СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
А. А. БУРМИСТРОВА, Н. К. РОДИОНОВА, И. С. КОНДРАШОВА
Сельские территории Российской Федерации обладают огромным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом и именно их состояние во многом определяет динамичное развитие экономики страны в целом, а также повышение благосостояния населения России.
Проблемы сельских территорий очевидны, возникает опасность сохранения территориальной целостности России. Как известно, одной из основных причин создавшегося положения является кризис базовой отрасли сельской экономики - сельского хозяйства. В России на протяжении многих десятилетий основной путь развития сельских территорий, независимо от их аграрного потенциала, сводился к узкоотраслевому аграрному подходу, которому было свойственно сохранение «функциональной чистоты» деревни и недопущение развития иных производств, кроме сельскохозяйственного. Отсутствие дифференцированного подхода к развитию сельских территорий привело к формированию преимущественно аграрного сектора сельской экономики, зачастую нерациональному размещению производительных сил, неразвитости социально - бытовой инфраструктуры и другим серьезным проблемам. Сельская местность как объект изучения требует комплексной оценки, учитывающей одновременно и территориальный аспект, и совокупность общественных отношений, включающих в себя экономические, социальные, культурные, демографические, экологические и другие индикаторы.
В данной статье рассматриваются основные проблемы социально-экономического развития села. Представлены основные подходы к решению данной проблемы. Особое значение уделяется причинам возникновения проблем развития сельского хозяйства.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, сельские территории, агропромышленный комплекс, экономика.
Наша страна располагает 403 млн га земель сельскохозяйственного назначения. Поселенче-ско-демографический потенциал сельских территорий составляет 153 тыс. в основном малолюдных населенных пунктов, в которых проживает 38,2 млн чел., в том числе около 23 млн в трудоспособном возрасте. Сельское население является непосредственным хранителем культуры, традиций и нравственности народов России.
За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 42 % сельского жилищного фонда, центральным отоплением -44 %, канализацией - 32 %, горячим водоснабжением - 20 % площади сельских жилых помещений. В сельской местности газифицировано 75 % площади жилых домов, но только две пятых этой площади газифицированы природным газом. Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 36 % протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.
Обострилась проблема электроснабжения сельских поселений. Большая часть воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе сельскохозяй-
ственных организаций, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.
Сократилась сеть участковых больниц и фельдшерско-акушерских. На 10 тыс. чел. в сельской местности приходится 55 больничных коек, в городской - 133 койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе. Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли и реструктуризацией сети стационарного медицинского обслуживания. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,7 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением [3].
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на две трети, их единовременная пропускная способность составляет 10-15 % норматива.
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 г. сократилась наполовину. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась с 56 до 38 %, тогда как в городе она составляет 66 %. В результате оптимизации региональной системы образования количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,6 тыс. В результате сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений и недостаточной организации доставки детей к ним обострилась проблема доступности для сельского населения услуг образования.
Сеть сельских клубов и домов культуры сократилась на 26 %, библиотек - на 11 %, библиотечный фонд уменьшился на 71 млн экземпляров (17 %).
В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует. Телефон в квартирах имеет только 27 % сельских семей, а среди горожан - 67 %. Не телефонизированными остается почти половина организаций социальной сферы и торгово-бытового обслуживания.
В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса. Из-за бездорожья и нехватки автобусного парка 64,3 тыс. сельских поселений остается без автобусного сообщения.
Ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения увеличилась, коэффициент смертности в расчете на 1 тыс. сельского населения составляет 18 %о, что на 18 % выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни на селе снизилась и составляет 63,8 года против 65,8 года в городе. В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов.
Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе. Производственные и социальные проблемы, существующие в сельской местности, вызывают интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В настоящее время наблюдается недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе. Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2011 г. среди занятого в сельском хозяйстве населения профессиональное образование имели только 53 % работников, а высшее - 13,6 %. Задача обеспечения продовольственной безопасности страны диктует необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров [1].
В основе нежелания выпускников сельскохозяйственных учебных заведений работать на селе лежат социально-экономические (размер заработной платы, условия труда, проблемы жилья, быта и культуры) и социально-психологические факторы, престиж работы. Выпускники сельскохозяйственных учебных заведений вернулись бы
жить и работать в сельскую местность, но только при условии, если им предоставят жилье и место работы. Основными причинами миграции молодежи из села в город являются: безработица; ограниченность в получении желаемого профессионального образования и карьерном росте; слабо развитое жилищное строительство; дорожно-транспортные проблемы; низкий уровень культурного, медицинского и торгового обслуживания.
Для решения социально-экономических проблем села необходимо принять меры, охватывающие два направления:
- развитие экономики, в том числе агропромышленного комплекса и самого сельского хозяйства;
- развитие местного самоуправления.
Исходя из задач социально-экономической
политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для решения социально-экономических проблем сельских территорий можно предложить комплекс следующих взаимоувязанных мероприятий:
1. Особенности сельского хозяйства заключаются в том, что оно является одним из основных условий улучшения качества жизни населения на селе. В настоящее время в экономике России наблюдается усиленное развитие сырьевых отраслей, ориентированных на внешний рынок. В то же время отрасли экономики, ориентированные на внутренний рынок (машиностроение, легкая и пищевая промышленность и т. д.), находятся в состоянии стагнации. Поскольку сегодня физическим и юридическим лицам выгодней экспортировать минеральные и топливные ресурсы, чем использовать их внутри страны, то государству следует выработать соответствующую экономическую политику эффективного использования этих отраслей в интересах всего народного хозяйства. Располагая богатыми природными ресурсами, Россия уже сегодня должна привлекать инвестиции из сырьевых отраслей для развития наукоемких производств агропромышленного комплекса и сельского хозяйства.
2. Демократизация межбюджетных отношений. Для этого необходимо соблюдение общепризнанных стандартов: доля местных бюджетов в консолидированном бюджете России составляет 20 %; доходы бюджетов поселений на 75 % формируются за счет собственных источников. Мировой опыт свидетельствует, что без учета данных условий обеспечить необходимую самостоятельность органов местного самоуправления не удается. Сейчас, даже с учетом бюджетов му-
ниципальных районов, у нас идет отставание по обоим показателям в несколько раз.
3. Повышение эффективности местного самоуправления можно путем расширения полномочий сельских администраций, децентрализации налоговой системы. Предлагается следующая схема формирования налогов: все субъекты налогообложения, находящиеся на территории сельской администрации, перечисляют налоги и связанные с ними платежи в бюджет поселения; в распоряжении местного органа власти остается примерно 50-70 % налоговых поступлений, а остальные перечисляются на следующий уровень -в районный бюджет (аналогичным образом поступают сначала районные, затем региональные администрации, перечисляющие налоги в федеральный бюджет).
4. Объединение (укрупнение) муниципальных образований с учетом финансовых возможностей вновь созданных муниципалитетов и их обеспеченности инфраструктурой (при формировании структуры поселений учитывались в первую очередь критерии численности населения и «пешеходной доступности» центра поселения).
5. Развитие сотрудничества между властью и населением с целью дальнейшего благоустройства и процветания территории проживания.
6. Совершенствование отношений «государство-сельхозпредприятие». Введение единого земельного налога существенно улучшит условия хозяйствования. Система отношений «государство - предприятие» (т. е. условия хозяйствования) определяются государством. Состояние экономики аграрного сектора, главным образом, зависит от качества государственного управления.
7. Решение проблем формирования цен на агропродовольственном рынке. Темпы роста потребительских цен на розничном рынке существенно опережают цены реализации сельскохозяйственных товаропроизводителей. В результате падает их доля в конечной цене и сдерживается потребительский спрос населения. В результате страдают и производитель, и потребитель. Особенно это проявилось на рынках зерна и мяса.
8. Совершенствование межотраслевых пропорций с целью снижения диспаритета цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией. В условиях отсутствия конкуренции решение проблемы диспаритета цен невозможно без активизации роли государства в формировании ценовой политики на энергоресурсы, в раз-
витии связей между их производителями и потребителями [2].
9. Доступ сельхозтоваропроизводителей на рынок. Разница в ценах, которая складывается на агропродовольственном рынке, обусловлена отсутствием реальной инфраструктуры агропродо-вольственного рынка. Одним из возможных вариантов решения проблемы является разработка ведомственной целевой программы по развитию кооперации, в которой необходимо предусмотреть меры, направленные на ослабление монополистического пресса, создание заготовительной инфраструктуры и переработки продукции, льготное кредитование, поощрение инвестиций.
10. Для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия необходимо принять (в возможно короткие сроки) Федеральный закон «О регулировании торговой деятельности в Российской Федерации», а также внести изменения в антимонопольное законодательство, нормативные правовые акты по вопросам конкуренции.
11. Упрощение, либерализация и повышение прозрачности налоговой системы.
12. Активная помощь со стороны финансово -кредитной системы в развитии сельского хозяйства, беспроцентные кредиты сельскохозяйственным предприятиям. Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями. В рыночных условиях необходимо активно использовать механизмы субсидирования сельских товаропроизводителей.
13. Особое внимание следует уделить отраслям, обеспечивающим функционирование сельского хозяйства, в том числе пищевой промышленности. Большой проблемой остается обновление оборудования в этой отрасли.
14. Проработать возможность создания с участием государства мощной сельхоз машиностроительной корпорации, которая могла бы объединить ресурсы на приоритетных направлениях технологической модернизации сельского хозяйства. Провести комплекс мероприятий, направленных на возрождение системы инженерно-технического обслуживания на селе и обеспечение доступа к ней основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей. Разработать и принять Федеральную целевую программу «Развитие машиностроения для АПК», направленную на решение задачи комплексной модер-
низации сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности.
15. Особого внимания требуют социальные проблемы села. В первую очередь это повышение занятости и улучшения демографической ситуации, формирование социальной инфраструктуры, снижение бедности и повышение доходов сельского населения.
16. Для привлечения молодых специалистов в сельское хозяйство со стороны государства необходимо осуществить следующие меры: выделять субсидии для социально-экономического развития села, проводить выгодную для селян ценовую политику, развивать инфраструктуру села (создавать или улучшать социально-бытовые условия для жителей села), обеспечить молодых специалистов жильем и достойной заработной платой, создать перспективу для дальнейшего профессионального роста, направлять студентов-целевиков по месту работы с отработкой положенного срока и создавать им условия для дальнейшего карьерного роста.
В целом, перечисленные рекомендации направлены на активное социально-экономическое развитие сельских территорий, усиление системы государственной власти, повышение эффективности государственного управления в агропромышленном комплексе, создание более благоприятных условий для развития предпринимательства.
Настало время, когда нам нужно спасать не только сельхозпроизводителя, но и потребителя продовольствия от диких скачков цен, от некачественной продукции, разрушительной силы «саморегулирующейся экономики». Надо признать, что реформа 90-х гг. привела к обезземеливанию крестьян, искорежила землепользование, уничтожила техническую оснащенность деревни, создала чудовищную продовольственную зависимость от иностранного капитала.
Село необходимо спасать от полного уничтожения. Судьба села будет зависеть от отношения власти к крестьянину, к его выживанию и спасению, а вместе с ним и всей страны.
Литература
1. Бессонов В. А. Трансформационный спад и структурные изменения в российском АПК // Научные труды. М., 2011. № 30.
2. Бурмистрова А. А., Родионова Н. К., Кондра-шова И. С. Государственная поддержка модернизации сельского хозяйства в России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 3.
3. Ильин С. С. Государственное экономическое регулирование аграрной сферы АПК России: история, теория и практика: монография. М., 2009.
4. URL: http://www.agronews.ru
* * *
SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES AND WAY OF THEIR DECISION
A. A. Burmistrova, N. K. Rodionova, I. S. Kondrashova
Rural territories of the Russian Federation possess huge natural, demographic, economic and historical and cultural potential and their state in many respects defines dynamic development of national economy as a whole, and also increase of the population welfare in Russia.
Problems of rural territories are obvious, at the same time emergence of danger of preservation of territorial integrity of Russia is obvious. It is known that one of the main reasons for the created situation is crisis of a key branch of rural economy - agriculture. In Russia for many decades the main way of development of rural territories, irrespective of their agrarian potential, was reduced to sector agrarian approach to which preservation of «functional purity» villages and prevention of development of other productions, except agricultural was peculiar. Lack of the differentiated approach to development of rural territories led to formation of mainly agrarian sector of rural economy, often irrational placement of productive forces, backwardness of social and household infrastructure and to other serious problems. The rural areas as object of studying demand the complex assessment considering both territorial aspect, and set of the public relations including economic, social, cultural, demographic, ecological and other indicators.
In this article the main problems of social and economic development of the village are considered. The main approaches to the solution of this problem are presented. Special value is given to the reasons of emergence of problems of agriculture development.
Key words: social and economic development, rural territories, agro-industrial complex, economy.