Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ КАШКАДАРЬИНСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ КАШКАДАРЬИНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
город / городок / урбанизация / агломерация / население / инфраструктура / социальная сфера.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сафаров И.Б., Расулов Ф.

В данной статье изучаются и анализируются социально-экономические проблемы и перспективные направления развития городов Кашкадарьинской области, разрабатываются предложения и рекомендации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ КАШКАДАРЬИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Сафаров И.Б. преподаватель

Каршинский государственный университет

Расулов Ф. студент

Каршинский государственный университет

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ КАШКАДАРЬИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В данной статье изучаются и анализируются социально -экономические проблемы и перспективные направления развития городов Кашкадарьинской области, разрабатываются предложения и рекомендации

Ключевые слова: город, городок, урбанизация, агломерация, население, инфраструктура, социальная сфера.

Safarov I.B. teacher

Karshi State University Rasulov F. student

Karshi State University

SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT OF THE CITIES OF KASHKADARYA REGION

Abstract. This article studies and analyzes socio-economic problems and promising directions for the development of cities in the Kashkadarya region, and develops proposals and recommendations

Key words: City, town, urbanization, agglomeration, population, infrastructure, social sphere.

Известно, что городские поселения занимают ведущее положение в социально-экономическом развитии регионов. Именно в городах высоко интегрированы промышленность, культура, инфраструктура регионов, услуги населению, инвестиции и инновации. С этой точки зрения существующая проблема регионов отражается в проблеме городов. Эти проблемы есть в различных сферах, в том числе в промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве и сфере обслуживания, а также развитии сельского хозяйства, совершенствовании административно-территориального устройства и т.д.

Согласно данным, нынешний производственный потенциал Кашкадарьинской области, на долю которой приходится около 6,0% общей площади страны и 10% ее населения, недостаточно совместим с ее ресурсным

потенциалом. Например, регион опережает нашу республику по запасам природного газа, нефти, различных агрохимических ресурсов. В период до независимости экономика экономического района развивалась больше в аграрно-промышленном направлении, но в последующие годы с целью повышения экспортного потенциала региона осуществлялись иностранные инвестиции в горнодобывающую, топливную, химическую, легкий и развивается в индустриально-аграрном направлении на основе задействования пищевой промышленности и транспортной инфраструктуры. Кроме того, по объему инвестиций область занимает первое место в стране по производству хлопка и зерна, а по производству промышленной продукции уступает только городу Ташкенту.

Как уже говорилось выше, Кашкадарьинская область опережает по многим экономическим показателям. Но в этом регионе есть и свои проблемы. Например, основная часть промышленной продукции региона приходится на горнодобывающую и нефтяную промышленность, в которой ведущее место занимает добыча нефти и газа (на топливную промышленность приходится 77,9% общего объема промышленного производства). Такая ситуация привела к большей моноспециализации промышленности, замедлению развития обрабатывающих производств и производств полного цикла. Например, в среднем в регионе добывается около 2 миллионов тонн нефти в год (более 80 процентов нефти республики), но поскольку в регионе нет нефтеперерабатывающего предприятия, вся она поступает на нефтеперерабатывающие заводы в Бухарская и Ферганская области. Здесь следует отметить, что добыча нефти с каждым годом снижается в региональном масштабе.

Следует отметить, что строительная отрасль в регионе развита недостаточно. Однако география сырьевых месторождений этого сектора, непосредственно связанного с градостроительством и урбанизацией, охватывает всю территорию региона. Тот факт, что сырьевой фактор является основным фактором размещения этой сети, а кроме того, в Шахрисабз-Китабском бассейне имеются большие запасы ее, так как других видов полезных ископаемых здесь почти нет, необходимо развивать промышленность строительных материалов в районах этой зоны области.

Районы региона отличаются друг от друга по состоянию развития социальной сферы. Например, обеспеченность жильем на одного человека в среднем по Кашкадарьинской области по итогам 2018 года составляет 13,1м2. В то же время в Шахрисабзе (10,3 м2), Касби (9,7 м2) эта сумма значительно меньше, что приведет к дальнейшему обострению жилищной проблемы в этих районах в ближайшие годы. Современное жилищное строительство является важным индикатором сельской урбанизации.

Если уровень обеспечения населения питьевой водой практически одинаков по районам области, то ее снабжение природным газом более уязвимо в Чиракчинском, Дехканабадском и Камашинском районах. Дехканабад (51,1 %), Камаши (59,6 %), образовавшиеся в пустынных районах

(69,8 %), Касби (70,2 %), Миришкор (74,0 %) и, что самое прискорбное, также имеются проблемы в Гузоре (71,0 %), Яккабоге. (73,1 %) районов, имеющих много гидрографических притоков. Особенности рельефа региона имеют первостепенное значение в обеспечении населения природным газом, и в этом отношении равнинные районы обладают гораздо большими возможностями по сравнению с горными и долинными районами. В текущем году уровень обеспечения природным газом очень низкий в Гузорском (44,4%), Камашинском (44,8%), Дехканабадском (45,5%) районах. Особенно удивительно, что даже половина населения Гузорского района, известного на всю республику своим Шортанским газовым месторождением, не обеспечена природным газом.

Такие социально-экономические изменения отражаются, прежде всего, на сети и структуре городов. В настоящее время сеть городов в этом регионе сравнительно хорошо развита. Но существуют огромные различия в уровне обеспеченности городских территорий региональных округов. Например, каждая тысяча кв. км по обеспеченности городскими поселениями, площадь которых сравнительно невелика и создано много новых городов, лидируют районы Каршинский (18,0), Касбийский (12,8), Дехканабадский (0,8), Миришкорский (1,0), Мубарак (1,9), Камаши (2,3) и низкий в районах с неблагоприятными рельефно-климатическими условиями, таких как Гузор

(2,3).

Анализ сети и структуры городов Кашкадарьинской области показывает, что хотя сеть (количество) городов к настоящему времени сформирована достаточно хорошо, улучшение их структуры является одной из важных проблем. Причина в том, что большинство городских поселений региона являются агрогородками с населением менее десяти тысяч человек и слабоиндустриализированными. При классификации городов области по численности населения к классу крупных городов относится только административный центр области Карши. Здесь следует отметить, что система городов среднего уровня в экономическом районе сформирована недостаточно; Этот класс городов, состоящий из Шахрисабза и Косона, в ближайшем будущем станет слабее, поскольку Шахрисабз станет большим городом. Потому что города Китаб (39,5 тысяч) и Камаши (36,8 тысяч), претендующие на место в средней системе урбанизации региона, растут медленно.

В целом 132 или 98 процентов городов Кашкадарьинской области относятся к классу малых городов. Среди них 6 городов с населением 20-50 тысяч жителей (Китаб, Камаши, Мубарак, Яккабог, Гузор и Чиракчи) и 12 городов с населением 10-20 тысяч человек. Они составляют % всего населения города. Здесь 22 города с населением 5-10 тысяч человек.

В 2009 году в связи с переводом ряда сел в категорию городских поселений сеть городов региона стала меньше. Например, 90 городских территорий являются поселениями с населением до 5000 человек. Таким образом, города с населением до десяти тысяч человек занимают 88,7% от

общего числа городских поселений региона. Однако в них воплощено лишь 43,6% городского населения региона.

Следует отметить, что «искусственное» увеличение количества городских территорий и уровня урбанизации не является единственным решением полного решения социально-экономических проблем регионов. Поскольку в большинстве поселений сельского населения, входящих в категорию новых городов, градообразующие факторы (промышленность, инфраструктура, банковско-финансовое дело, наука-наука,

квалифицированные кадры) недостаточно сформированы или развиты частично. В то же время большинство новых городов экономического района специализируются на сельскохозяйственном производстве и недостаточно обеспечены важными социальными сферами повседневной жизни, такими как питьевая вода, природный газ, связь и транспортная инфраструктура, то есть» старые проблемы новых городов» или характеризуется сохранением «больших проблем малых городов». Это не соответствует общим критериям для городов и городских территорий. Итак, можно сказать, что городская структура Кашкадарьинской области не развита и требует совершенствования.

Вышеуказанные города резко отличаются друг от друга и по своей социально-экономической функции: город Карши, будучи административным центром областей, одновременно является территориальным воплощением множества промышленных, финансовых, научных, образовательных и медицинских объектов описано. Однако в этих городах важнейшими экономико-географическими проблемами считаются обеспечение населения питьевой водой, оказание коммунально-бытовых услуг, увеличение объемов производства промышленной продукции, а экологические проблемы станут более острыми. Президент республики Ш.М.Мирзиёев комментирует эти проблемы в городе так: - «В частности, в последние годы работа, связанная с формированием центра города, полностью остановлена и предоставлена сама себе. Из-за узости городских проспектов Узбека, Насафа и Корлибогота общественный и частный транспорт создает некоторые неудобства для жителей. Кроме того, остаются нерешенными такие важные вопросы, как благоустройство центральных улиц города и обновление ирригационной системы, строительство современных жилых домов для жителей -предприятия, загрязняющие окружающую среду, должны быть вынесены за пределы города или в новые поселки. Также необходимо устранить проблемы обеспечения жителей города питьевой водой. Главное, что в дальнейшем город Карши целесообразно развивать исходя из потребностей населения региона, за счет непроизводственных отраслей и новых производственных предприятий, основанных на инновациях.

Необходимо ускорить процессы диверсификации и совершенствования функциональных типов остальных городов региона. Это увеличивает экономическую мощь региональных городов, специализирующихся на переработке сельскохозяйственной продукции, и повышает их роль во

внешней торговле. Большинство остальных городов (Шахрисабз, Косон, Китаб, Яккабог, Камаши, Гузор, Чиракчи, Бешкент) являются административными центрами агропромышленных и одновременно сельских округов.

В связи с объявлением 2009 года Годом «Развития и процветания села», хотя положение и ответственность этих функциональных типов городов и поселков возросли, их градообразующие основы находятся на очень слабом уровне. В то же время для районных центров характерна односторонняя специализация промышленности, в них преимущественно расположены предприятия легкой и пищевой промышленности. Однако в условиях рыночной экономики, основанной на спросе и предложении, деятельность многих хлопкоочистительных, плодоконсервных, винодельческих предприятий в этих городах прекращается. Например, если Гузорский хлопкоочистительный комбинат полностью остановил свою деятельность, то Шахрисабзский плодоконсервный и Китабский винно-винный заводы также продолжают производственный процесс с некоторыми перерывами. Такие города, как Мубарак и Машаль, служат основными топливно -энергетическими центрами экономического региона. Этот ресурс отражается в том, что основной проблемой городов является загрязнение воздуха и рост различных онкологических и респираторных заболеваний среди населения. В то же время из-за невыгодного естественно-географического положения (в горной местности) и отсутствия инфраструктурных сетей (вдали от основных автомагистралей и железных дорог) в таких городских районах, как Эски -Яккабог и Дехханабад, практически не сформировались промышленные отрасли., и их городской потенциал не слишком высок. В настоящее время устранение этих проблем важно не только для развития новых городов, но и для улучшения социально-экономического положения сельских поселений региона. Прежде всего, основное внимание должно быть уделено развитию промышленности, транспорта и социальной инфраструктуры в новых городах на основе эффективного использования местных природных, минерально -сырьевых и рекреационных ресурсов, дальнейшего улучшения занятости и условий жизни населения.

В регионе также медленнее происходит формирование крупных территориальных систем городских агломераций. Хотя Каршинская агломерация в настоящее время формируется, этот процесс идет медленно из -за влияния многих социальных и экономических проблем (в первую очередь, питьевой воды). Также в результате обширного расширения Каршинской агломерации становится затруднительным удовлетворение различных бытовых и коммунальных потребностей жителей города, ухудшается урбоэкологическая ситуация. Это ставит важные задачи перед новыми городами вблизи города, такими как Ханабад, Кочкак и Ертепа. В этих городах желательно развивать производства и отрасли, обслуживающие агломерационный центр.

Также близится к завершению формирование Шахрисабз-Китобской агломерации. Для этого необходимо перевести город Шахрисабз в категорию крупных городов со 100-тысячным населением. В целях укрепления позиций этого города и обеспечения быстрого экономического и социального развития целесообразно перевести его в класс городов подчинения региона.

К сожалению, в Кашкадарьинской области в настоящее время нет четко выраженных полюсов и центров роста. Однако существуют возможности повышения потенциала региона с помощью формирования таких центров, и в этой связи следует учитывать такие факторы, как их общее географическое положение, особенности исторического развития, демографическая ситуация, природные условия и ресурсы. в учетную запись.

Хотя экологическая ситуация городов Кашкадарьи положительная по сравнению с промышленно развитыми городами республики, особенности ухудшения экологической среды таких городов, как Карши, Косон и Мубарак, с каждым годом усиливаются. Это вызвано неблагоприятными природно -климатическими условиями в этих городах, устаревшими технологиями производства существующих нефтемасляных, вино-винных, газоперерабатывающих заводов, а также увеличением количества вредных веществ, выделяемых городским автомобильным транспортом и бытовыми отходами. При этом следует отметить, что промышленные предприятия (особенно загрязняющие окружающую среду) фактически расположены за пределами города, и их влияние выражено в разной степени. Особое значение имеет направление и скорость ветра. Поэтому необходимо учитывать сложившуюся экологическую ситуацию при городском планировании, организации заселения и промышленных территорий и управлении городской системой в целом.

В целом, согласно приведенному анализу, существуют следующие экономико-географические проблемы развития городских поселений Кашкадарьинской области:

• совершенствование региональной городской и региональной городской структуры, улучшение обеспеченности городов различного масштаба, развитие сельской урбанизации;

• усиление функциональной структуры городов и ускорение их адаптации к рыночным условиям (улучшение инвестиционной среды, создание совместных предприятий, повышение экспортного потенциала), социально-экономическое развитие новых городов, т.е. агрогородков;

• уточнение полюсов и центров роста с целью активизации сложной территориальной системы городов, включая формирование городских агломераций, региональное и региональное социально-экономическое развитие;

• диверсификация градообразующих производств, внедрение современных технологий в производственный процесс;

• решение урбоэкологических проблем, развитие городов и дорожных систем как социально-экономической основы региона, и x. к.

Научно-обоснованное решение вышеизложенных экономико-географических проблем, связанных с городом и урбанизацией, напрямую связано со стратегией и концепцией социально-экономического развития региона и их реализацией.

Для устранения вышеперечисленных проблем необходимо в будущем обратить особое внимание на функциональные типы региональных городов. В частности, большинство вновь образованных городов (агрогородков) в настоящее время служат центрами сельских сходов граждан (СГГ) региона. Они обеспечивают медициной (сельские медицинские пункты), образованием (обычно в этих городах расположены существующие колледжи) и другими бытовыми и обслуживающими услугами жителей сел, входящих в состав КФЮ, где они расположены. Но в них еще не сформировались промышленные предприятия и производство промышленной продукции, типичное для реальных городов. Из научных исследований, проведенных кандидатом географических наук П. Курбановым, видно, что всего 16 новых городов региона, таких как Ходжи, Паканди, Темирчи, Сарай, в настоящее время не выполняют социально-экономические функции, характерные для любых городов и практически ничем не отличаются от окрестных деревень. По этой причине в будущем новые города будут развиваться с учетом специализации экономики, социальной и транспортной инфраструктуры местности, где они расположены. Например, в десятках городов, таких как Муглан, Денов, Майманок, Полоти, Гувалак, Памук, Нишон, Самарканд, Пахтаабад, Гулистан, с учетом наличия хлопкового сырья, в них созданы хлопкоперерабатывающие, текстильные и швейные предприятия и есть возможности для развития других отраслей легкой промышленности. В результате экспорт значительной части хлопка региона без переработки, который наблюдается сейчас, будет прекращен. Также необходимо создать плодоконсервные и виноградоперерабатывающие заводы в таких городах, как Маданият, Варганза, Севаз, Кутчи, Чоршанбе, Каттабог. Причина в том, что на месте перерабатывается очень небольшое количество выращенного в настоящее время хлопкового волокна, и, несмотря на наличие благоприятных сырьевых возможностей в плодоводстве и виноградарстве, промышленные отрасли в этом направлении развиты слабо. Для удовлетворения потребностей населения региона в мясомолочной продукции целесообразно запустить новые мощности в городах Кокдала, Майманок, Фазли, Полоти, Джейнов, Ковчин. В то же время развитие рыбной отрасли в городах Талимарджон и Обихайот, расположенных вблизи естественных и искусственных водоемов, позволит сократить импорт рыбной продукции в регион.

В будущем ожидается развитие новых городов как нижнего городского звена региона, как урбанизированной части КФГ, а также повышение значимости районов в повышении уровня внутренней урбанизации. В последние годы, исходя из его административной функции и демографического потенциала, желательно передать города Янги -Миришкор (центр Миришкорского района), Карашину (центр Дехханабадского района),

Муглан (центр Касбийского района), Корлик и Майманок. к категории городов.

Использованные источники:

1. Abdullayev O. Mintaqalar va mamlakatlar iqtisodiyoti. - T.: Yangi asr avlodi, 2009. - 282 b.

2. Asanov G.R. Sotsial - iqtisodiy geografiya: termin va tushunchalar izohli lug'ati.

- T.: O'qituvchi, 1990. - 248 b.

3. Ata-Mirzayev O.B. Regionalnoye prognozirovaniye rasseleniya i upravleniye protsessom urbanizatsii. - T.: Fan, 1979. - 92 s.

4. Soliyev A.S. Shaharlar geografiyasi. Ma'ruzalar matni - T.: O'zMU, 2000.

5. Курбонов П.Р. Жанубий Узбекистонда урбанизация жараёнлари. Монография. -Т.: «MUMTOZ SOZ». 2019 йил. - 180 б.

6. Abdiholiqova G.A. Qashqadaryo viloyatida urbanizatsiya jarayonlari rivojlanishining iqtisodiy geografik jihatlari. Magistrlik dissertatsiya. 2022.

7. Safarov I. B. Geographical features of pilgrimage tourism (in the case of Kashkadarya region) //Экономика и социум. - 2023. - №. 2 (105). - С. 321-324.

8. Safarov I. B., Rasulov F. I. PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PILGRIMAGE TOURISM (ON THE EXAMPLE OF KOSON DISTRICT) //Educational Research in Universal Sciences. - 2023. - Т. 2. - №. 4. - С. 189-191.

9. Safarov I. B., Toshquvvatov I. T. RECREATIONAL AND TOURISTIC OPPORTUNITIES OF UZBEKISTAN'S MOUNTAINS // Экономика и социум.

- 2023. - №.11(114). - С. 303-312.

10. Navotova D.I. Theoretical and methodological aspects of resources of land resources in agriculture//Academicia: An International Multidisciplinary Research Journal. November, 2022. - P. 40-44

11. Навотова Д.И. Кашкадарё вилояти кишлок хужалиги географияси ва уни карталаштиришнинг баъзи масалалари// Электронное научно-практическое периодическое издание. Экономика и социум. №3 (94), 2022. -721-725 c.

12. Навотова Д.И. Географические особенности использования зарубежного опыта использования земельных ресурсов в хозяйственных хозяйствах// Электронное научно-практическое периодическое издание. Экономика и социум. №4 (95), 2022. -198-202 c.

13. Navotova D.I. Internal Differences In The Use Of Land Resources In The Agriculture Of Kashkadarya Region// Eurasian Journal of History, Geography and Economics. Volume 16. Belgiya. 2023. P.100-104

14. Навотова Д.И. Ер ресурсларидан кишлок хужалигида фойдаланишни тадкик килишнинг назарий-услубий жихдтлари// Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS). Volume 2 | issue 1 | Tashkent/Uzbekistan. 2022. Б. 321-327

15. Navotova D.I. Main principles for determining the efficiency of the use of land resources// Proceedings of International Educators Conference 2023. Italiya. Vol. 2 No. 2 (2023) 25th February, 2023 P. 443-447

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.