями уровней их образования и заболеваемости, определяют новое качество продолжительности жизни людей в возрасте 15 лет и старше, т. е. трудового потенциала. В итоге имеем тождество, которое в общем виде может быть представлено следующим образом:
у1 =/(состояние здоровья, уровень образования) + е(., где у1 — расчетное значение результативного признака (7 = 1,..., п);
/(х^ — часть результативного признака, сформировавшаяся под воздействием учтенных известных факторных признаков (здоровье, образование), находящихся в стохастической связи с признаком (1 = 1,..., п); е(.—часть результативного признака, возникшая вследствие неконтролируемых или неучтенных факторов, а также изменения признаков, неизбежно сопровождающегося некоторыми случайными ошибками (7 = 1,..., п). Применительно к исследованию эта модель оценки развития трудового потенциала будет выглядеть следующим образом:
=а0+ а1Х1 + а2Х2+- + а1Х1' (!) где ух1 х1. — расчетные значения зависимой переменной (результативного признака); хг..(. — независимые переменные (все факторные признаки, оказывающие влияние на формирование и развитие трудового потенциала, т. е. неконтролируемых или неучтенных факторных признаков нет);
— параметры уравнения, которые находятся с помощью метода наименьших квадратов. Для решения уравнения множественной регрессии (1) с л-факторами применяется система нормальных уравнений:
а0 п + а1 ^ х1 + а2 ^ х2 = ^ у
< а0 ^ х1 + а1 ^ х2 + а2 ^ х1 х2 у х1 . (2)
а0 ^^ Х2 ^^ Л'! Х2 ^2 ^^ ^2 — ^^ у
Произведем оценку трудового потенциала Республики Казахстан на основе модели (1).
В таблице представлены данные о продолжительности жизни людей в возрасте 15 лет и старше, необходимом уровне образования для осуществления трудовой деятельности, уровне заболеваемости в Республике Казахстан в 2000—2008 гг. и дополнительные расчеты.
Произведем необходимые действия для расчета параметров а0,а1иа2в уравнении (1). Системаурав-нений (2) при использовании итоговых значений таблицы будет выглядеть следующим образом: 9 • а0 + 341,2 • а1 + 386,5 • а2 = 474,5
341,2• а0 +12 934,1-а1 +14 654,6• а2 = 17 986,9.
386,5 • а0 +14 654,6• а1 +16 608,3• а2 = 20 376,3
Решив эту систему, имеем: а0 =-11,588045
ах = 2,7433045 .
а2 =-0,9240715
Модель множественной регрессии (1) после подстановки в нее значений а0,а1 и а2 примет вид:
.Ух1х2 = - 11,588045 + 2,7433045 • х1 -
-0,9240715 -х2. (3)
Как видим, связь между результативным признаком (продолжительностью жизни) и уровнем образования является положительной, а с уровнем заболеваемости — отрицательной.
Для характеристики тесноты связи между продолжительностью жизни людей в возрасте 15 лет и старше, уровнем образования и уровнем заболеваемости в Республике Казахстан определим парные коэффициенты корреляции, предварительно рассчитав средние квадратичные отклонения и остаточную дисперсию:
4
ст „ У - У =■
4
25 016,6 ( 474,5 У
9 9 1
112 934,1 V 9 ( ^^^
116 608,3 ( 386,4721
= 0,48776266,
= 0,47890868,
9 ^ 9 Е(* " Я^)2 _ 0,34665
= 1,18617950,
= 0,03851632.
ост г\
п 9
Тогда парные коэффициенты корреляции составят:
_ _ _ 17 986,9 _ 474,5 341,2
У - У _ 9_9 9
г =
УЩ.
г =
№
0,48776266•0,47890868
20 376,3 474,5 386,5
^2 У' - ^2 7 9 9 9
ст г 0,48776266 -1,18617950
14 654,6 341,2 386,5
х1 х2 - Х1 Х2 9 9 9
= 0,5648858,
= 0,30411539,
= 0,94722033.
^ 0,478908683-1,18617950
Рассчитав парные коэффициенты корреляции и средние квадратичные отклонения, произведем расчет совокупного коэффициента множественной детерминации (Я2) для того, чтобы выяснить, на сколько продолжительность жизни людей в возрас-те15 лет и старше в Республике Казахстан зависит от уровня образования и состояния здоровья:
г2 + г2 — 2 • г г г
^ _ I ух! уХ2 уХ! уХ2 Х^ _
1 - г2
0,56492 + 0,30412 -2• 0,5649• 0,3041 • 0,9472
1 - 0,94722
= Л/0,8381 = 0,9155.
Данн^1е о продолжительности жизни людей в возрасте 15 лет и старше необходимом уровне образования для трудовой деятельности (х1), уровне заболеваемости (х2) в Республике Казахстан в 2000—2008 гг. и дополнительные расчеты
Год У, лет х1,% хг,% Х1 Х2 X1 Ухг ухг .V2 У у-у 0>-.Р)2
2000 52,42 37,04 40,95 1 371,88 1 516,82 1 677,07 1 941,45 2 146,56 2 747,48 52,18 0,24 0,0566
2001 52,68 37,36 41,09 1 395,77 1 535,03 1 688,17 1 968,14 2 164,5 2 775,21 52,93 -0,25 0,0644
2002 52,68 37,62 42,08 1415,01 1 582,98 1 770,89 1 981,79 2 217,04 2 775,6 52,72 -0,04 0,0012
2003 52,37 37,82 43,09 1 430,15 1 629,52 1 856,68 1 980,48 2 256,56 2 742,58 52,34 0,03 0,0009
2004 52,57 37,95 43,32 1 440,04 1 643,9 1 876,63 1 994,94 2 277,36 2 763,66 52,48 0,09 0,0076
2005 52,35 38,11 43,93 1 452,02 1 673,78 1 929,41 1 994,68 2 299,32 2 740,15 52,36 -0,01 0,0001
2006 52,57 38,23 43,99 1461,91 1 681,97 1 935,16 2 010,04 2 312,61 2 763,68 52,65 -0,08 0,0066
2007 52,8 38,41 44,01 1 475,30 1 690,31 1 936,65 2 028,19 2 323,78 2 788,3 53,12 -0,31 0,0966
2008 54,04 38,63 44,02 1, 492,02 1 700,29 1 937,63 2 087,24 2 378,59 2 919,9 53,7 0,34 0,1126
Итого... 474,5 341,2 386,5 12 934,1 14 654,6 16 608,3 17 986,9 20 376,3 25 016,6 474,5 0 0,3466
Совокупный коэффициент детерминации Я2 показывает, что продолжительность жизни людей в возрасте 15 лети старше в Республике Казахстан на 83,81 % зависит от уровня их образования и состояния здоровья. Следовательно, выбранные факторы существенно влияют на развитие трудового потенциала региона. Оставшиеся 16,19% складываются под влиянием других факторов.
Исследуемая связь между продолжительностью жизни людей в возрасте 15 лет и старше в Республике Казахстан, уровнем их образования и состоянием здоровья является значительной. Это свидетельствует о целесообразности построения двухфакторной регрессионной модели (3).
Произведем проверку построенной регрессионной модели (3) на адекватность по /'-критерию Фишера:
/ =
а; (и - т) о, 487762662 9 - 2 -1
= 43,2385.
(т -1) 0,03851632 2 -1
Табличное значение /-критерия при доверительной вероятности 0,95, т.е. (1 — 0,05) при У1=т — 1 = 2 — 1 =1;г2=л — т—1 = 9 — 2 — 1 = 6 составляет 5,99.
Поскольку / > / , более чем в 4 раза, урав-
расч табл ^ '
нение регрессии (3) следует признать адекватным.
Оценка значимости параметров ах, а2 и Яух1г2 производится с помощью ¿-критерия Стьюдента по следующим формулам:
, Л/С1 " Гх21х2)(« - т - 1)
а А - Я2
п Ух1х2
= 5,257.
2,7433045 • 0,47890868 ^1 - 0,94722 -У9 - 2 -1 0,48776266 1 - 0,91552
У(1 - 4Нп - т -1) =
у^1 -
_ 1-0,9240715 • 1,186179504 -уД -0,9472^9 - 2 -1 _ 4 386
0,48776266 -уД - 0,91552 ' '
Проверку адекватности уравнения регрессии можно также провести на основе расчета существенности совокупного коэффициента корреляции, сравнив его затем с критической величиной, взятой
Список литературы
из таблицы Стьюдента. При этом используется следующая формула:
tR = Я = 0,9155 .^Щ. = 13,852.
у**2 1 _ Я2 1 - 0,91552
УХ1Х2
Табличное значение ¿-критерия при 5 % уровне значимости и 6 степенях свободы (п — т — 1 = 6) составляет 2,45. Так как соответствующие ?расч > ?табл, оба фактора ах, а2 и совокупный коэффициент корреляции Я1х2 следует признать значимыми (существенными).
Теперь произведем расчет коэффициентов эластичности:
х „ „„„„„„^ 341,157 ,474,478327
Э, = а,^- = 2,7433045---/---= 1,97247,
11 у 9 9
О _ _
— — —
= -0,9240715 38614721/474,478327 = _0 526747.
9 9
Анализ коэффициентов эластичности показывает, что по абсолютному приросту наибольшее влияние на продолжительность жизни людей в возрасте 15 лет и старше в Республике Казахстан оказывает образовательный фактор, повышение уровня которого на 1 % приводит к росту трудового потенциала на 1,97247%, а снижение уровня заболеваемости людей на 1 % приводит к увеличению трудового потенциала на 0,7526747 %.
Отсюда можно сделать практические выводы и осуществить мероприятия, направленные на увеличение продолжительности жизни людей в возрасте 15 лет и старше в Республике Казахстан.
Для обеспечения высоких темпов развития трудового потенциала в Республике Казахстан необходимо продолжить увеличение государственных вложений в человеческий капитал, направленных на рост образовательно-квалификационного уровня населения и укрепление его здоровья. Крометого, необходимо разработать и постоянно совершенствовать мероприятия, направленные наизысканиерезервовдлядальнейшего снижения смертности населения. К ним относятся профилактика профессиональных заболеваний, борьба с алкоголизмом, производственным и бытовым травматизмом и т. д. Это будет способствовать увеличению продолжительности жизни людей, повышению ее качества, атакже ростутрудового потенциала.
1. ^ясоффЖСтратегическоеуправление. М.: Экономика, 1989.
2. Генкин Б. МЭкономика и социология труда: учебникдля вузов. М.: НОРМА-ИНФРА-М., 1998.
3. КотлярА. Формирование и использованиетрудового потенциала // Вопросы экономики, 1987. № 9.
4. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстан-2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всехказахстанцев». ИРЬ: http://www.minplan.kz/economyabout/222/412.
5. Экономика труда / под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: ЭКЗАМЕН, 2003.
6. Экономика труда: учебник / под ред. проф. П. Э. Шлендера и проф. Ю. П. Кокина. М.: Юрист, 2003.