Н.И. ПУПЫКИН, аспирант кафедры всеобщей истории исторического факультета Орловского государственного университета
Тел. 8 9102675248; [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ПРАВОЦЕНТРИСТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА АЛЕНА ЖЮППЕ (1995-1997)
Статья посвящена анализу социально-экономической политики правительства Алена Жюппе в 1995-1997гг. В статье рассматриваются такие вопросы, как идеи французских правоцентристов во внутренней политике страны, влияние внешних факторов на экономические показатели Франции, приватизация, проекты реформирования социальной сферы Франции, нововведения в экономической сфере, борьба с безработицей и бедностью, влияние общественного мнения на политику правоцентристов.
Ключевые слова: правоцентристская партия, социально-экономическая политика Франции, приватизация, борьба с безработицей и бедностью, налоговая реформа, реформа системы социального обеспечения.
1995 год прошел во Франции под знаком президентских выборов, победу на которых одержал лидер французских правых Жак Ширак. В руках правоцентристов оказались обе ветви власти - законодательная и исполнительная. Еще в 1993 г. коалиция, состоящая из представителей Объединения в поддержку Республики (ОПР) и Союза за французскую демократию (СФД), получила в результате выборов большинство в Национальном собрании - 480 мандатов.
На должность премьер-министра Ширак назначил своего давнего соратника, одного из лидеров ОПР Алена Жюппе. Правительство, начавшее работу в мае 1995 г., стало коалиционным. Представители СФД заняли несколько ключевых постов: министр иностранных дел (Эрве де Шаретт), министр экономики и финансов (Ален Мадлен, затем Жан Артюи), министр обороны (Шарль Мийон), министр образования (Франсуа Байру), министр труда и социального обеспечения (Жак Барро), министр культуры (Филипп Дуст-Блази) и др.
Успех коалиции во главе с Шираком на президентских выборах давал президенту и правительству возможность проведения решительных и связных реформ. Новый кабинет министров сделал ставку на создание новых рабочих мест, снижение уровня инфляции и сокращение дефицита бюджета и государственных расходов. 23 мая 1995 г., выступая на заседании в Национальном собрании с докладом об общей политике, Ален Жюппе указал основные цели деятельности своего правительства: развивать социальную интеграцию, реформировать систему образования, модернизировать государство, вовлечь ЕС в борьбу с безработицей, построить более сильную Францию, способную защищать свои интересы в мире1. В целом этот политический курс отражал основные программные предложения, обозначенные Жаком Шираком еще во время предвыборной кампании.
Снижение инфляции и дефицита бюджета объяснялось как внутренней необходимостью, так и обязательствами перед Европейским союзом для перехода с 1 января 1999 г. на единую европейскую валюту. В частности, в соответствии с Маастрихтскими соглашениями необходимо было сократить инфляцию до 1,5%, а дефицит государственного бюджета до 3% ВВП к 1998 г., хотя в 1995 г. он составлял около 5%2. В связи с этим уже осенью 1995 г. Жак Ширак объявил, что наступает эпоха экономии. Естественно, французы не очень обрадовались такому решению, поскольку это уси_________ лило социальную нагрузку.
© Н.И. Пупыкин
В борьбе с дефицитом правительство Жюппе действительно добилось неплохих результатов. В
1996 г. он был снижен до 4,25% ВВП3. Однако такого успеха удалось достичь путем небывалого для Франции повышения налогообложения, уровень которого возрос за 2 года с 44,5% до 45,7%. Благодаря этому увеличению в 1996 г. доходная часть бюджета увеличилась приблизительно на 120 млрд. фр.
В конце 1995 г. были приняты меры по ограничению государственных расходов, целью которых являлось получение дополнительных средств для борьбы с безработицей. «Жертвами» экономии стали государственные служащие, чья заработная плата была сокращена. Результатом урезания данных расходных статей бюджета стала реализация программы по поддержанию жилищного строительства и облегчению налогового бремени для предприятий малого и среднего бизнеса.
В течение всего 1996 г. популярность главы государства и премьер-министра падала. Ален Жюппе смог даже побить рекорд непопулярности, принадлежавший Эдит Крессон, единственной женщине, занимавшей пост премьера в последние годы президентства Франсуа Миттерана, - всего 20% положительных отзывов4. Требовалось что-то предпринять. В июне 1996 г. был представлен доклад кабинета министров об изменениях в налоговом законодательстве и объявлено о готовящейся масштабной реформе. Правительство Жюппе разработало пятилетний план снижения подоходного налога. Премьер-министр очень на него рассчитывал, подчеркивая, что это происходит впервые за многие годы. Первоначально налог был снижен на 8%, а окончательное снижение прогнозировалось в размее 25%5. Однако оппозиция указала на то, что снижение налога на 75 млрд. фр. не компенсирует 120 млрд. дополнительных изъятий из кармана налогоплательщиков, произведенных лишь за вторую половину 1995 г. К тому же заметить это снижение смогли бы немногие, поскольку около трети французов вообще не платят подоходный налог (по причине невысокого уровня заработной платы и развитой системы всевозможных скидок), а еще треть платят столь незначительные суммы, что снижения они просто не ощутили.
Помимо уменьшения ставки подоходного налога правительство предложило ликвидировать сложные фискальные скидки и провести широкую реформу налогообложения для предприятий и компаний, которое находилось в компетенции центральных и местных органов власти. Ален Жюппе заявил, что за 5 лет правительство намерено
снизить верхнюю и нижнюю границы налогообложения соответственно с 12 до 7% и с 56,8 до 47%, но при этом увеличить размер обязательных отчислений в фонды социального страхования с 2,4 до 3,4%6. К тому же было объявлено о повышении косвенных налогов на бензин, алкоголь, сигареты,
об упразднении некоторых привилегий для представителей более ста профессий. Кабинет министров решил учредить новый пенсионный фонд, использующий особые налоговые льготы для лиц, желающих увеличить размер пенсионного пособия; ликвидировать до 2001 г. налоговые сборы с 1,5 млн. немногодетных семей. Активную роль в разработке налоговой реформы помимо Алена Жюппе принял министр финансов Жан Артюи.
Для увеличения доходных статей бюджета кабинет Жюппе продолжил серию приватизаций, начатых еще правительством Эдуара Балладюра, что принесло государству более 25 млрд. фр.7. С 1995 г. проводилась подготовка к частичной приватизации «Рено», «Франс Телеком» и крупнейшего металлургического комплекса «Юзинор-Саси-лор». Жюппе предполагал расстаться с государственным пакетом (11%) в группе предприятий «Эльф Акитэн». Развернулась широкая дискуссия вокруг проблемы целесообразности перехода в частный сектор объединений «Электрисите де Франс» и «Газ де Франс»8. В 1996 г. премьер-министр высказался за приватизацию крупной корпорации в области радиоэлектроники «Томсон», разделив ее при этом на две ветви: производство оборонной и электронной продукции. Эта инициатива встретила жесткое сопротивление со стороны рабочих данной компании. К тому же против подобного шага выступила Комиссия по приватизации, которая запретила кабинету министров проводить дальнейшую подготовку к денационализации «Томсон». Жюппе предложил также продать в частную собственность нерентабельные железные дороги. Однако переход в частные руки Национального общества железных дорог (СНСФ), а также финансовой структуры «Креди эндюстриель э коммерсиаль», в состав которой входили 11 региональных банков и 6 различных финансовых институтов, правительство приостановило из-за мощного протеста служащих. В 1997 г. было приватизировано еще 10 предприятий, среди которых было несколько банков, страховых компаний и крупный авиаперевозчик «Эр Франс». При этом государство осталось акционером всех приватизированных предприятий, причем в некоторых из них продолжало играть ключевую роль (46% акций «Рено» принадлежит государству).
Глава кабинета предпринял ряд шагов, направленных на увеличение инвестиционного потока во французскую экономику, поскольку в начале 1990х гг. произошло беспрецедентное за послевоенное 50-летие падение инвестиций. После понижения процентных ставок в 1996 г. здесь наметилась положительная динамика, перешедшая в следующем году в подъем, который продолжался долгое время.
Однако проведение правительством курса на бюджетную экономию заморозило, по сути, все программы и финансовые рычаги по борьбе с бедностью, вследствие чего уже к декабрю 1996 г. число лиц, получающих специальные пособия по бедности, превысило цифру в 1 млн человек9.
Несмотря на провозглашение Шираком и Жюппе в качестве приоритетного направления сокращение уровня безработицы и выдвижение ими в первые месяцы пребывания у власти социальных проектов, направленных на рост занятости молодежи и лиц, находящихся длительное время без работы, с 1995 по 1997 г. безработица неуклонно росла. Временами число безработных превышало 3 млн. человек, что составляло более 12% трудоспособного населения Франции10. В связи с этим правительство провело ряд мер по стимулированию и развитию рынка рабочей силы. Национальное собрание приняло несколько законопроектов о поощрительных дотациях предпринимателям за наем молодых работников и за возвращение на производство уволенных. Правоцентристское правительство внесло на рассмотрение ряд законодательных инициатив, направленных на увеличение числа занятых. Ален Жюппе выделил три основных направления: снижение стоимости труда; помощь мелким и средним предприятиям; решение жилищного вопроса.
Кабинет министров предложил новый вид трудового договора - договор инициативной занятости. Данный вид контракта предусматривал прием на работу на срок более года следующих категорий граждан: длительное время безработные, получающие пособие по бедности, инвалиды.
Этот договор предполагал полное освобождение от уплаты предпринимательских взносов на социальное обеспечение с зарплат ниже уровня СМИК (ЭМЮ - минимальная гарантированная межотраслевая оплата труда. - Н.П.) и выплату дотаций в размере 2000 фр. в месяц в течение двух лет. Таким образом, эти меры должны были привести к удешевлению стоимости труда на 40% для рабочих, получающих СМИК. Жюппе рассчитывал на заключение около 350 000 таких договоров в год11 .
Для молодых дипломированных специалистов правительство решило увеличить срок поддержки на первом месте работы до 18 месяцев независимо от того, по какому типу трудового договора он был принят на работу (с ограниченным или неограниченным сроком). Также были предусмотрены следующие меры: удвоение выплат до 2000 фр. в месяц в течение 9 месяцев для молодых безработных - дипломированных специалистов, начиная с третьего месяца их безработицы; утроение выплат до 3000 фр. в месяц в течение 9 месяцев для молодых, нанятых работать за границей.
Не менее важной формой борьбы за занятость правительство видело поддержку мелких и средних предприятий, поскольку именно они являются во Франции основными работодателями. В рамках данного направления политики кабинет Жюппе предложил:
- снизить выплаты на социальное обеспечение с низких заработных плат;
- упростить административные формальности: единая социальная декларация, которая объединит в себе все декларативные формальности, связанные с выплатами по зарплате; единая форма найма на работу, которая заменит 11 бланков, необходимых для приема на работу; единый договор обучения, который упростит все формальности по обучению и переобучению рабочих на предприятии;
- упростить получение кредитов и ссуд для мелких и средних предприятий.
Что касается решения жилищного вопроса для рабочих, то правительство выступило с инициативой увеличения расходов на строительство и реконструкцию жилого фонда (около 20 000 квартир), а также упрощения заключения договоров об аренде помещений.
В целом меры по сокращению безработицы, предложенные правоцентристами, были весьма разумными и своевременными, однако режим экономии не позволил кабинету Жюппе провести полное финансирование этих программ, ввиду чего их эффективность оказалась не слишком велика. Многие экономисты отмечали, что реализация правительственных предложений не принесет сиюминутного результата, поскольку рассчитана на длительный срок12.
Одним из направлений в деятельности правительства Жюппе стало реформирование системы социального обеспечения. Это объяснялось двумя немаловажными причинами. Во-первых, так называемые «социальные» расходы составляли значительную часть бюджета. Во-вторых, 85%
финансирования социального обеспечения осуществлялось не за счет налогов, а из отчислений предприятий. Естественно, с ростом числа безработных произошло снижение объема данных поступлений. На систему здравоохранения приходилось около половины общего дефицита всей системы социального обеспечения, что было вызвано ростом стоимости лекарственных средств и медицинского обслуживания.
15 ноября 1995 г. Ален Жюппе в речи перед Национальным собранием изложил основные направления готовящейся реформы системы социального страхования. Она предполагала право парламента ежегодно принимать закон, определяющий основные параметры развития соцстраха.
В области медицинского обеспечения правительство предложило следующие меры:
- переход к единому базовому режиму для всех лиц, легально проживающих на территории Франции и достигших 18-летнего возраста;
- создание Региональных союзов касс страхования по болезни;
- установление автоматического порядка оплаты труда врачей таким образом, чтобы тарифные повышения были условными и временными;
- развитие всей системы медицинской помощи: информатизация кабинетов врачей; первоначальное образование врачей будет реформировано, и дальнейшее обучение для них станет обязательным; стимулирование переориентации значительного числа городских врачей на превентивную медицину (в школьных учреждениях или на предприятиях);
- развитие рынка медикаментов, патент на которые принадлежит государству;
- предоставление фармацевтам возможности распределять точно количество лекарств, необходимых для курса лечения, во избежание перерасходов и злоупотреблений;
- введение карт социального страхования с фотографиями, для того чтобы бороться против подлога;
- сдерживание роста расходов на медицинские нужды13.
Вступление в силу правительственных ордонансов, регулирующих систему социального обеспечения, вызвало бурные протесты со стороны медицинских работников. Многие врачи выступали не только против снижения финансирования, но и против излишней информатизации лечебного процесса14. Уже после отставки кабинета Жюппе последовала шестинедельная забастовка, целью
которой была отмена нежелательных нововведений и введение моратория на сокращение затрат на социальную сферу.
Правоцентристское правительство не обошло стороной и систему образования. Ален Жюппе и Франсуа Байру внесли ряд предложений, среди которых следует выделить следующие:
- предоставление большей автономии образовательным учреждениям в области разработки и внедрения новых методик преподавания и регулирования учебных ритмов;
- развитие системы технического и профессионального образования и углубление ее связи непосредственно с производством путем прохождения на предприятиях производственных практик;
- реформирование первых циклов обучения в университетах, в частности установление более тесных связей с рынком труда и его запросами на ту или иную специальность;
- увеличение финансирования фундаментальной науки.
В рамках пенсионной реформы правительство было намерено увеличить трудовой стаж и период обязательных выплат с зарплат с 37,5 до 40 лет и создать специальный Пенсионный фонд для госслужащих на примере Национального пенсионного фонда для служащих местных органов управления.
Интересным представляется тот факт, что предложенная реформа шла вразрез с некоторыми пунктами предвыборной программы Жака Ширака о том, что важную роль в определении дальнейшей судьбы системы социального страхования должны играть социальные партнеры15. Таким образом, французское общество было вправе потребовать от президента и правительства прекратить дальнейшее проведение реформы. Крупнейшие профсоюзы Франции Всеобщая конфедерация труда (ВКТ) и «Форс увриер» организовали забастовки работников общественного транспорта, железнодорожников и некоторых категорий госслужащих. Их поддержали и работники частного сектора, увидевшие в плане Жюппе огосударствление соцстраха. В крупных городах демонстрации приняли стихийный характер и переросли в уличные беспорядки.
Под давлением общественного мнения кабинет министров пошел на значительные уступки: сохранение специального режима пенсионного обеспечения для некоторых отраслей госсектора; приостановка плана реструктуризации Национального общества железных дорог. Правоцентристы вынужденно отказались от четкого увязывания размеров социальных пособий с объемом ежегодных
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
налоговых поступлений в бюджет, от увеличения пенсионного стажа для госслужащих, от введения штрафов для врачей, превысивших ежегодный лимит медицинских страховок. К тому же правительство было реорганизовано, в его состав вошли новые лица.
В январе 1996 г. в Национальном собрании были приняты два правительственных ордонанса: «О возмещении долга соцстраха» и «Об экстренных мерах по восстановлению финансового равновесия соцстраха». По первому до 2009 г. был введен особый дополнительный налог в размере 0,5% со всех доходов граждан, идущий на погашение долга кассы соцстраха. По расчетам правительства, он должен был приносить около 25 млрд. фр. в год. Для сбора этих средств была создана специальная касса для погашения социального долга - КАДЕС (CADES - Caisse d’amortissement de la dette sociale.
- Н.П.). Эта касса должна была возместить долг соцстраха в размере 221 млрд. фр., или 34 млрд. евро16. КАДЕС имела также право заимствования денежных средств на финансовых рынках.
Второй законопроект включал в себя неотложные мероприятия по сокращению дефицита кассы соцстраха в 1996 г. с 60 млрд. до 17 млрд. фр. Однако этим планам не суждено было осуществиться. В середине 1996 г. правительство внесло новые поправки, согласно которым дефицит кассы соцстраха составил в 1996 г. 48,6 млрд. фр.
Публикация такой статистики не могла не спровоцировать новую волну народного недовольства. Профсоюзные организации, встревоженные возможной потерей контроля над социальной кассой, высказались против «неэффективной антисоциальной» реформы. В итоге преобразования в социальной сфере оказались половинчатыми, поскольку основных целей они не достигли,
однако все равно были осуществлены, хоть и в урезанном виде.
В апреле 1997 г. Жак Ширак после уговоров Алена Жюппе и генерального секретаря Елисей-ского дворца Доминика де Вильпена решил распустить Национальное собрание. Премьер-министр оправдывал этот шаг тем, что правящая коалиция, имеющая подавляющее большинство в парламенте, ввиду отсутствия жесткой оппозиции подверглась политическим шатаниям. Несмотря на отрицательную реакцию многих членов ОПР и СФД, президент назначил досрочные парламентские выборы, результатом которых явилось сокрушительное поражение правых. Жюппе ушел с поста и главы правительства, и председателя ОПР.
Результаты социально-экономической политики правоцентристов в данный период достаточно противоречивы. С одной стороны, Франция вступила в зону евро в положенные сроки, уровень инфляции снизился до 2% в год, был сокращен дефицит государственного бюджета, с другой -большинство идей правоцентристов в социальноэкономической сфере так и осталось на бумаге, не получив право на жизнь. Катастрофические для правых результаты на досрочных парламентских выборах показали непопулярность правительственных мер. Социально-экономическое реформирование, проводимое правительством Жюппе, усугублялось режимом экономии и необходимостью снижения социальных расходов. В связи с этим многие аспекты деятельности правоцентристов вызывали бурю протестов во французском обществе. Среди них необходимо назвать значительное увеличение налогов, попытки лишить госслужащих части льгот пенсионного обеспечения, рост безработицы и бедности.
Примечания
1 Juppe A. Declaration de politique generale (Assemblee nationale). 23.05.1995 [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.archives.premier-ministre.gouv.fr/juppe_version1/DISC0URS/230595.HTM, свободный. - Загл. с экрана.
2 Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. - М., 2001. - С. 252.
3 Бирюлев В.С. Франция: вялое оживление // Мировая экономика и международные отношения. -1997. -
№ 6. - С. 102.
4 Рыбаков В.Б. Сто дней Лионеля Жоспена // Мировая экономика и международные отношения. -1998. -№ 1. - С. 117.
5 Lebrette F. L’impot sur le revenu // Le Figaro-Magazine. 14.09.1996. P. 28.
6 См.: Juppe A. La reforme fiscale (TF1 - France 2 - 20h00). 05.09.1996 [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим
доступа: http:// www.archives.premier-ministre.gouv.fr/juppe_version1/DISC0URS/050996.HTM, свободный. -Загл. с экрана.
7 Преображенская А.А. Парламентские выборы 1997 г. во Франции // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 1. - С. 109.
8 См.: Черников Г.П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции. - М., 2002. - С. 89.
9 Преображенская А.А. - Указ. соч. - С. 109.
10 L’Express, 7 mars 1996.
11 Juppe A. Conference de presse pour la presentation du plan d’urgence pour l’emploi. 22.06.1995 [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.archives.premier-ministre.gouv.fr/juppe_ver sion1/DISC0URS/ 220695.HTM, свободный. - Загл. с экрана.
12 L’Express, 7 decembre 1995.
13 Juppe A. Declaration de politique generale sur la reforme de la protection sociale (Assemblee nationale). 15.11.1995 [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.archives.premier-ministre.gouv.fr/ juppe_version1/ DISC0URS/151195.HTM, свободный. - Загл. с экрана.
14 L’Express, 14 avril 1997.
15 См.: Chirac J. Une nouvelle France. Reflexions. Paris, 1994. P. 57.
16 Франция. В поисках новых путей / Отв. ред. Ю.И. Рубинский. - М., 2007. - С. 235.
N.I. PUPYKIN
SOCIAL AND ECONOMIC REFORMS OF THE RIGHT-CENTRAL GOVERNMENT OF ALAIN JUPPE
(1995-1997)
The article is devoted to the analysis of social and economic politics of the government of Alain Juppe in 1995-1997. In this article such questions as French right-central party ideas in the internal politics of the country, influence of external factors on economic development of France, projects of reforming of social sphere in France, innovations in economic sphere, struggle against unemployment and poverty, influence of public opinion on politics of the right-central governments are described.
Key words: right-central party, social and economic politics of France, privatization, struggle against unemployment and poverty, tax reform, social welfare system reform.